БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ХРАМОВАЯ МУЗЫКА, культовая музыка.
ЦИНКА СУЛЬФИД, сернистый цинк, ZnS, белый порошок.
ЧЕРСКОГО ХРЕБЕТ, цепи Черского, горная система на С.-В. СССР.
ЧУВАШСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени И. H. Ульянова.
ТАМОЖНЯ (от тамга), гос. учреждение, контролирующее провоз грузов.
ШТЕТТИНСКИЙ МИР 1570, между Швецией и Данией.
ЭКСПОНОМЕТРИЯ, раздел фотографии, в к-ром определяют условия экспонирования.
ЭССЕ (франц. essai - попытка, проба, очерк, от лат. exagium - взвешивание), прозаич. сочинение.
ТЕАТР ТЕНЕЙ, вид театр, зрелища.
ЕККЕ, текийе, завие (тур. tekke, zaviye), обитель мусульм. дервишей в Турции.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

2197031823552198549321с цыган; 25-27 марта 1976 в Чандигахре (в Индии) - Международный цыганский фестиваль.

Лит.: Герман А. В., Библиография о цыганах. Указатель книг и статей с 1780 по 1930 гг., М., 1930; Pott A. F., Die Zi-geuner in Europa und Asien, Bd 1-2, Lpz., 1964; Miklosich F., Uber die Mundarten und die Wanderungen der Zigeuner Europas, W., 1872-80; A catalogue of the Gypsy books collected by R. A. Scott Macfie, Liverpool, 1936; Voux de FoletierF. de, Mille ans d'histoire des Tsiganes, [P., 1970]; Black G. F., A Gypsy bibliography. Ann Arbor (Michigan), 1971; Catalogue of the Romany collection formed by Me Grigor Phil-lips D. U., Edinburgh, 1962. "Journal of the Gypsy lore Society", old series, 1888-92, v. 1 - 3, new series, 1907 -1916, v. 1-9, third series, Edinburgh, 1922-, v. 1 -; "Etudes Tsiganes", P., 1955 - ; "Roma", Chandigarh, 1974-. v. 1.

Т. В. Вентцель.

ЦЫГАНЕ СРЕДНЕАЗИАТСКИЕ, см. Люли.

ЦЫГАНОВ Николай Григорьевич (1797, Петербург,- 1831, Москва), русский поэт, актёр. Род. в семье крестьянина-вольноотпущенника. С 1816 много ездил по стране с Саратовской театр, труппой. В 1828 при содействии М. Н. Загоскина поступил в моек. Малый театр. Песни собств. сочинения исполнял, аккомпанируя себе на гитаре. При жизни печатался мало. Первый сб. чРусские песни Н. Цыганова" издан в 1834 (посмертно) по инициативе М. С. Щепкина. По образному строю и тематике песни Ц. близки фольклорным. Наиболее популярна из них-ч Красный сарафан" (муз. А. Е. Варламова). Записывал нар. песни (в т. ч. о С. Разине).

Соч.: Собр. соч. С прибавлением новейших простонародных песен, собранных С. Кораб-левым, 2 изд., М., 1857; [Песни], в кн.: М е р-з л я к о в А. Ф., Цыганов Н. Г., Русские песни, СПБ, 1880; [Песни], в кн.: Песни русских поэтов (XVIII - первая пол. XIX в.), Л., 1936.

Лит.: История русской литературы XIX в. Библиографический указатель, М. -Л., 1962.

ЦЫГАНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА, литература цыган разных стран мира. Фольклор цыган испытал влияние фольклора народов тех стран, через территории к-рых они мигрировали. Однако цыганские этнич. группы, живущие на значительном расстоянии друг от друга, имеют общие фольклорные сюжеты. Чисто цыганские сюжеты преобладают в песнях (реже в балладах, созданных в новое время), к-рые отражают быт цыган в прошлом. Сюжеты сказок в большинстве заимствованы.

