БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ХРАМОВАЯ МУЗЫКА, культовая музыка.
ЦИНКА СУЛЬФИД, сернистый цинк, ZnS, белый порошок.
ЧЕРСКОГО ХРЕБЕТ, цепи Черского, горная система на С.-В. СССР.
ЧУВАШСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени И. H. Ульянова.
ТАМОЖНЯ (от тамга), гос. учреждение, контролирующее провоз грузов.
ШТЕТТИНСКИЙ МИР 1570, между Швецией и Данией.
ЭКСПОНОМЕТРИЯ, раздел фотографии, в к-ром определяют условия экспонирования.
ЭССЕ (франц. essai - попытка, проба, очерк, от лат. exagium - взвешивание), прозаич. сочинение.
ТЕАТР ТЕНЕЙ, вид театр, зрелища.
ЕККЕ, текийе, завие (тур. tekke, zaviye), обитель мусульм. дервишей в Турции.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

2197031823552198549321ереехал в Лейпциг, потом в Дрезден.

Своими первыми драматическими и лирическими произведениями III. поднял движение "Бури и натиска" на новую высоту, придав ему более целеустремлённый и общественно действенный характер. Особенно велико значение "Коварства и любви" (1784), первой, по определению Ф. Энгельса, нем. политич. тенденциозной драмы. В ней выражено гл. социальное противоречие времени - между бесправным народом и правящей аристократией. Эта "мещанская трагедия" (так Ш. в духе просветит, лит-ры определил её жанр) обозначила контуры большой социально-философской трагедии, осуществлённой вскоре Ш. на историч. материале. В 1783-87 Ш. работал над драмой "Дон Карлос" (из исп. истории 16 в.). Задуманная как семейная драма исп. инфанта, она превратилась в трагедию обществ, преобразователя - "гражданина вселенной" - маркиза Позы.

Ф. Шиллер. "Разбойники".Обложка 2-го издания. 1782.

Ф. Шиллер. Портрет работы А. Графа. Ок. 1793.

В окончат, варианте Ш заменил прозу пятистопным ямбическим стихом, а жанр определил как драматич. поэму. В трагедии показан непримиримый конфликт между властвующим абсолютизмом и идеалом разума и свободы. В судьбе Позы намечена та трагедия благородного идеалиста, энтузиаста, к-рой предстоит позднее получить у Ш. теоретич. обоснование и поэтич. воплощение.

С отъездом в Веймар (1787) открывается новая фаза в творчестве Ш., обещанная уже "Доном Карлосомх Пересматривая прежний опыт и художеств, принципы "Бури и натиска", Ш. стал изучать историю, философию, эстетику. В 1788 он начал редактировать серию книг под назв. "История замечательных восстаний и заговоров", написал "Историю отпадения Нидерландов от испанского правления" (вышел только 1-й т.), в к-рой освободит, движение маленького нидерл. народа толковалось как предвестие схватки старого мира с просветит, идеалами. В 1789 при содействии И. В. Гёте, с к-рым Ш. познакомился в 1788, занял должность экстраординарного проф. истории Иенского ун-та, где прочёл вступит, лекцию на тему "Что такое всемирная история и для какой цели её изучают". В 1793 опубликовал "Историю Тридцатилетней войны" и ряд статей по всеобщей истории. К этому времени Ш. стал приверженцем философии И. Канта, влияние к-рой ощущается в его эстетич. трудах "О трагическом искусстве" (1792), "О грации и достоинстве" (1793), "Письма об эстетическом воспитании человека" (1795), "О наивной и сентиментальной поэзии" (1795-96) и др.

