БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ХРАМОВАЯ МУЗЫКА, культовая музыка.
ЦИНКА СУЛЬФИД, сернистый цинк, ZnS, белый порошок.
ЧЕРСКОГО ХРЕБЕТ, цепи Черского, горная система на С.-В. СССР.
ЧУВАШСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени И. H. Ульянова.
ТАМОЖНЯ (от тамга), гос. учреждение, контролирующее провоз грузов.
ШТЕТТИНСКИЙ МИР 1570, между Швецией и Данией.
ЭКСПОНОМЕТРИЯ, раздел фотографии, в к-ром определяют условия экспонирования.
ЭССЕ (франц. essai - попытка, проба, очерк, от лат. exagium - взвешивание), прозаич. сочинение.
ТЕАТР ТЕНЕЙ, вид театр, зрелища.
ЕККЕ, текийе, завие (тур. tekke, zaviye), обитель мусульм. дервишей в Турции.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

2197031823552198549321h Hatfield) с населением 93,6 тыс. жит. (1974). Гл. отрасль х-ва X. - авиастроение.

ХАТЧЕСОН (Hutcheson) Фрэнсис (8.8. 1694, Сев. Ирландия, -1747, Глазго), шотландский философ. Проф. моральной философии в Глазго (с 1729). Систематизировал и развивал идеи А. Шефтсбери, оказал влияние на Д. Юма и А. Смита. Согласно X., в основе красоты, нравственности и религии лежат особые, независимые друг от друга, "внутренние" врождённые чувства - эстетическое, моральное и религиозное. Так, "моральное чувство"- это инстинктивное эмоциональное одобрение или осуждение поступков. Различая "склонности" как длительные и ясные влечения и "страсти" как неустойчивые и слепые, X. понимал добродетель как склонность ко всеобщему благу - "наибольшему счастью наибольшего числа людей". Человеколюбие и сознание долга, по X., не утилитарно, а подобно естеств. тяготению. Поскольку моральное чувство имеется также и у неверующих, этика у X. не зависит от религии. Учение X., направленное против Т. Гоббса и Б. Мандевиля, противостоит эвдемонизму и рационализму.

Эстетика X. созвучна учению Канта о незаинтересованности эстетич. наслаждения, но в противоположность Канту утверждает чувств, происхождение прекрасного. Осн. принципы прекрасного -гармония, пропорциональность, единство в многообразии.

Соч.: Works, v. 1 - 6, Glasgow, 1769-74; в рус. пер. - Хатчесои Ф., Ю м Д., Смит А., Эстетика, М., 1973, с. 43-269. Лит.: Английские деисты XVII и XVIII столетий, "Зап. имп. Новороссийского ун-та", 1868, т. 3, в. 1; М е е р о в с к и и Б. В., Эстетика Френсиса Хатчесона, в кн.: X а т ч е-сон Ф., Ю м Д., Смит А., Эстетика, М., 1973, с. 7-41; V i g о п е L., L'etica del senso morale in F. Hutcheson, Mil., 1954; Black-stone W. Т., F. Hutcheson and contemporary ethical ^theory, Athens, 1965; О s s о w s k a M., Myslmoralna oswiecenia angielskiego, Warsz., 1966; S с о t t W. R., F. Hutcheson. His life, teaching and position in the history of philosophy, N. Y., 1966. Б. Э. Быховский.

ХАТЧИНСОН (Hutchinson) Джон (7.4. 1884, Уорк-он-Тайн, Нортамберленд,-2.9.1972, Лондон), английский ботаник. Чл. Лондонского королев, об-ва (1947). Сотрудник Ботанич. сада в Кью (1904-1948), где продолжал работать после ухода на пенсию до дня смерти. Осн. труды по флоре Африки и филогении цветковых растений. В созданной им филогенетич. системе развивал идеи Ч. Бесси и X. Тал-лира. Предложил деление первичных двудольных на две линии - древесную и травянистую. Запланированный 12-томный труд X. - "Роды цветковых растений"- остался незаконченным.

