БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ХРАМОВАЯ МУЗЫКА, культовая музыка.
ЦИНКА СУЛЬФИД, сернистый цинк, ZnS, белый порошок.
ЧЕРСКОГО ХРЕБЕТ, цепи Черского, горная система на С.-В. СССР.
ЧУВАШСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени И. H. Ульянова.
ТАМОЖНЯ (от тамга), гос. учреждение, контролирующее провоз грузов.
ШТЕТТИНСКИЙ МИР 1570, между Швецией и Данией.
ЭКСПОНОМЕТРИЯ, раздел фотографии, в к-ром определяют условия экспонирования.
ЭССЕ (франц. essai - попытка, проба, очерк, от лат. exagium - взвешивание), прозаич. сочинение.
ТЕАТР ТЕНЕЙ, вид театр, зрелища.
ЕККЕ, текийе, завие (тур. tekke, zaviye), обитель мусульм. дервишей в Турции.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

2197031823552198549321e (1873-1915), Gen., 1965; Philosophie in der Schweiz. Beitrage von P. Haberlin, K. Durr, H. Barth [u. a.], Erlenbach-Z., 1946; MeyerW., Demokratie und Casarismus. !Conservatives Denken in der Schweiz, Bern, 1975; S с h w a r z D., Die Kultur der Schweiz, Fr./M., 1967; Die Schweiz und die Forschung, hrsg. W. Staub und A. Hinderberger, Bd 1 - 2, Bern, 1943-44. Б. А. Старостин, И. А. Боечин (экономическая наука), Н. А. Слюсарева (языкознание).

3. НАУЧНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ.

Координац. центр науки - Женевский нац. ин-т (осн. в 1853). Важную роль в организации н.-и. деятельности играет Нац. швейц. фонд науч. исследований (1952). В него входит Нац. исследовал, совет, состоящий из учёных. Осн. объём науч. работ выполняют ун-ты и политехнич. ин-ты. Ряд исследоват. программ ведут различные правительственные ведомства: Отдел науки (1969) при департаменте внутр. дел, Исследоват. комиссия по атомной энергии (1945) и др. Гос-во финансирует работу Федерального ин-та исследований снега и лавин (1942), нек-рых обсерваторий, науч. станций, а также нескольких НИИ при Федеральном политехнич. ин-те в Цюрихе, в т. ч. Швейц. центра реакторных исследований (1955) в Вюренлингене. Частные исследоват. и проектно-конструкторские орг-ции имеются гл. обр. при крупных монополиях: в машиностроит. ("Броун, Бовери" и др.), химико-фармацевтич. ("Сиба - Гейги", "Хофман-Ла Рош", "Сандос") и др. отраслях пром-сти. Исследования по гуманитарным наукам сконцентрированы гл. обр. в ун-тах. В сер. 70-х гг. в сфере исследований и разработок было занято ок. 22 тыс. чел., в т. ч. ок. 16 тыс. учёных и инженеров. Расходы на науку составили ок. 3 млн. швейц. фр. (ок. 2,5% валового нац. продукта), из к-рых 1/5 покрывается из гос. бюджета. Б. А. Старостин.