Исследуя всеобщую историю от начальных её этапов до своего времени, Ш. отмечал прогресс в развитии общества, к-рое, однако, не избавилось от варварства и рабского угнетения. Размышления над историч. судьбами человечества только усилили трагич. мироощущение писателя. Ш сочувственно встретил весть о Великой франц. революции (в 1792

Конвент присвоил ему звание "почётного гражданина Французской республики"), но якобинская диктатура встревожила его. Одобряя низвержение феод, порядков, он порицал казнь Людовика XVI, в к-рой увидел насилие, неприемлемое для вего теперь в любых формах. Отвергнув революц. средства обществ, переустройства, Ш. выдвинул обширную программу эстетич. воспитания, полагая, что "путь к свободе ведёт только через красоту" и что миссия иск-ва в том, чтобы исподволь и постепенно готовить совр. испорченного и порабощённого человека к грядущим разумным обществ, отношениям. В соответствии с такой эстетико-политич. программой Ш. отстаивал принципы идеализации, некогда позволившие антич. художникам достичь непревзойдённых образцов (т. н. "веймарский классицизм"). Это отразилось и в лирике конца 80-90-х гг. ("К радости", "Боги Греции", "Художники" и др.).

Сближение с Гёте составило, по признанию Ш., "целую эпоху в его развитии". В их переписке ставились важнейшие эстетич. вопросы времени, подробно обсуждались произв., над к-рыми они тогда работали. Они совм. создали цикл эпиграмм "Ксении" ("подарки гостям" - греч.), направленных против плоского рационализма, филистерства в лит-ре и театре, против ранних нем. романтиков. Дружба с Гёте содействовала новому подъёму творчества Ш В 1795-98 он редактирует журн. "Ди Орен" ("Die Horen"), в состязании с Гёте пишет баллады "Водолаз" (в пер. В. А. Жуковского "Кубок"), "Перчатка", "Поликратов перстень", "Ивиковы журавли" и др. В "Песне о колоколе" (1799) Ш. вновь осуждает насилие, приводящее к анархии, и вместе с тем прославляет радость творческого труда и мирное согласие человечества. Претерпели изменение и эстетич. взгляды Ш., пришедшего к заключению о коренных различиях древней, "наивной", объективной поэзии, и современной - "сентиментальной", субъективной, о необходимости сочетания в совр. лит-ре идеального с реальным.

Гл. коллизией зрелого творчества Ш. становится столкновение просветит, идеала свободного мироустройства с жестокой действительностью (стих. "Идеал и жизнь", 1795). Поздние трагедии Ш. основаны на материале переломных эпох истории, переданных стилизованно и порой условно. Они раскрывают трагизм человека в его конфликте с объективной историч. необходимостью. Эта осн. трагич. коллизия осложнена в них др. социально-политич. и этико-психологич. конфликтами и проблемами, но, как коллизия философская, она определяет всю структуру трагедий. С 1791 Ш. вынашивал замысел трагедии "Валленштейн" (опубл. в 1800), в процессе создания выросшей в трилогию: "Лагерь Валленштейна" (пост. 1798), "Пикколомини" (пост. 1799), "Смерть Валленштейна" (пост. 1799) - из эпохи Тридцатилетней войны 1618-48. Противоречивый характер Валленштейна раскрыт в сложном сцеплении политич. и психологич. конфликтов. В "Марии Стюарт" (1801) на сюжет из истории Англии 16 в. важнейшая политич. проблема совр. Ш. Европы - взаимоотношения личности и нового, бурж. гос-ва - приобрела огромное трагич. звучание благодаря мастерскому изображению психологии гл. героинь. В "романтической трагедии" "Орлеанская дева" (1801) Ш. прославил франц. нар. героиню Жанну д'Арк, соединив патриотич. тему с этич. конфликтом в душе героини.

И. Ф. Шиллер. "Валленштейн". Илл. В. М. Канашевича. 1930-31.

Драма "Мессинская невеста" (1803) - оригинальная художеств, попытка возрождения классич. формы и проблематики рока антич. трагедии. чВильгельм Телль" (1804) - драма о легендарном швейц. нар. герое, в ней Ш. пришёл к оправданию, хотя и не во всём последовательному, революц. действия. Через всю драму проходит мысль о воздействии народа на ход истории, о необходимости связи героя с народом. В последние месяцы жизни Ш. работал над трагедией "Димитрий" из рус. истории, но внезапная смерть оборвала его работу.

