БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ХРАМОВАЯ МУЗЫКА, культовая музыка.
ЦИНКА СУЛЬФИД, сернистый цинк, ZnS, белый порошок.
ЧЕРСКОГО ХРЕБЕТ, цепи Черского, горная система на С.-В. СССР.
ЧУВАШСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени И. H. Ульянова.
ТАМОЖНЯ (от тамга), гос. учреждение, контролирующее провоз грузов.
ШТЕТТИНСКИЙ МИР 1570, между Швецией и Данией.
ЭКСПОНОМЕТРИЯ, раздел фотографии, в к-ром определяют условия экспонирования.
ЭССЕ (франц. essai - попытка, проба, очерк, от лат. exagium - взвешивание), прозаич. сочинение.
ТЕАТР ТЕНЕЙ, вид театр, зрелища.
ЕККЕ, текийе, завие (тур. tekke, zaviye), обитель мусульм. дервишей в Турции.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

2197031823552198549321практич. применения этих методов выпускаются различные цветные таблицы, атласы, образцы красок, компараторы, колориметры, цветные фотометры и денситометры.

Лит.: Артюшин Л. Ф., Основы воспроизведения цвета в фотографии, кино и полиграфии, М., 1970; Гуревич М. М.. Цвет и его измерение, М.- Л., 1950; К у с т а р ё в А. К., Колориметрия цветного телевидения, М., 1967; Ивенс Р. М.. Введение в теорию цвета, пер. с англ., М., 1964; Wyszecki G., S t i 1 е s W. S., Color science, N. Y.- L.-Sydney, 1967.

Л. Ф. Артюшин.

ЦВЕТ в искусстве, художественное выражение человеком его способности к восприятию действительности во всём богатстве красок. Ц. выступает в связи с такими элементами художеств, формы, как композиция, пространство, фактура, колорит, пронизывая всю сферу материального воплощения произв. иск-ва (см. Полихромия). Ц. может характеризовать степень отдалённости объекта в картинном пространстве (цветовая перспектива), его связь с др. объектами и окружающей средой (см. Синтез искусств), материальные свойства отд. объекта или его частей, общий эмоциональный строй художеств, образа. Ц. может образовывать условные системы, имеющие символич. значение (особенно на ранних ступенях развития культуры или в средневековье, см., напр., Иконопись). В отд. эпохи в развитии мирового иск-ва складываются свои, характерные для этой эпохи, представления об использовании Ц., связанные с понятиями стиля, направления, творческого метода.

Лит.: Маца И. Л., Проблема цвета в искусстве, "Искусство", 1933, № 1 - 2; R е g е 1 G., Grundfragen des farbigen Gestaltens, В., 1961. В. С. Турчин.

ЦВЕТ МИНЕРАЛОВ, окраска минералов, одно из важнейших физич. свойств минералов, отражающее характер взаимодействия электромагнитного излучения видимого диапазона с электронами атомов, молекул и ионов, входящих в состав кристаллов, а также с электронной системой кристалла в целом (см. Свет). В минералогии окраска - один из гл. диагностич. признаков природных соединений, имеющий большое значение в геологопоисковой практике и для определения минералов. Цвет драгоценных и поделочных камней является одной из осн. качественных (ювелирных) их характеристик. Различают Ц. м. в кристаллах и штуфах, в прозрачных шлифах (под микроскопом), в полированных аншлифах (в отражённом свете), т. н. цвет черты (тонкого порошка минерала) и т. д.

При описании Ц. м. обычно прибегают к сравнительной оценке, сопоставляя его с цветом к.-л. широко известных предметов или веществ (индигово-синий, яблочно-зелёный, лимонно-жёлтый, кроваво-красный и т. п.) или минеральных "цветовых эталонов" (киноварно-красный, изумрудно-зелёный и др.). Эталонами для характеристики цвета рудных минералов служат цвета металлов или сплавов - оловянно-белый (арсенопирит), стально-серый (молибденит), латунно-жёлтый (халькопирит), медно-красный (самородная медь) и т. д. Разрабатываются методы объективной оценки Ц. м. (особенно драгоценных камней) с помощью стандартных колориметрия, характеристик (см. Цветовые измерения). Мн. минералы обладают свойством менять свой цвет (особенно в поляризованном свете) по различным кристаллогра-фич. направлениям (см. Плеохроизм) или в зависимости от цветовой температуры освещающего их источника излучения.

