БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ХРАМОВАЯ МУЗЫКА, культовая музыка.
ЦИНКА СУЛЬФИД, сернистый цинк, ZnS, белый порошок.
ЧЕРСКОГО ХРЕБЕТ, цепи Черского, горная система на С.-В. СССР.
ЧУВАШСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени И. H. Ульянова.
ТАМОЖНЯ (от тамга), гос. учреждение, контролирующее провоз грузов.
ШТЕТТИНСКИЙ МИР 1570, между Швецией и Данией.
ЭКСПОНОМЕТРИЯ, раздел фотографии, в к-ром определяют условия экспонирования.
ЭССЕ (франц. essai - попытка, проба, очерк, от лат. exagium - взвешивание), прозаич. сочинение.
ТЕАТР ТЕНЕЙ, вид театр, зрелища.
ЕККЕ, текийе, завие (тур. tekke, zaviye), обитель мусульм. дервишей в Турции.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

2197031823552198549321нности и др., точно воспроизводил клинич. подробности б( -лезненного состояния человеческой психики. Его лучшая роль - Освальд ("Привидения" Ибсена). В репертуар Ц. входили также роли Никиты ("Власть тьмы" Л. Толстого), Кузовкина ("Нахлебник" Тургенева), Коррадо ("Гражданская смерть" Джакометти). В 1894 Ц. организовал собств. труппу. В 1899, 1901, 1921 по приглашению Э. Дузе играл в спектаклях её труппы. В 1911 и 1921 с триумфальным успехом выступал в Париже. Неоднократно гастролировал в России и СССР (1898, 1917-18, 1922). С 1912 снимался в кино.

Лит.: Папазян В., По театрам мира, М. - Л., 1937; Р а г d i е г i G., Ermete Zacconi, Bologna, 1960.

ЦАЛЕНДЖИХА, город (с 1964), центр Цаленджихского р-на Груз. ССР. Расположен на р. Чанисцкали (басе. Чёрного м.), в 25 км к С.-В. от ж.-д. ст. Зугдиди. 3 чайные ф-ки, з-д по розливу минеральной воды.

ЦАЛКА, посёлок гор. типа, центр Цалк-ского р-на Груз. ССР. Расположен близ Цалкского водохранилища, в 84 км к 3. от г. Марнеули. Сыромаслсдельный з-д, филиалы Тбилисского станкостроит. з-да им. С. М. Кирова и обув, ф-ки "Исани", полигон железобетонных изделий и др. С.-х. техникум.

ЦАЛКИНСКОЕ ПЛАТО, базальтовое плато в Груз. ССР, на С. Закавказского нагорья, в верховьях р. Храми. Вые. 1500-1700 м. Возвышенные части покрыты лугами, в понижениях -посевы с.-х. культур.

ЦАМ, в ламаизме праздник, во время к-рого ламы в масках, изображающих буддийские божества, совершают пляски и символически сжигают "злого духа".

ЦАНГА (от нем. Zange), приспособление в виде пружинящей разрезной втулки для зажима цилиндрич. или призматич. предметов. Со стороны головки (рис.) Ц. имеет осевые прорези, разделяющие лепестки - зажимные кулачки. Зажим предмета происходит под действием осевого усилия, приложенного к наружной или внутр. (при зажиме предмета за его внутр. поверхность) конич. части Ц. Применяется как патроны зажимные на металлорежущих или деревообр. станках, в цанговых карандашах и т. п.

Г. Цадаса.

Э. Цаккони.

Цанги: а - односторонняя; б - двусторонняя; в - цанга-втулка (для закрепления предмета за внутреннюю поверхность); / -коническая часть; 2 - прорезь; 3 - лепесток.

ЦАНГЕРИ, Дзангери (Zangheri) Ренато (р. 8.4. 1925, Римини), деятель итал. рабочего движения, историк в области агр. истории Италии. С 1944 чл. Итал. коммунистич. партии (ИКП). В 1945-1956 чл. руководящих комитетов местных орг-ций ИКП в Римини, Форли и Болонье. В 1956 стал коммунальным асессором в Болонье, в 1960 - чл. ЦК ИКП, в 1970 - мэром г. Болонья.

Соч.: La proprieta terriera e le origini del Risorgimento nel Bolognese, v. 1 (1789 -1804), Bologna, 1961.

