БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ХРАМОВАЯ МУЗЫКА, культовая музыка.
ЦИНКА СУЛЬФИД, сернистый цинк, ZnS, белый порошок.
ЧЕРСКОГО ХРЕБЕТ, цепи Черского, горная система на С.-В. СССР.
ЧУВАШСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени И. H. Ульянова.
ТАМОЖНЯ (от тамга), гос. учреждение, контролирующее провоз грузов.
ШТЕТТИНСКИЙ МИР 1570, между Швецией и Данией.
ЭКСПОНОМЕТРИЯ, раздел фотографии, в к-ром определяют условия экспонирования.
ЭССЕ (франц. essai - попытка, проба, очерк, от лат. exagium - взвешивание), прозаич. сочинение.
ТЕАТР ТЕНЕЙ, вид театр, зрелища.
ЕККЕ, текийе, завие (тур. tekke, zaviye), обитель мусульм. дервишей в Турции.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

2197031823552198549321В "Чтениях" публиковались переводы трудов Шафарика и др.

Л. Б. Леонидов.

ЧТЗ, см. Челябинский тракторный завод.

"ЧТО ДЕЛАТЬ? Наболевшие вопросы нашего движения", книга В. И. Ленина, в к-рой всесторонне обоснована идея создания пролет. партии нового типа, принципиально отличавшейся от реформистских партий Интернационала 2-го, партии социалистической революции и диктатуры пролетариата. В книге Ленин идейно разгромил "экономизм" как разновидность междунар. оппортунизма - бернштейнианства. Написана осенью 1901- феврале 1902 и впервые издана в Штутгарте в марте 1902. В Поли. собр. соч., 5 изд., напечатана в т. 6, с. 1-192.

В 1-й гл. книги Ленин, отстаивая революционно-марксистское направление в рабочем движении, показал, что бернштейнианцы, прикрываясь лозунгом "свободы критики", выступали с ревизией всех осн. положений марксизма: отвергали идею пролет, революции и диктатуры пролетариата, проповедовали "сотрудничество классов" и т. п. Ленин писал, что творч. развитие марксизма, обогащение его новым опытом классовой борьбы пролетариата не имеет ничего общего с попытками ревизионистов подорвать основы и принципы марксизма. "...„Свобода критики",- писал Ленин,- есть свобода оппортунистического направления в социал-демократии, свобода превращать социал-демократию в демократическую партию реформ, свобода внедрения в социализм буржуазных идей и буржуазных элементов" (там же, с. 9). "Экономизм" в России был разновидностью междунар. оппортунизма. Преклоняясь перед стихийностью в рабочем движении, выдвигая на первое место экономич. форму классовой борьбы пролетариата и трактуя политич. борьбу по-реформистски, "экономисты" всячески принижали роль социалистич. сознания, руководящую роль партии в рабочем движении; объективно являлись проводниками бурж. влияния на пролетариат, т. к. пытались идейно и организационно обезоружить рабочий класс в его борьбе против самодержавия и буржуазии. "Экономизм" был гл. препятствием на пути создания революц. централизов. марксистской партии. Разоблачив оппортунистич. идеологию "экономизма", Ленин обосновал и подчеркнул значение революц. теории, марксистской партии как руководящей силы массового рабочего движения, показал неразрывную связь всех форм классовой борьбы пролетариата (политич., экономич. и идеологич.) и с особой силой подчеркнул значимость теоретич. (идеологич.) работы партии. К тому же теоретич. вооружённость для рус. социал-демократии играла особо важную роль, т. к. впервые в истории рабочая партия должна была возглавить общенар. борьбу за победу бурж.-демократич. революции. Без творч. подхода к решению этой задачи, без самостоят, переосмысления всего опыта междунар. пролет, движения партия не могла стать руководителем освободит, борьбы. Партия должна идти впереди стихийного рабочего движения, указывать ему путь, а для этого должна опираться на революц. теорию. "Без революционной теории не может быть и революционного движения,- писал Ленин.- ...P о л ь передового борца может выполнить только партия, руководимая передовой теорией" (там же, с. 24, 25).