XII. Печать, радиовещание, телевидение

В 1976 в Ш. издавалось 276 газ. общим тиражом ок. 3 млн. экз. Крупнейшие газ. (тираж на 1976): н а н е м. я з.-"Блик" ("Buck") с 1959 в Цюрихе, тираж 267,5 тыс. экз.; "Тагес анцайгер" ("Tages Anzeiger") с 1893 в Цюрихе, тираж 240 тыс. экз.; "Нойе цюрхер цайтунг" ("Neue Zurcher Zeitung")c 1870 в Цюрихе, тираж 101 тыс. экз.; "Националь цайтунг" ("National Zeitung") с 1842 в Базеле, тираж 88,2 тыс. экз. (утренняя и вечерняя), орган Радикально-демократич. партии Ш.; "Бернер тагблат" ("Вегпег Tagblatt") с 1888 в Берне, тираж 59,6 тыс. экз.; "Фатерланд" ("Vaterland") с 1833 в Люцерне, тираж 54 тыс.экз., орган Демократич.-христ. партии Ш.; "Вельтвохе" ("Die Weltwoche") с 1933 в Цюрихе, еженедельник, тираж 127 тыс. экз.; на франц. я з.-"Журналь де Женев" ("Journal de Geneve") с 1826 в Женеве, тираж св. 17 тыс. экз.; "Сюис" ("La Suisse") с 1898 в Женеве, тираж 80 тыс. экз.; "Трибюн де Женев" ("La Tribune de Geneve") с 1879 в Женеве, тираж 71 тыс. экз. (вечерняя); "Трибюн-матен" ("La Tribune-Ie Matin") с 1862 в Лозанне, тираж 54,8 тыс. экз.; н а и т а л. я з.-"Коррьере дель Тичино" ("Corriere del Ticino") с 1890 в Лугано, тираж св. 23 тыс. экз.; "Джорнале дель пополо" ("Giornale del Popolo") с 1926 в Лугано, тираж 18 тыс. экз. О р г аны Швейц. партии труда: "Вуа увриер" ("Voix Ouvriere")c 1944 в Женеве, ежедневная газ. на франц. яз., тираж 5 тыс. экз.; "Форвертс" ("Vorwarts") с 1920 в Базеле, еженедельная газ. на нем. яз., тираж 6 тыс. экз.; "Лавораторе" ("II Lavoratore") в Лугано, еженедельная газ. на итал. яз., тираж 1 тыс. экз.

Швейц. телеграфное агентство -АТС (осн. в 1894, Берн) - акц. об-во. Швейц. об-во радиовещания и телевидения (Берн) - коммерч. орг-ция (в значит, мере контролируемая пр-вом). Радиовещание (с 1923) ведётся (в 1976) на 9 языках; регулярные телепередачи с 1958. И. H. Лобашева.

XIII. Литература

Лит-pa швейц. народа развивается на нем., франц., итал. и ретороманском языках. Каждый языковой регион (кроме ретороманского) связан с лит-рой родственной по языку соседней страны.

Литература на немецком языке. С коя.

13 в., когда был заключён союз трёх лесных кантонов - Швица, Ури и Унтервальдена, начинает проявляться своеобразие швейц. лит-ры - в ист. хрониках, нар. песнях, прославляющих борьбу за независимость (легенды о Вильгельме Телле и Арнольде Винкельриде, 14 в.). Миннезингеры Б. Штайнмар (13 в.) и И. Хадлауб (ум. ок. 1340) сочетали традиц. мотивы "высокой любви" с реалистич. зарисовками. В 14-16 вв. получила распространение сатирико-дидактич. поэзия, излюбленным жанром к-рой стала басня. Своеобразной энциклопедией ср.-век. жизни явилась гротескно-комич. поэма Г. Виттенвейлера "Кольцо" (ок. 1410). К концу ср. веков окончательно оформился политич. разрыв Ш. с империей, но духовные связи с Германией остаются важнейшим фактором лит. жизни немецкоязычных кантонов. На первое место среди лит. жанров эпохи Реформации выдвигается религ. драма: H. Мануэль (1484-1530), П. Генгенбах (1480 -ок. 1525).

Первым швейц.просветителем стал бернский патриций Б. Л. фон Муральт (1665- 1749); его "Письма об англичанах и французах" (на франц. яз., 1698, изд. 1725) оказали влияние на А. Галлера и Ж. Ж. Руссо. Значит, место в швейц. Просвещении занимают лит. критики И. Я. Бодмер (1698-1783) и И. Я. Брейтингер (1701-76), издававшие с 1721 один из первых просветит, еженедельников на нем. яз. "Беседы живописцев". Эволюция учёного и поэта А. Галлера (1708-77) протекала от просветит, оппозиции олигархия, режиму ("Швейцарские стихи", 1732) к апологии ортодокс, религиозности и изжившего себя обществ, строя (ист. романы "Узонг", 1771;"Фабий и Катон", 1774). Чертами консервативной умеренности и сентимент. благодушия отмечены "Идиллии" С. Геснера (1730- 1788). Интересы демократич. слоев выражал выдающийся педагог И. Г. Песталоцци (1746-1827; роман "Лингард и Гертруда", 1780-87). Свидетельством преломления просветит, идей в сознании крестьянства явилась книга У. Брекера (1735-98) "Жизнь и приключения бедняка в Токкенбурге", пронизанная ненавистью к феод, порядкам и капиталистич. эксплуатации.