В СССР Ц. л. появилась в сер. 20-х гг. с созданием письменности (на основе рус. алфавита). Основы сов. цыганской лит-ры заложили писатели А. В. Германо (1893-1955; книги "Ганка Чямба и другие рассказы", 1935; "Стихи", 1935; "Стихи и песни", 1937; "Повести и рассказы", опубл. 1960), Н. А. Панков (1895-1959; переводы "Кармен" П. Ме-риме, 1935, " Цыган" и " Капитанской дочки" А. С. Пушкина, 1937). На цыганском яз. выходили общественно-политич. и художеств, журналы "Романы зоря" (1927-30) и "Нэво дром" (1930-33). В кон. 20-х - нач. 30-х гг. выступили И. Безлюдский (1901-70), И. И. Ром-Лебедев (р. 1903), О. И. Панкова (р. 1912; "Стихи", 1936), Вано Тимо-феево (наст, имя - И. В. Хрусталёв, р. 1913; "Стихи", 1936), Н. Г. Саткевич (р. 1917) и др. Спектакли по пьесам цыганских писателей ставит Московский театр "Ролэи". Ц. л. 20-30-х гг., развивавшаяся в тесном взаимодействии с рус. в др. нац. лит-рами СССР, сыграла важную роль в процессе приобщения цыган к оседлости, труду и культуpнoй жизни. После того, как в 1939-40 в состав СССР вошли прибалтийские республики, Зап. Белоруссия, Зап. Украина, Бессарабия, Ц.л. в СССР развивается на местных цыганских диалектах и языках населения республик. В Молдавии печатаются стихи Г. В. Канти (р. 1940; сб. чфолклорос ро-мано", 1970); в Латвии - стихи К. Ру-девича (р. 1939) и Лексы Мануша Белу-гина (р. 1942; сб-ки "Хочу лошадку", 1973; "Звездочка", 1976); на Алтае -стихи Вано Романо (И. М. Панченко, р. 1941). Саткевич опубл. сб. стихов "Струны" (1972). В 1974 издан сб. стихов цыганских поэтов "Костры" (сост. Саткевич).

В послевоен. годы в нек-рых странах Европы опубл. произв. цыганских литераторов: в Польше - сб. стихов "Песни Папуши" (1956) Папуши Брониславы Вайс (р. 1910); в Болгарии - сб. стихов " Песни из катуна" (1955) У. Керима (р. 1927); в Чехословакии - чПеснь над ветром" (1964) Д. Банга (р. 1934); в Югославии - сб. стихов " Цыган ищет место под солнцем" (1970) Р. Джурича (р. 1947); в Венгрии - стихи и проза И. Дароци Чоли (р. 1939), М. Бари, М. Лакатоша, Андро Лолеште; во Франции - романы "Предсказания" (1946) и "Седьмая дочь" (1967) М. Максимова (р. 1912); в Швеции - публицистика и кн. для детей "Катицы" (1970) Катарины Тайкон (р. 1933); в Финляндии -роман из цыганской жизни "Сверкающая дорога" (1969) В. Бальтазара (р. 1946).

Отсутствие единой лит. нормы в цыганском яз. ограничивает число читателей: соч. писателей-цыган понимают лишь говорящие на диалекте автора. В 60-70-е гг. цыганские литераторы всё чаще пишут на языках стран, в к-рых они живут.

Лит.: Романо альманахо. Скэдыя А. Германо, М., 1934; Poesie Tsigane, P., 1974; Rom som. Cigany klubjanak havi tajekozta-toja, Bdpst, 1974-77. См. также лит. к ст. Цыгане и Цыганский язык. Л. Н. Черенков.

ЦЫГАНСКАЯ МУЗЫКА, 1) нац. музыка цыган, таборные и гор. песни на родном яз.- протяжные, любовные, плясовые, типа баллад и т. п. Ц. м. характеризуется обилием хроматизмов, особой экспрессивностью. Обнаруживает значительное влияние песенного иск-г.а окружающих народов. И. Гайдн, И. Брамс, С. В. Рахманинов и др. композиторы использовали в своих сочинениях подлинные цыганские мелодии, а также собственные мелодии в духе цыганских. В СССР новые цыганские песни (авторские и фольклорные) нередко обнаруживают сходство с массовой песней. Цыганские песни исполняются ансамблями цыганской песни и пляски, включаются в спектакли Моск. театра чРомзн". 2) Музыка различных народов, первое-
мысленная исполнителями-цыганами. Отличается яркой эмоциональностью, подчёркнутыми контрастами, чертами импро-визационности. Под сильным влиянием исполнителей-цыган возникли особые стили - фламенко в Испании, вербункош в Венгрии. В России с нач. 19 в. получили распространение цыганские хоры с певцами-солистами и гитаристами-аккомпаниаторами. В их исполнительской практике сложился особый жанр - цыганский романс.

