БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ХРАМОВАЯ МУЗЫКА, культовая музыка.
ЦИНКА СУЛЬФИД, сернистый цинк, ZnS, белый порошок.
ЧЕРСКОГО ХРЕБЕТ, цепи Черского, горная система на С.-В. СССР.
ЧУВАШСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени И. H. Ульянова.
ТАМОЖНЯ (от тамга), гос. учреждение, контролирующее провоз грузов.
ШТЕТТИНСКИЙ МИР 1570, между Швецией и Данией.
ЭКСПОНОМЕТРИЯ, раздел фотографии, в к-ром определяют условия экспонирования.
ЭССЕ (франц. essai - попытка, проба, очерк, от лат. exagium - взвешивание), прозаич. сочинение.
ТЕАТР ТЕНЕЙ, вид театр, зрелища.
ЕККЕ, текийе, завие (тур. tekke, zaviye), обитель мусульм. дервишей в Турции.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

2197031823552198549321изошла стихийная забастовка Ч. во Флоренции, в 1371 - волнения в Перудже и Сиене.

В 1378 подняли восстание Ч. Флоренции, к ним присоединились мелкие ремесленники. Восстание длилось с 22 июня по 31 авг. Важнейшие требования Ч.: повышение заработной платы на 50%; предоставление Ч. политич. прав - закрепление за Ч. четвёртой части мест в пр-ве и поста гонфалонъера справедливости, создание цеха Ч. (что делало бы их полноправными гражданами), образование нар. ополчения, равенство всех жителей города. Восставшие захватили дворец подеста; изгнали пр-во из его резиденции и образовали новое пр-во (по 3 чел. от Ч., от мелких ремесленников, от "жирного народа"), сформировали нар. ополчение, создали цех Ч. "Жирным" пополанам удалось поставить во главе пр-ва Микеле ди Ландо (в прошлом чесальщик шерсти, накануне восстания надсмотрщик над наёмными рабочими). При нём они сумели организовать голодную блокаду города;владельцы сукнодельч. мастерских, закрытых с первых дней восстания, отказывались их открывать, и, т. о., Ч. оказались без средств к существованию. В авг. 1378 Ч., убедившись в предательстве Микеле ди Ландо, создали новое, революц. пр-во ("Восемь святых божьего народа") во главе с чесальщиком шерсти Бартоло ди Якопо; попытались захватить власть, требуя от пр-ва старого состава подчинения "Восьми святым". Микеле ди Ландо помог "жирным" пополанам подтянуть к городу войска. На этом этапе восстания от Ч. отошли мелкие ремесленники, испугавшиеся радикальности программы Ч. Восстание было подавлено, его руководители казнены.

Восстание Ч. показало относительно высокий для 14 в. уровень политич. сознательности итал. предпролетариата, впервые в европ. истории выдвинувшего требование о предоставлении ему политич. прав, пришедшего к идее всеобщего равенства.

Лит.: Фридолын П. П., Восстание Чьомпи, "Изв. Азербайдж. гос. ун-та им. В. И. Ленина. Обществ, науки", т. 4-7, Баку, 1925-26; Рутенбург В. И., Народные движения в городах Италии. XIV - нач. XVs., М.-Л..-1958; RodolicoN.,1 ciompi, Firenze, [1945]; R u t е n b u г g V., Popolo е movimenti popolari nell'Italia del '300 е' 400, Bologna, 1971. В. И. Рутенбург.

ЧОН, группа родственных по языку индейских племён Юж. Америки (Аргентина, Чили). В неё входили индейцы техуэльче в Патагонии (см. Патагонцы) и она, или селькнам,- вост. группа огнеземельцев. Языки группы Ч. изучены слабо. Большинство индейцев Ч. к началу 20 в. было истреблено. В середине 20 в. их насчитывалось несколько десятков человек.

ЧОН, см. Части особого назначения.

ЧОНА, река в Иркутской обл. и Якут. АССР, прав, приток Вилюя (басе. Лены). Дл. 802 км, пл. басе. 40 600 км2. Протекает по Среднесибирскому плоскогорью; впадает в Вилюйское водохранилище. Нижние 170 км долины затоплены. Питание снеговое и дождевое. Cp. расход воды ок. 125 м3/сек. Замерзает в октябре, вскрывается в мае.