Во 2-й гл. давалась разработка вопроса о соотношении стихийности и сознательности в рабочем движении. "Экономисты" считали, что социал-демократия не должна внедрять в рабочий класс социалистич. сознание, что нужно ждать, пока стихийное пролет, движение выработает социалистич. сознание своими собств. силами. Ленин показал, что учение социализма разрабатывается идеологами рабочего класса и вносится рабочей партией в классовую борьбу пролетариата, к-рая стихийно развивается на почве капиталистич. отношений. История всех стран свидетельствует, указывал Ленин, что исключительно своими силами рабочий класс в состоянии выработать лишь сознание тред-юнионистское (см. Тред-юнионизм). Внесение социалистич. идеологии в рабочее движение происходит в сложной, непрерывной и острой борьбе с бурж. идеологией. Ленин писал: "...вопрос стоит только так: буржуазная или социалистическая идеология. Середины тут нет (ибо никакой „третьей" идеологии не выработало человечество, да и вообще в обществе, раздираемом классовыми противоречиями, и не может быть никогда внеклассовой или надклассовой идеологии). Поэтому всякое умаление социалистической идеологии, всякое отступление от нее означает тем самым усиление идеологии буржуазной" (там же, с. 39-40). Насущная задача марксистской партии в России нач. 20 в. состояла в том, как показал Ленин, чтобы направить рабочее движение на путь политич. борьбы против царизма и капитализма, вооружить его идеями науч. социализма.

В 3-й гл. освещался вопрос о соотношении экономики и политики, экономич. и политич. форм классовой борьбы пролетариата. Ленин подверг критике "экономистов" за их тред-юнионистское, реформистское понимание политики и обосновал революц. политику марксистской партии. Преклонение перед стихийностью приводило "экономистов" к принижению не только роли социалистич. теории, но и политич. задач рабочего класса и его партии. Ленин показал, что понимание политич. борьбы как борьбы за реформы обрекает рабочий класс на вечное наёмное рабство; что без свержения господства эксплуататоров, без борьбы за власть рабочего класса пролетариат не может добиться коренного улучшения своего экономич. положения: "...основной экономический интерес пролетариата может быть удовлетворен только посредством политической революции, заменяющей диктатуру буржуазии диктатурой пролетариата" (там же, с. 4б, прим.). Конечная цель борьбы пролетариата - свержение капитализма и установление своей власти для построения социалистич. общества. Ближайшая задача рабочего класса России, указывал Ленин,- свержение самодержавия для обеспечения условий борьбы за победу социалистич. революции. Ленин развил идею гегемонии пролетариата в предстоящей бурж.-демократич. революции, идею революц. союза рабочего класса и крестьянства, впервые выдвинутую им в работе " Что такое „друзья народа" и как они воюют против социал-демократов?" (1894). Рабочий класс должен выступить во главе общедемократич. движения как передовой борец за политич. свободу, поэтому его партия обязана "...п еред всем народом излагать и подчеркивать общедемократические задачи, не скрывая ни на минуту своих социалистических убеждений" (там же, с. 83). Партия рабочего класса, указывал Ленин, должна соединить в России демократич. борьбу всего народа против самодержавия и социалистич. борьбу пролетариата против капитализма. Поэтому социал-демократия обязана вести революц. пропаганду и агитацию во всех слоях населения, организовывать политич. обличения самодержавия, всего социально-политич. строя царской России.

В 4-й и 5-й главах Ленин обосновал свой план построения марксистской партии (набросок этого плана был дан им ранее в ст. "С чего начать?",- см. там же, т. 5, с. 1-13). Руководство осуществлением политич. целей пролетариата было не под силу существовавшим в тот период в России разрозненным с.-д. к-там и группам кустарного типа. Требовалась единая орг-ция - партия, необходимость строительства к-рой отрицали "экономисты". "...Стихийная борьба пролетариата,- разъяснял Ленин,- и не сделается настоящей „классовой борьбой" его до тех пор, пока эта борьба не будет руководима крепкой организацией революционеров" (там же, т. 6 с. 135). Ленин считал, что построение партии надо начать с организации общерус. политич. газеты, пропагандирующей взгляды революц. социал-демократии. Сеть агентов и корреспондентов газеты и явится тем остовом, вокруг к-рого будет создаваться партия. Такой газетой стала ленинская "Искра". По плану Ленина партия должна была состоять из двух частей: узкого круга руководящих работников, гл. обр. профессиональных революционеров, и широкой сети парт, орг-ций.

В "Заключении" своей книги на вопрос "что делать?" Ленин дал ответ: преодолеть организац. разброд и идейные шатания в рядах рус. социал-демократии и создать боевую орг-цию революционеров (см. там же, с. 180-83).

