БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ХРАМОВАЯ МУЗЫКА, культовая музыка.
ЦИНКА СУЛЬФИД, сернистый цинк, ZnS, белый порошок.
ЧЕРСКОГО ХРЕБЕТ, цепи Черского, горная система на С.-В. СССР.
ЧУВАШСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени И. H. Ульянова.
ТАМОЖНЯ (от тамга), гос. учреждение, контролирующее провоз грузов.
ШТЕТТИНСКИЙ МИР 1570, между Швецией и Данией.
ЭКСПОНОМЕТРИЯ, раздел фотографии, в к-ром определяют условия экспонирования.
ЭССЕ (франц. essai - попытка, проба, очерк, от лат. exagium - взвешивание), прозаич. сочинение.
ТЕАТР ТЕНЕЙ, вид театр, зрелища.
ЕККЕ, текийе, завие (тур. tekke, zaviye), обитель мусульм. дервишей в Турции.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

2197031823552198549321я линейное преобразование (матрицирование) сигналов осн. цветов передающей камеры - красного (Ян), зелёного (Ео) и синего (.Ев), в результате к-рого каждый из трёх сигналов на выходе Ц. (создающих в приёмном устройстве красное, зелёное и синее свечения) представляет собой линейную комбинацию сигналов ЕЯ, EG и Ел. Ц. используют также для различных изменений цвета (его насыщенности, оттенков и т. п.) в воспроизводимом телевизионном изображении с целью создания определённых цветовых эффектов при передаче мультфильмов, отд. сюжетов и титров, для чего Ц. снабжают регулировочными ручками.

Лит. см. при ст. Цветное телевидение. Н. Г. Дерюгин.

ЦВЕТОКОРРЕКТОРНЫЙ ПРИБОР в полиграфии, электронное устройство для автоматич. устранения недостатков цветоделения, обнаруженных при изготовлении цветных изображений (рисунков, картин, фотоснимков и др.). В Ц. п. световой поток от электроннолучевой трубки разделяется оптич. системой на 3 синхронно движущихся луча (по числу корректируемых негативов). Эти лучи проходят через негативы и, потеряв в различной степени яркость, попадают на фотоэлементы. Образующиеся электрич. сигналы поступают в счётно-решающее устройство, к-рое определяет значение необходимой корректировки яркости световых лучей, проецируемых на фотоплёнку. В результате на фотоплёнке образуются откорректированные цвето-делённые диапозитивы. Обычно Ц. п. входят в состав установок, выполняющих одновременно цветоделение и цветовую корректуру.

Лит.: Солнцев И. А., Электронные цветоделители-цветокорректоры для полиграфии, М., 1970.

ЦВЕТОЛОЖЕ (receptaculum), ось цветка, на к-рой располагаются чашечка, венчик, тычинки и пестик. Междоузлия сильно укорочены или совсем не развиты, рост в длину ограничен. Наиболее длинные оси характерны для примитивных цветков (напр., для нек-рых видов магнолии).

ЦВЕТОМУЗЫКА, м у з ы к а цвета (англ, colour music, нем. Farbenmusik, франц. musique des couleur), сопровождение музыки последовательностью цветов согласно той или иной -"шкале соответствий". Идеи Ц. выдвигались с 18 в. гл. обр. учёными (Л. Б. Кастель, А. Ри-мингтон, Ф. И. Юрьев, К. Лёф); соответствия звука и цвета искались ими на уровне механистич. аналогий. Реальное воплощение идея Ц. нашла лишь в 20 в., когда к ней обратились музыканты и художники (А. Н. Скрябин, А. Шёнберг, Г. Гидони, Т. Уилфред). При этом был осуществлён переход от Ц. к "светомузыке", к-рая включает не только смену цветов, но и сложные пространственно-графич. световые проекции. Их сочетание с музыкой рассматривается не как дублирование музыки цветом и светом, но как взаимодополнение, образное единство (Б. М. Галеев, Ю.А. Правдюк), в связи с чем используется и слухозритель-ная полифония. Вопрос о правомерности светомузыки как самостоят, области иск-ва ещё дискутируется (В. В. Ванслов, Ф. Поппер). Практикой и теорией светомузыки занимаются: в СССР - конструкторское бюро ч Прометей" в Казани, студии светомузыки в Харькове и в моек, музее А. Н. Скрябина; за рубежом - нью-йоркский ансамбль светомузыки, фирмы "Филипс" в Голландии, "Сименс" в ФРГ, "Эдмунд сайентифик К°" в США.

