БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ХРАМОВАЯ МУЗЫКА, культовая музыка.
ЦИНКА СУЛЬФИД, сернистый цинк, ZnS, белый порошок.
ЧЕРСКОГО ХРЕБЕТ, цепи Черского, горная система на С.-В. СССР.
ЧУВАШСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени И. H. Ульянова.
ТАМОЖНЯ (от тамга), гос. учреждение, контролирующее провоз грузов.
ШТЕТТИНСКИЙ МИР 1570, между Швецией и Данией.
ЭКСПОНОМЕТРИЯ, раздел фотографии, в к-ром определяют условия экспонирования.
ЭССЕ (франц. essai - попытка, проба, очерк, от лат. exagium - взвешивание), прозаич. сочинение.
ТЕАТР ТЕНЕЙ, вид театр, зрелища.
ЕККЕ, текийе, завие (тур. tekke, zaviye), обитель мусульм. дервишей в Турции.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

2197031823552198549321Schelling) Фридрих Вильгельм Йозеф (27.1.1775, Леонберг,- 20.8.1854, Рагац, Швейцария), немецкий

Ф. Шеллинг.

философ, представитель нем. классич. идеализма. С 1790 учился в Тюбингенском теологическом ин-те вместе с Гёльдерлином и Гегелем. Проф. в Йене (1798-1803), где сблизился с кружком романтиков (Авг. и Ф. Шлегелъ и др.; см. Poмантизм). С 1806 - в Мюнхене; профессор Эрлангенского (1820-26), Мюнхенского (с 1827), Берлинского (с 1841) ун-тов.

В философии Ш. выделяют неск. периодов: натурфилософия (с сер. 1790-х гг.), трансцендентальный, или эстетический, идеализм (1800-01), "философия тождества" (до 1804), философия свободы (до 1813), "положительная философия", или "философия откровения" (до конца жизни). Сильное влияние на Ш. оказал И. Г. Фихте, разъяснению учения которого посвящены первые философские соч. Ш. Исходя из учения Фихте о природе, к-рая рассматривалась как средство для реализации нравств. цели, Ш. ставит перед собой задачу последовательно раскрыть все этапы развития природы в направлении к этой высшей цели, т. е. рассмотреть природу как целесообразное целое, как форму бессознательной жизни разума, назначение к-рой - порождение сознания. Проблема соотношения сознания и бессознательного стоит в центре внимания Ш. на всех этапах его развития. В отличие от Фихте, природа перестаёт быть у Ш. только чистым средством, материалом, на к-ром практич. разум пробует свои силы, и становится самостоятельной реальностью -"интеллигенцией" в процессе становления. Диалектич. метод, применённый Фихте при анализе деятельности "Я", распространяется у Ш. и на анализ природных процессов; всякое природное тело понимается как продукт деятельности динамич. начала (силы), взаимодействия противоположно направленных сил (положит, и отрицат. заряд электричества, положит, и отрицат. полюсы магнита и т. д.). Толчком для этих размышлений Ш. были открытия Гальвани, Вольта, Лавуазье в физике и химии, работы Галлера и Броуна в биологии. Натурфилософия Ш. носила антимеханистич. характер. Принцип целесообразности, лежащий в основе живого организма, стал у Ш. общим принципом объяснения природы в целом; неорганическая природа предстала у него в качестве недоразвитого организма. Натурфилософия Ш. оказала значительное влияние на MH. естествоиспытателей (Х.Стеффенс, К. Г. Карус, Л. Окен и др.), а также на поэтов-романтиков (Л. Тик, Новалис и др.). Уже в этот период Ш оказывается ближе к традициям неоплатонизма ("О мировой душе", 1798), чем к этич. идеализму Фихте.

