БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ХРАМОВАЯ МУЗЫКА, культовая музыка.
ЦИНКА СУЛЬФИД, сернистый цинк, ZnS, белый порошок.
ЧЕРСКОГО ХРЕБЕТ, цепи Черского, горная система на С.-В. СССР.
ЧУВАШСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени И. H. Ульянова.
ТАМОЖНЯ (от тамга), гос. учреждение, контролирующее провоз грузов.
ШТЕТТИНСКИЙ МИР 1570, между Швецией и Данией.
ЭКСПОНОМЕТРИЯ, раздел фотографии, в к-ром определяют условия экспонирования.
ЭССЕ (франц. essai - попытка, проба, очерк, от лат. exagium - взвешивание), прозаич. сочинение.
ТЕАТР ТЕНЕЙ, вид театр, зрелища.
ЕККЕ, текийе, завие (тур. tekke, zaviye), обитель мусульм. дервишей в Турции.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

2197031823552198549321Над схваткой" (назв. сб. его статей, 1915) приходит к революц. гуманизму: роман-эпопея "Очарованная душа" (1922-33). Новое качество роллановского реализма сказалось также в его эстетике (ст. "Ленин. Искусство и действие", 1934), публицистике и драматургии ("Робеспьер", 1939). Роллан был идейным вдохновителем междунар. антифаш. фронта, организатором конгрессов миролюбивых сил. В лит-ре 20-30-х гг. видное место занимают моралист Ален (1868-1951), П. Валери (1871-1945), для к-рого характерно движение от символизма к интеллектуальной поэзии. Авангардистское направление представляли Б. Санд-рар (1887-1961), П. Реверди (1889-1960), кубофутурист Ж. Кокто (1889-1963), дадаист (см. Дадаизм) Т. Тцара (1896-1963) и сюрреалисты (см. Сюрреализм) А. Бретон (1896-1966), П. Элюар (1895-1952), Л. Арагон (р. 1897), Ф. Су-по (р. 1897), А. Арто (1896-1948)-автор авангардистского манифеста "Театр жестокости" (1935).

В сплочении писателей демократич. направления существ, роль сыграли Междунар. конгрессы писателей в защиту культуры (1935, 1937). Выходят романы о положении рабочего класса, его участии в обществ, борьбе в годы Нар. фронта- "Запрещённая манифестация" (1935) Л. Муссинака (1890-1964), "Тяжёлый хлеб" (1937) Ж. Фревиля (1898-1971), "Зелёная зона" (1935) Э. Даби (1898-1936), "Великая борьба" (1937) Т. Реми (р. 1897). Арагон создаёт кн. стихов "Ура, Урал!" (1934)и романы"Базель-ские колокола" (1934) и "Богатые кварталы" (1936). В 30-е гг. переходит на революц. позиции ("Испания! Испания!", 1936) Ж. Р. Блок (1884-1947).

Находясь на стороне прогрессивных сил, А. Мальро (1901-76) в романе "Надежда" (1937) осудил фаш. агрессию в Испании. Поворот вправо совершается в политич. взглядах Ромена ("Люди доброй воли", т. 1-27, 1932-46). Автор пацифистского романа "Большое стадо" (1931) Ж. Жионо (1895-1970) оказывается в плену консервативно-уто-пич. идей (роман "Песнь земли", 1934). Откровенно реакц. тенденции во франц. лит-ре кон. 30-х гг. проявились в творчестве А. Монтерлана (1896-1972), Л. Селина (1894-1961).

