БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ХРАМОВАЯ МУЗЫКА, культовая музыка.
ЦИНКА СУЛЬФИД, сернистый цинк, ZnS, белый порошок.
ЧЕРСКОГО ХРЕБЕТ, цепи Черского, горная система на С.-В. СССР.
ЧУВАШСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени И. H. Ульянова.
ТАМОЖНЯ (от тамга), гос. учреждение, контролирующее провоз грузов.
ШТЕТТИНСКИЙ МИР 1570, между Швецией и Данией.
ЭКСПОНОМЕТРИЯ, раздел фотографии, в к-ром определяют условия экспонирования.
ЭССЕ (франц. essai - попытка, проба, очерк, от лат. exagium - взвешивание), прозаич. сочинение.
ТЕАТР ТЕНЕЙ, вид театр, зрелища.
ЕККЕ, текийе, завие (тур. tekke, zaviye), обитель мусульм. дервишей в Турции.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

2197031823552198549321- место паломничества шиитов.

ХУСЕЙН, Хусейн ибн Али аль-Хашими (ок. 1854 - 4.6.1931, Амман), подчинённый Турции правитель ("великий шериф") Хиджаза и Мекки в 1908-16; король Хиджаза в 1916-24. Основатель династии Хашимитпов. Во время 1-й мировой войны 1914-18 заключил в 1915 соглашение с Великобританией (т. н. соглашение Мак-Магон-Хусейн), по к-рому Великобритания обязывалась признать независимость будущего арабского гос-ва во главе с X. В соответствии с этим соглашением 5 июня 1916 X. поднял антитур. восстание, а 2 нояб. 1916 провозгласил себя королём арабов. Однако Великобритания, тайно нарушившая свои обязательства ещё весной 1916 (см. Сайке - Пико соглашение 1916), и Франция признали X. королём только Хиджаза. В марте 1924 X., претендуя на лидерство в мусульм. мире, объявил себя халифом, но другие мусульм. страны не признали его. Начал в 1924 войну с эмиром Неджда Ибн Саудом за гегемонию на Аравийском п-ове, но потерпел поражение (недждо-хиджазская война 1924-25). 5 окт. 1924 отрёкся от престола в пользу своего старшего сына Али. С 1925 жил на Кипре и в Трансиордании.

ХУСЕЙН ИБН ТАЛАЛ, Хусейн бен Тала л, Хусейн I (р. 14.11. 1935, Амман), король Иордании с 1952 из династии Хашимитов (с авг. 1952 по май 1953 под попечительством регентского совета). Первонач. образование получил в исламском колледже Аммана и колледже Виктория (Александрия); учился в колледже Харроу и в Королевской воен. академии в Сандхерсте (Великобритания).

ХУСЕЙН ТАХА (14.11. 1889, Килу, близ г. Магага в Верх. Египте,- 28.10. 1973, Каир), арабский писатель, литературовед и историк (Египет). Президент академии араб, языка в Каире (с 1965). В детстве потерял зрение. Окончил мусульм. ун-т аль-Азхар и Каирский ун-т. Проф. Каирского ун-та (с 1919). В 1932 вступил в партию "Вафд". Ректор Александрийского ун-та (1943-46); министр просвещения Египта (1950-52).

Подвергался преследованию реакц. кругов за опубл. в 1926 монографию "Доисламская поэзия арабов", в к-рой проводил мысль о необходимости критич. подхода ко всем лит. памятникам, включая Коран. Из других работ наибольший интерес представляют "Беседы по средам" (т.1-3, 1923-53), два тома к-рых поев, ср.-век. араб, лит-ре, а третий - современной. Новой араб, лит-ре поев, и кн. очерков "Из нашей современной литературы" (1958). Историко-лит. исследования X. Т. в основном касаются ранней истории ислама: "На полях жития" (т. 1-3, 1933-43) и др.

