БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ХРАМОВАЯ МУЗЫКА, культовая музыка.
ЦИНКА СУЛЬФИД, сернистый цинк, ZnS, белый порошок.
ЧЕРСКОГО ХРЕБЕТ, цепи Черского, горная система на С.-В. СССР.
ЧУВАШСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени И. H. Ульянова.
ТАМОЖНЯ (от тамга), гос. учреждение, контролирующее провоз грузов.
ШТЕТТИНСКИЙ МИР 1570, между Швецией и Данией.
ЭКСПОНОМЕТРИЯ, раздел фотографии, в к-ром определяют условия экспонирования.
ЭССЕ (франц. essai - попытка, проба, очерк, от лат. exagium - взвешивание), прозаич. сочинение.
ТЕАТР ТЕНЕЙ, вид театр, зрелища.
ЕККЕ, текийе, завие (тур. tekke, zaviye), обитель мусульм. дервишей в Турции.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

2197031823552198549321Последнее произв. Ш.-С.- автобиографич. трилогия "Горький мёд" (1961-64). Награждён орденом Трудового Красного Знамени и медалями.

Соч.: Разговор по душам. Заметки писателя, Ростов н/Д., 1963.

Лит.: Каджуни H., Георгий Филиппович Шолохов-Синявский. Критико-биографич. очерк, Ростов н/Д., 1961; Русские советские писатели-прозаики. Биобиблиографич. указатель, т. 6, ч. 2, M., 1969.

ШОЛОХОВСКИЙ, посёлок гор. типа в Ростовской обл. РСФСР, подчинён Белокалитвинскому горсовету. Расположен на автодороге Лиховской - Волгоград, в 8 км от ж.-д. станции Грачи. Добыча угля. Обогатительная ф-ка.

ШOMAXOВ Амирхан Камизович [р. 27.9 (10.10). 1910, с. Нижний Курп, ныне Терского р-на], кабардинский советский писатель, нар. поэт Каб.-Балк. АССР (1977). Чл. КПСС с 1938. Окончил в 1933 Северо-Кавк. пед. ин-т, в 1955 - Высшую парт, школу при ЦК КПСС. Печатается с 1930. Автор повести "Колхоз под огнём" (1958), поев, событиям военных лет. Роман "Заря над Тереком" (1968, рус. пер. 1972) о Гражд. войне и первых годах Сов. власти в республике; роман "Всадники на вершинах" (1970) о становлении рабочего класса в Кабардино-Балкарии. Произв. Ш. переведены на MH. языки народов СССР. Награждён 2 орденами, а также медалями.

Соч.: Унэ неху, Налшык, 1953; Зараншу, Налшык, 1958; в рус. пер.- Жамбот и Камбот, M., 1957; На берегу Псыхега, Нальчик, 1960; Талисман, M., 1965.

Лит.: ТеуновХ., Литература и писатели Кабарды, M., 1958; H а ло 3., Щомахуэ Амырхъан, в кн.: Къэбэрдей литературам и тхыдэм теухуа очеркхэр, Налшык, 1965.

ШОМБУРГК (Schomburgk) Роберт Герман (5.6.1804, Фрейбург,- 11.3.1865, Шёнеберг, близ Берлина), немецкий путешественник на англ, службе. В 1835-39 и 1840-44 вместе с братом Рихардом, ботаником, исследовал Брит. Гвиану и прилегающие территории. Положил на карту басе. р. Эссекибо, открыл горы Пакарайма и Рорайма, исследовал верховья р. Риу-Бранку, верховья и дельту р. Ориноко. В 1860 путешествовал по Таиланду. Собрал богатые зоологич. н ботанич. коллекции.

Соч.: Reisen in Guayana und am Orinoco wahrend der Jahren 1835-1839, Lpz., 1841.

Лит.: M а г и д о в и ч И, П., История открытия и исследования Центральной и Южной Америки, M., 1965.