Романтизм, как и классицизм, не прижился в швейц. мелкобурж. среде. Произв. И. Г. Залиса-Зевиса (1762- 1834), M. Устери (1763-1827), Г. Цшокке (1771-1848), Я. Штуца (1801-77), хотя и не отличались глубиной и самобытностью, но исподволь готовили расцвет реализма в творчестве И. Готхельфа (1797-1854), Г. Келлера (1819-90), К. Ф. Мейера (1825-98)- писателей, благодаря к-рым швейц. лит-pa впервые вышла за нац. границы. В их произв. нашёл реалистич. воплощение нарастающий конфликт между верой писателей-гуманистов в безграничные возможности народа и неприятием тенденций капиталистич. развития (роман Келлера "Мартин Заландер", 1886; роман Готхельфа "Ули-арендатор", 1849). Настроениями пессимизма, неверия в бурж. путь развития проникнуты стихотворения Ф. Дранмора (Л. Ф. Шмида, 1823-88) и Г. Лёйтхольда (1827-79). К. Шпиттелер (1845-1924) в эпич. поэмах "Прометей и Эпиметей" (1880-81) и "Олимпийская весна" (1900-07) пытался создать модернизированный гуманистич. миф, в к-ром причудливо переплетались антич. мифология и новые космич. образы.

В нач. 20 в. широкое распространение получают идиллич. произв. И. В. Видмана (1842-1911), альп. романтика Э. Цана (1867-1952), Я. Геера (1859-1925), Г. Федерера (1866-1928). Формой проявления "почвенничества" в лит-ре стал местный диалект (произв. M. Линерта, P. Тавеля); т. н. "духовная защита отечества", являясь реакцией на экспансионизм фаш. Германии в области культуры, способствовала активизации областнич. лит-ры. Линия неприятия швейц. действительности продолжается в творчестве P. Вальзера (1878-1956), А. Цоллингера (1895-1941), Я. Шафнера (1875-1944), вскрывших противоречия общества, его ист. бесперспективность: романы "Помощник" (1907) и "Якоб фон Гунтен" (1908) Вальзера, "Получеловек" (1929) и "Великое беспокойство" (1939) Цоллингера. С социалистич. движением был связан Я. Бюрер (1882-1975); в романах "Килиан" (1922), "Нельзя..." (1932), в драме "Галилео Галилей" (1933) он утверждает мысль о необходимости коренной перестройки несправедливой обществ, системы.

Создавая в своих драмах и комедиях общепонятные, актуальные "модели мира", M. Фриш (р. 1911) и Ф. Дюрренматт (р. 1921) после 2-й мировой войны 1939- 1945 вывели швейц. лит-ру из тупика областничества и изоляционизма. Их лучшие произв. отмечены живым интересом к обществ.-политич. проблемам, социальным критицизмом, неустанными поисками "человека в человеке": романы Фриша "Штиллер" (1959), "Homo Faber" (1957), драмы Дюрренматта "Визит пожилой дамы" (1956), "Метеор" (1965).

В 50-60-е гг. в швейц. лит-ре возрастает удельный вес социальной критики, политич. тематики, неприятия мелко-бурж. общества. В романах В. M. Диггельмана (р. 1927; "Допрос Гарри Винда", 1962), X. Лечера (р. 1929; "Плетельщица венков", 1964), О. Ф. Вальтера (р. 1928; "Немой", 1959; "Фотограф Турель", 1962), А. Мушга (р. 1934; "Противочары", 1967) и др. верность реалистич. традициям швейц. лит-ры сочетается с использованием совр. изобразит, средств. Писатели исследуют мотивы социального поведения в меняющемся мире; с помощью иронии, скепсиса, вводя элементы ирреального, фантастического, подрывают уверенность в устойчивости существующего: рассказы П. Бикселя (р. 1935), Ю. Федершпиля (р. 1931), У. Егги, Ф. Холера и др. Творчество В. Шмидли (р. 1939; роман "Места находок", 1974), В. Кауэра (р. 1935; роман "Кошмарный сон", 1974) свидетельствует о возрождении интереса к жизни и борьбе швейц. рабочего класса.

