БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ХРАМОВАЯ МУЗЫКА, культовая музыка.
ЦИНКА СУЛЬФИД, сернистый цинк, ZnS, белый порошок.
ЧЕРСКОГО ХРЕБЕТ, цепи Черского, горная система на С.-В. СССР.
ЧУВАШСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени И. H. Ульянова.
ТАМОЖНЯ (от тамга), гос. учреждение, контролирующее провоз грузов.
ШТЕТТИНСКИЙ МИР 1570, между Швецией и Данией.
ЭКСПОНОМЕТРИЯ, раздел фотографии, в к-ром определяют условия экспонирования.
ЭССЕ (франц. essai - попытка, проба, очерк, от лат. exagium - взвешивание), прозаич. сочинение.
ТЕАТР ТЕНЕЙ, вид театр, зрелища.
ЕККЕ, текийе, завие (тур. tekke, zaviye), обитель мусульм. дервишей в Турции.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

2197031823552198549321Каевский в 1921 открыл в Сантьяго школу и руководил ею до 1938. В 1940 в Сантьяго гастролировала нем. труппа К. Йосса. Танцовщики этой труппы в 1941 организовали Школу балета, руководителем к-рой стал Э. Утхофф. Здесь готовили артистов для будущего нац. балета. В 1945 сформировалась балетная труппа (с 1957- Нац. балет Ч.), её художеств, руководителем стал Утхофф. Первое выступление состоялось в мае 1945, был показан балет "Коппелия" Л. Делиба. Труппой руководили в разное время: Утхофф (до 1965), Д. Кэри, В. Ронкаль, П. Бунстер и др. В репертуаре: пост. Утхоффа -"Легенда об Иосифе" на музыку P. Штрауса (1947), "Дон Жуан" К. В. Глюка (1950), "Блудный сын" С. С. Прокофьева (1955) и др.; в пост. Йосса (работал в 1948)-"Зелёный стол" Ф. Коэна, "Большой город" на музыку А. Тонсмана, "Юность" на музыку Г. Ф. Генделя в обработке X. Оррего Саласа. В 1951 M. Л. Солари пост, первый нац. балет "Порог сна" Оррего Саласа (использованы элементы муз. фольклора). В 1950-60-е гг. возрос интерес к лат.-амер. тематике. В репертуар включались балеты мекс. комп. К. Чавеса "Калаукан" (1959, балетм. П. Бунстер), А. Хинастеры "Сурасо" (1962, балетм. тот же), Оррего Саласа "Уличные гимнасты" (1962, балетм, Утхофф). В труппе работали также балетмейстеры: Дж. Тарас (США), Б. Кульберг (Швеция). С начала формирования в чилийском балете сложились два направления - экспрессионистское (в т. ч. танец "модерн") и классич., связанное с именем Солари. В 50-е гг. чилийские танцовщики В. Ронкаль, Бунстер, О. Чинтолези, Э. Бальдрих, Солари и др. стажировались в Европе. По инициативе Солари для работы в балетной школе при Чилийском ун-те в 1969 был приглашён сов. балетмейстер-педагог E. П. Валукин (работал до 1972), к-рый подготовил кадры педагогов и артистов классич. танца, помог освоить методику преподавания. В 1949 в Сантьяго при "Театро мунисипаль" сформировалась труппа (с 1959 - Балет совр. иск-ва), художеств, руководитель В. Сулима. Труппа, ставя балеты двух направлений, всё же стремилась утверждать классическое; в 1959-66 её возглавлял Чинтолези. Получив субсидию муниципалитета, она стала называться Муниципальный балет (с 1965) и заняла ведущее положение. Репертуар труппы: "Сладкая молодёжь" Л. Бернстайна (балетм. К. Рейес), "Дон Жуан" Глюка (балетм. P. Адам), "Канкан" на музыку Ж. Оффенбаха (балетм. Эермансен), "Шопениана" на музыку Ф. Шопена (балетм. M. M. Фокин, возобновлена Чинтолези) и др. Среди артистов 1950-70-х гг.: В. Ронкаль, Чинтолези, И. Милован, Солари, X. Полл, X. Полдриг, Э. Харли, P. Гальгильос и др. При Муниципальном театре работают (с 1949) школа балета (рук. О. Монтесино), а также фольклорный ансамбль "Пукара". В 1969 при Мин-ве просвещения созданы школа и труппа "Молодой балет" (балетм. и педагог Э. Бальдрих). В 1970 создан Нац. фольклорный балет (художеств, руководитель P. Рейс). Балетные труппы возникли также в городах: Арика, Вальдивия, Консепсьон, Вальпараисо и др. После военно-фаш. переворота MH. прогрессивные деятели балета покинули страну.

