БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ХРАМОВАЯ МУЗЫКА, культовая музыка.
ЦИНКА СУЛЬФИД, сернистый цинк, ZnS, белый порошок.
ЧЕРСКОГО ХРЕБЕТ, цепи Черского, горная система на С.-В. СССР.
ЧУВАШСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени И. H. Ульянова.
ТАМОЖНЯ (от тамга), гос. учреждение, контролирующее провоз грузов.
ШТЕТТИНСКИЙ МИР 1570, между Швецией и Данией.
ЭКСПОНОМЕТРИЯ, раздел фотографии, в к-ром определяют условия экспонирования.
ЭССЕ (франц. essai - попытка, проба, очерк, от лат. exagium - взвешивание), прозаич. сочинение.
ТЕАТР ТЕНЕЙ, вид театр, зрелища.
ЕККЕ, текийе, завие (тур. tekke, zaviye), обитель мусульм. дервишей в Турции.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

2197031823552198549321терна. Был членом ВЦИК и ЦИК СССР. Деп. Верх. Совета СССР 1-3-го созывов. Награждён 3 орденами Ленина, а также медалями. Похоронен на Красной площади, у Кремлёвской стены.

ШКЛО, посёлок гор. типа в Яворовском р-не Львовской обл. УССР, в 4 км от ж.-д. ст. Шкло-Старжиска. 3-ды: Яворовский горно-химический, керамзитовый, железобетонных конструкций, филиал з-да "Львовприбор".

ШКЛОВ, город, центр Шкловского р-на Могилёвской обл. БССР. Расположен на Днепре, в 30 км к С. от Могилёва. Ж.-д. станция (на линии Орша-Могилёв). Бум. и меб. ф-ки, заводы по первичной обработке льна и комбикормовый, комбинат строит, материалов. Предприятия пищ. пром-сти.

ШКЛОВСКИЙ Виктор Борисович [р. 12(24). 1.1893, Петербург], русский советский писатель, литературовед, критик. Род. в семье учителя. Учился на филологич. ф-те Петерб. ун-та. Выступил в печати с литературоведч. работами в 1914. Был близок к футуристам (см. Футуризм). Участник ОПОЯЗа. Наиболее значит, работы этих лет собраны в кн. "О теории прозы" (1925). Ш.- один из зачинателей и теоретиков формальной школы в литературоведении (см. "Формальный метод" в литературоведении). Уже в 30-е гг., осознав ограниченность формальной школы, Ш. переходит к исследованию иск-ва в широком социально-историч. плане (ст. "Памятник научной ошибке", 1930). В книгах и статьях начиная с 30-х гг. Ш. исследует историч. соотношения социального бытия и ведущих идей времени с созданной в данную эпоху лит-рой: "Художественная проза. Размышления и разборы" (1959, 2 изд. 1961), "Повести о прозе" (т. 1-2, 1966), "Тетива. О несходстве сходного"(1970). Автобиографич. принцип лежит в основе мемуарных, эпистолярных лирич. книг Ш.: "Сентиментальное путешествие" (ч. 1-2, 1·923), "ZOO. Письма не о любви, или Третья Элоиза" (1923), "Гамбургский счёт" (1928), "Жили-были" (1962) и др. Большое место в творчестве Ш. занимают работы о рус. классиках, в частности о Л. H. Толстом - от ранней книги "Материал и стиль в романе Льва Толстого „Война и мир"" (1928) до фундаментальной биографии "Лев Толстой" (1963, 2 изд. 1967, оба издания в серии "Жизнь замечательных людей"). Работы по теории кино, лит. портреты С. M. Эйзенштейна, Л. В. Кулешова, Дзиги Вертова, А. П. Довженко; киносценарии. Награждён орденом трудового Красного Знамени. Портрет стр. 421.

Соч.: Собр. соч., т. 1 - 3, M., 1973-74; Поиски оптимизма, M., 1931; О Маяковском, M., 1940; Заметки о прозе русских классиков, 2 изд., M., 1955; За и против. Заметки о Достоевском, M., 1957; Исторические повести и рассказы, M., 1958; За сорок лет. Статьи о кино. [Вступ. ст. M. Блеймана], M., 1965.