Ш. рассматривал натурфилософию как органич. часть трансцендентального идеализма, показывающую, как развитие природы увенчивается появлением сознат. "Я". Она должна дополняться др. частью, исследующей уже развитие самого "Я". Этой теме посвящена "Система трансцендентального идеализма" (1800, рус. пер. 1936). Деятельность "Я" распадается, по Ш., на теоретич. и практич. сферы. Первая начинается с ощущения, затем переходит к созерцанию, представлению, суждению и, наконец, на высшем уровне - разума - достигает пункта, где теоретич. "Я" сознаёт себя самостоятельным и самодеятельным, т. е. становится практич. "Я", волей. Воля, в свою очередь, проходит ряд ступеней развития, высшей из к-рых является нравств. действие, имеющее целью самоё себя. Если в теоретич. сфере сознание определяется бессознат. деятельностью "Я", то в практич. сфере, напротив, бессознательное зависит от сознания и им определяется. У Фихте эти два разнонаправленных процесса совпадают только в бесконечности, куда и оказывается отнесённым осуществление познавательного и нравств. идеала. Отталкиваясь от кантовской ч Критики способности суждения" и эстетич. учения Ф. Шиллера, Т. видит в иск-ве ту сферу, где преодолевается противоположность теоретического и нравств.-практического; эстетич. начало предстаёт как "равновесие", полная гармония сознательной и бессознательной деятельности, совпадение природы и свободы, тождество чувственного и нравственного начал. В художеств, деятельности и в произв. иск-ва достигается "бесконечность"- идеал, недостижимый ни в теоретич. познании, ни в нравств. деянии. Художник, по Ш., это гений, т. е. "интеллигенция", действующая как природа; в нём разрешается противоречие, непреодолимое никаким др. путём. Соответственно философия иск-ва является у Ш. "органоном" (т. е. орудием) философии и её завершением. Эти идеи Ш. развил далее в "Философии искусства" (опубл. 1907, рус. пер. 1966), выразив миросозерцание йенских романтиков. Одним из центральных становится у Ш. понятие интеллектуальной интуиции, родственной эстетич. интуиции. В философии тождества Ш. рассматривает интеллектуальную интуицию уже не как самосозерцание "Я", как это он делал ранее вслед за Фихте, но в качестве формы самосозерцания абсолюта, предстающего теперь как тождество субъекта и объекта. Это идеалистич. учение Ш наиболее отчётливо развил в диалоге "Бруно, или О божественном и естественном начале вещей" (1802). Будучи тождеством субъективного и объективного, абсолют, по Ш., не есть ни дух, ни природа, а безразличие обоих (подобно точке безразличия полюсов в центре магнита), ничто, содержащее в себе возможность всех вообще определений. Полная развёрнутость, осуществлённость этих "потенций"- это, по Ш., вселенная; она есть тождество абс. организма и абс. произведения иск-ва. Абсолют в такой же мере рождает вселенную, в какой и творит её как художник: эманация и творение сливаются здесь в безразличии противоположностей. В этой системе эстетич. пантеизма, восходящей в конечном счёте к неоплатонизму, Ш. сближается с пантеизмом нем. мистики (Экхарт).

В 1804 в соч. "Философия и религия" Ш. ставит вопрос, выводящий его за пределы философии тождества: как и в силу чего происходит рождение мира из абсолюта, почему нарушается то равновесие идеального и реального, к-рое существует в точке безразличия, и в результате возникает мир? В "Философских исследованиях о сущности человеческой свободы..." (1809, рус. пер. 1908)

Ш. утверждает, что происхождение мира из абсолюта не может быть объяснено рационально: это - иррациональный первичный факт, коренящийся не в разуме, а в воле с её свободой. Вслед за Я. Бёме и Ф. Баадером Ш. различает в боге самого бога и его неопределимую основу, к-рую он называет "бездной", или "безосновностью" (Ungrund) и к-рая есть нечто неразумное и тёмное - бессознательная воля. В силу наличия этой тёмной стихии происходит раздвоение абсолюта, акт самоутверждения свободной воли, отделения от универсального, божеств, начала - иррациональное грехопадение, к-рое невозможно понять из законов разума и природы. Акт грехопадения - это надвременный акт; бессознательная воля действует до всякого самосознания и на метафизич. уровне человек оказывается виновным уже в момент своего рождения. Искупление этой первородной вины и воссоединение с абсолютом, а тем самым и воссоединение самого абсолюта - такова, по Ш., цель истории.