С о ч.: Thefamilies of flowering plants, 2ed., v. 1 - 2, Oxf., 1959; The genera of flowering plants, v. 1 - 2, Oxf., 1964 - 67; Evolution and phylogeny of flowering plants. Dicotyledons: facts and theory, L. - N. Y., 1969.

Лит.: Г р о с с г е и м А. А., Обзор новейших систем цветковых растений, Тб., 1966; Brenan J. Р. М., Dr. John Hutchinson, 1884-1972, "Kew Bulletin", 1974, v. 29, № 1; Р о р е С. М. К., A bibliography of the work of dr. John Hutchinson, там же.

Д. В. Лебедев.

ХАТШЕПСУТ (букв.- первая из почтенных), египетская царица в 1525-1503 до н. э. Будучи соправительницей Тутмоса II (фараона в 1525 - ок. 1523; X.- его сводная сестра и жена) и Тутмоса III (фараона в 1525-1473; был пасынком X.), фактически отстранила их от власти и официально объявила себя фараоном (художники изображали X. с бородой). X. опиралась гл. обр. на жречество бога Амона. При ней были почти утрачены владения Египта в Палестине и Сирии, снаряжена торг, экспедиция в Пунт; велось усиленное стр-во храмов. После смерти X. Тутмос III, желая уничтожить память о ней, приказал стереть повсюду её имя и изображения.

ХАТЫНГНАХ, река в Якут. АССР, лев. приток р. Уяндина (басе. Индигирки). Дл. 444 км, пл. басе. 10,1 тыс. км2. Образуется при слиянии pp. Донская и Нончонджя, стекающих с Полоусного кряжа. Течёт по Абыйской низм. Питание снеговое и дождевое.

ХАТЫНЬ, мемориальный архит.-скульптурный комплекс на месте б. деревни Хатынь (Минской обл. БССР). Открыт 5.7.1969 в память жителей белорус, сёл и деревень, полностью уничтоженных фаш. оккупантами. Простые скульпт. формы, включённые в лаконичную архит. композицию ["Хатынский набат", "Кладбище деревень", "Дымы Хатыни", "Площадь памяти" с мемориальной плитой и Вечным огнём, скульптура "Непокорённый человек" (арх. Ю. М. Градов, В. П. Занкович, Л. М. Левин, скульптор С. И. Селиханов, Лен. пр., 1970)], насыщены напряжённым драматизмом, ге-роич. пафосом (илл. см. т. 3, табл. XIII, стр. 176-177). Филиал Белорус, гос. музея истории Великой Отечественной войны 1941-45.

Хатынь. "Непокорённый человек". 1968-69. Скульптор С. И. Селиханов, арх. Ю. М. Градов, В. П. Занкович, Л. М. Левин.

Лит.: Хатынь, [Минск, 1973]; Б е л е в и ч А., Хатынь: боль и гнев, пер. с белорус., М., 1975.

ХАТЬМА (Lavatera), род трав, кустарников, реже деревьев сем. мальвовых. Листья глубоко лопастные. Цветки на цветоножках, одиночные, пазушные или в конечных кистевидных или колосовидных соцветиях, с подчашием из неск. сросшихся у основания листочков. Венчик б. ч. розовый или пурпуровый, редко жёлтый. Плодики односемянные, нераскрывающиеся, расположенные правильным кругом. Ок. 25 видов, преим. в Средиземноморье, в СССР - 3 вида. X. т ю-рингенская, или собачья рожа (L. thuringiaca), с крупными розовыми цветками в рыхлом соцветии обычна на юге лесной, в лесостепной и степной зонах, реже в горах. X. трёхмесячная (L. trimestris) - однолетник вые. до 100 см с крупными (диам. до 6 см) розовыми (различных оттенков) или белыми цветками. В оранжереях культивируют также нек-рые кустарниковые и древовидные виды X.

