БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ХРАМОВАЯ МУЗЫКА, культовая музыка.
ЦИНКА СУЛЬФИД, сернистый цинк, ZnS, белый порошок.
ЧЕРСКОГО ХРЕБЕТ, цепи Черского, горная система на С.-В. СССР.
ЧУВАШСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени И. H. Ульянова.
ТАМОЖНЯ (от тамга), гос. учреждение, контролирующее провоз грузов.
ШТЕТТИНСКИЙ МИР 1570, между Швецией и Данией.
ЭКСПОНОМЕТРИЯ, раздел фотографии, в к-ром определяют условия экспонирования.
ЭССЕ (франц. essai - попытка, проба, очерк, от лат. exagium - взвешивание), прозаич. сочинение.
ТЕАТР ТЕНЕЙ, вид театр, зрелища.
ЕККЕ, текийе, завие (тур. tekke, zaviye), обитель мусульм. дервишей в Турции.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

2197031823552198549321многолетние травы с очередными, цельными или пильчато-лопастными листьями. Цветки одиночные или по нескольку в пазухах листьев. Ок. 60 видов в вост. части Средиземноморья. Декоративные растения и медоносы. Иногда Ш. называют только один вид - Ш. розовую, относя её к роду Althaea. Ш. розовая (Alcea rоsea) - растение вые. до 250 см с крупными, часто махровыми, черно-красными, фиолетовыми, розовыми или белыми цветами. Культурные формы используются в цветоводстве. Отличаются неприхотливостью и длительностью цветения. Черно-красные лепестки применяются для подкрашивания вин, ликёров, окраски тканей. Высушенные цветки используются в медицине в виде отваров как мягчительное средство и для припарок. Из стеблей получают грубое волокно для изготовления верёвок, шпагата, мешковины.

ШТОКХАУЗЕН (Stockhausen) Карлхейнц (р. 22.8.1928, Мёдрат, близ Кёльна), немецкий композитор (ФРГ). Один из наиболее известных представителей муз. авангардизма. Окончил кёльнскую Высшую муз. школу как пианист (1951), позднее брал уроки композиции у Ф. Мартина, О. Мессиана, Д. Мийо. С 1953 работает в студии электронной музыки Зап.-герм, радио в Кёльне. Большинство соч. Ш. ("Контрапункты", 1953, "Группы", 1957, "Цикл", 1959, "Моменты", 1962, и др.) носит экспериментальный характер, отражает поиски в области алеаторики и электронной музыки и лишено значительного идейно-художеств. содержания. Музыка Ш.- типичного представителя т. н. "элитарного" бурж. иск-ва - не получила признания слушателей.

ШТОЛЛ (Stoll) Ладислав (р. 26.6.1902, Яблонец-над-Нисой), чешский критик, литературовед, публицист, акад. Чехословацкой АН (1960). Почётный доктор МГУ (1972). Чл. КПЧ с 1926, чл. ЦК КПЧ с 1946. С 1972 директор Ин-та чешской и мировой лит-ры Чехословацкой АН. Начиная с 30-х гг.- один из ведущих чеш. критиков-марксистов. Редактор ряда коммунистич. изданий. Работы Ш. поев, вопросам совр. идеологич. борьбы, развития социалистич. культуры, роли интеллигенции в обществ, жизни, партийности иск-ва. В работе "Тридцать лет борьбы за социалистическую поэзию" (1950) раскрыл значение традиции С. К. Неймана и Й. Волъкера для развития чеш. лит-ры. В монографии "О форме и структуре в искусстве слова" (1966; Гос. пр. им. К. Готвальда, 1972) Ш. дал критич. анализ рус. формальной школы и чеш. структурализма.

Соч.: Literatura a kufturni revoluce, Praha, 1959; Z boju па leve fronte, Praha, 1964; Umeni a ideologicky boj, sv. 1 - 2, Praha, 1972; Socialismus a qsobnosti, Praha, 1974; O modernosti a modernismu a umeni, Praha, 1974; Basnik a nadeje, Praha, 1975; в рус. пер.- [Статьи], в сб.; Марксистская литературная критика Чехословакии. 20-30-е годы, M., 1974; [Статьи], в сб.: Литература и время. Литературно-художественная критика в ЧССР, M., 1977.