Выделяются 3 осн. группы Ц. м.

Идиохроматическая (собственная) окраска минералов обусловлена особенностями входящих в их состав хим. элементов (видообразующих или примесных, играющих роль хромофоров), характером электронной, т. н. зонной (см. Зонная теория), структуры кристаллов, а также наличием дефектов в кристаллах (вакансий, межузельных атомов и т. п.). По типу оптич. поглощения различают неск. подгрупп идиохро-матич. окрасок.

Окраска металлич. и ковалентных соединений (самородные металлы, сульфиды и их аналоги и др.) обусловлена межзонными оптическими переходами электронов и связанными с ними максимумами отражения (металловидные цвета - пирит, золото и др.) или фундаментальной полосой поглощения (киноварь, аурипиг-мент, куприт и т. д.).

Окраска, обусловленная электронными переходами между различными ионами ("переносом заряда"), в т. ч. между ионом металла и лигандами и между раз-нозарядными ионами металлов. Таковы, напр., минералы трёхвалентного железа (перенос заряда O2-->Fe3+); хроматы, ванадаты и молибдаты - крокоит, вана-динит, вульфенит и др. (перенос заряда O2-->Cr6+-, V5+, Мо6+); минералы, содержащие одновременно разнозаряд-ные ионы Fe2+ и Fe3+ (кордиерит, вивианит, аквамарин и др.).

Окраска, связанная с ионами переходных металлов (Ti, V, Cr, Mn, Fe, Co, Ni, Сu), характерна для изумруда, рубина, рубеллита, родонита, хризолита, малахита. Лантаноиды и актиноиды являются хромофорами минералов редкоземельных элементов и уранила. Окраска обусловлена электронными переходами между d- или f-уровнями хромофорных ионов.

Радиационная окраска связана с образованием под действием естественных ионизирующих излучений электронно-дырочных центров окраски (синяя и фиолетовая окраски галита, флюорита, жёлтая и дымчатая - кварца, кальцита и др.).

Аллохроматическая окраска вызвана механич. примесями, чаще всего включениями окрашенных минералов, иногда - пузырьков жидкостей, газов и т. п. Так, оранжево-красный цвет сердолика обусловлен включениями гидроокислов железа, зелёный цвет празема (разновидности кварца) связан с включениями иголочек актинолита или хлорита.

Псевдохроматическая окраска обусловлена процессами дифракции света и интерференции света, а также рассеяния, преломления, полного внутреннего отражения падающего белого света, связанными с особенностями строения минеральных образований (закономерное чередование фаз различного состава в иризирующих лабрадорах и пе-ристеритах, солнечном и лунном камнях; глобулярное строение опалов и т. п.) или состоянием поверхностного слоя кристаллов (различного рода побежалости -радужные плёнки на борните, халькопирите, пирите, ковеллине и др.). Исследование природы окраски минералов помогает судить о кристаллохимия, и генетич. особенностях минералов и имеет решающее значение для синтеза высококачественных аналогов природных самоцветов.

Илл.см. на вклейке к стр. 193.

Лит.: Марфунин А. С., Введение в физику минералов, М., 1974; Платонов А. Н., Природа окраски минералов, К., 1976. А.Н.Платонов, Т. Б. Здорик.

ЦВЕТ МОРЯ, цвет, воспринимаемый глазом, когда наблюдатель смотрит на поверхность моря. Ц. м. зависит от цвета морской воды, цвета неба, количества и характера облаков, высоты Солнца над горизонтом и др. причин.