Как писатель X. Т. - один из основоположников критич. реализма в араб, лит-ре. Его первое крупное художеств, произведение - автобиографич. повесть "Дни" (ч. 1-2, 1929-39, ч. 3, 1972) -переведено на мн. языки. Протест против угнетения, требование социальной справедливости для народа звучат в сб. рассказов "Мученики на земле" (1948). Однако ряд произв. писателя проникнут настроениями упадка, неверием в социальный прогресс (сб. рассказов "Погибшая любовь", 1937-38). В 1967 вышли его "Мемуары". X. Т. перевёл ряд сочинений античных писателей и франц. просветителей. За заслуги в развитии лит-ры отмечен Гос. пр. Египта (1959).

Соч. в рус. пер.: Дни. [Вступ. ст. и прим. И. Ю. Крачковского], Л., 1934; 2 изд., М., 1958; Хадиджа, "Иностранная литература", 1958, № 9; Зов горлицы. [Предисл. В. Соловьёва], М., 1961.

Лит.: Крачковский И. Ю., Избр. соч., т. 3, М.-Л., 1956; К о ц а р е в Н. К., Писатели Египта. XX век. М., 1975 (лит.); С а с h i a P., Taha Husayn. His place in the Egyptian literary Renaissance, L., 1956; S e-m a h D., Four Egyptian literary critics. Lei-

den, 1974, p. 109-52; "аль-Хиляль", 1966, № 2 (спец. номер); Х а м д и а с-С а к к у т, Мареден Джоиз, Таха Хусейн, Каир, 1975. О. Б. Фролова.

ХУСЕЙН-ДЕЙ, быв. город в Алжире, юго-вост. пригород г. Алжир. 70 тыс. жит. (1970). Предприятия пищ., текст., хим., маш.-строит., электротехнич. пром-сти.

ХУСЕЙНИДЫ, династия правителей (беев) в Тунисе (1705-1957). Основана Хусейном бен Али, тур. офицером греч. происхождения. В 1705-1881 X., формально признавая себя вассалами Османской империи, правили как независимые государи. В период франц. протектората (1881-1956) утратили реальную власть. После достижения независимости Тунисом (1956) династия X. была (25 июля 1957) низложена; Тунис был провозглашён респ у бли кой.

ХУСНИ, Хуснутдинов Фатых Хуснутдинович [р. 21.1(3.2). 1908, с. Б. Метески, ныне Сабинский р-н Тат. ACCPJ, татарский советский писатель. В 1933 окончил финансово-экономич. ин-т в Казани. Печатается с 1927. Осн. тема X. - настоящее и прошлое тат. деревни: романы "Земля слушает" (ч. 1, 1931), "Тропа пешехода" (1959, рус. пер. I960), "Год тридцатый" (1963, рус. пер. 1965), повести "Перстень" (1945, рус. пер. 1964), "Любовь под звёздами" (1954, рус. пер. 1956), "Гильмениса" (1969), "Гильмениса и её соседи" (1971), "Майдан" (1971). В произв. X. созданы самобытные характеры людей из народа, он знаток нац. быта, живой нар. речи. Автор пьес "В лесу" (пост. 1938), "Годы и пути" (пост. 1956), "Братья Тагировы" (пост. 1965). Награждён 2 орденами, а также медалями.

Соч.: Сайланма эсэрлэр, т. 1-3, Казан, 1966 - 68; в рус. пер.- Новеллы, Каз., 1947; Первая молния. Повесть и рассказы, Каз., 1954; Под звёздами, М., 1972.

Лит.: История татарской советской лите-i ратуры, М., 1965; СверигинР., Фатых Хесни, Казан, 1968; Гиниятуллина А., Писатели Советского Татарстана. Биобиблиографический справочник, Каз., 1970. Я. Мустафин.

ХУССЕЙ (Houssay) Бернардо Альберто (10.4.1887 - 21.9.1971), аргентинский физиолог; см. Усай Б. А.

ХУСТ, город (с 1946), центр Хустского р-на Закарпатской обл. УССР. Расположен при впадении р. Рика в Тису. Ж.-д. ст. на линии Батево-Солотвина. Теребля-Рикская ГЭС. Лесокомбинат; заводы: камнеобрабатываю-щий экспериментальный, керамич., стройматериалов; фетро-фильцевая, обув., художеств, изделий ф-ки; пищ. пром-сть. В X.- лесотехникум, мед., культу рно-просветит. училища. Историко-революц. музей. Турбаза.

