БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ХРАМОВАЯ МУЗЫКА, культовая музыка.
ЦИНКА СУЛЬФИД, сернистый цинк, ZnS, белый порошок.
ЧЕРСКОГО ХРЕБЕТ, цепи Черского, горная система на С.-В. СССР.
ЧУВАШСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени И. H. Ульянова.
ТАМОЖНЯ (от тамга), гос. учреждение, контролирующее провоз грузов.
ШТЕТТИНСКИЙ МИР 1570, между Швецией и Данией.
ЭКСПОНОМЕТРИЯ, раздел фотографии, в к-ром определяют условия экспонирования.
ЭССЕ (франц. essai - попытка, проба, очерк, от лат. exagium - взвешивание), прозаич. сочинение.
ТЕАТР ТЕНЕЙ, вид театр, зрелища.
ЕККЕ, текийе, завие (тур. tekke, zaviye), обитель мусульм. дервишей в Турции.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

2197031823552198549321ии высших уч. заведений.

В 30-е гг. опубликованы работы науч.популярного характера, отражавшие успехи в развитии нар. х-ва и культуры Сов. Т. В изучении истории дореволюц. Т. большую роль играли рус. учёные В. В. Бартольд, А. Ю. Якубовский. В 1925 Бартольд опубликовал очерк "Таджики" и ряд трудов по истории Ср. Азии, в к-рых значит, внимание уделялось истории Т. Большую помощь в подготовке нац. кадров историков, вооружённых марксистско-ленинской методологией, оказали ведущие вузы и н.-и. ин-ты Москвы, Ленинграда, Ташкента. В послевоен. годы широко развернулась разработка узловых проблем истории как дореволюц., так и Сов. Т.

Сов. историография Т. осн. внимание уделяет исследованию производственных отношений, истории классовой борьбы, роли народных масс. Изучение социально-экономич. и политич. истории Т. ведётся в разных аспектах: публикуются очерки социально-экономич. и политич. жизни отд. ханств, бекств и р-нов, изучаются вопросы присоединения Ср. Азии к России, возникновения капиталистич. отношений в экономике, рост революц. движения, развитие общественно-политич. мысли и демократич. просветительства (С. Айни, 3. Ш. Раджабов, Б. И. Искандаров, О. Р. Маджлисов, А. М. Мухтаров, М. Б. Бабаханов). Б. Г. Гафуров написал первый обобщающий труд "История таджикского народа в кратком изложении", к-рый охватывает дореволюц. период, и в 1972 опубликовал капитальный труд "Таджики", где нашла освещение история тадж. народа в древности и в ср. века.

В области истории сов. общества большое внимание уделялось победе Великой Окт. социалистич. революции и установлению Сов. власти в республике, Гражд. войне, социалистич. строительству. История борьбы за установление и упрочение Сов. власти в отд. р-нах республики освещена в работах Т. Р. Каримова, Г. X. Хайдарова, А. В. Макашова и др. В труде М. И. Иркаева рассмотрены вопросы Гражд. войны в Т. В трудах С. А. Раджабова и А. М. Богоутдинова показан процесс консолидации тадж. социалистич. нации, нац.-гос. строительства в республике. В исследованиях X. H. Дриккер, В. А. Козачковского, Б. А. Антоненко, К. П. Марсакова и в коллективной монографии "Очерк истории колхозного строительства в Таджикистане (1917-1965 гг.)" изучены социально-экономич. отношения в тадж. кишлаке, история победы и упрочения колх. строя в Т. В коллективных трудах историков республики освещаются ход и особенности процесса индустриализации Т., совр. развитие пром-сти республики, осн. этапы и особенности формирования рабочего класса в Т. Обобщением региональных исследований в области истории рабочего класса Сов. Т. явилась коллективная монография "История рабочего класса Таджикистана (1917-1970 гг.)" (т. 1-2). В работах 3. Ш. Раджабова, М. Р. Шукурова рассмотрены отд. периоды и проблемы культурной революции. Значит, литература опубликована по истории Т. в годы Великой Отечеств, войны. В трудах Л. П. Сечкиной, Д. Усманова и др. исследователей показаны героизм воинов-таджиков на фронтах и самоотверженный труд работников тыла.