ЦАНГПО, тибетское назв. верх течения р. Брахмапутра в Китае.

ЦАНДЕР (Zander) Йонас Густав Вильгельм (29.3.1835, Стокгольм,-17.6.1920, там же), шведский физиотерапевт, основоположник механотерапии, акад. Шведской АН (1896). Мед. образование получил в ун-те в Упсале (1855-60). В 1865 основал первый в мире медико-механич. ин-т для восстановления функций суставов и мышц после травматич. повреждений и лечения болезней обмена веществ посредством активно-пассивных упражнений. Сконструировал для этого десяти аппаратов, действие к-рых осн. на принципе рычага.

Соч.: От mediko-mekaniska institutet i Stockholm, Stockh., 1872; Die Apparate fur mechanisch heilgymnastische Behandlung und deren Anwendung, Stockh., 1886.

Лит.: Biographisches Lexikon der hervor-fagenden Arzte aller Zeiten und Volker, Bd 5, В.-W., 1934.

ЦАНДЕР Фридрих Артурович [11(23).8. 1887, Рига,-28.3.1933, Кисловодск], советский учёный и изобретатель, один из пионеров ракетной техники. После окончания в 1914 Рижского политехнич. ин-та работал на моек, з-де резиновой пром-сти; с 1919-на моек, авиазаводе "Мотор". С 1908 начал заниматься проблемами реактивного движения. В 1921 представил доклад о проекте межпланетного корабля-аэроплана на конференцию изобретателей, в 1924 опубликовал в журн. "Техника и жизнь" статью "Перелёты на другие планеты", в к-рой изложил свои вен. идеи: создание космич. летат. аппарата (КЛА), сочетающего самолёт и ракету; сжигание в полёте отработавших металлич. частей КЛА в качестве дополнит, горючего. В 1930-31 Ц. построил и испытал на сжатом воздухе с бензином реактивный двигатель ОР-1 тягой 1,42 и; в 1931-32 спроектировал двигат. установку с жидкостным ракетным двигателем ОР-2 (на жидком кислороде с бензином). Ц. разрабатывал проекты двигателя 10 и ракеты "ГИРД-Х". Принимал участие в организации Группы изучения реактивного движения. Именем Ц. назван кратер на обратной стороне Луны.

Соч.: Проблема полёта при помощи ре-дктивных аппаратов, М., 1932; Пионеры ракетной техники. Кибальчич, Циолковский, Цандер, Кондратюк. Избр. труды, М., 1964.

ЦАНЕВ Георги (Георги Ц а н е в Ценов) [р. 21.9(3.10). 1895, Ворован, Врачанский окр.], болгарский критик, литературовед, нар. деятель культуры Болгарии (с 1971), акад. Болг. АН (с 1974). Чл. Болг. коммунистич. партии с 1944. Окончил Софийский ун-т; с 1949-проф. там же. Директор Ин-та лит-ры Болг. АН (1957-63). Как критик выступил в нач. 20-х гг. В книгах "Писатели и творчество" .(1932), "Литературные очерки" (1938) отстаивал принципы реалистич. иск-ва. Внимание Ц. сосредоточено на развитии отечеств, революц. лит-ры, на проблемах реалистич. метода, лит. течениях и сов.- болг. лит. отношениях: "Путь Яворова" (1947), "Страницы истории болгарской литературы" (1953, 3 доп. изд. 1958), "По пути реализма" (1960), "Традиция и новаторство" (1965), "Писатели и проблемы" (1965).

Соч.: Избрани съчинения, т. 1 - 3, София, 1975; Страницы от историята на българската литература, т. 1-4, София, 1967-75.

Лит.: Динеков П., Георги Цанев, "Известия на Института за литература", 1966, кн. 18-19; Дуде веки X., Г. Ца-вев и руската литература, там же, 1972, кн. 21; Авджиев Ж., Забележително литературно дело, "Литературна мис-ьл", 1975, № 5. В. И. Злыднев.