Литература на французском языке (романдская лит-ра). Духовная и лит. жизнь франкоязычных кантонов (Женева, Невшатель, Во, Вале) берёт начало в эпохе Реформации. Виднейший писатель романдской лит-ры 16 в.- Ф. Бонивар (1493-1570; "Женевские хроники"). Связь с прогрессивным крылом гугенотского движения благотворно сказалась на творчестве T. Беза (1519- 1605; трагедия "Жертвоприношение Авраама", 1550). В 17 в. лит-pa преим. погружена в религ. разногласия, носит проповеднич. характер. В "Трагических поэмах" (ч. 1-7, 1616) выходца из Франции T. А. д'Обинье (1552-1630) нашла отражение эпоха кальвинизма. Из протестантского лагеря исходят первые импульсы "интеллектуального пробуждения", расшатавшие свод кальвинистских догматов и подготовившие почву для Просвещения. Активизируется бурж.-демократич. патриотич. движение; в деятельности т. н. гельветических обществ утверждается идея живой взаимосвязи герм, и романдских кантонов Ш. Однако гуманистич. традиции Ж. Ж. Руссо (1712-78) и Б. Констана (1767-1830), выросшие из связей с франц. культурой, не находили почвы для развития. В Ш. победу одержала морально-филос. лит-ра религ. характера. Из писателей 19 в. лишь P. Тёпфер (1799-1846) был собственно художником ("Женевские рассказы", 1841, и др. произв.).

В 20 в. процесс освобождения от религ. морализаторства связан с творчеством П. Бюдри (1883-1948), Ш. А. Сенгриа (1883-1954), P. де Траза (1884-1951), А. Шписса (1876-1940) и др. Самым талантливым из них был романист, поэт и эссеист Ш. Ф. Рамю (1878-1947), влияние к-рого продолжает сказываться на творчестве совр. писателей - Ж. Альда, M. Дантана, Ж. Шессекса, M. Шаппа. В годы Сопротивления во Франции благодаря тесным контактам с франц. лит-рой творчество нек-рых романдских поэтов (Ж. Тролье, П. Л. Маттеи, Ж. Кютта) обрело обществ, звучание, обогатило швейц. лит-ру гражд. мотивами. С нач. 50-х гг. активный гуманизм снова уступил место традиц. абстрактно-гуманистич. интонациям (Г. Py, M. Раймон, позже - Ф. Жакоте, В. Годе ль). Эти тенденции ярко выразились в творчестве прозаика И. Велана (р. 1925; роман "Я", 1959), поэта А. Вуазара (р. 1930; сб. стихов "Свобода на рассвете", 1967), драматургов Л. Голиса (р. 1932; драма "Капитан Карагёз", 1967), Б. Льегма (р. 1927; пьеса "Солнце и смерть", 1966).

Литература на итальянском языке. Развивалась в кантоне Тичино. С 1803, когда Тичино на правах самостоят, кантона вошёл в состав конфедерации, в лит-ре начинает звучать тема нац. своеобразия и швейц. патриотизма - произв. Дж. Цоппи (1869-1952), В. Аббондио (1891-1958), Дж. Мотта (1871-1940). На протяжении неск. поколений лит. вкусы Тичино определял Ф. Кьеза (1871-1973), автор сб. стихов "Каллиопа" (1907), со. "Ребячьи рассказы" (1920), романов "Мартовская погода" (1925) и др. Верность реалистич. традициям италоязычной лит-ры сохраняют П. Бьянкони (р. 1899), П. Сканциани (р. 1908), А. Дженни (р. 1911); влияние модернизма сказалось в творчестве Ф. Филиппини (р. 1917; роман "Вечерний паук", 1950), Дж. Боналуми (р. 1920; роман "Заложники", 1954). Поэзия представлена именами Ф. Менгини (р. 1909), Дж. Орелли (р. 1909), А. Несен, P. Фазани, Г. Машони и др.