ЦЫГАНСКИЙ РОМАНС, жанр рус. романса, сформировавшийся к сер. 19 в. на основе рус. нар. песен и бытовых романсов под влиянием своеобразной манеры их исполнения певцами-солистами и гитаристами-аккомпаниаторами хоров петерб. и моек, цыган. Ему свойственны эмоциональная насыщенность, сочетание напевности и декламационности, специфическая гитарная фактура сопровождения с переборами аккордов и контрапунктирующим с вокальной мелодией басом. Эти черты нашли отражение в ряде произв. А. Е. Варламова, А. Л. Гурилёва и др. композиторов. С 70-х гг. 19 в. Ц. р. получает особенно широкое распространение и в то же время внутренне обедняется.

Лит.: Штейнпресс Б., К истории "цыганского пения" в России, М., 1934; Д р у с к и н М. С., К вопросу об изучении "цыганщины", "Советская музыка", 1934, № 12.

ЦЫГАНСКИЙ ТЕАТР "РОМЭН", см. Московский театр "Ромэн".

ЦЫГАНСКИЙ ЯЗЫК, язык цыган. Относится к новоиндоарийской группе индоевропейских языков. Сложился в условиях изоляции от близкородств. индо-арийской языковой среды, сохранив осн. лексич. фонд др.-индоарийских языков и типологич. близость со среднеинд. и но-воинд. языками. Осн. черты в области фонетики: оглушение звонких аспират: gh > kh, dh > th, bh > ph, ослабление аспирации: ch > с, th > t, bh > b, деце-брализация: t > r, d > r, dh > r, s > s, St > st, оглушение аффрикат: j > с и др. В области морфологии: превращение послелогов в новую падежную флексию, противопоставление основы прямого падежа основе косвенных, отсутствие у неодушевлённых имён существительных форм винит, падежа, появление сложных форм будущего времени и др. Этнич. группы цыган, пройдя разный миграционный путь, говорят на различных диалектах, в большей или меньшей степени подвергшихся влиянию окружающих языков в области лексики, фонетики и синтаксиса. Длительное пребывание на терр. Византии способствовало проникновению в Ц. я. нек-рых черт, общих для всех языков, распространённых на Балканах: артикль, способ выражения форм инфинитива и др.

Лит.: Вентцель Т. В., Цыганский язык, М., 1964; Вентцель Т. В., Черенков Л. Н., Диалекты цыганского языка, в сб.: Языки Азии и Африки, кн. 1, М., 1976; Сергиевский М. В. (сост.), Цыганско-русский словарь, М., 1938; Turner R. L., The position of Romani in Indo-Aryan, L., 1927; Kochanowski J., Gypsy studies, v. 1 - 2, New Delhi, 1963; WolfS. A., Grosses Worterbuch der Zigeu-nersprache (Romani tsiw), Mannheim, 1960; Rishi W. R., Multilingual Romani dictionary, Chandigarh, 1974. Т. В. Вентцель.

ЦЫДЕНДАМБАЕВ Чимит-Доржи (р. 23. 2.1918, дер. Тарбагатай, ныне Заиграевского р-на Бурят. АССР), бурятский советский писатель. Род. в крест, семье. Печатается с 1937, вначале как поэт, затем как прозаик. Осн. произв.- повесть "Чернильница Банзарова" (1948), романы "Держи, сын Банзара" (1953, рус. пер. 1955) и "Вдали от родных степей" (1957-58, рус. пер. 1962) -поев, жизни первого бурят, учёного-востоковеда Дор-жи Банзарова. Ц. принадлежат также рассказы, повести "Бурятка" (1961, в рус. пер. "Счастливого пути, Жаргалма!", 1963), "Год начинается с весны" (1973) и др. Его произведения переведены на языки народов СССР. Награждён орденом Трудового Красного Знамени и медалями.

Соч.: Жэлнай хабарпаа эхилдэг. Туужа, Улан-Удэ, 1973; в рус. пер.- Стихотворения, М., 1953; Бурятские узоры, М., 1970.

Лит.: Тармаханова О. Д., Чимит Цыдендамбаев, Улан-Удэ, 1958; Литература Советской Бурятии. Творческие портреты, Улан-Удэ, 1973.

