БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ХРАМОВАЯ МУЗЫКА, культовая музыка.
ЦИНКА СУЛЬФИД, сернистый цинк, ZnS, белый порошок.
ЧЕРСКОГО ХРЕБЕТ, цепи Черского, горная система на С.-В. СССР.
ЧУВАШСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени И. H. Ульянова.
ТАМОЖНЯ (от тамга), гос. учреждение, контролирующее провоз грузов.
ШТЕТТИНСКИЙ МИР 1570, между Швецией и Данией.
ЭКСПОНОМЕТРИЯ, раздел фотографии, в к-ром определяют условия экспонирования.
ЭССЕ (франц. essai - попытка, проба, очерк, от лат. exagium - взвешивание), прозаич. сочинение.
ТЕАТР ТЕНЕЙ, вид театр, зрелища.
ЕККЕ, текийе, завие (тур. tekke, zaviye), обитель мусульм. дервишей в Турции.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

2197031823552198549321 - Kyпянск, в 39 км к Ю.-В. от Белгорода. 36 тыс. жит. (1974). 3-ды: химический, машиностроительный, биохимический, кожевенный, маслодельный, авторемонтный, бытовой химии, железобетонных изделий; комбинат стройматериалов, хлебо- и пищекомбинаты. H.-и. и проектный ин-т поверхностно-активных веществ. Химико-механич. и автотрансп. техникумы.

В. Я. Шебалин. Э. А. Шеварднадзе.

ШЁБЕРГ (Sjoberg) Свен Эрик Альф (р. 21. 6. 1903, Стокгольм), шведский режиссёр театра и кино. В 1925 окончил актёрскую школу при стокгольмском Королев, драматич. театре и вступил в его труппу; с 1930 режиссёр. III. выступает как новатор при решении сценич. пространства, декораций и света. Его привлекают как спектакли эпич. стиля с грандиозными массовыми сценами, так и постановки камерные по своему звучанию. Пост.: "Святое семейство" Вернлунда (1934), "Преступление и наказание" по Достоевскому (1941), "Ричард III" (1947) и "Ромео и Джульетта" (1953) Шекспира, "Фрекен Юлия" (1949) и "Местер Улуф" (1972) Стриндберга, "Ревизор" Гоголя (1959), "Швейк во второй мировой войне" (1963) и "Мамаша Кураж и её дети" (1965) Брехта и др. Первый фильм Ш - "Сильнейший" (1929) продолжал роман-тич. традицию швед, немого кино. Фильмы 40-х гг. "Ставка - жизнь" (1940), "Домой из Вавилона" (1941), "Игра о небе" (1942), "Травля" (1943), "Королевская охота" (1944), "Возвращение" (1945), несмотря на жанровые различия, объединены темой борьбы с фашизмом, проблемой нейтралитета Швеции во 2-й мировой войне. В 1951 Ш. создаёт один из лучших швед, фильмов-"Фрекен Юлия" по пьесе Стриндберга. Пост, также фильмы: "Просто мать" (1949), "Карин Монсдоттир" (1954), "Судья" (1960), "Остров"

(1966) и др. О. В. Гарибова.

ШЕБОЙГАН (Sheboygan), город на С. США, в шт. Висконсин. 47 тыс. жит. (1975). Порт на зап. берегу оз. Мичиган. Центр крупного р-на молочного животноводства и сыроварения. Маш.-строит., пищ., мебельная пром-сть.

ШЕБОЛДАЕВ Борис Петрович [15 (27). 5. 1895 - 30. 10. 1937], один из руководителей борьбы за Сов. власть на Кавказе. Чл. Коммунистич. партии с 1914. Род. в Париже в семье врача. С 1900 жил в Петербурге. В 1916 мобилизован в армию. В 1917 зам. пред. BPK Кавк. армии. В 1918 чл. Бакинского к-та РКП(б), зам. наркома по воен. делам Бакинского CHK; уполномоченный PBC 12-й армии. В 1920 секретарь обкома РКП(б) и зам. пред, ревкома Дагестана. В 1923-25 зав. отделом ЦК КП(б) Туркменистана, секретарь Царицынского (Волгоград) губкома РКП(б), затем в аппарате ЦК ВКП(б). В 1928-30 секретарь Нижневолжского, в 1931-34- Северо-Кавказского, в 1934-37- Азово-Черноморского крайкомов, с 1937 - Курского обкома ВКП(б). Делегат 15-17-го съездов партии; на 15-м съезде избирался чл. ЦКК, на 16-17-м чл. ЦК ВКП(б). Награждён орденом Красного Знамени.