ХУСТО (Justo) Хуан Баутиста (28.6. 1865, Буэнос-Айрес,-8.1.1928, Лос-Кардалес, Пилар, пров. Буэнос-Айрес), аргентинский политический деятель, историк. Один из основателей (1896) и лидер Социалистич. партии Аргентины. В 1898 под рук. X. был осуществлён перевод 1-го тома "Капитала" К. Маркса на исп. язык. В 1912, 1916 и 1920 избирался чл. палаты депутатов, в 1924 -сенатором. Гл. труд X.- "Теория и практика истории" (1909).

ХУТАЙА, аль-Хутай'а (прозвище "Коротышка") Джарвал ибн Аус аль-Абси (ок. 600-679, Хиджаз), арабский поэт, последний крупный представитель араб, доисламской поэзии и один из первых профессиональных панегиристов в ср.-век. араб, литературе. Происходил из низов мударитского племени Абс. В панегириках X. представителям старо-араб. знати и деятелям раннего мусульм. гос-ва отразились настроения аравийской бедноты, идеализировавшей родо-племенной строй прошлого. Считался мастером поэтич. "хулы" (хадже), которая у X. содержит не только язвительные поношения, но и живые зарисовки действительности. Поэтич. стиль X. повлиял на ср.-век. араб, поэзию. В среде иракских филологов 8-9 вв. вокруг имени X. циклизовались легенды и анекдоты карнавально-эротич. содержания.

М. С. Киктев.

Соч.: Диван аль-Хутай'а., Каир, 1958; Диван аль-Хутай'а, Бейрут, 1967.

Лит.: В i а с b ё г е R., Histoire de la litterature arabe, 2, P., 1964; N a 1 1 i n о С., Litterature arabe des origines a 1'epoque de la dynastie umayyade, P., 1950.

ХУТБА (араб.), у мусульман молитва, читаемая спец. лицом - хатибом во время пятничного полуденного богослужения, а также в дни больших праздников (курбан-байрам, ураза-байрам) и по особым случаям (о даровании победы мусульм. воинству, об избавлении от засухи, голода, эпидемий и т. д.). В ср. века X. была также молитвой о здравии халифа и местного государя.

ХУТОР, однодворное сел. поселение. Известен с древнейших времён у мн., гл. обр. земледельческих, народов Зап., Сев. и Вост. Европы и у нек-рых народов Ср. Азии. На Украине, Дону и Кубани X. называли выселки из сёл или станиц, независимо от числа дворов. Обычно возникали в ходе освоения новых земель. С развитием капитализма X. стали называть обособленную усадьбу с хоз. постройками и зем. участком, находящимся в индивидуальном пользовании; X. типичны для Прибалтики - 19 - 1-й пол. 20 вв. В период Столыпинской аграрной реформы богатые крестьяне, выходя из общины, переселялись на X. В СССР во время сплошной коллективизации с. х-ва произошла ликвидация большинства X.

ХУТОРСКИЕ ХОЗЯЙСТВО, форма ведения с.-х. произ-ва. Землеустройство при X. х. характеризуется тем, что на обособленном участке земли находится всё х-во с усадьбой владельца или часть построек и инвентаря, необходимых для его обработки. X. х. существует во мн. странах и при различных типах производств, отношений, основанных на частной собственности. Наибольшее развитие получило в период капитализма. В России появилось в 1-й пол. 18 в. на территории Войска Донского; владельцами хуторов были богатые казаки, захватившие большие участки земли. В 1-й пол. 19 в. X. х. начало распространяться в б. Царстве Польском (с 30-х гг.) и в Прибалтике; в кон. 19 в. - в зап. губерниях России (Волынская, Смоленская, Витебская, Псковская и др). X. х. усиленно насаждалось в период проведения Столыпинской аграрной реформы (с кон. 1906), имевшей целью укрепление кулачества в деревне. К 1910 удельный вес отрубных (см. Отруб) и X. х. в общей массе крест, х-в в Европ. части России составлял 10,5%. Наиболее характерно X. х. было для зап. и сев.-зап. губерний. Развивалось X. х. в основном за счёт экспроприации и эксплуатации крест, масс кулачеством, что вызывало обострение классовых противоречий в деревне. После Окт. революции 1917 в течение 1918-1920 X. х. было значительно ослаблено, хотя в 1921-26 в сев.-зап. р-нах РСФСР, в Белоруссии и на Украине ещё создавались хутора. X. х. тормозило проведение коллективизации сельского хозяйства, поэтому с переходом к сплошной коллективизации начался процесс их ликвидации, к-рый завершился в основном накануне Великой Отечеств, войны 1941-45. В сов. прибалт. республиках и в зап. областях Белоруссии и Украины, где X. х. было господствующей или единственной формой ведения х-ва, в ходе коллективизации осуществлялось переселение крестьян из хуторов в колхозные посёлки.