Поскольку воля как изначальное иррациональное хотение есть непостижимый первичный факт, она не может быть предметом философии, понятой как рациональное выведение всего сущего из исходного принципа. Называя эту рационалистич. философию (в т. ч. и свою философию тождества, и философию Гегеля) негативной, отрицательной, Ш. считает необходимым дополнить её "позитивной философией", рассматривающей первичный факт - иррациональную волю. Последняя постигается эмпирически, в "опыте", отождествляемом Ш. с мифологией и религией, в к-рых сознанию было дано в истории откровение бога. В этой "философии откровения" Ш по существу оставляет почву собственно философии и сближается с теософией и мистикой. Лекции Ш. о положит, философии, или философии откровения, к-рые он начал читать в 1841 в Берлине, успеха у слушателей не имели; с рядом памфлетов против Ш. выступил молодой Ф. Энгельс.

Философия Ш. оказала большое влияние на европ. мысль 19-20 вв., причём на различных этапах её развития воспринимались разные аспекты учения Ш. Значительным оказалось воздействие Ш. на рус. философию - через натурфилософов Д. M. Велланского, M. Г. Павлова, M. А. Максимовича и др., моек, кружок "любомудров" (В. Ф. Одоевский, Д. В. Веневитинов, А. И. Галич), славянофилов, П. Я. Чаадаева (лично знакомого и переписывавшегося с Ш.) и др. В 20 в. иррационалистич. идеи Ш. получили развитие в философии экзистенциализма. Основоположники марксизма ценили у Ш. прежде всего диалектику его натурфилософии и его учение о развитии, т. е. те моменты, к-рые оказали наибольшее влияние на формирование философии Гегеля.

Соч.: SamtlicheWerke, Abt. I (Bd 1-10)- 2 (Bd 1-4), Stuttg.- Augsburg, 1856-61; в рус. пер.- Философские письма о догматизме и критицизме, в кн.: Новые идеи в философии, сб. 12, СПБ, 1914; Об отношении изобразительных искусств к природе, в кн.: Литературная теория немецкого романтизма, Л., 1934.

Лит.: Фишер К., История новой философии, т. 7, СПБ, 1905; Асмус В., Очерки истории диалектики в новой философии, 2 изд., M.- Л., 1930, с. 121-38; История философии, т. 3, M., 1943, с. 172-210; Каменский 3. А., Ф. Шеллинг в русской философии начала 19 в., "Вестник истории мировой культуры", 1960, № 6; Лазарев В. В., Шеллинг, M., 1976; H а г tm а n n E. v., Schellings philosophisches System, Lpz., 1897; Brehier E., Schelling, P., 1912; Knittermeyer H., Schelling und die romantische Schule, Miinch., 1929; Jaspers K., Schelling. GroBe und Verhangnis, Munch., 1955; Schulz W., Die Vollendu.ng des deutschen Idealismus in der Spatphilosophie Schellings, Stuttg., 1955; Schelling-Studien, hrsg. v. A. M. Koktanek, Munch.- W., 1965; J a h n i g D., Schelling, Bd 1 - 2, Pfullingen, 1966-69; S C h n e eb e г g e r G., F. W. J. Schelling. Eine Bibliographie, Bern, 1954. П. П. Гайденко.

