БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ХРАМОВАЯ МУЗЫКА, культовая музыка.
ЦИНКА СУЛЬФИД, сернистый цинк, ZnS, белый порошок.
ЧЕРСКОГО ХРЕБЕТ, цепи Черского, горная система на С.-В. СССР.
ЧУВАШСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени И. H. Ульянова.
ТАМОЖНЯ (от тамга), гос. учреждение, контролирующее провоз грузов.
ШТЕТТИНСКИЙ МИР 1570, между Швецией и Данией.
ЭКСПОНОМЕТРИЯ, раздел фотографии, в к-ром определяют условия экспонирования.
ЭССЕ (франц. essai - попытка, проба, очерк, от лат. exagium - взвешивание), прозаич. сочинение.
ТЕАТР ТЕНЕЙ, вид театр, зрелища.
ЕККЕ, текийе, завие (тур. tekke, zaviye), обитель мусульм. дервишей в Турции.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

2197031823552198549321ворят на диалекте англ, языка, лит. яз.- английский. По религии большинство Ш.- протестанты (пресвитерианская церковь), часть (ок. 15%) - католики. Этнич. основу Щ. составили местные племена пиктов и кельтские племена скоттов, переселившиеся в 5-б вв. с о. Ирландия; в 7 в. они частично смешались с прибывшими в Шотландию герм, племенами англов и саксов, восприняв их язык. Формирование шотл. народности происходило в условиях образования шотл. гос-ва (11 в.) и борьбы против англ, завоевателей. Политич. объединение Шотландии с Англией в нач. 18 в. и проводившаяся англ, пр-вом политика ассимиляции Ш. не привели к слиянию Щ. с англичанами. По осн. чертам традиц. культуры и быта Ш. близки к ирландцам. В горных р-нах у них ещё в 18 в. существовала клановая система; сохранились элементы традиц. муж. костюма (клетчатая юбка, плед, вязаные чулки до колен и др.), особенности пищи, праздников и т. п. Распространено песенное творчество, восходящее к традициям историч. баллад и героич. кельтских сказаний. См. также Шотландия.

Лит.: Народы зарубежной Европы, т. 2, M., 1965. В. И. Козлов.

ШОТMАН Александр Васильевич [25.8 (6.9).1880-30.10.1937], советский гос. и парт, деятель. Чл. Коммунистич. партии с 1899. Род. в с. Александровское, ныне в черте Ленинграда, в семье рабочего. Рабочий-токарь. В 1899-1902 чл. Петерб. "Союза борьбы за освобождение рабочего класса", участник "Обуховской обороны" 1901, чл. Петерб. к-та РСДРП. Делегат 2-го съезда РСДРП (1903). В период Революции 1905-07 чл. Петербургского, затем Одесского к-тов партии. В 1911-12 чл. Гельсингфорсского к-та с.-д. партии Финляндии, участвовал в Поронинском (1913) совещании ЦК РСДРП с парт, работниками, кооптирован в состав ЦК и Рус. бюро ЦК РСДРП. В нояб. 1913 арестован, сослан в Сибирь. В 1917 чл. Томского к-та бюро ЦК РСДРП(б) и исполкома Совета, с июня чл. Петрогр. окружного к-та партии. Делегат 6-го съезда РСДРП(б). Осуществлял связь ЦК партии с находившимся в Разливе В. И. Лениным, организовывал его переход в Финляндию. После Октября 1917 зам. наркома почт и телеграфов. В 1918-20 чл. Президиума BCHX, пред. Сиб. CHX. В 1923-24 пред. ЦИК Карел. АССР. С 1926 в BCHX и Президиуме ВЦИК. Делегат 13-17-го съездов партии, в 1924-34 чл. ЦКК. Чл. ВЦИК и ЦИК СССР.

Соч.: Записки старого большевика, 3 изд., Л., 1963; Ленин в подполье (июль - октябрь 1917 г.), в кн.: Воспоминания о В. И. Ленине, т. 2, M., 1969.