ЦАНКАР (Cankar) Иван (10.5.1876, Врх-яика,-11.12.1918, Любляна), словенский писатель. В 1896 учился в Венском ун-те, но вскоре ушёл из него, занявшись лит. трудом. Один из зачинателей т. н. словенского модерна (см. Словения, Литература). Ранние произв. отмечены влиянием декадентства и символизма. Реалистич. яроизв. Ц.-комедия "Для блага народа" (1901), драма "Король Бетайновы" (1902), романы "На улице бедняков" (1902, рус. пер. 1961) и "Мартин Качур. Жизнеописание идеалиста" (1906), повесть "Батрак Ерней и его право" (1907)-отличаются глубоким психологизмом в органич. сплаве с беспощадным, нередко остросатирич. обличением бурж. миропорядка. В драме "Холопы" (1910) выразил веру в грядущую победу пролетариата. В публици-стич. и лит.-критич. статьях отстаивал демократич. традиции словен. лит-ры. Цикл новелл и стихотворений в прозе "Видения" (1917) отразил впечатления Ц. от 1-й мировой войны 1914-18, раздумья о будущем. В печатных и устных выступлениях воен. лет выдвигал пролетариат как гл. силу борьбы против австро-венг. ига. Ц.-основоположник словен. пролет, лит-ры; его драматургия заложила основу нац. репертуара.

С о ч.: Zbrani spisi, t. 1 - 21, Ljubljana, 1925-54; Izbrana dela, t. 1 - 10, Ljubljana, 1951-59; Pisma, t. 1-3. Ljubljana, 1948; в рус. пер.- Избр.. М., 1958.

Лит.: V i d m a r J., Literarne kritike, Ljubljana, 1951, s. 134-93; P i r j e v е с D u s a n, Ivan Cancar in evropska literatura, Ljubljana, 1964; Kermavner D., Ivan Cancar in slovenska politika leta 1918, Ljubljana, 1968. Е. И. Рябова.

ЦАНКОВ Александр (29.6.1879, Оряхово,-27.7.1959, Буэнос-Айрес), болгарский гос. и политич. деятель. Один из организаторов фаш. переворота 9 июня 1923. В 1923-26 глава фаш. пр-ва, жестоко подавившего Сентябрьское антифашистское восстание 1923, запретившего компартию и др. демократич. орг-ции (1924). В 1926 стал пред. Нар. собрания. В 1932 основал фаш. партию Национально-социальное движение. В годы 2-й мировой войны 1939-45 сторонник союза Болгарии с гитлеровской Германией. В сент. 1944 бежал за границу, возглавлял болг. фаш. эмиграцию. За антинар. деятельность заочно приговорён Нар. судом Болгарии к смертной казни.

ЦАННЕР, Ц а н е р и, ледник на южном склоне Б. Кавк. хр. в Груз. ССР. Дл. 10,1 км, пл. 28,8 км\ Образуется слиянием двух ветвей, даёт начало р. Муль-хра, одному из истоков р. Ингури.

ЦАО ПИ, Ц а о Пэй (второе имя -Ц з ы-х у а н ь, известен также как Вэй-ский император В э н ь-д и) (187, обл. Пэйго, совр. пров. Аньхой, -226), китайский поэт и теоретик лит-ры. Император царства Вэй в 220-226. Сын Цао Цао. Жизнь провёл в войнах и "усмирении непокорных". Одновременно старался играть роль "мироустроителя", покровителя лит-ры. Писал о пирах и походах, о бренности человеческого бытия. Стихи Ц. П. образны и элегичны. Один из первых авторов семисловных стихов - поэтич. формы, ставшей осн. в кит. поэзии 7-20 вв. Сохранились стихи в жанрах ши и юэфу, письма о лит-ре, трактат "Рассуждение об изящной словесности". Несмотря на сильное влияние традиции, трактат знаменовал собой отход от конфуцианского рационализма (см. Конфуций) и требование эстетич. критериев в поэзии. Высоко оценивая обществ, роль лит-ры, Ц. П. пытался дать сравнит, анализ творчества современников, краткую характеристику осн. жанров.

Соч. в рус. пер., в кн.: Антология китайской поэзии, т. 1, М., 1957.

Лит.: Черкасский Л. Е., Поэзия Цао Пи и его трактат, в его кн.: Поэзия Цао Чжи, М., 1963. И. С. Лисевич.

