БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ХРАМОВАЯ МУЗЫКА, культовая музыка.
ЦИНКА СУЛЬФИД, сернистый цинк, ZnS, белый порошок.
ЧЕРСКОГО ХРЕБЕТ, цепи Черского, горная система на С.-В. СССР.
ЧУВАШСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени И. H. Ульянова.
ТАМОЖНЯ (от тамга), гос. учреждение, контролирующее провоз грузов.
ШТЕТТИНСКИЙ МИР 1570, между Швецией и Данией.
ЭКСПОНОМЕТРИЯ, раздел фотографии, в к-ром определяют условия экспонирования.
ЭССЕ (франц. essai - попытка, проба, очерк, от лат. exagium - взвешивание), прозаич. сочинение.
ТЕАТР ТЕНЕЙ, вид театр, зрелища.
ЕККЕ, текийе, завие (тур. tekke, zaviye), обитель мусульм. дервишей в Турции.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

2197031823552198549321ации. В июне 1944 - марте 1945 премьер-мин, югосл. эмигрантского пр-ва. Подписал Тито-Шубашича соглашения 1944. В марте - нояб. 1945 мин. иностр. дел во Врем, пр-ве Демократич. Федеративной Югославии. В нояб. 1945 ушёл в отставку.

ШУБЕРТ Фёдор Иванович [19(30). 10. 1758, Хельмштадт, Германия,- 10(22).10. 1825, Петербург], русский астроном и геодезист, чл. Петерб. АН (1789). С 1804 зав. академич. обсерваторией. В 1798 опубл. учебник по теоретич. астрономии для университетов. Произвёл (1805) магнитные наблюдения по маршруту Петербург - Казань - Тобольск - Иркутск. Один из основателей мор. астрономия, обсерваторий в Кронштадте и Николаеве. Автор "Руководства к астрономическим наблюдениям, служащим к определению долготы и широты мест..." (1803); ежегодно с 1813 издавал "Морской месяцеслов" для нужд мор. флота. Ш.- автор "Популярной астрономии" (ч. 1-3, 1804-10), излагавшей в доступной форме систему мироздания.

Лит.: Воронцов - Вельями" нов Б. А., Очерки истории астрономии в России, M., 1956.

ШУБЕРТ (Schubert) Франц Петер (31.1. 1797, Лихтенталь, близ Вены,- 19.11. 1828, Вена), австрийский композитор. Род. в семье школьного учителя. Его первыми муз. наставниками были отец (скрипка), старший брат Игнац (фп.), регент приходской церкви M. Хольцер (пение). В 1808 Ш. был принят "певчим мальчиком" в придворную капеллу; с ним занимались В. Ружичка (генерал-бас), а затем (до 1816) А. Сальери (контрапункт и композиция). В 1813-14 Ш. прошёл курс в учительской семинарии, после чего работал помощником учителя в школе своего отца (до 1818), затем ушёл из семьи. В течение ряда лет Ш. давал уроки музыки, неоднократно пытался получить постоянную муз. должность, но безуспешно. Вокруг Ш. сложился кружок друзей - поклонников его творчества, к-рые оказывали ему посильную материальную помощь (чиновник И. Шпаун, поэт-любитель Ф. Шобер, поэт И. Майрхофер, худ. M. Швинд, поэт и комедиограф Э. Бауэрнфельд, комп. А. Хюттенбреннер и др.). Пропагандистом песен Ш. стал певец M. Фогль. В кругу друзей и знакомых часто собств. силами исполнялись соч. Ш.; такие вечера наз. "шубертиадами". С 1821 произв. Ш. начали издаваться. Изредка, гл. обр. в летние месяцы, Ш. выезжал за пределы Вены. В 1818 и 1824 в качестве учителя музыки дочерей графа И. Эстерхази он побывал в Венгрии, где слушал нар. венг. и цыганскую музыку; в 1819, 1823 и 1825 был с Фоглем в Верхней Австрии, в 1827 посетил Грац. Песни Ш. приобрели большую известность. В 1823 он был избран почётным чл. Штирийского и Линцского муз. союзов. 26 марта 1828 в Вене состоялся концерт из соч. Ш., имевший большой успех. Осенью того же года Ш. заболел брюшным тифом и скончался.