Литература на ретороманском языке. На ретороманском яз., насчитывающем неск. вариантов, говорит менее трети кантона Граубюнден. Первые лит. памятники относятся к 16 в.: "Песня о битве у замка Мюсс" (1527) Дж. Траверса. В 17-18 вв. появляются дидактич. соч. религ. и политич. характера. Гордостью ретороманской лит-ры является её фольклор; нар. песни, сказки, предания, пословицы и поговорки собирают и перерабатывают проф. писатели кантона. Призыв к сохранению самобытности ретороманского языка и лит-ры содержится в стихах Дж. К. Муота (1844-1906) и др. Из писателей и поэтов рубежа 19- 20 вв. выделяется П. Лансель (1863- 1943). С 1938 ретороманский - 4-й нац. язык Ш. Из совр. писателей известностью пользуются прозаики T. Хальтер (р. 1914) и К. Бирт (р. 1920), драматург T. Мурк (р. 1915), поэт А. Пеер (р. 1921), детская писательница С. Кёнц (р. 1911). Ретороманский постепенно вытесняется нем. яз.

Союз швейц. писателей, осн. в 1912, объединяет представителей всех языковых зон. В 1969, протестуя против политич. инертности этой организации, из неё вышли 22 писателя, в т. ч. Фриш и Дюрренматт, образовавшие т. н. "Ольтенскую группу", к-рая существует наряду с реформированным писательским союзом ("Ассоциация швейц. писателей").

Лит.: Общие обзоры. Литература Швейцарии, M., 1969; Die zeitgenossischen Literaturen der Schweiz, Z.- Munch., 1974.

Литература на немецком языке. F г i пg е J i D., Dichter im Abseits, Z.- Munch., 1974; его же, Von Spitteler zu Muschg, Basel, 1975.

Литература на французском языке.Berchtold A., La Suisse romande au cap du XXe siecle, Lausanne. 1963.

Литература на итальянском языке. CaIg а г i G., Ticino degli uomini, Locarno. [1966].

Литература на ретороманском языке. Miitzenberg G., Destin de Ia langue et de Ia litterature rheto-romanes, Lausanne, 1974.

Литературоведение. Важную роль в лит. движении Ш. 18 в. сыграли И. Я. Брейтингер и И. Я. Бодмер, выступившие против нормативной поэтики классицизма ("Критическая поэтика..." Брейтингера, 1740, предисл. Бодмера). С сер. 19 в. проявляется интерес к проблемам отечеств, лит-ры (И. К. Мёрикофер, Я. Бехтольд и др.). Видным представителем духовно-ист. школы был Э. Эрматингер (1873-1953; "Литература и духовная жизнь немецкой Швейцарии", 1933). В 20 в. Ш. дала MH. филологов-компаративистов; Ф. Эрнст (1889-1958) выделил из романо-герм. филологии гельветистику, сущность к-рой он видел в посредничестве между нем., франц., итал. культурами.

К нач. 40-х гг. сложилась т. н. цюрихская школа (иначе -"школа интерпретации"): Э. Штайгер (р. 1908; "Искусство интерпретации", 1955), В. Кайзер, M. Верли (р. 1909; "Общее литературоведение", 1951) и др. Представители этой школы детально анализируют художеств, текст вне социально-ист, контекста. Романтич. тоску по "старой" Европе противопоставляет распаду совр. бурж. культуры В. Мушг (1898-1965) в "Трагической истории литературы". В. Д. Седельник.

XIV. Архитектура и изобразительное искусство

Художеств, культура Ш. развивалась в тесной связи с иск-вом соседних стран: Франции, Германии, Италии, в то же время сохраняя нац. самобытность. Первые памятники иск-ва на терр. Ш. относятся к периоду латенской культуры и рим. времени. Древнейшие памятники зодчества Ш. связаны с иск-вом Меровингов (баптистерий в Рива-Сан-Витале, 5- 6 вв.). Памятники "Каролингского Возрождения" (монастырь Санкт-Галлен, осн. в 7 в., сохранился план 9 в.) отличаются значит. размерами, тенденцией к усложнению архит. форм. В монументальном иск-ве периода Каролингов отразилось стремление художников воз

Замок в Туне. 1186-91.

