БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ХРАМОВАЯ МУЗЫКА, культовая музыка.
ЦИНКА СУЛЬФИД, сернистый цинк, ZnS, белый порошок.
ЧЕРСКОГО ХРЕБЕТ, цепи Черского, горная система на С.-В. СССР.
ЧУВАШСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени И. H. Ульянова.
ТАМОЖНЯ (от тамга), гос. учреждение, контролирующее провоз грузов.
ШТЕТТИНСКИЙ МИР 1570, между Швецией и Данией.
ЭКСПОНОМЕТРИЯ, раздел фотографии, в к-ром определяют условия экспонирования.
ЭССЕ (франц. essai - попытка, проба, очерк, от лат. exagium - взвешивание), прозаич. сочинение.
ТЕАТР ТЕНЕЙ, вид театр, зрелища.
ЕККЕ, текийе, завие (тур. tekke, zaviye), обитель мусульм. дервишей в Турции.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

2197031823552198549321и муз. журналы: "Музыкальное обозрение", "Музыкант" и др. В 20-30-е гг. выдвинулись композиторы, писавшие муз.-сценич., симфоническую и камерно-инструментальную музыку, в их числе К. Бара-нович (дирижёр и в 1929-40 руководитель Хорватского нац. театра; комич. опера "Стрижено-кошено", 1932, и др.; балет "Пряниччое сердце", 1935), Я. Го-товац (опера "Эро с того света", 1935, и др.), И. Славенский (с 1924 работал в Белграде; гл. обр. симф. и камерно-инструм. соч.), Б. Берса (симф. поэмы), А. Добронич (лирич. опера "Равноденствие", 1938, и др.), Ф. Лхотка и др. Важное значение имела музыковедческая и публицистическая деятельность П. Марковаца, который впервые в X. в работах о музыке опирался на марксистский метод исследования. В годы Нар.-освободительной войны в Югославии 1941-45 получили распространение массовые патриотич. партизанские, антифашистские песни И. Тьярдовича, Н. Херцигони, С. Златича и др. компо-зиторов - участников войны или членов подпольных организаций. После провозглашения ФНРЮ (1945, с 1963-СФРЮ) начался подъём хорв. муз. культуры. Созданы многие муз. уч. заведения, организации, муз., в т. ч. самодеятельные, коллективы: хоровые об-ва "Братство и единство" в Загребе, "Единство" в Сплите, ансамбль нар. песни и танца "Ладо" в Загребе и др. Проводятся муз. фестивали, в т. ч. междунар.-т. н. летние игры в Дубровнике (с 1950) и Сплите (с 1954), "Загребский биенналле" (с 1961) и др. Среди композиторов 40-50-х гг.- И. Брканович, Б. Папандопуло, Б. Бьелинский, С. Шулек, Н. Девчич; новые течения зап.-европ. музыки отразились в творчестве И. Малеца, М. Келемена, Б. Сакача, Л. Жупановича и др. В 60-70-х гг. в Социалистич. Республике X. выдвинулись композиторы С. Хорват, Р. Радица, Д. Детони; пианисты И. Мачек, Ю. Мураи; скрипачи И. Озим, И. Клима; певцы Д. Илич, М. Радев, В. Руждьяк, Т. Нералич.

Е. И. Гордина.