ЦЫДЫНЖАПОВ Гомбожап Цыдынжа-пович [р. 20.4(3.5). 1905, улус Любчи-кан, ныне Баргузинского р-на Бурят. АССР], бурятский советский актёр, режиссёр и драматург, нар. арт. СССР (1940). Чл. КПСС с 1939. Один из основателей бурят, проф. театра. Род. в крест, семье. Печатается с 1940. В 1934 окончил режиссёрский ф-т ГИТИСа. В 1934-48 художеств, руководитель Бурят, драма-тич. театра (с 1938 муз.-драматич.), с 1948 гл. реж. Бурят, театра драмы им. X. Нам-сараева в Улан-Удэ, в 1948-60- Бурят, театра оперы и балета (там же). Среди актёрских работ - Отелло ("Отелло" Шекспира), Шарлай ("Эржен" Балдано и Эделя), Платон ("Платон Кречет" Корнейчука). В 1947 исполнил роль В. И. Ленина ("Кремлёвские куранты" Погодина). Поставил муз. драму "Баир" (музыка Берлинского, 1938), драматич. спектакли - "Один из многих" Балдано (1937), "Снайпер" Цыдынжапова (1943), "Кремлёвские куранты" (1947), оперы- "Евгений Онегин" Чайковского (1943), "На Байкале" Книппера (1948), "Тихий Дон" Дзержинского (1953) и др. Автор либретто муз. драмы "Баир" (совм. с А. Шалаевым), пьес - "Снайпер", "Сын народа" (обе в 1943) и сценария "Золотой дом" (совм. с Д. Батожа-баем и В. И. Ежовым, 1960). Деп. Верх. Совета РСФСР 2-4-го созывов. Гос. пр. СССР (1949). Награждён орденом Ленина, 2 др. орденами, а также медалями.

Соч.: Арадай хубуун. Баяр, Улан-Удэ, 1958.

Лит.: Найдакова В., Современный бурятский драматический театр. (1949-1962), [Улан-Удэ], 1962; История бурятской советской литературы, Улан-Удэ, 1967.

ЦЫПКИН Яков Залманович (р. 19.9. 1919, Днепропетровск), советский учёный в области автоматич. управления, чл.-корр. АН СССР (1974). После окончания Московского электротехнического института связи (1941) работал в НИИ, служил в Советской Армии (1942-43), с 1950 научный сотрудник, зав. лабораторией Института проблем управления. В 1947-48 преподавал в Моск. авиац. ин-те, в 1948-65 во Всесоюзном заочном электротехнич. ин-те, в 1965-72 в Моск. энергетич. ин-те, с 1972 преподаёт в Моск. физико-технич. ин-те; проф. с 1949. Осн. труды: по теории систем с запаздыванием, релейных систем, импульсных систем, систем с ЦВМ в контуре управления; по адаптивным и обучающимся системам. Ленинская пр. (1960). Награждён орденом Ленина, орденом Трудового Красного Знамени и медалями.

Г. Ц. Цыдынжапов.

Цюй Цю-бо.

Соч.: Адаптация и обучение в автоматических системах, М., 1968; Основы теории обучающихся систем, М., 1970; Теория нелинейных импульсных систем, М., 1973 (совм, с Ю. С. Попковым); Релейные автоматические системы, М., 1974.

ЦЫСИ, Цы Си (29.11.1835-15.11. 1908, Пекин), маньчжурская императрица, фактически стоявшая у власти в Китае с 1861 по 1908. Была наложницей имп. Сяньфына, а после рождения сына - наследника престола - стала его второй женой. Регентша с 1861 по 1873 и с 1875 по 1889. В 1898, в результате дворцового переворота (см. "Сто дней реформ"), вновь сосредоточила всю власть в своих руках. Отличалась жестокостью и хитростью.

Лит.: Семанов В. И., Из жизни императрицы Цыси. 1835-1908, М., 1976.