E. П. Валукин.

XVII. Драматический театр

Танцы и ритуальные обряды индейцев, живших на терр. совр. Ч., содержали элементы драматич. действия, что послужило основой при формировании яац. театра. В 17-18 вв. иезуиты устраивали приуроченные гл. обр. к церк. праздникам представления на религ. :южеты (с элементами фольклора); первое такое представление относится к1646. В 1693 на одном из празднеств в Сантьяго была поставлена комедия неизв. чилийского автора "Чилийский Геркулес". Наряду с религ. постановками исп. театр, труппы и местные любители ставили пьесы исп. драматургов. В 1709 было сооружено первое театр, помещение в Сантьяго, в 1791 построен неболыпой театр в Вальпараисо. Ко 2-й пол. 18 в. относится деятельность первой проф. труппы X. Рубио. В 1815 в Сантьяго открылся театр "Колисео". После провозглашения независимости Ч. (1818) в Сантьяго начал работать театр "Рамада". На его сцене ставились произв. нац. драматургии: "Дочь Юга, или Независимость Чили" (1823) и "Чилийка" (1827) M. Магальянеса. В 1842 возник театр при Чилийском ун-те (с 1857-"Театро мунисипаль"). В 19 в. театры (в т. ч. и частные) были созданы во мн. городах страны. Определённый вклад в развитие чилийского сценич. иск-ва 19 в. внесли известные зарубежные лат.-амер. актёры и режиссёры К. Агилар, X. А. Касакуберта, Ф. Касерес, X. Моралес и др. Стали популярны пьесы X. Эганьи, а также С. Санфуэнтеса, К. У. Мартинеса, Х. P. Альенде, Д. Искьердо. Во 2-й пол. 19 в. известностью пользовались произв. драматурга Д. Баррос Греса. Среди его лучших соч.: "Как в Сантьяго" (1875), "Рыбак рыбака видит издалека" (1879), "Почти женитьба" (1881), "Репетиция комедии" (1889). В 1912 возникло Об-во драматургов, а в 1915 - Об-во театр, актёров Ч. (руководитель - актёр и драматург К. Карьола), в 20-х гг.-Синдикат театр. актёров (в 1954 слился с Об-вом театр. актёров). В 20-х гг. в театр, иск-ве Ч. наметился подъём, к-рому способствовало творчество драматургов В. Д. Сильва, Э. Барриоса, А. Л. Мука и особенно А. Асеведо Эрнандеса - автора самобытных социальных драм из жизни различных слоев трудового народа. Большое значение для дальнейшего формирования театра имела деятельность Нац. драматич. компании (осн. в 1913) и "Труппы Бюрле-Багена" (осн. в 1917), в к-рой сотрудничали деятели театра А. Бюрле, Л. Кордова, А. Флорес, P. Фронтаура и др. Важным событием театр, иск-ва в Ч. стало создание Экспериментального театра Чилийского ун-та (1941) во главе с реж. П. де ла Баррой (в 1959 преобразован в Институт театра при Чилийском университете), а также театральных трупп в Католическом университете Ч. (1943) и ун-те в г. Консепсьон. В 1946 группой профессионалов и любителей был создан Независимый театр, к-рый ввёл в практику систему К. С. Станиславского. В 1950-60 в стране регулярно устраивались театр, фестивали. В этот период ставились пьесы чилийских драматургов X. Диаса, Л. А. Эйреманса, И. Агирре и др. Среди известных актёров и режиссёров - Э. Гахардо, M. Франк, M. Малуэнда, А. Сире, С. Пинейро, О. Эскамес, M. Гонсалес и др. При пр-ве Нар. единства в Ч. создавались любит, театральные коллективы, их организаторами были проф. артисты. Работало ок. 500 трупп, состоявших из рабочих, крестьян, студентов, к-рые давали спектакли в школах, заводских профцентрах и крест, посёлках. Проводились театр, фестивали любительских и проф. коллективов. Воен.-фаш. переворот 1973 приостановил дальнейшее развитие театр, иск-ва Ч., мн. деятели театра подверглись преследованиям.