Лит.: Леонтьев К., Цвет "Прометея", М., 1965; Юрьев Ф. И., Музыка света, К., 1971; Галеев Б. М., Андреев С. А., Принципы конструирования свето-музыкальных устройств, М., 1973; Искусство светящихся звуков. Сб. статей, Казань, 1973; Ванслов В. В., Изобразительное искусство и музыка, в сб.: Эстетика и жизнь, в. 4, М., 1975; Материалы Всесоюзной школы молодых ученых по проблеме "Свет и музыка*. (Третья конференция), Казань, 1975; Галеев Б., Светомузыка: становление, и сущность нового искусства, Казань, 1976; Popper F., Naissance de 1'art cinetique, P.. 1967. Б. М. Галеев.

ЦВЕТОПЕРЕДАЧА, воспроизведение цветов оригинала (объекта) на картине, фотоснимке, киноэкране, экране телевизора и т. п. При Ц. неизбежны цветовые искажения, зависящие от особенностей процесса Ц. Различают три способа оценки точности Ц.: физич., физиологич. и психологический. Физич. точность характеризуют степенью близости спектрального состава излучения, исходящего от любой точки (малого участка) оригинала и соответствующей ей точки изображения; физиологическую - степенью близости цветовых ощущений при визуальном восприятии малого участка оригинала и соответствующего малого участка изображения. Значительной психологич. точности можно достичь при условии, если искажение цвета на к.-л. участке изображения "уравновешивается" определёнными искажениями на др. его участках. Для Ц. в многоцветном изображении практически важна лишь психологич. точность.

Лит.: Нюберг Н. Д., Теоретические основы цветной репродукции, М., 1947; Артюшин Л. Ф., Основы воспроизведения цвета в фотографии, кино и полиграфии, М., 1970.

ЦВЕТОФОТОГРАФИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ, светочувствительные материалы (плёнка, бумага и др.), применяемые в цветной фотографии для получения цветных фотографич. изображений, реактивы для их хим. обработки и вспомогательные материалы. Светочувствительные Ц. м., в отличие от применяемых в чёрно-белой фотографии,- многослойные; они состоят, как правило, из трёх осн. (галогенсеребряных) и неск. (обычно 5-6) вспомогательных слоев на общей подложке (см. Фотографические материалы). Каждый осн. слой регистрирует лучи одной трети видимого спектра, т. е. один т. н. основной цвет -синий, зелёный или красный. Вспомогательные слои улучшают цветоделение, исключают образование световых ореолов, защищают поверхность эмульсионного слоя от механич. повреждений и т. д. Осн. слои светочувствительных Ц. м. содержат наряду с галогенидами серебра т. н. цветные компоненты, из к-рых при проявлении образуются красители (жёлтый, пурпурный и голубой), или уже готовые красители указанных цветов, к-рые при обработке обесцвечиваются по месту проявленного и затем окисляемого (отбеливаемого) серебряного изображения. После удаления металлич. серебра цветоделённые негативные или частичные позитивные изображения состоят только из образовавшихся или остаточных красителей. По способу получения изображения Ц. м. делят на негативные и позитивные (для негативно-позитивного процесса), обращаемые, на к-рых цветное изображение получают в результате цветного проявления обращённого фотографич. изображения, и позитивно-позитивные (Ц. м. с обесцвечиванием красителей). Наиболее распространены Ц. м., предназначенные для негативно-позитивного процесса: а) цветные 70-мм и 35-мм киноплёнки для проф. кинематографии -негативные (для съёмки), позитивные (для печати кинофильмов) и контратип-ные (для изготовления дубль-негативов при печати массового тиража 'кинокартин); б) цветные негативные и позитивные киноплёнки для узкоплёночной (проф. и любительской) кинематографии [16-лш, 2 X 8-мм, 8-мм, Супер-8, 32-мм (2X16)]; в) цветные негативные фотоплёнки для проф. и любительской фотографии [форматные (плоские) разных размеров, катушечные (перфорированные и неперфорированные) шир. 60, 35, 16 мм и др.]; г) цветные фотобумаги (с различной структурой поверхности) для печатания позитивных изображений (фотоотпечатков) с цветных негативов. Все негативные кино- и фотоплёнки для цветной фотографии выпускаются двух видов: для съёмок при дневном свете (а также свете дуговых и импульсных источников излучения) и для съёмок при освещении электрич, лампами накаливания.