родить античные приёмы живописи, основанной на зрит, иллюзии [фрески из церкви Санкт-Йоганн в Мюнстере (Мюстаир), 9 в.]. Постройки романского стиля (Гросмюнстер в Цюрихе, 12-15 вв.) и переходного романоготич. стиля (соборы в Базеле,осн. стр-во в 1185-1200, и в Куре, 1171-1282) близки архитектуре Франции и Германии. Готич. постройки кон. 13-15 вв. отличаются малой расчлененностью массы и сдержанностью скульптурного декора (собор в Лозанне, 1175-1275). С кон. 13-15 вв. в Ш. развиваются готич. скульптура и живопись (фресковый цикл церкви в Винтертуре, ок. 1336), книжная миниатюра (школа Санкт-Галлен), витражи (церковь в Keнигсфельдене, 1325-30, и др.) и станковая живопись (К. Виц), а в 16 в. иск-во Возрождения (улица аркад в Лугано, 16 в., ратуша в Базеле, 1504-14). Роспись фасадов стала характерной чертой городской архитектуры 16-17 вв. ("Рыцарский дом" в Шафхаузене с росписями T. Штиммера, 1557). Традиции Ренессанса сохранились в архитектуре 17 в. (ратуша в Цюрихе, 1694-98). Получили развитие живопись и графика, тесно связанные с окружающей художников повседневностью (У. Граф, H. Мануэль-Дойч). В Базеле работал X. Хольбейн Младший, творчество к-рого повлияло на швейц. портрет 17 в. В культовой архитектуре 17-18 вв. утвердился стиль барокко (церковь в Санкт-Галлене, с 1755). В 18 в. в живописи выдвинулись: пастелист Ж. Э. Лиотар, пейзажист и гравёр С. Геснер, портретист А. Граф, И. Г. Фюсли, в картинах к-рого сочетаются классицистич. строгость и романтич. фантастика, группа т. н. малых мастеров - жанристов, пейзажистов, авторов ист. картин (И. Л. Аберли, 3. Фрёйденбергер и др.). Классицизм проник в архитектуру Ш. в кон. 18 в. Образцами фасадов обществ, и жилых зданий служили классицистич. постройки Франции (ратуша в Невшателе, 1782-90, арх. П. А. Пари, ж.-д. вокзал в Цюрихе, 1847).

Замок в Невшателе. 12-15 вв. Клуатр.

Собор Санкт-Винценц в Берне. Главный портал (ок. 1485- 1501, скульптор Э. Кюнг).

Бернский мастер рубежа 15 -16 вв. "Танец Саломеи". Музей изобразительных искусств. Будапешт.

В сер. 19 в. в архитектуре Ш развивается эклектика, в кон. 19 в.- стиль "модерн"·. Классицизм, как и романтизм, не получил значит, развития в изобразит, иск-ве Ш. нач. 19 в. В русле нем. романтизма работали Г. Л. Фогель и И. Хесс, графики P. Тёпфер и M. Дистели. К романтич. направлению примыкал живописец Л. Робер, к академическому - Ш. Глейр (оба работали во Франции). В сер. 19 в. художники Ш. обращались к темам из жизни народа, стремились передать красоту родной природы. Развиваются реалистич. нац. пейзаж (А. Калам) и бытовой жанр (Ф. Бухсер, А. Анкер, Б. Bo-тье, работавший в Германии). На рубеже 19-20 вв. на живопись Ш. оказало сильное воздействие творчество А. Бёклина. К темам нац. истории, трактованным в духе нац. романтизма, обратился Ф. Ходлер. С кон. 19 в. в живописи Ш. развиваются импрессионизм, постимпрессионизм и символизм (Ф. Валлотон, T. Стейнлен, оба работали во Франции, К. Амьет, P. Обержонуа, А. Джакометти и др.). Для архитектуры Ш. нач. 20 в. характерно обращение к новым материалам при сохранении традиц. архит. форм (ун-т в Цюрихе, 1911-14, арх. К. Мозер). В сер. 20-х гг. швейц. архитекторы обратились к традициям нац. нар. зодчества (городские и загородные здания типа сельского деревянного дома - шале). В эти же годы началось проникновение приёмов и методов функционализма (арх. О. Зальвисберг, А. Мейли и др.), а с 30-х гг. рационализма. Уроженцем Ш. был Ле Корбюзье. Жилые кварталы крупных швейц. городов, построенные в 50-70-е гг., располагаются среди зелени, вдали от магистралей и пром. предприятий (посёлки - Летциграбен, близ Цюриха, 1952-55, арх. А. Г. Штейнер и др., Хален, близ Берна, 1959-61, арх. С. Гебер и др.). Рост индустр. центров в разных р-нах Ш. вызвал необходимость создания городов-спутников (Ле-Линьон, близ Женевы, 1962-70, арх. Г. и П. Амман и др.). В горных р-нах Ш. строятся дома-террасы на солнечных склонах гор (гг. Клингнау, Бругг). В годы 1-й мировой войны 1914-18 в Ш. зародился дадаизм, получил развитие экспрессионизм (П. Клее). В монументальной живописи выступила группа мастеров религ, церк. росписей (Г. Альхерр, А. Сенгриа и др.), к темам труда и быта народа Ш обратился монументалист А. Бланшер. Абстракционизм господствовал в

Приходская церковь в Эйнзидельне. Интерьер (декоративное оформление - 1719 - 70, архитекторы и скульпторы К. Д. и Э. К. Азам, Д. Ф. Карлоне и др.).