Драматический театр. Элементы сце-нич. действия содержались в обрядах (коляды, додолы и др.) слав, племён, переселившихся на Балканы в 6-7 вв. На о. Хвар, в гг. Сплит и Задар в 14-15 вв. начал формироваться церк. театр. В 16-17 вв. бурного расцвета достиг любительский театр в Дубровнике (см. Дубровницкая республика), появились проф. труппы в городах Далмации, разыгрывавшие пасторали, комедии, фарсы, написанные местными авторами. В 17-18 вв. получил развитие школьный театр с репертуаром, включавшим пьесы на историч. и библейские сюжеты (-"Никола Зриньски", 1749). В конце 18 -1-й четв. 19 вв. часто ставилась переводная драматургия (А. Коцебу, А. В. Иффланд и др.). В нач. 19 в. исполнялись комедии хорв. драматурга Т. Брезовачки ("Матвей-чародей", -"Диоген, или Слуга двух исчезнувших братьев", обе в 1804). В 1797-1834 в Загребе функционировал первый постоянный "Театр Амадея", где в драматич., оперных и балетных спектаклях выступали нем. актёры. В 1834 был построен т. н. Театр на Марковой площади ("Старый театр"), в к-ром разыгрывались на нем. яз. пьесы на сюжеты из хорв. истории, в антрактах исполнялись стихи хорв. поэтов на родном яз., нар. песни (будницы). В 1840-42 здесь выступала труппа любительского серб, передвижного театра из Нови-Сада, исполнявшая историч. драмы И. Стерии-Поповича, а также хорв. литератора и историка И. Кукулевича-Сакцинского. Её спектакли способствовали становлению проф. мастерства хорв. актёров. В 50-60-е гг. по инициативе патриотически настроенных деятелей культуры в "Старом театре" ставились спектакли на хорв. яз. В 1861 театр получил гос. субсидию и стал именоваться Национальным, его руководители Д. Деметер и И. Фрейденрейх включили в репертуар произв. драматургов хорв. нац. Возрождения. Ставились историко-патриотич. романтич. трагедии "Тевта" Д. Де-метера (1864), "Король-мужик" М. Бо-твича (1873), комедии на бытовые темы Йемчича, Фрейденрейха, Томича ("Свадебные предложения", 1873), пьесы У. Шекспира, Ф. Шиллера, Мольера, В. Сарду, Э. Лабиша. В составе труппы были актёры А. Мандрович, Д. и И. Фрейденрейх, М. Ружичка-Строцци,

А. Фиян. В 1896-98 работала первая актёрская школа. В кон. 19 - нач. 20 вв. в театре шли произв. Г. Гауптма-на, Г. Ибсена, Н. В. Гоголя, А. Н. Островского, Л. Н. Толстого, А. П. Чехова, М. Горького. С 1895 Нац. театр давал представления в новом здании. Репертуар обновился пьесами И. Войновича ("Буря равноденствия", 1895, "Дубровницкая трилогия", 1903), получила распространение натуралистич. драма (С. Туцич, И. Косор).

На рубеже 19-20 вв. в актёрском иск-ве проявилось стремление к реалистическому раскрытию сценич. образа; этим методом владели М. Димитриевич, И. Борштник, Н. Вавра и др. В 20-30-е гг. в труппе были актёры X. Нучич, Т. Строцци, Э. Хафнер, И. Папич, И. Павич, режиссёры Б. Гавелла, А. Верли, художники Л. Бабич, В. Жед-ринский и др. В репертуаре - Шекспир, Мольер, Ф. М. Достоевский, Л. Н. Толстой, Горький, Б. Шоу, К. Чапек; отечественная драматургия - М. Држич, Б. Нушич, Б. Крефт. Значительной для хорватского и всего югосл. театра была деятельность реж. Гавеллы, к-рый утверждал реалистич. принципы актёрской игры. Он же ввёл прогрессивный и революц. репертуар (М. Крлежа, И. Цанкар). После 1945 возобновилась деятельность Нац. театра. В драматич. труппу вошли М. Црнобори, М. Ступица, М. Фотез. Начали работать вновь организованные театры (Драматич. театр им. Гавеллы, детские и кукольные). В сер. 70-х гг. ведущие деятели Нац. театра: режиссёры - К. Спаич, Г. Па-ро; актёры - Б. Кралева, В. Драх, Т. Лонца, М. Зупан, Н. Рошич, Б. Бу-занчич, Коралька Хрс. Репертуар составляет югосл. и зарубежная классика, совр. хорватская, а также европ. и амер. драматургия.