Укрепление позиций критич. реализма ярко выразилось в творчестве Р. Мартен дю Тара (1881-1958), Ф. Мориака (1885-1970) и Дюамеля. Многотомный роман Мартен дю Гара "Семья Тибо" (1922-40) раскрыл духовное оскудение буржуазии и с.-д. лидеров в канун 1-й мировой войны 1914-18. В романах Мориака "Тереза Декейру" (1927), "Клубок змей" (1932), "Дорога в никуда" (1939) католич. тенденциозность сочетается с острой критикой бурж. отношений. Дюамель разоблачал бурж. своекорыстие и эгоизм, отказываясь, однако, от обществ, активности в пользу нравств. самосовершенствования (цикл романов "Жизнь и приключения Салавена", т. 1-5, 1920-32). В русле критич. реализма развивалось в 20-30-е гг. творчество Вильдрака (пьесы "Пароход „Тинэсити"", 1919, и др.), Р. Доржелеса (1886-1973; роман "Деревянные кресты", 1919), А. Моруа (1885-1967; "Первые рассказы", 1935), М. Арлана (р. 1899; сб. новелл "Лучшие дни нашей жизни", 1937),
Ж. Бернаноса (1888-1948; роман "Дневник сельского священника", 1936), Л. Гийу (р. 1899; роман "Чёрная кровь", 1935), А. Арну (1884-1973) и М. Эме (1902-67). Общественно значимые проблемы поставлены в драмах Ж. Жиро-ду (1882-1944; "Троянской войны не будет", 1935), Ж. Ануя (р. 1910; "Дикарка", 1938). Романтич. оппозиция бесчеловечной логике капиталистич. развития отразилась в творчестве П. Мак-Орлана (1882-1970) и А. Дотеля (р. 1900).

В годы 2-й мировой войны 1939-45 рождается лит-pa антифаш. Сопротивления. Продолжала выходить газ. "L'Humani-te", организовывались антифаш. издания- "Resistance", "La Pensee libre", орган Нац. комитета писателей (осн. 1942) "Les lettres francaises" и др. Высокая идейность и гражданственность обусловили масштабность и художеств, значимость патриотич. поэзии Сопротивления: "Открытая книга II" (1942) и "Поэзия и правда 1942" (1942) Элюара, сб-ки Арагона "Нож в сердце" (1941), "Французская заря" (1945), цикл трагич. стихов "Бойня" Э. Гильвика (р. 1907), стихи Мадлен Риффо (р. 1923; сб. "Сжатый кулак", 1945). Первой повестью Сопротивления стало "Молчание моря" (1942) Веркора (р. 1902). Отказавшись от сюр-реалистич. экспериментаторства, обращается к песенной, нар. основе стиха Р. Деснос (1900-45). Фаш. варварству противопоставляет стойкую память о нормальном ходе жизни, о счастье мирных дней Ж. Превер (1900-77). Тема ответственности за судьбы родины звучит в творчестве писателей-католиков Ж. Кейроля (р. 1911; "Поэмы ночи и тумана", 1946), Л. Массона (1915-69; "Посюсторонние стихи", 1942). В поэзии А. Мишо (р. 1899), Р. Кено (р. 1903), Ж. Одиберти (1899-1965), Ф. Понжа (р. 1899), Р. Шара (р. 1907), пронизанной чувствами безысходности и скорби, определяющим был гражд. пафос.

Движение Сопротивления выявило решающую роль народа, рабочего класса и его авангарда - ФКП в завоевании нац. независимости. Путь от трагич. 1940 до освобождения Парижа в 1944 запечатлен в публицистике Блока, в дневниковой кн. Муссинака "На плоту „Медузы"" (1945), в повести Ж. Коньо "Побег" (1947), в са-тирич. и социально-психологич. новеллах Фревиля и П. Куртада (1915-63), в повести Ж. Лаффита (р. 1910) "Живые борются" (1947). Кн "Письма расстрелянных" (1946) - документ, свидетельство героизма борцов-коммунистов. О ге-роич. борьбе патриотов повествуют роман А. Шамсона (р. 1900) "Кладезь чудес" (1945), документ, очерк "Поезд 12 ноября" (1943, опубл. 1965) и повесть "Последняя бригада" (1946) М. Дрюона (р. 1918), кн. рассказов Э. Триоле (1896-1970)"За порчу сукна-штраф двести франков" (1945), публицистика Ф. Мориака ("Чёрная тетрадь", 1943). В романе "Коммунисты" (1949-1951) Арагон запечатлел историю Ф. в этот переломный период её развития. Лит-ра понесла потери: был казнён Ж. Декур (1910-42); пали в бою Ж. Прево (1901-1944), А. Шеневьер (1908-44); П. Юник (1909-45), Деснос, М. Жакоб (1876-1944), Б. Фондан (1898-1944) - жертвы фаш. концлагерей. Выполняя боевое задание, погиб А. Сент-Экзюпери (1900-44), автор повести "Военный лётчик" (1942), филос. сказки "Маленький принц" (1943).