швейц. живописи в 30-50-х гг. (скульптор С. Тейбер-Арп, живописцы X. Арп, P. П. Лозе и др.) Изобразит, иск-во Ш. 60-70-х гг. отражает осн. тенденции и направления европ. иск-ва. Представителем прогрессивного крыла совр. иск-ва Ш. является живописец и график X. Эрни. В скульптуре 20 в. психологически сложные произв. создают О. Ш. Беннингер, Я. Прост, импрессионистические - Г. Халлер. Нар. иск-во Ш. славится резными деревянными изделиями, нередко украшенными росписью орнаментального или сюжетного характера, керамикой, ткачеством, изделиями из кожи и металла.

Лит.: Т г a z G. d e, Histoire de la peinture suisse, Geneva, 1945; S с h m i d A. A., Die Buchmalerei des 16. Jahrhunderts in der Schweiz, Olten, 1954; Carl В., Klassizismus 1770-1860, Z., 1963 (Die Architektur der Schweiz I); Altherr A., Neue Schweizer Architektur, Teufen, [1965].

XV. Музыка

Музыка Ш. основывается на различных национальных традициях. В нар. и композиторском муз. творчестве проявляются черты общности и своеобразия швейц. музыкального иск-ва в целом. В песенном фольклоре выделяются сложившиеся в разных р-нах Ш. в 13- 16 вв. патриотич., гл. обр. антифеод, песни и специфич. жанр альп. горцев - йодль, а также пастушьи наигрыши альп. рожка. Среди танцев-"птичья" полька, хороводные. В средние века возникшее в монастырях проф. муз. иск-во было связано с литургич. музыкой. Муз. теоретик монах Ноткер Бальбулус ("Заика") ввёл секвенции (10 в.), Тутило - тропы, Глареан (16 в.) в трактате "Додекахор дон " (" Двенадцатиструнник ") классифицировал 12 осн. церк. ладов. Носителями светского муз. иск-ва были миннезингеры У. фон Зингенберг и Б. Штайнмар (13 в.), И. Хадлауб (нач. 14 в.). В 16 в. выдвинулись мастера церк. хоровой полифонич. музыки Л. Зенфль (жил также в Мюнхене), Л. Буржуа (Женева), И. Ванненмахер (Берн), Г. Майер (Базель); в 17 в.- композиторы И. У. Зульцбергер и В. Молитор (также светские соч.). В нач. 17 в. возникли гор. проф. муз. объединения "коллегиум музикум". С 18 в. развивалась муз.-сценич. и инстр. музыка - зингшпили И. Майера фон Шауэнзе (пост, в Люцерне), увертюры, трио-сонаты Г. Альбикастро-Вайсенбурга, фп. пьесы И. К. Бахофена и И. X. Эгли. Первые оперы (нем. и итал.) пост, в Цюрихе в 1788; оперы швейц. композиторов Ф. Шнидера фон Вартензе, Г. Гёца и др. ставились с 1820-х гг. в Цюрихе (с 1834 регулярно); с сер. 19 в. шли гл. обр. оперы P. Вагнера, с кон. 19 в.- X. Хубера (5 опер) и О. Шёка (они также авторы симфоний и др. соч.). В 19 в. распространилось муз.-просвет, движение (осн. на воспитат. идеях И. Г. Песталоцци, кон. 18 - нач. 19 вв.); создан ряд хоровых об-в и муз. уч. заведений. Видные швейц. композиторы были также педагогами, руководителями хор. об-в, школ и др., в т. ч. Ф. Хегар, Э. Жак-

Реформатская цер ковь в Цюрих-Альт-штеттене. Интерьер

(1938 - 41, архи