БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ХРАМОВАЯ МУЗЫКА, культовая музыка.
ЦИНКА СУЛЬФИД, сернистый цинк, ZnS, белый порошок.
ЧЕРСКОГО ХРЕБЕТ, цепи Черского, горная система на С.-В. СССР.
ЧУВАШСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени И. H. Ульянова.
ТАМОЖНЯ (от тамга), гос. учреждение, контролирующее провоз грузов.
ШТЕТТИНСКИЙ МИР 1570, между Швецией и Данией.
ЭКСПОНОМЕТРИЯ, раздел фотографии, в к-ром определяют условия экспонирования.
ЭССЕ (франц. essai - попытка, проба, очерк, от лат. exagium - взвешивание), прозаич. сочинение.
ТЕАТР ТЕНЕЙ, вид театр, зрелища.
ЕККЕ, текийе, завие (тур. tekke, zaviye), обитель мусульм. дервишей в Турции.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

2197031823552198549321, распространены блюда с изображением кумгана или кинжала (сел. Чорку). Керамика Юж. Т. - лепная, с лощением или росписью красным и коричневым ангобом, сохраняет архаич. черты (Ёгид, Куляб, Файзабад). В Ходженте, Ура-Тюбе, Гиссаре и др. центрах изготовляют ручные хл.-бум. набивные (с контрастным рисунком, выполненным штампами-калыбами), шёлковые и полушёлковые ткани - полосатые, гладкие или узорчатые, в т. ч. с рисунком "абр" (облако), построенным на переливах расплывчатых радужных цветовых пятен. Узоры тадж. вышивок (детали одежды, тюбетейки, муж. платки-румолы, лицевые занавески-рубанды, покрывала, настенные панно) осно-

Таблица IX

К ст. Таджикская ССР. 1. Озеро Искандеркуль. 2. Ледник Медвежий. 3. Отрога Алайского хребта. 4. Верховья Аличурской долины. 5. Река Мургаб. 6. Общий вид хозяйства Кафирниганского форелевого завода. 7. Гиссарская долина. 8. Яки
на Памире.

Таблица X

К ст. Таджикская ССР. 1. Душанбе. Вид части города. 2. Мост через реку Сырдарью в Ленинабаде. 3. Душанбе. Площадь Победы. 4. Нурек. 5. Вахшский азотно-туковый завод, в. Строительство Нурекской ГЭС (1974.) 7. Байпазинский гидроузел на реке Вахт. 8. Драга в карьере "Дарваз" Яксуйского месторождения. 9. Хлопкозаготовительный пункт в Ходжентском районе.

Таблица XI

К ст. Таджикская СCР. Архитектура Советского Таджикистана. 1. Скульпторы Т. Р. Полякова и А. С. Р а б и н, архитекторы Г. И. Гаврилови Б. И. Кутырёв. Памятник В. И. Ленину в Душанбе. Бронза. 1960. 2. Архитекторы И. Г. Резникова и др., инженер Р. И. Агишев и др. Здание управления Нурекской ГЭС (на первом плане). Жилая застройка г. Нурек (ва втором плане). Конец 1960-х гг. 3. Г. В. С о л о м в н о в. Спортивный павильон ручных игр в Душанбе. 1974. 4. Скульптор И. 3. Милашевич, архитектор Ю. А. М ас лов (при участии архитектора В. Г. Веселовского). Монумент в память воинов-ленинабадцев, погибших в годы Великой Отечественной войны 1941-45. Железобетон. Ленинабад.1970. 5. Г. В. Соломинов, В. А. Афанасьев, А. И. Ярушин. Аэровокзал в Ленинабаде. 1964-65. 6. Э. В. Е р з о в с x и и, Ю. Л. П а р x о в. Дом политпросвещения в Душанбе. 1974. 7. С. В. В о л к о в. Драматический театр имени А. С. Пушкина в Ленинабаде. 1961-64. 8. Л. Е. Воробьёв. Гостиница в Ленинабаде. 1972. 9. Кинотеатр в Нуреке. Типовой проект. Мозаика фасада и оформление интерьера - художники H. А. Максимова, А. Амянджаяов, Я. H. Сказочки в, архитектор А. И. Макуха. 10. Архитекторы Г. В. Соломинов, А. И. Ярушин (при участив архитектора Ш. 3 у б а и д о в а), народные мастера У. М ухадасов (росписи плафонов), С. Нуритдинов в И. М у л л а б а ев (резьба по дереву и ганчу).