Опыт воен. лет питает франц. реалистич. прозу кон. 40-50-х гг. - романы "Странная игра" (1945) Р. Вайяна (1907-65), "Время мертвецов" (1953) П. Гаскара (р. 1916), "Смерть - моё ремесло" (1953) Р. Мерля (р. 1908), "Там, где больше трава не растёт" (1952) Ж. Маньяна (р. 1902), "Майор Ватрен" (1956) А. Лану (р. 1913). В трилогии Дрюона "Сильные мира сего" (1948-51) воссоздана эпоха между двумя мировыми войнами, история нравств. деградации правящих классов, приведших страну к нац. катастрофе. Э. Базен (р. 1911) в трилогии о частной жизни буржуа "Семья Резо" (1948-73) обнажает систему домашнего мучительства, рождающую в душе героя протест. Лит-ра критич. реализма является наиболее представительной и постоянно пополняет свои ряды: М. Женевуа (р. 1890), Г. Шевалье (1895-1970), М. Паньоль (р. 1895), Ф. Эриа (1898-1971), М. Фомбер (р. 1906), Э. Роблес (р.1914),Ж.Э.Клансье (р.1914), Р. Гренье (р. 1919), Б. Клавель (р. 1923), П. Лене (р. 1942), Б. Пуаро-Дельпеш (р. 1929) и др. Для творчества Симоны де Бовуар (р. 1908), А. Труайя (р. 1911), Франсуазы Саган (р. 1935), Р. Сабатье (р. 1923) характерно противоборство нату-ралистич. и реалистич. тенденций. В 50-е гг. достигает расцвета творчество поэтов Сен-Жон Перса (1887 - 1975), П. Ла Тур дю Пена (1911-75), в 60-70-е-Ж. Рубо (р. 1932), Б. Варгафтига (р. 1934).

Бурж. "массовой" культуре противостоит творчество писателей социалистич. реализма, отражающее жизнь во Ф.: борьба трудящихся за возрождение страны (А. Стиль, р. 1921; сб. рассказов "Слово „шахтёр", товарищи", 1949), движение за мир (П. Гамарра, р. 1919; "Сирень Сен-Лазара", 1951). Писатели марксистско-ленинского мировоззрения выступают против войн франц. империалистов в Индокитае (Куртад, роман-репортаж "Чёрная река", 1953; Ж. П. Шаброль, р. 1925; роман "Последний патрон", 1953) и в Алжире (М. Риффо, сб. стихов "Если в этом повинен жасмин", 1958), за коренные изменения условий жизни и труда (Г. Монмуссо, 1883-1960; "Котомка Жана Бреко, уроженца Турени", 1951; Вайян, роман "Пьеретта Амабль", 1954). Эстетику социалистич. реализма развил в 50-е гг. Арагон (лит.-критич. соч. "Свет Стендаля", 1954). Ист. романы "Страстная неделя" (1958) Арагона и "Божьи безумцы" (1961) Шаброля поев, осмыслению роли нар. масс в ист. процессе.

В 50-60-е гг. социалистич. и критич. реализм во франц. лит-ре продолжали идейно-эстетич. борьбу с консервативно-охранительным направлением (Т. Моль-нье, р. 1909) и с различными декадентскими и модернистскими школами и течениями, в первую очередь с экзистенциализмом Ж. П. Сартра (р. 1905), пришедшего в кон. 60-х гг. к защите "новых левых", и А. Камю (1913-60). Экзистенциалистские идеи по-разному преломились в "театре абсурда" Э. Ионеско (р. 1912; "Носороги", 1959), С. Беккета (р. 1906; "В ожидании Годо", 1952) и в "ковол романе* Натали Саррот (р. 1900; роман "Золотые плоды", 1963), А. Роб-Грийе (р. 1922; роман-киносценарий "В прошлом году в Мариенбаде", 1961), М. Бютора (р. 1926), К. Симона (р. 1913). Экзистенционалистские мотивы проникают и в творчество Ануя (драма "Беккет, или Честь божья", 1959). Мн. писатели отошли от экзистенциализма, от теории и практики модернизма. Так, А. Адамов
(1908-70) от "театра абсурда" пришёл к "общественному театру" (трагедия "Весна 71 года", 1961; трагифарс "Святая Европа", 1966). А. Салакру (р. 1899), в 20-е гг. близкий к сюрреализму, в послевоен. годы создаёт трагедии об эпохе Сопротивления ("Ночи гнева", 1946), о забастовке докеров ("Бульвар Дюран", I960).