Живший в эпоху жестокой меттерниховской реакции в Австрии, Ш. явился первым крупнейшим представителем муз.романтизма.

A. Шуберт.

В своих соч. он стремился воссоздавать отсутствующий в жизни светлый идеал, запечатлевал тоску по нему, страдания человека в чуждой и враждебной ему обществ, обстановке. Сердечность, задушевность музыки Ш свойственные ей непосредственность, "открытость" выражения определялись и личными качествами композитора. Музыка Ш тесно связана с нар. иск-вом Австрии (хотя Ш. редко использовал в своих соч. подлинные нар. темы), с бытовой музыкой Вены; нашёл отражение в ней и фольклор входивших тогда в Австр. империю венгров, слав, народов. В музыке Ш. главенствует мелодия, большое значение имеют колорит, красочность, обусловившие обогащение гармонии, оркестровки. При всей новизне своей музыки Ш. сохранил тесную связь с традициями венской классической школы.

Важнейшее место в творчестве III. заняла песня для голоса и фп. (нем. Lied; жанр, соответствующий романсу в рус. музыке). Этот жанр III. сделал способным к воплощению глубокого содержания за счёт более тесного единения слова и музыки, роста значительности и индивидуализации муз. образов. Вокальная мелодия в песнях Ш. (нередко включающая речитативные элементы) б. ч. заключает в себе целостное муз. обобщение. Партия фп. имеет важное выразительное, а часто и муз.-изобразительное значение. Ш. развил и обогатил прежние типы песен, создал новый тип песни сквозного развития с объединяющим целое варьируемым мотивом в партии фп., а также первые зрелые образцы песенного цикла. В песнях Ш. (ок. 600) представлены стихотворения ок. 100 поэтов. Для каждого крупного поэта композитор находил соответствующие поэзии стилистич. приёмы. Наибольшее значение для песенного творчества Ш. имели И. В. Гёте (ок. 70 песен, в т. ч. "Лесной царь", "Гретхен за прялкой"), Ф. Шиллер (св. 40, в т. ч. "Жалоба девушки", "Группа из Тартара"), В. Мюллер (песенные циклы "Прекрасная мельничиха" и "Зимний путь"), Г. Гейне (6 песен, в т. ч. "Двойник"), И. Майрхофер (47 песен). Выдающиеся песни композитор создал и на тексты К. Ф. Д. Шубарта ("Форель"), Ф. Л. Штольберга ("Баркарола"), M. Клаудиуса ("Девушка и смерть"), Г. Ф. Шмидта ("Скиталец"), Л. Релынтаба ("Вечерняя серенада", "Приют"), Ф. Рюккерта ("Привет", "Ты мой покой"), а также M. Коллина, Я. H. Крайгера, Ф. Шобера("К музыке"), В. Скотта ("Ave Maria"), У. Шекспира ("Утренняя серенада").

К песням Ш. примыкают квартеты для муж. и жен. голосов, хоры, произв. типа кантат и ораторий. В духовных соч., из к-рых особенно значительны 2 последние мессы (1819 и 1828), Ш., подобно И. С. Баху, выражал простые человеч. чувства. Завершённые композитором 3 оперы и 6 зингшпилей при его жизни не ставились и не стали репертуарными, гл. обр. из-за плохих либретто. 3 драматические пьесы, к к-рым Ш. написал музыку, не удержались на сцене, однако увертюра и танцы из музыки к пьесе X. Шези "Розамунда..." (1823) широко исполняются.

В инструм. произв. Ш. часто использовал напевные, закруглённые лирич. темы песенного типа, к-рые разрабатывал гл. обр. как целое, давая им различное "освещение". Из 7 завершённых симфоний Ш. последняя (до мажор, окончат, редакция - 1828) выдержана в героико-эпич. тонах. Это величеств, соч., по словам В. В. Стасова, поистине гениальное "по вдохновлению, по силе, по порыву, по красоте, по выражению „народности" и „народной массы"...". Углублённым психологизмом насыщена двухчастная лирико-драматич. "Неоконченная" симфония си минор (1822). Из концертных увертюр популярность приобрели 2 "увертюры в итальянском стиле" (1817).