С 1950 в Загребе существует Академия театра, музыки, кино и телевидения. В 1943 создан Ин-т литературы и театра при Югославянской академии наук и иск-в в Загребе. С 1975 издаётся журнал "Kronika", где печатаются материалы о хорв. театре. Н. М. Вагапова. Лит.: История Югославии, т. 1-2, М., 1963; Яги ч В. В., Закон Винодольский, СПБ, 1880; Греков Б. Д., Виводольский статут об общественном и политическом строе Винодола, М.-Л., 1948; е г о ж е, Полица. Опыт изучения общественных отношений в Полице XV-XVII вв., М., 1951; Б р о м-л е и Ю. В., Становление феодализма в Хорватии, М., 1964; Фрейдзон В. И., Борьба хорватского народа за национальную свободу. Подъем освободит, движения в 1859-1875 гг., М., 1970; Чулинович Ф., Крестьянские восстания в Хорватии, пер. с сер-бо-хорв., М., 1959; К l a i с V., Povijest hrva-ta. sv. 1-6, Zagreb, 1899-1920; S i s i с F., Pregled povijesti hrvatskoga naroda, 3 izd., Zagreb, 1962; Socijalisticka Republika Hrva-tska, Beograd, 1966; Кравцов Н. И., Основные тенденции в развитии хорватской литературы кон. XIX - нач. XX века, в кн.; Славянская филология, в. 7, М., 1968; Зарубежные славянские литературы XX в., М., 1970; Литература славянских и балканских народов конца XIX - нач. XX веков, М., 1976; Б а д а л и ч И., Русские писатели в Югославии, пер. с хорват., М., 1966; Ваг а с A., Hrvatska knjizevnost..., t. 1-2, Zagreb, 1954-60; V u с е t i с S., Hrvatska knjizevnost 1914 - 1941, Zagreb, 1960; К о m-b о 1 M., Povijest hrvatske knjizevnosti do narodnog Preporoda, 2 izd., Zagreb, 1961; Panorama hrvatske knjizevnosti XX stoljeca, Zagreb, 1965; F 1 a k е г A., Knjizevne poredbe, Zagreb, 1968; M.arkovic S., Knjizevni pokreti i tokovi izmedu dva svet-ska rata, Beograd, 1970; Плавшич Д.,

Искусство в Хорватии, "Искусство и художественная промышленность", 1900, № 17; Венедиктов А., Италия и Далмация, "Вестник истории мировой культуры", 1959, № 1; Алешина Л. С., Яворская Н. В., Искусство Югославии, М., 1966; Народные мастера Югославии. Югославские примитивисты. Каталог выставки, Ер., 1973; Белоусов В. Н., Современная архитектура Югославии, М., 1973; Ivekovic С., Dalmatiens Architektur und Plastik, Bd 1 -[6],Wien, 1910-27; Kowalczyk G., Denk-maler der Kunst in Dalmatien, v. 1-2, В., 1910; В а Ь i с L j., Umjetnost kod Hrvata u XIX stoljecu, Zagreb, 1934; Pola vijeka Hrvatske Umjetnosti. Izlozba, Zagreb, 1939; Spo-menici u Hrvatskoj, Zagreb, 1956; К о р a h В., Градителска школа FIoMopja, Београд, 1965; Р е i с М., Hrvatski slikari i kipari..., Osijek, 1969; Ямпольский _И., Музыка Югославии, М., 1958; К u h а с F., Opis i poviest narodnih glasbala, kn. 1-3, Zagreb, 1877-1882; S i r о l а В., Pregled povijesti hrvatske muzike, Zagreb, 1922; 2 g a n е с V., Narodne popijevke hrvatskog Zagorja, [t. 1-2], Zagreb, 1950; Kovacevic K., The history of Croatian music of the 20 century, Zagreb, 1967; Вагапова Н., Театр народов Югославии. Драматургия, в кн.: История зарубежного театра, ч. 2, М., 1972; Солнцева Л., Театр народов Югославии, в кн.: История западноевропейского театра, т. 6, М., 1974; Гавелла Б., Драма и театр, пер. с хорв.-серб., М., 1976; С i n d г i с P., Hrvatski i srpski teater, Zagreb, 1960.