Историч. значение книги Ленина состоит в том, что в ней обнажены идейные истоки оппортунизма в рабочем движении, состоявшие в преклонении перед стихийностью, разработаны важнейшие вопросы идеологии и политики марксистской партии, её программные, организац. и тактич. принципы. Эти принципы составляют идейную основу КПСС, всех коммунистич., марксистско-ленинские партий.

Книга Ленина издавалась 219 раз общим тиражом 11918,1 тыс. экз. на 58 языках народов СССР и зарубежных стран (данные на 1 янв. 1977).

Лит.: История КПСС, т. 1, M., 1964.

"ЧТО ТАКОЕ „ДРУЗЬЯ НАРОДА" И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТОВ? (Ответ на статьи „Русского богатства" против марксистов)", первое фундаментальное произв. В. И. Ленина, посвящённое разработке вопросов диалектич. и историч. материализма, политэкономии и науч. социализма, обоснованию идеи соединения социализма с рабочим движением, созданию марксистской рабочей партии в России. В Поли. собр. соч., 5 изд., напечатана в т. 1, с. 125-346. В книге подверглись критике взгляды идеологов либерального народничества - мнимых "друзей народа" (H. К. Михайловского, В. П. Воронцова, С. H. Кривенко, С. H. Южакова и др.), выступавших против марксизма в журн. "Русское богатство"; разрабатывались идейно-теоретич. принципы росс, революц. социал-демократии, основы её программы и тактики. Книга написана в 1894 и нелегально размножена на гектографе тремя отд. выпусками. Филос. взгляды народников разоблачались в 1-м вып.; политэкономия, теории - во 2-м вып. (до сих пор не найден; вновь критику их Ленин дал в работе < К характеристике экономического романтизма", 1897); тактика, экономич. и политич. платформа - в 3-м выпуске. Гектографиров. издания книги читались в революц. кружках Петербурга, Москвы, Киева, Харькова и др. городов России. Книга была известна членам группы "Освобождение труда" и др. рус. социал-демократам за границей.

В книге Ленин доказал полную несостоятельность философско-социологич. взглядов либеральных народников, их субъективно-идеалистич. метода, преувеличивавшего роль идей и -"критически мыслящих личностей" в истории, отрицавшего объективные законы развития общества. Вместе с тем в книге раскрывалась диалектико-материалистич. сущность марксистской философии, материалистич. понимание истории. Ленин опроверг народнич. теорию об -"активных героях" и "пассивной толпе", показал, что народ - подлинный творец истории, гл. движущая сила обществ, прогресса. Он разоблачил попытку народников "уличить" марксистов в якобы неразрешимом "конфликте" между историч. необходимостью и свободой личности, вскрыл антинаучность их утверждения, что выдающаяся личность может успешно действовать вопреки законам истории; показал, что сила личности состоит не в том, чтобы выступать против историч. необходимости, а в том, чтобы действовать в соответствии с назревшими потребностями обществ, развития. Ленин поставил решение этой проблемы на практич. почву - признание историч. необходимости не сводится к пассивному созерцанию событий, а предполагает в условиях России активную деятельность социал-демократов, направленную на сплочение рабочего класса для борьбы против самодержавия и капитализма.

Ленин доказал, что экономич. воззрения народников столь же несостоятельны, как и философские. Народники 80-х и 90-х гг. уже не могли отрицать развития капитализма в России, но считали, что у него нет перспектив. Отстаивая концепцию "самобытного", некапиталистич. пути развития России, они утверждали, что рус. капитализм носит "искусственный характер" ввиду отсутствия в стране внутр. рынка. Народники затушёвывали разложение крест, общины, идеализировали мелкое товарное произ-во, называли его "народным" и противопоставляли крупному капиталистич. произ-ву, к-рое разоряет крестьянство и тем самым якобы сокращает внутр. рынок. Ленин показал, что капитализм не только разоряет крестьянство, но и расслаивает его на осн. классы капиталистич. общества - буржуазию и пролетариат. Разорившийся крестьянин продаёт свою рабочую силу и покупает необходимые предметы потребления, а сел. буржуазия покупает продукты пром-сти, в т. ч. и орудия произ-ва. Это означает, что капитализм сам создаёт и расширяет внутр. рынок. Народники не понимали и самого характера капитализма, особенно на ранних стадиях его развития. Специфику кустарной пром-сти - её распылённость по сел. местностям, работу на дому, отсутствие крупных предприятий с постоянным и полностью оторванным от земли рабочим- они стремились выдать за "народное произ-во", противостоящее капиталистическому. На основе анализа данных статистики Ленин вскрыл несостоятельность народнич. утверждений о якобы некапиталистич. характере кустарных промыслов.