ШЕЛЛЬСКАЯ КУЛЬТУРА, древнеашельская культура, аббевильская культура, археол. культура древнего (раннего) палеолита в Европе, Африке, Юго-Зап. и Юж. Азии; древность -700-300 тыс. лет. Сменила олдовайскую (дошелльскую) культуру (см. Олдовай). Выделена в 60-х гг. 19 в. Г. Мортилье по находкам у г. Шель (Chelles) ок. Парижа. Характерны примитивные орудия: рубила, грубые рубящие орудия (чопперы, чоппинги), топоровидные орудия с поперечным лезвием (кливеры), толстые отщепы камня (иногда оббитые по краю), шаровидные и кубовидные нуклеусы. Физич. тип человека - архантропы (питекантроп, синантроп и др.); они знали употребление огня, селились на открытых стоянках и в пещерах; занятия - охота, собирательство. Ш. к. относится к начальной эпохе первобытнообщинного строя (см. "Первобытное человеческое стадо"); сменилась ашельской культурой.

Лит.: Ефименко П. П., Первобытное общество, 3 изд., К., 1953; Монгайт А. Л., Археология Западной Европы, Каменный век, M., 1973; В or des F., Le раleolithique dans Ie monde, P., 1968.


ШЕЛОНСКАЯ БИТВА 1471, решающее сражение на р. Шелонь в ходе московско-новгородской войны 1471, вызванной антимосковской политикой и нарушением условий Яжелбицкого договора 1456 новгородским боярским пр-вом. Произошла утром 14 июля на лев. берегу р. Шелони (между устьем Шелони и г. Сольцы, возможно, ок. дер. Скирино) после неожиданной встречи моек, войск во главе с кн. Д. Д. Холмским и новгородской рати. В Ш. б. у кн. Холмского было ок. 5 тыс. чел., новгородцев - от 20 до 40 тыс. Плохо организованные новгородцы не сумели противостоять великокняж. войску. Ш. о. продолжалась ок. 2 ч и закончилась победой войск Холмского. В битве и во время преследования было убито более 12 тыс. новгородцев, ок. 2 тыс. взято в плен. Исход Ш. б. предопределил ликвидацию политич. независимости Новгородской феодальной республики.

Лит.: Черепнин Л. В., Образование русского централизованного государства в XIV-XV вв., M., 1960; Вернадский В. H., Новгород и Новгородская земля в XV в., M.- Л., 1961.

ШЕЛОНСКАЯ ПЯТИНА, один из пяти терр.-адм. р-нов Новгородской феодальной республики, расположенный по р. Шелонь между pp. Лугой и Ловатью (см. Пятины).

ШЕЛОНЬ, река в Псковской и Новгородской обл. РСФСР. Дл. 248 км, пл. басе. 9710 км2. Течёт по Приильменской низине, впадает в оз. Ильмень. Питание смешанное, с преобладанием снегового. Половодье с апреля по май, осенью дождевые паводки. Cp. расход воды в 59 км от устья 43,6 м3/сек. Замерзает в ноябре - декабре, иногда даже в нарте (1925), вскрывается в марте - апреле. В низовьях судоходна. На Ш.- гг. Порхов, Сольцы.

ШЕЛУДЯК Фёдор (г. рожд. неизв.- ум. 1672), донской казак, один из ближайших сподвижников С. T. Разина. Весной - летом 1670 командовал конными отрядами казаков в походе от Царицына к Чёрному Яру, а затем к Астрахани. В мае - июне 1671 возглавил поход крупного отряда повстанцев под Симбирск. После неудачных попыток его штурма вернулся в Астрахань, где после смерти Василия Уса стал предводителем восставших. Был предательски захвачен при переговорах и казнён.

ШЕЛУШИЛЬНЫЙ ПОСТАВ, машина для шелушения (отделения цветочных плёнок от ядра) при переработке риса или овса в крупу. Осн. рабочий орган Ш. п.- два горизонтально расположенных жернова, один из к-рых (нижний) вращается вокруг вертикальной оси, а верхний неподвижен. В зазоре между рабочими поверхностями жерновов, покрытыми абразивной массой, зёрна подвергаются сжатию и трению и за счёт этого освобождаются от наружных плёнок. Интенсивность шелушения в основном зависит от зазора между жерновами; последний регулируется с помощью спец. подъёмного механизма. В зависимости от вида зерна Ш. п. с жерновами диаметром 1,25 л обеспечивает обработку от 0,33 до 0,5 кг зерна в сек. См. Крупяное производство.