В Зап. Европе X. х. появилось в 16 в. (Англия, нек-рые р-ны Германии); в 18-19 вв. быстро развивалось в скандинавских странах и Нидерландах. Распространено в ряде др. развитых капита-листич. стран Зап. Европы, в совр. условиях, применительно к этим странам, X. х. совпадает с понятием фермерское хозяйство. В США и Канаде X. х. создавались в период колонизации значит, части земель.

Лит.: Ленин В. И., Некоторые итоги "землеустройства", Поли. собр. соч., 5 изд., т. 22; его же, Помещичье землеустройство, там же, т. 23; е г о ж е, К вопросу об аграрной политике (общей) современного правительства, там же; е г о ж е, Землеустройство и деревенская беднота, там же, т. 24; Першин П. Н., Участковое землепользование в России, М., 1922; е г о ж е, Земельное устройство дореволюционной деревни, т. 1, М. - Воронеж, 1928; его же, Аграрная революция в России, кн. 1-2, М., 1966; Данилов В. П., Земельные отношения в советской доколхозной деревне, "История СССР", 1958, № 3; Когтикова М. П., О ликвидации хуторов в СССР. (1935 - 1941), там же, 1963, № 4.

ХУТЫНСКИЙ MOHACTЫPЬ, Варлаамиев, Спасо-Преображенский, русский мужской монастырь. Основан в кон. 12 в. в урочище Хутынь, в 10 км к С. от Новгорода, на прав, берегу р. Волхов, Варлаамием Хутынским (ум. 1193), выходцем из новгородской боярской семьи; он же положил начало земельным владениям X. м., ставшего одним из крупнейших феодалов среди новгородских монастырей. С сер. 15 в. X. м. был под покровительством моек. вел. князей, позднее рус. царей. В сер. 18 в. владел более чем 5,5 тыс. крепостных. Здания X. м. сильно пострадали в результате варварских действий фаш. захватчиков; сохранились часть Преображенского собора (1515) с крытой папертью и Варлаамская церковь (1552).

Лит.: К а р г е р М. К., Новгород, 3 изд., Л.-М., 1970.

ХУУЛЬЧ САНДАГ (гг. рожд. и смерти неизв.), монгольский поэт-импровизатор 1-й пол. 19 в. Род. в Гоби-мэргэн хошуне Тушээт-хановского аймака (ныне Вост.-Гобийский аймак). Живя во дворце вана (князя), прославился как мастер мгновенной импровизации. В истории монг. лит-ры остался творцом оригинального жанра у г (букв. - "слово") - сочинений-аллегорий, имевших хождение в народе. Обычно уги X. С. представляют собой подобие плача или жалобы диких зверей, домашних животных и даже неодушевлённых предметов на свою судьбу ("Слово тающего весной снега"). Наделяя их даром мышления, речи, X. С. в произносимые ими "слова" вкладывал мысли о жизненных невзгодах ("Слово гонимого ветром перекати-поля", "Слово верблюжонка, разлучённого с матерью"), несправедливости ("Слово сторожевого пса"), невежестве и жестокости чиновников ("Слово о хороших и плохих чиновниках и писарях"). Оставленные X. С. "слова" -художеств, выражение многих явлений из жизни народа, его мыслей и чувств. Произв. X. С. включаются в монг. школьные хрестоматии.

Соч.: Зохиолуудын туувэр, Улан-Батор. 1957.

Лит.: Михайлов Г. И., Литературное наследие монголов, М., 1969; М и х а и" лов Г. И.,Яцковская К. Н., Монгольская литература, М., 1969. К. Н. Яцковская.