Либеральные народники, восприняв и усугубив ошибочные взгляды старого крест, социализма, стремились оградить "народное произ-во" от наступления капитализма. Вся их экономич. программа была направлена на сглаживание остроты растущих классовых противоречий в стране, они предлагали осуществить ряд мелких реформ, не затрагивавших основ бурж.-помещичьего строя. Отказавшись от политич. программы революц. народничества 70-х гг., либеральные народники становились выразителями интересов мелкой буржуазии, кулачества. Ленин писал, что с расслоением деревни на сел. буржуазию и пролетариат "...раскололся и старый крестьянский социализм, уступив место, с одной стороны, рабочему социализму, с другой-выродившись в пошлый мещанский радикализм" (Поли. собр. соч., 5 изд., т. 1, с. 272). В этих условиях защиту интересов широких трудящихся масс не только города, но и деревни должны были взять на себя представители пролет, партии - социал-демократы.

В книге Ленин научно обосновал историч. роль пролетариата как руководителя освободит, движения трудящихся масс за свержение гнёта царизма, помещиков и буржуазии. Он особо подчёркивал, что первейшей обязанностью рус. социал-демократов является подготовка штурма самодержавия - необходимого условия грядущей победы рабочего класса над капиталом. Союзником пролетариата в борьбе против самодержавно-помещичьего строя являлось крестьянство, заинтересованное в полной отмене всех пережитков крепостничества. Поэтому социал-демократы, по мысли Ленина, должны поддерживать требования крестьян вплоть до "...полной экспроприации помещичьего землевладения..." (там же, с. 299).

Ленин развил идею гегемонии пролетариата, выдвинутую Марксом и Энгельсом, показал, что возможно осуществление руководящей роли пролетариата не только в социалистич., но и в бурж.-демократич. революции. Это стало исходным пунктом в ленинском учении о перерастании бурж.-демократич. революции в социалистическую. Ленин указывал, что осн. условием, при к-ром рабочий класс и его союзники смогут развернуть успешную борьбу за свержение царизма и капитализма, является наличие самостоят, пролет, партии, вооружённой передовой революц. теорией. Необходимо полное размежевание росс, рабочего движения со всеми формами народничества, с теорией и практикой мелкобурж. социализма. Марксисты, писал Ленин, должны помочь пролетариату усвоить теорию науч. социализма и сплотиться в политич. силу. Книга Ленина заканчивается пророческими словами: "...русский рабочий, поднявшись во главе всех демократических элементов, свалит абсолютизм и поведет русский пролетариат (рядом с пролетариатом всех стран) прямой дорогой открытой политической борьбы к победоносной коммунистической революции" (там же, с. 312).

Книга Ленина явилась подлинным манифестом рус. революц. социал-демократии, нанесла сокрушит, удар по реакц.-утопич. идеологии и практике либерального народничества. Она сыграла крупную роль в теоретич. подготовке перехода от узкой кружковой пропаганды марксизма к массовой агитации среди широких слоев пролетариата, к соединению научного социализма с рабочим движением.

Работа Ленина издавалась 123 раза общим тиражом 6744,4 тыс. экз. на 33 языках народов СССР и зарубежных стран (данные на 1 янв. 1977).

Лит.: История КПСС, т. 1, M., 1964. А. Ф, Костин.

