БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ХРАМОВАЯ МУЗЫКА, культовая музыка.
ЦИНКА СУЛЬФИД, сернистый цинк, ZnS, белый порошок.
ЧЕРСКОГО ХРЕБЕТ, цепи Черского, горная система на С.-В. СССР.
ЧУВАШСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени И. H. Ульянова.
ТАМОЖНЯ (от тамга), гос. учреждение, контролирующее провоз грузов.
ШТЕТТИНСКИЙ МИР 1570, между Швецией и Данией.
ЭКСПОНОМЕТРИЯ, раздел фотографии, в к-ром определяют условия экспонирования.
ЭССЕ (франц. essai - попытка, проба, очерк, от лат. exagium - взвешивание), прозаич. сочинение.
ТЕАТР ТЕНЕЙ, вид театр, зрелища.
ЕККЕ, текийе, завие (тур. tekke, zaviye), обитель мусульм. дервишей в Турции.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

2197031823552198549321разования в республике и обогатили новыми интонациями и ритмами тадж. музыку. Параллельно с нац. традициями монодич. иск-ва рождаются жанры многоголосной музыки, появляются муз. драма, опера, балет, произв. для симф. оркестра. Создаются муз. уч. заведения: муз. техникум в Ленинабаде (1929), Художеств, комбинат (на уровне школы) в Душанбе (1934), где воспитывались художники, музыканты и танцовщики (с 1937 - муз.-балетная школа). Наряду с изучением тадж. нар. и классич. музыки было введено обучение европ. муз. грамоте. Важную роль в этом процессе сыграли музыканты и педагоги различных национальностей: H. H. Миронов, А. М. Листопадов, H. Руднев, С. А. Баласанян, А. С. Ленский, С. Ю. Урбах, В. Шарф, Д. С. Айрапетянц, М. Калантаров, Л. Г. Кауфман, П. С. Мирошниченко, Е. Прокофьев и др. В 1929 в Душанбе открылся драматич. театр, из состава к-рого в 1934 выделилась муз. труппа, ставившая муз. драмы (с 1936-Тадж. муз. театр, см. Таджикский театр оперы и балета). Событием стало музыкальное представление "Лола" Баласаняна и Урбаха (1938) на текст Лахути. В 1939 пост, первая тадж. опера "Восстание Восе" ("Шуриши Восе") Баласаняна. В 1938 открылась Тадж. филармония, организован научно-исследоват. (фольклорный) кабинет музыки.

В годы Великой Отечеств, войны 1941-45 композиторы создают произв. с остро злободневным содержанием, направленным на борьбу с фашизмом: муз. драма "Песня гнева" Баласаняна (пост. 1942), муз. комедия "Розия" Баласаняна и 3. Шахиди (пост. 1942), муз. драма "Золотой кишлак" И. О. Рогальского по пьесе М. Миршакара (1944, Хорог), песни 3. Шахиди, Ф. Салиева, Ш. Бобокалонова, H. Пулатова. В 1946 был создан гос. гимн Тадж. ССР (слова Лахути, музыка С. Юдакова).

Во 2-й пол. 40-х и в 50-е гг. появились значит, оперы: "Тахир и Зухра" (пост. 1944) и "Невеста" (1946) Ленского, "Бахтиор и Ниссо" Баласаняна (пост. 1954), "Пулат и Гульру" Ш. Сайфиддинова (пост. 1957). Создаются произв. для симф. оркестра-"Таджикская рапсодия" Салиева (1947), "Праздничная увертюра" А. Хамдамова (1958), концерт для фп. с оркестром (1955) и симф. поэма "Памяти Рудаки" Я. Сабзанова (1958); кантаты -"Цвети, Таджикистан" Сайфиддинова (1954), "К партии" Д. Ахунова (1960), песня-кантата "Слава партии" Сабзанова (1956) и др.