Лит.: Формирование марксистской литературной критики в зарубежных славянских странах, M.,1972; Dvorak Т., L. Stoll v kontextu ceske mezivalecne marxisticke kritiky, "Ceska literatura", 1972, s. 386-99; Bibliografie dila L. Stolla, [Zprakovala Korinkova D.], predmluva: Stefan Vlasin, Praha, 1974. Шт. Влашин (ЧССР).

ШТОЛЬНЯ (от нем. Stollen), горизонтальная или наклонная выработка, имеющая выход на земную поверхность и предназначенная для обслуживания горных работ. Ш. могут быть разведочные и эксплуатационные (для разработки месторождения). В зависимости от назначения различают транспортные, вентиляционные, водоотливные Ш.

ШТОПОР (голл. stopper, от stop - пробка), 1) свёрнутый в спираль стержень из толстой, обычно стальной проволоки (диаметром 10-20 мм); имеет на конце швартовочное кольцо. Ввинченный в грунт, дерево, лёд Ш. служит для швартовки самолётов, планеров, вертолётов, небольших судов, крепления палаток и др. 2) Пробочник (нем. Korkzieher), винтовой стержень с кольцом или рукояткой на конце, применяемый для вытаскивания пробок и различных заглушек. 3) В авиации - особый, критич. режим полёта самолёта (планёра), заключающийся в его снижении по крутой нисходящей спирали малого радиуса с одновременным вращением относительно всех трёх его осей. При этом самолёт переходит на режим самовращения (авторотации). Ш. подразделяется: по виду - на нормальный и перевёрнутый, по углу наклона продольной оси самолёта к горизонту - на крутой (50-90°), пологий (30-50°) и плоский (<30°), по характеру протекания - на устойчивый и неустойчивый. Сваливание и попадание самолёта в Ш. происходит при выходе его на закритич. углы атаки. В процессе лётных испытаний опытных самолётов для обеспечения выхода из уже развившегося (устойчивого) Ш. применяются противоштопорные парашюты или ракеты. Впервые преднамеренный ввод самолёта в Ш. осуществил рус. воен. лётчик К. К. Apцеулов (1916). Проблемой Ш. в 1918-19 занимался англ, учёный Г. Глауерт. Теоретич. обоснование Ш. разработано сов. учёным В. С. Пышновым, а дальнейшие экспериментальные работы по Ш. выполнены A. H. Журавченко.

С. Я. Макаров.

ШТОРМ Георгий Петрович [р. 12(24).9. 1898, Ростов-на-Дону], русский советский писатель, историк лит-ры. Род. в семье служащего. Учился на историко-филологич. ф-те Донского (ныне Ростовского) ун-та (1919-21). Печатается с 1921. "Повесть о Болотникове" (1930) была отмечена M. Горьким. В 30-е гг. опубл. научно-историч. произв.: "Ход слона" (др. назв.- "Многобыт", 1930), "Труды и дни Михаила Ломоносова" (1932). Автор поэтич. перевода "Слова о полку Игореве" (1934); документально-биографич. книг, поев, героям рус. флота ("Ф. Ф. Ушаков", 1947; "Страницы морской славы", 1954, и др.). Итогом упорных архивных изысканий явилась кн. "Потаённый Радищев. Вторая жизнь „Путешествия из Петербурга в Москву"" (1965). Награждён орденом Трудового Красного Знамени и медалями.

Соч.: Дети доброй надежды. Исторические повести и рассказы, M., 1962; Потаенный Радищев, 3 изд., M., 1974.

Лит.: M. Горький - Г. П. Шторму. [Переписка], в кн.: Горький и советские писатели. Неизданная переписка, в кн.: Литературное наследство, т. 70, M., 1963; Андроников И., О новом жанре, в его кн.: Я хочу рассказать вам..., 3 изд., M., 1971; Русские советские писатели-прозаики. Биобиблиография, указатель, т. 6, ч. 2, M., 1969.