Таблица XII

К ст. Таджикская ССР. Изобразительное искусство средневекового Таджикистана. 1. Голова бодхисатвы (?). 2. Торс бодхисатвы. 3. Голова "монаха". 4. Сцена охоты, Резьоа по дереву. 5. "Всадник и всадница". Фрагмент росписи из помещения III/17. б. Резьба по стуку с подкраской. 7. Лев. Стук. Горельеф. 8. Голова мужчины. Фрагмент росписи тронного зала. 9. Тимпан входной двери тронного зала дворца на городище Калаи-Кахкаха I. Фрагмент. Дерево. Резьба. 8-9вв. Институт истории им. А. Дониша Академии наук Таджикской ССР. Душанбе. 10. Мужская фигура. Фрагмент рельефа западной стены айвана храма. (1-3 - глина, Аджина-Тепе, 7 - начало 8 вв., Эрмитаж, Ленинград; 4, S, 8, 10 - Пенджикент, 7-8 вв., Эрмитаж, Ленинград; 6, 7 - городище Саят Кулябской области, 9-10 вв., Институт истории им. А. Дониша Академии наук Таджикской ССР, Душанбе.)

Таблица XIII

К ст. Таджикская ССР. Декоративно-прикладное искусство Таджикистана. 1. чКуртан чакав>, платье из белой хлопчатобумажной ткани. Вышивка шёлком. 1930-е гг. Куляб. 2. "Алоча", полушёлковая абровая ткань. 3. "Сильсиля", налобное украшение. Серебро. Штамповка. Конец 19- начало 20 вв. Куляб. 4. Искодарский михраб. Фрагмент. Дерево. Резьба. 10-11 вв. Республиканский объединённый историко-краеведческий и изобразительных искусств музей им. Бехэада. Душанбе. 5. <Шоинак>, вьшгатый нагрудник. 1946. Селение Зыгар Гармского района, б. Кумгая. Медь. Чеканка и гравировка. 1880. Мастер Усто Мир Шафе. Ура-Тюбе, 7. Наплечные подвески. 8. Брошь. 9. Серьги. 10. "Марджов"-ожерелье. 11. Резные деревянные двери. 19 в. Ура-Тюбе. 12. "Кулох", мужская тюбетейка с чёрной каймой "зияк" и узором "чоргула". Сатин. Вышивка шёлком. Конец 19 в. Селение Чорку близ Исфары. 13. "Туппи", мужская тюбетейка. Вышивка по шёлку "шохи" кручёными шёлковыми нитями. Конец 19 - начало 20 вв. Ходжент (Ленинабад). 14. "Скид"., свадебная мужская тюбетейка (под чалму). Вышивка шёлком. Селение Вранг. Памир. 15. Браслет. Серебро. Чернение. Конец 19 -начало 20 вв. Ура-Тюбе. 16. "Джойнамаз", молитвенный коврик. Вышивка шёлком. (1-3, 5-16 - этнографический музей Института истории им. А. Донята Академии наук Таджикской ССР, Душанбе; 2, 16 - конец 19 - начало 20 вв., из Каратага; 7-10-серебро, кораллы, зернь, конец 19 - начало 20 вв., на Куляба.)