Понятие Ц. м. следует отличать от понятия цвет морской воды. Под цветом морской воды понимают цвет, воспринимаемый глазом при отвесном осмотре морской воды над белым фоном. От поверхности моря отражается лишь незна-чит. часть падающих на неё световых лучей, остальная их часть проникает вглубь, где поглощается и рассеивается молекулами воды, частицами взвешенных веществ и мельчайшими пузырьками газов. Отражённые и выходящие из моря рассеянные лучи и создают Ц. м. Молекулы воды рассеивают сильнее всего синий и зелёные лучи. Взвешенные частицы почти одинаково рассеивают все лучи. Поэтому морская вода с малым количеством взвесей кажется сине-зелёной (цвет открытых частей океанов), а со значит, количеством взвесей - желтовато-зелёной (напр., Балтийское море). Теоретич. сторона учения о Ц. м. разработана В. В. Шулейкиным и Ч. В. Раманом.

ЦВЕТА КАЛЕНИЯ, цвета свечения металла (сплава), зависящие от темп-ры его нагрева. Нек-рые Ц. к., характерные для углеродистой стали: тёмно-коричневый (550 °С), тёмно-красный (680 °С), вишнёвый (770 °С), ярко-красный (900 °С), жёлтый (1000 °С), белый (1300 °С). Ц. к. могут несколько изменяться в зависимости от освещения. До появления пирометров и соответствующих контрольно-измерит. приборов по Ц. к. определяли темп-ру нагретого металла.

ЦВЕТА ПОБЕЖАЛОСТИ стали, радужная окраска, появляющаяся на чистой поверхности нагретой стали в результате образования на ней тончайшей окисной плёнки. Толщина плёнки зависит от темп-ры нагрева стали; плёнки разной толщины по-разному отражают световые лучи, чем и обусловлены те или иные Ц. п. Нек-рые Ц. п., характерные для углеродистой стали: соломенный (220 °С), коричневый (240 °С), пурпурный (260 °С), синий (300 °С), светлосерый (330-350 °С). На легированных (особенно высоколегированных) сталях те же Ц. п. появляются при более высоких темп-pax. На Ц. п. влияют также время выдержки стали при данной темп-ре, освещение и др. факторы. До появления пирометров и соответствующих контрольно-измерит. приборов по Ц. п. судили о темп-ре нагрева стали.

ЦВЕТАЕВ Вячеслав Дмитриевич [5(17). 1. 1893, ст. Малоархангельск, ныне Орловской обл., - 11. 8. 1950, Москва], советский военачальник, генерал-полковник (1943), Герой Сов. Союза (6. 4. 1945). Чл. КПСС с 1943. Род. в семье ж.-д. служащего. Участник 1-й мировой войны 1914-18 (командир роты, батальона, поручик). В Красной Армии с 1918. В Гражд. войну 1918-20 командир полка, бригады и нач. стрелк. дивизии. Окончил Высшие академич. курсы (1922), Курсы усовершенствования высшего начсостава при Воен. академии им. М. В. Фрунзе (1927). В Великую Отечеств, войну 1941-45 командующий оперативной группой войск 7-й армии (июль 1941 - янв. 1942), командующий 5-й ударной армией (дек. 1942 - май 1944), зам. командующего войсками 1-го Белорус, фронта (май - сент. 1944), командующий 33-й (с сент. 1944) армией на Южном, 3-м и 4-м Укр. и 1-м Белорус, фронтах. После войны зам. Главкома (июль 1945 - янв. 1947) и Главнокомандующий Юж. группой войск (янв. 1947 - янв. 1948). С янв. 1948 нач. Воен. академии им. М. В. Фрунзе. Награждён 2 орденами Ленина, 4 орденами Красного Знамени, 3 орденами Суворова 1-й степени, орденами Кутузова и Богдана Хмельницкого 1-й степени и медалями.