ШЕЛФОРД (Shelford) Виктор Эрнест (22.9.1877, Чемунг, Нью-Йорк,- 27.12. 1968), американский зоолог, специалист в области экологии, гл. обр. водных организмов. Первый президент экологич. об-ва Америки. В 1904-14 работал в Чикагском ун-те, с 1914 - в Иллинойсском ун-те (в 1927-46 проф.). Осн. труды по биоценологии, теории и терминологии этой науки, методике полевого и лабораторного исследования. Помимо гидробиологии, исследований, изучал взаимодействие организмов в наземных сообществах, влияние климата на сообщества, сукцессии; занимался классификацией смешанных сообществ. Первый описал природу Сев. Америки с экологич. точки зрения.

С о ч.: Laboratory and field ecology, Bait., 1929; Ecological succession. 2 - Pond fishes, "Biological Bulletin of the Marine Biological Laboratory", 1911 - 12, v. 21 - 23; Animal communities in temperate America..., Chi., 1913; Principles and problems of ecology..., "Journal of Ecology", 1915, v. 3, Mb 1; Some concepts of bioecology, "Ecology", 1931, v. 12, № 3; Bio-ecology, 2 ed., N. Y.- L., 1946 (совм. с F. E. Clements); The ecology of North America, 2 ed., Urbana, 1963.

ШЕЛЬДА, Эско (голл. Schelde, франц. Escaut), река во Франции, Бельгии, Нидерландах (эстуарий). Дл. 430 км, пл. басе. 35,5 тыс. км2 Протекает по равнинам Фландрии, впадает в Сев. м., в эстуарий Зап. Ш. (до 1867 сток осуществляется также в эстуарий Вост. Ш.). Осн. притоки Лис, Рюпел. В ниж. течении (до г. Гент) река подвержена мор. приливам (амплитуда в устье до 3,8 м). В пределах дельты для защиты прилегающей терр. от наводнений русла Ш. и её рукавов обвалованы. Многоводна в холодное время года; ср. расход воды ок. 100 м3/сек. Судоходна до г. Камбре (Франция), до Антверпена поднимаются мор. суда. Системой каналов связана с pp.

Сена, Сомма, Маас. На Ш.- гг. Гент, Антверпен (Бельгия).

ШЕЛЬМОВАНИЕ (от нем. schelmen - шельмовать, объявлять подлецом), в России в 1716-66 вид позорящего наказания для дворян, осуждённых на смертную казнь или вечную ссылку. Ш. введено Воинским уставом Петра I в 1716, перешло затем в практику общегражд. судов. Процедура Ш. заключалась в преломлении шпаги над головой преступника или в прибивании доски с его именем к виселице. Ошельмованный лишался защиты закона и всех гражданских прав. Было заменено "лишением всех прав состояния".

ШЕЛЬТЕРДЕЧНОЕ СУДНО (от англ, shelter - прикрытие и deck - палуба), морское судно с верх, (над главной) непрерывной палубой. У Ш. с. в верх, палубе, поперечных переборках под ней или в бортах выше главной палубы имеются вырезы, закрываемые крышками. Водонепроницаемые переборки идут от гл. палубы только вниз. Помещения между верх, и гл. палубами не соответствуют стандарту непроницаемости, определяемому классификационными обществами, и их объём исключается из регистровой вместимости. В отечеств, флоте Ш. с. отсутствуют.
ШЕЛЬФ (англ, shelf), континентальный шельф, материковая отмель, выровненная часть подводной окраины материка, примыкающая к суше и характеризующаяся общим с ней геол. строением. Границы Ш.- берег моря или океана и т. н. бровка (резкий перегиб поверхности морского дна - переход к материковому склону). Глубина над бровкой близка к 100- 200 м (но в нек-рых случаях достигает 500-1500 м, напр. юж. часть Охотского м., бровка Новозеландского шельфа).