ХАУГЕ, X ё у г е (Hauge) Ханс Нильсен (3.4.1771, усадьба Хёуге, близ Фред-рикстада,- 29.3.1824, усадьба Бредт-вельдт, Юго-Вост. Норвегия), норвежский проповедник. Сын крестьянина. Испытал сильное влияние пиетизма. В 1796, после душевного кризиса, мистически настроенный X. стал странствующим проповедником (до 1804 совершил 8 путешествий по стране). Критиковал внутр. состояние гос. лютеранской церкви, призывал к религ. возрождению. Одновременно успешно занимался предпринимательством, в 1801 стал горожанином Бергена. Бум. мануфактура X. в р-не Драммена являлась нек-рое время центром хаугеанского движения. Неоднократно арестовывался, в 1804-11 находился в заключении под следствием. За это время разорился и тяжело заболел. В 1814 приговорён к ден. штрафу за незаконную проповедническую деятельность. С 1814 жил в усадьбе Бредт-вельдт ("Мекка" хаугеанцев), вновь разбогател, стал признанным вождём религ. движения.

Соч.: Udvalgte skrifter, 3 opl., Bergen, 1910; Skrifter, Oslo, 1947.

Лит.: Breistein D., H. N. Hauge, Bergen, 1955.

ХАУГЕАНСКОЕ ДВИЖЕНИЕ, религ. движение в Норвегии, преим. на юге страны в 1-й пол. 19 в. Основоположник X. д.- норв. проповедник X. Н. Хауге. Цель X. д.- приобщить верующих "живым словом" проповедников-мирян к евангельским истокам христ. вероучения при непременном подтверждении веры делами. От участников X. д. требовались всемерная взаимная поддержка, трудовая и общественная активность. Проповедники X. д., действовавшие в обход местного духовенства и обличавшие пороки гос. церкви, навлекли на себя в начальный период движения обвинения в сектантстве, полицейские и судебные преследования. Активисты X. д. составляли во 2-й четверти 19 в. основу крестьянско-демократической оппозиции в норв. парламенте (У. Уэллан и др.). К сер. 19 в. X. д. было в основном интегрировано лютеранской церковью в Норвегии и стало её миссионерским авангардом. В совр. Норвегии хаугеанцы, или "lesere" (чтецы) - немногочисл. секта (несколько тыс. чел.) на Ю. страны.

Лит.: Nodtvedt M., Rebirth of Norway's peasantry. Folk leader H. N. Hauge, Tacama (Wash.), P., 1965. А. С. Кан.

ХАУГЕСУНН (Haugesund), город в Норвегии, см. Хёугесунн.

ХАУЗ (House) Эдуард Манделл (26.7. 1858, Хьюстон, шт. Техас,-28.3.1938, Нью-Йорк), американский дипломат; ближайший советник президента Т. В. Вильсона. Оказывал значит, влияние на разработку и осуществление внеш. политики США. Сыграл активную роль в вовлечении США (в 1917) в 1-ю мировую войну 1914-1918 на стороне Антанты. Был чл. амер. делегации на Парижской мирной конференции 1919-20; здесь наметились разногласия X. с Вильсоном, что привело к разрыву между ними. После 1920 X. занялся лит. деятельностью.

Соч. в рус. пер.: Архив полковника Хауза, т. 1 - 4, М., 1937-44.

ХАУЗ (араб.), в Средней Азии и нек-рых странах Бл. и Ср. Востока - искусственный водоём, резервуар питьевой воды (при мечетях, на гор. площадях, в садах), обычно прямоугольный в плане, укреплённый по берегам посадкой деревьев или кам. облицовкой.

ХАУЗ-ХАН, посёлок гор. типа в Марый-ском р-не Марыйской обл. Туркм. ССР. Расположен на сев.-зап. берегу Хауз-Ханского водохранилища, в 84 км к Ю.-В. от ж.-д. ст. Теджен (на линии Красно-водск - Мары). Хлопкоочистит. з-д.

ХАУЗ-ХАНСКОЕ ВОДОХРАНИЛИЩЕ, образовано для ирригации в 1962-66 в береговой полосе Каракумского канала на терр. Туркм. ССР, юго-западнее г. Мары. Наливное, заполняется водами Каракумского канала. Пл. 136 км2, полный объём 0,46 км3, дл. 22 км, макс. шир. 18 км, ср. глуб. 3,4 м, наибольшая -10 м. Уровень Х.-Х. в. колеблется в пределах 6 м; оно осуществляет сезонное регулирование.

