БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ХРАМОВАЯ МУЗЫКА, культовая музыка.
ЦИНКА СУЛЬФИД, сернистый цинк, ZnS, белый порошок.
ЧЕРСКОГО ХРЕБЕТ, цепи Черского, горная система на С.-В. СССР.
ЧУВАШСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени И. H. Ульянова.
ТАМОЖНЯ (от тамга), гос. учреждение, контролирующее провоз грузов.
ШТЕТТИНСКИЙ МИР 1570, между Швецией и Данией.
ЭКСПОНОМЕТРИЯ, раздел фотографии, в к-ром определяют условия экспонирования.
ЭССЕ (франц. essai - попытка, проба, очерк, от лат. exagium - взвешивание), прозаич. сочинение.
ТЕАТР ТЕНЕЙ, вид театр, зрелища.
ЕККЕ, текийе, завие (тур. tekke, zaviye), обитель мусульм. дервишей в Турции.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

2197031823552198549321франц. художников (Ф. Леже и др.). Берлин поставил также неск. балетов с музыкой швед, композиторов: напр., "Ночь на Ивана Купалу" X. Альвена, где использовался швед, фольклор. Ведущими танцовщиками этого периода были К. Ари, E. Хассельквист. В 30-е гг. швед, балет испытал сильное влияние экспрессионистич. танца, пропагандистом к-рого был Ю. Альго. В 40-50-е гг. в репертуар балетной труппы швед. Королев, оперы включались спектакли классич. наследия ("Спящая красавица" П. И. Чайковского и др.) в постановке фин. балетм. Г. Ге (в годы 2-й мировой войны) и англичанки M. Скипинг (с 1953). Наряду с этим швед, хореографы продолжали широко использовать свободный танец. В частности, балетм. И. Крамер пост, балеты "Девочка, которая топтала хлеб" А. Гранстрёма (1945), "Блудный сын" С. С. Прокофьева (1958), "Водяной" на музыку P. Лундстена (1973), "Петя и Волк" на музыку Прокофьева (1976). С 1967 Крамер возглавляет созданную им труппу " Крамер-ба леттен ", где спектакли в значит, мере основаны на фольклоре. Балетм. Б. Кульберг пост, в швед. Королев, опере, в труппе " Кульберг-балеттен" (осн. в 1967) и на телевидении балеты "Фрекен Юлия" T. Рангстрёма (1950), "Адам и Ева" X. Русенберга (1967), "Бунт" на музыку Б. Бартока (1973); Б. Окессон пост, балеты "Сизиф" К. Б. Блумдаля (1957), "Икар" С. Э. Бека (1963), "Навсикая" И. Лидхольма (1966). В репертуаре швед. Королев, оперы также постановки работавших здесь в 60-е гг. балетм. А. Тюдора, Б. Макдональда, X. Лимона, Дж. Кранко и MH. др. иностр. балетмейстеров. Постоянные балетные труппы имеются также в Гётеборге (руководитель Э. M. фон Розен) и Мальме (руководитель К. Борг). Наиболее известные артисты: в 40-50-х гг. танцовщицы Б. Аппельгрен, Э. Раш, Г. Линдгрен, танцовщики T. Родин, братья Ю. и M. Менгарелли; в 50-60-х гг. танцовщицы фон Розен, M. Орландо, Г. Андерсон, танцовщики К. Селлинг, В. Сандберг; в 60-70-х гг. танцовщицы И. Броссе, M. Ланг, К. Линдстрём, Б. Шёльд, танцовщики H. О. Хёгбум, В. Клавсен, П. А. Сегерстрём, H. Винквист, И. Кёге и др.

Сцена из балета "Тарелка горохового супа" Р. Лундстена. Труппа "Крамер-балеттен". 1969.

С кон. 1973 в Стокгольме выходит журнал "Dans". E. Я. Суриц.