Лит.: Эйхенбаум Б., О Викторе Шкловском, в его кн.: Мой современник,

Л., 1929; Гуковский Г., Шкловский как историк литературы, "Звезда", 1930, № 1; Сарнов Б., Глазами художника, "Новый мир", 1964, № 7; Л е в и н E., Виктор Шкловский - теоретик кино, "Искусство кино",1970, N° 7; Добин E. С., Виктор Шкловский-аналитик сюжета, в его кн.: Сюжет и действительность, Л., 1976; Русские советские писатели-прозаики. Биобиблиографич. указатель, т. 6, ч. 1, M., 1969.

T. Ю. Хмельницкая.

ШКЛОВСКИЙ Иосиф Самуилович [р.18.6(1.7).1916, Глухов, ныне Сумской обл. УССР], советский астрофизик, чл.-корр. АН СССР (1966). Окончил Моск. ун-т (1938). С 1938 работает в Гос. астрономич. ин-те Штернберга; с 1968 в Ин-те космич. исследований АН CСCP. Осн. труды связаны с теорией солнечной короны, радиоастрономией и рентгеновской астрономией. В 1948 исследовал вопрос о наличии линии 21 см в излучении нейтрального межзвёздного водорода. В 1953 объяснил свойства Крабовидной туманности излучением релятивистских электронов в магнитном поле. В 1965 предложил новую концепцию планетарных туманностей, связав их с концом эволюции красных гигантов и рождением белых карликов. В 70-х гг. работает в области изучения природы галактич. и внегалактич. рентгеновских источников. Иностр. чл. Нац. АН США, чл. Королевского астрономич. об-ва Великобритании. Ленинская пр. (1960). Награждён орденом "Знак Почёта" и медалями.

Соч.: Физика солнечной короны, 2 изд., M., 1962; Космическое радиоизлучение, M., 1956; Вселенная, жизнь, разум, 4 изд., M., 1976; Звёзды: их рождение, жизнь и смерть, M., 1975; Сверхновые звёзды, M., 1976.

Лит.: Иосиф Самуилович Шкловский. (К 60-летию со дня рождения), "Земля и Вселенная", 1976, № 4. В. Г. Курт.

ШKM, см. Школа крестьянской молодёжи. Школа колхозной молодёжи.

ШКОДА (Skoda) Йосеф (10.12.1805, Пльзень,-13.6.1881, Вена), чешский терапевт. С 1825 жил в Вене. В 1831 окончил мед. ф-т Венского ун-та; в 1846- 1871 проф. там же. Крупнейший наряду с К. Рокитанским представитель т. н. новой венской школы, характеризовавшейся признанием преимуществ, значения наблюдений у постели больного, изучения физич. симптомов болезни и лежащих в их основе изменений в органах и сыгравшей видную роль в развитии клиннч. медицины. Развил и научно обосновал учения о перкуссии и аускультации и способствовал распространению этих методов исследования в клинич. практике; показал зависимость сердечных шумов не только от анатомич. поражений клапанов, но и от скорости тока крови; описал ряд аускультативных симптомов. Деятельность и науч. труды III. имели существ, значение в формировании кардиологии, пульмонологии и дерматологии. Создал клинич. школу (Гебра и ДР)

Соч. в рус. пер.: Учение о постукивании и выслушивании, как средствах распознавать болезни, M., 1852.

Лит.: Рубакин A. H., Жизнь и деятельность Иозефа Шкоды, "Клиническая медицина", 1956, №6;Sternberg M., Josef Skoda. W., 1924; "Casopis lekafu ceskych", 1971 rok, 110, № 25, s. 588-91.

"ШКОДА" (Skoda), предприятие тяжёлого машиностроения ЧССР, одно из крупнейших в Европе. Находится в г. Пльзень. Выросло из завода по произ-ву с.-х. инвентаря, основанного в 60-х гг. 19 в.; значительно расширено перед 2-й мировой войной 1939-45, В послевоен. годы продукция предприятия сыграла важную роль в восстановлении чехословацкой экономики, развитии экономии, сотрудничества ЧССР с социалистич. странами. В 1951 "Ш" присвоено имя В. И. Ленина.