ШТОРМ (Storm) Теодор (14.9.1817, Xyзум,-4.7.1888, Хадемаршен), немецкий писатель. Род. в семье адвоката. Изучал юриспруденцию в Киле (1837-38) и Берлине (1838-39). С 1843 имел адвокатскую практику в Хузуме, Потсдаме и др. городах. Лирику Ш., во многом продолжающую романтич. традиции, отличают непосредственность и искренность чувства, музыкальность, фольклорная основа. Главные её темы - любовь, иск-во, природа Шлезвиг-Гольштейна; MH. стихотворения поев, историч. прошлому родного края. Глубоким лиризмом отмечена и новеллистика Ш. От ранних "новелл настроения" ("Иммензее", 1849, опубл. 1852; "Ангелика", 1855) Ш. приходит в 70-80-е гг. к "новеллам действия". Социальная проблематика поздних, художественно наиболее совершенных новелл Ш. ("Ханс и Хайнц Кирх", 1882, и др.) свидетельствует об усилении реалистич. и антибурж. тенденций в его творчестве. Темы иск-ва ("Поле-Кукольник", 1874) и историч. прошлого ("Рената", 1878) связаны с основной для всего творчества Ш темой гибели патриарх, уклада. Высшее художеств. достижение Ш.- новелла "Всадник на белом коне" (1888).

В. Штоф. И. Штраус (сын).

Соч.: Samtliche Werke, hrsg. von P. Goldhammer, 3 Aufl., Bd 1-4, В.- Weimar, 1972; в рус. пер.- Новеллы, т. 1 - 2, M., 1965.

Лит.: История немецкой литературы, т. 4, M., 1968; Kalnina D., Uber Theodor Storms Stellung in der deutschen Literatur, "Уч. зап. Рижского пед. ин-та", 1957, т. 5;

Bottgеr F., Th. Storm in seiner Zeit, В., [1958]; Gold hammer P., Th. Storm..., Lpz., 1968. Ж. П. Саркисян.

ШТОРМ (голл. storm), ветер силой9 баллов по Бофорта шкале и скоростью 20,8-24,4 м/сек. При силе ветра выше 9 баллов Ш. наз. сильным, жестоким ураганом. Ш. нередко вызывает разрушения на суше и сильное волнение моря. Чаще всего Ш. связаны с тропич. и внетропич. циклонами.

ШТОРНЫЙ ЗАТВОР, шторно-щелевой затвор, фокальный фотографический затвор с двумя светонепроницаемыми заслонками-шторками, между к-рыми образуется щель переменной ширины. Иногда Ш. з. содержит одну шторку с прорезанной в ней щелью.

ШТОРХ Андрей (Генрих) Карлович [18.2(1.3).1766, Рига,- 1(13).11.1835, Петербург], русский экономист, историк и библиограф, акад. (1804), вице-президент Петерб. АН (1830). В 1784-87 учился в ун-тах Йены и Гейдельберга; вернувшись в Россию, преподавал историю и словесность в Петерб. кадетском корпусе, с 1799 в течение 20 лет был наставником детей имп. фамилии. Совм. с Ф. П. Аделунгом составил "Систематическое обозрение литературы в России... с 1801 по 1806 гг." (ч. 1-2, 1810- 1811), к-рое с исчерпывающей полнотой охватывало русскую печатную продукцию указанного периода и положило начало русской книжной статистике. Ш.- автор учебника политич. экономии, получившего в нач. 19 в. широкое признание. В области экономич. теории заимствовал ряд положений (теорию заработной платы, прибыли) у А. Смита, но отвергал его теорию трудовой стоимости, солидаризуясь в ряде вопросов с T. Мальтусом. Доказывая преимущество свободного труда перед крепостным, Ш., однако, утверждал, что с. X-BO России может успешно развиваться и при крепостном праве. Ш.- член 21 академии и науч. общества.

Соч.: Historisch-statistisches Gemalde des russischen Reichs am Ende des achtzehnten Jahrhunderts, Bd 1-8, (Suppl. 1 - 2) mit Karten, Riga - Lpz., 1797 - 1803; Russland unter Alexander dem Ersten, StPb.- Lpz., 1804-08; Cours d'economie politique ou exposition des principes qui determinent Ia prosperite des nations, t. 1 - 6, StPb., 1815.

