БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ХРАМОВАЯ МУЗЫКА, культовая музыка.
ЦИНКА СУЛЬФИД, сернистый цинк, ZnS, белый порошок.
ЧЕРСКОГО ХРЕБЕТ, цепи Черского, горная система на С.-В. СССР.
ЧУВАШСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени И. H. Ульянова.
ТАМОЖНЯ (от тамга), гос. учреждение, контролирующее провоз грузов.
ШТЕТТИНСКИЙ МИР 1570, между Швецией и Данией.
ЭКСПОНОМЕТРИЯ, раздел фотографии, в к-ром определяют условия экспонирования.
ЭССЕ (франц. essai - попытка, проба, очерк, от лат. exagium - взвешивание), прозаич. сочинение.
ТЕАТР ТЕНЕЙ, вид театр, зрелища.
ЕККЕ, текийе, завие (тур. tekke, zaviye), обитель мусульм. дервишей в Турции.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

2197031823552198549321пы классицизма, он отдал дань и предромантизму. К. M. Бельман (1740-95; сб. "Послания Фредмана", 1790) поднял традиц. жанр застольной песни на уровень нац. поэзии, вложив в него демократич. и реалистич. содержание. Идиллии и сатиры Анны Марии Ленгрен (1754-1817) также проникнуты демократич. симпатиями. В борьбе с классицизмом складывался предромантизм. Его теоретик T. Турильд (1759- 1808) выступал в защиту Великой франц. революции. Поэзия Турильда, Б. Лиднера (1757-93) и Ф. M. Франсена (1772- 1847) отличалась напряжённой эмоциональностью и образностью.

Борьбу против эпигонов классицизма (К. Г. Леопольд, 1756-1829) и просветит. иллюзий по отношению к бурж. строю завершили романтики: журн. "Фосфорос" ("Phosphoros", 1810-13). Романтич. конфликт между идеалом и действительностью получил религиозно-мистич. воплощение в лирике и драматич. поэме "Остров блаженства" (1824-27) главы "фосфористое" П. Д. Аттербума (1790- 1855), в поэзии и лирич. драмах близкого "фосфористам" Э. Ю. Стагнелиуса (1793- 1823). Против мистич. тенденций "фосфористов" выступили романтики т. н. Готского (Ётского) союза в журн. "Идуна" ("Iduna", 1811-24), издаваемом их вождём Э. Г. Гейером (1783-1847). "Готы" призывали к возрождению героич. традиций, обращались к фольклору. Э. Тегнер (1782-1846), связанный с "готами", воплотил патриотич. и гуманистич. идеалы в поэме "Сага о Фритьофе" (1819- 1825), ставшей своего рода нац. эпосом.

Обострение обществ, противоречий в 30-е гг. вызвало поворот к социально-критич. проблематике и зарождению реализма: проза К. Ю. Л. Альмквиста (1793- 1866). В 30-50-е гг. появились бытовые романы Фредрики Бремер (1801-65), Эмилии Флюгаре-Карлен (1807-92), очерки К. А. Веттерберга (1804-89) и комедии А. Бланша (1811-68). Подъём буржуазно-демократич. движения нашёл выражение в политич. стихах О. П. Стурцен-Беккера (1811-69) и К. В. А. Страндберга (1818-77). Традиции романтизма прослеживаются в ист. романах "Последний афинянин" (1859) и "Оружейник" (1891) и лирике А. В. Рюдберга (1828-95).

В кон. 70-х - нач. 80-х гг., в эпоху бурного роста капитализма и рабочего движения, укреплению реализма способствовала лит.-критич. деятельность датчанина Г. Брандеса. Центр, место занял острокритич. роман "Красная комната" (1879) А. Стриндберга (1849-1912). Вокруг Стриндберга группировались писатели "Молодой ГЛ." (Анна Шарлотта Лефлер-Эдгрен, 1849-92; Виктория Бенедиктсон, 1850-88; Г. Гейерстам, 1858- 1909), поднимавшие актуальные проблемы швед, жизни. В кон. 80-х гг. в творчестве Стриндберга, Гейерстама, романиста и драматурга T. Хедберга (1862- 1931) усилились натуралистич. тенденции; драмы Стриндберга "Отец" (1887), "Фрекен Юлия" (1888) и др. обозначили новую ступень в развитии европ. драмы. Поэзия и проза У. Хансона (1860-1925) отразили эволюцию от натурализма к импрессионизму и символизму.