ЦВЕТАЕВ Иван Владимирович [4(16).5. 1847, с. Дроздове Владимирской губ., -30. 8(12.9). 1913, Москва], русский филолог-искусствовед, деятель культуры, дей-ствит. чл. петерб. АХ (1903), чл.-корр. Петерб. АН (1904). Окончил Петерб. ун-т (1870). Проф. Варшавского (1872-1873), Киевского (1876-77), Московского (с 1877, с 1889 зав. кафедрой теории и истории изящных иск-в) ун-тов. В 1882-89 сотрудник, в 1900-10 директор Румянцевского музея в Москве. Основатель и первый директор (с 1911) моек. Музея изящных иск-в (ныне Музей изобразит, иск-в им. А. С. Пушкина), инициатор сбора частных пожертвований на приобретение коллекций и стр-во здания музея (1898-1912, арх. Р. И. Клейн). Осн. труды посвящены античной филологии, изучению италийских языков, а также иск-ва, культурной и обществ, жизни древних народов. Почётный чл. Болонского ун-та (1888).

Соч.: Сборник осских надписей с очерч ком фонетики, морфологии и глоссарием, К., 1877; Учебный атлас античного ваяния, в. 1 - 3, М., 1890-1894; Из жизни высших школ Римской империи, М., 1902; Inscriptio-nes Italiae mediae dialecticae..., v. [1-2], Lipsiae, 1884 - 85; Inscriptiones Italiae infe^ rioris dialecticae, Mosquae, 1886.

Лит.: Корыхалова Т. П., Труды И. В. Цветаева по италийской эпиграфике, "Вестник древней истории", 1973, Jsfe 2.

В. П. Нерознак.

ЦВЕТАЕВ Лев Алексеевич (1777 - 7. 2. 1835, Москва), русский юрист. В 1798 окончил Моск. ун-т, с 1801 продолжал образование в Германии, а затем во Франции. В 1804 избран чл. Франц. академии моральных и политич. наук, с 1805 проф. Моск. ун-та. Преподавал естеств., гражд., уголовное, междунар. право, политич. экономию. Автор трудов по истории рим. права.

Соч.: Краткая теория законов, ч. 1 - 3, М., 1810; Первые начала прав: частного и общего, с присовокуплением оснований народного права, М., 1823; Начертание теории уго< ловных законов, М., 1825; Основания права частного гражданского, М., 1825.

ЦВЕТАЕВА Марина Ивановна [26. 9 (8. 10). 1892, Москва, - 31. 8. 1941, Елабуга], русская советская поэтесса. Дочь И. В. Цветаева. В 1910 выпустила сб. "Вечерний альбом", в 1912-"Волшебный фонарь". В стихах 1912-1915 - обретение поэтич. мастерства. Стихи 1916 (сб. "Вёрсты", вып. 1, 1922) посвящены России, русским поэтам, поэтизируют возвышенную, гордую героиню, наделённую безмерностью чувств. Лирика 1917-22 отмечена сложным, противоречивым ощущением революции, романтич. неприятием всяческого насилия, в области поэтики - разнообразием интонаций и лексики (от высокоторжественной до простонародной ), частушечными ритмами. В эти же годы созданы цикл пьес, поэма-сказка "Царь-девица". Весной 1922 Ц. уехала за границу, жила в Чехословакии, с кон. 1925 - во Франции. Печаталась в белоэмигрантской периодике. Выпустила книги: "Ремесло", "Психея" (обе - 1923), "Молодец" (1924), "После России" (1928), опубл. трагедии на античные сюжеты ("Ариадна", 1924; "Федра", 1927), эссе о поэтах ("Мой Пушкин", "Живое о живом" и др.), о художеств, творчестве ("Искусство при свете совести", "Поэт и время" и др.), мемуарные очерки ("Дом у Старого Пимена", "Повесть о Сонечке" и др.). Трагический поэт-романтик, Ц. воспевала любовь-разлуку ("Поэма Горы", "Поэма Конца", обе - 1924), ненавидела буржуазность и мещанство (поэма "Крысолов", 1925; стих. "Читатели газет"), провозглашала торжество "одинокого духа" Поэта в его борьбе с "роком". В 1930-е гг. обострились ностальгические настроения Ц. ("Стихи к сыну", "Тоска по родине! Давно..."). В 1938-39 был написан ан-тифаш. цикл "Стихи к Чехии". В 1939 вернулась в СССР. Занималась стихотворными переводами. Находясь в эвакуации, под влиянием тяжёлых жизненных обстоятельств покончила с собой. Поэзия Ц. эволюционировала от простых, напевных, классически ясных форм к более экспрессивным, стремительным и ритмически изощрённым; язык лирики Ц. 30-х гг. афористичен, каждое слово предельно насыщено смыслом и чувством .