Лит.: История русской экономической мысли, т. 1, ч. 2, M., 1958, с. 111 - 16; 3добнов H. В., История русской библиографии до начала XX в., 3 изд., M., 1955, с. 144-47.

ШТОС (StoB) Фейт [по-польски С т о ш или С т в о ш (Stosz, Stwosz) Вит] (ок. 1455, Хорб, Вюртемберг,-1533, Нюрнберг), немецкий скульптор, живописец и гравёр, ознаменовавший своим творчеством переход от средневековья к Возрождению в немецкой и польской скульптуре. В 1477-96 работал преим. в Кракове. Из произв. Ш., созданных в Польше (надгробие Петра из Бнина, камень, ок. 1494, Кафедральный костёл, Влоцлавек, и др.), важнейшим является величеств, алтарь костёла Девы Марии в Кракове (дерево, 1477-89, илл. см. т. 20, табл. VI, стр. 320-321), сочетающий круглую деревянную скульптуру (в центр, части) с рельефом (на створках) и живописью (пейзажные фоны в рельефах). Праздничная полихромия пластики, богатство жизненных типов, драматич. сила чувств, подчёркнутая напряжённым ритмом складок одежд, ставят краковский алтарь Ш. в ряд лучших памятников европ. скульптуры. В 1496 Ш. вернулся в Нюрнберг, где преим. и работал впоследствии. Его произв. 1490 - 1520-х гг. (т. н. Мадонна из дома Ш , ок. 1499, Герм. нац. музей, Нюрнберг; группа "Благовещение", 1517-18, в Лоренцкирхе в Нюрнберге; алтарь собора в Бамберге, 1520-23; все - дерево) свидетельствуют об углублении ренессансных тенденций: более мягкой и плавной становится моделировка лиц, игра складок одежд и экспрессия жестов и поз гармоничнее выявляют пластику форм (помимо этого, мастер всё чаще отказывается от полихромии).

Лит.: Dettloff S., Wit Stosz, t. 1 - 2, Wroclaw, 1961; Lutze E., Veit Stoss, 4 Aufl., Munch., 1968.

ШТОФ (Stoph) Вилли (р. 9.7.1914, Берлин), парт, и гос. деятель ГДР, Герой Труда ГДР. Род. в семье рабочего. По профессии каменщик. В 1928 вступил в Коммунистич. союз молодёжи, в 1931- в Коммунистич. партию Германии. В годы фаш. диктатуры (1933-45) занимался антифашистской деятельностью. После разгрома фашизма Ш. на ответств. работе в парт, и адм. аппарате. В 1945-48 возглавлял ряд отделов Нем. центр, управления пром-сти. С 1950 чл. ЦК СЕПГ. В 1950-53 секретарь ЦК, с 1953 чл. Политбюро ЦК СЕПГ. С 1950 деп. Нар. палаты ГДР. В 1950-52 пред, комиссии Нар. палаты по экономич. вопросам. В 1952-55 мин. внутр. дел, в 1956-60 мин. нац. обороны. В 1959 Ш. присвоено звание генерала армии. В 1954-62 зам., в 1962-64 1-й зам. пред., в 1964-73 и с 1976 пред. Сов. Мин. ГДР. В 1963-64 член, в 1964-73 и с 1976 зам., в 1973-76 пред. Гос. совета ГДР. Награждён орденом Карла Маркса, др. орденами и медалями ГДР, орденом Ленина.

ШТОФ (нем. Stof), 1) старинная единица измерения объёма жидкостей. В пересчёте на метрич. меры 1 Ш. = 1,2299 л. 2) Сосуд для крепких спиртных напитков ёмкостью в 1 Ш.; обычно Ш. изготовлялись из стекла и имели приземистую, кубовидную форму.

ШТОФ (нем. Stoff, букв.- ткань), декоративная ткань комбинированного или др. переплетений, гладкокрашеная, со сложным крупным тканым рисунком. Вырабатывают гл. обр. из различных хим. нитей. Используют для обивки мебели, стен, для занавесей.

ШТРАЛЬЗУНД (Stralsund), город в ГДР, в округе Росток. 72,1 тыс. жит. (1975). Порт на Балтийском море, ж.-д. узел, соединён (по дамбе) жел. и автомоб. дорогами с о. Рюген. Судостроение (преим. рыболовные суда), произ-во жестяной тары для консервной пром-сти, деревообр., пищ., в т. ч. сахарная, пром-сть.