Лит.: Duran-Cerda J., El teatro chileno moderno, Santiago de Chile, 1963; E sс u d е г о A. M., Apuntes sobre el teatro en Chile, 2 ed., Santjago de Chile, 1967.

В. Б. Оводов.

XVIII. Кино

Рождение нац. кино Ч. относится к 1902, когда неизв. оператор заснял тушение пожара в Вальпараисо. В 1907 в Ч. был выпущен первый документальный фильм "Похороны президента". В 1910-х гг. в кино начали работать П. Сьенна, H. де ла Сотта. В 1920-х гг. в Сантьяго и Вальпараисо были основаны фирмы-"Джамбастиани-фильм", "Чилефильм", "Хансфрей-фильм", "Андес-фильм". В 1916-32 было снято более 80 полнометражных фильмов, в т. ч. реж. Сьенной поставлены "Паяцы уходят" (1921), "Рывок расы" (1922), "Гусар смерти" (1925, из истории борьбы за нац. независимость); реж. де ла Сотта- "Ласточка" (1924), "Молодость, любовь и грех" (1926); реж. M. Дерваль - "Почему совершила преступление эта женщина?" (1924); реж. X. Делано - "Свет и тень" (1926), "Улица мечты" (1929). Эти остросоциальные фильмы были отмечены гуманистич. направленностью. В 1934 был пост, первый звуковой фильм "Север и Юг" (реж. Делано). Во 2-й пол. 30-х гг. ставилось в год 2-3 полнометражных фильма, снимались короткометражные, хроникальные и документальные ленты. Реж. M. Франк поставил фильм "Заря надежды" (1941). В 40-е гг. выпускались коммерческие псевдофольклорные фильмы. Исключением стали социально-политические комедии реж. Делано "Девушка из Крильона" (1941) и "Таков Голливуд" (1944). В конце 40-х гг. в связи с общим экономическим кризисом выпуск картин почти прекратился.

В 1949 производилось 1-2 полнометражных фильма в год. Экраны Ч. заполнила кинопродукция США.

С кон. 50-х гг. начался новый этап в развитии кино. В Сантьяго при ун-те в 1957 открылся киноинститут, выпускавший документальные фильмы, в 1960 были созданы экспериментальный киноцентр и синематека. Молодые деятели возрождали социальную тематику, обращались к политич. событиям ("Возвращение к молчанию", 1966, реж. H. Крамаренко). Политич. борьбу конца 60-х гг. отразили прогрессивные ленты "Шакал из Науэльторо" (1969, реж. M. Литтин) и "Три грустных тигра" (1968, реж. P. Руис). Значительными по социальной и художеств, направленности были фильмы "Кровавая селитра" (1969, реж. Э. Сото), "Дом, в котором мы живём" (1970, реж. П. Каулен), "Вальпараисо, любовь моя!" (1970, реж. А. Франсия), "Араукана" (совм. с Испанией и Италией, реж. X. Коля, 1971).

При пр-ве Нар. единства работала гос. студия "Чиле-фильм" (президент Литтин). В 1971 был опубликован "Политический манифест: кинематографисты и пр-во Нар. единства", к-рый призывал к созданию подлинно национального нар. гуманистич. революц. кино. Были созданы ленты, вошедшие в золотой фонд лат.-амер. кино: "Товарищ президент" (1970, реж. Литтин), "Голос и винтовка" (1971, реж. Э. Сото), "Свидетели" (1971, реж. К. Эльсессер), "Благотворитель" (1973, реж. Б. Хебель), "Земля обетованная" (1973, реж. Литтин) и др. При пр-ве С. Альенде было поставлено 13 художеств, и снято 150 документальных фильмов. Ведущие актёры кино: M. Роно, T. Феррада, Л. Перуччи, Э. Гусман, С. Пасс и др. В Ч. имелось 310 кинотеатров, из них 3 широкоформатных.

После захвата власти фаш. хунтой прогрессивные работники кино подверглись репрессиям, многие вынуждены были эмигрировать. Амер. фильмы вновь заполнили экраны страны.