ЧУ, река в Кирг. CCP и Казах. CCP. Дл. 1067 км, пл. басе. 62 500 км2. Образуется при слиянии pp. Джуванарык и Кочкор, берущих начало из ледников в хребтах Терскей-Алатау и Киргизский. Ниже их слияния Ч. прорывается в Иссык-Кульскую котловину, где течёт близ оз. Иссык-Куль; в половодье по рукаву Кутемалды часть стока Ч. сбрасывается в озеро. Через Боамское ущелье река выходит в Чуйскую долину, где с окружающих гор стекают многочисл. притоки. В низовьях пересекает пустыню Муюнкум и теряется во впадине Ащиколь. Питание ледниково-снеговое; существенна роль подземного стока. Cp. расход воды при выходе из гор (пл. басе. ок. 25 000 км2) 130 м3/сек, наибольший сток в июле - августе; в низовьях в кон. июля - нач. августа пересыхает, в декабре сток возобновляется. В верховьях ледовые явления с ноября по апрель, ледостав только местами (в среднем ок. 10 сут); в низовьях ледостав с декабря по март. Осн. притоки: справа - Чон-Кемин, Ыргайты, Какпатас; слева - Аламедин, Аксу, Курагаты. На Ч.- Ортотокойское водохранилище; 3 водоподъёмных плотины. Многочисл. оросит, каналы (на орошение расходуется 55% стока). На Ч.- гг. Токмак, Чу.

ЧУ, город областного подчинения в Чуйском р-не Джамбулской обл. Казах. CCP. Расположен на лев. берегу р. Чу, в 230 км к С.-В. от Джамбула. Ж.-д. станция на линии Алма-Ата - Джамбул. 3-ды: ремонтно-механич., сахарный и молочный. Предприятия ж.-д. транспорта.

ЧУАНА (ч в а н а, т с в а н а, или з ападный сот о), язык группы сото юго-восточной зоны языков банту. Распространён в Лесото, а также в западном Трансваале и на С. Капской провинции Юж.-Афр. Республики. Общее число говорящих на Ч. св. 1 млн. чел. (1970, оценка).

Фонетич. черты: девятичленная система гласных характеризуется оппозициями по признаку закрытости/открытости фонем [i], [е], [о] и [u]. Среди согласных отмечаются альвеолярные фрикативы и аффрикаты звонкие и глухие. Щёлкающие звуки встречаются лишь в идеофонах, образуя периферийную фонетич. подсистему. На стыке морфем проявляются процессы назализации, палатализации и альвеоляризации согласных. Грамматич. черты: среди согласоват. классов (18) есть классы 1a и 2а (классы собств. имён, терминов родства, тотемных животных) и локативные классы, к-рые в др. языках группы сото слабо выражены. Показатели согласоват. классов - однослоговые префиксы. Спряжение глагола реализуется за счёт аффиксов, диминутивный вид образуется полной редупликацией корня глагола. Лексика изобилует идеофонами.

Порядок слов в предложении: субъект - предикат - объект.

Лит.: С г i s pW., Notes towards a Secoana Grammar, 3 ed., L., 1900; CoIeD. Т., An introduction to Tswana grammar, L.- N. Y., 1955; В г о w n J. Т., Secwana dictionary, L., 1954. H. В. Охотина.

ЧУБАРОВ Сергей Фёдорович (ок. 1845, Пензенская губ.,- 10(22).8.1879), русский революционер-народник. Из дворян. В кон. 1860-х гг. учился в Воронежском кадетском корпусе, не кончив курса, поступил вольнослушателем в Моск. ун-т, затем в Лесной ин-т в Петербурге. В 1869 уехал в США для создания трудовой коммуны. Вернувшись в Россию (1872), жил в Ставрополе Самарской губ. С 1875 чл. кружка "южных бунтарей", участвовал в "Чигиринском заговоре". В 1877 примкнул к кружку В. А. Осинского, в 1878, в Одессе, - к кружку "якобинцев русских". Организатор демонстрации против смертного приговора И. M. Koвалъскому. 5 авг. 1878 при аресте в Одессе оказал вооруж. сопротивление. Одесским военно-окружным судом приговорён к смерти. Повешен вместе с Д. A. JIuзогубом и др. в Одессе.

Лит.: Аптекман О. В., Общество "Земля и воля" 70-х гг. по личным воспоминаниям, 2 изд., ГГ., 1924; Дебогорий-МокриевичВ. К., Воспоминания, СПБ, 1906; Фроленко M. Ф., Записки семидесятника, [M.], 1927.