ШЕБУЕВ Василий Козьмич [2 (13). 4. 1777, Кронштадт, - 16 (28). 6. 1855, Петербург], русский живописец. Учился в петерб. AX (1782-97) у И. А. Акимова и Г. И. Угрюмова (пенсионер AX в Риме в 1803-07). Преподавал там же с 1807 (с 1812 проф., с 1832 ректор). Один из ведущих мастеров позднего классицизма и академизма. Творчество Ш. (преим. произв. на историч. и религ. сюжеты) отмечено мастерством строгого академич. рисунка, умелой компоновкой многофигурных сцен, интересом к нац. истории - "Подвиг купца Иголкина" (1839, Рус. музей, Ленинград), плафон в зале заседаний Совета (в петерб. AX, 1833). В нек-рых произв. Ш. рыл близок к романтич. и реалистич. тенденциям ("Гадание. Автопортрет", 1805, Третьяковская гал.; "Портрет отставного чиновника Швыкина", 1833, Рус. музей).

В. К. Ш ебуев. Натурщик. Уголь, мел. Русский музей. Ленинград


ШЕБУНИНО, посёлок гор. типа в Невельском р-не Сахалинской обл. РСФСР. Расположен в юго-зап. части о. Сахалин, на берегу Японского м. Конечная станция ж.-д. линии Ильинский - Ш. Добыча бурого угля.

ШЕВАЖ (франц. chevage, от chef -глава), в средневековой Франции ежегодная подушная подать (по размерам незначительная), к-рую платили сервы в знак личной зависимости. После личного освобождения крестьян в 13-14 вв. Ш. почти исчез, сохранившись лишь в нек-рых (гл. обр. экономически отсталых) вост. провинциях Франции, где не были изжиты элементы серважа. Официально Ш. был отменён без выкупа в период Великой франц. революции (в авг. 1789).

ШЕВАЛИН Вадим Александрович [21. 2 (4. 3). 1888, Казань, - 30. 7. 1941, Ленинград], советский учёный в области электрич. тяги. В 1911 окончил Петерб. политехнич. ин-т, в к-ром преподавал до конца жизни (с 1925 - проф.). В 1915 командирован в США. В Россию возвратился в 1918. С 1920 участвует в работах по электрификации жел. дорог, в частности по подготовке электрификации ленингр. ж.-д. узла (1925-34), а также в создании метрополитена и электрификации пригородных ж.-д. линий Москвы. Осн. труды Ш. посвящены разработке теории проектирования и расчёта электрич. жел. дорог, технико-экономич. проблем электрич. тяги.

Соч.: Тяговые расчёты электрических железных дорог и трамваев, Л., 1931; Разгрузка осей и коэффициент использования сцепного веса электровоза, M., 1936.

ШЕВАЛЬЕ (Chevalier) Морис (12. 9. 1888, Париж, - 1. 1. 1972, там же), французский певец, киноактёр. В 1912- 1918 в театре оперетты, затем на эстраде (шансонье). Получил широкую известность в кон. 20-х и в 30-х гг. С 1911 работал в кино, снимался в фильмах "Парад любви" (1931), "Весёлая вдова" (1934), "Молчание - золото" (1947), "Век любви" (1956), "Канкан" (1962), "Фанни" (1963), "Дети капитана Гранта" (1965, роль Паганеля) и др.

Соч.: Ma route et mes chansons, P., [195O]; Autobiographic, P., 1956; в рус. пер.- Мастеровой Франции, "Театр", 1974, № 7, 8, 11.

Лит.: Pagnol M., С а г 1 ё s R., M. Chevalier, P., 1950.