В 60-70-х гг. ярко выявилось стремление композиторов к обогащению музыкального языка современными средствами выразительности в произв. разных жанров, к претворению в них глубинных фольклорных пластов. Появляются оперы на социально значительные темы: "Возвращение" Сабзанова (пост. 1967), "Проклятый народом" Д. Дустмухаммедова (пост. 1973), а также "Хосият" Ленского (пост. 1964). Выделяются оперы "Комде и Мадан" 3. Шахиди (пост. 1960), "Знатный жених" Урбаха (на рус. яз., пост. 1964), "Шерак" С. Хамраева (пост. 1970), "Парасту" А. Одинаева (пост. 1970). Обращаются композиторы и к жанру оперетты ("Девушка из Душанбе" 3. Шахиди, 1967; "Живая вода" Г. С. Александрова, 1975). Значительны кантата "Вечно живой" Дустмухаммедова (1970), поев. В. И. Ленину, оратория "Огни Нурека" Сабзанова (1970), вокально-симф. поэмы "Смотрите, осторожно, Сталинград" (слова В. А. Урина, 1967), "Дорога к мавзолею" (слова М. Турсун-заде, 1969) Сайфиддинова, "Посвящение матери" Дустмухаммедова (для голоса, чтеца и оркестра, слова Г. Мирзо, М. Фархата, А. Шукухи, Г. Сулеймановой, 1973). Симфонии пишут Ленский, Одинаев, Александров, Ю. Г. Тер-Осипов, А. Ядгаров, М. Атоев, А. Салиев, Ю. Мамедов, Дустмухаммедов, Ф. Бахор и др. Популярным становится жанр симф. поэмы -"Золотой кишлак" Сайфиддинова (1963), "Ленин на Памире" Одинаева (1967), "1917 год" 3. Шахиди, симф. миниатюры -"Хореографическая картинка" Хамраева (1970), "Маком-каприччио" Т. Шахиди (1972), "Мараканда" Ф. Бахора.

Написан ряд концертов для инструментов с оркестром (X. Абдуллаев, Т. Яхъяев, Дустмухаммедов, Ядгаров, Е. Д. Лобенко, Атоев), камерноинструм. произв. (Сайфиддинов, Сабзанов, Ахунов, М. А. Цветаев, H. Ш. Муравин, Л. М. Бирнов, Абдуллаев, Бахор, А. Салиев, Ш. Пулоди, 3. Зульфикаров, Ю. Мамедов, "3. Миршакар), концертных сочинений для нац. инструментов -"Фалак" Одинаева (для думбрака с оркестром, 1974). Созданы яркие романсы на тексты из тадж. поэзии ("Горе души" 3. Шахиди на слова Хилоли; "Моё сердце" Хамдамова на слова X. Юсуфи; романсы Сайфиддинова, Сахибова, Шахобова, Дустмухаммедова и др.).

Среди муз. деятелей Т.: дирижёры -нар. артисты Тадж. ССР А. Камалов, И. Абдуллаев, Ф. Салиев, засл. деятели иск-в Тадж. ССР Э. Д. Айрапетянц, А. С. Хамдамов, Л. Г. Кауфман, Л. Я. Левин; хоровые дирижёры-засл. арт. Тадж. ССР X. Муллокандов и др.; режиссёры - нар. артисты Тадж. ССР Г. Валамат-заде, Р. А. Корох; певцы -нар. артисты СССР Т. Фазылова, А. Бабакулов, X. Мавлянова, нар. артисты Тадж. ССР Л. Кабирова, X. Таиров, Р. Галибова, Р. Толмасов, А. Муллокандов, 3. Назимов, Дж. М уродов, Ш. Мулладжанова, М. Ибрагимова, М. Бокиева, Б. Ниёзов, С. Бандишоева, Б. Исхакова; нар. хафизы - X. Ризо, М. Баходуров, О. Хашимов, H. Курбанасейнов, Ф. Джорубов, H. Одинаев, Ш. Джураев, Б. Файзуллаев, Ф. Шахобов, Ш. Сахибов; исполнители на нар. инструментах - нар. арт. СССР Г. Гуломалиев, нар. арт. Тадж. ССР А. Алаев, засл. деятель иск-в Тадж. ССР М. Муминов и др.