Лит.: Новикова Л. С., Из истории чилийского кино, в сб.: Культура Чили, M., 1968; Godoy Quesada M., Historia del cine chileno. 1902-1966, Santiago de Chile, 1966. В. А. Кислое.

ЧИЛИБУХА, рвотный орех (Strychnos nux-vomica), деревце или небольшое дерево (вые. до 15 м) сем. логаниевых. Листья супротивные, кожистые, блестящие. Мелкие зеленовато-белые цветки собраны в зонтиковидные цимозные соцветия. Плод ягодовидный, с 2-8 очень твёрдыми (отсюда назв. - "орех") дисковидными семенами с блестящими шелковистыми волосками. Растёт в тропич. лесах Азии и Сев. Австралии; в тропиках Африки - в культуре. Содержит (гл. обр. в семенах), как и ещё неск. близких к нему видов, ядовитые алкалоиды - стрихнин, бруцин и др. В медицине и ветеринарии применяют стрихнин (нитрат) и галеновы препараты (сухой экстракт и настойку Ч.), к-рые назначают в качестве тонизирующих средств при понижении обмена веществ, быстрой утомляемости, гипотонич. болезни, ослаблении сердечной деятельности вследствие интоксикаций и инфекций, при парезах и параличах, атонии желудка и т. д. В роде стрихнос, к к-рому относится Ч., всего 150-200 видов, распространённых в тропиках обоих полушарий; нек-рые из них служат источником стрельного яда - кураре (содержит алкалоиды - курарины), другие применяют при укусах змей, для очистки питьевой воды и т. д.

ЧИЛИЙСКАЯ КОТЛОВИНА, океаническая котловина в юго-вост. части Тихого ок. На В. ограничена Чилийским жёлобом, на С.-З. подводными хребтами Сала-и-Гомес и Наска, на Ю.-З. - Зап.-Чилийским хребтом. Наибольшая глуб. ок. 4800 м. Преобладают абиссальные холмы; имеются отд. подводные горы относит, вые. до 4 тыс. м. Донные отложения - преим. алевритово-глинистые карбонатные илы.

ЧИЛИЙСКАЯ СЕЛИТРА, природный нитрат натрия, NaNO3 см. Натриевая селитра.

ЧИЛИЙСКИЙ АРХИПЕЛАГ, общее назв. продольной системы крупных островов (Чилоэ, Уэллингтон, Санта-Инес и др.), десятка более мелких и неск. тысяч островков и скал у берегов Юж. Чили. Острова материкового происхождения (в основном участки Береговых Кордильер Анд), вые. до 1300 м, с яркими следами ледниковой обработки. Население (кроме о. Чилоэ) очень редкое. Густые вечнозелёные и листопадные леса. Рыболовство, лесоразработки.

ЧИЛИЙСКИЙ ЖЁЛОБ, узкая глубоководная впадина в Тихом ок., протянувшаяся вдоль подножия Анд. Дл. ок. 2200 км, шир. от 30 до 90 км, макс. глуб. 8069 м. Представляет собой типичную шовную структуру - на его вост. борту земная кора имеет материковую структуру, к осевой зоне она выклинивается и на зап. борту жёлоба развита типичная океанич. земная кора.

ЧИЛИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (Universidad de Chile), крупнейшее гос. высшее учебное заведение Чили, находится в Сантьяго. Осн. в 1738 как Королевский ун-т Сан-Фелипе, с 1843 - Ч. у., первым ректором к-рого стал А. Белъо.

В годы существования правительства Народного единства (1970-73) началась демократизация ун-та, стал изменяться социальный состав студентов за счёт детей трудящихся, активно действовали студенческие демократич. организации. Захватившая в 1973 власть воен. хунта провела чистку среди студентов и преподавателей Ч. у.