Таблица XIV

К ст. Таджикская ССР. Изобразительное искусство Советского Таджикистана. 1. Е. А. Татаринова. "Хлопкоробка". Тонированный гипс. 1945. 2. А. К. Хай д аров. "Невеста". 1957.3. Е. Г. Бурцев. "Поимка Ибрагимбека". 1937. 4. С. И. Вишнепольский. "Хафиз". Линогравюра. 1971. 3. Г. Г. Чередниченко. "Пробуждение". Медь. Чеканка. 1969. в. Б. И. Серебрянский. :"3аль у замка Рудабе". Иллюстрация к поэме Фирдоуси "Шахнаме". 1953. 7. О. А. А x у н о в. "Страница прошлого". Полированная глина. 1959. 8. X. Д. X у ш в а x т о в. -"Яки". 1970. 9. С. H у р и д д и н о в. "Девушка". Дерево. Резьба. 1969.10. А. Р а x и м о в. Портрет поливальщика Ходжаева. 1962. 11. 3. H. X а б и б у ллаев. "Бахор". 1967. 12. К. Ж у м а г а з и н. "Песня степей". Песчаник. 1963. (1-3, 7, 8, 10 - 12 - Республиканский объединённый историко-краеведческий и изобразительных искусств музей им. Бехзада, Душанбе; 5, 9 - Выставочный

фонд Союза художников Таджикской ССР, Душанбе.)

Таблица XV

К ст. Таджикская ССР. 1-3. Сцены из спектаклей Таджикского театра им. А. Лахути: 1. "Саодат" С. Саидмурадова я М. Рабиева. 1948. 2. "Дохунда" Дж. Икрами. 1957. 3."Ромео и Джульетта " У. Шекспира. 1963. 4. Сцена из спектакля "Нурхон" К. Яшена. Ленинабадский театр им. А. С. Пушкина. 1958. 5. Сцена из спектакля "Чёрные розы" С. Джамала. Хорогский театр музыкальной комедии им. А. Рудаки. 1970. 6-8. Сцены из спектаклей Таджикского театра оперы и балета им. С. Айни: б. Сцена из оперы "Восстание Восе" С. А. Баласанява. 1939. 7. Сцена из музыкального представления "Лола". С. А. Баласаняна и С. Ю. Урбаха. 1938. 8. Сцена из балета "Дильбар" А. С. Ленского. 1957. 9. Выступление ансамбля макомистов. 10-12. Кадры из фильмов: 10. "Дети Памира". Реж. В. Я. Мотыль. 1963. 11. "Смерть ростовщика". Реж. Т. М. Сабиров. 1966. 12. "Рустам и Сухраб". Реж. Б. А. Кимягаров. 1971.

Таблица XVI

К ст. Таиланд. 1. Бангкок. Общий вид города. 2. Мост через реку Менам-Чао-Прая. 3. Бангкок. Портовая часть города. 4. Река Меяам-Чао-Прая в Аюттхае. 5. Лов рыбы. Южный Таиланд, в. Рисовые поля (узкие каналы служат основными путями сообщения для крестьян). 7. Соляной промысел. 8. Селение в тропическом лесу. 9. Террасированные рисовые поля. 10. Гидравлическая разработка на оловянной россыпи на острове Пхукет.