Развитие социалистич. реализма во франц. лит-ре сер. 60-70-х гг. происходит в упорной борьбе с ревизионизмом А. Лефевра, Р. Гароди, П. Декса. Напряжение этой идейной борьбы по-разному отозвалось в творчестве писателей. Арагон создаёт новую ред. романа "Коммунисты" (1967), экспериментально-пси-хологич. "Театр/Роман" (1974); романы "Пушка „Братство"" (1970) Шаброля, "Семьдесят два солнечных дня" (1975) Гамарра в полной мере подтверждают действенность и жизнеспособность лит-ры социалистич. реализма.

А. Д. Михайлов (до 19 в.), И. Б. Дюшен (с нач. 19 в. до 1870), В. П. Балашов (с 1871).

Литературоведение. Предвестниками франц. литературоведения явились "Защита и прославление французского языка" (1549) Ж. Дю Белле и " Краткое изложение поэтического искусства" (1565) П. Ронсара, в к-рых предпринята попытка систематизации лит. жанров. В 17 в. в формирование науки о лит-ре большой вклад внесли Ф. Малерб, Г. де Бальзак и Н. Буало, давший в "Поэтическом искусстве" (1674) формулировку теории классицизма. Существенным для эволюции взглядов на лит-ру явился "спор о древних и новых" в кон. 17 в. между Буало, защищавшим незыблемый авторитет древней лит-ры, и Ш. Перро (1628-1703) и Фонтенелем, отстаивавшими за совр. писателями право ориентироваться на запросы нового времени. В эпоху Просвещения литературоведч. критерии классицизма неоднократно подвергались критике, однако в целом Просвещение не отвергло их окончательно. Борьба с классицизмом стала осн. пунктом эстетич. программы романтиков. Ж. де Сталь впервые сформулировала принцип социально-ист, обусловленности лит-ры. В работах Стендаля ("Расин и Шекспир", 1823-25) и В. Гюго антиклас-сицистич. положения получили дальнейшее развитие. Ш. О. Сент-Бёв ("Беседы по понедельникам", 1851-62; "Новые понедельники", 1863-70) стал родоначальником т. н. биографического метода в литературоведении, согласно к-рому творчество писателя трактовалось как выражение его внутр. мира. Субъективизм метода Сент-Бёва попытался преодолеть И. Тэн (1828-93; "Философия искусства", 1865-69), к-рый, используя достижения естеств. и обществ, наук, создал культурно-историческую школу в литературоведении. Однако тэновская концепция, игнорируя роль социальных и идеологич. противоречий, была не в состоянии объяснить появление разл. лит. направлений в одну и ту же эпоху. Этот недостаток пытался компенсировать Ф. Брюнетьер (1849-1906), объясняя развитие лит-ры взаимовлиянием творч. методов ("Эволюция жанров в истории литературы", 1890). В кон. 19 - нач. 20 вв. традиции культурно-ист, школы во Ф. развивали Э. Фаге (1847-1916) и Г. Лансон (1857-1934). Тэновскому направлению в литературоведении противопоставляла себя импрессионистич. критика в лице А. Франса, Ж. Леметра, Р. де Гурмона. Яркий пример перерастания науки в художеств, творчество дают нек-рые работы М. Пруста ("Против Сент-Бёва", опубл. в 1954).

Зарождение марксистского литературоведения во Ф. связано с появлением в кон. 19 в. работы П. Лафарга (1842-1911) "Происхождение романтизма" (1885-96). В 20 в. существ, влияние на франц. литературоведение оказали ин-туитивистские идеи А. Бергсона (1859-1941; "Смех", 1900), наиболее последовательно развитые А. Тибоде. У Ш. Дюбо, практикующего метод "углублённого чтения", бергсонианство соединялось с традициями импрессионизма. С позиций абстрактного рационализма боролся против бергсоновских идей Ж. Бенда (1867-1956). Верность принципам историзма сохраняли Р. Лалу (1889-1960), Л. Ка-замиан, П. В. ван Тигем. Важную роль в развитии прогрессивного франц. литературоведения в кон. 30-х гг. сыграли литераторы-марксисты П. В. Кутюрье, Ж. Р. Блок, Л. Арагон.