ШОМЕТТ (Chaumette) Пьер Гаспар (во время революции принял имя Анаксагор) (24.5.1763, Невер,- 13.4.1794, Париж), деятель Великой франц. революции, левый якобинец. Чл. клуба кордельеров (с 1790). Участвовал в подготовке нар. восстания 10 авг. 1792; после его победы член, а с дек. 1792 прокурор Парижской Коммуны. Добивался введения налога на богачей, ликвидации безработицы, повышения заработной платы рабочим. Боролся против жирондистов. Поддерживал разгром "6ешеных", но, усвоив нек-рые их лозунги, возглавил выступление парижских низов 4-5 сент. 1793, направленное на укрепление революц.-демократич. диктатуры. Ш. настаивал на проведении эгалитаристских мер (выдвинув агр. программу, предвосхищавшую вантозские декреты). Высказывался за гос. контроль над всем произ-вом и сбытом с.-х. продуктов, за национализацию бездействующих (из-за саботажа крупной буржуазией политики максимума) предприятий. Был одним из инициаторов политики дехристианизации, но после осуждения её M. Робеспьером в ноябре 1793 отказался от неё. В период обострения борьбы в якобинском блоке осудил действия эбертистов. Однако вскоре после их ареста был тоже арестован, обвинён в попытке превратить Коммуну в законодат. орган, противостоящий Конвенту. Гильотинирован.

Лит.: Михайлов Я. (Захер). Анаксагор Шометт. Антирелигиозник XVIII в., M., 1930; Захер Я. M., К вопросу о значении взглядов Анаксагора Шометта для предыстории социалистических идей, в кн.: Французский ежегодник. 1961, M., 1962.

ШОМЛАИ (Somlay) Артур (28.2.1883, Будапешт,- 10.11.1951, там же), венгерский артист, нар. арт. ВНР (1950). В 1900 окончил студию при театре "Вигсинхаз", работал во MH. театрах Будапешта. Среди ролей: Гамлет, Лир ("Гамлет", "Король Лир" Шекспира), Егор Булычев ("Егор Булычев и другие" Горького), Тиборц и бан Петур ("Банк-бан" Катоны), судья Шари ("Судья Шари" Морица). С 1946 выступал в Нац. театре (Будапешт). С 1948 председатель Союза венг. актёров. Пр. им. Кошута (1948, 1951).

ШОМОДЬ (Somogy), медье наЮ.-З. Венгрии, в басе. р. Драва и оз. Балатон. Пл.6,1 тыс. км2. Нас. 362 тыс. жит. (1975). Адм. центр -г. Капошвар. Агр.-индустр. р-н. В с. х-ве занято 41,7%, в пром-сти и строительстве -29,5% самодеятельного населения Ш. (перепись 1970). Выращивают пшеницу и кукурузу, рожь, сах. свёклу, подсолнечник, табак, кормовые культуры. картофель. Садоводство и виноградарство. Животноводство (кр. рог. скот, свиньи, птица). Пищ. (муком., маслоб., сах., обработка льна и конопли), маш.-строит., деревообр. и текст, пром-сть, произ-во стройматериалов. Добыча природного газа в р-не Капошвара и в долине Дравы (месторождение Бабоча). На юж. побережье оз. Балатон - курортная зона. В. В. Бодрин.


ШОМОДЬИ (Somogyi) Иожеф (р. 9.6. 1916, Кикишода), венгерский скульптор, нар. худ. ВНР (1970). Окончил AX в Будапеште (1941). Монументальные произв. Ш. ("Мать с ребёнком", алюминий, 1967, установлена в Будапеште, и др.), свободно и активно вписанные в пространство, отличаются романтич. пафосом образов, экспрессией жестов. Успешно выступает также в области станковой (в т. ч. мелкой) пластики. Пр. им. Кошута (1954), пр. им. Мункачи (1956).

И. Ш о м о д ь и. Монумент Освобождению в Шальготарьяне. Бронза. 1967.

ШОМПОЛ (от нем. Stempel - пест), металлический, деревянный или комбинированный стержень (цельный или складной из отд. звеньев) для чистки и смазки канала ствола стрелкового или охотничьего оружия, для выталкивания застрявших гильз (патронов), а в оружии, к-рое заряжалось с дула, кроме того, и для досылки в ствол пыжа и пули. Ш. помещается у винтовок и автоматов под стволом, у пулемёта крепится к ноге сошки, у пистолета и револьвера - к кобуре.