Таблица XVII

К ст. Таиланд. 1. Патомчеди в Накхонпатхоме. Основана в первые века я. э. 2. Дворцовый ват Пра Срисанпет в Аюттхае (Аютии). Чеди 15-16 вв. Фото начала 20 в. (до реставрации). 3. Центральный пранг вата Буддасаван в Аюттхае (Аютии). 14-15 вв. 4. Скульптурный фриз из пляшущих демонов вата Арун в Бангкоке. Штукатурка, фаянсовая мозаика. 1-я пол. 19 в. 5. Будда, осенённый капюшоном семиголового дракона Наги в вате Че Тао в Саванкхалоке. Кирпич, штукатурка. 13-14 вв. в. Голова Будды периода Дваравати (7-11 вв.). Камень. Высота 39 см. Национальный музей. Бангкок. 7. Голова Будды. Позолоченная бронза. Высота 25 см. Конец 17 в. Частное собрание. Бангкок. 8. Будда из Бан-Ум-Ватбака. Бронза. Высота 1 л 21 см. Ок. 18 в. Национальный музей. Бангкок. 9. Фрагмент росписи (эпизод из "Рамаяны") галереи дворцового вата Пра-Кео в Бангкоке. Темпера. 19 в. 10. "Будда и огнепоклонники под дождём". Роспись на стене < Лакового павильона" (библиотеки) дворца Суан Паккад в Бангкоке. Дерево, чёрный лак, золото. Конец 18 в. 11. Пряжка для пояса с изображением кинары. Чеканка по серебру. 19 в. Частное собрание. Берлин.

Таблица XVIII

К ст. Таллин. 1. Вышгород. Вид с запада. 2. Домский собор. 13-15 вв. (башня - 1779, архитектор К. Л. Гейст). 3. Большая гильдия, фасад. 1410. 4. Центр Нижнего города - площадь Раэкоя (Ратушная). Вид сверху. 5. Церковь Олевисте (Олаевская). 15-начало 16 вв. б. Жилой дом "Три сестры". 15 в.

Таблица XIX

К ст. Таллин. 1. В Таллинском морском торговом порту. 2. Гостиница "Виру" 1972. Архитекторы X. Сепмавн, В. Тамм и др. 3. Улица Люхике-Ялг. 4. Новый жилой район Мустамяэ. Застраивается с 1961. Архитекторы М. Порт, В. Типпель, Т. Каллас, Л. Пегтай и др. 5. Пляж в Пирита. 6. Городская стена с боевым ходом по улице Ноорусе. 7. Вид из Бэрзи-кяйк (Биржевого прохода). 8. Дом Радио. 1972. Архитекторы А. Эйгв, Ю. Яама. 9. Башни городской стены. Вид с северо-запада.

Таблица XX

К ст. Танзания. 1. Степная растительность в провинции Масаи. 2. Гора Килиманджаро. 3. Побережье острова Занзибар. 4. Остров Пемба. 5. Река Руфиджи в половодье.

Таблица XXI

К ст. Танзания, 1. Вид на бухту и часть города Дар-эс-Салам. 2. На одной из улиц г. Аруша. 3. Вид части г. Занзибар. 4. Сельское поселение. 5. Деревня "уджамаа" в Кереге. 6. Университет в пригороде Дар-эс-Салама.

Таблица XXII

К ст. Татарская АССР. 1. Река Кама. 2. Нефтяная вышка в районе Елабуги. 3. Казань. Кремль. 4. Усадьба Кошаковского совхоза. 5. Елабуга. Пристань на реке Каме. б. Альметьевск. Площадь им. В. И. Ленина. 7. Кокушкино. Доммузей В. И. Ленина.

Таблица XXIII

К ст. Татарская АССР. 1. Нижнекамский нефтехимический комбинат. 2.На бережные Челны. Сборочный цех Камского автомобильного завода. 3. Звероводческий совхоз "Бирюли". 4. Уборка пшеницы в колхозе "Спартак" Апастовского района. 5. Казань. Один из цехов завода "Оргсинтез". в. Животноводческий комплекс колхоза "Серп и молот".