ЧОН БОН ДЖУН (1853-1895), руководитель крест, восстания в Корее. Род. в уезде Кобу, пров. Чолладо (Юж. Корея), в семье мелкого уездного чиновника, казнённого за организацию крест, восстания. В 1888 вступил в секту Тонхак, руководил её отделением в Кобу. В 1894 возглавил крест, восстание в пров. Чолладо, охватившее вскоре почти всю страну (см. Крестьянское восстание 1893- 1894). Был схвачен властями и казнён.

ЧОHБУРИ, город в Таиланде, у побережья Сиамского зал. Адм. ц. чангвата Чонбури. 40,5 тыс. жит. (1965). Трансп., торгово-транзитный пункт на автомоб. дороге Бангкок - Ситтахип. Пищ., гл. обр. сах., пром-сть.

ЧОНГРАД (Csongrad), медье на Ю. Венгрии, в басе. ср. течения р. Тиса. Пл. 4,1 тыс. км2. Нас. 455 тыс. чел. (1975). Адм. центр - г. Сегед. Агр.-индустр. р-н. Возделывают пшеницу и кукурузу; сах. свёклу, коноплю, люцерну и подсолнечник; рожь и картофель. Садоводство и виноградарство. В долине Тисы на орошаемых землях - рисосеяние. В окрестностях г. Сегед - посевы красного перца ("паприка"), а в окрестностях г. Маколука. Разведение кр. рог. скота, свиней; птицеводство; рыборазведение в прудах. Добыча нефти и природного газа (Сегед, Иллеш и др.). Текст, и пищ. пром-сть. Машиностроение (з-д с.-х. машин в Мако и др.), керамич. пром-сть (Ходмезёвашархей).

ЧОНГРАД (Csongrad), город в Венгрии, на р. Тиса, в медье Чонград. 20 тыс. жит. (1976). Пищ. пром-сть; мебельная ф-ка, кирпичное произ-во.

ЧОНГУРИ, грузинский 4-струнный щипковый муз. инструмент. Корпус грушевидный, внизу усечённый. Шейка длинная с навязными или врезными ладами, завершается изогнутой головкой с 3 колками, несущими 3 осн. струны; 4-я (короткая) струна крепится к колку, находящемуся сбоку, на середине шейки. Струны шёлковые (или из капрона). Строй преим. ре, соль, си 1-й октавы, ре 2-й октавы. На Ч. играют гл. обр. женщины, аккомпанируя пению; усовершенствованные Ч. используются в оркестре груз. нар. инструментов.

Лит.: Аракчиев Д., О грузинских музыкальных инструментах из собраний Москвы и Тифлиса, в кн.: Материалы и исследования по изучению народной песни и музыки. Труды музыкально-этнографической комиссии, т. 2, M., 1908, с. 124-25, 137, 155, 170, 190, 198, 200; В е р т к о в К., Благодатов Г., Язовицкая Э., Атлас музыкальных инструментов народов СССР, 2 изд., M., 1975, с. 127-28.

ЧОНДЖУ, город в Юж. Корее. Адм. центр пров. Чолла-Пукто. 277 тыс. жит. (1973). Трансп. узел; жел. дорогой связан с портами Кунсан на Жёлтом м. и Иосу в Корейском прол. Пищ. (в т. ч. рисоочистка) и текст, пром-сть. Деревообработка и бум. пром-сть

ЧОНДОН, река в Якут. АССР. Дл. 606 км, пл. басе. 18 900 км2. Берёт начало на склонах Селенняхского хр. Течёт в основном по Яно-Индигирской низм.; впадает в Чондонскую губу моря Лаптевых. Питание снеговое и дождевое. Замерзает в конце сентября - начале октября, вскрывается в июне. Перемерзает. В устье-омуль, нельма, ряпушка, муксун.

ЧОН ИH ДЖИ (в другой транскрипции - Чон Нин Д ж и) (1396, Соксон,- 1478, Сеул), корейский учёный и гос. деятель. Участвовал в создании нац. алфавита хунмин чоным (1444-46), в составлении ряда историч. (в т. ч. "Истории Коре", 1451), политич. и воен. соч., а также трудов по точным наукам. Был первым министром в правление вана Седжо (1456-68). За выступление против политики поощрения буддизма был сослан в Пуё (Центр. Корея). При следующем ване вернулся в столицу и получил всеобщее признание.