Один из крупнейших трагиков мировой лит-ры, Ш. создал особый тип драмы- драмы открыто декламируемой идейности, воплощённой в поэтич. формах, и традиции её в той или иной степени сказались в драматургии "Молодой Германии" (К. Гуцков), Ф. Хеббеля, Г. Гауптмана, Г. Ибсена; в 20 в. - в творчестве Б. Шоу, Б. Брехта и др. В России Ш. стал известен ещё в 90-е гг. 18 в., в переводах H. И. Гнедича, Г. P. Державина, В. А. Жуковского (его переводы стали классическими), А. С. Пушкина, M. Ю. Лермонтова, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета и др. Он один из самых популярных иностр. писателей. Творчество Ш высоко ценили В. Г. Белинский, А. И. Герцен, И. С. Тургенев, Л. H. Толстой; романы Ф. M. Достоевского содержат прямые отклики на произв. Ш. Популярность Ш в России особенно возросла в период Революции 1905-07 и после Великой . революции 1917, его пьесы прочно держатся в репертуаре сов. театров. Творчество великого гуманиста, глашатая идеалов свободы и всемирного братства глубоко изучается и пропагандируется в ГДР (Нац. музей нем. классич. лит-ры в Веймаре); значителен вклад сов. исследователей в освоение шиллеровского наследия.

Соч.: Briefe, hrsg. von F. Jonas, Bd 1 - 7, Stuttg., 1892-96; Samtliche Werke. Sakularausgabe, hrsg. von E. Hellen, Bd 1-16, Stuttg., 1904-05; Werke. Nationalausgabe, begr. von J. Petersen, Bd 1-42-, Weimar,

1943 (изд. продолжается;; в рус. пер.- Собр. соч., т. 1-7, M., 1955-57.

Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Об искусстве, т. 1-2, M., 1967 (см. Указатель имён); Шиллер Ф. П., Ф. Шиллер. Жизнь и творчество, M., 1955; Лозинская Л., Ф. Шиллер, M., 1960; Б е рк овский H. Я., Театр Шиллера, в его кн.: Статьи о литературе, M.- Л., 1962; Асмус В. Ф., Шиллер как философ и эстетик, в его кн.: Немецкая эстетика XVIII в., M., 1962; Данилевский P. Ю., Шиллер в русской лирике 1820-1830-х годов, "Русская литература", 1976, № 4; В и л ьмонт H., Достоевский и Шиллер, в его кн.: Великие спутники, M., 1966; Фр. Шиллер. Статьи и материалы, M., 1966; Schiller. Reden im Gedenkjahr. 1955., Stuttg., 1955-61; Schiller in unserer Zeit, Weimar, 1955; B u с hw a 1 d R., Schiller. Leben und Werk, 4 Aufl., Wiesbaden, 1959; Piana Th., F. Schiller. Bild-Urkunden zu seinem Leben und Schaffen, Weimar, 1957; Fambach O., Schiller und sein Kreis in der Kritik ihrer Zeit, B., 1957; Wiese B., Fr. Schiller, Stuttg., 1959; Abusch A., Schiller. GroBe und Tragik eines deutschen Genius, 3 Aufl., B., 1962; S t о r z G., Der Dichter Fr. Schiller, 3 Aufl., Stuttg., 1963; Kostka E. K., Schiller in Russian Literature, Phil., 1965; S t a iger E., Fi. Schiller, Z., 1967; Harder H. B., Schiller in RuBland, Materialien zu einer Wirkungsgeschichte. 1789-1814, Bad Homburg, 1969; Borchmeyer D., Tragodie und Offentlichkeit. Schillers Dramaturgic im Zusammenhang seiner asthetischpolitischen Theorie und die rhetorische Tradition, Munch., 1973; V u 1 p i u s W., Schiller-Bibliographie, 1893-1963, Bd 1 - 2, Weimar, 1959. 3. E. Либинзон.