ЧУБАРЬ Влас Яковлевич [10(22).2. 1891-26.2.1939], советский гос. и парт, деятель. Чл. Коммунистич. партии с 1907. Род. в с. Фёдоровка (ныне с. Чубаровка Пологовского р-на Запорожской обл.) в крест, семье. В 1904-11 учился в Александровском механико - т е х н и ч. уч-ще (ныне Запорожский машиностроит. ин-т им. В. Я. Чубаря). Участник Революции 1905- 1907. С 1911 работал на заводах Краматорска, Мариуполя, Москвы, Петрограда. После Февр. революции 1917 пред. фабзавкома орудийного з-да, затем чл. Центр, совета фабзавкомов, деп. Петрогр. совета. Во время Окт. революции 1917 комиссар BPK в Гл. арт. управлении, затем чл. Совета рабочего контроля. В 1918-19 пред, правления машиностроит. з-дов (ГOM ЗА), чл. Президиума BCHX. В 1919-22 пред. Оргбюро по восстановлению пром-сти Украины, чл. Всеукр. ревкома, пред. Президиума BCHX Украины. С 1923 пред. CHK УССР, зам. пред. CHK СССР. С 1934 зам. пред. CHK СССР и СТО. С 1937 нарком финансов СССР. В 1920-34 чл. Политбюро ЦК КЩ6)У. Делегат 11-17-го съездов ВКП(б), на 10-м съезде избран канд. в чл. ЦК, с авг. 1921 чл. ЦК, с 1926 канд. в чл. Политбюро ЦК, с 1935 чл. Политбюро ЦК ВКП(б). Был чл. ВЦИК, ВУЦИК, ЦИК СССР и его Президиума. Деп. Верх. Совета СССР 1-го созыва. Награждён орденом Трудового Красного Знамени.

Соч.: Вибраш статтi i промови, Кшв, 1972.

Лит.: Ленин В. И., Поли. собр. соч., 5 изд. (Справочный том, ч. 2, с. 484); Д р о бж и е в В., Д у м о в a H., В. Я. Чубарь (Биографический очерк), M., 1963; К о л ья к T. M., Життя в боротьб!, Днепропетровськ, 1971.

В. Я. Чубарь.

ЧУБИНСКИЙ Павел Платонович [15(27). 1.1839, близ Борисполя, ныне УССР,-14(26.. 1.1884], украинский и русский этнограф и фольклорист бурж.-демократич. направления. В 1867 изучал экономич. ресурсы и этнографию сев. губерний России. В 1869-70 возглавлял экспедицию в юго-зап. губернии России, материалы к-рой - богатейший источник по историч. этнографии Украины, обычному праву, быту, фольклору, говорам украинцев и др. народов (изданы в "Трудах этнографическо-статистической экспедиции в западно-русский край, снаряжённой Русским географическим обществом" (т. 1-7, СПБ, 1872-79).

Лит.: Куницкий А. С., Украинский этнограф П. П. Чубинский (1839 - 1884), "Советская этнография", 1956, № 1 (библ.).

ЧУБРИЛОВИЧ (Тhубриловиh) Васо (р. 13.1.1897, Босанска-Градишка), югославский историк, акад. Сербской академии наук и иск-в (1961). Участвовал в покушении (28 июня 1914) на австро-венг. престолонаследника Франца Фердинанда (см. Сараевское убийство), за что был осуждён на 16 лет тюремного заключения (освобождён в 1918). В 1922 окончил филос. ф-т Белградского ун-та; проф. этого ун-та (с 1939). Во время 2-й мировой войны 1939-45 находился в концлагере в Банице. В 1946-67 зав. кафедрой нац. истории нового времени Белградского ун-та, с 1967 директор Ин-та балканистики Сербской академии наук и иск-в. Труды по ср.-век. и новой истории Боснии и Герцеговины, Сербии, Хорватии. Иностр. чл. АН СССР (1976).

ЧУБУК, то же, что снежный баран.

ЧУБУК (устар.), черенок винограда, используемый для вегетативного размножения .

ЧУБУТ (Chubut), река в юж. части Аргентины. Дл. 810 км, пл. басе. ок. 138 тыс. км2. Берёт начало на вост. склонах Патагонских Анд, пересекает полупустынные плато Патагонии в узкой глубокой долине, впадает в Атлантич. ок. близ г. Росон. Гл. приток - Рио-Чико (прав.). Cp. расход воды ок. 50 м3/сек. Маловодна; зимой - небольшой паводок.
ЧУБУТ (Chubut), провинция на Ю. Аргентины, в басе. р. Чубут. Пл. 224,7 тыс. км2. Нас. 195 тыс. чел. (1970). Адм. центр - г. Росон. Добыча нефти и природного газа. Нефтеперераб. пром-сть (Комодоро-Ривадавия), цветная металлургия (Пуэрто-Мадрин, Комодоро-Ривадавия). Овцеводство.