Многие камерные инструм. соч. Ш. связаны с распространённым тогда в Австрии домашним музицированием, в т. ч. жизнерадостный фп. квинтет "Форель" (1819), в предпоследней части к-рого варьируется тема одноим. песни. Ряду сочинений присущи черты оркестральности. Наиболее значительны струнный квинтет до мажор (1828) и 3 последних струнных квартета - ля-минорный (1824), ре-минорный, включающий вариации на тему песни Ш. "Девушка и смерть" (1824-26), и соль-мажорный (1826). Фп. музыка - одна из осн. областей творчества Ш. В фп. сонатах Ш. испытал влияние Л. Бетховена, однако нашёл собств. трактовку жанра. Лучшие из них - сонаты ля мажор (1819), ля минор (1823), ля минор, ре мажор, соль мажор (1825), си-бемоль мажор (1828). В фантазии "Скиталец", в к-рой использована тема одноим. песни, Ш. намечает структуру симф. поэм Ф. Листа. "Экспромты" (11, 1827-28) и "Музыкальные моменты" (6, 1818-28) - романтич. фп. миниатюры, предвосхитившие характерные черты фп. музыки Ф. Шопена и Ф. Листа. Фп. танцы Ш.- вальсы, лендлеры, "немецкие", экосезы, галопы (более 400) - важный шаг на пути к поэтизации танца. Ш. создал также MH. соч. для фп. в 4 руки, в числе к-рых фантазия фа-минор (1828), Венгерский дивертисмент (1824), вариации, марши, полонезы и др.

В нек-рых соч. Ш. последних лет ("Зимний путь", песни на тексты Гейне) углубились драматич., даже трагич. настроения. Однако и в эти годы им противостояли произв. (включая песни), исполненные энергии, силы, мужества, жизнерадостности. При жизни Ш. получил признание гл. обр. как автор песен; MH. его крупные инструм. сочинения были впервые исполнены через десятилетия после смерти ("большая" симфония до мажор в полном объёме впервые прозвучала под упр. Ф. Мендельсона в 1839, "Неоконченная" симфония в 1865). Лишь к нач. 20 в. стали понимать, что Ш. велик не только в песне, но и в инструм. музыке. Соч.: Werke. Kritisch durchgesehene Gesammtausgabe, 41 Bd, Lpz., 1884-97 (факсим. переизд., V. 1 - 19, N. Y.- Wiesbaden, 1965-69); Neue Ausgabe samtlicher Werke. Ser. 1-8, Kassel - [и. а.], 1964- 1977- (по 1977 вышло 15 т. разл. серий; изд. продолжается ).

Лит.: Венок Шуберту. 1828-1928. Этюды и материалы, M., 1928; Глазунов А. К., Франц Шуберт. Очерк, Л., 1928; Даме В., Франц Шуберт, пер. с нем., M., 1928; Жизнь Франца Шуберта в документах, M., 1963; Воспоминания о Шуберте, M., 1964; Гольдшмидт Г., Франц Шуберт. Жизненный путь, пер. с нем., 2 изд., M., 1968; Хохлов Ю., О последнем периоде творчества Шуберта, M., 1968; его же, Шуберт. Некоторые проблемы творческой биографии, M., 1972; Музыка Австрии и Германии XIX века, кн. 1, M., 1975; Franz Schubert. Die Dokumente seines Lebens und Schaffens, hrsg. von O. E. Deutsch, Bd 3, Sein Leben in Bildern, Munch.- Lpz., 1913; M i e s P., Franz Schubert, Lpz., 1954; Schubert. Die Dokumente seines Lebens, gesammelt und erlautert von O. E. Deutsch, Kassel, 1964; Deutsch O. E., W а с k e 1 i ng D. R., Schubert. Thematic catalogue of all nis works in chronological order, L., 1951; E i nstein A., Schubert, N. Y., 1951; его же, Ein musikalisches Portrat, Z., 1952; V e t t e г W., Der Klassiker Schubert, Bd 1-2, Lpz., 1953; Schubert. Die Erinnerungen seiner Freunde, hrsg. u. erlaut. von O. E. Deutsch, 2 Ausg., Lpz., 1966; Brown M. J. E., Schubert, A critical biography, L., 1958; его же, Essays on Schubert, L.- N. Y., 1966; Reed J., Schubert. The final years, L., 1972. Ю. H. Хохлов.