М. И. Цветаева.

Соч.: Избр. произв. [Вступ. ст. Вл. Орлова], М.- Л., 1965; Мой Пушкин, М., 1967; Просто сердце. Стихи зарубежных поэтов в переводе М. Цветаевой, М., 1967.

Лит.: Антокольский П., Книга Марины Цветаевой, "Новый мир", 1966, № 4; Цветаева А., Воспоминания, М., 1971; Твардовский А., Марина Цветаева. Избранное, в его кн.: О литературе, М., 1973; Эфрон А., Страницы воспоминаний, "Звезда", 1973, № 3; е ё ж е. Страницы былого, "Звезда", 1975, № 6. А. А. Саакянц.

ЦВЕТЕНИЕ РАСТЕНИЙ, период жизнедеятельности растений, начиная с заложения в почках зачатков цветков и соцветий до засыхания околоцветника и тычинок. Осн. назначение Ц. р. - осуществление полового процесса. Внешне период Ц. р. - от начала раскрывания первых цветков до отцветания последних. Цветение наступает у однолетних растений в первый же год их жизни, у двулетних - на второй год; многолетние травянистые и древесные растения впервые зацветают, достигнув определ. возраста (мн. деревья, напр., 20-30 лет, мн. травы - 2-5 лет); мн. растения цветут в течение жизни многократно (поликарпи-ческие растения), нек-рые пальмы, агавы так же, как однолетники и двулетники, цветут 1 раз в жизни (монокарпи-ческие растения). Для мн. древесных растений характерна периодичность цветения; напр., мн. плодовые обильно цветут через год, дуб - через 5-7 лет, а такие тропич. растения, как цезальпиния, кокосовая пальма, начав цвести, цветут непрерывно. У одних растений цветки, открывшись, уже не закрываются до увядания, у других - могут открываться и закрываться неоднократно (напр., у шафрана 10-12 раз). Продолжительность цветения колеблется от 20-25 мин (напр., у кувшинки амазонской) до 70-80 сут (у нек-рых орхидей), пока не происходит опыления, после чего цветки быстро увядают. Цветки разных видов растений раскрываются утром, днём или ночью, причём при хорошей и ясной погоде - в определ. время (см. "Цветочные часы").

