БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ХРАМОВАЯ МУЗЫКА, культовая музыка.
ЦИНКА СУЛЬФИД, сернистый цинк, ZnS, белый порошок.
ЧЕРСКОГО ХРЕБЕТ, цепи Черского, горная система на С.-В. СССР.
ЧУВАШСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени И. H. Ульянова.
ТАМОЖНЯ (от тамга), гос. учреждение, контролирующее провоз грузов.
ШТЕТТИНСКИЙ МИР 1570, между Швецией и Данией.
ЭКСПОНОМЕТРИЯ, раздел фотографии, в к-ром определяют условия экспонирования.
ЭССЕ (франц. essai - попытка, проба, очерк, от лат. exagium - взвешивание), прозаич. сочинение.
ТЕАТР ТЕНЕЙ, вид театр, зрелища.
ЕККЕ, текийе, завие (тур. tekke, zaviye), обитель мусульм. дервишей в Турции.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

2197031823552198549321твовало его учение о бессмертии души и загробном воздаянии. Объясняя моральную и материальную нищету внутр. испорченностью, греховностью каждого отдельного человека, X. провозглашало духовное спасение всех людей через веру в искупительную жертву божественного спасителя как гарантию избавления людей от греха. Т. о. была обретена форма ч... внутреннего спасения от испорченного мира, утешения в сознании, к чему все так страстно стремились" (Энгельс Ф., см. Маркс К. я Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 19, с. 314). X. (наряду с буддизмом, иудаизмом и нек-рыми др. религиями) называют иногда "религией спасения".

X. сложилось на основе иудейских сект, течений - зелотов, ессеев (социальные отношения, быт, идеологию одной из общин ессейского толка вскрывают кум-ранские находки, см. Мёртвого моря рукописи) и др. Они явились промежуточными звеньями между иудаизмом и ранним X. В формировании христ. вероучения сыграли большую роль греко-рим. философия, религии Востока (егип., иран. и даже инд. традиции и верования). чОтцом христианства" Ф. Энгельс называл (см. там же, с. 307) представителя иудейско-греч. философии Филона Александрийского (1 в. н. э.): X. восприняло его идеи о божественном логосе - посреднике между богом и людьми, мессии, спасителе рода человеческого. Другой важный идейный источник X.- философия рим. стоика Сенеки (1 в. н. э.), высказывавшего мысли о бренности земного существования и потустороннем воздаянии, о равенстве всех людей, в т. ч. и рабов, перед роком. Христ. мифология складывалась под большим влиянием вост. культов (напр., культа Исиды и Осириса, умирающего и воскресающего бога, культа Митры и др.).

Первые общины, признавшие нового бога-спасителя Христа, появились, по-видимому, в Малой Азии (Эфесе, Смирне, Пергаме, Тиатире, Сардах, Лаодикее) и в егип. Александрии (нек-рые исследователи считают, что впервые христ. общины возникли в Палестине). Их члены вербовались из социальных низов. Раннее X. представляло собой "... религию рабов и вольноотпущенников, бедняков и бесправных, покоренных или рассеянных Римом народов" (Энгельс Ф., там же, т. 22, с. 467). Общины отличались простотой организации, отсутствием клира; члены общин устраивали совм. трапезы, собрания, на к-рых произносились проповеди. Не было ещё упорядоченного культа, и до нач. 2 в. не выработалось единого вероучения. Для раннего X. характерно разнообразие группировок, течений, между к-рыми не было согласия по ряду важнейших вопросов вероучения; всеобщими были лишь ненависть к Риму и надежда на его скорое падение, избавление от его ига, вера в близкое пришествие бога-спасителя и установление на земле ч царства божьего" во гл. с Христом. Этой верой проникнут древнейший из дошедших до нас памятников христ. лит-ры - Апокалипсис (2-я пол. 1 в.). Из Апокалипсиса явствует, что к этому времени христианская мифология, догматы и культ ещё не сложились; нет упоминания о к.-л. церк. организации и др. Апокалипсис отразил в первую очередь бунтарские настроения народных масс, угнетённых Рим. гос-вом, однако он свидетельствует о наличии в X. этого периода и иного течения: помимо духа сопротивления, выражены идея долготерпения, призыв к пассивному ожиданию исхода борьбы божественных сил с антихристом и наступления чтысяче-летнего царства". В процессе эволюции X., изменения социального состава общин и приспособления к реальным условиям бунтарские настроения в X. постепенно отходили на второй план (что в итоге обусловливалось политич. незрелостью самого движения масс). Во 2 в. возобладало течение, призывавшее трудящихся безропотно чнести свой крест", уповая на сверхъестественное избавление, на чбожью волю". В вероучении всё больше подчёркивалось страдание бога-спасителя, его культ стал по сути обожествлением человеческого страдания, смирения и терпения. Со временем страдание стало выступать в X. в качестве необходимого условия для достижения блаженства в чзагробном мире" (чмногими скорбями надлежит нам войти в царствие божие" - Деяния, XIV, 22).