ХОРВАТСКАЯ КРЕСТЬЯНСКАЯ ПАРТИЯ (ХКП; Hrvatska pucka seljacka stranka), осн. в 1904 братьями А. Родичем и С. Радичем. Программа ХКП (1905) содержала требования политич. свобод, предоставления избират. права всем "самостоят, хозяевам", ликвидации сословных привилегий аристократии и др. В нач. 1900-х гг. лидеры ХКП развивали теории "единого крест, сословия", "крест, демократии", бесклассового "крест, гос-ва", требовали широкой автономии Хорватии (в сфере финансов и экономики), объединения хорв. земель, федерализации империи Габсбургов. ХКП пропагандировала хорв.-серб. сотрудничество (при условии лояльности нац. движения к единству империи и династии Габсбургов). В годы 1-й мировой войны 1914-18 ХКП отошла от идеологии австрославизма, поставила задачи обеспечения автономии и равноправия Хорватии в едином югославянском гос-ве. После образования в дек. 1918 Королевства сербов, хорватов и словенцев (с 1929 - Югославия) ХКП выступила против централистских тенденций великосерб. буржуазии. На съезде в Загребе (февр. 1919) партия выдвинула требования республики (отсюда назв. партии в 1919-25 - Хорватская республиканская крестьянская партия, ХРКП) признания права на самоопределение, проведения зем. реформы и др. На выборах в Учредит, скупщину (нояб. 1920) ХРКП получила 50 мандатов, на выборах 1923 в Нар. скупщину-70 мандатов; стала по значению 2-й (после серб, радикалов) партией в стране. В 1924 ХРКП вступила в Крест, интернационал, на что пр-во ответило репрессиями: ХРКП была запрещена, а С. Ра-дич арестован. Проявив непоследовательность, руководство ХРКП вступило в переговоры с пр-вом и отказалось от респ. лозунгов. В июле 1925 ХКП совместно с серб, радикалами образовала коалиц. пр-во, но в 1926 вышла из пр-ва в знак протеста против великосерб. политики его большинства. В кон. 1927 ХКП вступила в политич. блок с Независимой де-мократич. партией (осн. в 1924), образовав т. н. Крестьянско-демократич. коалицию. После установления 6 янв. 1929 в Югославии военно-монархич. диктатуры все политич. партии (в т. ч. и ХКП) были запрещены. В 1929-34 ХКП (её лидер - В. Мачек) фактически бездействовала. В 1935-36 она стала основной партией хорв. буржуазии. В 1937 в составе Крестьянско-демократич. коалиции ХКП участвовала в создании блока бурж. оппозиц. партий (т. н. Блок нар. соглашения), требовавших демократизации обществ, жизни. В деле создания авт. Хорватии руководство партии пыталось заручиться поддержкой фаш. режима Италии. 26 авг. 1939 между руководством ХКП и пр-вом Д. Цветковича было заключено соглашение о предоставлении Хорватии автономии; в сформированном тогда же пр-ве Югославии Мачек занял пост зам. премьер-министра. Руководство ХКП одобрило подписанный пр-вом Цветковича 25 марта 1941 протокол о присоединении Югославии к Берлинскому пакту 1940. После оккупации Югославии фаш. войсками (апр. 1941) ХКП фактически прекратила своё существование. Реакц. часть ХКП перешла к усташам, левые элементы приняли участие в Народно-освободительной войне в Югославии 1941-45. Лит.: Culinovic F., Jugoslavia izmectu dva rata, [Knj.] 1 - 2, Zagreb, 1961. В. И. фоейдзон (до 1914), В. К. Волков.