ЦАО СЮЭ-ЦИНЬ (псевд.; наст, имя-Цао Чжань) (ок. 1715, Нанкин,-1762, близ Пекина; по др. сведениям, 1724-1764), китайский писатель. Автор романа "Записки о камне" (впоследствии названного "Сон в красном тереме"), завершённого в 1791 Гао Э, к-рый дописал 81-120-е главы. Роман повествует о жизни богатой аристократич. семьи и о трагич. любви героев. Его сюжет построен на буддийской идее - жизнь есть сон, полный горестей и страданий, но художеств, метод автора близок реализму. Герои Ц. С.-ц. борются за своё достоинство, за уважение к человеку вне зависимости от его сословной принадлежности. Его соч. знаменовало собой новый этап в развитии кит. классич. романа. Соч. в рус. пер.: Сон в красном тереме, т. 1-2, М., 1958.

Лит.: Меньшиков Л. Н., Риф-тин Б. Л., Неизвестный список романа "Сон в красном тереме", "Народы Азии и Африки", 1964, № 5; Л и н-Л и н О., К вопросу о символах романа Цао Сюэциня "Сон в красном тереме", "Вестник МГУ, сер. 14, Востоковедение", 1972, № 1; С ы ч е в Л. П., Сычев В. Л., Китайский костюм, М., 1975, с. 81-89; W u Shih-chang, On the Red Chamber dream, Oxf., 1961; Хун лоу мэн вэньти таолунь цзи, т. 1-4, Пекин, 1955; И-с у, Хун лоу мэн шулу,Шанхай, 1958; его же, Хун лоу мэн цзюань, Пекин, 1963; М о-ж э н ь, Хун лоу мэн сецзо цзицяо, Тайбэй, 1966; Ч ж о у Ж у ч а н, Цао-Сюэ шшь. Пекин, 1964; Тюкоку-но хати дай сёсэцу, Токио, 1965. О. Лин-Лин.

ЦАО ЦАО (второе имя - М э н-д э; известен также как Вэйский У- д и) (155-220), китайский поэт, полководец и гос. деятель. Отец Цао Пи и Цао Чжи. Будучи министром последнего имп. династии Хань Сянь-ди (правил в 189-220), сосредоточил в своих руках всю власть, стал диктатором. Всю жизнь провёл в войнах. Подавлял "Жёлтых повязок" восстание. В течение неск. лет вёл войну с соперничавшими полководцами -Люй Бу, Юань Шао и Чжан Сюэ и победил их. В борьбе с соперниками использовал кочевые племена - ухуань и ди. Основал царство Вэй (220-265), занимавшее терр. Сев, и Центр. Китая, провозгласил Цао Пи императором. Большая часть стихов Ц. Ц.-подражание нар. юэфу, темы к-рых он свободно варьировал. В них описаны тяготы походов, бедствия смутного времени, бренность человеческого существования и одновременно прославляется новая династия. Ц. Ц.-автор соч. по воен. иск-ву. Кит. лит. и фольклорная традиция рисовала Ц. Ц. коварным и жестоким правителем.

С о ч. в рус. пер., в кн.: Антология китайской поэзии, т. 1, М., 1957.

Лит.: Черкасский Л. Е., Цао Цао -поэт-полководец, в его кн.: Поэзия Цао Чжи, М., 1963; Цао Цао лунь цзи, Пекин, 1960.

И. С. Лисевич.

ЦАО ЦЗИН-ХУА (наст, имя, псевд.-Цао Лин ь-я) (р. 1897, Луши, пров. Хэнань), китайский литературовед, переводчик, обществ, деятель. С 1-го созыва деп. Всекмт. собрания нар. представителей. В 1922-25 учился в Коммунистич. ун-те трудящихся Востока в Москве, в 30-е гг.-проф. ЛГУ. По возвращении в 1933 в Китай был проф. неск. ун-тов. После образования КНР (1949)-зав. кафедрой рус. филологии, декан ф-та рус. языка и лит-ры Пекинского ун-та. Перевёл на кит. яз. произв. М. Горького ("9 января"), А. П. Чехова ("Медведь"; "Свадьба", "Три сестры", "Юбилей", "Предложение"), А. С. Серафимовича ("Железный поток"), А. Н. Толстого ("Хлеб"), В. П. Катаева ("Я сын трудового народа"), К. А. Федина ("Города и годы"), Б. А. Лавренёва ("Сорок первый") и др. Автор статей о рус. классич. и сов. лит-ре и их влиянии на кит. реалистич. лит-ру.