ХАУКИВЕСИ (Haukivesi), озеро на Ю.-В. Финляндии, в системе озёр Сайма. Пл. ок. 600 км2, глуб. до 58 м. Извилистая береговая линия; много островов и проток. Судоходство. Рыболовство. У юго-вост. побережья - г. Савонлинна, у сев.-зап. - г. Варкаус.

ХАУНСЛОУ (Hounslow), городской округ в составе Большого Лондона, в Великобритании. 203,3 тыс. жит. (1974). Машиностроение, в т. ч. электротехника; пищ. и др. пром-сть.

ХАУРА, город и порт на В. Индии, в шт. Зап. Бенгалия, на р. Хугли - рукаве Ганга. Административно входит в состав г. Калькутта. 590 тыс. жит. (1969). Конечный пункт Северной ж. д. Джутовая и хл.-бум. пром-сть. Ж.-д. мастерские, предприятия по произ-ву бумаги, стекла, металлообрабатывающие и пищевкусовые. Ботанич. сад.

ХАУС, то же, что камышовый кот.

ХАУСА, народ в Зап. Судане. X. составляют значит, часть населения Сев. Нигерии; живут также в Республиках Камерун, Нигер, Чад, Центральноафр Империи и др. странах. Общая числ. ок. 15 млн. чел. (1975, оценка). Язык - хауса, широко распространён в Зап. Африке. Религия - ислам, в сел. местностях сохранились культы сил природы и предков. В ср. века на терр., населённой X., существовали города-государства (см. Хауса государства). Осн. занятие X.- земледелие (маниок, ямс, бататы, хлопок, индиго, арахис); занимаются также животноводством (овцы, козы, лошади). Издавна развиты ремёсла (гончарство, ткачество, кож. произ-во, плетение корзин и циновок, выплавка и обработка меди и железа). Имеется многочисл., в основном торговая, буржуазия. Растёт нац. пром. пролетариат и интеллигенция.

Лит.: Народы Африки, М., 1954 (лит. с. 671 - 72); Ольдерогге Д. А., Западный Судан в XV-XIX вв. Очерки по истории и истории культуры, М. - Л., 1960; И с м а-г и л о в а Р. Н., Народы Нигерии, М., 1963; Следзевский И. В., Хаусанские эмираты Северной Нигерии, М., 1974; West Africa annual. 1966, Lagos, 1967.

ХАУСА, язык народа хауса. Распространён в Сев. Нигерии и прилегающих р-нах Нигера, а также в Камеруне, Дагомее, Гане и нек-рых др. странах. Широко используется в Зап. Африке как средство межэтнич. общения, с 16 в. распространён в Зап. и Центр. Судане как lingua franca. Общее число говорящих на X. ок. 25-30 млн. чел. (1973, оценка). Принадлежит к чадской ветви семито-хамитских языков. Осн. диалекты (кано, кацина, сокото, зария, хадеджиа и др.) весьма близки между собой. Совр. лит. X. сложился на базе диалекта кано.

Различаются 3 ряда согласных: глухие, звонкие, глоттализованные (звонкие инъективные b, d, глухие эективные k, с), одноударное и многоударное г. X. обладает системой музыкальных тонов, имеющих грамматич. и лексич. значение (на письме не обозначаются). Все гласные различаются по долготе-краткости. В системе словоизменения и словообразования осн. роль играют аффиксы (суффиксы и префиксы), а также внутр. флексия (в сочетании с изменениями тона). Имя имеет муж. и жен. род, ед. и мн. число, а также особое сопряжённое состояние (у определяемого в генитивных конструкциях). В глаголе морфологически различаются категории переходности, непереходности, имеется богатая система спрягаемых видо-временных форм. Грамматич. категории вида/времени, наклонения, лица, числа и рода субъекта выражаются в особом предгла-гольном слове (т. н. приглагольном местоимении). Путём изменения конечной гласной, суффиксации и редупликации от глаголов могут образовываться особые формы (породы) со значением каузатива, рефлексива, интенсива и др., а также причастия и отглагольные имена. Различаются ряды самостоят, и приглагольных субъектных, объектных, притяжат. личных местоимений. Лексика в основном исконно чадская, есть заимствования из араб., англ, и соседних языков, богатая система идеофонов. Письменность с 18 в. на основе араб, алфавита (т. н. аджами); с кон. 19 в. используется лат. алфавит с диакритиками. На X. издаются газеты, журналы, книги (в основном в лат. графике, но традиц. исламская лит-pa и поэзия на аджами). В сев. штатах Нигерии X. используется наряду с англ. яз. в адм. системе и в системе школьного образования, особенно в нач. школе, в радиовещании.