Работают (1975): Тадж. театр оперы и балета, Респ. театр муз. комедии им. Пушкина (Ленинабад), Обл. театр муз. комедии им. А. Рудаки (Хорог ГорноБадахшанской АО), муз.-драм, театры (Куляб, Канибадам), Узб. муз.-драм, театр (Hay); филармония, при ней-симф. оркестр (1965), ансамбль рубабисток (1940), ансамбль песни и танца (1940); при К-те по телевидению и радиовещанию - оркестр нар. инструментов, ансамбль шашмакомистов (1964), эстрадный ансамбль "Гульшан" (1966) и др.; сектор истории иск-в Ин-та истории им. Ахмада Дониша АН Тадж. ССР (1958); Ин-т иск-в (1973, в 1967-73 ф-т иск-в Пед. ин-та, Душанбе), 2 муз. уч-ща (Душанбе, Ленинабад), Респ. средняя спец. муз. школа, Респ. средняя муз. школаинтернат (обе - в Душанбе), 52 детские муз. школы; Союз композиторов Тадж. ССР (1940). Декады тадж. иск-ва состоялись в Москве (1941, 1957) и др. городах Сов. Союза; в Тадж. ССР проводятся декады иск-в др. республик, многочисл. конкурсы и фестивали, посвящённые нар. и проф. иск-ву.

Лит.: МироновН., Музыка таджиков, Сталинабад, 1932; Ленский А., Таджикская ССР, 2 изд., М., 1957; Джами А., Трактат о музыке, пер. с перс., Таш., 1960; Беляев В., Музыкальная культура Таджикистана, в его кн.; Очерки по истории музыки народов СССР, в. 1, М., 1962; История музыки народов СССР, 2 изд., т. 1 - 5, М., 1970-74; Музыкальная жизнь Советского Таджикистана, в. 1-2, Душ., 1974-75. 3. М. Таджикова.

XVII. Танец. Балет

Истоки тадж. хореографии восходят к старинным обрядам, играм, доисламским религиозным церемониям, связанным с весенними праздниками, ведущими происхождение от мистерий, с культом умирающего и воскресающего бога. Ср.-век. миниатюры и др. древние памятники иск-ва сохранили изображения танцующих фигур. Наиболее древние - танцы-пантомимы, основанные на подражании повадкам животных и птиц ("Лев", "Орёл", "Лиса", "Аист" и др.); обрядовые (напр., танец, поев, умершим, поныне сохранившийся в отдалённых селениях Памира); воспроизводящие процессы труда (тканье сукна и др.); воинственные и мужественные (с шашками, ножом, огнём и др.); с муз. инструментами под собств. аккомпанемент (с бубном, самодельной скрипкой и др.); с различными предметами (ложками, кувшином, чайниками, палками и др.). Разнообразны шуточные танцы. Интересны театрализов. хореографич. миниатюры (танец на дерев, лошадке и др.). Нек-рые танцы лирич. или бытового характера называются по той песне или мелодии, под к-рую они исполняются. Вершина тадж. нар. хореографии - танец "Колокольчик" ("Занг"), многочастная танц. сюита. Танец органично входил и в представления масхарабозов, нар. театра кукол, нар. цирковых артистов. Разнообразие танцев породило оригинальные ритмы, движения, фигуры, позы, их рисунок. Исполняли танцы любители и профессионалы. В кон. 19 - нач. 20 вв. в Бухаре работал тадж. проф. танц. театр "Созанда".

После Окт. революции начался расцвет иск-ва тадж. нар. танца. С раскрепощением женщин утверждается жен. танец, к-рый исполнялся раньше тайком от мужчин. В создании новых танцев на нар. основе, в пропаганде лучших образцов нар. хореографич. иск-ва большое значение имела Тадж. филармония (осн. в 1938). В 1965 был создан Гос. ансамбль тадж. танца "Лола" (художеств, руководитель Г. Валамат-заде), репертуар к-рого включает танцы Тадж. ССР и др. республик Ср. Азии, а также стран зарубежного Востока. Среди мастеров танца: Б. Хамидов, С. Ходжаев, X. Пасаров, Валамат-заде, О. Исамова, А. Исхакова, А. Азимова, А. Насирова, Л. Зохидова, 3. Амин-зода, Г. Мирджумаева, М. Калантарова, Ш. Рашидова, X. Эркаева, Э. Асанова и др.