Реактивы для хим. обработки светочувствительных Ц. м. (закрепления, отбеливания и т. д.) и вспомогательные материалы в основном те же, что и в классич. чёрно-белой фотографии. Исключение составляют широко применяемые в цветной фотографии проявляющие вещества - производные парафе-нилендиамина - ЦПВ-1 (М,М-диэтил-парафенилендиаминсульфат), ЦПВ-2 (N-оксиэтил - N-этилпарафенилендиамин-сульфат) и др.

Лит. см. при ст. Цветная фотография. В. С. Чельцов.

ЦВЕТОЧНИЦЫ, американские цветочницы (Coerebidae), сем. птиц отр. воробьиных. Имеют ряд приспособлений к питанию нектаром цветков (клюв острый, служащий для прокалывания венчика цветка, язык желобчатый или с кисточкой на конце). 36 (или 38) видов. Обитают в лесах Америки (от Мексики до Аргентины). Гнёзда на деревьях, чашевидные или шаровидные. Помимо нектара, питаются насекомыми, семенами и плодами. Ц. часто содержат в клетках. По совр. системе птиц Ц. не выделяют в отдельное семейство; часть видов относят к сем. танагр, часть - к лесным певунам, один вид - к вьюрковым.

ЦВЕТОЧНЫЕ ОСЫ, мазарины (Masarinae), подсем. одиночных ос сем. складчатокрылых (Vespidae); ранее выделялось в самостоят, семейство мазарид. Плохо изучены. Преимущественно мелкие формы, дл. тела редко св. 1 см, брюшко полосатое. Питаются нектаром и пыльцой цветковых растений; в отличие от пчёл, пыльцу переносят в зобу. Самки строят одиночные гнёзда (с одной, иногда несколькими изолированными ячейками) в земле или на ветвях, обычно из цементированной выделениями слюнных желез глины или смеси глины с песком. В ячейку гнезда самка откладывает яйцо, заполняет её смесью пыльцы и нектара и запечатывает. Личинка развивается в течение неск. месяцев, затем плетёт внутри ячейки плотный кокон (окукливается). Жизненный цикл до 2 лет. Ок. 100 видов, распространённых преим. в пустынных зонах земного шара. В СССР Ц. о. встречаются на Ю. Европ. части, в Закавказье и Ср. Азии.

Лит.: Жизнь животных, т. 3, М., 1969.

"ЦВЕТОЧНЫЕ ЧАСЫ", набор высаженных на небольшой площади травянистых растений, цветки к-рых открываются и закрываются в определённое время суток (с точностью до 4/3-1 ч). Т. о., ч Ц. ч." дают возможность с нек-рой точностью определять время. Впервые "Ц. ч." были составлены в 20-х гг. 18 в. швед, естествоиспытателем К. Линнеем в Упсале; они начинали функционировать с 3-5 ч утра, когда раскрывались соцветия козлобородника (Trapogon praten-sis), и заканчивали в 12ч ночи, когда раскрывались цветки кактуса "царица ночи"(Се1ешсегеиз grandiflorus). Раскрывание и закрывание цветков происходит в ясные и солнечные дни (в пасмурную или дождливую погоду эти явления почти незаметны или сильно запаздывают). Раскрывание и закрывание цветков зависит от мн. др. условий: геогр. положения местности, времени восхода и захода солнца и т. п.; поэтому в разных местностях для "Ц. ч." должен быть различный подбор растений, для чего необходимы многолетние предварительные наблюдения.