ШОМУТЕПЕ, остатки раннеземледельческого поселения 5-го тыс. до н. э. в Казахском р-не Азерб. CCP. Раскопано в 1960-63 И. Г. Наримановым. Пл. ок. 1 га. Мощность культурного слоя от 1 до 2,5 м. Ш. было плотно застроено круглыми в плане жилыми (с печами) и хоз. постройками из сырцового кирпича. Найдены роговые мотыги, кам. зернотёрки, песты, ступки, кремнёвые и обсидиановые лезвия серпов и целый серп с дерев, основой, а также остатки различных видов пшеницы и ячменя; кости домашних (бык, свинья, мелкий рог. скот) и диких (кабан, олень) животных. Обнаружены разнообразные костяные предметы (шилья, проколки, ложки, жен. фигурка и др.), керамика грубой лепки и простых форм. Нек-рые горшки украшены орнаментом в виде округлых налепов и резных узоров. Ш. вместе с аналогичными памятниками Зап. Азербайд
жана и соседних р-нов Грузии характеризует древнейшую оседлоземледельческую культуру Закавказья.

Лит.: Нариманов И. Г., Древнейшая земледельческая культура Закавказья, в кн.: VII Международный конгресс доисториков и протоисториков. Доклады и сообщения археологов СССР, M., 1966.

P. M. Мунчаев.

ШОНА, группа близкородственных языков юж.-центр, зоны языков банту, осн. из к-рых - каранга и зезуру. Распространены в Юж. Родезии и Мозамбике. Общее число говорящих на Ш - ок. 1,5 млн. чел. (1970, оценка). Фонетич. черты: пятичленная система гласных. В числе согласных есть имплозивные билабиальный звонкий и дентальный звонкий. Назализация, аспирация и озвончение согласных на стыке морфем. Грамматические черты: согласоват. классы (21) включают аугментативные, диминутивные и локативные классы, а также 1-а и 2-а, к-рые объединяют имена собственные, термины родства, тотемных животных. Префиксы классов однослоговые. Спряжение глагола реализуется за счёт аффиксов. Наличествует большое количество идеофонов. Фиксированный порядок членов предложения: субъект - предикат - объект. Атрибуты стоят в постпозиции к определяемым словам.

Лит.: Marconnes F., A grammar of Central Koranga, [Johannesburg, 1931]; O' N e i 1 J. А., A Shona Grammar. Zezuru dialect, L., 1935; Shona. Basic course, Wash.. 1965; B a r n e s B. H., A vocabulary of the dialects of Mashonaland, L., 1932.

H. В. Охотина.

ШОНГАУЭР (Schongauer), Шён (Schon) Мартин (между 1435 и 1440, Кольмар, ныне Франция,- 2.2.1491, Брейзах, Баден), немецкий график и живописец. Учился в Нидерландах, где испытал сильное влияние Рогира ван дер Вейдена. Работал в Кольмаре и Брейзахе (с 1483). Живописные произв. Ш. ("Мадонна в беседке из роз", 1473, и др.) и в особенности его гравюры на меди ("Искушение св. Антония", "Благовещение", "Большое несение креста", "Мадонна во дворе", "Крестьяне, едущие на рынок", серия "Страсти" и др.) отличаются экcпpeccивностью формы, в ряде случаев - стремлением к гармонич. ясности композиционных построений. Творчество III., совмещающее черты поздней готики и Раннего Ренессанса, оказало значит, воздействие на мастеров нем. Возрождения (А. Дюрер и др.).

М. Шонгауэр. "Крестьяне, едущие на рынок". Гравюра на меди.

Г. С.Шоннн. Ф. Шопен.

Лит.: F 1 е с h s i g E., Martin Schongauer, Strassburg, 1951; WinzingerFr., Die Zeichnungen M. Schongauers, В., 1962.

ШОНГУЙ, посёлок гор. типа в Кольском р-не Мурманской обл. РСФСР. Расположен на р. Кола (басе. Баренцева м.). Ж.-д. ст. на линии Мурманск - Кандалакша. Цех Кильдинского кирпич, з-да.