XVII. Драматический театр

В 15-16 вв. в Ш. получили распространение школьные театры. В королев, замках с кон. 16 в. устраивались театр, представления. Первый придворный театр открыт в Стокгольме в 1649. До нач. 19 в. в нём играли итал. опера и труппа комедии дель арте, нем. и неск. франц. трупп; последние оказали большое влияние на театр, жизнь, подчиняя её вкусы канонам франц. классицистского театра. Первой постоянной нац. сценой стал упсальский Студенческий театр (1682- 1691). В 1737 любит, труппа из молодых дворян и чиновников получила название "Королев, швед, сцены". С 1753 этот театр уступил место франц. и итал. ,труппам. При Густаве III появились первые общедоступные швед, театры в Гётеборге (1779), в Стокгольме (1788); см. Шведский Королевский драматический театр. До 70-х гг. 19 в. на сцене господствовал франц. водевиль, псевдоисторич. трагедии А. Коцебу и его подражателей. Стиль актёрской игры был тяжеловесно-декламационен. В 70-е гг. в связи с обществ., экономич. и культурным подъёмом в репертуар частных и гос. театров проникла "новая драма" (в т. ч. Г. Ибсен и Б. Бьёрнсон). Утверждение реализма неразрывно связано с А. Стриндбергом - крупнейшим драматургом и теоретиком театра. Хотя MH. историч. драмы Стриндберга заняли прочное место в репертуаре европ. театров, большинство его произв., отмеченных печатью смелого новаторства, не нашли признания на нац. сцене. В 1907 Стриндберг (совм. с реж. А. Фальком) открыл в Стокгольме Интимный театр (существовал до 1910), поставивший большинство его пьес. Большое влияние на театр, деятелей Ш. оказали гастроли нем. Камерного театра, постановка M. Рейнхардом на сцене Королев, драматич. театра "Игры снов" Стриндберга (1921), а также гастроли MXT (1921- 1922). Деятельность крупных актёров 1-й четв. 20 в. H. Персонне, X. Боссе, T. T. Тейе, В. Шёстрёма, Э. Хильберга, И. Хедквиста, А. де Валя утвердила на швед, сцене принципы психологич. peaлизма.

Сцена из спектакля "Макбет" У. Шекспира. Гётеборгский городской театр. 1948. Реж. И. Бергмаа.

Мастером сценич. перевоплощения был И. Экман. Крупнейшим режиссёром 1-й пол. 20 в. стал У. Муландер. В 30-е гг. в театр пришёл А. Шёберг, а в 40-е - И. Бергман - ведущие деятели совр. нац. театр, иск-ва. В годы 2-й мировой войны Королев, драматич. театр вёл беспринципную репертуарную политику, принимая к постановке гл. обр. развлекат. драматургию. В то же время лишь Гор. театр Гётеборга под рук. T. Хаммарена открыто выступил против нацизма. Здесь ставились антивоен. спектакли: "Готовность" Альстрёма (1941), "Скачи в ночь!" Myберга (1942), "Нильс Эббесен" Мунка (1944) и др. Одним из самых ярких антифаш. спектаклей был "Калигула" А. Камю в пост. Бергмана (1946). В 50-е гг. возникли частные театры, пропагандировавшие драматургию абсурда. Но на гос. сценах предпочтение отдавалось классике, а также пьесам иностр. драматургов - Ж. П. Сартра, Ж. Ануя, А. Миллера, T. Уильямса, Дж. Осборна. Усилился интерес театров Ш. к произв. А. П. Чехова, Л. H. Толстого, H. В. Гоголя, M. Горького, В. В. Маяковского, В. П. Катаева. Для 60-х гг. характерна возрастающая политич. активность швед, театра. Одним из самых репертуарных драматургов стал Б. Брехт. Родилась идея театра-группы, т. е. содружества актёров, режиссёров, драматурга, создающих спектакль на основе общих политич. и художеств, взглядов. Такие группы сложились внутри театров (напр., вокруг спектакля Королев, драм, театра "Они", посвящённого войне во Вьетнаме, 1967), иногда выделялись в отдельные театр, коллективы - т. н. "свободные театры", получившие особенно широкое распространение в кон. 60-х - в 70-е гг. Спектакли этих театров зачастую носят ярко выраженный политич. характер, имеют форму ревю, насыщены музыкой, пением, пантомимой. Сценарий спектакля сочиняется всей труппой. Наиболее известен Стокгольмский свободный профессиональный театр, выступающий с поддержкой экономич. и политич. требований рабочего класса и разъезжающий по всей стране. Крупнейшие актёры совр. швед, театра: И. Тидблад (ум. в 1975), Э. Юсефсон, Г. Вольгрен, А. Эк, Э. Адольфсон, Э. Дальбек, Г. Рюдеберг, X. Лёве, T. Павле, С. Руд, У. Пальме, К. Кавли, Я. Кулле, А. Третов, С. Фюрст, П. Оскарсон, Э. X. Ерегорд. Помимо Королевского драматич. и городского в Стокгольме работает неск. частных театров. В Гётеборге, Мальме и др. имеются драматич. театры. Для обслуживания небольших городов создан гос. гастролирующий "Рикс-театр", дающий в год до 700 представлений в более чем 100 населённых пунктах.