В бурж. послевоен. литературоведении известны имена Р. М. Альбереса (р. 1921), П. Буадефра (р. 1926), Г. Пикона (р. 1915), П. А. Симона (1903-70), рассматривающих историю лит-ры через призму философии. Философичностью послевоен. франц. литературоведение обязано как возрастающей роли марксизма, так и моде на экзистенциализм. Ж. П. Сартр высказался в пользу активного, "ангажированного" иск-ва, однако метафизич. характер его экзистенциальной философии существенно ограничил её влияние. Экзистенциализм в философии и лит-ре сменил неопозитивистский структурализм. Как метод он чрезвычайно неоднороден: наряду с литературоведч. -лингвистич. структурализмом Р. Барта (р. 1915), А. Греймаса, Ц, То-дорова (р. 1939) существует психоанали-тич. структурализм Ж. Лакана, социология, структурализм Л. Гольдмана (1913-70). К структуралистской тенденции в литературоведении примыкает также журнал левацкого толка "Tel Ouel" (с 1960). Определённое влияние на литературоведч. структурализм оказал франц. философ Г. Башлар (1884-1962), положивший начало структуралистско-символич. критике (М. Бланшо, р. 1907; Ж. Пулет, р. 1902; Ж. П. Ришар, р. 1922). В разработке теории марксистского литературоведения во Ф. большую роль сыграл руководимый Арагоном еженедельник ("Les lettres francaises", 1942-1972). Марксистское литературоведение последовательно отстаивает принципы социального анализа, важную роль иск-ва в классовой борьбе. Позиции прогрессивного литературоведения укрепляются благодаря широкому обсуждению его проблем на страницах ряда периодич. изд. -"L'Humanite", "La Pensee", "La Nouvelle critique" (c 1948), "L'Europe" (c 1923), "France nouvelle".

Лит.: Маркс К. иЭнгельс Ф., Об искусстве, т. 1-2, М., 1967; История французской литературы, т. 1-4, М. - Л., 1946-1963; Андреев Л. Г., Французская литература 1917-1956 гг., М., 1959; его ж е, Современная литература Франции. 60-е годы, М., 1977; Анисимов И. И., Французская классика со времен Рабле до Р. Рол-лана, М., 1977; Шишмарев В. Ф., Избранные статьи, т. 1, М.-Л., 1965; Державин К. Н., Театр французской революции (1789-1799), Л., 1932; Французский реалистический роман XIX в. Сб. статей, под ред. и с предисл. В. А. Десницкого, Л. - М., 1932; Облом невский Д. Д., Французский классицизм, М., 1968; Е в н и н а Е. М., Современный французский роман" 1940-1960, М., 1962; ВеликовскийС.. Поэты французских революций, 1789-1848 гг., М., 1963; Бахтин М., Творчество Франсуа Рабле..., М., 1965; Н а р к и р ь е р Ф. С., Французская революционная ли-тература (1914-1924), М., 1965; П у з и-к о в А., Портреты французских писателей, М., 1976; Виппер Ю. Б., Поэзия Плеяды, М., 1976; ЯкимовичТ. К., Французская драматургия на рубеже 1960-1970-х гг., К., 1973; Ре и з о в Б. Г., Французский ромаа XIX в., М., 1969; Трущенко Е. Ф., Социалистический реализм во французской литературе, М., 1972; Еремеев Л. А., Французский "новый роман", К., 1974; Neuf siecles de litterature francaise..., [P., 1958]; Manuel d'histoire litteraire de la France, [sous la dir. de P. Abraham et Desne], t. 1-4, P., 1965-1973; Adam A., Histoire de la litterature fran* caise au XVII siecle, v. 1-5, P., [1948-56]; ZumthorP., Histoire litteraire de la France medievale, P., 1954; В r u n С h., Le roman social en France au XIX siecle, P., 1910; R q u s" seaux A., Litterature du XX siecle, [v. 1-7, P., 1938-62]; Senechal С h., Les grands courants de la litterature francaise contemporaine, [Nouv. ed.], P., 1941; D u-< m e s n i 1 R., Le realisme et le naturalisme, P., [1965]; N a d e a u M., Le roman francais depuis la guerre, [P., 1970]; Prevost C., Litterature, politique, ideologic, P., 1973j Langlois P., Mareuil A., Guide bib" liographique des etudes litteraires, 3 ed., P., [1966]; Carl on i J.-C., Filoux J. C., La critique litteraire, 5 ed., P., 1966; M o-r e a u P., La critique litteraire en France, P., [I960]; Tieghem Ph. van, Les grandes doctrines litteraires en France de la Pleiade au surrealisme, P., 1974. В. А. Никитин.