Ш. как историко-геол. категория существовал во все геол. периоды, в одни из них резко разрастаясь в размерах (напр., в юрское и меловое время), в другие занимая небольшие площади (пермь, девон). Совр. геол. эпоха характеризуется умеренным развитием шельфовых морей.

Ш.- часть подводной окраины материков, в пределах его развита земная кора материкового типа. Существует общность геоморфологич. особенностей прибрежной суши и Ш. Широко распространены различные реликтовые субэральные формы рельефа и отложения, а также многочисленные следы древних береговых линий, что указывает на возникновение Ш в основном в результате затопления окраин континентов при подъёме уровня Мирового ок. в послеледниковое время и вследствие новейших тектонич. погружений земной поверхности. В меньшей степени распространены Ш., образующиеся при отступании берега под действием абразии или при подводном накоплении мощных толщ осадков у края континента.

Общая пл. Ш.- ок. 32 млн. кмг. Наиболее обширны Ш. у сев. окраины Евразии, где их ширина достигает 1,5 тыс. км, а также в Беринговом м., Гудзоновом зал., Южно-Китайском м., у сев. побережья Австралии.

Ш. издавна используется в целях рыболовства и промысла морских животных; пром. лов рыбы в шельфовых водах составляет 92%. Широко развернулись на Ш. работы по поискам и разведке полезных ископаемых, в особенности нефти и газа. В 1975 на долю "морской нефти", добываемой на Ш. приходилось 20% мировой добычи нефти; ведутся также поиски и эксплуатация россыпных полезных ископаемых (касситерита, титано-магнетита, алмазов, золота и др.).

Международно-правовой режим Ш. регламентирован спец. конвенцией, принятой на Женевской конференции по мор. праву в 1958. В конвенции (под термином "шельф континентальный") понимается: а) поверхность и недра мор. дна подводных р-нов, примыкающих к берегу, но находящихся вне зоны территориальных вод, до глуб. в 200 м или за этим пределом до такого места, до к-рого глубина покрывающих вод позволяет разработку естеств. богатств; б) поверхность и недра подобных подводных р-нов, примыкающих к берегам островов. Конвенция признаёт за прибрежными гос-вами суверенные права на разведку и разработку их естеств. богатств: минеральных и др. неживых ресурсов поверхности и недр мор. дна, живых организмов, прикреплённых к мор. дну или передвигающихся по нему (кораллы, губки, ракушки, крабы и т. п.). Другие гос-ва не вправе делать этого без согласия прибрежного гос-ва.

В качестве общего принципа граница Ш определяется по соглашению заинтересованных гос-в в соответствии с правилами, установленными конвенцией. Такие соглашения заключены Советским Союзом с Финляндией (20 мая 1965 и 6 мая 1967) и Польшей (28 авг. 1969); кроме того, СССР, Польша и ГДР подписали 23 окт. 1968 Декларацию о Ш Балтийского м., к-рая устанавливает общие принципы его разграничения в этом районе.

Особенность правового режима Ш. состоит в том, что он не затрагивает правового статуса покрывающих его вод открытого моря и возд. пространства над этими водами. Согласно конвенции прибрежное гос-во вправе возводить на Ш., содержать и эксплуатировать необходимые сооружения и установки, а также создавать 600-метровые зоны безопасности вокруг этих сооружений и установок, принимать меры, необходимые для их охраны. Предусмотрено, что эти сооружения, установки и зоны безопасности не должны находиться на морских путях, имеющих существенное значение для междунар. судоходства.