ЦВИЙИЧ (Цвщип) Йован (12.10.1865, Лозница,-16.1.1927, Белград), сербский географ, геолог и этнограф. Президент Серб. АН в Белграде (с 1921). Проф. (с 1893), ректор (1907, 1919) Белградского ун-та. В 1894 основал Геогр. ин-т в Белграде. Осн. исследования Ц.- по геоморфологии и геологии Балканского п-ова (в частности, по карсту и четвертичному оледенению), а также его ландшафтам и населению.

Ц.-глава антропогеогр. направления в серб, (югосл.) этнографии. Его ист.-этногр. исследования обобщены в труде "Балканский полуостров" (на франц. яз., 1918, на серб, яз., т. 1-2, 1922-31), в к-ром Ц. исследует "зоны цивилизации" п-ова (ист.-зтногр. области), воздействие геогр. и ист. факторов, "метанастазиче-ские" (вторичные) миграции населения и их влияние на культуру; даёт классификацию поселений и построек; пытается выделить "психические типы" населения.

Соч.: Das Karstphanomen, W., .1893; Grundlinien der Geographic und Geologie von Mazedonien und Altserbien, Tl 1, Gotha, 1908; Bildung und Dislozierung der Dinari-schen Rumpfflache, "Petermanns Mitteilun-gen", 1909, Bd 55, Tl 6-8; Геоморфологща, кн>. 1-2, Београд, 1924-26.

Лит.: Токарев С. А., Проф. И. Цвий-ич, в сб.: Славянский архив, М., 1962.

ЦВИККАУ (Zwickau), город в ГДР, в округе Карл-Маркс-Штадт, на р. Цвик-кауэр-Мульде, в сев. предгорьях Рудных гор. 122,5 тыс. жит. (1975). Крупный ж.-д. узел и индустриальный центр. Разнообразное машиностроение, в т. ч. автостроение (предприятия " Заксенринг"); произ-во трансп. контейнеров, шахтных ламп, керамики; текст, пром-сть. Ц.-один из центров каменноугольной промышленности страны (басе. Цвиккау -Эльсниц). Высшая инж. школа; пед. ин-т, консерватория. Дом-музей композитора Роберта Шумана. Архитектурные памятники (позднеготич. церковь Мариенкир-хе, 15-16 вв.; ратуша, 15 в., перестроена в 19 в.).

ЦВИЛЛИНГ Самуил Моисеевич [13(25).1.1891, Тобольск,-4.4.1918, станица Изобильная, ныне Соль-Илецкого р-на Оренбургской обл.], деятель российского революц. движения. Чл. Коммунистич. партии с 1905. Участник Революции 1905-07, приговорён в 1907 к смертной казни, заменённой 5 годами тюрьмы. С кон. 1912 вёл парт, работу в Тобольске, Екатеринбурге (Свердловск), Троицке. После Февр. революции 1917 чл., пред. Челябинского совета, к-та РСДРП (б). Делегат 6-го съезда РСДРП (б). С июля 1917 чл. Уральского обл. к-та РСДРП(б). Делегат 2-го Всеросс. съезда Советов, участник Окт. вооруж. восстания в Петрограде. С нояб. 1917- в Оренбурге, создавал красногвард. отряды для борьбы с Дутова мятежом, пред. Оренбургского ВРК. Убит белоказаками.

Лит.: Мещеряков Б. М., Правительственный комиссар, 2 изд., М., 1969.