ШОНИН Георгий Степанович (р. 3.8. 1935, г. Ровеньки Луганской, ныне Ворошиловградской, обл.), лётчик-космонавт СССР, ген.-майор авиации (1977), Герой Сов. Союза (22.10.1969). Чл. КПСС с 1957. В 1957 окончил Ейское военно-авиац. уч-ще (ныне Ейское высшее военно-авиац. уч-ще лётчиков им. В. M. Комарова), после чего проходил службу в мор. авиации. С 1960 в отряде космонавтов. В 1968 окончил Военно-возд. инж. академию им. H. E. Жуковского. 11-16 окт. 1969 совершил полёт в космос на космич. корабле "Союз-6" в качестве командира корабля (совм. с В. H. Кубасовым). В ходе полёта впервые были проверены различные способы сварки металлов в условиях космоса. За 117 ч 42 мин пребывания в космосе его корабль совершил групповой полёт с хосмич. кораблями "Союз-7" и "Союз-8". Награждён орденом Ленина, 2 др. орденами, а также медалями.

Соч.: Самые первые, M., 1976.

ШОПЕН (Chopin) Иван Иванович [1798, Франция,-3(15).8.1870, Петербург], этнограф и историк. По происхождению француз. В 1820-х гг. прибыл в Россию. Долгое время служил на Кавказе. По поручению кавк. наместника составил описание края. Автор капитального труда "Исторический памятник состояния Армянской области в эпоху присоединения её к Российской империи" (1852).

ШОПЕН (Chopin) Фридерик Францишек [22.2 (по др. сведениям, 1.3). 1810, Желязова-Воля, близ Варшавы,- 17.10.1849, Париж], польский композитор и пианист. Сын франц. эмигранта Никола Ш., участника Польск. восстания 1794, и польки Ю. Кшижановской. Первые уроки игры на фп. получил у сестры - Людвики Ш. С 1816 учился у чеш. пианиста и композитора В. Живного в Варшаве. Пианистич. и композиторское дарование Ш. проявил очень рано: в 1817 написал 2 полонеза в духе M. К. Огиньского, в 1818 впервые выступил публично. Учась в лицее (1823- 1826), продолжал совершенствоваться в игре на фп., концертировал, изучал теорию композиции под рук. Ю. Эльснера (с 1822), затем по его классу окончил Гл. школу музыки (учился в ней в 1826-29) в Варшаве. Творческое развитие Ш. проходило в условиях подъёма посьск. нац.культуры. В студенческие годы он сблизился с передовой интеллигенцией и революционно настроенной молодёжью. В 1825-29 в поездках по различным районам Польши знакомился с нар. творчеством и бытом. В 1828 посетил Берлин, в 1829 - Вену, где выступил как пианист и композитор, исполнив среди др. своих соч. "Вариации на тему Моцарта" для фп. с оркестром. Варшавский период жизни (до ноября 1830) сыграл решающую роль в творческом формировании Ш. На родине, восприняв опыт Огиньского, Эльснера, M. Шимановской, Ф. Лесселя, К. Курпиньского, Ф. Островского и др., он создал два концерта для фп. с оркестром (1829-30), фп. трио (1829), "Большую фантазию" на польские нар. темы для фп. с оркестром (1830), краковяк ("Большое концертное рондо") для фп. с оркестром (1828), сонату (1828), ряд полонезов и мазурок, ноктюрн ми минор (1827) и первые из 12 ч Больших концертных этюдов" (1829-30;закончены в Париже, где Ш. завершил и др. циклы фп. пьес). В соч., написанных в Польше, ощутима нац., нар. основа, выраженная складом мелодии, характером ритмики, связанной с польск. танцами (мазур, полонез) и особенностями гармонии, фактуры, и строением форм. В них полностью проявилось интонационное своеобразие его музыки - широкое применение приёмов переменности, особенно в сфере субдоминанты, "славянской кварты" (чередование натуральной и повышенной IV ступеней),- характерное и для зрелых соч. Ш. На основе нац. танцев он создавал и поэтичные фп. миниатюры, и большие концертные пьесы с оркестром, насыщая их чертами поэмности. На родине он начал также писать песни на слова польских поэтов; из неск. десятков сохранились лишь 19 (опубл. посмертно).