Благодаря успехам, достигнутым в изучении отд. проблем истории тадж. народа, накоплению большого фактич. материала стало возможным написание трудов "История таджикского народа" в 3 тт. (5 книгах) и "История Таджикской ССР" (учебное пособие для вузов). Изданы "Очерки истории Коммунистической партии Таджикистана", освещающие деятельность парт, орг-ции республики в ходе строительства социализма и коммунизма. Выпущена серия сб-ков документов по истории парт, строительства, индустриализации, коллективизации с. х-ва, культурного строительства.

Планомерные археологич. исследования в Т. развернулись лишь в сов. время. В 1946 создана Тадж. археологич. экспедиция во главе с А. Ю. Якубовским. В 1952 организован сектор археологии и нумизматики при Ин-те истории им. А. Дониша АН Тадж. ССР. К сер. 70-х гг. разработана историч. география древних областей Т., подготовлены обзоры и археологич. карты почти всех р-нов республики. Ведутся исследования памятников первобытнообщинного и рабовладельч. строя. Собран значит, материал о культуре населения Т. в ср. века, изучаются экономика и культура ср.-век. городов. Раскопки крепостей Зап. Памира и Сев. Т. дали материал для истории тадж. фортификации. Начаты исследования древней ирригац. системы долины Вахша. Ценный вклад в археологию Т. внесли М. М. Дьяконов, А. П. Окладников, А. М. Беленицкий, Б. А. Литвинский, А. М. Мандельштам, H. H. Негматов, В. А. Ранов, Е. А. Давидович, В. Л. Воронина.

Укрепляются науч. связи историков республик Ср. Азии и Казахстана. Стали традицией совместные сессии по актуальным проблемам ист. науки. Историки Т., Узбекистана, Киргизии, Туркменистана и Казахстана подготовили коллективные труды "Победа Советской власти в Средней Азии и Казахстане", "История Коммунистических организаций Средней Азии". Ведётся совместная работа по истории рабочего класса, аграрных социалистических преобразований и культурного строительства. Историки Т. участвуют в создании обобщающих трудов по истории СССР, истории ист. науки, нац. гос. строительства и др. Осн. итогом изучения истории Сов. Т. явилось обобщение опыта некапиталистич., социалистич. пути развития тадж. народа, позволившего ему в короткий срок преодолеть экономич. и культурную отсталость и вместе с братскими народами СССР построить социализм.

Экономическая наука. Зарождение экономич. мысли в Т. относится к эпохе раннего средневековья. Труды мыслителей 9-14 вв. Абу Насра Фараби, Абу Али Ибн Сины, Абу Хамида Газали, Насирэддина Туей, Насира Хосрова, Низам аль-Мулька, Фазлуллоха Рашиддина содержат ценные сведения экономич. характера. Вопросами налоговой политики и финансов занимались учёные 15-16 вв. Джалаледдин Даввани, Махмуд Мирхонд, Гиясаддин Хондемир и др. Предложения о проведении экономич. реформ выдвигались мн. учёными в течение 17-19 вв. Однако большинство проектов реформ носило огранич. характер и было направлено гл. обр. на поощрение развития ремёсел и т. п. Авторы реформ не знали радикальных путей изменения социально-экономич. жизни Т. Наиболее решительно выступил за преодоление многовекового хоз. застоя родоначальник просветительского направления общественно-политич. мысли Ср. Азии Ахмад Дониш.

После присоединения Средней Азии к России были опубликованы труды русских учёных (В. H. Вебера, А. Губаревича-Радобыльского, С. И. Гулишамбарова, В. В. Заорской, К. А. Александера, А. А. Кушакевича, Д. H. Логафета, H. И. Малаховского и др.), в к-рых наряду с др. сведениями содержалась общая характеристика экономики края и нек-рых её отраслей. Однако из-за отсутствия сколько-нибудь удовлетворит, статистич. данных большинство этих трудов носило поверхностный характер.