ЧОНКАДЗЕ Даниэл Георгиевич [18.3. 1830, Квавили,- 17(29).6.1860, Тбилиси], грузинский писатель. Сын сел. священника из крестьян. Окончил Тбилисскую духовную семинарию (1851). В истории груз, лит-ры Ч. занял видное место как автор реалистич. повести "Сурамская крепость" (1859), герой к-рой - крестьянин, открыто выступивший на борьбу с крепостничеством. Повесть оказала влияние на обществ, самосознание Грузии накануне отмены крепостного права; она сыграла большую роль в демократизации груз. лит. языка. Ч. собирал и записывал осет. пословицы.

Лит.: Хаханов А. С., Очерки по истории груз, словесности, в. 4, M., 1906; Барамидзе А., Радиан и Ш. , Ж г е н т и Б., История грузинской литературы, M., 1958;

ЧОНОС (Chonos), архипелаг из множества о-вов (Мельчор, Джеймс и др.) у берегов Юж. Чили, между 44° ю. ш. и п-овом Тайтао. Отделён от материка прол. Мораледа. Вые. до 1680 м. Смешанные вечнозелёные леса. Рыболовство.

ЧОН ЧХОЛЬ (наст, имя; лит. имя - Сонган) (27.1.1536, Сеул,-7.2.1594, о. Канхвадо), корейский поэт. Оставил семь томов соч. на ханмуне (стихи и проза) - "Сонган чип". "Сонган каса" Ч. Ч.- первый авторский поэтич. сб. на кор. яз., включающий более восьмидесяти сиджо и пять каса (большие поэмы). Известность приобрёл прежде всего как автор каса ("Тоскую о милом", "Продолжаю тосковать о милом", 1585-87, и др.). Творч. манере Ч. Ч. свойственны масштабность, экспрессивность и динамизм. Написанные в традициях нар. лирич. песен, каса Ч. Ч. дали основание деятелям культуры последующих веков в условиях двуязычия выступить в защиту прав поэзии на родном языке.

Соч. в рус. пер., в кн.: Корейская клас" сическая поэзия. Пер. А. Ахматовой, M., 1958; Лирика. Вступление и пер. А. Жовтиса,. "Иностранная литература", 1974, № 5; Одинокий журавль. [Вступ. ст. Л. Концевича, M., 1975]; в англ, пер., в кн.: Anthology of Korean poetry. Сотр. and transl. by P. H. Lee, N. Y., 1964.

Лит.: L^e P. H., The Songgang kasa of Chong ChOl, T'oung Pao, v. XLIX, Leiden, 1961, p. 149-93; Ким Сам Буль, Сонган каса ёнгу, Пхеньян, 1956; в сб. з Коджон чаккарон, сб. 1, Пхеньян, 1958.

ЧОН ЯК ЁH, ЧонДа Сан (5.8.1762, с. Махён, Кванджу, пров. Кёнгидо,- 7.4.1836, там же), корейский учёный-энциклопедист, представитель движения сирхакпха. Род. в дворянской семье. С 1789 на гос. службе; проявил себя как талантливый инженер и архитектор, в Корее положил начало оспопрививанию. Обличал произвол и продажность чиновников. В 1801 по обвинению в пропаганде христианства был приговорён к смертной казни, к-рая была заменена 18-летней ссылкой. Годы изгнания и последующую жизнь Ч. Я. Ё. посвятил науч. и лит. деятельности. В своих произведениях Ч. Я. Ё. сочетал филос. критику основ господствующей конфуцианской идеологии с критикой феод, порядков и выражал глубокое сочувствие угнетённому народу. Признавая веществ, начало (ки) основой мироздания, приблизился к филос. материализму. Гос. власть Ч. Я. Ё. рассматривал как результат некоего обществ, договора, признавал несправедливым "абсолютное правление „сверху"", выступал против сословных различий и дворянских привилегий, деспотич. монархии. Проект земельной реформы Ч. Я. Ё. предусматривал фактич. ликвидацию помещичьего землевладения. Несмотря на несбыточность социальных проектов Ч. Я. Ё. в условиях феодализма, его идеи и вклад в науку имели огромное значение для последующего развития антифеод, идеологии и культуры кор. народа.