Разнообразие и самобытность нар. танц. творчества таджиков послужили органич. основой для развития тадж. сов. балетного театра. В 1936 при Тадж. муз. театре в Душанбе образовалась балетная группа. В неё вошли танцовщики и танцовщицы из др. республик Ср. Азии, театров Самарканда и Бухары, а также участники художеств, самодеятельности. Среди первых артистов тадж. балета Валамат-заде, М. Файзибоева, Азимова, Исхакова, Исамова, С. Бахор, У. Рабимов. Были привлечены и мастера нар. танцев - Пасаров, Ходжаев, Хамидов. Наряду с изучением тадж. танца в театре велись занятия по классич. и характерному танцам приехавшими из Москвы балетмейстерами А. H. Исламовой (1936) и А. И. Проценко (1939). Интерес к рус. хореографич. культуре и изучение её способствовали становлению тадж. балета. Танц. сцены в спектакле "Лола" С. А. Баласаняна и С. Ю. Урбаха (1938), в первых тадж. операх ("Восстание Восе" Баласаняна, 1939; "Кузнец Кова" Баласаняна совм. с Ш. H. Бобокалоновым, 1941) явились зачатками первого балетного спектакля на тадж. сцене. Важным событием была постановка балета "Две розы" А. С. Ленского (балетмейстер К. Я. Голейзовский), премьера к-рого состоялась в 1941 в дни декады тадж. иск-ва в Москве. В 40-х гг. артисты театра Азимова, Зохидова, Валаматзаде, М. Кабилов и др. настойчиво овладевали техникой классич. танца, в результате чего театр смог включить в репертуар балеты "Тщетная предосторожность" П. Гертеля (1943), "Бахчисарайский фонтан" Б. В. Асафьева (1945, балетмейстер Проценко). Работа над этими спектаклями облегчила постановку таких сложных балетов, как "Лебединое озеро" П. И. Чайковского (1947) и "Золушка" С. С. Прокофьева (1949). Дальнейшее развитие балетного иск-ва связано с деятельностью первых тадж. балетмейстеров Валамат-заде и Азимовой, окончивших в 1951 балетмейстерский ф-т Гос. ин-та театр, иск-ва им. А. В. Луначарского в Москве. Они стремились повышать квалификацию артистов, значительно расширили репертуар. Были поставлены: "Красный мак" Р. М. Глиэра (1950), "Доктор Айболит" И. В. Морозова (1952) - оба балетмейстер Азимова, "Лауренсия" А. А. Крейна (1952), "Эсмеральда" Ч. Пуньи (1953) - оба балетмейстер Валамат-заде, и др. Валамат-заде также пост, новые нац. балеты: "Источник счастья" Л. К. Книппера (1950), "Голубой ковёр" ("Волшебный ковёр") М. С. Вольберга (1958) и др., в к-рых классич. танец сочетался с элементами нар. танца. Этапными явились балеты "Лейли и Меджнун" Баласаняна (1947, 2-я ред. 1957) и "Дильбар" Ленского (1954, 2-я ред. 1957). В этих спектаклях продолжались дальнейшие поиски гармонич. сочетания классич. хореографии с элементами тадж. танца (создание действенных танцев, богатых по рисунку массовых нар. сцен). Росло мастерство балетной труппы. Сформировалось иск-во первой классич. танцовщицы-таджички Зохидовой. В 1958-61 в Тадж. театр оперы и балета им. С. Айни были приняты выпускники тадж. студии Ленингр. хореографич. уч-ща, с приходом к-рых начался новый этап творч. жизни балетного театра республики. Репертуар широко пополняется рус. и зап.-европ. классикой: "Жизель" А. Адана (1958), "Корсар" Пуньи (1960), "Ромео и Джульетта" Прокофьева (1961), "Дон Кихот" Л. Минкуса (1969), "Щелкунчик" Чайковского (1971), "Баядерка" Минкуса (1974). Ставятся произв. композиторов братских республик: "Шурале" Ф. 3. Яруллина (1962), "Тропою грома" К. А. Караева (1963), "Тимур Малик" ("Любовь и меч") М. А. Ашрафи (1972), "Маскарад" Л. А. Лапутина и "Золушка" (1973). В 60-70-х гг. поставлены одноактные балеты: "Болеро" на музыку М. Равеля (1962), "Египетские ночи" А. С. Аренского (1968), "Дафнис и Хлоя" Равеля и "Любовь-волшебница" М. де Фалья (оба в 1969), "Барышня и хулиган" на музыку Д. Д. Шостаковича (1970), хореографич. миниатюры и др. Создаются детские спектакли. Среди артистов балета молодого поколения -ведущая солистка нар. арт. СССР М. Сабирова, нар. артисты Тадж. ССР Б. Исаева, М. Бурханов, засл. артисты Тадж. ССР В. Кормилин, К. Холов, С. Узакова, Ш. Турдиева, Т. Холова, Т. Джавад-заде, С. Азаматова, H. Мадьярова, Г. Головянц. Выросло новое поколение тадж. балетмейстеров, среди к-рых -М. Бурханов, М. Умаров. В 1945 в Душанбе организована хореографич. студия, в 1958 - школа.