Науч. разработка экономич. проблем Т. стала возможной только после Окт. революции. В 20-е гг. были опубликованы труды Ю. И. Пославского, Б. Сегала, Г. Чёрного, А. П. Демидова, H. И. Балашова, В. Балхова и др. В них была предпринята попытка дать комплексную характеристику экономики республики.

В 30-40-х гг. ведущие науч. центры страны оказывали Т. большую помощь в определении путей ликвидации экономич. отсталости. На основе работ Тадж.Памирской комплексной экспедиции АН СССР в 1933 были опубликованы материалы конференции по изучению производит, сил Т., в к-рых впервые была дана науч. оценка перспектив развития производит, сил республики. Исследование крупных экономических проблем стало возможным только с нач. 50-х гг. К этому времени в республике сформировались квалифицированные нац. кадры экономистов. Учёные-экономисты Т. ведут исследования по проблемам политич. экономии, истории нар. х-ва, долгосрочного прогнозирования развития производит, сил и их размещения, эффективности обществ, произ-ва, темпов и пропорций нар. х-ва, экономики отраслей нар. х-ва, экономико-математич. методов планирования и др. (Р. Ю. Юсуфбеков, X. Б. Салбиев, Т. М. Миракилов, В. Г. Ли, О. Г. Тошев, X. С. Саидмурадов, Р. К. Рахимов, И. К. Нарзикулов, Т. H. Назаров, К. III. Джураев, Д. X. Каримов, Б. Р. Фатидинов, М. М. Мамадназарбеков, X. 3. Зайниддинов, H. К. Каюмов, И. А. Аероров, Я. Т. Бронштейн, А. Г. Ходжибаев и др.), а также проводят большую работу непосредственно на пром. предприятиях, в колхозах и совхозах, где помогают их коллективам внедрять НОТ, механизацию, автоматизацию и химизацию произ-ва, тем самым укрепляя связь науки с произ-вом. Гл. центры экономич. исследований: Ин-т экономики АН Тадж. ССР (осн. в 1964), НИИ экономики и экономико-математич. методов планирования с Вычислит, ц'ентром при Госплане Тадж. ССР (осн. в 1971), Совет по изучению производит, сил (СОПС) АН Тадж. ССР (осн. в 1951), Отдел экономики Тадж. НИИ земледелия Мин-ва с. х-ва Тадж. ССР. Подготовка кадров экономистов с высшим образованием осуществляется на экономич. ф-тах Тадж. ун-та им. В. И. Ленина, Тадж. с.-х. ин-та, Тадж. политехнич. ин-та. р. к. Рахимов.

Юридическая наука. В трудах выдающихся мыслителей Ср. Азии Абу Насра Фараби, Абу Али Ибн Сины, в отдельных трактатах (напр., в "Книге об управлении государством", П в.) наряду с филос. положениями выдвигались и гос.-правовые идеи. Однако юридич. науки в Т. получили развитие только после Окт. революции. Важная роль в формировании и развитии правовой науки принадлежит созданному в 1949 юридич. ф-ту Тадж. ун-та. Значит, место в исследованиях тадж. учёных занимают проблемы создания и совершенствования нац. государственности народов Ср. Азии, становления нац. государственности тадж. народа (работы С. А. Раджабова, Д. Д. Дегтяренко и др.). Создан ряд монографий, посвящённых роли гос-ва и права в строительстве социализма и коммунизма, теоретич. основам некапиталистич. пути развития roc-в и т. д. Ведутся исследования в области гражд. права (в 1970 издан Сборник работ кафедры гражд. права и процесса Тадж. ун-та), гос. строительства и укрепления социалистич. законности (работы ТТТ. Разыкова, Ф. Тахирова, А. М. Мавлянова, А. Иманова, С. Касымова, Р. С. Гимпелевич, В. Г, Мелкумова), криминалистики (работы Д. Р. Джалилова и др.). Выпущен спец. русско-тадж. юридич. терминологич. словарь.