ХОРВАТСКО-ВЕНГЕРСКОЕ СОГЛАШЕНИЕ 1868, акт, определивший положение Хорватии и Славении в составе Венг. королевства - части Австро-Венгрии. Оформлено на переговорах (февр.-июль 1868) делегаций парламента Венг. королевства и хорватско-славонского са-бара (большинство в к-ром принадлежало крупным помещикам -"унионистам", выступавшим за союз с венг. аристократией). Утверждено имп. Францем Иосифом 12 нояб. 1868. Установило прикрытый парламентскими формами режим господства над Хорватией и Славонией венг. помещичье-капиталистич. олигархии; исходило из принципа неделимости Венг. королевства. Хорватия я Славония посылали в ниж. палату парламента Венг. королевства депутатов (29; с 1880-40) из числа чл. сабора и 2 чел. в палату магнатов (из этих лиц 5 чел. включалось в т. н. Венг. делегацию - для периодич. рассмотрения общеимперских проблем), сохраняли автономию внутр. управления, юстиции, в делах просвещения и церкви (финансы и экономика являлись прерогативой пр-ва Венг. королевства). Принимавшиеся сабором законы вступали в силу после утверждения королём. Офиц. яз. в Хорватии и Славонии признавался хорватский, авт. власть принадлежала сабору и местному пр-ву во главе с баном (назначался королём). Х.-в. с. вызвало активные протесты хорв. народа (восстание в Раковице в 1871, массовые нар. выступления в 1883 и др.). Несмотря на ограниченность прав, предоставленных Хорватии и Славонии соглашением, габсбургские власти в период действия Х.-в.с. (1868-1918) неоднократно нарушали его.

Публ.: Венгерско-хорватское соглашение 1868 г., СПБ, 1910. В. И. Фрейдзон.

ХОРВАТЫ, нация в Югославии. Числ.-4,5 млн. чел. (1971, перепись). Осн. масса X. живёт в Хорватии (св. 3,5 млн. чел.), остальные - в Боснии и Герцеговине, Сербии и др. республиках страны. За пределами Югославии X. живут в Австрии, Венгрии, странах Америки (гл. обр. в США), в Австралии. X. говорят на сербскохорватском языке (распространены все три его диалекта). Большинство верующих - католики, незна-чит. часть - православные, протестанты и мусульмане. Слав, племена - предки X. (качичи, шубичи, свачичи и др.) в 6-7 вв. жили на С. Далматинского побережья в юж. Истрии, в сев. Боснии, междуречье Савы и Дравы. В 9 в. сложилось хорватское гос-во. Феод, междоусобицы в кон. 11 - нач. 12 вв. привели к его ослаблению. В дальнейшем отдельные части хорватских земель испытывали экономич., политич. и культурное влияние различных гос-в и народов-Венг. королевства, Османской империи, Габсбургской монархии и др. Это оказывало влияние на формирование культуры X., однако они сумели сохранить и развить свою самобытную культуру, имеющую много общих черт с культурой др. юж.-слав, народов Югославии. В 1918 X. и др. югославянские народы объединились в рамках одного гос-ва-Королевства сербов, хорватов и словенцев (с 1929 - Югославия). В прошлом среди X. выделялось несколько этногра-фич. групп (их наименования нередко связаны с географическими названиями места жительства) - загорцы, медьюмур-цы (меджумурцы), пригорцы, личане и т. д.; жители быв. Воен. границы назывались граничарами (среди них были беженцы из Сербии, Боснии, различных областей Хорватии). Ныне разделение X. на этнографич. группы потеряло значение. В составе СФРЮ X. представляют собой единую нацию, развивающую социа-листич. экономику и нац. культуру. Об истории, экономике и культуре X. см. в ст. Хорватия, Югославия.

Лит.: Народы зарубежной Европы, т. 1, М., 1964. М. С. Кашуба.

ХОРДА (от греч. chorde - струна) (ма-тем.), прямолинейный отрезок, соединяющий две произвольные точки кривой линии или поверхности.

ХОРДА, спинная струна, эластичная несегментированная скелетная ось у хордовых животных и человека. У нек-рых оболочников (аппендикуля-рии), у бесчерепных (ланцетник) и нек-рых позвоночных (круглоротые, из рыб - у цельноголовых, хрящевых га-ноидов и двоякодышащих) X. сохраняется в течение всей жизни. У остальных позвоночных и оболочников имеется только в период эмбрионального развития; у взрослых позвоночных X. заменяется позвонками. Положение X. в теле животного различно. У первично-хордовых зачаточная X. находится на спинной стороне кишечника в хоботке, у личинок оболочников - в хвостовом отделе тела. У бесчерепных и позвоночных X. располагается на спинной стороне тела, под нервной трубкой, между тяжами сегментированной туловищной мускулатуры. У ланцетника X. тянется от кончика хвоста до переднего конца тела, что, видимо, является вторичным приспособлением, связанным с необходимостью укрепления переднего конца тела при роющем образе жизни. У позвоночных головная часть X. оканчивается позади гипофиза.