В 90-е гг. против натурализма выступили неоромантики во главе с В. Хейденстамом (1859-1940). В лит. манифесте "Ренессанс" (1889), лирике, романе "Ханс Альенус" (1892) он противопоставлял бурж. будням эстетизированный мир Возрождения и Востока, культ наслаждений. Черты эстетизма, уход в прошлое, в мир мечты характеризуют лирику О. Левертина (1862-1906) и новеллы П. Хальстрёма (1866-1960). В неоромантич. поэзии Г. Фрёдинга (1860-1911; сб. "Гитара и гармоника", 1891) и Э. А. Карлфельдта (1864-1931) на основе фольклора воссозданы патриарх, картины сел. уклада. С неоромантизмом связано раннее творчество Сельмы Лагерлёф (1858- 1940), опиравшейся на нар. сказку и легенду. Её роман "Сага о Иёсте Берлинге" (1891) проникнут гуманизмом, отрицанием бурж. утилитаризма. Стриндберг в 90-е гг. обнаружил интерес к мистицизму и ницшеанству, от к-рых, однако, внутренне отталкивался (роман "В шхерах", 1890), Неприятие им бурж. мира отразилось в драмах "Путь в Дамаск" (ч. 1-3, 1898-1904), "Соната призраков" (1907), предвосхитивших европ. экспрессионистскую драму.

Я. Сёдерберг (1869-1941) в психология, романах и новеллах подверг иронич. и скептич. оценке моральные, религ. и социальные устои бурж. общества. В центре его произв., а также в лирике и новеллах Б. Бергмана (1869-1967) - жизнь Стокгольма и судьба "маленького человека".

В нач. 20 в., в условиях капиталистич. индустриализации и подъёма рабочего движения появились первые значит, произв. о рабочем классе M. Кока (1882- 1940), Г. Хеденвинд-Эриксона (1880- 1967), Д. Андерсона (1888-1920). Л. Нурдстрём (1882-1942), Г. Хельст-рём (1882-1953) и Элин Вегнер (1882- 1949) создали бытовые романы о разных слоях швед, общества. Психологич. роман "Селямбы" (1920) П. С. Сивертса (1882- 1970) - острая сатира на бурж. нравы. Циклу романов Я. Бергмана (1883-1931) о пром. р-не Бергслаген ("Маркуреллы из Вадчёпинга", 1919, и др.) присущи обострённый психологизм, гротеск и символика.

Настроения смятения и страха, порождённые 1-й мировой войной, выразили П. Лагерквист (1891-1974) в сб. экспрессионистских стихов "Страх" (1916), Б. Шёберг (1885-1929). Под влиянием Окт. ре волюц. в России появились революц. мотивы в поэзии Э. Блумберга (1894-1965). В 1924 возникла швед, группа междунар. союза "Кларте", способствовавшая распространению социалистич. идей: поэты Карин Бойе (1900-41), А. Юнгдаль (1901-68) и др. В 1929 Г. Сандгрен (р. 1904), X. Мартинсон (1904-78), А. Лундквист (р. 1906), Ю. Чельгрен (1907-48) и Э. Асклунд (р. 1908) выступили с поэтич. антологией "Пять молодых". Для этой группы характерны туманные социалистич. идеалы, примитивизм, роман-тич. воспевание "века машин" и "свободной любви", При всей утопичности идей их программа способствовала сближению лит-ры с жизнью. Сб. стихов Лундквиста "Обнажённая жизнь" (1929) отразил жизнь совр. города, рабочих. Чельгрен создал роман "Люди и мост" (1935), проникнутый духом пролет, солидарности. В стихах Мартинсона преобладали черты морской романтики.