Рубежным событием в жизни и творчестве Ш. было Польское восстание 1830-31, заставшее его в Вене, откуда он направился в Париж через Мюнхен и Штутгарт (там Ш. узнал о падении Варшавы). В Вене и Штутгарте (1830- 1831) созданы (или начаты) 1-е скерцо (1831-32), 1-я баллада (1831-35), "Революционный этюд" до минор (1831), ставший вскоре знаменитым (одна из улиц Варшавы наз. Улицей Революционного этюда), и др. соч. (MH. закончены в Париже). С сент. 1831 Ш. постоянно жил в Париже, до конца своих дней сохранив духовные связи с Польшей. В 1832 Ш. начал триумфальные концертные выступления в Париже, где он встречался с крупнейшими деятелями лит-ры и иск-ва Франции и др. стран (Ф. Лист, Г. Берлиоз, В. Беллини, Дж. Мейербер; Г. Гейне и Э. Делакруа). В 1834-35 Ш. совершил поездку по Рейну с Ф. Гиллером и Ф. Мендельсоном (в 1835 познакомился в Лейпциге с P. Шуманом). В 1835-36 выезжал на чеш. курорты, в кон. 1838 - на о. Мальорка с Ж. Санд (неоднократно проводил в её имении Ноане летние месяцы); разрыв в 1847 отношений с Ж. Санд вызвал ухудшение здоровья Ш. и ускорил его смерть. В 1848 он гастролировал в Великобритании. Умер Ш. в Париже, где и находится его могила; сердце композитора, согласно его предсмертной воле, перевезено сестрой Ш. в Варшаву и замуровано в одной из Колонн в костёле Св. креста.

В наиболее значит, произв. Ш. парижского периода преобладают героико-драматич., трагедийные образы, осн. на горьких раздумьях над поражением Польск. восстания; музыка насыщается особенной страстностью и глубиной переживаний, конфликтностью, силой и широтой образов; вместе с тем углубляются черты нац. своеобразия. Важнейшей темой становится воспевание патриотич. порывов и надежд, гибель к-рых вызывает скорбные чувства. Трагич. кульминация творчества Ш. 30-х гг.- знаменитый "Похоронный марш" ("Монблан музыкальных Альп", по выражению А. В. Луначарского), созданный в 1837 и в 1839 включённый в качестве 3-й части в сонату си-бемоль минор. Этот марш, сочетающий высокую трагедийность с проникновенной лирикой, вошёл в погребальный ритуал во всём мире. Патриотич., нац. идеи нашли особенно яркое выражение в фп. сонате си минор, в полонезах, отличающихся эмоциональным богатством,- то рыцарственно-праздничных (полонез ля-бемоль мажор), то трагических (фа-диез минор). Нац. начало рельефно выступает также в многочисл. мазурках, над к-рыми Ш. работал с юности, развивая их метроритмич. основу, подчёркивая своеобразие польск. танц. музыки и достигая мелодич. и эмоционального разнообразия - от блестящей танцевальности до элегии; среди них есть и изящные зарисовки польск. быта (Ш. называл мазурки "картинками"), и краткие взволнованные рассказы о судьбах родины. Специфика польск. танц. музыки сказывается и в вальсах Ш., насыщенных глубоким содержанием (они повлияли на формирование т. н. парижского вальса). Своеобразна трактовка им жанров фп. пьес. Он превратил прелюд (в т. ч. цикл из 24 фп. прелюдий во всех тональностях, соч. в 30-е гг., изд. в 1839) из "введения" к фуге или к др. произв. в самостоят, инструм. миниатюру, обладающую значит., сконденсированным эмоциональным содержанием; это образные зарисовки, отражающие различные настроения. Жанр ноктюрна был значительно развит Щ., наполнившим его контрастами и драматизмом. Новое, более глубокое содержание композитор внёс также в жанр экспромта, переосмыслил характер скерцо, введя в него патетику, фантастику, эмоциональную переменчивость. Новую трактовку получил жанр этюда, в котором сложные виртуозные задачи, относящиеся ко всем видам фортепьянной техники, полностью подчинены образности, выразительности муз. содержания. Творчество Ш.- одно из величайших достижений польск. и мировой художеств, культуры. Основоположник польск. муз. классики, Ш. поднял нац. муз. иск-во на высочайший художеств, уровень благодаря огромному композиторскому и исполнительскому таланту и мастерству, новаторскому развитию нар. традиций, претворению опыта мастеров нац. и мировой муз. культуры (особенно ценил музыку И. С. Баха и В. А. Моцарта), прогрессивным идейным взглядам, высокому интеллекту, этиКо-эстетич. и политич. убеждениям (возлагал надежды на народ и его освободит, устремления). Его соч.- высшее воплощение в иск-ве человеческих чувств громадного диапазона (от высокой трагедийности до проникновенного лиризма). Вдохновенный пианист, Ш. создал оригинальный исполнительский стиль, отмеченный напевностью, изяществом, сочетающий виртуозный блеск с глубиной и задушевностью. Новаторство Ш. было понято немногими его современниками - прежде всего Ф. Листом и Э. Делакруа (создавшим неск. портретов Ш.), а также M. И. Глинкой, А. С. Даргомыжским, мастерами "Могучей кучки" и последующими поколениями рус. композиторов. С 1927 в Варшаве проводится междунар. конкурс пианистов им. Ш.; среди его лауреатов - MH. сов. пианисты (1-ю пр. на 1-м конкурсе получил Л. H. Оборин). В Варшаве создано Об-во им. Фридерика Шопена, к-рое занимается большой концертной, научно-исследоват., издат. и организационной деятельностью.