ШУБИH Павел Николаевич [14(27).3. 1914, с. Чернавск Елецкого у. Орловской губ.,- 11.4.1951, Москва], русский советский поэт. Род. в семье мастерового. Окончил Ленингр. пед. ин-т им. А. И. Герцена (1938). Многокрасочный мир рус. природы, яркая живопись словом в стихах, собранных в сб-ки: "Ветер в лицо" (1937), "Парус" (1940). Лучшие стихи Ш. ("Верность", "Полмига", "Атака", "Шофёр" и др.) поев, изображению солдатского мужества, раздумьям о России, о верности и любви. Награждён 2 орденами, а также медалями.

Соч.: Избранная лирика. [Вступ. ст. А. Межирова], M., 1966: Стихотворения. [Вступ. ст. А. Когана], M., 1971.

Лит.: Абрамов А., Лирика и эпос Великой Отечественной войны, M., 1972: Koг а н А. Г., Павел Шубин, M., 1974; Павел Николаевич Шубин (1914-1951). Указатель литературы, Воронеж, 1970.

ШУБИН Семён Петрович [18(31).7.1908, Лиепая, ныне Латв. CCP,-28.11.1938], советский физик-теоретик, доктор физико-матем. наук (1935). Окончил МГУ (1927). В 1932-37 работал в Уральском физико-технич. ин-те (ныне Ин-т физики металлов УНЦ АН СССР, Свердловск). С 1935 проф. Уральского физико-механич. ин-та (позднее факультет Уральского политехнич. ин-та). Осн. труды по классич. теории колебаний, квантовой теории твёрдого тела, квантовой теории. Совместно с И. E. Таммом в 1931 построил квантовую теорию фотоэффекта металлов. Предложил зонную теорию жидких металлов (1933). Автор полярной и s-d-обменной моделей кристаллов (1934-36, совм. с С. В. Вонсовским).

Лит.: Семен Петрович Шубин. (К 50-летию со дня рождения и 20-летию со дня смерти), "Успехи физических наук", 1958, т. 65,

ШУБИН Федот Иванович[17(28).5.1740, дер. Тючковская, ныне Архангельской обл.,- 12(24).5.1805, Петербург], русский скульптор, один из крупнейших представителей просветительского классицизма в рус. иск-ве 18 в.
Сын крестьянина-помора, Ш. с детства занимался резьбой по кости. В 1759 приехал в Петербург; в 1761-67 учился в AX у H. Жилле. Пенсионер AX в Париже, где работал под рук. Ж. Б. Пигаля (1767- 1770), и в Риме (1770-72). Ранним произв. Ш. ("Ф. H. Голицын", мрамор, 1771, Третьяковская тал.), созданным под влиянием античного иск-ва, присущи классическая ясность и реалистическая достоверность. В 1773 Ш., вернувшись в Петербург, работал над портретами, предпочитая в качестве материала мрамор, мягкость к-рого позволяла ему достигать тончайших живописных эффектов.

Ф. И. Ш уб и н. Автопортрет. Русский музей. Ленинград.

Виртуозно моделируя пластику лица, мастерски использовал возможности кругового обхода, позволяющего достигать многообразия взаимодополняющих аспектов образа. Ш подчёркивал в облике портретируемого черты парадной импозантности ("A. M. Голицын", мрамор, 1775, там же), передавал впечатление духовной стойкости и энергии, одухотворяющей внешне непримечат. лица ("3. Г. Чернышёв", 1774, там же; "П. А. Румянцев-Задунайский", 1778, Русский музей, Ленинград; оба - мрамор), раскрывал сложный внутр. мир портретируемого ("Неизвестный", мрамор, сер. 1770-х гг., Третьяковская гал.). В 1774-75 Ш. выполнил для Чесменского дворца 58 медальонов с изображениями росс, князей и царей (мрамор, Оружейная палата. Москва), в 1789-90 - статую "Екатерина II - законодательница" для Таврич. дворца (мрамор, Русский музей, Ленинград). В 1770-80-е гг. Ш. создал также многочисл. монументально-декоративные произв. (статуи и рельефы для Мраморного дворца, 1775-82, и Троицкого собора Александро-Невской лавры, 1786- 1789; все - мрамор).