В ходе эволюции у растений в соответствии с осн. функцией - осуществлением полового процесса - выработались и закрепились приспособит, реакции яровизации и фотопериодизма (в результате чего Ц. р. приурочено к наиболее благоприятному для него сезону), а также многочисл. механизмы, обеспечивающие наступление полового процесса. Напр., цветки, опыляемые насекомыми, привлекают их с помощью нектара, пыльцы, запаха и окраски. В период цветения у мн. растений цветки испускают аромат именно в то время, когда происходит лёт опыляющих их насекомых (опыляемые ночными бабочками цветки петунии, жимолости, пеларгонии и др. днём пахнут слабо, а цветки, опыляемые пчёлами, дневными бабочками, перестают испускать аромат с заходом Солнца). Окраска привлекает определ. насекомых; так, пчёлы предпочитают синий и фиолетовый цвета, а ночные бабочки - белый и бледно-жёлтый. У нек-рых орхидей форма цветка напоминает самку насекомых-опылителей и т. о. привлекает самцов (опыление таких орхидей происходит до того, как появляются самки, к-рые могли бы "конкурировать" с цветками). Внутр. факторы, обусловливающие цветение, привлекали внимание исследователей с сер. 18 в. В 1798 И. В. Гёте развил теорию о цветке как о видоизменённом побеге и дал толчок работам в этом направлении. Нем. ботаник Ю. Сакс (1880) разработал физиологич. концепцию о роли цветообразующих веществ, нем. учёный Г. Клебс (1913) создал теорию о значении азотных соединений. Вслед за этим (1920) амер. учёные X. А. Аллард и У. У. Гарнер открыли явление фотопериодизма, а сов. исследователь М. X. Чайла-хян выдвинул представление о гормональной природе цветения. Согласно этой теории, Ц. р. регулируется гормональным комплексом - флоригеном, к-рый, по-видимому, индуцирует заложение зачатков цветков. В связи с этим важнейшими проблемами в исследованиях цветения стали изучение меристемы в конусе нарастания побега - в месте непосредств. образования цветков - и изучение листьев как места образования фитогормонов, регулирующих цветение.

Лит.: ЧаЛлахян М. X., Факторы генеративного развития растений, М., 1964; Аксёнова Н. П., Баврина Т. В., Константинова Т. Н., Цветение и его фотопериодическая регуляция, М., 1973; Терёхин Э. С., Фёдоров Р. М., Жизнь цветка, М., 1975; L a n g A., Physiology of flower initiation, в кн.: Encyclopedia of plant physiology, v. 15, pt. 1, В.- [u. a.], 1965, s. 1380-1536. B. 3. Подолъный.

ЦВЕТКОВ ВикторНиколаевич [р. 3(16).2. 1910, Петербург], советский физико-химик, чл.-корр. АН СССР (1968). Окончил Ленингр. педагогич. ин-т им. А. И. Герцена (1931). Работает в ЛГУ (с 1934, с 1945 зав. кафедрой, с 1958 также зав. проблемной лабораторией) и в Институте высокомолекулярных соединений АН СССР (с 1950, зав. лабораторией). Осн. труды посвящены физике полимеров • жидким кристаллам. Изучал структуру макромолекул в растворах, рассеяние света растворами полимеров. Гос. пр. СССР (1952). Награждён 2 орденами, а также медалями.

Соч.: Структура макромолекул в растворах, М., 1964 (совм. с В. Е. Эскиным. С. Я. Френкелем).

ЦВЕТКОВА (урожд. Барсова) Елена Яковлевна (1872, Уфа, - июль, 1929, Москва), русская певица (лирико-дра-матич. сопрано). В 1892 окончила Моск. консерваторию (класс Е. А. Лавровской). С 1896 солистка Моск. частной рус. оперы, с 1899 - Товарищества частной оперы, в 1904-11 - Оперного театра С. И. Зимина. Была одной из лучших исполнительниц партии Иоанны ("Орлеанская дева" Чайковского). Среди партий - Снегурочка, Милитриса ("Снегурочка", "Сказка о царе Салтане" Римскс-го-Корсакова), Татьяна, Настасья ("Евгений Онегин", "Чародейка" Чайковского), Ярославна ("Князь Игорь" Бородина), Мими ("Богема" Пуччини). Оставив сцену (1917), преподавала в Киевской консерватории, в Москве.

Лит.: Я г о л и м Б., Жемчужина русской оперной сцены, "Советская музыка", 1951, № 11.