Учёные-юристы активно участвуют в кодификации законодательства, в работе по подготовке Собрания действующего законодательства союзной республики, а также в подготовке таких коллективных трудов, как "История советского государства и права" (1968), "Советское государственное право" (1971) и др.

Исследования в области права ведутся на юридич. ф-те Тадж. ун-та, в н.-и. лаборатории суд. экспертизы, в филиале Всесоюзного заочного юридич. ин-та и др. ведомственных юридич. н.-и. учреждениях.

3. НАУЧНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ

За годы Сов. власти в Т. создана разветвлённая сеть науч. учреждений. В 1974 в республике имелось 57 науч. учреждений, включая вузы (30 в 1940). Общая численность науч. работников в Т. на 1 янв. 1975 составила 6,4 тыс. чел., в т. ч. 35 академиков, действит. членов и чл.-корр., св. 2 тыс. докторов и кандидатов наук (0,4 тыс. науч. работников в 1940). Ведущий науч. центр - Академия наук Таджикской ССР. В её составе 3 отделения, 18 н.-и. учреждений.

Ист.-парт, исследования проводят Ин-т истории партии при ЦК КП Т. (филиал Ин-та марксизма-ленинизма при ЦК КПСС). Науч. учреждения АН Тадж. ССР имеют прочные творч. связи с н.-и. учреждениями братских союзных республик (в т. ч. Москвы, Ленинграда, Новосибирска). Совместная разработка ряда теоретич. и прикладных проблем, обмен науч. информацией проводятся с АН и отраслевыми ин-тами Узбекистана, Киргизии, Туркмении, Казахстана (геология, сейсмология и сейсмостойкое стр-во, физика, астрономия, биология, освоение горных территорий, ирригация, гидроэнергетика, проблемы экономики, истории, языка и фольклора и т. д.). НИИ АН Тадж. ССР поддерживают науч. контакты с учёными и науч. центрами ЧССР, Болгарии, Югославии, США, Великобритании, Индии; Ирана, Пакистана, Афганистана, Франции, Японии, Канады и др. стран. Учёные Т. выступают с докладами на междунар. форумах, участвуют в междунар. науч. программах (Междунар. геофиз. год, Междунар. год спокойного Солнца).

Наряду с АН Тадж. ССР в республике проводят исследования вузы и отраслевые НИИ, подчинённые мин-вам и ведомствам. Они работают над проблемами планирования и прогнозирования развития пром-сти, с. х-ва, здравоохранения, нар. образования, социалистич. культуры, оказывая действенную помощь нар. х-ву и культурному строительству. П. М. Соложенкин.

Лит.: А с и м о в М. С., Наука Советского Таджикистан;., в кн.: Ленин и современная наука, [Сб. ст.], кн. 2, М., 1970; его же. Советский Таджикистан и его наука, в кн.; Наука Союза ССР, М., 1972; Таджикская Советская Социалистическая Республика, гл. ред. М. С. Асимов, Душ., 1974; Наука Советского Таджикистана, Душ., 1974; У м ар о в С. У., Расцвет науки в Таджикистане, Сталинабад, 1960; Раджабов 3. Ш., Из истории общественно-политической мысли таджикского народа во второй половине XIX и начале XX вв., Сталинабад, 1957; Григорян С. H.,Из истории философии Средней Азии и Ирана VII - XII вв., М., 1960; Б огоутдинов А. М., Очерки по истории таджикской философии, Душ., 1961; История философии в СССР, т. 1 - 4, М., 1965-1972.