ШЕВАЛЬЕ (Chevalier) Пьер (гг. рожд. и смерти неизв.), французский офицер, историк. В начале Освободительной войны украинского народа 1648-54 - секретарь франц. посольства в Польше. Труды Ш. содержат ценные сведения по истории и этнографии Украины сер. 17 в., описание важнейших воен. и политич. событий 1648-52.

ШЕВАЛЬЕ (франц. chevalier - рыцарь, кавалер), дворянский титул в феод. Франции.

ШЕВАРДИНО, деревня (ныне Можайского р-на Моск. обл.), в р-не к-рой во время Отечеств, войны 1812 24 авг. (5 сент.) накануне Бородинского сражения 1812 произошёл бой между рус. и наполеоновскими войсками. У Ш. находился 5-угольный редут (Шевардинский), представлявший собой первоначально крайнее левофланговое укрепление рус. позиции, а затем, после того как M. И. Кутузов 23 авг. (4 сент.) приказал оттянуть лев. фланг к дер. Семёновской, ставший передовым опорным пунктом. Редут с 12-орудийной батареей и подступы к нему обороняли 8 пех. батальонов, 3 егерских полка и неск. кав. полков (всего до 18 тыс. чел.) под команд, ген. А. И. Горчакова. Во 2-й половине дня 24 авг. (5 сент.) пехота франц. корпуса маршала Л. Даву при поддержке конницы из польск. корпуса ген. Ю. Понятовского (всего до 35 тыс. чел.) атаковала рус. позиции у Ш. Рус. войска упорно оборонялись и лишь поздно вечером по приказу Кутузова оставили разрушенный редут. Оборона редута у Ш. позволила рус. командованию выиграть время для завершения оборонит, работ на осн. позиции.

ШЕВАРДНАДЗЕ Эдуард Амвросиевич (р. 25.1.1928, с. Мамати Ланчхутского р-на Груз. CCP), советский парт, и гос. деятель. Чл. КПСС с 1948. Род. в семье педагога. Окончил партшколу при ЦК КП Грузии (1951) и историч. ф-т Кутаисского пед. ин-та (1960). С 1946 на комсомольской и парт, работе. В 1956-57 2-й секретарь, в 1957-61 1-й секретарь ЦК ЛКСМ Грузии. В 1961-63 1-й секретарь Мцхетского райкома, в 1963- 1964 - Первомайского (г. Тбилиси) райкома КП Грузии. С 1964 1-й зам. министра, с 1965 мин. охраны обществ, порядка; после реорганизации (1968) мин. внутр. дел. Груз. CCP. С 1972 1-й секретарь Тбилисского горкома КП Грузии. С сент. 1972 1-й секретарь ЦК КП Грузии. В 1958-62 чл. ЦК ВЛКСМ, в 1959- 1961 канд. в чл., чл. бюро ЦК ВЛКСМ. В 1958-64 и с 1966 чл. ЦК КП Грузии, с 1972 чл. бюро ЦККП Грузии. Чл. ЦК КПСС с 1976. Деп. Верх. Совета СССР 9-го созыва. Награждён 3 орденами Ленина, орденом Трудового Красного Знамени, а также медалями. Портрет стр. 359.

ШЁВДЕ (Skovde), город в Швеции, в лене Скараборг, между озёрами Венерн и Веттерн. 45,4 тыс. жит. (1976). Моторостроение (завод фирмы "Вольво"), швейная пром-сть. В р-не Ш.- добыча урана (рудник Ранстад).

ШЕВЕЛЁВ Фирс Александрович [р. 1(14).12.1912, Москва], советский учёный в области гидравлики, доктор технич. наук (1954), проф. (1962). Чл. КПСС с 1940. В 1937 окончил Моск. инж.-строит, ин-т. В 1938-41 и в 1946-54 работал в ВОДГЕО, в 1954-57 в отделе стр-ва ЦК КПСС; с 1957 по 1964 в Академии стр-ва и архитектуры СССР. С 1965 директор Академии коммунального х-ва им. К. Д. Памфилова. Осн. труды посвящены вопросам инж. гидравлики, гл. обр. гидравлике трубопроводов. Награждён 8 орденами, а также медалями.