ШИЛЛЕР (Schiller) Леон [наст. фам. - де Шильденфельд (de Schildenfeld)] (14. 3. 1887, Краков, - 25. 3. 1954, Варшава), польский театральный деятель, режиссёр, педагог. Член ПОРП с 1948. В 1917-20 режиссёр "Театра Польски", в 1922-24 театра "Редута"; в 1924- 1926 руководил (с В. Хожицей и А. Зельверовичем) Театром им. В. Богуславского (все в Варшаве). В 30-е гг. возглавлял театры в Познани, Лодзи, Львове. Создавал спектакли, проникнутые революц. романтикой, протестом против социальной несправедливости бурж. мира ("Дзяды" Мицкевича, "Кордиан" Словацкого, "Небожественная комедия" Красиньского, "Трёхгрошовая опера" Брехта). Руководил театрами: Войска Польского в Лодзи (1946-49), "Театр Польски" в Варшаве (1949-50). Деятельность Ш. оказала решающее влияние на развитие польского театр, иск-ва 20 в. Он сформировал в польском сценич. иск-ве принципы, эстетику и стиль монументального театра, во многом опиравшиеся на нац. романтич. драму, его спектакли всегда имели острое обществ, звучание. В 1952 основал ежеквартальный журнал "Театральный дневник". С 1933 вёл педагогич. работу. В 1947-52 депутат Сейма; в 1950-54 президент Союза польских артистов театра и кино. Гос. пр. ПНР (1948).

Соч.: Teatr Ogromny, Warsz., 1961.

Лит.: Cs at о E., Leon Schiller, Warsz., 1968; Timoszewicz J., "Dziady" w inscenizacji Leona Schillera, Warsz., 1970.

ШИЛЛЕР Николай Николаевич [1 (13). 3. 1848, Москва,- 10 (23). 11. 1910, Петербург], русский физик. После окончания Моск. ун-та (1868) работал там же. В 1871 командирован в Берлин, где работал у Г. Гелъмголъца, занимаясь измерением диэлектрич. проницаемости е веществ предложенным им методом с целью проверки соотношения Максвелла е =n2 (n - показатель преломления среды). С 1876 проф. Киевского ун-та, с 1903 директор Харьковского технологич. ин-та.

В 1876 экспериментально доказал принцип замкнутости токов. В 1900 как следствие 2-го начала термодинамики сформулировал принцип невозможности непрерывного понижения или повышения темп-ры путём замкнутых адиабатич. процессов (аналогичную формулировку дал нем. учёный К. Каратеодори в 1909). Лит.: Русаков В. П., Принцип H. H. Шиллера, "Успехи физических наук", 1953, т. 49, в. 1; Косоногов И., Николай Николаевич Шиллер, "Журнал Русского физико-химического общества. Физический отдел", 1911, т. 43, в. 9 (лит.).

ШИЛЛЕР (Schiller) Фердинанд Каннинг Скотт (16. 8. 1864, близ Альтоны, - 6. 8. 1937, Лос-Анджелес), английский философ-идеалист, представитель прагматизма. Преподаватель Оксфордского ун-та (с 1903). Проф. ун-та Южной Калифорнии (США, с 1929). В своём варианте прагматизма (т. н. гуманизме) Ш. исходил из того, что познание как продукт активности человека воспроизводит лишь "человеческий элемент" реальности, зависимой от человеческих действий. В отличие от У. Джемса, Ш. видел критерий истины не в "чувственных", а лишь в "благих" (полезных) последствиях действия. "Метафизика" III. - сочетание прагматич. субъективного идеализма с волюнтаризмом, персонализмом и телеологией (бог у Ш. - движущая сила развития, "разумный и личный дух"). В социально-политич. сфере Ш. занимал антикоммуниста, позиции, симпатизировал фашизму.

Соч.: Axioms as postulates, в кн.: Personal idealism, L., 1902; Studies in humanism, L., 1907; Why humanism?, в кн.: Contemporary British philosophy, v. 1, L.- N. Y., 1924; Logic for use, L., 1929; The future of the British Empire after ten years, L., 1936.

Лит.: Богомолов А. С., Английская буржуазная философия XX в., M., 1973, гл. 3; X и л л T. И., Современные теории познания, пер. с англ., M., 1965; Abel R., The pragmatic humanism of F. C. S. Schiller, N. Y., 1955; Motas S., Personlicher Idealismus gegen absoluten Idealismus in der englischen Philosophie der Gegenwart, B., [o. J.]. А. С. Богомолов.