Лит.: Ленин В. И., Поли. собр. соч., 5 изд., ч. 2, с. 486; Бондаревская T. П., А. В. Шотман, M., 1963. ШОТТ (Schott) Пауль Герхард (15.8.1866, Чирма в Тюрингии, -15.1.1961, Гамбург), немецкий океанограф (ФРГ). Окончил Берлинский ун-т (1891); с 1921 проф. Гамбургского ун-та. В 1891-92 совершил науч. экспедиции в Индию и Вост. Азию. В 1898-99 участник нем. океанографич. экспедиции в Атлантич. и Тихом ок. на судне "Вальдивия". В 1902 проводил науч. исследования в Вест-Индии. В 1929 участвовал в кругосветной экспедиции на "Метеоре". Создал первые монографии по географии Атлантич., Индийского и Тихого океанов, к-рые послужили основой для их дальнейшего изучения.

Соч.: Ozeanographie und maritime Meteorolqgie, Bd 1 - 2, Jena, 1902; Geographic des Indischen und Stillen Ozeans, Hamb., 1935; Geographic des Atlantischen Ozeans, 3 Aufl., Hamb., 1942.

ШОТТ (Schott) Фридрих Отто [17.12. 1851, Виттен (Рур), - 27.8.1935, Йена], немецкий химик, основатель (1884) и руководитель фирмы Йенского стек, произ-ва ("Jenaer Glaswerk Schott und Genossen"). Учился в Высшей технич. школе в Ахене и в Вюрцбургском и Лейпцигском ун-тах. Осн. работы посвящены химии и технологии стекла. Путём введения в состав стекла разнообразных окислов в различных пропорциях (окислов бария, цинка, свинца, бора, фосфора и др.) создал новые сорта стёкол с особо ценными свойствами - оптич., хим., термич., электрич. и др. Работы Ш. послужили основой для развития нем. пром-сти оптич. стекловарения. Ш. организовал произ-во высококачеств. стек., хим., мед., электротехнич. аппаратуры.

Лит.: Kuhnert H., Otto Schott, "Zeitschrift fur technische Physik", 1936, [Bd] 17, Jsfe 1 (см. там же статью E. Berger'a); Hovestadt H., Jenaer Glas und seine Verwendung in Wissenschaft und Technik, Jena, 1900.

ШОТТ-ЭШ-ШЕРГИ, бессточное солёное озеро - себха в Алжире, к С. от Caхарского Атласа, на вые. 987 м. Представляет собой цепочку трёх озёр, соединённых друг с другом узкими пересыхающими рукавами; общая протяжённость ок. 150 км, шир. от неск. км до неск. десятков км. Слой соли, образующейся на поверхности в сухой период, достигает местами мощности в неск. десятков см.

ШОУ (Shaw) Джордж Бернард (26.7. 1856, Дублин,- 2.11.1950, Эйот-Сент-Лоренс), английский драматург. По происхождению ирландец. Ранние годы провёл в Дублине, по окончании школы (1871) служил клерком. В 1876 переехал в Лондон, занимался журналистикой (в т. ч. муз. рецензии) и лит-рой. Романы "Неразумный брак" (1880), "Любовь артиста" (1881), "Профессия Кэшеля Байрона" (1882) и самый острый по социальной тематике роман "Неуживчивый: социалист" (1883, отд. изд. 1887; рус. пер. под назв. "Социалист-любитель", 1910) были отвергнуты бурж. издателями и печатались в социалистич. периодике. В качестве одного из лидеров "Фабианского общества" Ш. на протяжении ряда лет трудился в области непосредств. пропаганды идей социализма, издавая спец. трактаты, брошюры и книги.