Лит.: Nordensvan G., Svensk teater och Svenska skadespelare..., del 1 - 2, Stockh., 1917-18; HillestromP., Gustaviansfc teater, Stockh., 1947; E n g e 1 P. G., Janzon L., Sju decennier. Svensk teater under 1900-talet, [Stockh.], 1974.

О. В. Гарибова.

Цирк. В Ш систематически выступали передвижные цирковые коллективы. Среди них получили известность цирки под рук. Орландо, бр. Миярес, Б. Шрайбер. Родоначальник крупнейшей цирковой династии - Ж. Л. Хоуске; в 60-е гг. 19 в. его жена, наездница Рене Леонар, возглавляла Стокгольмский цирк. Среди крупных цирков 1920-х гг.- Цирк Скотт (под рук. Кэт Бронетт), Цирк Скала (под рук. Гарри и Элен Йонсон), 40-50-х гг.- цирк-варьете Тролле Родина.

А. Я. Шнеер.

XVIII. Кино

Первые документальные съёмки в Ш. были осуществлены нем. кинематографистом M. Складановским. В 1897 неск. документальных и игровых картин снял швед H. Петерсон. Регулярное производство фильмов началось в 1907. Швед, классич. киношкола 1910-20-х гг. оказала значит, влияние на мировой кинематограф. Виднейшие её представители - В. Шёстрём ("Забастовка", 1914, "Терье Виген", 1916, по Г. Ибсену, "Сыновья Ингмара", 1918, по С. Лагерлёф) и M. Стиллер ("Когда умирает любовь", 1913, "Песнь о багрово-красном цветке", 1918). В 30-е гг. выпускались преим. салонные мелодрамы и комедии ("На солнечной стороне", 1935, и "Единственная ночь", 1939, реж. Г. Муландер). В 40-е гг. были созданы фильмы, обличавшие фашизм ("Возгорится пламя", 1943, реж. Муландер, "Его превосходительство", 1944, реж. X. Экман, "Травля", 1943, реж. А. Шёберг). На рубеже 40-50-х гг. появились картины о рабочем классе X. Фаустмана, утверждавшие пролетарскую солидарность ("Чужая гавань", 1948; "Путь в ночи", 1955, и др.); в ряде фильмов нашёл отражение протест молодых режиссёров, выступавших против мелкобуржуазных идеалов, господствовавших в обществе ("Фрекен Юлия", реж. Шёберг, по драме А. Стриндберга, "Она танцевала одно лето" А. Матсона, оба в 1951).

Кадр из фильма "Возница". Реж. В. Шёстрём. 1920.
Значит, явлением мирового киноискусства стало творчество крупнейшего режиссёра И. Бергмана, в фильмах к-рого нашли отражение трагич. противоречия капиталистич. общества, его бездуховность и античеловечность ("Вечер шутов", 1953, "Земляничная поляна", 1957, "Лицо", 1958, "Молчание", 1963, "Персона", 1966, "Крики и шёпот", 1972, "Лицом к лицу", 1976). В 1977 в Мюнхене он снял антинацистский фильм "Змеиное яйцо".