На предприятии в сер. 70-х гг. было занято св. 45 тыс. рабочих и служащих. Производств, программа "Ш." охватывает более 50 отраслей машиностроения. Осн. продукция: паровые турбины, турбо-и гидрогенераторы, компрессоры, трансформаторы, прокатное и литейное оборудование, подъёмные краны, крупные металлообрабат. станки, электровозы, троллейбусы и др. Ок. 40% продукции экспортируется гл. обр. в СССР и др. социалистич. страны. С нач. 70-х гг. в соответствии с расширяющимся сотрудничеством между странами - членами СЭВ в области атомной электроэнергии начался выпуск оборудования для атомных электростанций. H. H. Пусенков.

ШКОДЕР (liqeni i Shkodres), второе название Скадарского озера в Югославии и Албании.

ШКОДЕР, Ш к о д р a (Shkoder, Shkodга), город в Албании, на берегу оз. Шкодер. Адм. центр рети Шкодер. Св. 60 тыс. жит. (1975). Пристань; шоссе связан с гг. Тирана и Дуррес, а также Титоградом (СФРЮ). Цветная металлургия. Цем., деревообр., бум., пищ., таб., текст., кож. предприятия. Руины крепости Poзафат (14 в.).

ШКОЛА (лат. schola, от греч. schole), 1) учебно-воспитат. заведение (см. Школа). 2) Система образования, выучка, приобретённый опыт. 3) Направление в науке, лит-ре, иск-ве и т. п., связанное единством осн. взглядов, общностью или преемственностью принципов и методов.

ШКОЛА, учебно-воспитат. заведение для организованного образования, обучения и воспитания подрастающего поколения, а также взрослых и работающей молодёжи. В зависимости от того, кто является организатором и на чьи средства существует Ш., она является государственной, муниципальной (органов местного самоуправления) или частной, содержащейся общественными и религ. орг-циями и частными лицами. По характеру сообщаемых знаний Ш. бывает общеобразовательной и профессиональной (специальной); по уровню образования - начальной, неполной средней, средней и высшей; по отношению к религии - светской и конфессиональной (церковной, религиозной); по полу учащихся - мужской, женской и совместного обучения. Цели, задачи и содержание работы Ш зависят от уровня развития общества, его классовой структуры.

Первые Ш. возникли в странах Др. Востока (Вавилонии, Ассирии, Египте, Индии и др.)- жреческие школы при храмах, дворцовые для обучения знати, Ш. писцов для нужд административно-хоз. управления. В антич. мире Ш. стала важнейшей частью спартанской, афинской и римской систем воспитания (см. Спартанское воспитание; раздел Воспитание и просвещение в ст. Греция Древняя; раздел Воспитание и просвещение в ст. Рим Древний).

При феодализме в странах Востока Ш. развивалась под влиянием господствовавших там религий (индуизма, буддизма, ислама) и служила интересам феодалов. В Индии, напр., она существовала при крупных храмах и предназначалась гл. обр. для детей брахманов и кшатриев. Здесь кроме чтения и письма изучались тексты священных книг, эпич. поэмы, мифология, грамматика, лит-pa, история, философия, математика, астрономия, медицина. В т. н. общинных индуистских школах при сел. храмах обучались чтению, письму и счёту на местном языке дети мелких землевладельцев. При буддийских монастырях в странах Востока, кроме начальных и средних Ш., действовали высшие богословские, в к-рых изучались также математика, астрономия и др. науки. В мусульм. районах и странах распространились мектеб и медресе.

В Зап. Европе с установлением в средние века монополии церкви на образование все Ш стали открываться только католич. церковью и находились под её идеологич. руководством. При отд. церквах с 5 в. создавались для мальчиков приходские Ш. элементарного обучения; при монастырях действовали монастырские школы; в центрах епархий - соборные школы (епископские, или кафедральные). С укреплением ср.-век. городов в 12 в. открылись первые ун-ты и в 13- 14 вв., в противовес церковным, цеховые школы и гильдейские школы, слившиеся в 15-16 вв. в городские. Помимо развития сети церк. Ш., создавались новые для детей светских феодалов - аристократические грамматические школы и паблик скулз в Англии, рыцарские академии в Германии, классич. гимназия в Германии и др. странах (см. Классическое образование) и т. д. Дети горожан учились в бюргерских школах, реальных училищах, торговых и технич. Ш.