Уже в романах (лит. дебюте Ш.) определилось ядро его творч. метода - парадокс как средство ниспровержения признанных идеологич. устоев. Первая пьеса Ш. "Дома вдовца" (1892) вызвала, скандал и успеха не имела, как и последовавшая за ней пьеса "Сердцеед" (1893). "Профессия г-жи Уоррен" (1894), трактовавшая тему проституции, была впервые поставлена в Англии в 1907. Трудности с постановкой вынудили Ш. издавать пьесы (печать не подвергалась предварит, цензуре). Названные пьесы составили сб. "Пьесы неприятные" (1898); тогда же был издан второй цикл - "Пьесы приятные": "Оружие и человек" (1894), "Кандида" (1894), "Избранник судьбы" (1895), "Поживём-увидим!" (1895). Следующий цикл - "Три пьесы для пуритан" (1901): "Ученик дьявола" (1896- 1897), "Цезарь и Клеопатра" (1898), "Обращение капитана Брасбаунда"(1899). Один из создателей совр. "драмы идей", Ш. утверждал тип пьесы-дискуссии, в к-рой столкновение мнений, враждебных идеологий ставило острейшие проблемы обществ, и личной нравственности. "Человек и сверхчеловек" (1901-03) - "комедия и философия", по определению Ш., трансформирует традиц. тему Дон-Жуана: героя преследует женщина. В эпизоде "Дон-Жуан в аду" устами дьявола высказывается поразительная по силе критика пороков капиталистич. цивилизации. "Другой остров Джона Булля" (1904) в образах двух гл. героев противопоставляет не только нац. типы (ирландец и англичанин), но соответственно "романтика" и "реалиста" (как их толковал Ш.). "Майор Барбара" (1905) содержит критику бурж. филантропии; в пьесе - впервые у Ш.- высказывается мысль о том, что бурж. насилию нужно противопоставить силу, служащую социальному прогрессу и справедливости. Даже в решении частных вопросов Ш. остаётся остросоциальным драматургом. "Дилемма врача" (1906) показывает, как в бурж. условиях медицина теряет свой гуманный характер; "Андрокл и лев" (1913) критикует догматич. христианство. Вопросам семьи, брака, воспитания поев. "Женитьба" (1908), "Мезальянс" (1910), "Первая пьеса Фанни" (1911). "Разоблачение Бланко Поснета" (1909) содержит обличение религ. ханжества мещан. "Пигмалион" (1913), сталкивая проблемы речевой культуры и общего духовного развития, выявляет нравственное превосходство девушки из низов над внешне интеллигентным, аристократичным профессором фонетики.

На Окт.. революцию 1917 в России Ш. откликнулся гротескным фарсом "Аннаянска, большевистская императрица" (1918), где со всей определённостью высказался за применение методов насилия в целях преобразования общества. В пьесе "Дом, где разбиваются сердца" (1913- 1919), написанной под явным влиянием А. П. Чехова, Ш. обличает паразитизм господств, класса, утрату им духовных ценностей, стирание индивидуальности характера.

Д ж. Б. Ш о у. "Пигмалион". С. П. Кэмпбелл в роли Элизы. Театр "Хиз маджестис" (Великобритания). 1914.

Напротив, в труде и решительном обновлении всего уклада жизни видит спасение старый капитан Шатовер. Пенталогия "Назад к Мафусаилу" (1918-20) - "метабиологическая" драма из пяти не связанных единством фабулы частей, причудливая утопия мира долгожителей."Святая Иоанна" (1923) - трагедия, притом единственная у Ш. В ней в трактовку истории Жанны д'Арк Ш. внёс новый мотив: Деве даёт силу не одержимость, а разум, к-рого одинаково боятся и французы, и англичане. Когда после казни Жанны чопасность" исчезла, её реабилитируют, однако никто не хочет, чтобы она вернулась к жизни.

После неск. лет перерыва Ш. вернулся к драматургич. деятельности, поразив мир свежестью и остротой своих "политических экстраваганц" (т. е. эксцентрических комедий): "Тележка с яблоками" (1929), "Плохо, но правда" (1931), "На мели" (1933), "Простачок с Нежданных островов" (1934), "Женева" (1938), историч. пьеса "В золотые дни доброго короля Карла" (1939), комедия "Миллионерша" (1936). Через все пьесы проходит мысль о том, что капиталистич. общество зашло в тупик, бурж. демократия переживает острейший кризис; осуждается фашизм ("Женева").

Д ж. К и л т и. Сцена из спектакля "Милый лжец". А. О. Степанова в роли С. П. Кэмпбелл, А. П. Кторов в роли Дж. Б. Шоу. МХАТ. 1962.