Лит.: Леонтьев О. К., Дно океана, M., 1968; Ш е п а р д Ф. П., Морская геология, пер. с англ., 2 изд., Л., 1969; Картирование шельфов. Сб. ст., Л., 1974; Проблемы геологии шельфа. Сб. ст., M., 1975; Островные шельфы тропической зоны океана, M, 1975; Хрусталев Ю. П., Минеральные богатства Мирового океана, Ростов н/Д., 1975; С л е в и ч С. Б., Шельф. Освоение и использование, Л., 1977; М.О л о д ц о в С. В., Международно-правовой режим открытого моря и континентального шельфа, M., 1960; Калинкин Г. Ф., Островский Я. А., Морское дно: кому оно принадлежит?, M., 1970; Ж у д р о А. К., Д ж а в а д Ю. X., Морское право, M., 1974.

ШЕЛЬФОВЫЕ ЛЕДНИКИ, см. Ледник шельфовый.

ШЕЛЮГА, кустарник или деревце из рода ива; то же, что краснотал.

ШЕМАХА (азерб. Шамахы, араб. аш-Шамахий а), город, центр Шeмахинского р-на Азерб. CCP. Расположен в юго-вост. предгорьях Б. Кавказа, на автодороге Баку - Тбилиси, в 122 км к 3. от Баку и в 72 км к С.-В. от ж.-д. ст. Кюрдамир. 19 тыс. жит. (1974). Центр крупного с.-х. р-на. Виноградарские совхозы, винодельч. з-д, ковроткацкая ф-ка, з-д стройматериалов. С.-х. техникум, пед. уч-ще. Краеведч. музей, Дом-музей азерб. поэта M. А. Сабира. Ш.- один из древнейших городов Азербайджана. Археол. раскопки, проведённые в сев.-зап. его части, обнаружили поселение, относящееся к 5-4 вв. до н. э. Возможно, Птолемей (2 в. н. э.) упоминает Ш. под назв. Шемахия. В 9-16 вв. город был столицей Ширвана и резиденцией Ширваншахов. Ш. была одним из центров т. н. ширвано-апшеронской архит. школы, а также декоративно-прикладного иск-ва (ковроделия и др.) и миниатюры. Находясь на пересечении караванных путей, она являлась одним из крупных торгово-ремесл. центров на Бл. Востоке, занимая важное место в междунар. торговле шёлком. В III. вели торговлю азерб., иран., араб., среднеазиат., рус., инд. и западноевроп. купцы, владевшие здесь факториями, имелись многочисл. шёлкоткацкие, бумагопрядильные и ковровые мастерские. В 1222 после длительной осады Ш. была захвачена и разрушена монголо-татарами. В сер. 18 в. стала столицей Шемахинского ханства. В 1805 была присоединена к России. В 1840- 1846 - центр Каспийской обл., затем Шемахинской губ. (в 1859 преобразована в Бакинскую). В нач. 20 в. в Ш. действовали с.-д. группа "Гуммет" и местная партийная орг-ция РСДРП. После февраля 1917 здесь был создан Совет рабочих, крестьянских и солдатских депутатов, в 1920 установлена Сов. власть.

В Ш. выросли выдающиеся деятели культуры Азербайджана, учёные, поэты, зодчие: Хагани Ширвани (12 в.), Зейнаддин Ширвани (13 в.), Имадеддин Несими (кон. 14- нач. 15 вв.), Нишат Ширвани (18 в.), Гаджи Зейналабдин Ширвани (18 в.), Сеид Аэим Ширвани (19 в.), M. А. Сабир (кон. 19 - нач. 20 вв.). Древние сооружения Ш. (Джума-мечеть, 10 в.; Дворец ширваншахов, 12 в.; шахский и др. караван-сараи, 17 в.) разрушены землетрясениями и известны лишь по описаниям и частичным остаткам. Восстановленная в 1820-х гг., Ш. получила регулярную планировку; сохранился ряд мавзолеев (наиболее интересна группа 8-гранных купольных мавзолеев ЕддиГюмбез, 19 в.).

Лит.: Александрович Дж.