ХУФУ, египетский фараон IV династии (27 в. до н. э.); более известен под др.-греч. именем Хеопс.

ХУФУФ, Э л ь-Х у ф у ф, город на С.-В. Саудовской Аравии. Адм. ц. пров. Эль-Хаса. Ок. 100 тыс. жит. Трансп. пункт на ветке шоссе Джидда (на Красном м.) - Эр-Рияд - порт Рас-Танну-ра (на Персидском зал.). Ж.-д. ст. Центр ремесл.-кустарного произ-ва провинции (шерстяные ткани, плащи, серебряные и золотые изделия и др.). 3-д по обработке фиников.

ХУХ (Huch) Рикарда (18.7.1864, Браун-швейг, - 17.11.1947, Шёнберг), немецкая писательница. В 1888-91 училась на историко-филос. ф-те Цюрихского ун-та; доктор философии (1892). С 1926 чл. Прусской академии иск-в, откуда вышла в знак протеста против фаш. диктатуры. После разгрома фаш. Германии почётный пред. Кулътурбунда. В 1893 опубл. роман "Воспоминания Лудольфа Урслея младшего" - о разорении и гибели старинной патрицианской семьи. Психологизм и широкий социальный диапазон отличают её романы "Vita somni-um breve" (1903, с 1913 под назв. "Михаэль Унгер"), "О королях и короне" (1904) и др. Ряд историч. сочинений X. поев, обществ, развитию Европы; в 1934-49 изданы три тома "Немецкой истории". X. была мастером лирич. стихотворения (1-й сб. 1891), новеллы, эссе. Пр. им. И. В. Гёте (1931).

Соч.: Gesammelte Werke, hrsg. von W. Emrich, Bd 1 - 10, Koln-В., 1966-70] в рус. пер.- Дело доктора Деруги, Л., 1926] Светопреставление и другие новеллы, Л., 1970.

Лит.: История немецкой литературы, т. 4, М., 1968; Baumgarten H., Ricarda Huch..., Weimar, 1964. С. Г. Слуцкая.

ХУХЕЛЬ (Huchel) Петер (р. 3.4.1903, Лихтерфельде), немецкий поэт. В 1971 уехал из ГДР в Италию. Печатается с 1924. С приходом к власти фашистов перестал публиковаться. В годы 2-й мировой войны 1939-45 солдат вермахта, военнопленный в СССР. В 1945-48 художественный директор Берлинского радио, затем (до 1962) гл. редактор журн. "Зинн унд форм" ("Sinn und Form"). X. - мастер пейзажной и философской лирики. В 40-50-х гг. в его стихах появляется тема социалистич. преобразования мира, однако в дальнейшем обществ, и гражд. мотивы всё менее характерны для поэзии X. Автор сборников лирических стихов "Дороги, дороги" (1963), "Считанные дни" (1972). Лауреат мн. лит. премий, чл. ряда академий.

Соч.: Die Sternenreuse. Gedichte 1925-1947, Munch., 1967; в рус. пер., в кн.: Немецкая поэзия 1954-1959, М., I960.

Лит.: Ратгауз Г., Время надежди, "Вопросы литературы", 1966, № 11; Нот" mage fur P. Huchel. Zum 3. April 1968. Munch., [1968] (лит. с. 117 - 18). А. В. Каельский.

ХУХ-ХОТО, Хухэ-Хаото (б. Г у й-о у и), город в Сев. Китае. Адм. ц. (с 1954) авт. р-на Внутренняя Монголия. 700 тыс. жит. (1970). Трансп. пункт на Цзинбаоской (Пекин - Баотоу) жел. дороге, узел шосс. дорог, перевалочный пункт с.-х. продукции. 3-ды: чёрной металлургии, станкостроит., автомоб., тракторный, с.-х. машин, гидротурбин и двигателей внутреннего сгорания; хим., текст, и пищ. пром-сть. Кустарные промыслы. Ун-т.