В 1931 Ш. посетил СССР, другом к-рого был с первых лет Великой Окт. социалистич. революции. Боевой дух публициста сказывался в выступлениях Ш до самой глубокой старости. Последние пьесы Ш.- "Миллиарды Байанта" (1948), "Вымышленные басни" (1950).

Не сразу проникнув на сцену, драматургия Ш. постепенно завоевала широкое признание и стала одним из центр, явлений в лит-ре конца 19 - 1-й пол. 20 вв. Остропублицистич. творчество Ш. одухотворено глубокими филос. раздумьями о социально-культурном и биологич. будущем человечества. Замечат. мастерство драматурга способствовало тому, что его пьесы стали рупором обществ, и филос. мысли. Лучшие пьесы Ш. прочно вошли в репертуар MH. театров Сов. Союза. Нобелевская пр. (1925). Портрет стр. 463.

Соч.: The standard edition of the works of B. Shaw, v. 1 - 36, L., 1931 - 50; в рус. пер.- Поли. собр. соч., т. 1-10, M., 1910- 1911; Избр. произв., т. 1-2, M., 1956; О драме и театре, M., 1963; О музыке и музыкантах, M., 1965; Письма, M., 1971; Новеллы. M., 1971.

Лит.: Луначарский А. В., Б. Шоу, в его кн.: О театре и драматургии. Избр. статьи, т. 2, M., 1958; Ромм А., Дж. Б. Шоу, Л.- M., 1965; Образцова А., Б. Шоу и европейская театральная культура на рубеже XIX - XX веков, M., 1974; Пирсон X., Б. Шоу, M., 1972; Бернард Шоу. Биобиблиография, указатель к 100-летию со дня рождения, M., 1956; Henderson A., G. В. Shaw, man of the century, N. Y., [1956]; Chesterton G. K., G. B. Shaw, L., 1909; Bent ley E., B. Shaw, Norfolk (Conn.), 1957; Woodbridge H. E., G. B. Shaw, creative artist, Carbondale, 1963; Kaufmann R. J. (ed.), G. B. Shaw, a collection of critical essays, Englewood Cliffs (N. Y.), 1965; С г о mpt on L., Shaw the dramatist, L., 1971; B e r s t C. A., B. Shaw and the art of drama, Urbana, 1973. А. А. Аникст.

ШОУ (Shaw) Ирвин (р. 27.2.1913, Нью-Йорк), американский писатель. Окончил Бруклинский колледж (1934). Первая пьеса Ш. "Хороните мёртвых" (1936) отмечена резкой антивоен. направленностью; в пьесе "Простые люди. Бруклинская идиллия" (1939, русский пер. 1965) прозвучало предостережение Америке гангстеризма и насилия. Роман Ш. "Молодые львы" (1948, рус. пер. 1962) стоит в ряду лучших произв. о 2-й мировой войне 1939-45; И. Шоу, сцены фаш. варварства чередуются с реалистич. зарисовками произвола и нац. дискриминации в амер. армии. В центре остросоциальных романов Ш.- проблема сохранения нравств. ценностей, духовные искания героев ("Тревожная атмосфера", 1950, "Вечер в Византии", 1973, рус. пер. 1975, и др.). Автор сб-ков рассказов, публици-стич. кн. "В обществе дельфинов" (1964), киносценариев.

Соч.: Lucy Crown, N. Y., 1956; Two weeks in another town, N. Y., 1959; Love on a dark street, N. Y., 1965; Nightwork, L., 1975; в рус. пер.- Солнечные берега реки Леты, [M., 1969].

Лит.: M е г s a n d J., Traditions in American literature, Port Washington (N. Y.), 1968.

ШОУ (Shaw) Уильям Нейпир (4.3.1854, Бирмингем,-23.3.1945, Лондон), английский метеоролог, чл. Лондонского королев, об-ва (1891). После окончания в 1877 Кембриджского ун-та работал там же. В 1900-20 в Англ, метеорологич. службе, с 1905 - её директор. В 1920- 1924 проф. метеорологии Королевской коллегии в Лондоне. В 1907-23 президент Междунар. метеорологич. к-та. Осн. труды по динамич. метеорологии. Исследовал происхождение циклонов. В 1925 предложил метод исследования вертикального распределения темп-ры и влажности в атмосфере с помощью адиабатич. диаграмм.