ЦЫТОВИЧ Николай Александрович [р. 13(26).5.1900, с. Мхиничи Чериков; ского р-на Могилёвской обл.], советский учёный в области механики грунтов, геомеханики, фундаментостроения и инж. геологии, чл.-корр. АН СССР (1943). Окончил в 1927 Ленингр. ин-т гражд. инженеров (ныне ЛИСИ). Принимал участие в стр-ве крупных пром. и гид-ротехнич. сооружений. С 1930 преподавал в ряде высших уч. заведений Ленинграда; в 1943 работал в Ин-те мерзлотоведения АН СССР; с 1952 зав. кафедрой механики грунтов, оснований и фундаментов Моск. инж.-строит, ин-та им. В. В. Куйбышева. В 1947-53 председатель Президиума Якут, филиала АН СССР. Президент Нац. ассоциации СССР Меж-дунар. об-ва механики грунтов и фундаментостроения (с 1957).

Осн. труды по разработке науч. основ стр-ва зданий и сооружений на много-летнемёрзлых грунтах.

Автор учебника для вузов "Основы механики грунтов" (1934), переведённого на англ., чеш., венг., польск., рум., кит., кор., вьетнамский и др. языки. Гос. пр. СССР (1950). Награждён 2 орденами Ленина, 4 др. орденами, а также медалями.

Соч.: Основания и фундаменты, М., 1970 (совм. с др.); Механика мерзлых грунтов (общая и прикладная), М., 1973; Механика грунтов, 4 изд., М. -Л., 1963.

Лит.: Шеляпин Р. С., Николай Александрович Цытович (к 75-летию со дня рождения), "Основания, фундаменты и механика грунтов", 1975, № 3. В. Л. Кубецкий.

"ЦЭНДЭРИКЭ", Центральный бухарестский государственный театр кукол и марионеток, "Ц ы н д ы р и к е" (рум. Tandarica, букв.- деревяшечка), создан в 1948. Художеств, руководитель и директор-М. Никулеску. Плакатно-сатирич. форма, поэтич. метафора, овеществлённая гипербола, гротеск, пантомима - художеств, приёмы решения спектаклей этого театра. В репертуаре - сказки классика рум. лит-ры И. Крянгэ, пьесы-сказки рум. (К. Поповича, М. Стояна и др.) и сов. авторов. Герой мн. постановок театра - популярный сказочный персонаж - Цэндэрикэ, озорной, лукавый мальчонка. Пародийное представление "Рука с пятью пальцами" получило первую премию на Междунар. фестивале театров кукол в Бухаресте (1958). В "Ц." работают две группы - марионетки и верховые куклы. Актёрский текст записывается на магнитофонную ленту, к-рая сопровождает спектакль (мн. вокальные номера звучат в исполнении известных певцов). "Ц." гастролирует за рубежом (в т. ч. в СССР - 1957, 1961, 1976).

Лит.: Дрейден С., Куклы мира, в сб.: Театр кукол зарубежных стран, Л. - М., 1959; Tandarica. 1949 - 1969, Вис., [1969].

ЦЭРЭНДОРЖ Балингийн (1868-13.2. 1928), монгольский гос. деятель и дипломат. Род. в семье бедного арата-скотовода. Овладел маньчжурским и кит. яз., что дало ему возможность в 1886 поступить на службу чиновником. После свержения в Монголии в 1911 господства маньчжурской династии Цин был назначен в 1913 зам. мин. иностр. дел; в 1915- 1919 мин. иностр. дел Монголии. Ц. приветствовал Нар. революцию 1921 и последние годы жизни посвятил делу революц. преобразования Монголии. С осени 1921 Ц.- зам. премьер-мин, и мин. иностр. дел МНР, в 1923-28 премьер-мин. МНР. Участвовал во встрече В. И. Ленина с монг. делегацией в нояб. 1921 и подписании Соглашения о дру-жеств. отношениях между Монголией и РСФСР (5 нояб. 1921). Чл. Монг. нар.-революц. партии(МНРП)с 1921. В 1922- 1928 неоднократно избирался в состав Президиума ЦК МНРП.

ЦЭЦЭРЛЭГ, город в МНР, адм. ц. Ара-хангайского аймака. 11 тыс. жит. (1963). Трансп. пункт на тракте Улан-Батор - Кобдо. Предприятия по переработке с.-х. сырья, фабрика биопрепаратов.

ЦЮАНЬЧЖОУ, город в Вост. Китае, в пров. Фуцзянь. 119 тыс. жит. (1959). Порт на берегу Тайваньского прол. Трансп. пункт на шоссе Гуанчжоу - Фучжоу. Текст, (ткани из рами) и пищ. (рисоочистка, мукомольное и маслобойное произ-во) пром-сть. В р-не Ц.- добыча соли. Вывоз чая и фруктов.