ХУЦИЕВ Марлен Мартынович (р. 4.10.1925, Тбилиси), советский кинорежиссёр, нар. арт. РСФСР (1977). С 1944 работает в кино (пом. художника). В 1950 окончил реж. ф-т ВГИКа и дебютировал как режиссёр. Его творчеству особенно близка тема совр. молодого поколения, с его проблемами и взаимоотношениями. В фильмах "Весна на Заречной улице" (1956, совм. с Ф. К. Миронером), "Два Фёдора" (1959), -"Мне двадцать лет" (1965; пр. жюри на 26-м Междунар. кинофестивале в Венеции), "Июльский дождь" (1967), а также в телефильме "Был месяц май" (1970) обстоятельное, неторопливое повествование отличается документальной точностью, проникнуто глубоким внутренним драматизмом, тонкой лиричностью. X. принадлежит документальный телефильм "Алый парус Парижа" (1971). Награждён орденом "Знак Почёта".

Лит.: Зоркая Н., Марлен Хуциев, в её кн.: Портреты, М., 1965. ,

ХУЧИР, бурятский и монгольский 4- или 2-струнный смычковый нар. муз. инструмент. Корпус цилиндрический, 6-8-гранный, деревянный, реже металлический. Шейка длинная, круглая, без ладов, нижний её конец проходит через корпус, верхний заканчивается головкой с колками. Струны шёлковые или металлические. Строй квинтовый. Смычок лукообраз-ный, часть его волос продета между 1-й и 2-й струнами, др. часть - между 3-й и 4-й. Звукоизвлечение флажолетное (см. Флажолет). X. применяется как сольный и аккомпанирующий пению нар. певцов, усовершенствованный (сопрановый) - в ансамбле и нар. оркестре.

Лит.: Смирнов Б., Музыка Народной Монголии, М., 1975, с. 51-52.

ХУШВАХТОВ Хушбахт Давлятович (р. 9.12.1926, кишлак Рушан Рушанского р-наГорно-Бадахшанской АО), советский живописец, нар. худ. Тадж. ССР (1974). Чл. КПСС с 1962. Учился в Моск. художественном ин-те им. В. И. Сурикова (1953-60). Пред. Правления Союза художников Таджикистана (с 1961). Преподавал в Респ. художеств, уч-ще в Душанбе (1960-61). Пейзажам и тема-тич. картинам X., в к-рых созданы образы суровой величеств, природы Памира и населяющих его людей, свойственны сдержанный колорит, графичность, строгость художеств, решения ("Хорог", 1961, "Алайская долина", 1962, "В былые годы", 1967, "Народные мастера", "Яки", оба - 1970; все - в Респ. объединённом ист.-краеведч. и изобразит, иск-в музее им. Бехзада, Душанбе).

Лит.: М у р а д о в Р., Таджикский живописец X. Хушвахтов, "Искусство", 1973, №10.

ХУ ШИ (второе имя - X у Ш и-ч ж и) (17.12.1891, Шанхай, - 24.2.1962, Тайбэй), китайский писатель и учёный, по-литич. деятель. Учился в США, доктор философии Колумбийского ун-та (1917). Сторонник прагматизма. Преподавал в Пекинском ун-те в 1917-27, 1931-37 и 1945-48. В 1938-42 посол Китая в США. В 1958-62 пред. Academia Sinica. Один из глашатаев идей "литературной революции". Ратовал за новый язык и лит-ру, проявляя, однако, формализм и непоследовательность. Выступал как поэт (кн. стихов "Опыты", 1920), драматург ("Дело всей жизни", 1919), переводчик (рассказы Ги де Мопассана, А. П. Чехова и др.). В 20-х гг. участвовал в движении за "упорядочение национальной старины", выпустил "Историю литературы на общенациональном языке" (1927) и 1-й т. "Истории литературы на байхуа" (1928). В 1928-32 входил в лит. группу "Новолуние" (см. Китай, раздел Литература). Опубл. исследования по истории кит. классич. романа. Позднее отошёл от лит. деятельности. В сер. 50-х гг. методология и научные концепции работ X. Ш. подверглись резкой критике в КНР. После образования в 1949 КНР жил в США, потом на о. Тайвань. Выступал с антикоммунистич., антисов. позиций.