X. развивается из средней части крыши первичной кишки (хордомезодермы) в виде выпячивания, к-рое затем отшнуровывается и превращается в продольный цилиндрический тяж. Клетки зачатка X. уплощаются, затем вакуолизируются. На периферии сохраняется слой нева-куолизированных клеток, богатых цитоплазмой, т. н. эпителий X., участвующий в выработке её оболочки. Сначала образуется тонкая наружная эластическая оболочка, богатая эластич. волокнами, затем (внутрь от неё) выделяется волокнистая оболочка, состоящая из коллаге-новых волокон. У пластиножаберных и костистых рыб внутр. часть волокнистой оболочки обособляется во внутр. эластическую оболочку. В волокнистой оболочке развиваются хрящевые тела позвонков, у цельноголовых - многочисленные известковые кольца. С развитием тел позвонков функцию X. как скелетной оси тела выполняет позвоночник. У позвоночных X.- центр, остов, вокруг к-рого развивается хрящевой или костный осевой скелет. Развивающиеся из отд. частей позвонки сначала дополняют, а затем в большей или меньшей степени вытесняют X. Её остатки сохраняются между телами позвонков (рыбы), внутри позвонков (земноводные), полностью исчезают (птицы), сохраняются в межпозвонковых хрящах, образуя их студенистое ядро (млекопитающие). Опорные свойства X. обусловлены её упругостью и прочностью покрывающие оболочек. При волнообразных движениях тела низших позвоночных X. сгибается под действием сегментированной боковой мышцы туловища, разгибается вследствие своей упругости. Сохранение X. в эмбриогенезе высших позвоночных объясняется не только опорной функцией скелетной оси у эмбрионов, но и индуцирующим воздействием зачатка X. на формирование нервной трубки.

Высушенная X. осетровых рыб под назв. вязиги используется в кулинарии.

Н. С. Лебёдкина.

ХОРДЕМАЛЕК (перс.), термин, используемый в Иране для обозначения крестьян-собственников зем. участков, а также мелких помещиков. В результате осуществления с 1962-63 агр. реформы роль мелких зем. собственников в Иране сильно возросла.

ХОРДОВЫЕ (Chordata), высший тип вторичнополостных животных. Включает подтипы: оболочников, бесчерепных и позвоночных. Для X. характерно наличие спинной струны, или хорды, спинной нервной трубки, жаберных щелей. Почти у всех X. в течение жизни сохраняется спинная нервная трубка; у позвоночных на переднем её конце формируется головной мозг, у взрослых асцидий нервная трубка заменяется нервным ганглием. Жаберные щели у водных форм сохраняются на всю жизнь, у наземных позвоночных (с лёгочным дыханием) они имеются только у личинок и на ранних стадиях развития. Тело X. сегментировано; сегментация (метамерия) хорошо выражена у бесчерепных и позвоночных в период их зародышевого развития.

ХОРДОМЕЗОДЕРМА, многоклеточный зачаток будущих хорды и мезодермы, расположенный на поверхности зародыша позвоночных животных на стадии бластулы. В процессе гаструляции X. подстилает изнутри эктодерму и индуцирует в ней образование нервной пластинки. У анамний X. вворачивается (см. Инвагинация) через спинную и боковые губы бластопора (исключая костистых рыб, у к-рых нет истинной инвагинации). У амниот клетки будущей мезодермы мигрируют под эктодерму в области яервичной полоски, а материал хорды янвагинирует в области её переднего Конца - гензеновского узелка. Детерминация свойств X. осуществляется до начала дробления или в период дробле-5ия под влиянием клеток будущей эн-годермы. См. также Индукторы, Индукция, Организатор.