ШТРАЛЬЗУНДСКИЙ МИР 1370, между Данией и Ганзой. Заключён 24 мая 1370 в г. Штральзунд после войны 1367-70 между ними. Победившие ганзейские города добились подтверждения и расширения их торг, привилегии, свободы торговли в Дании, передачи им на 15 лет 4 городов на вост. берегу прол. Зунд и 2/з собираемых с них пошлин, обязательства Дании не избирать нового короля без согласия Ганзы. Ш. м. упрочил торг, монополию Ганзы в Сев. Европе и её воен.-политич. могущество.

ШТРАНГ-ПРЕССОВАНИЕ ПЛАСТМАСС, непрерывное профильное прессование, метод получения изделий большой длины (труб, стержней и др.), заключающийся в выдавливании пластмассы через обогреваемую пресс-форму с открытыми входным и выходным отверстиями. Пресс-форму устанавливают на спец. горизонтальном прессе, плунжер к-рого совершает медленный рабочий ход, а затем быстро возвращается в исходное положение. За один цикл прессования выдавливается не вся порция материала; оставшаяся от предыдущей загрузки подогретая пластмасса "сваривается" с вновь поступившей порцией, благодаря чему обеспечивается непрерывный процесс. Этим методом перерабатывают гл. обр. высоконаполненные реактопласты, напр, пресс-порошки (в произ-ве изделий из термопластов метод практически полностью вытеснен экструзией). Цикл переработки реактопластов включает размягчение материала, его уплотнение для получения изделий с высокими показателями механич. свойств (уплотнение достигается в результате применения пресс-формы, площадь пуансона к-рой в неск. раз превышает площадь выходного отверстия) и отверждение изделия. Процесс осуществляется при давлении 250-400 Мн/м2 (2500-4000 кгс/см2) и темп-ре от 65-80 0C в загрузочной камере пресс-формы до 150-200 °С на выходе изделия из её канала. Производительность Ш.-п. п. 2-20 м/ч.

ШТРАУС (Strauss) Давид Фридрих (27.1.1808, Людвигсбург,-8.2.1874, там же), немецкий философ-младогегельянец (см. Гегельянство).

Штоф. Зелёное стекло (Россия, 1749). Исторический музей. Москва.

Учился в Тюбингене (1825-31), испытал влияние Ф. К. Баура (см. также Тюбингенская школа). В кн. "Жизнь Иисуса, критически переработанная" (т. 1-2, 1835-36, рус. пер., кн. 1-2, 1907), положившей начало "... процессу разложения гегелевской системы..." (M а р к с К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 3, с. 15), отрицал историч. достоверность евангельских преданий, рассматривая их как мифы, порождённые духовной "субстанцией" эпохи, а Иисуса Христа - как историч. личность, отделив его от "вечной" идеи богочеловечества как основы христ. веры. Во 2-м изд. "Жизни Иисуса" (1864) и в соч. "Старая и новая вера" (1872, рус. пер. 1906) III. вслед за Л. Фейербахом проповедовал пантеистич. религию, основанную на чувстве человеческой зависимости от мировой закономерности.

Соч.: Gesammelte Schriften, Bd 1-12, Воnn, 1876-78; в рус. пер.- Переписка между Э. Ренаном и Д. Штраусом, в кн.: Л а в е л э Э., Современная Пруссия в политическом и экономическом отношениях. СПБ, 1870; Ульрих фон Гуттен, СПБ, 1896; Чудеса Христа, СПБ, [1907]; Вольтер, СПБ, 1909.

Лит.: Z е 1 1 е г Ed., D. F. Strauss in seinem Leben und seinen Schriften geschildert, Bonn, 1874; H a u s r a t h А., D. F. Strauss und Theologie seiner Zeit, Bd 1 - 2, HdIb., 1876-78; Z i e g 1 е г Th., Strauss, Tl 1-2, Strassburg, 1908.