XIII. Печать, радиовещание, телевидение

До Окт. революции 1917 тадж. народ не имел своей печати. С установлением Сов. власти в Т. началось развитие нац. книгоиздательского и газетно-журнального дела. Первая типография была организована в 1924 в Душанбе. В 1925 создано первое Тадж. гос. книжное изд-во, продукция к-рого в первые годы печаталась гл. обр. в Самарканде, Ташкенте, Ленинграде и др. городах. В 1934 построен Душанбинский полиграфкомбинат -осн. полиграфич. база республики. В кон. 1940-60-х гг. организованы изд-ва: "Ирфон" (1964, преобразовано из Тадж. Госиздата; крупнейшее изд-во - св. 80% печатной продукции), "Дониш" (1964), "Таджикучпедгиз" (1958, с 1975 - "Маориф"), "Статистика" (1948) и др. В 1974 всего было выпущено 854 названия книг и брошюр общим тиражом 6,3 млн. экз., из них 399 названий на тадж. яз. тиражом 4,1 млн. экз. Создана Главная редакция Тадж. сов. энциклопедии (в 1974 вышел том "Таджикская Советская Социалистическая Республика").

Первая тадж. газета "Иди тоджик" ("Праздник таджика") была издана 15 марта 1925 в Душанбе как орган Тадж. Оргбюро КП(б) Узбекистана, Центр, ревкома и Совпрофа Тадж. АССР; назв. газеты неск. раз менялось, с 1955 - респ. газета "Тоджикистони Советы" ("Советский Таджикистан"), Первый тадж. журнал - орган Самаркандского обкома "Шуълаи инкилоб" ("Пламя революции"), издававшийся с апр. 1919 по дек. 1921. С авг. 1927 до конца 1930 на тадж. яз. выходил ежемесячный обществ.-политич., науч.-популярный и пед. журнал "Рохбари дониш" ("Путеводитель знания").

В 1974 в Т. выходила 61 газета, в т. ч. 7 республиканских, 2 областные, 1 авт. области, 7 городских, 34 районные, 10 низовых газет общим разовым тиражом св. 1 млн. экз., годовым тиражом св. 217 млн. экз.; на тадж. яз. выпускалась 51 газета. Респ. газеты: на тадж. яз.- "Тоджикистони Совета" ("Советский Таджикистан"), "Комсомоли Тоджикистон" ("Комсомолец Таджикистана", с 1930), "Пионери Тоджикистон" ("Пионер Таджикистана", с 1929), "Маорифва маданият" ("Просвещение и культура", с 1932); на рус. яз.- "Коммунист Таджикистана" (с 1925), "Комсомолец Таджикистана" (с 1938); на узб. яз.- "Совет Тоджикистони" ("Советский Таджикистан", с 1929). Выпускалось 51 журнальное издание, в т. ч. 14 журналов, 12 изданий типа "трудов", "учёных записок" и т. п., 23 бюллетеня-общим годовым тиражом св. 17,4 млн. экз. Выходят парт., обществ.-политич.,. комсомольскомолодёжные, научно-популярные, научные отраслевые, лит.-художеств., сатирич. и др. журналы. На тадж. яз.-"Коммунисти Тоджикистон" ("Коммунист Таджикистана", с 1936), "Мактаби Совети" ("Советская школа", с 1926), "Садои шарк" ("Голос Востока", с 1938), "Занони Тоджикистон" ("Женщины Таджикистана", с 1951), "Машъал" ("Костёр", с 1952), "Хорпуштак" ("Ёж", с 1953); на тадж. и рус. языках - журн. "Сельское хозяйство Таджикистана" (с 1947), "Доклады АН Таджикской ССР" (с 1951), "Известия Академии наук Таджикской ССР" (с 1952); на рус. яз.-" Здравоохранение Таджикистана " (с 1954) и "Памир" (с 1959).

С 1933 работает Тадж. телеграфное агентство (ТаджикТА). Радиофикация Т. началась с 1928. С 1959 работает Душанбинский телецентр. В 1974 Респ. радио вело передачи по 4 программам (на тадж., рус. и узб. языках) общим объёмом 26 ч в сутки; Респ. телевидение - 11ч в сутки. Ретранслируются также радиои телепередачи из Москвы и Ташкента. С. Пулатов.