Соч.: Ху Ши вэньцунь, сер. 1 - 4, т. 1 - 14, Тайбэй, 1953; The Chinese Renaissance, Chi., [1934].

Лит.: Черкасский Л. Е., Новая китайская поэзия (20 -30-е годы), М., 1972, с. 25 - 58; Ху Ши сысян пипань, в. 1 - 8, Пекин, 1955-56; Ли А о, Ху Ши пинчжуань, Тайбэй, 1964; G г i e d e r J. В., Ни Shih and the Chinese Renaissance, Camb. (Mass.), 1970. В. В. Петров.

ХУШУ, археол. культура эпохи энеолита и бронзы (кон. 2 - нач. 1 тыс. до н. э.) в ниж. течении р. Янцзы (Китай). Поселения располагались на надпойменных террасах, что было связано с потребностями рисосеяния. Орудия - кам. полированные тёсла, топоры, ножи. Гео-метрич. орнамент керамики указывает на связь с неолитич. культурами юга Вост. Азии. Металлич. изделия немногочисленны, но находки шлака и тиглей свидетельствуют о местном бронзолитей-ном произ-ве.

ХУШХАЛЬХАН ХАТТАК, Хушхаль-ха н (18.6.1613, Акора, - 1689 или 1691), вождь афг. племени хаттак, правитель (с 1641) Хаттакского княжества Акоры (находившегося в вассальной зависимости от державы Великих Моголов), писатель. Присоединил к владениям княжества часть земель племени юсуфзаев. Составил зем. кадастр, оформивший и закрепивший феод, собственность на землю. Заподозренный Моголами в нелояльности, находился в 1664-68 под арестом. В 1672-1675 вместе с вождями племени афридиев возглавлял антимогольское восстание афг. племён; после поражения восстания продолжал борьбу против Моголов. Представитель светской феод, поэзии афганцев. В творчестве X. важное место занимала тема освободит, борьбы афганцев против господства Великих Моголов. Патриотич. направленность его поэзии оказала благотворное влияние на афг. лит-ру.

Наследие X. ещё не изучено всесторонне. Им написано св. 300 соч. различного содержания и жанра. Поэтич. произв. собраны в его "Куллиате", содержащем св. 40 тыс. бейтов. Осваивая традиц. стихотворные размеры, поэт стремился придать им своеобразное звучание. Как поэт X. особенно ярко выразил себя в жанре газели, но получил известность и как мастер филос. миниатюр, пейзажной и любовной лирики. Среди прозаич. произв. X., в основном переводных с перс, и араб, языков, ценность представляет "Книга о чалме" (1665) - трактат о важности исполнения традиц. мусульм. обрядов, затрагивающий также вопросы этики, моральных устоев общества, проблему связи художеств, творчества с жизнью и др. социальные темы в интерпретации просвещённого феодала.

Соч.: Куллиати Хушхаль-хан Хаттак, Пешавар, 1960; в рус. пер., в сб.: Из афганской поэзии, М., 1955; в сб.: Поэты Азии, М., 1957.

Лит.: Массой В. М., Ромодин В. А., История Афганистана, т. 2, М., 1965, с. 48 - 69 (лит.); Л и в ш и ц В., Поэт-воин, "Литературный Таджикистан", 1957, № 12; Герасимова А., Гнрс Г., Литература Афганистана. Краткий очерк, М., 1963- М. Р. Аринова, Г. Ф. Гире.

ХУЭЙ, народность в КНР, говорящая на различных, гл. обр. северных, диалектах китайского языка. X. состоят из двух групп - северной (дунгане китайские) и южной, имеющих различное происхождение. Живут в Нинся-Хуэйском и Си-ньцзян-Уйгурском авт. р-нах, а также во мн. провинциях КНР: Ганьсу, Цинхай, Шэньси, Хэнань и др., а также в крупных городах. Общая числ. ок. 5 млн. чел. (1975, оценка). По религии X. - мусульмане-сунниты. Осн. занятия - земледелие, скотоводство, птицеводство, перевозка грузов, в городах - ремёсла, торговля.

Лит.: Народы Восточной Азии, М.-Л., 1965.

ХШАНУВ (Chrzanow), город в Польше, в Катовицком воеводстве. 33 тыс. жит. (1975). Г