Таблица ХХIV

К ст. Татарская АССР. 1. H. И. А д ы л о в. "Батыр". Дерево. 1967. 2. X. А. Я к у п о в. "Перед приговором". ("Муса Джалиль"). 1954. 3. Б. И. У р м а н ч е. Портрет композитора H. Г. Жиганова. Гипс. 1959. 4. И. М. X а л и л у л л о в. "Родные мои". 1963-64. 5. Э. Г. С и т д и к о в. "Колхозные ветераны" (из серии "Люди Кзыл-Байрака"). Цветная линогравюра. 1965. 6. С. О. Л ы в и н. "Весна в деревне". 1963. 7. Л. А. Ф а т т а x о в. "Из города". 1963-64. 8. М. У. У с м а н о в. ."Новая Кама". 1970. 9. Мечеть Марджани в Казани. 1766. 10. Набережные Челны. Проект застройки -Б. Р. Рубаненко (руководитель), А. И. Криппа, Л. 8. Станишевский, H. Б. Левонтин, Л. С. Ломанов, Е. В. Смирнов, Л. Э. Балановский. (1-4, 6,8 - Музей изобразительных искусств Татарской АССР, Казань.)

ваны на симметричной композиции элементов орнамента и контрастном сопоставлении предельно интенсивных пятен цвета, а также на сочетании стилизов. изображений (змей, следов животных, рогов козла или барана, луны, солнца, цветов, плодов) с геом. мотивами (розетки, зигзагообразные стебли, треугольники, арки), нередко дополненными символами (плод граната-символ плодородия), эмблемами (чайник - знак гостеприимства). Высоким мастерством исполнения отличаются ювелирные изделия из Ура-Тюбе и Куляба, отличающиеся декоративными и сложноузорными сочетаниями серебра и цветных камней или стекла, и чеканные сосуды из УраТюбе. Своеобразно нар. иск-во ГорноБадахшанской автономной области.

Искусство Советского Таджикистана. Архитектура Сов. Т. за короткий срок прошла путь развития от 1-этажных глинобитных или сырцовых домов до благоустроенных городов, развивающихся по ген. планам (Душанбе, Ленинабад -1939, арх. В.- Г. Веселовский и др., 1968 - арх. В. Г. Веселовский, С. H. Самонина; Куляб - 1939, арх. А. И. Андржейкович, 1960-е гг.- арх. В. А. Бугаев; Курган-Тюбе - 1939, арх. И. Е. Ткачёв,1960-е гг.- арх. X. А. Зухуриддинов), и комфортабельных совр. жилых и обществ, зданий. В градостроительстве 30-х - нач. 40-х гг. использовался принцип периметральной застройки. В архитектуре обществ, зданий господствовали классицистич. формы, как правило, в соединении с элементами ср.-век. ср.азиат. архитектуры. Для архитектуры массовых жилых и культурно-бытовых зданий характерны 1-2-этажные небольшой протяжённости постройки. В 30-е гг. старые стройматериалы (сырцовый кирпич, глина, камень, дерево) постепенно вытесняются новыми (жжёный кирпич, бетон и железобетон). В 1945-55 значительно возросли темпы стр-ва, снизившиеся в воен. годы; в застройке городов осн. место заняли типовые 2-3-этажные жилые кирпичные дома. Во 2-й пол. 50-х гг. в связи с бурным ростом городов в условиях горного ландшафта и высокой сейсмичности Т. возникает проблема повышения этажности зданий, к-рая решается с введением индустр. методов стр-ва. После 1960 архитекторы Т. переходят к созданию микрорайонов с совр. системой обслуживания и многоэтажными (от 4-5 до 9) крупнопанельными и кирпичными жилыми домами с солнцезащитными устройствами (ген. план реконструкции Душанбе, Ленинабада и др. городов). В связи с широким развитием пром-сти строятся новые города (Нурек, Регар, Яван). Возводятся первые каркасно-панельные сооружения, продолжаются поиски наиболее эффективных сейсмически устойчивых конструкций. В 60-х -нач. 70-х гг. в архитектуре Т. совр. конструктивные формы всё органичнее сочетаются с традиц. декором, орнаментальными росписями и резьбой по ганчу и дереву в исполнении нар. мастеров.