В 1976/77 уч. г. в Ч. у. было 19 ф-тов: физики и математики, химии и фармации, естеств. наук, 4 мед., стоматологич., агрономич., вет., лесоводства, архит., пед., муз., гуманитарный, изящных иск-в, философии и лит-ры, юридич. и социальных наук, экономический; 8 уч. институтов в др. городах страны (Антофагаста, Арика, Икике, Ла-Серена и др.); при ун-те-H.-и, ин-т по изучению и испытанию материалов, Науч. генетич. об-во Чили, Нац. консерватория, Нац. астрономич. обсерватория, Музей амер. нар. иск-ва, Музей совр. иск-ва. В ун-те обучалось ок. 64 тыс. студентов, работало 16,8 тыс. преподавателей. В Центр, б-ке ун-та - св. 200 тыс. тт., в 40 др. его б-ках - 1 млн. тт. Я. Д. Луцков. ЧИЛИЙЦЫ, нация, осн. население Чили. Числ. ок. 10 млн. чел. (1975, оценка). Ч. сложились в результате смешения исп. завоевателей, с местным индейским населением - арауканами, диагитами и др. Говорят на испанском языке. По религии - католики. Об истории, экономике и культуре Ч. см. в ст. Чили.

ЧИЛИК, Ш и л и к, в верховье Джангырык, река в Алма-Атинской обл. Казах. CCP, лев. приток р. Или. Дл. 245 км, пл. басе. 4980 кмг. Берёт начало на юж. склоне Заилийского Алатау; ниже выходит в Илийскую котловину, где разбивается на рукава Кур-Чилик и Ульхун-Чилик. Впадает в Капчагайское водохранилище. Питание ледниково-снеговое. Cp. расход воды в 63 км от устья 32,2 м3/сек. Используется для орошения.

ЧИЛИЛАБОМБВЕ (Chililabombwe), город в Замбии, вблизи границы с Заиром. Ок. 40 тыс. жит. Ж. д. связан с г. Ндола. Центр разработки крупного месторождения меди.

ЧИЛИМ, род растений сем. рогульниковых; то же, что водяной орех.

ЧИЛЛИ (CiIIi) Алессандро (гг. рожд. и смерти неизв.), уроженец г. Пистоя (Италия), певчий капеллы польск. короля и тайный политический агент тосканского герцога при польск. дворе (1594-1615), автор соч. о событиях нач. 17 в. в Речи Посполитой и России (2-я ч. соч. посвящена Лжедмитрию I, с к-рым Ч. встречался).

ЧИЛОЭ (Chiloe), остров у берегов Юж. Чили, в Чилийском архипелаге. Отделён от материка Юж. Америки прол. Чакао и зал. Анкуд и Корковадо. Пл. ок. 8 тыс. км2. Выс. до 820 м; на В. - холмистая равнина. Вост. берега сильно изрезаны. Климат умеренный океанический. Cp. месячные темп-ры от 7 до 14 0C, осадков 2- 3 тыс. мм в год. Вечнозелёные смешанные леса. Лесоразработки; рыболовство и сбор устриц. Гл. город и порт - Анкуд.

ЧИЛТЕРН, Ч и л т е р н-Х и л с (Chiltern Hills), возвышенность на Ю.-В. Великобритании, на периферии Лондонского басc. Выc. до 260 м. Представляет куэстовую гряду, протягивающуюся с Ю.-З. на С.-В. на 100 км. Сложена известняками, разделена поперечными долинами на отд. холмы. На склонах - участки лесов из дуба, бука, граба.

ЧИЛЬХУДЖРА, раннесредневековый замок (кон. 4 - нач. 8 вв.) к Ю. от пос. Шахристан Ура-Тюбинского р-на Тадж. CCP. Раскапывался в 1961-66. Замок, 4-угольный в плане, с мощными стенами и круглыми угловыми башнями, донжоном и дворовыми постройками, возведён из сырца (прослеживаются 3 строит, периода). В архитектуре Ч. использовались сводчатые перекрытия; внутр. помещения с крышей связывал пандус. Обнаружены остатки стенной живописи, деревянной скульптуры и утвари, фрагменты древнейших на терр. Таджикистана муз. инструментов, ювелирные изделия, золотой брактеат. Ценнейшая находка - эпиграфич. памятники: три дощечки с согдийскими надписями тушью (одна из них -расписка о возвращении долга), решившие проблему языковой принадлежности и письменности населения Уструшаны.


Чильхуджра. Дощечка с согдийской надписью.


Лит.: Пулатов У. П., Чильхуджра, Душ., 1975. У.П.Пулатов.

ЧИЛЬЯH (Chilian), город в Чили, адм. ц. пров. Ньюбле. 85 тыс. жит. (1970). Центр с.-х. р-на (овощи, плодовые, виноград, зерновые, животноводство). Пищ., кож.-обув, пром-сть.