ЦЮЙФУ, город в Китае, в пров. Шань-дун. Осн. в нач. 1-го тыс. до н. э. Родина философа Конфуция, храм Конфуция (начат в 5 в. до н. э.) - комплекс дворов с многочисл. сооружениями [в центре - дворец Дачэндянь ("Дворец высшего совершенства"), 1018, реставрирован в 1724]. В окрестностях Ц., в парке,- Пантеон (в честь Конфуция и его учеников) со статуями, поминальными залами и надгробиями.

ЦЮЙЦЗЯЛИН, крашеной керамики культура эпохи неолита (2-я пол. 3-го тыс. до н. э.) в междуречье Хуанхэ-Янцзы (Центр. Китай). Население занималось рисосеянием. Характерны кам. полированные топоры и жатвенные ножи. Жилища наземные, многокамерные, столбовой конструкции. Из ремёсел наиболее развито было ткачество. Культуру Ц. сменила культура Луншанъ.

ЦЮЙ ЦЮ-БО (наст, имя - Ц ю и III у-а н) (29.1.1899, г. Чанчжоу, пров. Цзянсу,- 18.6.1935, г. Чантин, пров. Фуцзянь), деятель Коммунистич. партии Китая (КПК), литератор. Род. в семье учителя. В 1917 поступил в Пекинский ин-т рус. языка. В 1919 был одним из активных участников антиимпериалистич. движения "4 мая". С 1920 работал в редакции газ. "Чэньбао" и как её корреспондент прибыл в 1921 в Москву, откуда присылал в Китай объективную информацию о жизни в Сов. России. Здесь в 1922 вступил в КПК. Участвовал в работе 4-го конгресса Коминтерна (1922). В 1923 был избран чл. ЦК КПК. Активный участник Революции 1925-27 в Китае. С мая 1927 чл. Политбюро ЦК КПК. После контрреволюц. переворота Чан Кай-ши и разрыва единого фронта КПК и гоминьдана Ц. Ц.-б. был инициатором созыва чрезвычайного совещания ЦК КПК (7 авг. 1927), призвавшего партию организовать вооруж. отпор реакции. С авг. 1927 до июня 1928 ген. секретарь ЦК КПК. На 6-м конгрессе Коминтерна (1928) был избран чл. ИККИ. В 1928-30 возглавлял делегацию КПК в Коминтерне. В 1934 был назначен наркомом просвещения Врем, центр, пр-ва Кит. Сов. республики (см. Советы в Китае). 23 февр. 1935 в одном из боёв с го-миньдановскими частями попал в плен и был казнён.

Ц. Ц.-б.- автор мн. трудов по проблемам революц. и рабочего движения в Китае, об опыте КПСС и социалистич. строительства в СССР. Перевёл на кит. яз. мн. работы К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина. В книгах ч Путевые записки о новой России" (1922) и -"Впечатления о Красной столице" (1924) пропагандировал опыт Окт. революции, рассказал о встречах с В. И. Лениным и А. В. Луначарским. Внёс значит, вклад в ознакомление кит. народа с рус. классич. (а позднее и советской) лит-рой (статьи "О „Повестях Белкина" Пушкина", 1920, -"Русская литература до Октябрьской революции", 1927, и др.). Переводил произв. А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, М. Ю. Лермонтова, Ф. И. Тютчева, Л. Н. Толстого, А. П. Чехова, М. Горького, А. В. Луначарского, Д. Бедного, Ф. В. Гладкова, П. А. Павленко и др. Вместе с Л у Синем основал Лигу левых писателей Китая. В статьях "К вопросу о систематизации истории китайской литературы" (1932),

"Плеханов - теоретик литературы и искусства" (1936) обосновал материали-стич., историч. подход к лит-ре, разрабатывал проблемы партийности иск-ва, призывал кит. писателей осваивать отечеств, и зарубежное культурное наследие. Портрет стр. 609.

С о ч.: Вэньцзи, т. 1 - 4, Пекин, 1953-54; в рус. пер.- Очерки и статьи, М., 1959; Избранное, М., 1975.