XIV. Литература

Истоки письм. тадж. лит-ры восходят к древнему устнопоэтич. нар. творчеству, нашедшему отражение в письм. памятниках, созданных на терр. совр. Ирана, Афганистана и Ср. Азии как зап., так и вост. иран. народностями. Классич. лит-ра 9-15 вв. на яз. фарси (парен, дари) в силу общности ист. развития тадж. и перс, народов была единой лит-рой (в совр. исследованиях её называют перс.-тадж., или персоязычной лит-рой). С 16 в. гос. и религ. размежевание привело к обособлению тадж., перс., афг. и др. лит-р.

Фольклор. Запись текстов началась лишь в 19 в. и охватывала материалы позднего времени. Однако по памятникам др.-иран. и ср.-век. перс.-тадж. письменности удаётся восстановить общую картину развития фольклорных традиций тадж. народа. Можно думать, что в нач. 1-го тыс. до н. э. устнопоэтич. творчество иран. народностей (бактрийцев, согдийцев, хорезмийцев, парфян, саков и др.) шло по двум направлениям: космогонич. и теогонич. мифотворчества и создания героико-эпич. произв. В древнем эпосе действуют дэвоборцы и богатыри, "культурные герои", противостоящие силам зла и тьмы.

С сер. 1-го тыс. до н. э. и до сер. 1-го тыс. н. э. нар. творчество приобретает характер, более близкий к ист. действительности. Идеи о равенстве людей, необходимости всеобщего благосостояния под властью справедливого правителя проникают в эпос, отражаясь в социальных утопиях. Растёт число жанровых форм фольклора: появляются т. н. чома (малые стихотв. сказания), обрядовые песни, притчи, поговорки, пословицы, оды-прения (своего рода тенцоны). В 7-8 вв., когда письм. лит-pa на иран. языках в связи с нашествием войск Араб, халифата почти прекратила существование, фольклор продолжал развиваться. Он сделался источником и стимулом возрождения и развития лит-ры в 9-10 вв. С этого времени устное нар. творчество и тадж. классич. лит-pa развивались в тесной взаимосвязи. Родоначальник поэзии на фарси Абу Абдаллах Рудаки (ок. 860-941) и его современники многое черпали из нар. творчества: образы, эпич. и сказочные мотивы, отд. жанровые формы и т. д. Такое положение сохранялось и в дальнейшем, причём фольклор оказывал известное влияние на развитие не только поэзии, но и прозы, поскольку в нём в течение веков существовали такие формы, как сказка, анекдот. В сов. время тадж. фольклор, сохраняя и продолжая лучшие традиции прошлого, обновился в идейно-художеств. отношении. Появились произв., воспевающие революцию, Сов. власть и социалистич. преобразования на тадж. земле. Широко известно творчество нар. поэтов-хафизов БобоЮнуса Худойдод-заде (1870-1945), Хикмата Ризо (р. 1896), Юсуфа Вафо (1882-1945), Саидали Вали-заде (1900-1971), Хамида Сайда (р. 1892) и др. Тадж. сов. фольклористика собирает и изучает образцы как дореволюц,, так и совр. тадж. фольклора. Большими тиражами издаются произв. фольклора, в т. ч. в науч.-исследоват. сериях.

Древняя литература. Др.-иран. письм. лит. традиция вплоть до 3 в. н. э. представлена древними клинописными памятниками ахеменидских царей и *Авестой" - священной книгой зороастрийской религии. "Авеста", создававшаяся в течение длит, времени, сохранила отголоски мифологии и нар. представлений о Добре и Зле, о природе. Начало, дарующее людям земные и духовные блага, воплощено в образе Заратуштры. Наиболее ранней частью "Авесты" считаются стихотворные Гаты; эта часть, предположительно, создана на терр. Хорасана и Ср. Азии.