Ранний этап развития изобразит, иск-ва Сов. Т. (1920-е гг.) связан с Самаркандом, с созданием первых политич. и агитац. плакатов, илл. для сатирич. журналов ("Машраб", "Мушфнки", "Бигиз"), с оформлением школьных учебников и произв. тадж. сов. лит-ры (художники Л. Л. Бурэ, В. H. Еремян, Г. H. Никитин, Азамхон Сиддики). С образованием Тадж. ССР (1929) центром художественной жизни Т. становится Душанбе. В кон. 20-х - нач. 30-х гг. в Т. приезжают работать художники Е. Г. Бурцев, М. Г. Новик, П. И. Фальбов и др., силами к-рых было создано организац. бюро Союза художников Т. Первые респ. выставки показали активную работу живописцев Е. Г. Бурцева, А. Ашурова, А. H. Камелина, П. И. Фальбова, М. Хошмухамедова. Художники стремились к достоверности и социальной заострённости изображаемых явлений, искали пути реалистич. обобщения жизненного материала, типизации и отражения местной специфики, овладевали методом социалистич. реализма. В кон. 30-х гг. в Т. приезжают работать живописцы Г. H. Тимков, Б. Г. Шахназаров, театр, художники Е. Г. Чемодуров, В. И. Фуфыгин; в художеств, жизни Т. участвуют моек. худ. В. Л. Сидоренко и И. А. Ершов. Подготовка к 1-й декаде и выставке тадж. иск-ва в Москве (с участием моек, театр, художников В. Ф. Рындина, К. Ф. Кулешова и неоднократно приезжавших в Т. графика П. H. Староносова, живописца H. Г. Котова и др.) вызвала новый подъём творч. сил. Художники Т. обратились к большим тематич. картинам, монумент, многофигурным композициям.

Жилой дом в Ленинабаде. Плафон и карниз. Роспись по дереву. 20 в.

А. А л и мд ж а н о в.

Столик. Резьба по дереву.1939.

Строительство в Таджикистане 1960 -70-х гг. 1. Дом связи в Курган-Тюбе. 1964-65. Арх. П. Я. Кузьменко, пнж. 3. М. Ярмолинский. 2. Каркасно-панельный жилой дом в Душанбе. 1973. Арх. И. А. Введенская, инж. М. Рустамкулов. 3. Типовые крупнопанельные жилые дома в Душанбе. 1974.

В годы Великой Отечеств, войны особое развитие получает графика: агитац. и политич. плакат ("Окна ТаджикТА"), карикатура (А. М. Орлов, М. Хошмухамедов, С. А. Краснопольский и др.). В 1945-50-е гг. значительно увеличилось число художников с проф. образованием. Наряду со станковой живописью (А. Ашуров, А. H. Камелин, H. Г. Кузьмин, H. А. Матасов и др.) развивается монументально-декоративное (С. Е. Захаров, И. А. Абдурахманов) и театр.-декорац. (М. М. Мухин, М. H. Шипулин) иск-во, книжная графика (В. И. Серебрянский, П. В. Зобнин, С. А. Краснопольский), скульптура (Е. А. Татариноза). Лучшие произв. этих лет свидетельствуют о наличии в тадж. иск-ве цельной художеств, концепции, основанной на внимательном отношении к натуре и поэтически образном восприятии действительности. 1960-е гг. выделяются высоким развитием изобразит, иск-ва, разнообразием творч. индивидуальностей (А. Т. Аминджанов, А. О. Ахунов, В. М. Боборыкин, К. Жумагазин, А. H. Камелин, А. Рахимов, П. И. Фальбов, 3. Хабибулаев, X. Хушвахтов), проявлением новых тенденций -активизацией отношения к окружающей действительности (интерес к остросовр. тематике), обогащением художеств, средств (поиски в области цвета, композиции и рисунка), многообразием жанров, развитием портрета (И. Л. Лисиков). Больших успехов достигают графики в области книжной иллюстрации (С. И. Вишнепольский, К. В. Туренко, В. П. Фомин) и плаката (С. А. Краснопольский).