Лит.: Шнейдер М. Е., Творческий путь Цюй Цю-бо, М., 1964; Ковалев Е. Ф., Коммунист-интернационалист Цюй Цю-бо, "Проблемы Дальнего Востока", 1974, N° 2; Ц а о Ц 3 ы-с и, Цюй Цю-бо-ды вэньсюэ ходун, Шанхай, 1959.

А. Г. Крылов, М.Е. Шнейдер.

ЦЮЙ ЮАНЬ (ок. 340 - ок. 278 до н. э.), китайский поэт. Первый поэт, имя к-рого известно в истории кит. поэзии. Был крупным сановником, участвовал в подготовке гос. указов, оказывал влияние на внеш. политику двора. Став жертвой клеветы, попал в изгнание. В знак протеста против зла, во имя справедливости бросился в р. Мило в Чанша. Ц. Ю. впервые в кит. лит-ре воплотил в своих стихах глубокую любовь к родине, социально-историч. конфликты и мир переживаний возвышенной человеческой души, охваченной мучительными страданиями за попранную справедливость, за трагич. судьбу отечества. Ц. Ю. создал поэтич. жанр чу ц ы (или саоти), один из основных в древней кит. поэзии. Гл. источник выразит, средств Ц. Ю.- фольклор Чус-кого царства. Мифотворческая природа образов Ц. Ю. органически связана с действительностью. Поэтическое наследие Ц. Ю. состоит, по данным "Истории Ханьской династии", из 25 произведений, включая поэму-элегию чЛисао", в к-рой наиболее полно выразилось его мировоззрение.

Стихи Ц. Ю. занимают гл. место в "Чу цы" ("Чуские строфы") - своде поэтич. произв. 3 в. до н. э. царства Чу на Ю. Китая. Понятие чЧу цы" широко распространилось после составления Лю Сяном в 77-66 до н. э. сб-ка под этим названием. Ван И (1-2 вв. н. э.) составил комментированный свод ч Чу цы", ставший традиционным. Фотоиздание 1953 воспроизводит ксилограф 1234, осн. на сб. Чжу Си (1130-1200). Творчество гениального поэта Ц. Ю. знаменовало начало авторской поэзии в китайской литературе.

С о ч.: Чу цы чжу, Пекин, 1953; в рус. пер.- Стихи, М., 1954; Стихи, М., 1956; Чуские строфы, в кн.: Антология китайской поэзии т. 1, М., 1957.

Лит.: Федоренко Н. Т., Проблема Цюй Юаня, "Советское китаеведение", 1958, Na 2; его же, Поэзия Цюй-Юаня, в кн.з Интернациональное и национальное в лите" ратурах Востока, М., 1972; его же, Бес" смертие Цюй Юаня, "Проблемы Дальнего Востока", 1973, №2; Серебряков Е. А., О Цюй Юане и чуских строфах, в сб.: Литература древнего Китая, М., 1969.

Н. Т. Федоренко.

ЦЮРИХ (Zurich), город в Швейцарии, на Цюрихском оз., у истока р. Лиммат. Адм. центр кантона Цюрих. Самый крупный по кол-ву жителей город в стране - 395,8 тыс. (1975), с пригородами а городами-спутниками 720,8 тыс. Трансп. узел; пристань; аэропорт междунар. значения в Клотене. Гл. пром. и торг.-финанс. центр страны. Машиностроение и металлообработка (металлорежущие, текст, и др. станки, локомотиво- и вагоностроение, приборостроение, элек-тротехнич. и др. пром. оборудование), химич., текст., швейная, бум., полигра-фич. пром-сть.

Цюрих. Дома гильдий. ("Цум Рюден" и "Цу лен Циммерлёпген") 17 -18 вв.

Цюрих. Вид части города.

Правобережная часть Ц.- Старый, или Большой, город; левобережный Ц., т. н. Малый город, - преим. индустр. р-н. По берегам Цюрихского оз. тянутся пригороды Ц. Ун-т, Федеративная политех-нич. школа, Швейц. ин-т по изучению междунар. отношений.

Возник на месте кельтско-герм. поселения Турикум. Как город впервые упоминается в 929; в 1218 получил статус имперского города. В результате восстания 1336 ремесленники Ц. добились представительства в гор. управлении. В 1351 присоединился к Швейц. конфедерации, став гл. городом одноимённого кантона; в 14-15 вв. кантон Ц. значительно расширил