Лит.: Азимова А., Танцевальное искусство Таджикистана, Сталинабад, 1957. См. также лит. к разделу Драматич. театр. H. X. Нурджанов.

XVIII. Драматический театр

Зачатки театр, действия имелись в песнях и танцах, связанных с трудовыми процессами, в доисламских культовых церемониях и обрядах, в празднествах (напр., праздник цветения тюльпанов - "Лола"). К 1-м вв. до н. э. относятся найденная в Топрак-Кале (Хорезм) маска комич. актёра, а в оссуарии из Афрасиаба - изображение 4 человек, держащих трагедийные театр, маски. К древнейшим временам восходят раз л. формы традиц. устного нар. театра. Излюбленное развлечение на свадьбах и др. семейных торжествах - нар. представления "Монголка", "Старик", "Дервиши". На основе нар. иск-ва сложился нар. кукольный театр "зочабози" и устный традиц. театр масхарабозов. Но развитие нар. театра тормозили феод, устои, враждебное отношение священнослужителей к духовным запросам народа. После присоединения Туркестана к России началось интенсивное проникновение рус., азерб. и тат. театр, культуры. Тадж. театр европ. типа создан после Окт. революции. С 1919 в Ходженте, позже в Канибадаме, Ура-Тюбе, Исфаре начали деятельность любительские агитац. театры, спектакли к-рых были проникнуты революц. энтузиазмом, убеждённостью в победе нового строя. В 1929 в Душанбе организован первый проф. театр под назв. Гос. тадж. драматич. театр, ныне Таджикский театр драмы им. А. Лахути. В 1932 создан муз.-драматич. театр в Ленинабаде. В 30-е гг. проф. театры появились в крупных городах и районных центрах республики. В труппы вошли тадж. актёры, работавшие в узб. театрах, и участники самодеятельности. В 1937 открылся рус. драматич. театр в Душанбе, созданный на базе Моск. театра-студии под рук. А. Д. Дикого. Начав с постановки одноактных пьес агитац. характера, тадж. театр в 1-й пол. 30-х гг. перешёл к многоактным пьесам. Создавались злободневные, революц. по духу спектакли, освещающие актуальные вопросы сов. жизни. В 1933 была поставлена первая многоактная драма "Борьба" А. Усманова о разгроме басмачества. 2-я пол. 30 - нач. 40-х гг.- период освоения опыта реалистич. рус. театра, интенсивного идейно-творч. роста, утверждения на позициях социалистич. реализма. Появляются значит, спектакли, отражающие социалистич. строительство в республике,- "Клевета" С. Саидмурадова и И. Исмаилова

(1938), "Шодмон" (1939) и "Краснопалочники" (пост. 1941) С. Улуг-зода и др. Уже в 30-е гг. определилось стремление тадж. театра к романтич. репертуару, поэтически-страстному иск-ву, проявившееся в спектаклях "Рустам и Сухраб" А. Пирмухамед-заде и В. М. Волькенштейна (1941), "Коварство и любовь" Шиллера (1937), "Отелло" Шекспира (1939) и др.

Во время Великой Отечеств, войны 1941-45 в спектаклях "Сердце матери" Дж. Икрами (1942), "Дом Надира" Икрами и Файко (1943) и др. на сцену пришли герои, характеры к-рых сформировались уже при Сов. власти. Жизнь социалистич. Т., рост культуры и благосостояния народа, трудовые будни, новые взаимоотношения людей, примечат. черты характера современника, борьба с феод.-байскими пережитками в сознании людей нашли отражение в спектаклях: "Саодат" С. Саидмурадова и М. Рабиева (1948), "Ситора" Икрами (1954), "Воля женщины" А. Сидки (1961), "Жизнь и любовь" (1958) и "Приговор матери" (1962) Ф. Ансори, "Лучистый жемчуг" Улуг-зода (1963), "Хочется жить" М. Хакимовой (1973) и др. Установлению Сов. власти в Т., борьбе народа за счастье и независимость поев. "Дохунда" (1954, 1957) и "Опалённые сердца" Икрами (1967), "Поэма о Биби Зайнаб" Саидмурадова (1965). В спектаклях "Ураган" Г. Абдулло и Ш. Киямова (1957), "Пламя свободы" (1964) и "Солдаты революции" (1970) Абдулло впервые на тадж. сцене был создан образ В. И. Ленина. Репертуар театров пополняется произв. сов. и мировой драматургии: "Ромео и Джульетта" (1947), "Король Лир" (1957) Шекспира, "Ревизор" Гоголя (194б, 1952), "Без вины виноватые" Островского (1962), "Любовь и меч" А. Каххара (1974) и др. Достижения тадж. театра демонстрировались во время декад тадж. иск-ва и лит-ры в Москве (1941 и 1957).