Победа течения, призывавшего к примирению с существующими порядками, знаменовала новый этап развития раннего X. чВторое пришествие" Христа отодвигалось в неопределённое будущее. Этот этап развития X. можно проследить по т. н. Посланиям апостола Павла (кон. 1-1-я пол. 2 вв.). В них подчёркивается, что всякая земная власть установлена богом и ей необходимо подчиняться; дети должны повиноваться родителям, жёны - мужьям, а рабы - господам (Послание к эфесянам, VI, 5). В посланиях выражена тенденция радикального разрыва с иудаизмом [впервые здесь формулировалось обвинение иудеев в убиении Христа (Первое послание к фесса-лоникийцам, II, 15)], сопровождавшаяся формированием христианской идеологии. Облик Иисуса Христа стал приобретать человеческие черты (правда, в посланиях нет ещё подробностей о его земной жизни). X. предстаёт как более или менее сложившаяся религия (со своими догматикой, символом веры и обрядностью) в сочинениях (ок. 150) первого христианского апологета Юстина, где жизнеописание Христа во многом совпадало с евангельскими повествованиями. Юстин уже подробно описывал различные христианские таинства, формулировал, правда в самом общем виде, символ веры. В завершённом виде жизнеописания Христа предстают в евангелиях. 4 из них (от Матфея, Марка, Луки, Иоанна), признанные складывавшейся христ. церковью чбогодухновенными" (написанными по внушению бога), были включены ею в Новый завет и явились основными священными книгами X. Канонизация (признание Священным писанием) христианской церковью новозаветных евангелий во 2-й пол. 4 в. свидетельствовала о завершении процесса мифотворчества, создания легенды о богочеловеке, о сыне божьем, претерпевшем смертные муки ради искупления грехов рода человеческого. В евангелиях наиболее чётко из всех писаний Нового завета выражено учение о непротивлении злу (ч...не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую",- Матф., V, 39) и загробном воздаянии блаженством за земные страдания. Проповедь грядущего царства в евангелиях теряет свою прежнюю анти-рим. направленность, звучит призыв к примирению с властями предержащими, с чязыческой" императорской властью (в уста Христу вложено изречение: ч...отдавайте кесарево кесарю, а божие богу",-Матф., XXII, 21). Со временем это позволило сделать X. орудием в руках эксплуататорских классов.

Изменения в христ. идеологии во 2-Звв. были тесно связаны с изменением первоначального социального состава христ. общин. Кризис рабовладельч. способа произ-ва всё более сказывался и на состоятельных слоях общества. В христ. общины в большом количестве стали вступать и богатые люди. Если на протяжении первого столетия существования христ. общин все их члены считались равными, отсутствовал особый аппарат управления, то с сер. 2 в. идёт усложнение организации. Состоятельные христиане, жертвовавшие в общинные кассы часть своих средств, приобретали значит, влияние; всё чаще они занимали должности епископов и дьяконов, ведавших общинным имуществом, хоз. делами общины. Постепенно в руках епископов сосредоточилось управление христ. общинами; от прежнего демократич. принципа не осталось и следа, возник монархич. епископат. Епископы, дьяконы всё больше обособлялись от массы верующих. Для обоснования их привилегированного положения постепенно выработалось учение об особой ч благодати", ниспосланной богом этим должностным лицам, дающей им исключит, право совершать религ. обряды, быть наставниками остальных членов общины, декретировать принципы вероучения. Так образовалась церк. организация, разделённая на клир (духовенство) и мирян. Начал складываться ин-т монашества. Укрепление связей между отдельными общинами способствовало процессу образования единой христ. церкви, управляемой епископами. Складывавшаяся церковь всё решительнее отказывалась от демократич. тенденций первонач. X. и стремилась сначала к компромиссу с языческой императорской властью, а затем и к прямому союзу с рабовладельческим гос-вом, что вызывало протест значит, части христиан и способствовало возникновению ересей (эбионитов, новатиан, монтанистов и др.). Еретики, как правило, выступали в защиту принципов первонач. X.