ЧИМА ДА КОHЕЛЬЯНО (Cima da Conegliano) Джованни Баттиста (ок. 1459, Конельяно, пров. Тревизо, - 1517 или 1518, там же), итальянский живописец венецианской школы эпохи Возрождения. Испытал влияние Дж. Беллини, Антонелло да Мессина, позднее Джорджоне и раннего Тициана. Живопись Ч. да К. отличается звучным золотистым колоритом, величеств, простотой и демократизмом образов, тонким ощущением поэтич. связи природы и человека ("Крещение Христа", 1494, церковь Сан-Джованни ин Брагора, Венеция; "Введение во храм", Картинная гал., Дрезден; "Благовещение", 1495, Эрмитаж, Ленинград).

Лит.: С о 1 е t t i L., Cima da Conegliano, Venezia, 1959; Menegazzi L., Cima da Conegliano. Catalogo Mostra di Treviso, Venezia, 1962.

ЧИМАБУЭ (Cimabue) (наст, имя - Ченни ди Пен о, Cenni di Репо) (ок. 1240 - ок. 1302), итальянский живописец. Представитель флорентийской школы позднего дученто. Работал в Ассизи, Пизе, Флоренции. Несмотря на ряд новшеств, к-рые сближали Ч. с творчеством Каваллини, его иск-во в целом развивалось в русле визант. традиции. Произв. Ч. (цикл фресок верхней церкви Сан-Франческо в Ассизи, ок. 1290; "Распятие", ок. 1285, Гал. Уффици, Флоренция, и 1295, Музей Санта-Кроче, Флоренция; большой алтарный образ "Мадонна с младенцем", ок. 1285, Гал. Уффици, Флоренция) отличаются монументальностью, симметричностью композиции, точностью рисунка, изысканной декоративностью цвета, насыщенных золотом линейных прорисей одежд, сочетанием плоскостности с пластич. осязательностью фигур и лиц.

Лит.: В a t t i s t i E., Cimabue, Mil., 1963.

ЧИМАРОЗА (Cimarosa) Доменико (17. 12. 1749, Аверса, близ Неаполя, - 11. 1. 1801, Венеция), итальянский композитор, один из крупнейших представителей оперы-буфф. Сын каменщика. Рано осиротев, воспитывался в приюте "Санта-Мария ди Лорето" в Неаполе. В 1787-91 придворный капельмейстер в Петербурге (здесь поставил свои оперы "Дева солнца", "Клеопатра" и балет "Нежданное счастье"), в 1792 - в Вене, с 1793 - в Неаполе. В 1799 участвовал в восстании неаполитанских патриотов (написал гимн Партенопейской республики). Среди многочисл. опер-буфф мировой известностью пользуется "Тайный брак" (1792). Ч. создал также оперы-сериа, в т. ч. "Горации и Куриации" (1796).

Лит.: Ш е н Д., Доменико Чимароза и его опера "Тайный брак", Л., 1939; T i b а 1 d i С h i е s a M., Cimarosa е il suo tempo, Mil., 1939.

ЧИМБАЙ, город (с 1926) республиканского (АССР) подчинения, центр Чимбайского р-на Каракалп. АССР. Расположен на правобережье низовьев Амударьи, в 56 км к С. от Нукуса. 21 тыс. жит. (1974). 3-ды: хлопкоочистит., маслобойный, кирпичный, стройматериалов, асфальтобетонный. Совхоз-техникум, пед. уч-ще.

Чимкент. Проспект им. Ленина.


ЧИМБОРАСО (Chimborazo), потухший вулкан в Экуадоре, у вост. склона Зап. Кордильеры Анд. Вые. 6262 м - наибольшая в стране. На склонах высокогорные экваториальные луга парамос; с 4700 м - вечные снега. Ледники.

ЧИМБОТЕ (Chimbote), город в Перу, в деп. Анкаш, на Панамериканском шоссе, близ устья р. Сайта. 103 тыс. жит. (1970). Порт на Тихом ок. Ж.-д. ст. Чёрная металлургия. Крупный центр рыболовства. Рыбоконсервная пром-сть, гл. обр. произ-во рыбной муки. Вывоз рыбной муки и с.-х. продукции.