С развитием капитализма в Зап. Европе сословная Ш. превращается в классовую, буржуазную, сущность к-рой, отмечал В. И. Ленин, "...состоит в том, что образование одинаково организовано и одинаково доступно для всех имущих" (Поли. собр. соч., 5 изд., т. 2, с. 476). В развитых капиталистич. странах в 19 в. приняты законы о всеобщем обязательном нач. обучении детей обоего пола, Ш провозглашается единой и светской. Фактически эти юридич. акты полностью никогда не осуществлялись. Наряду с классической средней всё больше развивались реальные и профессиональные Ш. (см. Реальное образование), удовлетворявшие потребности буржуазии в подготовке кадров для торговли и пром-сти. Естеств.-науч. предметы постепенно включались в уч. планы классич. школ.

Ш. в странах Азии, Африки и Лат. Америки, подвергшихся колонизации, была подчинена интересам господств, классов метрополий (Испании, Великобритании, Франции и др.). Необходимость в ч подручных кадрах" из коренного ("туземного") населения, верных колонизаторам, заставила их открыть для ч цветных", кроме начальных, небольшое число повышенных начальных, средних (коллежи, колледжи, лицеи) и высших уч. заведений (ун-тов и др.) с обучением на языках метрополий. В них готовились будущие надсмотрщики, чиновники, солдаты и младшие офицеры "цветных войск". Контингент учащихся составляли и дети местной знати и буржуазии, для сыновей вождей племён имелись закрытые привилегиров. Ш. Рост нац.-освободит. движения в колониях ускорял открытие высших уч. заведений (в Индии до 2-й мировой войны 1939-45 - 18 ун-тов), но деятельность их строго контролировалась колон, властями. Однако осн. масса коренного населения оставалась неграмотной. Это тяжёлое наследие колониализма преодолевается в странах, сбросивших его иго.

До Окт. революции 1917 у народов, входящих в состав СССР, возникновение первых Ш. и развитие их системы определялись конкретно-историч. особенностями жизни этих народов. В Армении и Грузии сведения о первых Ш. относятся к 4 в., в Азербайджане - к 5 в. На терр. Cp. Азии и Азербайджана с 7 в. стали распространяться мусульм. мектебы и медресе, сохранявшие господств, положение до Окт. революции. Летописные источники дают весьма неполные сведения о Ш. Киевской Руси, открывавшихся в 10-13 вв. при монастырях, церк, приходах, дворцах князей. Берестяные грамоты 11-15 вв. содержат данные о методах обучения грамоте, свидетельствуют о распространении грамотности в Др. Руси как среди феод, знати и духовенства, так и среди горожан, посадских людей, ремесленников, торговцев.

В дореволюц. России для нар. масс существовала начальная школа различных типов. Имущие слои населения обучали детей в гимназиях, реальных уч-щах, коммерческих училищах, ун-тах и др. вузах. В системе Ш. сохранялись остатки сословности: закрытые дворянские уч. заведения - кадетские корпуса, лицеи (см. Лицей), Пажеский корпус, институты благородных девиц, отсутствие преемственности между начальными (народными) Ш. и гимназией. Для поступления в Ш. существовали национальные и вероисповедные ограничения.

Пр-во для воспитания у молодёжи верноподданич. чувств и религиозности использовало церковь. Кроме спец. школ для подготовки служителей культа Синоду непосредственно была подчинена сеть школ грамоты, церковно-приходских школ, епархиальных училищ. Bc всех Ш обязат. уч. предметом являлся закон божий. По уровню грамотности населения Россия отставала от развитые капиталистич. стран. Среди трудящихся царила массовая безграмотность, "Четыре пятых молодого поколения,- отмечал В. И. Ленин в 1913, - осуждены на безграмотность крепостническим государственным устройством России" (там же т. 23, с. 127).

Ш. в СССР и других социалиетических странах. После Окт. революции 1917 Ш. становится общенародной, доступной всем, независимо от социального положения и национальности. С 1918 в стране введено совмест ное обучение лиц обоего пола. Ш. отделена от церкви, стала государственной и светской. Её цель - "воспитание поколения, способного окончательно установить коммунизм" [Программа РКП(6) 1919], формирование всесторонне и гармонически развитой личности с твёрдым; коммунистич. убеждениями. Структура сов. Ш., содержание образования и организация обучения в ней изменяются с развитием социалистич. общества, прогрессом науки и культуры, но принципиальные основы её деятельности остаются неизменными. Общеобразоват. Ш. является трудовой, политехнической (см. Средняя общеобразовательная школа Политехническое образование). В средних специальных учебных заведениях наряду с профессиональной даётся общеобразоват. подготовка. Обучение во всех типах Ш. бесплатное, часть учащихся содержится на гос. обеспечении (в школе-интернате, профессионально-технических учебных заведениях и др.), учащиеся ср. спец. учебных заведении и студенты высших уч. заведений (см. Высшее образование) получают гос. стипендии. Ш. является единой, различные типы её преемственно связаны и дают возможность перехода от нач. ступеней обучения к высшим. Все народы СССР пользуются правом обучения детей на родном языке. В стране осуществлено начальное (1934) и восьмилетнее (1962) всеобщее обязат. обучение, к 1976 в основном закончен переход ко всеобщему ср. образованию.