ЦВЕТКОВИЧ (Цветковип) Драгиша (р. 15. 1. 1893, Ниш), государственный деятель королев. Югославии. По образованию юрист. В 1928 мин. вероисповеданий. В 1929-34 находился в оппозиции к диктаторскому режиму короля Александра. В 1935 избран в Нар. скупщину, получил портфель мин. социальной политики и здравоохранения. В 1939-41 премьер-мин. Пр-во Ц. заключило соглашение (авг. 1939) с руководством Хорв. крест, партии о предоставлении Хорватии автономии, проводило политику подавления революц. движения, ликвидации остатков демократич. свобод, подписало (25 марта 1941) протокол о присоединении Югославии к Берлинскому пакту 1940. 27 марта 1941 пр-во Ц. было свергнуто в результате гос. переворота; в 1943 Ц. эмигрировал за границу.

ЦBETКОВО, посёлок гор. типа в Горо-дищенском р-не Черкасской обл. УССР. Ж.-д. узел (линии на Фастов, Христиновку, ст. им. Тараса Шевченко). Предприятия ж.-д. транспорта.

ЦВЕТКОВЫЕ РАСТЕНИЯ, покрытосеменные (Magnoliophyta, или Angiospermae), отдел высших растений, имеющих цветок. Насчитывает св. 400 семейств, более 12000 родов и, вероятно, не менее 235000 видов. По числу видов Ц. р. значительно превосходят все остальные группы высших растений, вместе взятые.

Характерные признаки Ц. р. Семяза-чатки (семяпочки) Ц. р. заключены (в отличие от семязачатков голосеменных) в более или менее замкнутую полость завязи, образованной одним или неск. сросшимися плодолистиками. Характернейшая особенность Ц. р. и гл. отличие цветка от стробилов голосеменных -наличие рыльца (к-рое у примитивных форм тянется вдоль шва плодолистика). Гаметофиты Ц. р. крайне упрощены и миниатюрны, что позволяет им развиваться значительно быстрее, чем га-метофитам голосеменных. Образуются они в результате миним. числа мито-тич. делений, используя миним. кол-во строит, материала. Даже развитие более сложного жен. гаметофита (зародышевого мешка) осуществляется путём всего лишь 3 митотич. делений (к-рым предшествуют 2_ мейотич. деления мега-спороцита), в то время как у голосеменных жен. гаметофит развивается в результате самое меньшее 9 делений. Развитие же муж. гаметофита Ц. р. вместе с процессом гаметогенеза сводится всего лишь к 2 митотич. делениям. В связи с резким сокращением процесса индивидуального развития (онтогенеза) и крайним упрощением гаметофиты Ц. р. утратили гаметангии - антеридии и архе-гонии. Гаметогенез у Ц. р. передвинулся на столь раннюю стадию развития гаметофита, что гаметангии уже не могут образоваться даже в зачаточной форме. В результате сокращается также формирование самих гамет, особенно муж. гамет, или спермиев, к-рые крайне упрощаются.

Одна из отличит, особенностей Ц. р.-двойное оплодотворение, резко отличающее их от всех остальных групп растит, мира. Оно заключается в том, что один из двух спермиев сливается с яйцеклеткой (собственно оплодотворение, или синга-мия), а другой - с 2 полярными ядрами (тригамия). В результате сингамии образуется зигота, а в результате трига-мии - первичное ядро эндосперма (с характерным для него тройным набором хромосом), к-рый служит для питания развивающегося зародыша. Тройное слияние, вероятно, возникло в результате крайнего упрощения жен. гаметофита, обычно почти полностью лишённого запаса питат. веществ, и представляет собой эффективное приспособление для быстрой их компенсации.

Семена Ц. р. заключены в плод (отсюда их второе назв. - покрытосеменные). У относительно более примитивных, напр, у магнолии, пиона или лилии, плоды раскрывающиеся и поэтому органом расселения является семя, у более специализированных Ц. р., напр, у сложноцветных или злаков, плоды нераскрывающиеся и органом расселения служит плод.

В отличие от всех остальных высших растений, Ц. р. имеют ситовидные элементы флоэмы, снабжённые клетками-спутницами. Наконец, для большинства Ц. р. характерно наличие сосудов, к-рые отсутствуют только у нек-рых примитивных групп. По уровню своего эволюц. развития Ц. р. з