В 30-е гг. развивается социальный автобиографич. роман: дилогия "Крапива цветёт" (1935) и "Путь в жизнь" (1936) Мартинсона, цикл романов об Улуфе (1934- 1937) Э. Йонсона (р. 1900), трилогия о Кнуте Туринге (1935-39) В. Муберга (1898-1973). Особой социальной остротой отличались произв. писателей, принадлежавших к т. н. статарской школе, отразившие нужду и бесправие батраков: Муа Мартинсон (1890-1964), Я. Фридегорд (1897-1968), И. Лу-Юхансон (р. 1901). Цикл "Барышни фон Пален" (1930-35) и др. романы Агнес фон Крусеншерны (1894-1940) натуралистически показали деградацию дворянства. Объект сатиры в романах Ф. Нильсона-Пиратена (1895-1972; "Бомби Битт и я", 1932) и У. Хедберга (1899-1974) - бурж. мораль, В прозе T. Аурелля (1895- 1976), В. Юнгквиста (1900-74), T. Юнсона (1910-50) заметны поиски новых художеств, средств. Поэты Я. Гульберг (1898-1961) и Ю. Эдфельт (р. 1904) продолжили традиции экспрессионизма, Э. Тоб (1890-1976) и H. Ферлин (1898- 1961) развивали демократич. традиции гор. песни. Сюрреалистич. мотивы стихов Г, Экелёфа (1907-68) сменились глубокими филос, обобщениями,

В преддверии и в годы 2-й мировой войны (1939-45) созданы антифаш. произв.: аллегорич. повесть "Палач" (1933) Лагерквиста роман "Возвращение солдата" (1940) Йонсона, антиутопия "Каллокаин" (1940) Карин Бойе, ист. роман Муберга "Скачи в ночь!" (1941). В первые послевоен, годы сложилось творчество писателей, разочаровавшихся в буржуазной цивилизации, обратившихся к исследованию внутр. мира человека. В их произв. заметно влияние экзистенциализма. Комплекс страха и вины доминирует в романе С, Дагермана (1923-54) "Остров обречённых" (1946), в ранней лирике Э. Линдегрена (1910-68) и К, Венберга (р. 1910). Проблема отчуждения человека в бурж. обществе - в центре произв. С. Арнера (р. 1909) и Л. Алина (р. 1915). Нравств. искания совр. человека запечатлены в цикле романов Лагерквиста на библейские сюжеты ("Варавва", 1950, и др.). С филос. ист. романами "Прибой" (1946), "Эпоха его милости" (1960) выступил Йонсон, поставив в них важные совр. проблемы. Эпич. фантастич. поэма Мартинсона "Аниара" (1956) имеет черты пессимистич. антиутопии. Лу-Юхансон в цикле автобиографич. романов (1951-60) воссоздал картину швед, жизни 1-й трети 20 в. Муберг опубл. цикл романов (1949-59) об эмиграции швед, крестьян в Америку в сер. 19 в. Традиции реалистич. романа в 40-50-е гг. продолжали также Лундквист, Ф. Фриделль (р. 1904), О. Вассинг (р. 1919), Сара Лидман (р. 1923).

Одна из центр, тем лит-ры 60-70-х гг.- полемика с офиц. тезисом "государства всеобщего благоденствия". Биргитта Тротциг (р. 1929) рисует картины материальной и духовной нищеты, стремясь найти выход в религ. исканиях. Пороки существ, и духовной жизни обличали Л. Йёрлинг (1931-66), Б. Рунеборг (р. 1937), сатирики П. Родстрём (1925-65) и П. К. Ерсильд (р. 1935), соавторы острокритич. детективных романов П. Вале (1926-75) и Май Шёвалль (р. 1935). Против моральных и идеологич. стереотипов направлены интеллектуальные и аналитич. романы П. У. Сундмана (р. 1922), Л. Юлленстена (р. 1921), П. У. Энквиста (р. 1930). В условиях роста антиимпериалистич. и антиколон, движения появилась "ангажированная" лит-pa: антиколон, романы Лидман ("Я и мой сын", 1961), Б. Сёдерберга (р. 1925; "Стремя", 1961), политич. роман "Шерсть" (1973) Л. Густафсона (р. 1936). Распространение получила документальная лит-pa: репортажи Лундквиста, П. Вестберга (р. 1933) о Юж. Африке, Лидман о швед, шахтёрах и Вьетнаме, документальные романы Энквиста и С. Дельбланка (р. 1931). Крупные эпич. произв.-циклы романов П. А. Фогельстрёма (р. 1917) "Город" (1960-68) и Дельбланка о провинции Сёдерманланд (1970-76). Мировой известностью пользуются книги для детей Астрид Линдгрен (р. 1907) о Малыше и Карлсоне, Пенни - Длинном чулке и др.