Особой точности и правдивости характеристик достиг III. в портретах 1790-х гг. ("Г. А. Потёмкин-Таврический", мрамор, 1791; "Е. M. Чулков", илл. см. т. 12, стр. 272; "М. В. Ломоносов", гипс, 1792; чА. А. Безбородко", мрамор, ок. 1798; все - Русский музей, Ленинград). Сложностью и остротой психологич. характеристики отличается бюст Павла I [мрамор, 1797(?), там же]. Последние годы жизни Ш. прошли в затруднениях, во многом связанных с враждебным отношением правящих кругов к его иск-ву.

Илл. см. на вклейке, табл. XXX (стр. 512-513).

Лит.: Исаков С. К., Федот Шубин, M., 1938; Жидков Г. В., Образ Шубина, M., 1946; Лазарева О. П., Русский скульптор Федот Шубин, M., 1965.

ШУБИНКА, старинный рус. сорт вишни. Плоды мелкие, тёмно-красные. Мякоть плотная, кисловатая, с горьковато-вяжущим привкусом. Созревают в начале августа, долго не осыпаются. Используются гл. обр. для переработки на варенье, соки, вина. Дерево сильнорослое, с хорошей облиственностью. Зимостойка, устойчива против MH. болезней. Плодоносить начинает в возрасте 7-8 лет. Урожайность (6-11 кг с дерева) ежегодная. Распространена в ср. полосе РСФСР.

ШУБИНСКИЙ Сергей Николаевич Т2(14).6.1834, Москва,- 28.5(10.6).1913, Петербург], русский историк, журналист. Окончил Моск. дворянский ин-т.

В 1854-87 на воен. службе (последний чин - ген.-майор). Популяризатор истории России 18 - 1-й пол. 19 вв. В 1875- 1879 ред. журн. "Древняя и новая Россия", основатель и ред. журн. "Исторический вестник" (1880). Придерживался консервативно-монархич. взглядов.

Соч.: Собрание анекдотов о кн. Г. А. Потемкине-Таврическом, 2 изд., СПБ, 1869; Исторические очерки и рассказы, 6 изд., СПБ, 1911; Очерки из жизни и быта прошлого времени, СПБ, 1888.

ШУБИЦ (Subic), словенские живописцы, братья. Юрий Ш. (15.4.1855, Поляне,- 8.9.1890, Рашвиц, близ Лейпцига). Учился в AX в Вене (1873-79). Эволюционировал от академизма к пленэрной живописи. Выполнял портреты, интимные жанровые картины ("Перед охотой", 1882, Нац. гал., Любляна). Янез Ш. (26.10. 1850, Поляне,- 25.4.1889, Кайзерслаутерн). Представитель академизма. Автор алтарных картин, стенных росписей (в Нац. театре в Праге, 1881-83), портретов и жанровых композиций.

Лит.: Mesesnel F., Janez in Jurij Subic, Ljubljana, 1939.

ШУБНАЯ МОЛЬ (Tinea pellionella), бабочка из сем. настоящих молей (Tineidae). Размах крыльев до 17 мм; передние крылья золотистые, задние серые; на голове жёлто-серое опушение. Распространена по всему земному шару. Бабочка откладывает весной до 120 яиц на шерстяные и меховые вещи или изделия из пера, на к-рых и обитают выходящие из яиц голые беловатые гусеницы, питающиеся шерстью, мехом, пером. Живут гусеницы в чехликах в виде трубочек, к-рые сплетают сами. Осенью прикрепляют свои чехлики к потолку, стенам, внутр. сторонам створок шкафов, где зимуют. Весной окукливаются и через 10-20 сут из куколок выходят бабочки. Меры борьбы: содержание в чистоте помещений, хранение шерстяных и меховых вещей в спец. мешках, пересыпка вещей нафталином.