В 1960-70-х гг. в кино пришла группа молодых режиссёров, фильмы к-рых затрагивают животрепещущие социально-экономич. проблемы: положение рабочих ("Вороний квартал", 1965, "Одален-31", 1969, "Джо Хилл", 1971, реж. Б. Видер-берг), судьбы крестьянства ("Вот она, твоя жизнь", 1967, "Эмигранты", 1970, "Новая земля", 1972, два последних - по романам В. Муберга, реж. Я. Троэлль), проблемы молодёжи ("Ула и Юлия", 1967, и "Мечта о свободе", 1969, реж. Я. Хальдофф, "Эльвира Мадиган", 1967, реж. Видерберг, "Любовная история", 1970, реж. P. Андерсон). Мировое признание получили фильмы для детей - серия картин У. Хельбома по книгам А. Линдгрен о Пеппи (1968-71) и "Карлсон на крыше" (1974). Вместе с тем для ряда режиссёров характерно откровенно натуралистич. изображение сексуальных отношений, подменяющее раскрытие причин духовной деградации швед, общества ("Я любопытна", 2 серии, 1967-68, реж. В. Шёман, фильмы T. Викмана, Б. Форслунда, Б. Торна). Среди ведущих актёров кино Б. Андерсон, X. Андерсон, И. Тулин, Л. Ульман, M. Сюдов, Г. Бьёрнстранд, операторов - С. Нюквист.

Кадры из фильмов. Слева - "Фрекен Юлия". Реж. А. Шёберг. 1951; справа - "Седьмая печать". Реж. И. Бергман. 1956.

А. Д. Швецов. И. И. Швядас.
В 1971 был выпущен совм. сов.-швед, фильм "Человек с другой стороны". Ежегодно выпускается 15-20 художеств, фильмов. В прокате доминируют амер. фильмы, смакующие насилие и жестокость. Резко упала посещаемость кинотеатров (в сер. 50-х гг. существовало ок. 2,5 тыс. кинотеатров, а во 2-й пол. 70-х гг.- 1,2 тыс.). С 1963 работает киноинститут, при к-ром существует киношкола (с 1965). Кинокритики и теоретики кино: Б. Идестам-Альмквист, P. Вальдекранц, Л. Бергстрём, X. Шейн. Издаются журналы по вопросам кино: "Chaplin" (с 1959), "Film och bio" (с 1967).

Лит.: С а д у л ь Ж., Всеобщая история кино, т. 2, 3, 6, пер. с франц., M., 1958-65; Cowie P., Swedish cinema, L.- N. Y., [1966]. Г. С. Пстоеян.

ШВЕЦОВ Аркадий Дмитриевич [12 (24). 1. 1892, пос. Нижние Серги, ныне Свердловской обл., - 19. 3. 1953, Москва], советский конструктор авиац. двигателей, доктор технич. наук (1940), ген.-лейт. инж.-технич. службы (1948), Герой Социалистич. Труда (1942). После окончания в 1921 Моск. высшего технич. уч-ща работал в авиац. пром-сти. С 1934 гл. конструктор авиамоторостроит. з-да. В 1926 разработал первый сов. серийный авиадвигатель возд. охлаждения M-11 для самолётов По-2 (У-2), АИР-6, УТ-2, Як-18 и др. Позднее (в 30-е гг.) под рук. III. созданы двигателя М-22, М-25, М-62, М-63 для истребителей И-15, И-16 и др.; в 40-е гг. - ряд поршневых звездообразных двигателей возд. охлаждения последовательно возрастающих мощностей семейства АШ: АШ-62ИР (для трансп. самолётов Ли-2, Ан-2), АШ-82, АШ-82ФН (для истребителей Ла-5, Ла-7, бомбардировщика Ту-2, пасс, самолётов Ил-12, Ил-14), двигатели для вертолёта M. Л. Миля Ми-4 и др. III. создал школу конструкторов двигателей возд. охлаждения. Деп. Верх. Совета СССР 2- 3-го созывов. Гос. пр. СССР (1942, 1943, 1946, 1948). Награждён 5 орденами Ленина, 3 др. орденами, а также медалями. Лит.: Сеничкин Г.,Черемных Н., Творец первых советских авиационных моторов воздушного охлаждения, "Вестник воздушного флота", 1948, № 7; Г р и н Б. Д., Генеральный конструктор А. Д. Швецов, Пермь, 1964; е г о ж е, Высокое небо, Пермь, 1973. С. Я. Макаров.

ШВЕЦОВ Михаил Сергеевич [17 (29). 10. 1885, Москва, - 22. 7. 1975, там же], советский геолог, засл. деятель науки и техники РСФСР (1956). Окончил Моск. ун-т (1910). В 1918-30 преподавал там же и в Моск. горной академии, с 1930 - проф. и зав. кафедрой осадочных пород Моск. геологоразведочного ин-та. Осн. работы по петрографии осадочных пород, стратиграфии, палеонтологии (белемниты, брахиоподы и др.). В 1923 впервые в СССР начал читать курс петрографии осадочных пород в Моск. ун-те; автор переведённого на MH. языки учебника Петрография осадочных пород" (1934). Награждён орденом Ленина и медалями.