В нач. 60-х гг. выступила группа формалистич., т. н. конкретной поэзии (Э. Фальстрём, р. 1928; и др.). В противовес ей-школа"новой простоты"- И. Пальм (р. 1931), Соня Окессон (р. 1926), Б. Xoкансон (р. 1937) - стремилась возродить реалистич. поэзию, Л. Сёдерберг (р. 1931), Хокансон, И. Сонневи (р. 1939) в своей лирике конца 60-х - нач. 70-х гг. обращаются к актуальной политич. тематике.

Союз писателей существующий с 1893, представляет собой профессиональную организацию, призванную защищать экономич. и творческие интересы литераторов.

Литературоведение в Ш. с самого начала развивалось в тесной связи с западноевропейским, а в 20 в. и с американским. Начало литературоведению как науке положили романтики Л. Хаммаршельд (1785-1827, соч. "Шведская словесность", 1818-19) и Аттербум, применившие к лит. произведению эстетич. и психологич. анализ. Наибольшее влияние на литературоведение 20 в. оказал последователь культурно-историч. школы X. Шюк (1855-1947), основывавшийся на тщат. изучении источников. Его метод развили и углубили M. Ламм (1880- 1950), Ф. Бёэк (1883-1961), А. Нильсон (1878-1936) и др. В. Сванберг (р. 1896) утверждает социальные связи и значимость лит. произведений ("Поэзия и политика", 1931, и др.). В 50-е гг. Г. Тидестрём (р. 1906) выступил как сторонник "новой критики".

Лит.: Горн Ф. В., История скандинавской литературы от древнейших времен до наших дней, M., 1894; Брандес Г., Собрание сочинений, 2 изд., т. 2, СПБ, 1906; История западной литературы, под ред. Ф. Д. Батюшкова, т. 2-3, M., 1913-14; История зарубежной литературы конца XIX - начала XX в. (1871-1917), M., 1968; История зарубежной литературы после Октябрьской революции, ч. 1 (1917 - 1945), M., 1969; История Швеции, М. 1974; Б р а у д е Л., Сказочники Скандинавии, Л., 1974; S с h г с k H., W а г b и г S К., Illustrerad svensk litteraturhistoria, 3 uppl., del 1 - 8, Stockh., 1926- 1952; Tigerstedt E. N., Svensk litteraturhistoria, 3 uppl., Stockh., 1960; G u s t a fson A., A history of Swedish literature, Minneapolis, 1961; L i n d e r E. Hj., Fern decennier av nittonhundratalet, 4 uppl., del 1 - 2, Stockh., 1965-66; Ny illustrerad svensk litteraturhistoria, 2 uppl., del 1 - 4, Stockh., 1967; Brostrom T., Moderne svensk litteratur 1940-1972, Kbh., 1973; B r a n d e 1 1 G., Stenkvist J., Svensk litteratur 1870- 1970, [del] 1 - 3, Stockh., 1974 - 75.

А. А. Мацевич.