Лит.: Ольдерогге Д. А., Язык хауса, Л., 1954; Щ е г л о в Ю. К., Очерк грамматики языка хауса, М., 1970; Abraham R. С., The language of the Hausa people, L., 1959; е г о ж е, Hausa literature and the Hausa sound system, L., 1959; е г о ж е, Dictionary of the Hausa language, [2 ed.], L., 1962; В a r-gery G. P., A Hausa - English dictionary, L., 1934. В. Я. Порхомовскип.

ХАУСА ГОСУДАРСТВА, феод, гос-ва в Зап. Судане (на терр. совр. Сев. Нигерии и юж. части Республики Нигер), созданные народом хауса не позднее 8-10 вв.,- Кано, Гобир, Вирам, Кацина, Зария, Даура, Кебби, Замфара и др.

К 15-16 вв. в X. г. сформировалось общество, основанное на эксплуатации полусвободного крестьянства и сервильного населения (рабов-военнопленных и их потомков); оно характеризовалось высоким уровнем специализации земледелия и ремёсел, активным участием в транссахарской торговле, наличием крупных городов. В 14 в. знать и торг, верхушка X. г. приняли ислам, но сел. население продолжало придерживаться традиц. культов. X. г. были, как правило, независимы друг от друга и входили в 16-18 вв. в сферу влияния Сонгаи, затем Борну (см. Канем-Борну). В нач. 19 в. в результате восстания фулъбе под рук. Османа дан Фодио власть в большинстве X. г. перешла в руки родовой знати фульбе. Завоёванные X. г. вошли в состав султаната Сокото. После захвата в 1903 Сокото англ, войсками терр. X. г. была включена в состав англ, протектората Сев. Нигерия.

Лит.: Ольдерогге Д. А., Западный Судан в XV-XIX вв. Очерки по истории и истории культуры, М. - Л., 1960; Следзевский И. В., Хаусанские эмираты Северной Нигерии, М., 1974; Smith M., Government in Zazzau 1800 - 1950, L.- [a. o], 1960; Hogben S. J., К i r k-G r е е n e A. H. M., The Emirates of Northern Nigeria, L.. 1966. И. В. Следзевский.

ХАУСДОРФ (Hausdorff) Феликс (8.11. 1868, Бреслау, ныне Вроцлав,-26.1.1942, Бонн), немецкий математик. В 1891 окончил Лейпцигский ун-т. С 1895 преподавал там же (с 1902 проф.); позже проф. ун-та в Грейфсвальде, с 1921 - в Бонне. X. внёс большой вклад в различные области математики - теорию множеств, топологию, функциональный анализ, теорию непрерывных групп, теорию чисел. В книге-"Основы теории множеств" (1914) X. впервые дал определение и осуществил систематич. исследование занявшего в математике осн. положение класса топологич. пространств (хаусдорфовых пространств), став т. о. основателем совр. общей топологии. В 1916 одновременно с П. С. Александровым и независимо от него решил проблему мощности борелевских множеств. X. принадлежат также понятия меры множества, топологич. предела, мн. различных теорем теории множеств, общей топологии, математич. анализа, теории групп Ли. В 1942, узнав о предстоящей отправке его и его семьи в гитлеровский концлагерь, покончил жизнь самоубийством.

Соч. в рус. пер.: Теория множеств, М. -Л., 1937. Я. С. Александров.

ХАУСДОРФОВО ПРОСТРАНСТВО (матем.), важный тип топологических пространств; топологич. пространство, каждые две точки к-рого имеют непересекающиеся окрестности. Введено и подробно изучено Ф. Хаусдорфом (1914).