ШИЛЛИНГ Павел Львович [5(16).4. 1786, Таллин,- 25.7(6.8).1837, Петербург], русский учёный, электротехник и востоковед. По окончании в 1802 1-го Кадетского корпуса служил в Ген. штабе рус. армии; в 1803-12 работал в рус. посольстве в Мюнхене; участвовал (и отличился) в сражениях во время Отечеств, войны 1812. После войны служил в МИД; организовал при нём первую в России гражд. литографию. В 1829 разработал оригинальный литографский способ воспроизведения текстов на китайском языке. Работал чиновником вост. департамента, занялся изучением языков и истории народов Азии. С 1828 Ш.- чл.-корр. Петерб. АН по разряду литературы и древностей Востока. Участвовал в науч. экспедиции в Вост. Сибирь (1830-32), собрал ценную коллекцию тибето-монгольских литературных памятников.

С 1812 Ш. изучал электротехнику. Сконструировал мину с электрич. запалом, первый экспериментальный взрыв к-рой произвёл в 1812 на Неве в Петербурге. Мины конструкции Ш. были использованы в спец. подразделениях рус. армии. Наибольшую известность получили работы Ш. в области электрич. телеграфии. В 1832 он изобрёл клавишный телеграфный аппарат; на основе этого аппарата создал систему электромагнитного телеграфа, в к-рой передача электрич. сигналов велась особым 6-значным кодом (разработанным им же) по 8-проводной линии.

П. Л. Шиллинг. Н. Л. Шило.

Позже (1835-36) Ш. построил систему, в к-рой использовал аппарат с 1 индикаторной стрелкой, 2-проводную линию, и разработал оригинальный двоичный код. Свои изобретения в области телеграфии Ш. с успехом демонстрировал в 1835 в Бонне на съезде нем. об-ва естествоиспытателей и врачей. По поручению рус. правительства Ш. в 1836 проложил подземную телеграфную линию между крайними помещениями Адмиралтейства в Петербурге. В ходе работы над электроминными и телеграфными устройствами Ш. создал спец. изолированные электрич. кабели. В 1837 Ш разработал проект подводной линии электромагнитного телеграфа между Петергофом и Кронштадтом, однако внезапная смерть помешала осуществлению его замыслов.

Соч.: Описание электромагнитного телеграфа П. Л. Шиллинга, "Вопросы истории естествознания и техники", 1956, в. 1.

Лит.: Яроцкий А. В., Павел Львович Шиллинг, M., 1963. В. M. Родионов.

ШИЛЛИНГ (англ, shilling), 1) англ, монета и счётно-денежная единица Великобритании (до перехода на десятичную ден. систему в февр. 1971), равная 12 пенсам, или 1/20 фунта стерлингов. До 1946 чеканилась из серебра, до 1971 из сплава меди и никеля. Монеты в Ш. обращались в большинстве англ, колоний и странах, ден. единица к-рых делилась на 20 Ш. (в Австралии, H. Зеландии, Ирландии и нек-рых др.). 2) Ден. единица Австрии, равная 100 грошам. Введена в 1925 вместо кроны. В 1938 Ш. заменялся рейхсмаркой, снова введён в обращение в 1945. По курсу Госбанка СССР на янв. 1978 100 австр. Ш. = 4 руб. 55 коп. 3) Ден. единица Кении (с 1966), Сомали (с 1960), Танзании (с 1966), Уганды (с 1966), равная 100 центам. По курсу Госбанка СССР на янв. 1978 100 сомалийских Ш. = 11 руб. 37 коп.

ШИЛЛИНГА ТЕЛЕГРАФНЫЙ АППАPAT, телеграфный аппарат электромагнитной системы; изобретён П. Л. Шиллингом в 1832. В Щ. т. а. формирование импульсов тока (телеграфных посылок) осуществлялось коммутацией цепи батареи с помощью контактных клавиш; при передаче использовались равномерный или неравномерный коды телеграфные (также разработанные Шиллингом), Приёмником в Ш. т. а. служил т. н. мультипликатор - устройство, содержащее магнитную стрелку с сигнальным диском, подвешенные на нити вблизи соленоида; индикация телеграфных сигналов осуществлялась по ориентации стрелки в поле соленоида.