XIV. Архитектура и изобразительное искусство

К бронз, веку относятся наскальные изображения в Бохуслене (схематичные фигуры божеств, сцены охоты, битв, походов), орнаментиров. оружие и утварь, к железному веку (с 6 в. до н. э.) и к 1-му тыс. н. э. - кам. стелы, богатейший плетёный орнамент "звериного стиля" на металле и резном дереве, изображения людей и животных, к "эпохе викингов" (кон. 8 - сер. 11 вв.) - также каркасные постройки, повествоват. сцены на стелах. В 11-12 вв. строились грузные кам. церкви романского стиля (в Сигтуне, Старой Упсале, Лунде), в 13-15 вв.- готич. храмы со стройными башнями (церковь Сторчюрка в Стокгольме, собор в Упсале), в 16 в. - замки (Грипсхольм, Вадстена, Кальмар) с чертами архитектуры Возрождения. В ср. века выросли города с мелкой сетью узких улиц; развивались декоративная живопись и скульптура, книжная миниатюра. В 17 в. в духе барокко и классицизма строились гор. дворцы и загородные резиденции с парками (арх. Ж, де Ла Балле, H. Тессин Старший, H. Тессин Младший); наряду с нем., франц. нидерл. художниками работали Швед. Мастера (И. Сильвиус, Д. Эренстраль). В 18 в. развиваются архитектура (К. Ф. Аделькранц) и скульптура (Ю. T. Сергель) классицизма, бытовой жанр как в галантном духе рококо (H. Лафренсен), так и в бурж.-нравоучит. духе (П. Хиллестрём); блестящего расцвета достиг реалистич. портрет (А. Рослин, К. Г. Пило, пастелист Г. Лундберг, миниатюрист П. А. Халль). Новые гор. р-ны получали регулярную планировку. В 19 в. классицизм в архитектуре сменяется тяжеловесной эклектикой. В изобразит, иск-ве 1-й пол. 19 в. совершается поворот к романтизму, растёт интерес к прошлому страны, к её природе и людям (живописцы H. Бломмер, Э. Лундгрен, M. Ларсон, скульптор Ю. П. Мулин). Развитие реализма во 2-й пол. 19 - нач. 20 вв. достигло вершины в жизнеутверждающих портретах и жанровых композициях А. Цорна, в психологических портретах Э. Юсефсона, в бытовых сценах К. Вильхельмсона и К. Ларсона, в пейзажах принца Евгения, в анималистич. картинах Б. Лильефорса. Развивалась и офиц. ист. живопись (Г. Сёдерстрём). В 20 в. начались поиски новых путей в архитектуре, связанные с нац.-романтич. устремлениями (Ф. Буберг, К. Бергстен); на их основе формировались неоклассич. направления (арх. P. Эстберг, И. Тенгбом) и школа совр. архитектуры, сочетающая принципы функционализма с чертами, близкими органической архитектуре (Г. Асплунд, С. Маркелиус, С. Бакстрём). Значителен вклад швед, архитекторов в разработку города-спутника (Веллингбю, Фарста близ Стокгольма, с развитой системой торг.-обществ, центров), жилых р-нов с рациональной комплексной застройкой (микрорайоны в Стокгольме, Гётеборге, Мальме), типов башенного жилого дома. В скульптуре 20 в. выделяются монументально-декоративные работы К. Миллеса, Б. Юрта, Б. Марклунда, сочетающие реализм изображения народной жизни с романтич. символикой и фантастикой. В живописи значительны композиции С. Деркерт, Э. Юлина, А. Амелина, поев, важным социальным темам, красочные картины И. Агели, И. Грюневальда, В. Нильсон, Л. Энгстрёма, С. Хальстрёма, зачастую символич. характера. Технич. виртуозность, острота наблюдений отличают графич. работы Ф. фон Шанца, К. Ду, Л. Линдеберга. Вместе с тем в Ш. распространены различные модернистские течения - от сюрреализма и абстракционизма (Э. Немее, T. Ренквист) до поп-арта, концептуального иск-ва, гиперреализма. Ш. имеет богатейшие традиции нар. иск-ва (деревянное зодчество - церкви, дома, хозяйственные постройки; ткачество, гончарство, обработка металла, кожи, резьба по дереву и кости).

Илл. см. ва вклейках - к стр. 416 и табл. XXIII, XXIV (стр. 336-337).

Лит.: Lindblom A., Sveriges konsthistoria, v. 1 - 3, Stockh., [1944 - 46]; его ж е, Svensk konst, Stockh., 1960; К i d d e г S m i t h G. E., Sweden builds, 2 ed., N. Y., 1957.

XV. Музыка

Музыка Ш. до 19 в. развивалась в общем русле скандинав, муз. культур. Испытав влияние нем. и норв. музыки, к нач. 20 в. приобрела черты нац. самобытности. Песенно-танц. фольклор (хороводные танцы с пением и парные) различен

1. Лошадиные головы из Сварторпа (Вестерйётланд). Бронза. 950-500 до н. э. Исторический музей. Стокгольм. 2. Деталь конской сбруи из погребения в Венделе (Упланд). Золочёная бронза, гранаты. 7 в. Исторический музей. Стокгольм. 3. Флюгер церкви в Сёдерале (Хельсингланд). Золочёная бронза. 11 в. Исторический музей. Стокгольм. 4. Камень с росписью с острова Готланд. 8 в. Исторический музей. Стокгольм. 5. Расписной крестьянский шкаф из Даларны. Дерево. 17 в. Северный музей. Стокгольм. 6. Ковёр из Фогдё (Сёдерманланд) с изображением покровителей Скандинавии святых Эрика, Олафа и Кнута. 1475-1500. Деталь. Исторический музей. Стокгольм.