ЦВИНГЛИ (Zwingli) Ульрих (Хульд-рейх) (1.1.1484, Вильдхауз,-11.10.1531, близ Каппеля), швейцарский церк. реформатор и политич. деятель, создатель одного из бюргерско-бурж. направлений протестантизма - цвинглианства. Род. в семье деревенского старосты. Был одним из образованнейших гуманистов своего времени. Реформаторская деятельность Ц. проходила в Цюрихе (где в 1519 он стал каноником) и была тесно связана с обострившейся в этом городе социально-политич. борьбой. Против патрициата, дворянства и верхушки ср.-век. бюргерства выступили прогрессивные слои бюргерства, связанные с зарождавшимися капиталистич. отношениями, цехи и окрестное крестьянство. Выражая интересы этих слоев, Ц. разработал стройную систему реформы церкви и политич. строя. Религиозное учение Ц. имело много общего с учением М. Лютера, но Ц. решительнее, чем Лютер, выступал против обрядовой стороны католич. культа, рационалистически истолковал причащение и крещение (рассматривая их не как таинства, а как символы). Ц. противопоставил княжеской лютеранской Реформации республиканизм своей церкви. Он отстаивал мелкую собственность, порицал ростовщичество и крепостное состояние, осуждал воен. наёмничество. В 1522 Ц. открыто порвал с рим. папой, отказался от сана священника и вступил в брак. Из диспута с католиками в 1523 Ц. вышел победителем, его "67 тезисов" (1522) легли в основу цвинглианства. В Цюрихе с 1523 под его руководством стала осуществляться реформа церкви и политич. строя: были закрыты монастыри, удалены из церквей иконы и мощи "святых", монастырские имущества конфискованы и обращены на нужды благотворительности и образования и т. д. Власть в городе от олигархич. Малого совета перешла в руки Большого совета, где господствовали цехи. Военное наёмничество и получение иноземных пенсий карались смертью. Цвинглианст-во победило также в Берне, Базеле, Шаф-хаузене, Гларусе и Санкт-Галлене, к-рые объединились вместе с Цюрихом в союз евангелических кантонов. Однако Ц. не только не опирался на начавшееся в 1524 в кантоне Цюрих крестьянское движение, но путём мелких уступок, сочетавшихся с репрессиями, добился его ликвидации, преследовал анабаптистов. Ц. настоял на сохранении большой церк. десятины, придал своей церкви чёткие организац. формы и поставил её в зависимость от светских властей. Всем этим Ц. подорвал массовую базу проводимой им Реформации. В воен. столкновении с католич. лесными кантонами (см. Каппельские войны) цюрихское войско было разбито, сам Ц. погиб в битве при Каппеле.

Соч.: Samtliche Werke, Bd 1-14, Lpz.-Z., 1904-68.

Лum.: Прозоровская Б. Д., Ульрих Цвингли..., СПБ, 1892; Kohler W., Н. Zwingli, 2 Aufl., Lpz., 1954; F a r-ner О. H., H. Zwingli, Bd 1-4, Z., 1943-1960- A. H. Чистозвонов.

ЦВИРКА Пятрас (12.3.1909, дер. Клан-гяй, ныне Юрбаркский р-н Литов. ССР, -2.5.1947, Вильнюс), литовский советский писатель. Чл. КПСС с 1940. Род. в крест, семье. Учился в Каунасском художеств, уч-ще (1926-30). В 1940 деп. нар. сейма. Был убеждённым антифашистом. Выступил в 1924 как поэт и новеллист. Автор сатирич. романа "Франк Крук" (т. 1-2, 1934) о разбогатевшем в

У. Цвингли.

П. Цпирка.

Америке литовце; социального романа из жизни литов. крестьянства "Земля-кормилица" (1935; рус. пер. 1937). В романе "Мастер и сыновья" (1936), действие к-ро-го происходит в годы Революции 1905-1907, сильна фольклорная струя, звучит задорный нар. юмор, созданы колоритные образы деревенских умельцев. Ц. принадлежат также сб-ки рассказов "Повседневные истории" (1938), "Корни дуба" (1945), "Семена братства" (1947) и др.; рассказы для детей, сказки (сб. "Сказки Неманского края", опубл. в 1948; рус. пер. 1951), очерки, юмористические рассказы, памфлеты, статьи о литературе. Творчество Ц. оказало заметное воздействие на развитие литов. прозы. Его книги переведены на мн. языки народов СССР и иностр. языки.