ШЕВЕР (англ, shaver), зуборезный инструмент, применяемый при шевинговании. Режущие кромки Ш. расположены на поверхности зубьев цилиндрич. зубчатого (червячного) производящего колеса или на поверхности производящей зубчатой рейки (шевер-рейка).

ШЕВИНГОВАНИЕ (англ, shaving, от shave - брить, скоблить), отделочная обработка незакалённых зубьев зубчатых колёс срезанием тонкой стружки с помощью шевера. Ш. осуществляется на зубошевинговальных станках (см. Зубообрабатывающий станок). При Ш достигают 6-го класса точности и 8-го класса шероховатости обрабатываемой поверхности.

ШЕВИОТ, порода полутонкорунных короткошёрстных овец мясо-шёрстного направления. Выведена в Великобритании (горная местность Cheviot Hills) в 18 в. скрещиванием местных овец, вероятно, с лейстерами.

Баран породы шевиот.

Бараны весят ок. 80 кг, матки 60 кг. Шерсть белая, 48-56-го качества, дл. 10 см, настриг 1,8-2,3 кг; используется гл. обр. для изготовления мягких шерстяных тканей и высококачеств. трикотажа. Плодовитость 120- 150 ягнят на 100 маток. Овец используют для пром. скрещивания с др. породами. Животные хорошо акклиматизируются. Распространены во MH. странах Европы, в Канаде, США, Австралии; в СССР их использовали при выведении эст. белоголовой породы.

ШЕВИОТ (англ, cheviot), одно из распространённых назв. шерстяных и полушерстяных камвольных и тонкосуконных костюмных тканей (см. Шерстяная ткань), вырабатываемых саржевым переплетением нитей, вследствие чего на их поверхности получаются мелкие диагональные полоски. Ш изготовляют из шерстяной простой и кручёной пряжи, часто с применением хл.-бум. пряжи в основе или утке, а иногда из скрученных вместе шерстяной и хл.-бум. пряж. Ш. выпускают гладкокрашеным, обычно тёмных цветов; предназначается для пошива костюмов, ведомственной и школьной форм.

ШЕВОЛЕЖЕРЫ (франц. chevau-legers, от cheyaux - лошади и leger - лёгкий), вид лёгкой кавалерии, существовавшей во Франции с 1498; имелись также в Австрии и Баварии в 17-19 вв., были вооружены саблями, пистолетами и карабинами.

ШEBРЁЛЬ (Chevreul) Мишель Эжен (31.8.1786, Анже,-9.4.1889, Париж), французский химик-органик, чл. Парижской АН (1826). Проф. лицея Карла Великого (с 1813) и естеств.-историч. музея (с 1830) в Париже.

Осн. труды по химии жиров (1810- 1823). Установил хим. состав жиров; их омылением выделил стеариновую, олеиновую, пальмитиновую и др. кислоты. Назвал "сладкое начало жиров", открытое К. Шееле, глицерином. Выделил из растений красящие вещества: гематоксилин (1811), кверцитрин, морин (1831), лутеолин (1833), из мясных вытяжек - креатин (1835). Предложил рационально классифицировать цвета. Работы Ш. нашли применение в произ-ве мыла, стеарина и нек-рых красителей. Иностр. чл.-корр. Петерб. АН (1853).

Соч.: Resume d'une histoire de Ia matiere depuis les philosophes grecs jusqu'a Lavoisier inclusivement, P., 1878; Recherches chimiques sur les corps gras d'origine animale, P., 1889.

Лит.: M a H о л о в К., Великие химики, пер. с болг., т. 1, [M.], 1976, с. 294-313.

ШЕВРЕТ (франц. chevrette), кожа хромового дубления, выделанная из шкур овец. Лицевая поверхность Ш. имеет равномерную, мелкую мерею. Строение кожи рыхлое, и во время эксплуатации легко отделяется лицевой слой. Для повышения механич. прочности Ш. применяют упрочняющие процессы (пропитку полимерами и др.). Используется для изготовления верха обуви, одежды и галантерейных изделий.