Соч.:Хуа, Пекин, 1964.

Лит.: федоренко Н. Т., Китайские записи, М., 1959; Белоусов Р., В тысячах иероглифов, М., 1963. М. Е. Шнейдер.

ЦАО ЧЖИ (второе имя -Ц в ы- ц з я н ь, известен также как Чэнь Сы-ван) (192, обл. Пэйго, совр. пров. Аньхой,-232), китайский поэт. Сын Цао Цао. Был гоним братом Цао Пи, мн. годы провёл в ссылке. Лирич. поэзия Ц. Ч. лишена придворной помпезности. Воспевал воинскую доблесть, бессмертие человеческих дел, любовь и дружбу, выступал за "гуманное правление". Ц. Ч. широко использовал нар. темы и образы, но даже эпич. материал подавал в лирич. ключе. Многие его юэфу повествуют о принесённых войной бедствиях, о бренности бытия. Стихи о "путешествиях к небожителям" связаны с общим тогда увлечением даосскими магией (см. Даосизм) и медитацией. В нарочитом отстранении Ц. Ч. от земного выразился его протест против несправедливости. Среди фу Ц. Ч. выделяется лирич. поэма "Фея реки Ло", в к-рой Ц. Ч. свой идеал земной женщины выразил в фантастич. форме. Изображая любовь человека и бессмертной, поэт ратовал за свободу чувства. Среди многожанрового наследия Ц. Ч.-оды, стихи (гл. обр. пятисловные), гимны, подражания нар. песням, славословия, эпитафии, рассуждения и др.

Соч.: Tsao Chih, Worlds of dust and jade, N. Y., 1969; в рус. пер. - Семь печалей. Стихотворения, М., 1962.

Лит.: Черкасский Л. Е., Поэзия Чао Чжи, М., 1963; его же, Римский изгнанник и скиталец из царства Вэй: Публий Овидий Назон и Цао Чжи, в кн.: Историко-филологические исследования, М., 1967; D u n n H., Ts'ao Chih. The life of a princely Chinese poet, N. Y., 1970. И. С. Лисевич.

ЦАО ЮЙ (псевд.; наст, имя-Вань Ц з я -6 а о) (р. 1910, Цяньцзянь, пров. Хубэй), китайский драматург. Окончил ун-т Цинхуа в Пекине (1934). Его первая пьеса-антидомостроевская трагедия "Гроза". (1934, рус. пер. 1956). Трагедия "Восход" (1935, рус. пер. 1960) направлена против бурж. уклада жизни. В пьесе "Дикое поле" (1937) Ц. Ю. показал острые противоречия кит. деревни. Драма "Обновление" (1941)-опатриетич. подъёме в первый период войны с Японией отмечена оптимизмом. Семейные драмы, лежащие в основе трагикомедии "Пекинцы" (1941, рус. пер.- "Синантропы", 1960) и пьесы "Семья" (по одноим. роману Ба Цзиня, 1942), передают социальные конфликты, происходившие в кит. обществе. В 1954 опубл. драму об интеллигенции "Ясное небо" (рус. пер. I960). Мастерство в раскрытии социальных проблем, своеобразие характеров - отличит, черты социально-психологич. драматургии Ц. Ю.

С о ч. в рус. пер.: Пьесы, т. 1 - 2, М., 1960.

Лит.: Никольская Л. А., Драматургия Цао Юя, "Советское китаеведение", 1958, Ms 4; La u J. S. М., Ts'ao Yii: A study in literary influence, Hong Kong, 1970. Л. А. Никольская.

ЦАПЛИ настоящие, цаплевые (Ardeidae), семейство птиц отряда голенастых. Дл. тела 28-140 см. Шея и ноги длинные, голень частично голая; пальцы длинные, тонкие; коготь среднего пальца зазубрен. Клюв прямой, острый. Оперение рыхлое, на теле 2-4 пары участков порошкового пуха. Окраска сизая, серая, бурая или белая, часто с продольными пестринами. 66 видов. Распространены всесветно, кроме полярных стран, преим. в тропиках и субтропиках. В СССР-16 видов: выпь, волчки, кваква, жёлтая Ц., египетская, серая, рыжая, белые и др. Ц., обитающие в умеренных широтах, обычно перелётны. Держатся в густых прибрежных зарослях (выпи, волчки) или открыто по берегам водоёмов, на сырых лугах. Гнездятся колониями, часто вместе с др. птицами - бакланами, колпицами, каравайками. Гнёзда на деревьях, кустах или заломах тростника. В кладке 3-7 одноцветных яиц. Наьи-живают самка и самец. Птенцы покрыты редким пухом, долго остаются в гнезде или близ него. Ц. питаются мелкой рыбой, лягушками, моллюсками, насекомыми, иногда грызунами или птенцами. Добычу подкарауливают стоя неподвижно на мелководье или ловят на ходу. Иногда к Ц. относят челноклюва.