Лит.: Тихомиров С. В., Михаил Сергеевич Швецов, "Бюл. Моск. об-ва испытателей природы. Отд. геологический", 1976, № 6.

ШВЕЦОВ Пётр Филимонович [р. 14 (27). 1. 1910, дер. Казанская, ныне Иглинского р-на Башк. АССР], советский мерзлотовед и гидрогеолог, чл.-корр. АН СССР (1953). Чл. КПСС с 1940. После окончания Моск. геологоразведочного ин-та (1935) работал в системе Гл. управления Сев. мор. пути. С 1941 сотрудник Ин-та мерзлотоведения (в 1956-58 директор); с 1962 зав. лабораторией Всесоюзного н.-и. ин-та гидрогеологии и инж. геологии (ВСЕГИНГЕО). Осн. труды связаны с изучением подземных вод и геотермич. условий многолетнемёрзлых толщ; Ш. - науч. руководитель и редактор коллективного труда "Основы геокриологии" (1959). Гос. пр. СССР (1952). Награждён орденом Октябрьской Революции, 2 др. орденами, а также медалями.

Соч.: Закономерности гидрогеотермических процессов на Крайнем Севере и Северо-Востоке СССР, M., 1968; Геотермические условия мезозойско-кайнозойских нефтеносных бассейнов, M., 1974.

Лит.: К 60-летию П. Ф. Швецова, "Советская геология", 1970, № 2.

ШВИ, одно из названий арм. нар. духового инструмента. Глиняная свистулька (известна также под назв. пепук) в виде фантастич. птицы с двойным туловищем (род окарины). Имеет 1 свистковое и 2 игровых отверстия, находящихся в ниж. части свистульки (используется и как детская игрушка).

ШВИНГЕР (Schwinger),,Юлиус (Джулиус) (р. 12. 2. 1918, Нью-Йорк), американский физик. Получив степень доктора философии в Колумбийском ун-те (1939), работал в ун-тах Беркли, Кембриджа, Чикаго и Бостона. В 1943-46 в Радиац. лаборатории Массачусетсского технологич. ин-та. В 1947-72 проф. Гарвардского ун-та. С 1972 проф. ун-та в Лос-Анджелесе. Осн. труды по квантовой теории поля, теории ядерных сил, теории рассеяния и излучения, квантовой теории систем MH. частиц на основе функций Грина. Впервые изложил основы квантовой электродинамики в ковариантном виде и вычислил ряд радиац. поправок. Разработал вариац. метод в теории рассеяния. Нобелевская пр. (1965, совм. с P. Ф. Фейнманом и С. Томонагой). Чл. Нац. АН США, Амер. академии наук и искусств.

Соч. в рус. пер.: Теория квантовых полей, пер. с англ., M., 1956; Квантовая электродинамика, в сб.: Новейшее развитие квантовой электродинамики, M., 1954; Броуновское движение квантового осциллятора, в кн.: Мартин П.,Швингер Ю., Теория систем многих частиц, M., 1962.

ШВИНД (Schwind) Мориц фон (21. 1. 1804, Вена, - 8. 2. 1871, Мюнхен), живописец и график, представитель позднего романтизма в нем. и австр. иск-ве 19 в. Учился в венской (с 1821) и мюнхенской (с 1828, у П. фон Корнелиуса) AX; с 1847 работал гл. обр. в Мюнхене. Жанровые картины III. ("Свадебное путешествие", 1862), циклы картин и больших акварелей ("Прекрасная Мелузина", 1868-70, Галерея 19 и 20 вв., Вена), многочисл. росписи и иллюстрации проникнуты мотивами нар. сказок и легенд, идилличны по настроению, но не лишены оттенка академизма.


М. фон Ш в и н д. "Свадебное путешествие". 1862. Галерея Шака. Мюнхен.


Лит.: P о m m е г а n z - L i е d t k e G., Moritz von Schwind, Lpz., 1974.