Сцена из оперы "Орфей и Эвридика" Глюка. Дротнингхольмский театр.

в разных ленах. Древнейшие нар. инструменты - лур (пастуший рожок), колокольчики; позднее сел. ансамбли включали скрипки, кларнеты, флейты, арфы. Носителями муз. иск-ва были до 13 в. скальды, до нач. 16 в. - странствующие музыканты "лекары", игравшие на скрипках, дудках, барабанах на гор. улицах и при дворе. В 14-15 вв. возникли нар. песни-баллады и политик, антифеод, песни, после Реформации - евангелич. псалмы. На формирование проф. музыки оказал влияние григорианский хорал, проникший в Ш. с принятием христианства в 11 в., со времён Реформации - протестантский хорал. Центром светской муз. жизни был королев, двор в Стокгольме, где с 1526 выступала придворная капелла. Здесь служили неск. поколений музыкантов нем. семьи Дюбен. В 18 в. капеллу возглавляли; Ю. X. Руман (1729- 1737), один из первых проф. нац. композиторов (церк. хоровая музыка), организатор первых публичных концертов (с 1731), и Ф. Уттини (с 1768), автор первой оперы на швед. яз. "Тетис и Пелея" (1773); в 1773 им создана оперная труппа, ставшая основой шведской Королев, оперы; её спектакли шли в "Больхюс-театре", с 1777- в замке Дротнингхольм, близ Стокгольма; в 1782 театр получил постоянное помещение (в 1898 новое здание). Здесь шли оперы швед. композиторов Ю. Г. Наумана ("Густав Ваза", 1786), в нач. 19 в. - Ф. А. Бервальда, крупнейшего швед, композитора-романтика (1-й швед, симфонист, также скрипач и дирижёр), К. Стенборга (комич. оперы), в кон. 19 в. - А. Халлена. Среди др. композиторов кон. 18 - нач. 19 вв. - Г. И. Фоглер и И. M. Краус (церк. и светские соч.), Ю. Ф. Пальм (песни). В 1771 в Стокгольме осн. Королев, академия музыки (сначала концертная орг-ция, позднее уч. заведение, в кон. 19 в. преобразованное в консерваторию; с 1940 Высшая муз. школа, с 1971 Гос. высшая муз. школа). В нач. 19 в. под влиянием идей романтизма возрос интерес к нац. муз. фольклору; собиратели нар. песен - Э. Драке, И. Б. Струве, P. Дюбек; издатели первых фольклорных антологий (1814-16) - А. Афцелиус, Э. Г. Гейер (также композитор) и А. И. Арвидсон. Нар. мелодии использовали композиторы 2-й пол. 19 в. А. Ф. Линдблад (за песни его называли "швед. Шубертом"; также автор оперы, симф., камерно-инструм. соч.), И. Хальстрём (опера "Заколдованная", 1874), А. Халлен (оперы, симф. поэмы, хоровые соч.). С сер. 19 в. муз. жизнь также стала развиваться в Мальме, Норчёпинге и Гётеборге (в 1856-61 гётеборгский симф. оркестр возглавлял Б. Сметана). Мировую известность получила швед, вокальная школа; лучшие певицы - E. Линд (прозвана "швед, соловьем"), К. Нильсон, Э. Гульбрансон, Ю. Бьёрлинг и др. Основоположник композиторской нац. школы 1-й пол. 20 в. - В. Петерсон-Бергер (муз. драмы в духе P. Вагнера, 5 симфоний, вокальные и инструм. соч.), В. Стенхаммар (камерно-инструм. произв., а также оперы, симфонии), X. Альвен (оркестровые соч., в т. ч. "Шведские рапсодии", хоры), Д. И. Вирен (симфонии, концерты с оркестром, музыка для драм, театра и кино); их соч. присущ сев. колорит, характерный для сканд. романтизма. Среди др. музыкантов - скрипач, дирижёр, композитор T. Аулин (основал квартет), композиторы Э. Шёгрен (романсы и др.), H. Берг, Э. Кальстениус, T. Рангстрём. В 30-40-е гг. выдвинулись К. M. Аттерберг (оперы, балеты, симфонии и др.), И. Нюстрём (долго работал в Париже; инструм. соч.), X. Русенберг (многие соч. исполняются за пределами Ш.), M. Пергамент (применяет серийную технику); выделяется творчество К. Б. Блумдаля (опера "Аниара", пост. 1959, и др.). Среди композиторов 50-х гг. - Д. И. Вирен, Л. Э. Ларсон, Э. фон Кох; позднее - И. Лидхольм, С. Э. Бек, X. Эклунд и др. Творчество ряда композиторов 60 - 70-х гг. сформировалось под влиянием авангардизма. Созданы Об-во совр. музыки ("Самтида музик", 1960), студии электронной музыки в Стокгольме (1964) и Мальме (1966). T. н. экспериментальную музыку пишут А. Мёльнес, К. Э. Велин, Я. Барк, Б. Нильсон, Я. Мортенсон и др. В Ш. 10 проф. симф. оркестров, в т. ч. Швед, радио, Стокгольмской филармонии (в 1974-76 руководил Г. H. Рождественский), Гётеборгский симф. оркестр; хоры, в т. ч. хор Швед, радио, Стокгольмский камерный. Оперные театры имеются в Стокгольме (швед. Королев, опера), в Гётеборге и Мальме; мьюзиклы и оперетты ставятся в "Оскаре-театре" в Стокгольме. Работают Концертное объединение в Стокгольме (с 1902), Оркестровое объединение в Гётеборге (с 1905), Союз швед, композиторов (с 1918), Союз хоров (с 1925) и др., в т. ч. любительские муз. орг-ции. Крупнейшие муз.-уч. заведения - Гос. высшая муз. школа в Стокгольме, консерватория в Мальме (с 1907), Ин-т музыки в Гётеборге (с 1932), многочисл. муз. школы. С 1963 существует концертная орг-ция по устройству выступлений солистов и камерных ансамблей (до 60-х гг. концерты камерной музыки были гораздо менее популярны, чем симф. оркестров). Среди исполнителей 70-х гг.: дирижёры С. Эрлинг, С. Вестерберг, X. Блумстедт; пианисты X. Лейграф, С. Эриксон; скрипачи Л. Берлин, Э. Вольф; виолончелист Э. Блёндаль-Бенгтсон; певцы H. Гедда, P. Сёдерлёф, певицы Б. Нильсон, Л. Андерсон, Э. Сёдерстрём, Ч. Майер, M. Халлин. Музыковеды - Л. А. Д. Фркжлунд, И. Бенгтсон и др.