Лит.: История Кореи, т. 1, M., 1974 (см. Указатель имён). M. H. Пак.

ЧОП, город (с 1957) в Ужгородском р-не Закарпатской обл. УССР. Расположен у границы с Венгрией и Чехословакией. Узел ж.-д. линий на Ужгород, Мукачево, Будапешт, Прагу. Предприятия ж.-д. транспорта. Кирпично-черепичный з-д. Швейный цех Ужгородской текст.-галантерейной ф-к и.

ЧОПИЧ (Тюпип) Бранко (р. 1.1.1915, Хашани, Босния), сербский писатель, чл. Серб. АН и иск-в (1967) и АН Боснии, и Герцеговины (1973). Участник Нар.-освободит. войны в Югославии 1941-45. Окончил филос. ф-т Белградского ун-та. Печатается с 1929. Уже в ранних сб-ках ("Под Грмечем", 1938, и др.) Ч. выступил как мастер реалистич. новеллы, отличающейся тёплым и сердечным юмором, к-рый характерен и для последующих его произведений. Широко популярны были стихи и рассказы Ч. воен. лет (сб. "Огненное рождение родины", 1944,и др.) Антифаш. борьбе югосл. народов поев, романы "Прорыв" (1952, рус. пер. 1959), "Скрытый порох" (1957), "Удальцы под Бихачем" (1975), сб. рассказов "Случаи из жизни Николетины Бурсача" (1956, рус. пер. 1958), "Сад цвета мальвы" (1970) и др. В романах "Не грусти, бронзовый страж" (1958), "Восьмое наступление" (1964) Ч. повествует об актуальных проблемах послевоен. югосл. действительности. Автор мн. книг для детей. Пр. Антифаш. веча Нар. освобождения Югославии и пр. им. Негоша (обе - 1972).

Соч.: Сабрана дела, кн. 1-14, Београд- Capajeso, 1975 (в т. 14- критич. статьи о Ч.); в рус. пер.- Сердце в буре, M., 1962; Корова с деревянной ногой, M., 1966; Горький мёд, M., 1972. А. Д. Романенко.

ЧОПИЧ (Copic) Владимир (8.3.1891- 1938), деятель югославского коммунистич. движения. Род. в г. Сень (Хорватия) в семье кустаря. Окончил гимназию, обучался (до 1914) на юридич. ф-те Загребского ун-та. С началом 1-й мировой войны 1914-18 призван в армию, в апр. 1915 попал в рус. плен. В мае 1918 в Москве вступил в Югославскую коммунистич. группу при РКП(б), в нояб. 1918 командирован на работу в югославянские земли. На 1-м (1919) и 2-м (1920) съездах компартии Югославии (КПЮ) избирался в ЦК. В 1920 избран орг. секретарём ЦК и депутатом в скупщину от КПЮ. За революц. деятельность осуждён (1921) на 2 года тюремного заключения. На 3-й конференции КПЮ (янв. 1924) избран чл. ЦК; был делегатом КПЮ на 5-м (1924) конгрессе Коминтерна. В 1925 эмигрировал в СССР; был представителем КПЮ в Коминтерне. В 1937-38 в Испании командир 15-й Интернациональной бригады им. А. Линкольна, затем работал в СССР.

ЧОПОВИЧИ, посёлок гор. типа в Maлинском р-не Житомирской обл. УССР. Расположен вблизи р. Ирша (басе. Днепра), в 6 км от ж.-д. ст. Чоповичи. Льнообр. з-д, мебельная, швейная ф-ки.

ЧОРБАДЖИ (тур. corbaci, букв.- раздатчик похлёбки), в Османской империи: 1) офицерский чин у янычар, соответствовавший командиру орта (роты); 2) представители сел. верхушки - старосты, старшины, зажиточные крестьяне. Ч. тур. власти привлекали к работе в судебных и адм. органах, из их числа обычно назначали сборщиков налогов. В 19 в. термин "Ч." стал применяться гл. обр. к торговцам, богатым христианам. В совр. Турции употребляется в разговорной речи матросов в значении хозяин, владелец судна.