ХАУСХОФЕР (Haushofer) Карл (27.8. 1869, Мюнхен,- 13.3.1946, Пель, близ Вейльхейма), немецкий геополитик. Проф. Мюнхенского ун-та (с 1921). Глава гео-политич. школы герм, фашизма, возглавлял ряд фаш. науч. и политич. орг-ций. Развивая взгляды Ф. Ратцеля и Р. Челлена, придал геополитике тот вид, в каком она стала частью офиц. доктрины третьего -"рейха". В работах X. эклектически сочетаются географич. детерминизм, расовая теория, социальный дарвинизм и концепция гос-ва как живого организма. Рассматривая геополитику как руководство для "практич. политики", X. обосновывал фаш. агрессию аргументами о "недостаточности жизненного пространства" у Германии, "неудовлетворительности её границ", "чрезмерной" плотности населения и т. п.

В. Хауф.

С о ч.: Geopolitik des Pazifischen Ozeans, В., 1924; Bausteine zur Geopolitik, В., 1928 (соавтор); Erdkunde, Geopolitik und Wehr-wissenschaft, Munch., 1934; Grenzen in ihrer geographischen und politischen Bedeutung, Hdlb., 1939. См. также лит. при ст. Геополитика. Л. С. Завадье.

ХАУФ, Г а у ф (Hauff) Вильгельм (29.11. 1802, Штутгарт,-18.11.1827, там же), немецкий писатель-романтик. Изучал теологию в Тюбингенском ун-те (1820-24). Талант X. ярко выразился в "Сказках для сыновей и дочерей образованных сословий" (3 альманаха, 1826-28), в к-рых органич. освоение вост. и нац. сказочной традиции соединилось с живым откликом на проблемы современности ("История о маленьком Муке", "Холодное сердце" и др.). Новеллы X. ("Нищенка с Pont des Arts", 1826, и др.) и написанный в манере В. Скотта историч. роман "Лихтенштейн" (1826, рус. пер. 1887) сыграли определённую роль в становлении критич. реализма в нем. лит-ре 19 в.

С о ч.: Samtliche Werke. Hrsg. von W. Schel-ler, Bd 1 - 4, Lpz., [1956]; в рус. пер. -Сказки, Иваново, 1959.

Лит.: История немецкой литературы, т. 3, М., 1966; Hofmann Н., W. Hauff, Fr./M., 1902. А.А.Гугнин.

ХАУХ (Hauch) Йоханнес Карстен (12.5. 1790, Фредриксхалль, Норвегия,- 4.3. 1872, Рим), датский писатель. Представитель романтизма. Автор лирич. стихов и историч. романов "Вильгельм Цаберн" (1834), "Алхимик" (1836), цикла романов "Вальдемар Аттердаг" (1861), романа о событиях Польск. восстания 1831-32 "Польская семья" (1839). Написал в традициях фольклора пьесу-сказку "Сестры из Киннекюле" (1849).

Соч.: Udvalgte skrifter, bd 1-3, Kbh., 1926-29.

Лит.: Б р а н д е с Г., Собр. соч., т. 4, 2 изд., СПБ, [б. г.]; Dansk litteratur historic, bd 2, Kbh., 1965. И. П. Куприянова.

ХАУЭЛС (Howells) Уильям Уайт (р. 27. 11.1908, Нью-Йорк), американский антрополог, чл. Нац. АН США и Амер. академии искусств и наук. Окончил Гарвардский ун-т (доктор философии, 1934). В 1939-54 работал в Висконсинском ун-те (с 1948 - проф. антропологии). В 1954-1974 проф. антропологии Гарвардского ун-та, с 1955 зав. отделом Музея Пибоди Гарвардского ун-та. Осн. труды по проблемам антропогенеза, антропологии населения о-вов Тихого ок., математич. анализу изменчивости строения черепа древних людей и совр. расовых групп.

Соч.: Mankind so far, L., 1947; The heathens, Garden City, 1948; Back of history, Garden City, 1963; Mankind in the making, Garden City, 1967; The pacific islanders, L., 1973; Cranial variation in man, Camb., 1973; Evolution of the genus homo, Addison - Wesley, 1973.