Лит.: Л и н д У., Композиторы Швеции, пер. со швед., "Советская музыка", 1955, № 11; W а 1 1 n е г Во, La musique en Suede, Stockh., 1951; Alander Bo, Swedish music, Stockh., 1956. Дж. К. Михайлов.

XVI. Балет

С 1638 в Стокгольме силами франц. артистов при королев, дворе йериодически ставились балетные спектакли. Первая постоянная труппа под рук. Л. Галлодье была создана при швед. Королев, опере, открытой в 1773. Балеты ставили дат. балетм. Ант. Бурнонвиль (с 1785) и Л. Делан (с 1809). Первый швед, балетм. А. Селиндер в 1843 познакомил зрителей с романтич. балетом Ф. Тальони "Сильфида" комп. Ж. Шнейцгоффера; Селиндер вводил в спектакли швед. нар. танцы. В 18 в. известны были танцовщицы Дж. Басси, X. Л. Йортсберг, с сер. 19 в.- Ш. Норберг, танцовщик X. Иогансон, работавший преим. в России. Большое влияние на дальнейшее формирование проф. балета Ш. оказывал дат. балет (в репертуар включались постановки Авг. Бурнонвиля). Во 2-й пол.

19 в. известны были балетм. С. Лунд, танцовщица X. Лунд. Однако до 10-х гг.

20 в. швед, балет находился в застое. Значит, толчком для его возрождения был приезд в страну M. M. Фокина, к-рый с 1913 поставил здесь ряд балетов ("Клеопатра" на музыку А. С. Аренского со вставными номерами др. композиторов, "Сильфиды" на музыку Ф. Шопена). В 20-е гг. была создана труппа "Швед, балет", выступавшая в 1920-25 в Париже; в её репертуаре были пост, балетм. Ж. Берлина преим. с музыкой франц. композиторов (Д. Мийо, Э. Сати) и в оформлении