В театрах Т. работают актёры с яркими индивидуальностями, различные по творч. манере, но обладающие единым стилем игры. Труппы пополняются выпускниками Тадж. ин-та иск-в. Большой вклад в развитие драматич. театра внесли нар. арт. СССР М. Касымов и нар. арт. Тадж. ССР Г. Бакаева. Среди мастеров театр, иск-ва (1975): нар. артисты СССР А. Бурханов, H. H. Волчков, Т. Фазылова, нар. артисты Тадж. ССР Б. Алифбекова, М. Вахидов, Т. Гафарова, М. Ибрагимова, Г. Завкибеков, Б. Карамхудоев, В. Я. Ланге, X. Назарова, X. Рахматуллаев, Г. Д. Савельева, О. М. Смирнова, С. Туйбаева, О. Усманова, Е. Д. Чистова, С. Шоисмаилова, засл. артисты Тадж. ССР X. Гадоев, М. Исаева, А. Мухаммеджанов. Работают (1976): Тадж. академич. театр драмы им. Лахути, Тадж. молодёжный театр в Душанбе, Респ. театр муз. комедии им. Пушкина в Ленинабаде, Обл. театр муз. комедии им. А. Рудаки в Хороге, муз.-драматич. театры в Кулябе, Канибадаме, Науский узб. муз.-драматич. театр, рус. театры в Душанбе и Чкаловске, театр кукол в Чкаловске.

Илл. см. на вклейке, табл. XV (стр. 192-193).

Лит.: Нурджанов H., Таджикский народный театр, М., 1956; его же, История таджикского советского театра (1917 -1941 гг.), Душ., 1967; его же, Таджикский театр, М., 1968; История советского драматического театра, т. 2 - 6, М., 1966 - 71.H. X. Нурджанов.

Цирк. Наиболее популярные формы зрелищ таджиков в далёком прошлом -наездничество, соревнования в ловкости и преодолении препятствий, дрессировка животных и птиц, борьба (гуштингири), иск-во фокусников (чашмбанди, найрангбози), канатоходцев (дорбозов) и комедиантов (масхарабозов). Первое знакомство таджиков с европ. цирковым иск-вом относится к 80-м гг. 19 в., когда было завершено присоединение Т. к России. В Т. гастролировали рус. труппы Панкратова, Жигалова, Козырькова и др. Популярностью пользовались труппы Ф. А. Юпатова, выступавшие в Ходженте и др. городах. Рождению советского таджикского цирка способствовало иск-во братских республик. В 1968 в Душанбе была открыта студия тадж. цирка. 22 апр. 1970 состоялась премьера 1-й программы нац. циркового иск-ва. Среди лучших номеров: наездники С. Бегбуди, Д. Баронов и H. Тагаева, акробаты-вольтижёры Д. Байкадамова, Р. Урунова и Ю. Бальмонт, танцы на проволоке Р. Рискулова и Т. Якубов, эквилибр на вольностоящей лестнице H. Ахмедова, аттракцион с дрессированными верблюдами под рук. П. Юсупова, аттракцион "Таджикские национальные игры"под рук. В. Валиева. В 1976 открыто новое здание цирка. М. Шарапов.

XIX. Кино

С 1929 в Т. началось произ-во документ, и хроникальных короткометражных фильмов; выходит периодич. киножурнал "Советский Таджикистан". В 1930 создан трест "Таджиккино". Осн. направлением кинопублицистики в нач. 30-х гг. был "агитпропфильм" ("Золотой червь", "От хлопка до ткани", "От омача к плугу", "Почётное право" и др.).