Соч.: The life history of surface air currents, L., 1906 (совм. с R. G. K. Lempfert); Manual of meteorology, v. 1 - 4, 2 ed., Camb., 1932-42 (совм. с A. Elaine); Forecasting weather, 3 ed., L., 1940; The air and its ways, Camb., 1923; The drama of weather, 2 ed., Camb., 1939.

ШОША, река в Калининской, частично в Моск. обл. РСФСР, прав, приток р. Волги. Дл. 163 км, пл. басе. 3080 км2. Берёт начало на Московской возв., впадает в Иваньковское водохранилище. Питание преим. снеговое. Половодье в апреле. Cp. расход воды в 51 км от устья 8,5 м31сек. Замерзает в ноябре - нач. января, вскрывается в кон. марта - апреле.

ШОШОНИ (Shoshone), горный хребет в области Б. Бассейна, в США (шт. Невада). Протягивается с С. на Ю. вдоль р. Рис (бессточный бассейн р. Гумбольдт). Дл. ок. 250 км. Вые. до 3143 м (г. Норт-Шошони-Пик). Сложен преим. метаморфич. породами. Разреженные горные сосново-можжевеловые леса и кустарники.

ШОШОНСКИЕ ЯЗЫКИ, языки шошонов (в т. ч. команчей, юта, хопи и др.), собирательное назв. языков 4 подгрупп юто-ацтекской семьи (см. Юто-ацтекские языки), распространённых на Ю.-З. США и на п-ове Калифорния. К ним относятся: 1) нумийские ("Ш. я. плато"): банок (с диалектами снейк, сев. паюте, моно), шошонский язык (с диалектами команчским, госиуте, панаминт), ютский язык (с диалектами юж. паюте, чемеуэви, кавайису); 2) язык тюбатулабаль; 3) такийские ("южнокалифорнийские Ш. я."): серрано, луисеньо, купеньо, кауилья и вымершие габриэленьо и хуаненьо; 4) язык хопя. Представления лингвистов нач. 20 в. о существовании единой группы Ш. я. в составе юто-ацтекской семьи отвергнуто совр. наукой (в результате исследований амер. учёных Б. Уорфа,С. Лэмба и др.).

Лит.: Voegelin Ch. F., Tubatulabal grammar, Berk., 1935 (University of California, Publications in American Archeology and Ethnology, v. 34); Voegelin Ch. F., Voegelin F. M., Hopi domains. A lexical approach to the problem of selection, Bait., 1957; Lamb S. M., The classification of the Uto-Aztecan languages: a historical survey, "University of California Publications: in Linguistics", 1964, v. 34; К г о e b e r A. L., Grace G. W., The Sparkman grammar of Luiseuo, Berk.- Los Ang., 1960.

ШОШОНЫ, группа индейских племён Сев. Америки. Говорят на шошонских языках, входящих в юто-ацтекскую языковую семью. Делятся на три группы племён: Ш.- пуэбло (хопи); Ш. плато (юте, собств. шошоны, команчи, косо паюты, банноки, моно); Ш. Юж. Калифорнии (серрано, габриэленьо, луисеньо, кауилья и др.). По культуре эти группы Ш. находились на разных стадиях развития - от примитивных собирателей и охотников на мелкую дичь в Калифорнии до оседлых земледельцев (хопи) и конных охотников на бизонов (команчи и собств. Ш.). Собств. Ш. до европ. колонизации жили на терр. совр. штатов США-Юта, Невада, Айдахо. Занимались охотой, рыболовством, собиранием диких злаков. С сер. 18 в. основой х-ва стала конная охота на бизонов. В сер. 19 в. после упорного сопротивления Ш были поселены в резервациях в шт. Невада, Юта, Айдахо, Орегон. Совр. числ. Ш. 14,2 тыс. чел. (1970, перепись); из них в резервациях живут 4,1 тыс. чел., остальные - в городах, работают по найму.