ШЕВРО (франц. chevreau, букв.- козлёнок), кожа хромового дубления, выделанная из шкур коз. Лучшие виды Ш. получают из шкур молодых козлят молочных и мясо-молочных пород. Ш. имеет красивую мерею и обладает значит, пределом прочности при растяжении (до 50 Мн/м2). Благодаря высокой прочности при небольшой толщине, мягкости, эластичности и красивому внешнему виду Ш. является наиболее высококачественным материалом для изготовления верха обуви.

ШЕВРОН (франц. chevron), нашивки угольной и др. формы из галуна, тесьмы или шнура на различных частях форменной одежды (гл. обр. на рукаве) для определения воинских званий во MH. армиях. Ш применяются также для обозначения числа лет сверхсрочной службы, года обучения курсантов, ранения и т. д. В Сов. Вооруж. Силах Ш. (галуны золотого цвета) установлены в февр. 1941 для ношения сверхсрочнослужащими ВМФ на левом рукаве шинелей, бушлатов, а с нояб. 1945 - для сверхсрочнослужащих Сов. Армии угольники из серебряного или золотого галуна на левом рукаве шинели, мундира, гимнастёрки (существовали до янв. 1958).

ШЕВРОННОЕ КОЛЕСО, цилиндрическое зубчатое колесо с V-образными (угловыми) косыми зубьями. Наклон участков зубьев Ш. к. в противоположные стороны обеспечивает компенсацию осевых сил, возникающих при работе такой зубчатой передачи. Ш к. отличаются плавностью работы и повышенной несущей способностью, характерными для косозубой передачи. Ш. к. применяются в средних и крупных передачах, в т. ч. в уникальных, работающих с окружной скоростью до 200 м!сек (турбинные редукторы и др.). Колёса без проточки (рис., а) требуют спец. оборудования для нарезания зубьев. Колёса с проточкой (рис., б) могут быть нарезаны на обычных зубофрезерных станках, но ширину колеса при этом приходится увеличивать на ширину проточки Ъ. Передачу из двух пар косозубых колёс с противоположным

Шевронные колёса: а - без проточки; 6 - с проточкой; c - две пары колёс.

наклоном зубьев применяют тогда, когда пространство между ними можно использовать для размещения другой передачи (рис., в).

ШЕВЧЕНКО Тарас Григорьевич [25.2 (9.3).1814, с. Моринцы, ныне Звенигородского р-на Черкасской обл.,-26.2 (10.3). 1861, Петербург], украинский поэт, художник, мыслитель, революц. демократ. Род. в семье крепостного крестьянина. Рано осиротел; был пастухом, батраком у попа, с 14 лет "казачком" у своего помещика П. В. Энгельгардта. Грамоте учился у сел. дьячка. С 1829 жил с помещиком в г. Вильнюсе, а с его переездом в Петербург (нач. 1831) был отдан (в 1833) в обучение к "разных живописных дел цеховому мастеру" Ширяеву. Весной 1838 Ш. был выкуплен из крепостной неволи. Первые из дошедших до нас произв. Ш.- баллада "Порченая", стих. "Думка" ("Течёт вода в сине море"), "Вечной памяти Котляревского" и поэма "Катерина"- датируются 1837- 1838.

В 1840 вышел сборник поэтич. произв. Ш. "Кобзарь", где были впервые опубл. стих. "Думы мои", "Перебендя", "Думка" ("Нащо мет чорт брови..."), "К Основьяненко", "Иван Подкова", баллада "Тополь", поэмы "Катерина" и "Тарасова ночь". Раннее творчество Ш , итоги к-рого были подведены появлением "Кобзаря", развивалось в русле романтизма. В балладах и поэмах реальность тесно сплетается с фантастикой нар. легенд и преданий; в основе сюжетов лежит несчастная, трагически обречённая любовь. Однако уже в ранних произв. Ш. заметна мощная струя реализма: его героини полны неподдельно правдивого чувства, за их страданиями видятся конкретные жизненные обстоятельства. "Катерина", напр.,- вполне реалистич. поэма о горькой судьбе, отчаянии и самоубийстве простой крест, девушки, обманутой офицером и брошенной им с ребёнком на руках. С течением времени тема любви и женской доли приобретает в творчестве Ш. всё большую историч. определённость. Оправдывается и освящается беспощадная месть угнетателям за поруганное человеческое достоинство (поэмы "Слепая", 1842, "Марина", 1848, "Княжна", 1847).