ШУБНИКОВ Алексей Васильевич [17 (29).3.1887, Москва,-27.4.1970, там же], советский кристаллограф, акад. АН СССР (1953, чл.-корр. 1933), Герой Социалистич. Труда (1967). Окончил Моск. ун-т (1912). Работал в Нар. ун-те им. Шанявского у Г. В. Вульфа, затем проф. Уральского горного ин-та (1920- 1925). С 1925 работал в АН СССР; с 1937 зав. лабораторией кристаллографии АН СССР, с 1944 директор Ин-та кристаллографии, созданного по его инициативе. Проф. и зав. кафедрой МГУ (с 1953). Осн. труды по кристаллофизике, симметрии, образованию и росту кристаллов и их применениям. Положил начало обобщениям кристаллографич. симметрии, создав учение об антисимметрии. Развил симметрийный подход при исследовании и описании физ. свойств моно- и поликристаллов. Предсказал существование и впервые создал пьезоэлектрич. текстуры. Одним из первых начал разрабатывать проблемы роста кристаллов, при его участии была создана совр. техника выращивания кристаллов, а также методы обработки кристаллов. Гос. пр. СССР (1947, 1950). Награждён 2 орденами Ленина, 2 др. орденами, а также медалями.

Соч.: Избр. труды по кристаллографии. M., 1975.

ШУБНИКОВ Лев Васильевич (29.9. 1901-1945), советский физик, доктор физико-матем. наук. По окончании Ленингр. политехнич. ин-та (1926) был командирован в Лейденскую криогенную лабораторию. С 1930 в Укр. физико-технич. ин-те, с 1931 руководил первой в СССР криогенной лабораторией, организованной в этом ин-те. Проф. Харьковского ун-та (с 1934); Первые науч. работы Ш. - по выращиванию металлич. монокристаллов, исследованию пластич. деформации и упрочнения кристаллов (совм. с И. В. Обреимовым). В 1930 совместно с нидерл. учёным В. де Хаазом открыл явление периодич. изменения сопротивления висмута в зависимости от магнитного поля при низких темп-pax (Шубникова - де Хааза эффект). Изучал магнитные свойства сверхпроводников и сплавов, температурный ход теплоёмкостей при низких темп-pax, осуществил переход вещества из парамагнитного в антиферромагнитное состояние.

Лит.: Балабекян О. И., Лев Baсильевич Шубников, "Успехи физических наук", 1966, т. 89, в. 2 (лит.).

ШУБНИКОВА - ДЕ ХААЗА ЭФФEKT, осциллирующая зависимость статического электрич. сопротивления р монокристаллов металлов от обратной величины магнитного поля 1/Н, наблюдаемая при низких темп-pax. Открыт Л. В. Шубниковым и В. де Хаазом (W. de Haas) в 1930 на монокристаллах Bi. Период осцилляции определяется площадью экстремальных сечений Ферми поверхности и зависит от ориентации поля H относительно кристаллографич. осей. С ростом темп-ры амплитуда осцилляции экспоненциально убывает. Ш.- де X. э. позволяет определить форму поверхности Ферми, а также энергетич. спектр электронов. Природа Ш.- де X. э. та же, что и де Хааза - ван Альфена эффекта.

ШУБНОЕ ОВЦЕВОДСТВО, разведение овец для получения высококачеств. шубных овчин. Ш о. стало развиваться в России с кон. 18 в., когда в результате спроса на тёплую меховую одежду в нек-рых уездах Ярославской и Костромской губ. возник кустарный промысел по выделке овчин для шубных изделий. Овчины получали с местных сев. короткохвостых овец. Длит, целенаправленным отбором и подбором этих овец по качеству овчин была создана романовская порода, к-рая представляет совр. шубное направление овцеводства. Романовские овчины отличаются лёгкостью, прочностью, хорошими теплозащитными свойствами, красивым внеш. видом. Высокие качества овчин определяются особенностями шёрстного покрова, к-рый, в отличие от шерсти др. грубошёрстных овец, состоит только из пуха и ости. Вследствие более интенсивного роста пух через 3-4 мес после стрижки перерастает остевые волокна на 2- 3 см и образует косицы с красивым мелким завитком. Оптимальное соотношение ости и пуха и различие их окраски создают красивый голубоватый оттенок шёрстного покрова. Относительно короткие остевые волокна служат эластичной опорой пуха и предохраняют шёрстный покров от свойлачивания. Наиболее ценны овчины 5-8-месячного молодняка; в произ-ве чаще забивают молодняк в возрасте 9- 10 мес (дающий хорошую тушку и шкуру большего размера), когда шерсть после первой стрижки отрастает не менее чем на 3 см (межёная овчина). Ш. о. высокотоварно: романовские овцы многоплодны и способны давать 3 приплода за 2 года. В передовых х-вах от 100 маток получают по 300-330 ягнят в год.