В сор. время в Т. успешно развивается декоративно-прикладное иск-во (художеств, ткачество, ковроделие, ручная и машинная вышивка, керамика, ювелирное иск-во). Локальные особенности монумент, резьбы и росписи по дереву и ганчу нашли выражение в творчестве нар. мастеров-орнаменталистов Ю. Баратбекова, М. Алимова, С. Нуритдинова. Лучшие традиции нар. иск-ва получили творч. развитие в работах мастера набойки Рахима Юлдашева, орнаменталиста Юсуфджана Рауфова, известных керамистов Ашурбая Мавлянова и Сайфи Сахибова, вышивальщицы Зульфии Бахриддиновой и др.

Илл. см. на вклейках - к стр. 33 и табл. XI, XII, XIII, XIV (стр. 192-193).

Лит.: Воронина В. Л., Народная архитектура Северного Таджикистана, М., 19591 Искусство Таджикского народа, в. 1 - 3, Душ., 1956-65; История искусства народов СССР, т. 1-3, 7, М., 1971-74; Литвинский Б. А., 3 е и м а л ь Т. И., Аджина-Тепа, М., 1971; В е с е л о вскийВ.Г., Гендлин Д. Д., Архитектура Советского Таджикистана, М., 1972; Искусство Таджикской ССР. [Альбом, автор вступ. ст. Л. Айн и, Л., 1972]; С т авиский Б. Я., Искусство Средней Азии. Древний период. VI в. до н. э.- VIII в. н. э., М., 1974; А ш р а фи М. М., Персидско-таджикская поэзия в миниатюре XIV-XVII вв., Душ., 1974; Очерки о художниках Таджикистана, Душ., 1975.Л. С. Айни, В. Г. Веселовский, В. А. Мешкерис.

XVI. Музыка

Историч. корни муз. культуры таджиков связаны с древними гос-вами Бактрией, Согдом и Уструшаной. Тадж. музыка развивалась как одноголосное иск-во устной традиции - народное и нар.-профессиональное. Нар. музыку условно делят на 3 стиля: северный [Ленинабадская обл.; к нему приближается муз. культура Бухары и Самарканда (ныне в Узб. ССР), имеющая в то же время свои характерные черты], центр. (Кулябская обл.) и памирский (ГорноБадахшанская АО). Жанры нар. музыки многообразны: героич. эпос (один из популярных и древнейших образцов - "Гуругли", Кулябская обл.), трудовые песни "майда", или "хуп-хуп" (Сев. Т.), семейно-бытовые (колыбельные -"алла", а на Памире "лалайик"), обрядовые [календарные - "бойчечак" (Сев. Т.), "гулгарджи" (Каратегин и Дарваз), жатвенные-"мандог" (Каратегин и Дарваз), свадебные -"накш" (муж. песня), "ёр-ёр" (женская, Сев. Т.), "ша омад" (Памир), похоронные- "садр" (Сев. Т.), "фалак" и "маддох" (Памир)], лирические, в т. ч. "гариби" - чужбинные (Сев. Т., Кулябская обл.), "рубоиёт"(Куляб, Памир), "ашула","байт", "мошоба" (Сев. Т.), "фалак" (Куляб), "даргилик" (Шугнан), "булбулик" (Вахан). Широко бытует инструм.музыка.