Т. Г. Шевченко.

То же движение к реализму и в историч. теме. От ранних произв. "Тарасова ночь" (1838), "Иван Подкова" (1839), проникнутых романтикой старинных преданий, поэт всё ближе подходит к теме нац.-освободит, борьбы. В самой крупной из его историч. поэм "Гайдамаки" (1841) изображены события великого нар. восстания 1768, известного под назв. "Колиивщина", против шляхетского польск. гнёта. Эта поэтич. эпопея исторически правдива и при том вся обращена к современности: воспоминаниями о славе предков Ш стремился воззвать угнетённый укр. народ к революц. борьбе за своё освобождение.

В мае 1843 Щ. поехал на Украину; вернулся в Петербург в февр. 1844; весной 1845 снова отправился на Украину, намереваясь поселиться в Киеве. Впечатления от поездок по Киевской, Полтавской, Черниговской и Волынской губерниям (в качестве художника Киевской археографич. комиссии), в особенности от тяжёлого положения закрепощённого крестьянства, заметно усилили революц. устремления Ш. Во время поездок он писал антикрепостнич. стихи, занося их в альбом ("Три года"), читал их знакомым, давал переписывать. В 1846 Ш. вступил в тайное Кирилло-Мефодиевское общество, где занимал наиболее левые позиции; в апр. 1847 по доносу провокатора был арестован и затем отдан в солдаты в Орскую крепость (в Оренбургскую губ., а в 1850 - в Ново-

Литография Н. Лопуховой из серии "Судьба женщин в произведениях Т. Г. Шевченко". 1964.

петровское укрепление на п-ове Мангышлак, ныне г. Форт-Шевченко) за то, что, как сказано в приговоре, "сочинял стихи на малороссийском языке, самого возмутительного содержания". Утверждая приговор о ссылке и "строжайшем наблюдении, дабы от него, ни под каким видом, не могло выходить возмутительных сочинений", Николай I добавил от себя: "под строжайший надзор с запрещением писать и рисовать" (цит. по кн.: Тарас Шевченко. 1963, с. 50).

Стихи и поэмы "Сон" (1844), "Кавказ" (1845), за к-рые царизм преследовал поэта, знаменовали новый этап в развитии укр. политич. лирики и сатиры. В них Ш поднялся на новую ступень историч. и политич. сознания. Здесь он гневно заклеймил самодержавие, призывал народы к общечеловеческому братству, прославлял борьбу народов России против колон, угнетения. Оба произв. знаменовали новый шаг в развитии реализма Ш., в развитии его революц.-демократич. взглядов. С этими и последующими его произв. 40-50-х гг. укр. поэзия полноправно вошла в круг развитых европ. лит-р и оказала в 19 в. большое влияние на поэзию слав, народов. Выдающуюся роль в этом сыграли стих. "Завещание" ("Як умру, то поховайте...", 1845), содержавшее открытые призывы к свержению царизма и крепостничества и предвещавшее народам прекрасное будущее, и поэма "Еретик" ("Иван Гус") (1845), направленная против церк. мракобесия и политич. реакции, проникнутая идеей дружбы народов.

В ссылке Ш. пробыл с июня 1847 по авг. 1857 и был освобождён после смерти Николая I. Ссылка не убила талант Ш. и не сломила его волю и революционные убеждения. Стихотворения и поэмы "невольничьей музы" (так называл поэт свои произв., созданные в ссылке и тщательно скрываемые при обысках и арестах) отмечены ростом революц. настроений: в цикле стих. "Цари" (1848) с новой силой звучит обвинит, приговор коронованным тиранам и призыв к расправе с ними. В цикле "В каземате" (1847) поэт излил горячую, обострённую ссылкой любовь к Украине и её закрепощённому народу, а в др. стихах - чувство братской любви ко всем угнетённым народам (напр., к казахам в стих. "Топор был за дверью у господа бога...", 1848).