ШТРАУС (Straub) Иоганн (отец) (14.3. 1804, Вена,-25.9.1849, там же), австрийский композитор, скрипач и дирижёр. Ученик А. Полишанского (скрипка) и И. Зейфрида (композиция). С 1819 участник квартета И. Ланнера, с 1824 пом. дирижёра оркестра Ланнера. В 1825 организовал сооств. оркестр, с к-рым совершал концертные турне по странам Европы (с 1833). Один из популярнейших мастеров танц. музыки, Ш. в своих произв., и прежде всего в вальсах (см. Вальс), развивал традиции Ланнера. Он создал характерные танц. циклы, состоящие из ряда вальсов, обрамлённые вступлением и заключением. Автор св. 250 пьес, в т. ч. 152 вальсов, из к-рых наибольшей популярностью пользовались "Дунайские песни", "Лорелея", "Габриэла", "Тальони", "Вальс баядерок".

ШТРАУС (Straub) Иоганн (сын) (25.10. 1825, Вена,-3.6.1899, там же), австрийский композитор, дирижёр и скрипач. Сын композитора И. Штрауса. В 1844 организовал сооств. оркестр; после смерти отца объединил семейные оркестры и неоднократно гастролировал в разных странах Европы, а также в Америке. В 1856-65, 1869, 1872 руководил концертными сезонами в Павловске (близ Петербурга). В 1886 выступал в Петербурге и Москве. С рус. тематикой связан ряд сочинений Ш.- "Прощание с Петербургом" (1858), полька "В Павловском лесу" (1869), вальс-фантазия "Русская деревня" (1873). Выдающийся мастер дирижёрского иск-ва, Ш. одновременно был замечат. скрипачом-виртуозом и совмещал эти амплуа в своих концертных выступлениях.

Ш. обогатил танц. музыку разнообразными сочинениями (ок. 500 вальсов, галопов, полек, кадрилей и др.). Вальсы (см. Вальс) Ш., отмеченные мелодич. красотой, зажигат. ритмами, во многом связаны с австр. фольклорной традицией и венской бытовой музыкой. Создал классич. тип венского вальса, за что был прозван современниками "королём вальса". Мелодии лучших его вальсов ("На прекрасном голубом Дунае", "Жизнь артиста", "Сказки Венского леса", "Венская кровь", "Весенние голоса", "Вино, любовь и песни"), полек ("Трич-трач", "Пиццикато-полька"), галопов ("Вечное движение") получили всемирное распространение. Ш. был также создателем классич. образцов венской оперетты. Среди лучших его произв.- "Летучая мышь" (1874), "Весёлая война" (1881), "Ночь в Венеции" (1883), "Цыганский барон" (1885). Композиторами, дирижёрами и помощниками Ш. были его младшие братья - Йозеф (1827-70) и Эдуард (1835-1916).

Лит.: Mейлих E., Иоганн Штраус.

Из истории венского вальса, 2 изд., Л., 1964.

M. M. Яковлев.

ШТРАУС (Straub) Рихард (11.6.1864, Мюнхен,-8.9.1949, Гармиш-Партенкирхен), немецкий композитор и дирижёр. Родился в семье валторниста. В детстве обучался игре на фп. и скрипке. Муз.-теоретич. предметы и инструментовку изучал у Ф. В. Мейера. Получил мировое признание как дирижёр, в первую очередь собств. произв., регулярно гастролировал в различных странах (в 1896 впервые в России). В 1898- 1918 гл. дирижёр Берлинской оперы, в 1919-24 - Венской оперы. После фаш. переворота III. был назначен президентом т. н. Имперской муз. палаты, однако в 1935 был снят с этого поста. Наиболее значит, произв. Ш.- программные симфонии, симф. поэмы и оперы. Симф. поэмы продолжают традиции программного симфонизма Г. Берлиоза и Ф. Листа, а также оркестрового письма P. Вагнера. Их сюжеты и темы нередко заимствованы из классич. лит-ры ("Макбет", 1886; "Дон Жуан", 1888; "Весёлые проказы Тиля Уленшпигеля", 1895; "Дон Кихот", 1897), старинных легенд. В ряде произв. сказалось влияние философии Ф. Ницше (поэмы "Смерть и просветление", 1889; "Так говорил Заратустра", 1896).