Другие социалистич. страны используют опыт школьного строительства в СССР с учётом своих конкретных историч. условий и нац. особенностей. Для социалистич. стран действуют общие закономерности в построении нового общества и воспитании всесторонне развитой личности - активного строителя социализма и коммунизма. Принципиальные основы деятельности Ш. в этих странах едины, хотя её типы, названия, структура, сроки обучения, уровень всеобщего обязат. образования различны.

Ш. в современных капиталистич. странах. Частью общего кризиса капитализма является кризис образования в бурж. странах, к-рый выражается в неспособности общества удовлетворить требования развивающегося произ-ва к перестройке образования. Цель бурж. школы остаётся неизменной- создавать для буржуазии "...пригодных слуг, которые были бы способны давать ей прибыль и вместе с тем не тревожили бы ее покоя..." (Ленин В. И., там же, т. 41, с. 303). Гос. ассигнования на образование недостаточны и не устраняют хронич. нехватки средств для нормальной работы Ш. В ряде стран более массовой становится ср. школа (Великобритания, США, Франция, ФРГ, Япония и др.), принимаются меры по реорганизации структуры Ш., содержания образования и методов обучения, управления ею. Однако не осуществляются принятые законы о всеобщем обязат. обучении в отношении беднейших слоев населения, в силу массовой безработицы, расовой и нац. дискриминации, не обеспечено равноправное ср. образование для всех. Существуют утончённые способы сохранения классового неравенства в содержании образования и качестве обучения в различного типа школах, социального отбора учащихся для высших его ступеней и наиболее престижных профилей обучения (фуркация, наличие частных Ш. с высокой платой за обучение, спец. тестовые испытания и др.).

См. разделы Народное образование и культ.-просветит, учреждения в статьях о союзных и авт. республиках в соответствующих томах БСЭ, а также 24-й том, книга II -"СССР" (Народное образование в разделе Культурное строительство); разделы Народное образование и Просвещение в статьях о зарубежных странах.

Лит.: Ленин В. И., О воспитании и образовании, 3 изд., M., 1973; Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа. Сб. документов 1917-1973 гг., M.,

1974; Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик, M., 1977; Брежнев Л. И., Ленинским курсом. Речи и статьи, т. 2, M., 1973, с. 220- 238; Константинов H. А., Школьная политика в колониальных странах (XIX - XX вв.), M., 1948; Константинов H. A, Струминский В. Я., Очерки по истории начального образования в России, 2 изд., M., 1953; Королев., Очерки но истории советской школы и педагогики. 1917 - 1920, M., 1958; Королев., Корнейчик Т. Д., P а в к и н 3. И,, Очерки по истории советской школы и педагогики. 1921 - 1931, M., 1961; Народное образование в СССР. 1917 - 1967, под ред. M. А. Прокофьева [и др.], M., 1967; Беляев В. П., Латинская Америка: народное просвещение и проблемы социально-экономического развития, M., 1971; M а л ьк о в а 3. А., Современная школа США, M., 1971; Гончаров Л. H., Школа и педагогика США до второй мировой войны. Исторический очерк, M., 1972; Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. XVIII в.- первая половина XIX в., под ред. M. Ф. Шабаевой, M., 1973; Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. Вторая половина XIX в., под ред. А. И. Пискунова, M., 1976; Измайлов А. Э., Просвещение в республиках Советского Востока, M., 1973; Прокофьев M. А., Советская общеобразовательная школа на современном этапе, M., 1975; Малькова 3. А., Вульфсон Б. Л., Современная школа и педагогика в капиталистических странах, M., 1975; T а нг я н С. А., Образование и общественный прогресс в развивающихся странах, M., 1975; Школа европейских стран социализма. Послевоенное развитие и современные проблемы, под ред. M. H. Кузьмина, M., 1976; Школьная политика и школа в странах капитализма, под ред. 3. А. Мальковой, M., 1976; Лапчинская В. П., Средняя общеобразовательная школа современной Англии. Вопросы теории и практики обучения, M., 1977; Ш и р и н с к и и A. E., Образование в развивающихся странах, M., 1977;Педагогика школы, Под ред. Г. И. Щукиной, M., 1977; Советская школа на современном этапе, под ред. H. П. Кузина, M. H. Колмаковой, M., 1977; World survey of Education, [v. I]-5, P., [1955] -71; S a s n e t t M., S e p me у e r I., Educational systems of Africa, Berkeley - Los Ang., [1966]; Misra A., Education and finance, GwaHor, 1971. П. И. Куликов.