В годы ссылки были написаны реалистич. повести на рус. яз.: "Княгиня" (1853), "Музыкант" (1854-55), "Несчастный", "Капитанша", "Близнецы" (все - 1855), "Художник" (1856); ранее были написаны повести "Наймичка" (1844) в "Варнак" (1845); после ссылки -"Прогулка с удовольствием и не без морали" (1856-58); все они проникнуты антикрепостнич. настроениями. В центре повестей "Варнак", "Музыкант", "Художник", "Прогулка..." - личность крепостного интеллигента, в судьбе к-рого много автобиографич. черт. Во взглядах героя на иск-во звучит голос автора - убеждённого сторонника реализма, близкого теории и практике "натуральной школы" в рус. лит-ре.

Возвращение Ш. из ссылки было долгим и трудным. По дороге, в Новгороде, он был задержан, ему запретили въезд в обе столицы. Однако друзья добились для него разрешения жить в Петербурге, куда он прибыл весной 1858. Здесь он сблизился с кругом авторов "Современника" и близко сошёлся с H. Г. Чернышевским, H. А. Добролюбовым, H. А. Некрасовым, M. Л. Михайловым, бр. Kyрочкиными и др. В его сатире зазвучали ещё более резкие и гневные ноты. "Третье отделение" снова установило за поэтом строгий надзор. Летом 1859, когда Ш поехал на Украину, его арестовали близ с. Прохоровка, а после ареста обязали покинуть Украину и вернуться в Петербург.

В 1860 появилось новое (наиболее полное из трёх прижизненных) изд. "Кобзаря" (однако поэмы "Сон", "Кавказ", "Еретик", стих. "Завещание" и подобные им произв. не могли войти в него). Добролюбов откликнулся на "Кобзарь" рецензией в "Современнике", назвав Ш. "...поэтом совершенно народным..." (Собр. соч., т. 6, 1963, с. 142). Ряд стих., не вошедших по цензурным условиям в "Кобзарь", друзья поэта опубликовали в 1859 в Лейпциге (сб. "Новые стихотворения Пушкина и Шевченки").

Произв. 1857-61 - вершина поэзии Щ. теперь ещё более богатой и разнообразной по темам (обществ.-политич., филос.), настроениям, палитре красок в стихах о природе, глубокой мудрости размышлений о поэзии (триптих "Доля", "Муза", "Слава", 1858, и др.), по ритмике и высокой культуре выразит, средств и мастерству художеств, образности. К самым большим достижениям этого периода относятся поэмы "Неофиты", "Юродивый" (обе-1857), "Мария" (1859) и лирика 50-х - нач. 60-х гг. В "Неофитах" Ш. прославлял революционеров, декабристов (в аллегорич. образах первых христиан); в образе Нерона легко угадывается Николай I, в патрициях - помещики и вельможи. Подражания псалмам и библейским мотивам ("Подражание 11 псалму", "Осии, глава XIV", поэма "Мария") тоже использованы Ш. для выражения революц.-демократич. идей. В шедеврах его лирики "О, люди, бедные, слепые...", "И Архимед и Галилей", "Нигде ни в чём отрады нету", "Хотя лежачего не бьют" (все -1860) революц. призывы сопровождаются уверенностью, что "будет кара! царям, царятам на земле". В этих и др. стихах (особенно "Свете тихий! Свете ясный! ...") III. прозревал будущее в свете социалистич. идеалов.

Поэтика Ш близкая к нар. традиции, эволюционировала (не порывая с нею) к всё большей и неповторимой оригинальности. Ритмико-интонац. структура поэзии Ш. опирается на укр. нар. стих, но ей свойственно богатейшее разнообразие форм и вариантов, ритмики и строфики силлабич. (12-11- и 14- сложного) и силлаботонич. стихосложений (напр., 28 видов строфики только в стихах, написанных четырёхстопным ямбом). Ш. внёс в укр. поэзию невиданное богатство тем, радикально расширил её культурные и интеллектуальные горизонты, включив в неё историч. и совр. мотивы из жизни MH. европ. народов, идеи и образы европ.