ЧОРНЫЙ Кузьма (псевд. Николая Карловича Романовского) [11(24). 6.1900, дер. Борки, ныне Копыльского р-на Минской обл.,-22.11.1944, Минск], белорусский советский писатель. Чл. КПСС с 1943. Род. в семье крестьянина-батрака. Учился на лит.-лингвистич. отделении БГУ (1923-25). Печатался с 1921. Автор сб-ков рассказов "Серебро жизни" (1925), "По дороге", "Чувства" (оба -1926), "Сентябрьские ночи" (1929) и др., романов "Сестра" (1927-28), "Земля" (1928). Ч. остро осознал и выразил стремление белорус, лит-ры овладеть опытом психологич. письма (особенно опытом Л. H. Толстого и Ф. M. Достоевского). Повесть "Левой Бушмар" (1930), роман "Отечество" (1931) воссоздают революц. действительность в крупных характерах. Философски осмысленная история становится "действующим лицом" книг Ч. Роман "Третье поколение" (1935) и повесть "Люба Лукьянская" (1936) - звенья задуманного цикла социально-философских произведений, охватывающих многие десятилетия истории белорусского народа.

В годы Великой Отечеств, войны 1941- 1945 продолжал работать над этим циклом: воен. романы "Великий день" (опубл. 1947), Поиски "будущего" (опубл. 1950), "Скипьёвский лес" (опубл. 1955), филос. роман "Млечный путь" (опубл. 1954). Переводил произв. А. С. Пушкина, H. В. Гоголя и др. рус. классиков. Произв. Ч. переведены на языки народов СССР. Награждён орденом Красной Звезды и медалями.

Соч.: в рус. пер.- Левон Бушмар.- Отечество.- Люба Лукьянская.- Млечный путь, Минск, 1965; Третье поколение.- Поиски будущего, Минск, 1968; Избр. произведения, Л., 1970.

Лит.: Адамович А., Становление жанра. Белорусский роман, M., 1964; его ж е, Кузьма Чорный. Уроки творчества, M., 1977; ; Tычына M., К. Чорны. Эвалюцыя мастацкаго мыслення, MIHCK, 1973.

A. M. Адамович.

ЧОРОХ, Чорух (тур. Coruh), река в СССР (в Аджарии, Груз. CCP) и Турции. Дл. 438 км (в СССР - ниж. течение, 26 км), пл. басе. 22 тыс. км2. Б. ч. течения - в тектонич. долине между хр. Лазистанским и Чорох, впадает в Чёрное м. близ г. Батуми. Cp. расход воды 285 м3 /сек; весенне-летнее половодье. Используется для орошения; сплавная. На Ч.- г. Байбурт (Турция). На р. Тортум (басе. Ч.) водопад вые. 50 м - объект туризма; ГЭС.

ЧОPTКОВ, город (с 1939), центр Чортковского р-на Тернопольской обл. УССР. Расположен на р. Серет, в 76 км к Ю.-В. от Тернополя. Ж.-д. ст. 22 тыс. жит. (1974). Предприятия ж.-д. транспорта. 3-ды: ремонтный, сах., сыродельный, водочный; мясокомбинат, хлебокомбинат; швейная, перо-пуховая ф-ки. Историч. музей.

ЧОРУМ (Corum), город в Турции, в Центр. Анатолии. Адм. центр ила Чорум. 65 тыс. жит. (1975). Узел шосс. дорог. Торг, центр с.-х. р-на (зерновые, фрукты, животноводство). Пищ. и цем. пром-сть.

ЧОРУХ-ДАЙРОН, посёлок гор. типа в Ленинабадской обл. Тадж. CCP, подчинён Кайраккумскому горсовету. Расположен в предгорьях Моголтау, в 30 км к С.-З. от г. Кайраккума. Добыча цветных металлов.