ХОРДОТОНАЛЫНЫЕ ОРГАНЫ, органы чувств насекомых и ракообразных. Представляют собой группы удлинённых хордотональных сенсилл (сколопофоров, сколопидиев), натянутых между двумя участками кутикулы или между кутикулой и прилежащими тканями. Каждая сенсилла состоит из 1 -3 биполярных нейронов и 2-3 вспомогательных клеток, одна из к-рых содержит цилиндрич. образование - сколопс. Нек-рые X. о. при-крепляются к кутикуле с помощью тонких

Туловищный хордото-нальный орган личинки жука усача (Ergates spiculatus): 1 - кутикула; 2 -связка; 3 - нерв; 4 -хордотональные сенсиллы.

связок, или лигаментов. По расположению различают антеннальные, ротовые, ножные, крыловые и туловищные X. о. Большинство их является проприорецепторами, воспринимающими смещения различных частей тела и тканей (особенно в сочленениях конечностей или между сегментами тела). X. о., расположенные в голенях насекомых (т. н. субгенуальные органы), реагируют на вибрацию субстрата (почва, растения и т. д.), на к-ром находится насекомое. Р. Д. Жантиев.

ХОРДОУГЛОМЕР, инструмент для измерения и построения углов. Применяется в артиллерии при полной подготовке данных для стрельбы графич. методами и при выполнении топографич. работ с помощью стереотрубы. X. связывает величину угла с хордой на окружности определяемого радиуса и заменяет таблицы хорд. Шкала хорд на X. неравномерная. Точность измерительных работ с X. составляет одно деление угломера (0-01), т. е. 1/1000 длины радиуса окружности. Построение (измерение) углов с помощью X. и циркуля-измерителя точнее, чем транспортиром или арт. целлулоидным кругом.

ХОРДОФОНЫ (от греч. chordе - струна и phone - звук), общее назв. муз. инструментов, источником звука к-рых служит натянутая струна. X. делятся на различные виды струнных щипковых музыкальных инструментов (лютня, мандолина, арфа, дутар, балалайка, клавесин), струнных смычковых музыкальных инструментов (скрипка, виола и др.) и струнных ударных музыкальных инструментов (цимбалы, фортепьяно).

ХОРЕЗМ, историч. область и древнее гос-во в Ср. Азии, в низовьях р. Амударьи. Первые упоминания о X. встречаются в Бехистунской надписи Дария I и "Авесте"; мн. исследователи, кроме того, отождествляли с X. авестийскую Арьянам-войчах - первую зороастрий-скую страну. В изучение истории X. значит, вклад внесли рус. учёные-востоковеды кон. 19 - нач. 20 вв.- В. В. Бар-толъд, Н. И. Веселовский, сов. историк А. Ю. Якубовский. Новый этап в изучении истории X. начат в 30-х гг. 20 в. работами Хорезмской археолого-этно-графич. экспедиции АН СССР под рук. С. П. Толстова. Древнейшие археол. памятники X. относятся к эпохе неолита. На терр. древней Акчадарьинской дельты Амударьи открыты стоянки охотников и рыболовов, относящиеся к келъте-минарской культуре (4-3 тыс. до н. э.). В эпоху энеолита (нач. 2 тыс. до н. э.) население, по-видимому, уже было знакомо с примитивным орошаемым земледелием и начатками скотоводства (ранний этап т. н. суярганской культуры). В результате смешения культуры местного населения со срубно-андроновской культурой пришельцев из степей юж. При-уралья сложилась археологическая та-забагъябская культура, относящаяся к кругу культур степной бронзы. В сер. 2-го тыс. до н. э. на протоках Акчадарьинской дельты носители этой культуры-земледельцы и скотоводы оставили множество поселений и могильник (Кокча-3). На поселениях сохранились остатки домов-полуземлянок, следы развитой ирригационной сети, полей; среди находок - зернотёрки, бронз, серпы, ножи. В кон. 2-го тыс. до н.