С формированием церк. организации разрабатывались и всё более усложнялись культ и догматика X. Для выработки единого вероучения была начата канонизация определённых христ. писаний. При включении в Новый завет тех или иных произв. церковь проявила стремление отвергать сочинения, отражавшие демократич. тенденции первонач. X., бунтарские настроения. В вероучении стала проводиться мысль, что блаженства могут добиться не только бедные (как это часто подчёркивалось на раннем этапе развития X.), а все верующие в Христа, выполняющие церк. обряды, подчиняющиеся церк. дисциплине, проявляющие смирение и терпение. Первоначальные общинные собрания, трапезы-вечери превращались в богослужения. Обряды всё более усложнялись, впитывая в себя культовые действия религий древнего мира. Т. о. вырабатывались осн. христ. таинства, праздники, богослужение, сохранившиеся с той или иной модификацией до наших дней.

Складывавшаяся христ. церковь стала представлять собой значительную силу. Рим. императоры, рассматривая христ. церковь как возможную политич. соперницу, в условиях обострившейся классовой борьбы в период кризиса 3 в. жестоко преследовали христиан, приравнивая к политич. неблагонадёжности их отказ от жертвоприношений в честь рим. богов (гонения на христиан во 2-й пол. 3 - нач. 4 вв. при имп. Деции, Валериане, Диоклетиане). Однако в дальнейшем, распознав сущность идеологии, характер и значение деятельности христ. церкви, императоры для обеспечения покорности нар. масс стали опираться на христ. орг-цию. Церковь использовалась в 4 в. также для борьбы за императорский престол. Получивший поддержку христ. церкви имп. Константин I (правил в 306-337), оставаясь "язычником", объявил X. официально дозволенной религией. В 325 император созвал 1-й Вселенский собор из представителей церк. верхов. На соборе был принят "Символ веры", был оформлен союз между императорской властью и церковью. На Вселенских соборах 325 и 381 был закреплён догмат о Троице. Имп. Феодосии I (379-95) издал указ о закрытии всех языческих храмов. Так X. из гонимой религии превратилось в государственную, освятив социальные порядки, к-рые вызывали возмущение и ненависть у первых христиан. "...Христиане, получив положение государственной религии, забыли "о наивностях" первоначального христианства с его демократически-революционным духом" (Ленин В. И., Поли. собр. соч., 5 изд., т. 33, с. 43). Христ. церковь вела ожесточённую борьбу не только с язычеством, но и с ересями внутри X. Победе X. над языческими религиями способствовали также и куль- товые заимствования из них. В христ. культе распространилось почитание свя- тых, мучеников, ангелов; они явились б. ч. преемниками богов древних религий.