Цапли: 1 - серая; 2 - белая; 3 - жёлтая; 4 - кваква; 5 - волчок; 6 - выпь.

Лит.: Птицы Советского Союза, под ред. Г. П. Дементьева и Н. А. Гладкова, т. 2, М., 1951.

ЦАПЛИН Дмитрий Филиппович [8(20).2. 1890, дер. Малый Мелик, ныне в Саратовской обл.,-25.11.1967, Москва], советский скульптор. Учился в Саратовских высших художеств, мастерских (1919-1920). Участник выставок АХРР и ОЯС (1925-27) и др. Был командирован для работы за границу (1927-35, Франция, Испания, Англия). Осн. материалы произв. Ц.-камень и дерево. Большое место в его творчестве занимала работа над воплощением образа В. И. Ленина. Ц.- также автор ряда портретов, композиций, анималистич. скульптур.

ЦАПЛИН Матвей Константинович (1886, с. Сергеевка Шуйского у. Владимирской губ.,-26.9.1918, близ Барнаула), один из руководителей борьбы за Сов. власть на Алтае. Чл. Коммунистич. партии с 1905. Род. в крест, семье. Рабочий-ткач. Вёл парт, работу в Шуе, Ярославле, Барнауле. С авг. 1917 пред. Барнаульского совета, организатор Красной Гвардии. С сент. пред. Алтайского губиспол-кома Советов. Делегат 2-го Всеросс. съезда Советов. Пред. Барнаульского ВРК, взявшего 7(20) дек. 1917 власть в городе. В июне 1918 схвачен и расстрелян белогвардейцами.

Лит.: Бородкин П., М. К. Цаплин, Барнаул, 1959.

ЦАПФА (от нем. Zapfen), участок вала или оси, поддерживаемый опорой. Концевая Ц. наз. шипом, расположенная в ср. части вала,-шейкой, торцевая -пятой. Шипы и шейки выполняются цилиндрическими, коническими, иногда сферическими; пяты - кольцевыми (с одной опорной плоскостью) и иногда гребенчатыми (с неск. плоскостями). Конич. Ц. позволяют регулировать зазор в подшипнике скольжения, сферические допускают значит, перекос вала относительно подшипника. Если Ц. поддерживается подшипником скольжения или её поверхность непосредственно контактирует с телами качения подшипника качения, то для обеспечения износостойкости Ц. должна иметь высокую твёрдость и малую шероховатость поверхности. Отклонения формы и размеров Ц. от заданных существенно влияют на работу механизма, поэтому она изготовляется с большой точностью.

ЦАРА РОМЫНЯСКА (рум. Тага Romaneasca, букв.-Румынская земля), румынское назв. ист. области Валахия.

ЦАРАНЕ (от молд. цара - земля), феод.-зависимые крестьяне в Молдавии. Жили на землях феодалов, к-рым отдавали V"o часть произведённых продуктов и исполняли фиксированную барщину. Юридически считались свободными, могли уйти от феодала, но были прикреплены к родным сёлам, где платили налоги. По реформе 1868 получили за выкуп небольшие зем. наделы, и термин "Ц." стал обозначать - земледелец, крестьянин вообще.