Соч.: Rastai, t. 1 - 13, Vilnius, 1949-57; Rastai, t. 1 - 8, Vilnius, 1959; в рус. пер.-Собр. соч. (Вступ. ст. М. Слуцкпса). т. 1 - 3, 1967-68; Избр. произв. [Преднсл. Ю. Бал-тушиса], М., 1948.

Лит.: Г а л и н и с В., Выдающийся советский литовский писатель Петрас Цвирка, М.. 1961i Judeleyicius D., Petras Cvirka satyrikas, Vilnius, 1958; Atsiminimai apie Petra. Cvirka, Vilnius, 1969.

ЦВИРКО Виталий Константинович [p. 1(14).2.1913, дер. Радеево Гомельской обл.], советский живописец, нар. худ. БССР (1963). Чл. КПСС с 1953. Учился в Моск. художеств, ин-те (1935-42) у Г. Г. Ряжского. Преподаёт в Белорус, театрально-художеств. ин-те (с 1952; в 1958-62 ректор). Пред, правления Союза художников БССР (1962-63). Исполненные в сочной живописной манере, пейзажи Ц. создают лирически-проникновенный образ белорус, природы ["Март" (1947; илл. см. т.З, табл. XIII, стр. 176), "Озеро Нарочь" (1956) - оба в Художеств, музее БССР, Минск; серия пейзажей "На земле Белоруссии" (1960-е гг.; Гос. пр. БССР, 1967)]. Автор ряда картин, посвящённых Великой Отечеств, войне 1941-45 и ист.-революц. темам. В. К. Ц в и р к о. "Сказ о Полесье" (из серии пейзажей "На земле Белоруссии"). 1965. Художественный музей БССР. Минск.

Награждён орденом Трудового Красного Знамени и медалями.

Лит.: Заславская О., В. К. Цвир-ко. М., I960.

ЦВИТТЕР (Zwitter) Фран (р. 24.10. 1905, Бела-Церкев, Словения), югославский историк, акад. Словенской АН и искусств (1947). По национальности словенец. Обучался в ун-тах Любляны, Вены, Парижа. В 1937-41 преподавал в Люблянском ун-те. В мае 1941, после оккупации Югославии фат. войсками (апр. 1941), арестован и интернирован в Сев. Италии. В сент. 1943 перешёл в Горицу (Словения) и до мая 1945 сражался в рядах партизан. В качестве югосл. эксперта междунар. комиссии по установлению границ участвовал в 1945-48 в конференциях в Лондоне, Париже, Нью-Йорке, Москве. С 1945 проф. фи-лос. ф-та Люблянского ун-та. Чл. редколлегии и один из авторов "Истории народа Югославии", автор мн. работ по ср.-век. и новой истории Словении.

Лит.: Grafenauer В., Ob sestdeset-letnici Frana Zwitterja. Biblipgrafija Frana Zwitterja, "Zgodovinski casopis", [Letnik], XIX - XX, 1965-66.

ЦДРИ, Центральный дом работников искусств, см. Дом работников искусств.

ЦЕАНОТУС, краснокоренник (Ceanothus), род растений сем. круши-новых. Вечнозелёные или листопадные кустарники, реже небольшие деревья, иногда с колючими ветвями. Листья простые, очередные или супротивные, обычно черешчатые и зубчатые по краю, с опадающими прилистниками. Цветки обоеполые, мелкие, с пятичленным венчиком, голубым, белым, розовым или красным, собраны в зонтиковидные пучки, составляющие яркие метельчатые соцветия. Плод сухой, округлый, распадается на 3 дольки. Ок. 80 видов, гл. обр. в Сев. Америке. Мн. виды культивируют как декоративные, особенно виды с голубыми и синими цветками (множество садовых сортов и гибридов). В СССР в садах и парках выращивают Ц. американский (С. americanus) - листопадный кустарник вые. до 1 м с очередными яйцевидными или эллиптическими листьями. Цветки белые, в пазушных или конечных соцветиях. Листья этого вида Ц. использовались в Сев. Америке как заменитель чая (нью-джерсийский чай).