Особенности историч. развития зап. и вост. частей Рим. империи привели к расхождениям между христ. церквами Запада и Востока, особенно усилившим- с ся после разделения в 395 Рим. империи на 2 гос-ва. Рим. епископы (с 5 в. "папы") претендовали на главенствующее положе- с ние в христ. мире (см. ст. Папство), В Вост. Рим. империи (Византии) им противостояли константинопольские пат- риархи. Соперничество между этими церк. орг-циями было источником споров по вопросам догматики и культа. Раз- деление христ. церкви на католич. (западную) и православную (восточную) датируется 1054, но на деле являлось многовековым процессом, завершившим- ся в нач. 13 в. К 13 в. вся Европа была христианизирована. На Руси X. распро-странилось под влиянием Византии с кон. 10 в. (утвердившаяся в Рус. гос-ве православная церковь вплоть до сер. 15 в. находилась под контролем константинопольских патриархов). При наличии нек-рых различий культового, организационного и догматич. характера и католицизму, и православию в эпоху феодализма была присуща общая социальная роль: оба они служили укреплению феод, строя, религ. средствами санкционировали и освящали устои феод, общества. Экономич. базой и той и др. церквей являлось крупное церк. (особенно монастырское) феод, землевладение. В эпоху феодализма в европ. гос-вах X. стало господствующей идеологией. В ср. века установилась монополия христ. церкви на систему воспитания, образования. В раннее средневековье клир являлся единств, грамотным слоем населения; христ. монастыри способствовали распространению грамотности, книжного дела (при них функционировали школы, мастерские письма); христ. церковь, сформировавшаяся ещё в Рим. империи, выступала единственным носителем элементов антич. культуры, но использовала антич. наследие лишь в урезанном, выхолощенном виде, в той мере, в какой оно способствовало укреплению христ. догмы. По мере роста светской культуры церковь становилась тормозом на пути её развития. Наука была скована теологич. ограничениями, философия стала служанкой богословия; христ. церковь преследовала малейшие проявления свободомыслия.

Ср.-век. движения против феод, строя, оппозиция крестьян, плебейства, бюргерства в первую очередь были направлены против церкви, освящавшей этот строй, принимали чаще всего форму ересей (павликиан, богомилов, катаров, валь-денсов, стригольников и др.). Наибольшего размаха антифеод, движение в форме борьбы против католич. церкви достигло в период Реформации. В 16 в. в результате Реформации от католицизма отпал ряд церквей, образовавшихся на части терр. Германии, в Англии, Дании, Швеции, Норвегии, Голландии, Швейцарии и др.; оформилась третья (наряду с католицизмом и православием) осн. ветвь X.- протестантизм. Протестантизм отражал интересы буржуазии, выступавшей против феод, церкви. Он был знаменем первых бурж. революций (в т. ч. Англ. бурж. революции 17 в.) и в тот период играл относительно прогрессивную роль. В дальнейшем протестантизм утратил прогрессивный характер, протестантские церкви стали опорой бурж. гос-в.

Исторически связанные с феодализмом католицизм и православие со 2-й пол. 19 в. также приспособились к условиям капиталистич. общества. Христ. церкви стали отстаивать незыблемость капиталистич. частной собственности, противопоставлять распространявшимся социали-стич. идеям идею классового мира, гармонии интересов работодателей и работников. Новые тенденции в политике христ. церкви в условиях бурж. гос-ва нашли яркое отражение в энциклике папы Льва XIII "Рерум новарум" (1891), оправдывающей и защищающей капиталистический строй. В своей деятельности христ. церкви широко используют социальную демагогию, пропагандируя представление о X. как выразителе и защитнике общечеловеческих интересов, выдвигая идею о возможности "христианизации" капитализма и его оздоровления, чему всё ещё верят политически отсталые слои трудящихся капиталистич. стран. Во мн. странах были созданы христианские профсоюзы, партии, молодёжные и др. массовые орг-ции на конфессиональной основе в целях раскола классовых орг-ций трудящихся и пропаганды реакц. идеи сотрудничества классов. Руководство этих орг-ций препятствовало развёртыванию революц, борьбы пролетариата. В кон. 19 в. в связи с борьбой империалистич. держав за раздел мира усилилась миссионерская деятельность христ. церквей (см. Миссионерство), всегда способствовавшая колониальным завоеваниям.

Христианское духовенство враждебно встретило победу Окт. социалистич. революции в России, деятельно поддерживая внутр. и междунар. реакцию в её попытках реставрировать капитализм. Реакц. руководители христ. церкви ведут систематич. идеологич. и политич. борьбу против социалистич. стран, коммунистич. движения, фальсифицируя его задачи и идеалы. В 1949 и 1959 Ватиканом были изданы декреты, отлучающие от церкви коммунистов, а также и католиков, к.-л. образом с ними сотрудничающих.