ШВИЦ (Schwyz), кантон в Швейцарии. Пл. 908 км2. Нас. 92 тыс. чел. (1970). Адм. ц. - г. Швиц. Впервые упоминается в 972 как община свободных крестьян, позднее попал в зависимость от Габсбургов. В борьбе с ними заключил в 1291 с двумя др. лесными кантонами - Ури и Унтервальден - " вечный союз ", заложивший основы Швейц. союза (см. в ст. Швейцария). Один из экономически отсталых кантонов, Ш в эпоху Реформации 16 в. остался католическим и выступал против протестантских кантонов; в период Гельветической республики (1798-1803) противился централизации. В 30-40-е гг. 19 в. участвовал в Сарненской лиге и Зондербунде.
ШВИЦКАЯ ПОРОДА крупного рогатого скота, порода молочно-мясного направления продуктивности. Выведена в Швейцарии длит, отбором животных, происходивших от завезённого в древние времена с Востока короткорогого скота. Масть животных от светлосерой до тёмно-бурой. Характерный признак - светлый волосяной покров вокруг тёмно-свинцового носового зеркала; по верх, линии туловища от холки до корня хвоста - более светлая окраска. Быки весят 800-950 кг (до 1200кг), коровы-550-600 кг (до 800 кг), молодняк к годовалому возрасту при выращивании на мясо - 260-300 кг. Удои коров 4000- 4500 кг, наибольшие - св. 10 тыс. кг; жирность молока 3,7-3,8%. В Россию III. п. начали завозить с сер. 19 в. для улучшения местного скота. В СССР преобладает скот молочно-мясного направления. Скрещиванием местного скота разных р-нов со швицким и разведением помесей в себе созданы большие массивы бурого скота, из к-рых выделены породы костромская, алатауская, Лебединская и бурая кавказская.

Корова швицкой породы.

Разводят Ш. п. в ГДР, ФРГ, Австрии, Италии, Франции, Испании, ЧССР, странах Сев. и Юж. Америки, Юж. Африки; в СССР - в центр, областях РСФСР, на Сев. Кавказе.

Лит.: Всяких А. С., Швицкая порода и методы ее совершенствования, M., 1970; Скотоводство, под ред. E. А Арзуманяна, M., 1970 Б. В. Фандеев.

ШВЫРЯЛКА, машина для подкапывания рядков картофеля, отделения клубней от почвы и ботвы и разбрасывания клубней по полю. См. Картофелекопатель.

ШВЯДAC Йонас Изидоряус [26. 9(9.10). 1908, Лиепая, ныне Латв. CCP, - 15. 10. 1971, Вильнюс], советский композитор, хоровой дирижёр и педагог, нар. арт. СССР (1954). В 1929 окончил Клайпедское муз. уч-ще по классу тромбона, здесь же изучал композицию у С. Шимкуса и Ю. Жилявичюса. Играл в оркестре Каунасского театра (1930-35). В 1940 основал (возглавлял до 1962) Гос. ансамбль песни и танца Литов. CCP "Летува". До 1970 был гл. дирижёром праздников песни. Записывал и обрабатывал образцы нар. муз. творчества. MH. его песни и произв. для нар. инструментов, основанные на элементах нац. фольклора, получили широкую известность. Среди крупных сочинений Ш. - кантаты: в честь 10-летия Сов. Литвы (1949), "Цвети, Советская Литва" (I960). III. -автор музыки (совм. с Б. Дварионасом) Гос. гимна Литов. CCP (1950). С 1935 вёл класс тромбона в Каунасской консерватории, с 1945 заведовал кафедрой нар. инструментов в консерватории Литов. CCP (Вильнюс, с 1967 - проф.). Гос. пр. СССР (1950). Награждён орденом Ленина, орденом Трудового Красного Знамени и медалями. M. M. Яковлев.

ШВЯНТОЙИ, название двух рек в Литов. CCP: 1) прав, приток Няриса (басе. Нямунаса). Дл. 249 км, пл. басе. 6890 км2. Берёт начало на Балтийской гряде, где проходит ряд озёр. Питание смешанное. Cp. расход воды ок. 56 м3/сек. Ледовые явления с ноября по нач. апреля. На Ш.- гг. Аникщай, Каварскас, Укмерге. 2) Впадает в Балтийское м. к С. от Паланги. Дл. 73 км, пл. басе. 472 км2.