ШПАГА (от итал. spada), вид холодного колюще-рубящего или колющего оружия. Состояла из длинного (до 1 м и более) узкого прямого одно- и двухлезвийного или гранёного клинка и рукояти (эфеса) с дужкой и гардой различной формы. Существовало много разновидностей Ш., одной из которых была рапира (короче обычной Ш. с чашеобразной гардой и гранёным клинком). Ш. появилась в Зап. Европе в 16 в., являлась отличительным оружием дворян. В 16-18 вв. находилась на вооружении войск, гл. обр. у кавалеристов и офицеров. В 18 в. постепенно вытеснена палашом и саблей, сохранилась как почётное, дуэльное или парадное оружие. В рус. армии - с нач. 18 в., в 1741 заменена у солдат пехоты полусаблей, позже и у офицеров - саблей. С 19 в. (до 1917) была принадлежностью формы одежды генералов и офицеров кирасирских полков вне строя, а также парадной формы гражд. чиновников.

ШПАГА спортивная, колющее оружие, состоит из стального гибкого клинка, защитной гарды и рукоятки. Клинок трёхгранного сечения (макс, ширина граней 24 мм), утончающийся к вершине, на к-рой имеется наконечник с подвижным электроконтактным устройством. Общая длина Ш. не св. 110 см (клинка не св. 90 см), диаметр гарды 135 мм, масса Ш. до 770 г. Соревнования по фехтованию на шпагах проводятся только среди мужчин.

ШПАГАТ (нем. Spagat, от итал. spaghetto - бечёвка), скрученная или спряденная нить, применяемая для обвязки мелких паковок и зашивки мягкой тары (мешков и т. п.) в пром-сти, с. х-ве, торговой сети и др. В основном Ш. различают по линейной плотности (толщине), находящейся в пределах 800-8500 текс, и по материалу, из к-рого Ш. изготовлен (напр., Ш. из лубяных волокон, Ш. бумажный, Ш. полипропиленовый). По структуре Ш. изготавливается одно-, двух-, трёх- и шестиниточный (отбойка). По виду отделки Ш. бывает полированный и неполированный.

ШПАГАТНОЕ ПРОИЗВОДСТВО, совокупность технологич. процессов, необходимых для изготовления шпагата. Шпагат из лубяных волокон (пеньки, льна) изготовляют путём прядения и скручивания. Произ-во шпагата начинается с эмульсирования волокна (для размягчения растит, клеёв), после чего проводятся кардочесание (для дробления крупных комплексов волокон и очистки их от примесей), приготовление ленты на системе ленточных машин из 2-3 переходов, собственно прядение из ленты (пряжи до 800 текс на кольцевых прядильных машинах, а пряжи 1000 текс и выше на гребнепрядильных машинах с подвесной рогулькой), затем осуществляется кручение шпагата из полученной пряжи, его отделка (шлихтовка и полировка). При этом однониточный шпагат получают только путём проклейки (шлихтовки) пряжи. Технич. шпагат отделке не подвергается. Двух- и трёхниточный шпагат скручивается из однониточного на крутильных машинах соответственно в 2 и 3 сложения, затем он подвергается отделке и перемотке в товарные паковки. Шестиниточный шпагат (отбойка) скручивается в 3 сложения из двухниточного полированного шпагата, повторно полируется и разматывается в бобины или мотки. Бумажный шпагат вырабатываетсяиз спец. шпагатной бумаги путём резки её на полоски шириной, соответствующей развесу шпагата, и их скручивания на крутильных машинах. После этого он полируется парафином и разматывается в бобины. Полипропиленовый шпагат изготовляют из плоских полипропиленовых нитей путём их скручивания.

Лит.: Прядение лубяных и химических волокон и производство крученых изделий, M., 1971. В. А. Забелин.