Изменение соотношения сил в мире после 2-й мировой войны 1939-45, возникновение и упрочение мировой системы социализма, рост мирового нац.-освободит, движения вызвали известное изменение курса христ. церквей не только в социалистич. странах (под воздействием масс верующих, а также представителей низшего духовенства), но и в капиталистич. гос-вах. Совр. эпоха накладывает отпечаток на все христ. направления и их институты. В бурж. странах, несмотря на стремление правящих кругов всемерно использовать X. во всех сферах духовной и обществ, жизни, наблюдается ослабление традиционного воздействия X. на верующих. Позиции X. подтачиваются ростом демократич. и социалистич. движений, участием в них верующих, всё более осознающих, что для достижения социальной справедливости и прочного мира нужны организованные действия самих трудящихся. Совр. кризис X. сказывается прежде всего в росте атеизма, антиклерикализма и свободомыслия среди различных слоев населения и прежде всего рабочего класса.

Деятели X. вынуждены идти на модернизацию церкви, её идеологии, культа, организации, форм миссионерской деятельности. Происходит процесс, к-рый в своё время В. И. Ленин назвал "подновлением" и "подчищением" религии (см. там же, т. 45, с. 27). Совр. "подчистка" заключается в попытке лучше приспособить к духу времени религ. доктрину и орг-цию, чтобы они не слишком противоречили светскому умонастроению, материалистич. взглядам совр. человека, добиться максимальной мобильности всех звеньев церк. орг-ции, "демократизировать" сложный христ. культ. Вырабатывается новое отношение к рабочему и нац.-освободит, движению, коммунизму, к совр. науч.-технич. прогрессу, к другим христианским и нехристианским церквам и т. д. При этом в бурж. странах реакц. христ. деятели продолжают защищать устои капитализма. Однако имеются священнослужители, деятели левых религ. течений, к-рые искренне считают, что исповедуемое ими вероучение является стимулом для обеспечения "социального благоденствия". Они отстаивают антиимпериалистич. позиции в междунар. отношениях, выступают за социальные преобразования. В социалистич. странах христ. церкви заняли лояльные позиции по отношению к социализму. Часть христ. духовенства под напором достижений совр. науки настаивает на отказе в религ. доктрине от буквального понимания наиболее фантастич. ветхозаветных представлений. Церковь вынуждена санкционировать то, что уже завоёвано трудящимися в напряжённых классовых боях. Так, в принятой 2-м Ватиканским собором (1962-65) конституции "Церковь в современном мире" говорится о праве трудящихся на объединение, признаётся законность забастовки как средства защиты прав рабочих. Новый этап христ. идеологии сказывается также в использовании социологич. и экономич. концепций либерального характера (идеи диффузии собственности, "нар. капитализма", "индустриального общества" как средства уничтожения социального неравенства и т. п.).

Важное место в деятельности совр. христ. орг-ций занимает политика экуменизма, направленная на смягчение межвероисповедных распрей, на сближение разновидностей X. и создание единого фронта против атеизма и материализма (см. Экуменическое движение). В идеологич. документах различных христ. церквей всё чаще можно встретить указание на положит, значение богословского и культового наследия др. ветвей X. 7 дек. 1965 одновременно в Риме и Стамбуле были зачитаны тексты совм. заявления католич. церкви и Константинопольской православной церкви о взаимном отказе от анафемы, к-рой предали друг друга главы этих церквей в 1054. Заметно оживились контакты между различными христ. церквами. Всемирный совет церквей (ВСЦ) объединяет ок. 270 протестантских и православных организаций (1975). Стали практиковаться встречи католич. и протестантских иерархов внутри отдельных стран (напр., такая встреча впервые после Реформации состоялась в 1966 в ФРГ), регулярные теологич. обсуждения между представителями Ватикана и Московской патриархии (в 4-й раз такое обсуждение было в Италии в 1975).

Анализ модернизации совр. X. показывает, что как бы X. ни "обновлялось" с каждой новой фазой историч. развития, оно не изменяет своего существа как доктрины социального утешительства. Вместе с тем новые тенденции массовых христ. орг-ций ряда стран подтверждают правильность марксистско-ленинских установок: сочетать научно аргументированное выявление несостоятельности христ. доктрины, всестороннее разоблачение идеологии и политики реакц. клерикализма с сотрудничеством с трудящимися-верующими по актуальным социаль-но-политич. вопросам.

Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., О религии. [Сб.], М., 1955; Ленин В. И., О религии и церкви. [Сб.], М., 1966; Момджян X. Н., Коммунизм и христианство, М., 1970; ШейнманМ. М., Христианский социализм, М., 1969; Виппер Р. Ю., Рим и раннее христианство, М., 1954; Ранович А. Б., О раннем христианстве, М., 1959; Ленцман Я. А., Происхождение христианства, 2 изд., М., 1963; его же, Изучение советскими учёными раннего христианства, в кн.: Вопросы научного атеизма, в. 4, М., 1967; Ковалев С. И., Основные вопросы происхождения христианства, М.- Л., 1964; Ковалев С. И., Кубланов М. М., Находки в Иудейской пустыне (Открытия в р-не Мертвого моря и вопросы происхождения христианства), 2 изд., М., 1964; Каждан А. П., От Христа к Константину, [М., 1965]; Г о" лубцова Н. И., У истоков христианской церкви, М., 1967; Лившиц Г. М., Происхождение христианства в свете рукописей Мертвого моря, Минск, 1967; Кубланов М. М., Возникновение христианства, М., 1974; Крывелев И. А., История религии, т. 1 - 2, М., 1975 - 76; Ш е р д а-ков В. Н., Социально-психологический анализ христианской морали, Л., 1974; Робертсон А., Происхождение христианства, пер. с англ., М., 1959; N i с h о 1 s J. Н., History of Christianity 1650 - 1950, N. Y., 1956; Walker W., A history of the Christian church, N. Y., 1959; Girardi J., Marxisrao e christianismo, Assisi, 1966., М. П. Мчедлов.

ХРИСТИНА (Christina), шведская королева в 1632-54. См. Кристина Августа.

ХРИСТИНОВКА, город (с 1956), центр Христиновского р-на Черкасской обл. УССР. Ж.-д. узел (линии на Черкассы, Умань, Вапнярку, КазатинУ Предприятия ж.-д. транспорта, асфальтный, комбикормовый, молочный з-ды, 2 хлебо-комбината. Краеведческий музей. Нар. театр.

ХРИСТИЧ (Христип) Стеван [7(19).6. 1885, Белград,- 21.8.1958, там же], сербский композитор и дирижёр (Югославия). Чл. Сербской академии наук и иск-в (с 1950). Учился в Лейпцигской консерватории (1904-08) у С. Креля, Р. Гофмана (теоретич. предметы) и А. Никиша (дирижирование). Работал в Белграде. С 1908 преподавал в Сербской муз. школе. Начал дирижёрскую деятельность в 1912 в Нац. театре (был директором театра в 1924-34). Здесь пост, его муз. драма "Сумерки" (1925; 2-я ред. 1954), балет "Охридская легенда" (1947; 2-я ред. 1958, Москва). X. принадлежат также рапсодия для фп. с орк., симф. и вок. соч., музыка к спектаклям драм, театра и к кинофильмам. X. - крупнейший серб, композитор, один из основателей и первых проф. (1937-50) Муз. академии.

ХРИСТОВ Борис (р. 18.5.1914, Пловдив), болгарский певец (бас), нар. арт. НРБ (1975). Пел в нар. хоре "Гусла", учился у Р. Страччари в Италии (1942), где дебютировал как оперный певец (1945). С 1946 солист различных итал. театров, в т. ч. "Ла Скала" (Милан). С 1952 гастролирует в разных странах. Выступает и как концертный певец. X. сочетает приёмы бельканто с исполнительскими традициями Ф. И. Шаляпина. Важное место в его репертуаре занимают произв. рус. композиторов, гл. обр. М. П. Мусоргского, рус. песни. Среди партий -Кончак, Галицкий ("Князь Игорь" Бородина), Собакин ("Царская невеста" Римского-Корсакова), Иван Сусанин ("Иван Сусанин" Глинки), Банко, Филипп II ("Макбет", "Дон Карлос" Верди), Мефистофель ("Мефистофель" Б