ЧОСЕР (Chaucer) Джефри (1340?, Лондон,- 25.10.1400, там же), английский поэт. Участвовал в Столетней войне 1337-1453, в 70-е гг. выполнял различные дипломатич. поручения во Франции и Италии; занимал ряд адм. должностей. С 1386 чл. парламента. Похоронен в Вестминстерском аббатстве. "Отец английской поэзии" (Дж. Драйден), Ч., вопреки традициям сформировавшей его среды, с самого начала писал только на англ. яз. (лондонский диалект). 1-й период творчества Ч. (приблизительно до 379) обычно называют "французским" из-за сильного влияния на него франц. куртуазной литературы: перевод "Романа о Розе", поэма "Книга герцогини" (1369). 2-й период творчества Ч.- после поездок в Италию, приблизительно между 1380-86, - "итальянский", когда написаны все осн. соч. поэта до "Кентерберийских рассказов": поэмы "Птичий парламент", "Дом славы", "Троил и Хризеида". "Легенда о славных женщинах" - первое чосеровское собрание повестей и первая на англ. яз. большая поэма в десятисложных строках (ими будут написаны "Кентерберийские рассказы"). Немногочисл. образцы прозы Ч. уступают в выразительности его поэзии.

В "Кентерберийских рассказах" окончательно сформировалась "английская манера" Ч. (3-й период его творчества). Начатые в кон. 80-х гг. "Рассказы" остались незавершёнными. Книга состоит из общего Пролога, св. двух десятков рассказов, к-рыми паломники к гробу св. Томаса Бекета в Кентербери коротают время в пути, и такого же числа связующих интермедий. В "Рассказах" участвуют представители почти всех социальных групп, бывших тогда в Англии. Общий тон книги определяет добродушный, снисходительный к людским слабостям юмор; последовательно сатирически изображаются только тунеядцы-монахи. В "Кентерберийских рассказах" ярко выявились замечательные качества чосеровского гуманизма: оптимистическое жизнеутверждение, влюблённый интерес к человеку, чувство социальной справедливости, народность и демократизм.

Влияние Ч. на англ, лит-ру сильнее всего сказалось в развитии бытового реализма. Огромно значение Ч. и для развития лит. языка, англ. нац. поэзии. Впервые "Кентерберийские рассказы" были изданы англ, первопечатником У. Кэкстоном в 1478(?). Первое изд. избр. соч. Ч. появилось в 1532. В 1866 стилизованное "под средневековье" изд. соч. Ч. предпринял У. Моррис. Первый наиболее полный рус. пер. "Кентерберийских рассказов" осуществили И. А. Кашкин и О. Б. Румер. Портрет стр. 231.

Соч.: The complete works. Ed. by W. W. Skeat, 2 ed., v. 1 - 7, Oxf., 1952-54; в рус. пер.- Кентерберийские рассказы, M., 1973.

Лит.: История английской литературы, т. 1, в. 1, М.- Л., 1943; К а ш к и н И. А., Джефри Чосер, в его кн.: Для читателя - современника, M., 1968; Spurgеоn С. F. E., Five hundred years of Chaucer criticism and allusion. 1357 - 1900, v. 1-3, N. Y.. 1960; Coulton G. G., Chaucer and his England, N. Y., 1957; Robinson I., Chaucer and the English traditions, Camb., 1972; Griffith D. D., Bibliography of Chaucer 1908 - 1953, Seattle, 1955; Crawford W., Bibliography of Chaucer 1954-1963, Seattle - L., [1967]. О. А. Кирпичникова.

ЧОСИЧ (Tiocиh) Бранимир (13.11.1903, Штитар,-29.1.1934, Белград), сербский писатель. Изучал юриспруденцию и историю лит-ры и иск-ва в Белграде, Лозанне, Париже. Приобрели известность сб-ки: "Рассказы о Бошковиче" (1924), "Египтянка и другие рассказы" (1927), "Как протекшие воды" (1933). В ранних рассказах и первых романах "Шабаш" (1925), "Два царства" (1928) Ч. опирался на традиции серб, реализма, одновременно решая моральную проблематику в духе идеалистич. этики. В нач. 30-х гг. под влиянием прогрессивного лит. течения "социальная литература" занял позиции острокритич. отношения к бурж. обществу, о чём свидетельствует роман "Скошенное поле" (1934, рус. пер. 1957) - одно из лучших произв. серб, прозы в период между двумя мировыми войнами.

Соч.: Десет писаца - десет разговора, Београд, 1931; Кроз кн,иге и книжевност, Београд, 1937.

Лит.: Глигориh В., Б. в его кн.: Огледи и студще, Београд, 1965; Финци E., Книжевни пут Б. hосиhа, в кн.: Кнъижевност измепу два рата, квъ. 2, Београд, 1966.