ШИЛЛИНГОВСКИЙ Павел Александрович [16(28).2.1881, Кишинёв,- 5.4. 1942, Ленинград], советский график. Учился в Одесском художеств, уч-ще (1895-1900) у К. К. Костанди, Г. А. Ладыженского, А. А. Попова и в петерб. AX (1901-14) у Д. H. Кардовского и В. К. Матэ. Преподавал в AX в Ленинграде (1921-29 и 1935-37). В строгих по рисунку, отличающихся чеканной чёткостью штриха офортах и ксилографиях (пейзаж, портрет) Ш. обращался к наследию классической гравюры. Работал также как живописец и литограф. Произв.: серии - "Бессарабия" (офорт, 1913), "Петербург. Руины и возрождение" (1922- 1923), "Осаждённый город" (1941-42), портреты T. Залькална (1918), В. И. Ленина (1924), К. Маркса (1933) - все ксилография, оформление "Одиссеи" Гомера (издано в 1935).

П. А. Ш и л л и н-г о в с к и и. "Ростральная колонна". 1922. Гравюра на дереве.

Лит.: П. А. Шиллинговский, [Казань, 1926] (Русские гравёры).

ШИЛЛОНГ, плато на С.-В. Индии; см. Ассамские горы.

ШИЛЛОНГ, город на крайнем С.-В. Индии. Адм. центр штата Мегхалая. 73,5тыс. жит. (1971). Расположен в Ассамских горах, на вые. 1,5 тыс. м, среди сосновых лесов. Горноклиматич. курорт.

ШИЛЛУК, язык, принадлежащий к сев.-зап. группе нилотских языков.

ШИЛЛУКИ, народность, живущая на Ю. Судана; см. Луо северные.

ШИЛО Николай Алексеевич [р. 25.3 (7.4).1913, Пятигорск], советский геолог, акад. АН СССР (1970; чл.-корр. 1964), Герой Социалистич. Труда (1973). Чл. КПСС с 1941. После окончания Ленингр. горного ин-та (1937) работал в различных геологич. орг-циях на северо-востоке СССР. С 1960 директор Северо-Восточного комплексного н.-и. ин-та Дальневосточного научного центра АН СССР (Магадан); с 1977 пред, президиума этого центра. Осн. работы связаны с изучением геологии и геохимии полезных ископаемых (золота, серебра, олова, ртути, вольфрама, платины, меди). Разработал генетич. классификацию месторождений золота. Выделил перигляциальный литогенез, раскрыв механизм породообразования в перигляциальных зонах. Награждён 2 орденами Ленина, 3 др. орденами, а также медалями.

Соч.: Классификация россыпей Яно-Колымского золотоносного пояса, в кн.: Геохимия, петрография и минералогия осадочных образований, M., 1963; Главнейшие черты золотого и золото-серебряного оруденения восточноазиатских вулканогенных поясов, в кн.: Проблемы металлогении Советского Дальнего Востока, M., 1967.

Лит.: H. А. Шило, в кн.: Новые данные по геологии Северо-Востока СССР. К 60-летию академика Николая Алексеевича Шило, Магадан, 1973.

ШИЛОВ Дмитрий Самойлович [3(15).2. 1893, пос. Зубарево, ныне Шилкинского р-на Читинской обл.,- 20.11.1952, Москва], один из руководителей борьбы за Сов. власть в Сибири и на Д. Востоке. Чл. КПСС с марта 1917. Род. в крест, семье. В революц. движении с 1910 в Забайкалье. В 1915 окончил Иркутское воен. уч-ще, в чине прапорщика отправлен на фронт. После Февр. революции 1917 пред, полкового, бригадного к-тов и чл. фронтового Совета Кавказского фронта. С 1918 участник борьбы за Сов. власть в Чите, чл. Центросибири, один из организаторов партиз. движения. В 1920-22 командующий Вост.-Забайкальским, Амурским фронтами, пред. Учредит, собрания, зам. пред. Сов. Мин.