Первые сценич. опыты Ш. (оперы "Гунтрам", 1894; "Без огня", 1901; здесь и далее - даты пост.) написаны под воздействием Вагнера. Впоследствии композитор выработал свой стиль, испытав влияние экспрессионизма и неоклассицизма. В операх Ш. использовал традиции мифологической оперы-сериа ("Саломея", 1905; "Электра", 1908; "Ариадна на Наксосе", 1912), принципы старинной комич. оперы ("Кавалер роз", 1911), сюжеты из древней истории и мифологии ("Елена Египетская", 1928; "Любовь Данаи", 1952) и др. Лучшим страницам партитур Ш. присущи глубокий психологизм, обострённая выразительность, драматургич. напряжённость, тонкая передача разнообразных душевных состояний - от глубокого трагизма и филос. сосредоточенности до жизнерадостного юмора. Произв. Ш. отмечены изяществом, мелодич. красотой, смелостью и богатством гармонии, сочной, красочной оркестровкой. Вместе с тем в них встречаются элементы натурализма ("Домашняя симфония", 1903), преувелич. экспрессивности, иллюстративности. В поздний период творчества Ш. отказался от большого оркестрового аппарата, стремясь к прозрачной инструментовке, тонкости и простоте муз. языка, лаконичности выразит, средств (опера "Каприччо", 1941; "Метаморфозы" для ансамбля струнных инструментов, 1946; Три песни для голоса с оркестром, 1948).

Р. Штраус. М. М. Штраух.

Творчество Ш. оказало значит, влияние на европ. муз. иск-во 20 в., способствовало развитию программной музыки и оперы, обогащению выразит, возможностей оркестра. Лучшие произв. Ш. отмечены гуманистич. направленностью, жизнелюбием, утверждением идеалов красоты. Почётный доктор Гейдельбергского и Мюнхенского ун-тов (1902), чл. Академии иск-в в Берлине (1909).

Лит.: Соллертянский И., Симфонические поэмы Рихарда Штрауса, [Л.]. 1934; P о л л а н Р., Рихард Штраус, пер. с франц., Собр. соч., т. 16, Л., 1935; Краузе Э., Рихард Штраус. Образ и творчество, [пер. с нем. ], M., 1961; Орджоникидзе Г., P. Штраус, в кн.: Музыка XX века. часть 1, 1890-1917, кн. 2, M., 1977; Trеnnеr F., Richard Strauss. Dokumente seines Lebens und Schaffens, Miinch.. 1954.

M. M. Яковлев.

ШТРАУХ Максим Максимович [11(24). 2.1900, Москва,-3.1.1974, там же], русский советский актёр, нар. арт. СССР (1965). В 1921-24 в 1-м Рабочем театре Пролеткульта, в 1929-31 в Театре им. Мейерхольда, с 1932 в Моск. театре Революции (ныне Театр им. Маяковского). В экспериментальных постановках С. M. Эйзенштейна и спектаклях В. Э. Мейерхольда Ш. проявил себя как актёр, склонный к эксцентрике и публицистич. гротеску, создал сатирич. образы в пьесах Маяковского - Победоносиков ("Баня"), Присыпкин ("Клоп") и др. Одновременно в ряде ролей раскрылся как мастер тонкого психологич. анализа, глубокой человечности (Рубинчик, "Улица радости" Зархи, Руководящее лицо, "Мой друг" Погодина). Высшим творч. достижением Ш стало глубоко реалистич. воплощение образа В. И. Ленина в ряде спектаклей и в фильмах, пост. реж. С. И. Юткевичем ("Человек с ружьём", 1938, "Рассказы о Ленине", 1958, "Ленин в Польше", 1966, и др.). Среди крупнейших работ в кино также: Шпик ("Стачка", 1925), Сыщик ("Привидение, которое не возвращается", 1930), Тибо ("Убийство на улице Данте", 1956). Ленинская пр. (1959), Гос. пр. СССР (1949, 1951- дважды). Награждён орденом Ленина, 2 др. орденами, а также медалями.

Лит.: Туровская M., Медведев Б., M. M. Штраух, M., 1952; Шахов Г., M. M. Штраух, M., 1964.

ШТРАУХ Энгельберт Мадисович [10(22). 1.1896-21.4.1938], участник борьбы за Сов. власть в