Соч.: Correspondence de Frederic Chopin, v. 1 - 3, P., 1953-60; Korespondencja Fryderyka Chopina, t. 1 - 2, Warsz., 1955; Письма, 2 изд., т. 1, M., 1976.

Лит.: Пасхалов В., Шопен и польская народная музыка, Л.- M., 1949; Лист Ф., Ф. Шопен, 2 изд., M., 1956; С ол о в ц о в А., Фридерик Шопен, 2 изд., M., 1960; Фридерик Шопен. Статьи и исследования советских музыковедов, M., 1960; Ивашкевич Я., Шопен, пер. с польск., M., 1963 (Жизнь замечательных людей); Б э л з а И., Фридерик Францишек Шопен, 2 изд., M., 1968 (в польск. пер.: Fryderyk Franciszek Chopin, Warsz., 1969); Кремлев Ю, Фридерик Шопен. Очерк жизни и творчества, 3 изд., M , 1971; К а г l оw i с z M., Niewydane datychezas pamia.tki ро Chopinie, Warsz., 1904; S z у m a n о ws k i K., Fryderyk Chopin, Warsz., 1925; Hoesick F., Chopin. Zycie i tworczosc, t. 1-4, Krakow, 1962 - 68; Michalowski K., Bibliografia chopinowska 1849-1969, Krakow, 1970; Ekier J., Wstep do Wydania narodowegp dziel Fryderyka Chopina, cz. 1. Zagadnienia edytorskie, Warsz., 1974.

И. Ф. Бэлза.