Дальневост. республики. С 1923 в Москве в аппарате HK РКИ РСФСР, учреждениях культуры. С 1938 персональный пенсионер. Награждён орденом Красного Знамени.

Лит.: Годы и люди, [Чита], 1960.

ШИЛОВ Евгений Алексеевич [29.7(10.8). 1893, Серпухов, - 22.7.1970, Киев], советский химик-органик, акад. АН УССР (1951; чл.-корр. с 1945). Чл. КПСС с 1943. Окончил Моск. ун-т (1917). Работал в Политехнич. (ныне химико-технологич.) ин-те в Иваново (1919-47; проф.- с 1936), Ин-те органич. химии АН УССР в Киеве (1947-70). Осн. труды посвящены исследованию механизма органич. гетеролитич. реакций (галогенирование и др.). Один из авторов принципа, согласно к-рому промежуточной стадией гетеролитич. реакции является образование тримолекулярного активированного комплекса (в ряде случаев шестичленного циклич. комплекса). Награждён орденом Ленина, 2 др. орденами, а также медалями.

Соч.: Кинетика и механизм енолизацин ацетона в присутствии аминокислот, "Доклады АН СССР", 1952, т. 84, № 2, с. 297- 300 (совм. с А. А. Ясниковым).

ШИЛОВ Николай Александрович [28.6 (10.7). 1872, Москва,- 17.8.1930, Гагра, Абх. АССР], советский физико-химик. Окончил Моск. ун-т (1895); работал там же (с 1899); в лаборатории В. Оствалъда (1901-04). Проф. Моск. высшего технич. училища (ныне МВТУ им. Баумана) (с 1910) и Моск. коммерч. ин-та (ныне Ин-т нар. х-ва им. Плеханова) (с 1911). Заложил основы теории сопряжённых реакций. Положил начало совр. теории сорбции газов. Выяснил роль кислорода при адсорбции углём электролитов. Ш.- один из организаторов противохимич. защиты русской армии в 1-ю мировую войну 1914-18.

Лит.: Ушакова H. H., Николай Александрович Шилов. M., 1966 (лит.)

ШИЛОВО, посёлок гор. типа, центр Шиловского р-на Рязанской обл. РСФСР. Пристань на прав, берегу Оки. Ж.-д. ст. на линии Рязань-Рузаевка, в 110 км к Ю.-В. от Рязани. Комбинаты: пищевой, молочный, мясной, промстройматериалов и др.; птицефабрика. Народный театр.

ШИЛОКЛЮВКИ (Recurvirostra), род птиц сем. ржанковых подотряда куликов. Клюв длинный, в вершинной части уплощенный и загнутый кверху. Оперение белое с чёрным или рыжим. 4 вида.

Шилоклювка (R. avosetta) с птенцами.

Распространены в Европе, Азии, Африке, Америке и Австралии. В СССР один вид: шилоклювка (R. avosetta); дл. тела ок. 45 см, оперение белое с чёрным, клюв чёрный. Распространена на юге от Дуная до Забайкалья. Селится колониями на плоских, заболоченных берегах морей и солёных озёр. В кладке 4 яйца, насиживают 22-24 суток. Питается рачками, моллюсками, водными насекомыми.

ШИЛОХВОСТЬ (Anas acuta), птица сем. утиных. Дл. тела ок. 70 см, самец весит ок. 900 г, самки меньше. Два средних рулевых пера очень длинные (отсюда назв.). Широко распространена в Европе, Азии и Сев. Америке; в СССР отсутствует на Крайнем С., на Ю. Европ. части и в Cp. Азии; летом в период линьки обычна в дельте Волги и на озёрах Юго-Зап. Сибири и Казахстана. Перелётная птица. В СССР зимует на юге Каспийского м. Предпочитает неглубокие озёра. Гнёзда на сухих местах. В кладке 9-10 зеленовато-белых яиц, насиживает 22-23 суток. Пища растительная и животная. Ш объект спортивной и промыслов