ШЕБАЛИН Виссарион Яковлевич [29. 5 (11. 6). 1902, Омск, - 28. 5. 1963, Москва], советский композитор, педагог и обществ, деятель, нар. арт. РСФСР (1947), доктор искусствоведения (1941). В 1928 окончил Моск. консерваторию по классу композиции у H. Я. Мясковского. Для творчества Ш. характерны идейная значительность образного содержания, утверждение в музыке высокого положит, идеала, развитие традиций рус. классики, благородство мелодики, часто несущей в себе интонации рус. нар. лирич. и эпич. песен. Среди произв. композитора - оперы "Укрощение строптивой" (по Шекспиру, 1957, Большой театр), "Солнце над степью" (концертное исполнение, Москва, 1959), муз. комедия "Жених из посольства" (1942), кантата "Москва" (1946, текст Б. В. Липатова, Гос. пр. СССР, 1947), драматич. симфония "Ленин" (для чтеца, солистов, хора и оркестра - по поэме В. В. Маяковского "Владимир Ильич Ленин", 1931; 2-я ред. 1959), 5 симфоний, концерт для скрипки с оркестром (1940), камерно-инструм. сочинения, в т. ч. 9 струнных квартетов (5-й квартет на слав, темы, 1942; Гос. премия СССР, 1943), романсы, хоры, музыка к кинофильмам и драматич. спектаклям, обработки рус. нар. песен. Большое значение Имела работа Ш. по завершению ряда произв. отечеств, муз. классики (в т. ч. опер "Сорочинская ярмарка" Мусоргского, "Запорожец за Дунаем" Гулак-Артемовского, симфонии на две рус. темы Глинки).

С 1935 проф. Моск. консерватории (в 1942-48 директор). Среди учеников - Л. M. Аустер, Э. В. Денисов, К. X. Kyжамьяров, А. А. Николаев, A. H. Пахмутова, В. P. Тормис, T. H. Хренников, К. С. Хачатурян, чехосл. композитор В. Кучера. Пред, правления Моск. орг-ции Союза композиторов СССР (1941-42). Деп. Верх. Совета РСФСР 2-го созыва. Награждён орденом Ленина, орденом Трудового Красного Знамени, а также медалями.

Соч.: Литературное наследие. Воспоминания. Переписка. Статьи. Выступления, M., 1975.

Лит.: Виссарион Яковлевич Шебалин, Статьи, воспоминания, материалы, M, 1970.

В. M. Блок.

ШЕБАЛИН Михаил Петрович [27. 5 (8. 6). 1857, дер. Новосёлки Казанской губ., - 24. 2. 1937, Москва], русский революционер-народоволец. Из дворян. В 1882 окончил математич. ф-т Петерб. ун-та. Осенью 1882 вступил в "Народную волю", в 1883 организовал подпольные "летучие типографии" в Петербурге и Киеве, отпечатал №№ 1-2 "Листков „Народной воли"", восстановил народовольч. орг-цию в Киеве, присоединил её к Молодой партии "Народной воли". Арестован в Киеве 4 марта 1884, по "процессу 12-ти" (1-9 нояб. 1884) осуждён Киевским военно-окр. судом на 12 лет каторги (отбывал в Шлиссельбургской крепости). До 1906 в ссылке в Якутской обл., вернувшись в Европ. Россию, участвовал в обществ, движении, в 1909- 1911 - в ссылке в Архангельской губ. В 1911-18 чл. партии эсеров. С февр. 1922 зав. музеем П. А. Кропоткина в Москве, чЛ. Всесоюзного об-ва бывших политкаторжан и ссыльнопоселенцев.

Соч.: Клочки воспоминаний, M., 1935.

ШЕБЕКЕ (от араб, шабака - сеть), 1) название прорезных или имитирующих их узоров в декоративно-прикладном иск-ве Азербайджана. 2) Оконные переплёты и решётки, собранные из стандартных деревянных составных элементов (причём только на шипах), зачастую с разноцветными стёклами, получившие широкое распространение в азерб. архитектуре 18-19 вв. Ажурные решётки распространены также в араб, странах ("мушарабия") и в Cp. Азии (панджара).

ШЕБЕКИНО, город (с 1938) областного подчинения, центр Шебекинского р-на Белгородской обл. РСФСР. Расположен на р. Нежеголь (басе. Дона). Ж.-д. станция на ветке от линии Белгород