В СССР на 1 янв. 1976 насчитывалось 578 тыс. овец романовской породы. В небольшом кол-ве этих овец вывозили во Францию и Румынию (используют для улучшения местных пород).

Лит.: Овцеводство, под ред. Г. P. Литовченко и П. А. Есаулова, M., 1972; H и к олаев А. И., Овцеводство, 4 изд., M., 1973.

"ШУБРАВЦЫ" (от польск. szubrawiec - прощелыга), шутливое самоназв. лит.-обществ. кружка польск. интеллигенции в Вильнюсе в 1816-22. "Ш." издавали сатирич. еженедельник "Wiadomosci Brukowe" ("Уличные известия"), в к-ром критиковали в духе либерального просветительства обскурантизм, сословную спесь шляхты, слепое подражание иностр. модам. В кружке был принят церемониал, пародировавший обряды масонства. "Ш." поддерживали связь с кружками патриотич. молодёжи - "филаретами" и "филоматами". Кружок "Ш." распался после закрытия властями его журнала и в результате преследований масонских и др. орг-ций.

ШУВАЕВ Дмитрий Савельевич [12(24). 10.1854 - 1937], русский воен. деятель, ген. от инфантерии (1912). Из почётных граждан Оренбургской губ. Окончил Александровское воен. уч-ще (1872) и Академию Генштаба (1878), служил на штабных должностях, преподавал в воен.-уч. заведениях. Командовал дивизией (1905) и корпусом (1907-08). С 1909 нач. Гл. интендантского управления и гл. интендант, с дек. 1915 по март 1916 гл. полевой интендант. В марте 1916 - янв. 1917 воен. министр. С янв. 1917 чл. Гос. совета. После Окт. революции преподавал в воен.-уч. заведениях Красной Армии, в т. ч. на курсах комсостава "Выстрел". С кон. 20-х гг. в отставке, персональный пенсионер.

ШУВАЛОВ Иван Иванович [1(12).11. 1727, Москва,- 14(25).11.1797, Петербург], русский гос. деятель, ген.-адъютант (1760). В 1742 начал службу при дворе, с 1749 камер-юнкер, фаворит имп. Елизаветы Петровны. Оказывал воздействие на внутр. и внеш. политику России сер. 18 в. Содействовал развитию рус. науки и искусства, оказывал покровительство рус. учёным, писателям, художникам. Ш поддерживал MH. начинания M. В. Ломоносова, в т. ч. план создания Моск. ун-та, после открытия к-рого Ш. стал его первым куратором. По инициативе Ш. в 1757 создана Академия художеств, президентом к-рой он был до 1763. После воцарения Екатерины II - в опале. В 1763-77 находился за границей в отпуске "по болезни", выполнял ряд дипломатич. и др. поручений рус. пр-ва. Собранные в Зап. Европе коллекции произв. иск-ва передал в AX и Эрмитаж. Вернувшись в Россию, существ, роли в политич. жизни не играл.

Лит.: Бартенев П. И., Биография И. И. Шувалова, M., 1857.

ШУВАЛОВ Павел Андреевич [13(25).П. 1830, Петербург,- 7(20).4.1908, Ялта], граф, русский воен. деятель и дипломат, ген. от инфантерии, ген.-адъютант, чл. Гос. совета (1896). Брат Петра Андреевича Шувалова. Участник Крымской войны 1853-56 и рус.-тур. войны 1877-78. Был