ШКОЛА в искусстве, художественное направление, течение, представленное группой учеников и последователей к.-л. художника (напр., венециановская школа) либо группой художников, близких по творч. принципам и художеств, манере (напр., строгановская школа иконописи). Термином "Ш." характеризуют также живопись, скульптуру города или области в случае, если их своеобразие выражено в определённых стилистич. и хронологич. границах (напр., болонская школа), или нац. иск-во целой страны (фламандское искусство),

ШКОЛА (ГРУППА) С ПРОДЛЁННЫМ ДНЕМ, общеобразовательная школа (группа в ней), в к-рой учащиеся находятся в течение всего дня (10 ч). В СССР такие школы возникли в 1919 в Петрограде и др. крупных городах для усиления пед. надзора за детьми, но в силу материальных затруднений развития не получили. После Великой Отечеств, войны 1941-45 стали создаваться в общеобразоват. школах отд. группы с продлённым днём для усиления помощи семье в воспитании детей. Они получили законодат. оформление в 1956 (для Москвы и Ленинграда - в 1955). С 1962 в условиях завершения всеобщего 8-летнего образования и перехода к всеобщему ср. образованию открываются также школы с продлённым днём, в к-рых на этом режиме может находиться не менее 80% учащихся. При недостатке такого комплекта учащиеся зачисляются на продлённый день в обычные общеобразоват. школы в составе групп продлённого дня.

В Ш. (г.) сп. д., помимо уч. занятий, широко представлены др. виды деятельности детей - пионерская и комсомольская, общественно полезная и трудовая, игровая, спортивная, занятия по интересам. Режим продлённого дня в школе осуществляется в составе отд. классов или групп с учащимися разных классов. Он строится на основе медицински и педагогически обоснованного чередования учения, труда и отдыха детей, включает подготовку домашних уроков и школе. Дети уходят домой к моменту возвращения их родителей с работы. Часть родителей освобождается полностью или частично от оплаты трёхразового питания детей в Ш. (г.) с п. д.

Лит.: Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа. Сб. документов 1917 -1973гг., M., 1974, с. 120 - 26; Организация работы в школах и группах продлённого дня. [Сб. статей], под ред. M. И. Кондакова, M., 1960; Костяшкин Э. Г., Школа продлённого дня, M., 1965; Костяшкин Э. Г., Шапошникова Л. Б., Организация продленного дня в 4-8 классах, M., 1971.

"ШКОЛА И ЖИЗНЬ", еженедельная пед. газета либерально-просветительского направления. Выходила в Петербурге с нояб. 1910 по 1917 под ред. прогрессивного рус. деятеля нар. образования Г. А. Фальборка. Освещала вопросы дошкольного воспитания, начального, среднего и высшего образования, культ.-просвет, работы среди взрослых, деятельность учительских орг-ций, съездов по нар. образованию и др. В газете сотрудничали видные рус. педагоги: В. П. Вахтеров, К. H. Вентцель, E. А. Звягинцев, H. В. Чехов и др. К ней давались приложения - отд. монографии по воспитанию.

"ШКОЛА И ПРОИЗВОДСТВО", ежемесячный научно-методич. журнал Мин-ва просвещения СССР. Издаётся в Москве с 1957, до 1960 - "Политехническое обучение". Журнал рассчитан на учителей трудового и производств, обучения, работников межшкольных учебно-производств. комбинатов и школьных мастерских, учителей черчения н рисования, работников нар. образования, студентов пединститутов. Тираж (