ХАФЕЗ АСАД (р. 6.10.1930, Кардаха, пров. Латакия), гос. и политич. деятель Сирии, корпусной генерал. Из крест, семьи. В 1955 окончил колледж ВВС в г. Халеб. В 1964-70 командующий ВВС и ПВО Сирийской Араб. Республики (САР), с 1966 также мин. обороны. В сформированном им в нояб. 1970 пр-ве занял посты премьер-мин, и мин. обороны. С марта 1971 президент САР. С авг. 1971 ген. секретарь Партии араб, социа-листич. возрождения САР. С марта 1972 пред. Прогрессивного нац. фронта САР.

ХАФЕЛЬ (Havel), река в ГДР (небольшой отрезок течения - на терр. Зап. Берлина), прав, приток Эльбы. Дл. 341 км, пл. басе. 24,4 тыс. км2. Берёт начало на Мекленбургском поозёрье; протекает через ряд озёр и водохранилищ, сток зарегулирован плотинами. Осн. приток р. Шпре. Ср. расход воды ок. 80 м3/сек, макс, сток в февр.-марте. Судоходна почти на всём протяжении (с помощью каналов и шлюзов), соединена каналами с pp. Одер и Эльба. На X.- гг. Берлин, Потсдам, Бранденбург.

ХАФИЗ, Гафиз, Хафез (псевд.; наст, имя Шамседдин Мохам-м е д) (ок. 1325, Шираз,- 1389 или 1390, там же), персидский поэт. Происходя из незнатной и небогатой семьи шираз-ских горожан, X., однако, получил полное богословское образование и прославился как "хафиз" (человек, знающий Коран наизусть; впоследствии "хафиза-ми" стали называть в Средней Азии и Афганистане народных певцов, сказителей). Плата за обрядовое чтение Корана, а также пожалования от высоких покровителей составили в дальнейшем осн. источник существования поэта. Однако придворная поэтич. деятельность не обогатила X., и во мн. стихах он говорит о себе как о человеке необеспеченном. "Диван" X., собранный после его смерти, распространялся в огромном кол-ве списков в Иране и за его пределами, что привело к засорению текста. Первая попытка восстановить текст была предпринята тур. филологом Суди (ум. 1591), редакция к-рого стала канонической и легла в основу большинства европ. изданий 19 в. В 1928 иран. библиофил Хальхали обнаружил переписанную через 35 лет после смерти поэта рукопись "Дивана", к-рая помогла в дальнейших текстологич. исследованиях. Согласно изданию Энд-жеви (Тегеран, 1967), "Диван" X. состоит из 418 газелей (объёмом от 5 до 10 бейтов), 5 крупных касыд-панегириков, 29 кит'а (небольших "стихотворений на случай"), 41 рубай и 3 небольших месне-ви: "Дикая лань", "Саки-наме" и " Моган-ни-наме". При этом подлинность ряда произв. остаётся спорной.

Хафиз. "Лирика" (Уфа. 1973). Обложка Б. Ханбуллина.

В лирике X. преобладают традиц. темы вина и любви, мистич. озарения, славословия, жалобы на бренность и непознаваемость мира. Однако если в традиц. поэзии такие темы, как правило, решаются отвлечённо и безлично, то лирич. герой X.- полнокровный, живой человек, одержимый кипением противоречивых страстей: он то аскет, мистик и духовидец, то скептик, вольнодумец и мечтатель, возвещающий человечеству наступление светлого земного царства, то забулдыга и дебошир, нарушитель спокойствия, до грубости резко обличающий духовенство и власть имущих. И если в центре поэзии X. всё же стоит тема неистового эгоцентрич. наслаждения, в этом следует видеть стремление поэта уйти от совр. жестокой действительности.

X. широко использует в своих газелях образы и термины традиц. суфийской поэзии (см. Суфийская литература), к-рые обычно допускают возможность двоякого толкования - прямого, реалистического и переносного, символического. Не подлежит сомнению, что X., подобно мн. предшественникам, использовал суфийскую