В 3-9 вв. существовала т. н. пехлевийская лит-pa на яз. пехлеви (ср.-персидском), а также на других ср.-иран. языках: парфянском, согдийском, хорезмийском. Сохранившиеся памятники свидетельствуют о наличии в пехлевийской лит-ре эпич. сказаний, прозаич. произведений, малых форм поэзии. Следует отметить художеств, произв. "Калилак и Димнак", "Хватай Намак" (один из осн. источников "Шахнаме" Фирдоуси), "Ядгар Зареран" - сказание о богатыре Зарере и его сыне, "Драхти Асурик" ("Ассирийское древо"), а также "Книгу деяний Ардашира, сына Папакана" (основателя сасанидекой империи).

После падения во 2-й пол. 7 в. империи Сасанидов началось насильств. внедрение араб, языка. В течение двух веков на территории бывшей сасанидской империи лит-pa создавалась только на этом языке. Протест коренного населения против завоевателей нашёл выражение в течении шуубизма (от араб, шу'уб - народы). Шуубитская идеология, выступавшая за возрождение древних культурных традиций, проникла в лит-ру. Сторонники шуубизма, поэты - выходцы из местного населения-писали на араб, языке, но вносили в лит-ру др.-иран. традиции, местные темы. Такова направленность творчества аль-Хурайми, Башшара ибн Бурда (ум. 787) и Абу Нуваса (762-815). К 9 в. сложился лит. язык фарси на основе среднеиран. говоров с араб, элементами. На этом языке, получившем тогда назв. парси-и-дари, родилась новая лит-ра.

Классическая литература. В тадж. классич. лит-ре выделяют 3 периода. Первый охватывает 9-15 вв., это персоязычная лит-pa, общая для иранцев и таджиков. Второй включает тадж. лит-ру 16-1-й пол. 19 вв., существовавшую в основном на терр. Ср. Азии. Третий период охватывает тадж. просветит, лит-ру 2-й пол. 19 в. и лит-ру нач. 20 в. 9 -10 вв., когда новая персоязычная лит-pa развивалась особенно интенсивно, по праву считаются "золотым веком" тадж. классич. поэзии. В это время происходит её идейно-тематич. обогащение и становление осн. жанровых и художеств, форм. Центром новой культуры и лит-ры стала терр. нынешней Ср. Азии и Хорасана (Вост. Иран и часть Афганистана) с крупными городами - Самаркандом, Мервом, Балхом. Столица Саманидов Бухара притягивала лучшие лит. силы своего времени во главе с Рудаки. В поэзии, прозе и филос.-дидактич. произведениях были возрождены древние нар. традиции и героич. мотивы, образы доисламских богатырей и справедливых царей, переосмысленные в свете идеологии ислама. В творчестве Рудаки, а также Абу Шакура Балхи (р. 915 -г. смерти неизв.), Абу-ль-Хасана Кисаи (953-1002), Дакики (ум. ок. 977) проповедовались идеи гуманизма и справедливости, осуждалась тирания. В кон. 10 - нач. 11 вв. создал свою огромную эпич. поэму "Шахнаме" Абулькасим Фирдоуси (940-1020). После распада в кон. 10 в. гос-ва Саманидов центр развития лит-ры переместился в Газни (юг совр. Афганистана) - столицу газневидских правителей, к-рые всемерно поддерживали придворно-хвалебную тенденцию в поэзии. Наиболее крупными представителями лит-ры этого времени были Абу-ль-Касем Унсури (ум. 1039), Фаррохи (ум. 1038), Менучехри (ум. 1041), Масуд Сад Сальман (ум. ок. 1121).

В кон. 10 в. в Иран и Ср. Азию проникают суфийско-мистич. идеи (см. Суфизм), породившие соответствующую лит-ру. Наряду с суфизмом на лит-ру оказывали влияние и др. религ.-филос. концепции, напр, исмаилитские взгляды (см. Исмаилиты), получившие яркое выражение в творчестве поэта и мыслителя Насира Хосрова (1004 - после 1072).

Для лирич. .поэзии 12 в. характерно развитие и художеств, усовершенствование таких жанров, как касыда и газель, к-рые, вопреки влиянию придво