ШПАГИН Георгий Семёнович [17(29).4. 1897, дер. Клюшниково, ныне Ковровского р-на Владимирской обл., -6.2. 1952, Москва], сов. конструктор стрелкового оружия, Герой Социалистич. Труда (1945). Чл. КПСС с 1944. Род. в крест, семье. С 1916 в армии, в полковой оружейной мастерской. По окончании 1-й мировой войны 1914-18 работал оружейным мастером в одном из стрелковых полков Красной Армии. После демобилизации из армии в 1920 поступил слесарем на пулемётный з-д, где работали В. Г. Фёдоров и В. А. Дегтярёв. С 1922 участвовал в конструировании новых образцов оружия. В 1938 совм. с В. А. Дегтярёвым создал 12,7-мм крупнокалиберный пулемёт ДШК, а в 1940 - пистолет-пулемёт (автомат) ППШ. В 1943 разработал осветит, пистолет ОПШ. Образцы оружия Ш. нашли широкое применение в Великой Отечеств, войне 1941-45. Деп. Верх. Совета СССР 2-го созыва. Гос. пр. СССР (1941). Награждён 3 орденами Ленина, 2 др. орденами, а также медалями.

Лит.: БолотинД. H., Советское стрелковое оружие за 50 лет, Л., 1967.

ШПАЖНИК, то же, что гладиолус.

ШПАК Владимир Степанович [р. 7(20).2. 1909, Псков], советский химик, чл.-корр. АН СССР (1968), Герой Социалистич. Труда (1961). Чл. КПСС с 1939. Окончил Ленингр. технологич. ин-т им. Ленсовета (1931); работал там же (1932-75; с 1955 проф.); в Ин-те прикладной химии (с 1948; в 1952-77 директор). Осн. труды в области технич. органич. химии. Синтез и разработка технологии произ-ва ряда нитросоединений, аминов, эфиров и др. органич. соединений, осуществленные Ш., реализованы в пром-сти. Один из организаторов создания новых отраслей хим. пром-сти (произ-во фторорганич. соединений и Др.). Награждён 2 орденами Ленина, 3 др. орденами, а также медалями.

Лит.: Государственному институту прикладной химии пятьдесят лет. 1919 -1969, Л., 1969.

ШПАКЛЁВКИ, то же, что шпатлёвки.

ШПАКОВСКИЙ Александр Ильич [20.8(1.9).1823, Смоленская губ.,-25.6 (7.7).1881, Петербург], русский изобретатель. С 1846 служил в Павловском кадетском корпусе в Петербурге, с 1854 преподавал там же физику. В 1870 вышел в отставку. С 1878 работал в Кронштадтской минной мастерской. В 1879 был тяжело контужен при взрыве во время испытаний мин и потерял трудоспособность. В 1850-х гг. Ш. выполнил ряд работ по фотографии (в т. ч. по освоению мокрого коллоидного фотографич. процесса), сконструировал дуговую лампу с автоматич. регулированием расстояний между углями. В 1860-х гг. изобрёл ночной сигнальный фонарь (в 1866 принят для снаряжения судов рус., а затем и англ, флотов), паровую нефтяную форсунку (1866) и водоподъёмный инжектор для судовых паровых котлов (1868). Предложил способ переработки натриевой селитры в калиевую (1872), метод брикетирования торфа (1873) и др.

Лит.: Б е л ь к и н д Л. Д., Александр Ильич Шпаковский, М.- Л., 1949.

ШПАЛА (Spala) Вацлав (24.8.1885, Жлунице,-13.5.1946, Прага), чешский живописец. Учился в Праге, в Художеств.-пром. школе (1902) и AX (1903-08).

В. Шпала. Натюрморт. 1939. Национальная галерея. Прага.

Творчество Ш. перекликается с живописью фовизма, но в основном он стилизовал и развивал в своих произв. (преим. натюрмортах) традиции чешского нар. иск-ва.

ШПАЛЕРНАЯ КУЛЬТУРА, способ возделывания с.-х. культур (винограда, плодовых, ягодных, овощных, декоративных), при к-ром их надземную часть прикрепляют к шпалерам - решёткам из реек, столбам, кольям, стенам или рамам с натянутыми в неск. рядов проволокой или шпагатом.

ШПАЛЕРЫ (нем. Spalier, от итал. spalliera), стенные безворсовые ковры с сюжетными и орнаментальными композициями, вытканные ручным способом в технике т. н. репсового уточного переплетения. Рисунок создаётся цветными нитями утка (шерсть, шёлк, иногда металлич. золотые и серебряные нити), плотно закрывающими неокрашенную основу (шерсть, лён) и образующими характерную для Ш. рубчатую