ЧОСОН древний, первое в истории Кореи гос. образование. Из-за скудности данных письм. источников многие вопросы истории древнего Ч. остаются ещё спорными. Время возникновения Ч.-приблизительно 1-е тыс. до н. э. С 60-х гг. учёные КНДР рассматривают Ч. как первое рабовладельч. гос-во в истории Кореи (до этого Ч. обычно рассматривался как союз племён, находившийся на пороге цивилизации). В кон. 2 в. до н. э. Ч. был завоёван кит. династией Хань. В ходе борьбы с кит. завоевателями в начале н. э. сложились раннефеодальные кор. гос-ва Когурё, Пэкче и Силла.

Лит.: История Кореи, т. 1, M., 1974, с. 25 - 28; Ли Ч и P и н, Кочосон ёнгу (Изучение Древнего Чосона), Пхеньян, 1963; Кочосон мундже ёнгу (Изучение проблемы Древнего Чосона), Пхеньян, 1973.

ЧОСОН (букв.- утренняя красота, в переводе Ч. чаще - страна утренней свежести), одно из назв. Кореи. Этимология слова остаётся невыясненной. Многие авторы считают, что Ч. обозначало Восток или сторону, откуда восходит солнце. Первоначально Ч.- назв. племени или группы племён, образовавших союз племён или гос-во (см. Чосон древний). Ч. как назв. кор. гос-ва возродилось с установлением династии Ли (1392) и сохранялось до переименования Кореи в 1897 в империю Тэхан. С образованием КНДР термин "Ч." вошёл в офиц. наименование республики (Чосон минджуджуый инмин конхвагук).

ЧОТТОПАДДХАЙ Бонкимчондро (26.6. 1838, Кантальпара, близ Калькутты,- 8.4.1894, Калькутта), индийский писатель. Писал на бенг. яз. Романтик, основоположник ист. романа в Бенгалии. Его стих. "Приветствую тебя, Родина-мать!" в 1905-47 было гимном нац.-освободит. движения. Пафосом борьбы за независимость проникнуты романы "Чондрошекхор" (1873), "Обитель радости" (1882), "Радж Сингх" (1893, рус. пер. 1960). Социальные романы Ч. "Ядовитое дерево" (1872, рус. пер. 1962), "Завещание Кришноканто" (1875) рисуют бесправное положение инд. женщины. Автор сб-ков сатирич. новелл "Народные забавы" (1874) и "Комолаканто" (1875), статей на ист.-лит., социальные, науч. и филос.-религ. темы. Как просветитель и публицист, редактор журн. "Бонгодоршон" и "Прочар" Ч. сыграл важную роль в культурной жизни Бенгалии.

Соч. в рус. пер.: Ядовитое дерево. Романы и повести, M., 1962; Индира. Повести и роман, M., 1963.

Лит.: Новикова В. А., Бонкимчондро Чоттопаддхай. Жизнь и творчество, Л., 1969.

ЧОТТОПАДДХАЙ Шоротчондро (15.9. 1876, дер. Дебанандапур, Бенгалия,- 16.1.1938, Калькутта), индийский писатель. Писал на бенг. яз. В 1903-16 жил в Бирме. В нач. 20-х гг. принимал участие в нац.-освободит. движении. Ранние произв. содержат элементы романтизма; позднее его творч. методом стал реализм. Гл. темы писателя - положение женщины в кастовом обществе, критика феод, и бурж. морали: романы "Сбившийся с пути" (1917, рус. пер. 1971), "Сожжённый дом" (1920, рус. пер. 1958), "Деревенское общество" (1916, рус. пер. 1971). Роман "Шриканто" (ч. 1-4, 1917-33, рус. пер. 1960) - многогранная картина жизни инд. общества. Автор первого в инд. лит-ре политич. антиколон, романа "Дайте дорогу" (1926). Роман "Последний вопрос" (1931) поев, проблеме взаимоотношений морально-этич. и религ. традиций с современностью.

Соч.: Шорот-шахитто-шонгрохо, т. 1- 17, Калькутта, 1951 - 55; в рус. пер.- Сожжённый дом. Повести и романы, M., 1971.

Лит.: Товстых И., Бенгальская литература, M., 1965; Стрижевская Л. А.,