Тадж. нар. музыка диатонична, для неё характерны натуральные лады, встречается и лад с увелич. секундой между 2-й и 3-й ступенями. В исполнит, практике широко применяются мелизмы (форшлаги, глиссанди), а также приём нола (опевание одного звука другими, не имеющими точной высоты). Своеобразна структура нар. песни. Наиболее типична: а-b-с-b. В песнях с развёрнутой мелодикой схема принимает вид: а-b-с-b-d-b, где "b", "c" и "d" являются вариантами напева. Существуют жанры вок.-инструм. и инструм. музыки, состоящие из 2 или 3 контрастных разделов: медленное импровизированное вступление, основная напевная часть и уфар - раздел танц. характера, интонационно близкий к предыдущему. Диапазон напева охватывает интервалы от терции до октавы. Часто увеличение его происходит за счёт опевания крайних звуков. Наиболее широким диапазоном и развёрнутой мелодией обладают песни Сев. Т., близкие по характеру и ладоинтонационному строю к нар. классич. песенности. Многообразна метроритмика нар. музыки: распространён шестидольный размер, а также 5/8, 7/8, 8/8, 3/4 + 3/8. После Окт. революции в нар. творчестве появляются мелодии с маршевыми ритмами, энергичными квартовыми интонациями, чёткой гармонич. основой ("Пролетарий Бухары", "Песня о Ленине", "Красноармейцы" и др.). На иран., азерб. и рус. популярные напевы поются новые тексты. Среди нар. инструментов: дутар, думбрак (струнно-щипковые), кашгарский рубаб, танбур (плекторные), гиджак (смычковый), най, карнай, сурнай (духовые), чанг (цимбалообразный, а также язычково-щипковый - женский), таблак, нагора, дойра, занг, кайрок (ударные). На Памире - сетор (струннощипковый), бландзиком (струнно-плекторный), даф (ударный). В совр. нар. музицировании бытуют аккордеон, мандолина, тар. Распространено сольное вокальное исполнительство 6 аккомпанементом либо одного инструмента, либо ансамбля инструментов. Популярен жанр лапара (дуэт-диалог юноши и девушки). Обрядовые песни исполняются антифонно и хором в унисон.

Нар.-проф. классич. музыка устной традиции (традиц. музыка) - городская культура. Её представители - созанда (певицы и танцовщицы), мавригихоны (певцы), макомисты (одновременно певцы и инструменталисты). Вершина классич. музыки -"Шашмаком", к-рый сформировался в Бухаре, Самарканде и Ходженте (9-18 вв.). Состоит из макомов "Бузрук", "Рост", "Наво", "Дугох", "Сегох", "Ирок". В них широко используются газели поэтов-классиков Рудаки, Хафиза, Джами, Камола, Сзади, Хилоли, Зебуниссо, Бедиля, Навои, Фузули и др. Осн. муз. инструменты, участвующие в исполнении "Шашмакома", -танбур и дойра, а также различные ансамбли народных инструментов. Развитие классич. музыки связано с именами певцов и музыкантов кон. 19 - нач. 20 вв.- Ота Джалол, Ота Гиес, Ходжа Абдулазиз, Домулло Халим Ибадов, Леви Бабаханов, Содирхон. В 20 в. выдвинулись Т. Давлятов, К. Исрофилов, Б. Наджмиддинов, У сто Пул от, Хакимов и др. "Шашмаком" записан в совр. нотации его исполнителями Б. Файзуллаевым, Ш. Сахибовым и Ф. Шахобовым (изд. 1950-67).

Богатые муз. традиции явились предпосылкой развития муз.-теоретич. мысли. Среди первых трактатов по музыке -труды учёных Бл. Востока, Ср. Азии и Ирана: аль-Фараби (9-10 вв.), Ибн Сины (10-11 вв.), Сафиаддина Урмави (13 в.), аль-Амули (14 в.), Абдуррахмана Джами, Зайнулабиддина Хусейни, Ходжа Абдулкадира (все -15 в.), Наджимиддина Кавкаби Бухорои (16 в.), Дарвеша Али Чанги (17 в.).

Установление Сов. власти в Т. явилось новой вехой в развитии муз. культуры. Появляются такие песни, как "Марш свободы" (слова С. Айни, на мелодию "Марсельезы"), "Интернационал" (в пер. на тадж. яз. М. Рахими и А. Лахути), песня Лахути "Мы - дети рабочих" (на мелодию "Смело, товарищи, в ногу") и др., к-рые отразили социальные преоб