ШОПЕНГАУЭР (Schopenhauer) Артур (22.2.1788, Данциг, ныне Гданьск,-21.9. 1860, Франкфурт-на-Майне), немецкий философ-идеалист. С 1820 приват-доцент Берлинского ун-та, с 1831 жил во Франкфурте-на-Майне. Осн. соч.- "Мир как воля и представление" (т. 1-2, 1819- 1844). Кантовские априорные формы - время, пространство, категории рассудка - сводятся Ш. к единой основе - "закону достаточного основания". Субъект и объект рассматриваются в качестве соотносит, моментов, из к-рых складывается мир как "представление" субъекта. С др. стороны, мир, взятый как "вещь в себе", предстаёт у Ш. как слепая, безосновная "воля к жизни", к-рая дробится в бесконечном множестве "объективации". Каждой объективации свойственно стремление к абс. господству, что выражается в непрекращающейся "войне всех против всех". В то же время множество объективации воли существует и как иерархич. целостность, отражающая иерархию идей (понимаемых в платоновском смысле) - адекватных объективации воли. Высшая ступень в ряду объективации воли - человек, существо, наделённое разумным познанием. Каждый познающий индивид сознаёт себя всей волей к жизни, все прочие индивиды существуют в его представлении как нечто зависящее от его существа, что служит источником беспредельного эгоизма человека. Социальная организация (гос-во) не уничтожает эгоизма, будучи лишь системой сбалансированных частных воль. Преодоление эгоистич. импульсов осуществляется, по Ш., в сфере иск-ва и морали. Иск-во - создание гения, основывающееся на способности "незаинтересованного созерцания", в к-ром субъект выступает как "чистый безвольный" субъект, а объект - как идея. Высшее из иск-в - музыка, имеющая своей целью уже не воспроизведение идей, а непосредств. отражение самой воли. Подчёркивая иллюзорность счастья и неотвратимость страдания, коренящегося в самой "воле к жизни" с её бессмысленностью и вечной неудовлетворённостью, Ш.- в противовес Лейбницу - называл существующий мир "наихудшим из возможных", а своё учение -"пессимизмом". Подлинным основанием морали Т. считал чувство сострадания, благодаря к-рому обманчивая видимость индивидуальности растворяется в сознании единства всего сущего.

Иррационалистич. и пессимистич. философия Ш., не пользовавшаяся популярностью при его жизни, получила распространение со 2-й пол. 19 в., явившись одним из источников философии жизни и предшественником ряда концепций глубинной психологии (учение о бессознательном); влияние Ш. испытали P. Вагнер, Э. фон Гартман, Ф. Ницше, T. Манн и др. В 1911 во Франкфурте-на-Майне основано Шопенгауэровское об-во.

Соч.: Samtliche Werke, Bd 1 - 7, Wiesbaden, 1946-59; Der handschriftliche Nachlap, Bd 1 - 5, Fr./M., 1966 - 75; в рус. пер.- Поли. собр. соч., т. 1 - 4, M., 1900 - 10.

Лит.: Ф и ш е р К., А. Шопенгауэр, пер. с нем., M., 1896; H и ц ш е Ф., Шопенгауэр как воспитатель, Поли. собр. соч., т. 2, M., 1909; фолькельт И., А. Шопенгауэр, его личность и учение, пер. с нем., СПБ, 1902; Грузенберг С. О., А. Шопенгауэр. Личность, мышление и миропонимание, СПБ, 1912; Асмус В. Ф., Проблема интуиции в философии и математике, M., 1953, гл.4; Быховский Б. Э., Шопенгауэр, M., 1975; Simmel G., Schopenhauer und Nietzsche, 3 Aufl., Munch.- Lpz., 1923; Pfeiffer K., Schopenhauer, [В.], 1943; Z int H., Schopenhauer als Erlebnis, Munch.- Basel, 1954; Von der Aktualitat Schopenhauers, Fr./M., 1972; Hubscher A., Denker gegen den Strom. Schopenhauer: Gestern - Heute - Morgen, Bonn, 1973.

А. А. Чанышев.

ШОПОВ Ацо (р. 20.12.1923, Штип), македенский поэт, переводчик, обществ, и гос. деятель, чл. Макед. АН и иск-в (1967), чл.-корр. Серб. АН и иск-в (1968). Участник Нар.-освободит, войны 1941-45 в Югославии. Окончил филос. ф-т ун-та в Скопье и Высшую политич. школу в Белграде. Пред. Союза переводчиков и СП Социалистич. Республики Македонии (50-60-е гг.), СП Югославии (1965-69). В 1970-77 на дипломатич. работе. Лит. деятельность начал в партиз. годы ("Стихи", 1944). В 1950 вышли кн. "На Граммосе", "Нашими руками" - об антифаш. и нац. борьбе, о строительстве новой Македонии. В лирич. сб-ках "Стихи о страданиях и радости" (1952), "Вымысел" (1963), "Рождение слова" (1966) и др. наряду с "вечными" темами ставятся проблемы поэтич. творчества и нравств. самопознания. Опубл. также сб. "Песнь чёрной женщины" (1976). Для поэз