ЧИМГАН, климатич. и кумысолечебный курорт в Ташкентской обл. Узб. CCP, в 90 км от Ташкента. Расположен на высоте 1400-1450 м. Лето жаркое сухое (ср. темп-pa июля 20 0C), зима умеренно мягкая (ср. темп-pa янв. -5 0C); осадков 790 мм в год. Санатории для больных активными формами туберкулёза лёгких.

ЧИМИОН, посёлок гор. типа в Ферганском р-не Ферганской обл. Узб. CCP. Расположен в предгорьях Алайского хр., в долине р. Алтыарыксая, в 24 км к Ю. от ж.-д. станции Алтыарык (на линии Koканд - Андижан) и в 32 км к Ю.-З. от г. Ферганы. Ремонтно-механич. з-д. Добыча нефти. Бальнеологич. курорт. Лето жаркое сухое (ср. темп-pa июля 26 0C), зима мягкая (ср. темп-pa янв. -3 0C); осадков ок. 200 мм в год. Леч. средства: сульфидная хлоридно-натриево-магниевая вода, применяемая для ванн. Лечение заболеваний органов движения и опоры, кожи, периферич. нервной системы. Бальнеолечебница.

ЧИМИШЛИЯ, посёлок гор. типа, центр Чимишлийского р-на Молд. CCP. Расположен в 12 км от ж.-д. ст. Чимишлия (на линии Бессарабская - Бендеры) и в 75 км к Ю. от Кишинёва. Винодельч., маслодельный заводы; совхоз-завод "Янтарный" Инкубаторно-птицеводческая станция. Краеведч. музей.

ЧИМКЕНТ, город, центр Чимкентской (с 1932 до 1962 Южно-Казахстанской) обл. (в 1962-64 Южно-Казахстанского края) Казах. CCP. Расположен на предгорной равнине, в междуречье Бадама и Сайрама (басе. Сырдарьи). Узел ж.-д. линий: на Джамбул, Арысь, Ленгер. Нас. 303 тыс. чел. (1 янв. 1977; в 1939 - 74 тыс., в 1959 - 153 тыс., в 1970 - 247 тыс.). Известен с 12 в. С 1864 в составе Росс, империи, уездный город Сырдарьинской обл. За годы Сов. власти Ч. превратился в крупный пром. и культурный город Казахстана.

Пром-сть развивается преим. на базе переработки местного с.-х. сырья и полезных ископаемых. Крупное предприятие-свинцовый з-д. Имеются производств, объединение "Фосфор", з-ды: прессов-автоматов им. M. И. Калинина, карданных валов, химико-фармацевтич., гидролизный, фосфорных солей; строится (1978) нефтеперерабат. з-д. Лёгкая (хл.-бум. комбинат, хлопкоочистит. и каракулевый з-ды; носочно-трикот. объединение "Эластик", швейная ф-ка "Восход", производств, объединение "Чимкентмебель"), пищ. (мясокомбинат, масложиркомбинат, производственное объединение молочной пром-сти и др.) и строит, материалов (цем., кирпичный з-ды, асбошиферный комбинат) пром-сть. В Ч. имеются ин-ты: химико-технологич., пед., пед. ин-т культуры, филиал Алма-Атинского ин-та народного х-ва, 5 техникумов: энергетич., автомеханич., политехникум, кооп.,гидромелиоративно-строительный; уч-ща: мед., муз. и художественное. Два театра (казах, и русский). Краеведч. музей.

Лит.: T ы н ы б а е в Ж., Новь древнего Чимкента, А.-А., 1971.

ЧИМКЕНТСКАЯ ОБЛАСТЬ (до 1962 Южно-Казахстанская обл., до 1964 часть Южно-Казахстанского края), на Ю. Казах. CCP. Образована 10 марта 1932 (в совр. границах с 1973). Пл. 116,3 тыс. кмг. Нас. 1501 тыс. чел. (1977). В Ч. о. 15 адм. районов, 8 городов и 7 посёлков гор. типа. Центр - г. Чимкент. Ч. о. награждена орденом Ленина (12 авг. 1967).

Природа. Ч. о. расположена в пределах вост. части Туранской низм. и зап. отрогов Тянь-Шаня. Б. ч. терр. - слабо всхолмлённая равнина (вые. 200-300 м), с бугристо-грядовыми песками Кызылкум (на Ю.-З., по левобережью Сырдарьи) и Муюнкум (на С., по левобережью Чу). На