ЦАРЁВ Михаил Иванович [р. 18.11(1.12). 1903, Тверь, ныне Калинин], русский советский актёр, режиссёр и педагог, нар. арт. СССР (1949). Чл. КПСС с 1949. Герой Социалистич. Труда (1973). Учился в Петрогр. школе рус. драмы (1919-21, педагог Ю. М. Юрьев), в 1920 ещё студентом вошёл в труппу Большого драматич. театра. В последующие годы работал в Василеостровском театре, б. Театре Корша, в театрах Махачкалы, Казани, Симферополя; в 1933-37 в Театре им. Мейерхольда. С 1937 в Малом театре (с 1950 директор). Многие годы исполнял роль Чацкого ("Горе от ума" Грибоедова; впервые в Василеостровском театре, затем в Театре им. Мейерхольда, позже в Малом театре), в 60-е гг. перешёл на роль Фамусова. Гражданственность и партийность публициста, отличающие иск-во актёра, проявились в сыгранной им галерее молодых героев -Огнев, Ромодан ("Фронт", "Крылья" Корнейчука), Гарри Смит ("Русский вопрос" Симонова) и др. Сложные, развёрнутые психологические портреты созданы Ц. как в драме - Протасов ("Живой труп" Л. Н. Толстого), Роста -нев ("Село Степанчиково и его обитатели" по Достоевскому), Иванов ("Иванов" Чехова), Арбенин ("Маскарад" Лермонтова), так и в трагедии - Макбет ("Макбет" Шекспира). Как мастер тщательно разработанной внутр. характерности, большой обличит, силы предстал актёр в ролях Вожака ("Оптимистическая трагедия" Вишневского), Старика ("Старик" Горького), Ильи Репина ("Признание" Дангу-лова). В творчестве Ц. органично соединяются романтич. и реалистич. начала, ему присуще естественное сочетание традиций и новаторства. Многогранному таланту актёра близки также яркая ко-медийность и мягкий юмор - Хиггинс ("Пигмалион" Шоу), Глумов ("На всякого мудреца довольно простоты" Островского), Дон Се-зар де Базан ("Рюи Блаз" Гюго). В 70-е гг. большой творческой удачей Ц. стала трагич. роль Мат-тиаса Клаузена (ч Перед заходом солнца" Гауптмана). Ц. одновременно выступает и как чтец. С 1935 преподаёт (с 1941 в Театральном училище им. М. С. Щепкина; с 1962 проф.). С 1964 возглавляет Всероссийское театральное об-во (ВТО), с 1959 президент сов. Национального центра Междунар. ин-та театра. Автор книг "Что такое театр" (1960) и "Неповторимые мгновенья" (1975). Снимается в кино. Гос. пр. СССР (1947, 1969). Награждён 3 орденами Ленина, 2 другими орденами, а также медалями.

М. И. Царёв.

М. И. Царев в роли Чацкого ("Горе от ума" А. С. Грибоедова).

Лит.: Филиппов В л., М. И. Царев в роли Феди Протасова, в кн.: Ежегодник Малого театра. 1953-1954, М., 1956; Зубков Ю., Михаил Царев, "Театр", 1961, № 11; Коржевич Л., Три роли Михаила Царева, .там же, 1973, №8;Лейкин Н., Мудрое искусство Михаила Царева, в кн.: Актер, актер и еще раз актер..., М-, 1975.

Ю. А. Зубков.

"ЦАРИЦА НОЧИ", селеницереус крупноцветковый (Selenicereus grandiflorus), стелющееся или вьющееся растение сем. кактусовых. Стебли относительно тонкие (диаметр до 2,5 см), 7-8-гранные, на них развиваются воздушные корни и ареолы с небольшими нолючками. Цветки одиночные, белые, очень крупные (диаметр до 30см), с ароматом ванили; раскрываются ночью и к утру увядают. Распространена "Ц. н." на тропических побережьях и опушках лесов о-вов Ямайка, Куба и в Мексике. Экстракт лепестков и стеблей употребляют в народной медицине (т. н. золотые капли). В СССР выращивают в оранжереях. "Ц. н."наз. также селенице-реус крючковидный (S. ha-matus), селеницереус г-жи Мак-дональд (S. macdonaldiae) и др. Размножают их семенами и черенками

ЦАРИЦЫН, прежнее (до 1925) назв. г. Волгограда.

ЦАРИЦЫНО, недостроенная загородная резиденция имп. Екатерины II (ныне в черте г. Москвы). Находится на высоком холме между запруженными pp. Городенкой и Язвенкой и глубоким оврагом. Ц.-ансамбль из отд. живописно расположенных среди пейзажного парка (проект -1788, арх. М. Ф. Казаков, П. С. Валуев) павильонов и корпусов, в архитектуре большинства из к-рых классицизм сочетается с др.-рус. и псевдоготи