Лит.: Деревья и кустарники СССР, т. 4, М.- Л., 1958.

ЦЕБРИКОВО, посёлок гор. типа в Великомихайловском р-не Одесской обл. УССР. Расположен в 12 км от ж.-д. ст. Весёлый Кут (на линии Одесса -Киев). Сыродельный цех. Инкубаторно-птице-водч. станция.

ЦЕБУСОВЫЕ (Cebidae), ц е б и д ы, цепкохвостые обезьяны, капуцинов ые, сем. широконосых обезьян. Дл. тела 24-91 см, хвост длинный, у многих - цепкий. Шерсть густая, варьирует по окраске. Зубов 36. 11 родов: мирикини, ревуны, капуцины, сай-тчири, паукообразные обезьяны и др., объединяющие 29 видов. Обитают в Центр, и Юж. Америке. Ведут древесный, дневной (кроме мирикини), стадный образ жизни. Питаются растениями, насекомыми, птицами и их яйцами.

ЦЕВКА (техн.), см. в ст. Цевочный механизм.

ЦЕВКА, плюсна, пятка, одна из костей ноги птиц, расположенная между голенью и пальцами; образуется слиянием 3-й пяточной кости с тремя средними (2-4-й) сросшимися по длине плюсневыми костями. У археоптерикса плюсневые кости были свободны. У нек-рых взрослых совр. птиц (пингвины, фрегаты) в Ц. сохраняются следы слияния - отверстия и желобки между плюсневыми костями. Дл. Ц. у разных видов птиц различна, напр, у лазающих попугаев она очень короткая, у болотных птиц -такой же длины, как их длинная голень. У самцов нек-рых куриных на задней стороне Ц. имеются т. н. шпоры. У ископаемых гигантских пресмыкающихся -хищных динозавров, нога к-рых обнаруживает конвергентное сходство с ногой птиц (см. Конвергенция), имелась также и Ц., сходная с Ц. птиц.

ЦЕВНИЦА, русский многоствольный духовой муз. инструмент типа флейты Пана. С 19 в. называется кувичками, кугиклами, кувиклами.

ЦЕВОЧНЫЙ МЕХАНИЗМ, зубчатый механизм для передачи вращения между параллельными валами, в к-ром одно из колёс, называемое цевочным, имеет зубья, выполненные в виде круговых цилиндров - цевок 3 (см. рис.). Зубья колеса /, сопряжённого с цевочным 2, выполнены по эквидистанте (равноотстоящей кривой) к эпи- или гипоциклоиде (см. Линия). Преимущество Ц. м. перед др. видами зубчатых механизмов в том, что цевки можно сделать вращающимися относительно своих осей. При этом уменьшаются потери на трение в зубчатом зацеплении и снижается износ поверхностей зубьев. Цевочное зацепление является частным случаем циклоидного зацепления. На рис. изображён Ц. м. с внеш. зацеплением , при к-ром цевочное колесо 2 и зубчатое колесо / вращаются в противоположных направлениях. Цевки в этом случае располагаются на начальной окружности цевочного колеса 2 (см. Зубчатая передача).

Цевочный механизм.

При внутр. зацеплении цевочное и зубчатое колёса вращаются в одном и том же направлении. Цевки располагаются на окружности, радиус к-рой больше радиуса начальной окружности. Ц. м. с внутр. зацеплением даёт возможность получить разность между числом цевок и числом зубьев, равную единице, что обеспечивает большое передаточное число в планетарном редукторе (до 1:100 в одной ступени) при относительно высоком кпд (ок. 0,75) и компактности передачи. Ц. м. применяется преим. в планетарных редукторах и приборах.

Лит.: Литвин Ф. Л., Проектирование механизмов и деталей приборов, Л., 1973.

Н. И. Левитский.

ЦЕГЛЕД (Cegled), город в Венгрии, в медье Пешт. 38 тыс. жит. (1976). Трансп. узел. Обработка с.-х. продукции; с.-х. машиностроение. Центр