Тему острой классовой борьбы в деревне разрабатывал первый тадж. художеств, фильм "Когда умирают эмиры" (1932). Фильм "Эмигрант" (1934, реж. К. Я. Ярматов) раскрывал эволюцию психологии таджика-середняка. Первые звуковые художеств. фильмы "Сад" (реж. H. В. Досталь) и "Друзья ветре'чаются вновь" (реж. Ярматов; оба - в 1939) поев, строительству социалистич. жизни в республике. В годы Великой Отечеств, войны в Душанбе работала моек, студия "Союздетфильм". Объединённая Душанбинская киностудия создавала художеств, и документ, картины, боевые киносборники и др. Фильм "Сын Таджикистана" (1942, реж. В. М. Пронин) рассказывал о боевой фронтовой дружбе рус. и тадж. народов. Среди послевоен. документ, фильмов выделяются: "Таджикистан" (1946), "Долина реки Вахш" (1947), "На земле предков" (1949), "Советский Таджикистан" (1951) и др.

Для тадж. художеств, кино кон. 50 -нач. 60-х гг. наиболее характерными чертами стали разработка новых тем и жанров, появление нац. кинодраматургии и режиссуры, связь с лит-рой. Б. А. Кимягаров пост, фильм "Дохунда" (1956, по роману С. Айни), где впервые показан путь таджиков к революции. Совр. теме поев, картины: ".Мой друг Наврузов" (1957), "Высокая должность" (1958), комедии "Я встретил девушку" (1957), "Сыну пора жениться" (1960). О трагедии великого поэта средневековья Рудаки рассказывает фильм "Судьба поэта" (1959, реж. Кимягаров), о строительстве Вахшского канала в 30-е гг.- "Человек меняет кожу" (1960, реж. Р. Я. Перелынтейн), о нравств. раскрепощении женщины-таджички -"Зумрад" (1962, реж. А. Р. Рахимов, А. Г. Давидсон). Для кинематографии 60-х гг. характерна ист.-революц. тематика. Фильмы: "Дети Памира" (1963, реж. В. Я. Мотыль), "Мирное время" (1965) и "Хасан-арбакеш" (1966) -оба реж. Кимягаров; "Смерть ростовщика" (1966 по С. Айни), "Измена" (1967), "Разоблачение" (1969) - все реж. Т. М. Сабиров.

Отличит, явление 60-70-х гг.- становление молодой нац. кинорежиссуры. Создали фильмы: М. С. Арипов ("Ниссо", 1966; "Тайна предков", 1972), М. К. Касымова ("Лето 1943", 1968; "Джура Саркор", 1970; "Четверо из Чорсанга", 1972), С. М. Хамидов ("Встреча у старой мечети", 1969; "Легенда тюрьмы Павиак", 1971; "Тайна забытой переправы", 1973), А. Б. Тураев ("Третья дочь", 1971) и др. Современности, её морально-нравств. проблемам поев, картины мастеров старшего поколения -"Как велит сердце" (1968) и "Одной жизни мало" (1974) реж. Кимягарова, антирелигиозная картина "Под пеплом огонь" (1967) реж. Рахимова. Была создана экранизация поэмы А. Фирдоуси "Шахнаме" - "Сказание о Рустаме" и "Рустам и Сухраб" (1971, реж. Кимягаров). Образ выдающегося тадж. мыслителя 19 в. А. Дониша воссоздан в фильме "Звезда в ночи" (1972, реж. А. Рахимов, И. Усов). Революц. путь тадж. народа, строительство новой жизни показаны в 6-серийном телевиз. фильме "Кто был ничем, тот станет всем" (1974-75, реж. Сабиров).

Значительны успехи 'документ, кино: "Здравствуй, Таджикистан" (I960), "Четыре песни о Таджикистане" (1964), "Колыбель моих стихов" (1971) и др. В иск-ве "образной публицистики" большой интерес представляют работы Е.Кузина-"Тигровая балка" (1963), "Горсть материнской земли" (1968), "Продаётся дом" (1973); С. Хамидова - "Абдуррахман Джами" (1965); А. Мансурова-"Семь красавиц" (1964); Д. Худоназарова "Колыбельная" (1966); Л. Кимягаровой-"Абдулла Рахимбаев" (1967), "Хашар" (1972); В. Эрвайса-"Свет" (1969), "Кино" (1971); В. Фомина -"Я - Земля" (1970), "Построй корабль" (1974); Б. Садыкова -"Перевал" (1971) и др. Были сделаны первые мультипликац. фильмы: "Песня гор" (1969), "Добрый Насим" (1970),