XIV. Архитектура и изобразительное искусство

Древнейшие памятники иск-ва на терр. Ф. относятся к эпохе палеолита [живописные полихромные (Ласко, Фон-де-Гом) и скульптурные (Ла-Мадлен, Тюк-д'Одубер) изображения животных]. В эпоху неолита и бронзы были сооружены мегалитич. постройки в Карнаке.

" Пасущийся олень". Наскальное изображение в пещере Фонде-Гом (Дор-донь). Верхний палеолит.

Жел. век представлен памятниками галыитатской культуры и латенской культуры.

В нач. 6 в. до н. э. на побережье Юж. Ф. возникли др.-греч. колонии, иск-во к-рых оказало существенное влияние на культуру кельтов. После завоевания Римом в кельтских (галльских) городах развивалось антич. галло-рим. иск-во: строились кам. храмы (Ним, илл. см. т. 18, стр. 21), театры (Оранж), триумфальные арки,
гробницы (Сен-Реми), акведуки (Ним), изготовлялись саркофаги, надгробные рельефы, мозаики; в произв. изобразит, иск-ва элементы др.-рим. стиля (особен-ло в Сев. Галлии и сел. местностях) сочетались с местными чертами, идущими от кельтской традиции.

Статуя сидящего божества [из Буре (Иль-де-Франс)].
Бронза. 3-1 вв. до н. э. Музей национальных древностей. Сен-ЖермеН' ан-Ле.

Собор Сен-Пьер в Ангулеме. 1105 - 23. Интерьер.

С 5 в. с образованием варварских гос-в формировалось ср.-век. иск-во (см. Ме-ровингское искусство). В 8-9 вв. (см. "Каролингское возрождение") были построены мн. комплексы резиденций и монастырей, выполнены замечат. образцы резьбы по кости и книжной миниатюры.

Традиции каролингского иск-ва стали базой для сложения романского стиля (10-12 вв.). В этот период сформировался ср.-век. франц. город с нерегулярной застройкой и узкими улицами, а также тип 2-3-этажного дома с открытыми аркадами для лавок и мастерских в 1-м этаже и жилыми помещениями во 2-м (дома в Клюни, ок. 12 в.). Жильём феодалов служили суровые, обнесённые глухими мощными стенами замки с донжонами и цитадели (Каркассонн, илл. см. т. 11, стр. 432). Ведущую роль в романской архитектуре играло стр-во храмов и мона-сть;рей; преобладающим типом были церкви в форме лат. креста с высокими, перекрытыми полуциркульными сводами центр, нефами, развитым хором с венцом капелл, 2 башнями, фланкирующими зап. фасад, и мощной 8-гранной башней над средокрестием (церковь Клю-ни-3 в Клюни, илл. см. т. 12, стр. 330; план см. т. 22, стр. 194). Эти принципы легли в основу мн. местных архит. композиций: обширных, увенчанных рядами куполов на парусах или тромпах церквей в Аквитании (Сен-Фрон в Перигё, после 1120), суровых 1-нефных церквей-крепостей в Лангедоке (собор в Агде, кон. 11 -нач. 12 вв.), 1-3-нефных церквей с богато украшенными скульптурой порталами в Провансе (Сен-Трофим в Арле, илл. см. т. 2, стр. 208), компактных с богатой полихромной кладкой храмов Овер-ни (церковь монастыря Сен-Нектер, 1-я пол. 12 в.), строгих, геометричных, но украш. колоннами, аркатурами, резьбой и скульптурой церквей Пуату (Нотр-Дам-ла-Гран в Пуатье, 11 -16 вв.), лаконичных, широких и светлых храмов Шампани и Нормандии (Ла Трините в Кане, илл. см. т. 11, стр. 293).

Романская культовая архитектура была неотделима от резьбы по камню и монумент, скульптуры, украшавших капители, порталы, иногда заполнявших весь фасад (Нотр-Дам-ла-Гран в Пуатье). Склонность к беспокойным композициям, плоскостность резьбы предопределили особенности пластич. декора церквей Лангедока (Сен-Сернен в Тулузе, 11-13 вв.), Бургундии (тимпаны соборов в Везле, илл. см. т. 22, табл. XIV, стр. 128-129, и Отене, илл. см. т. 4, стр. 120). Близость к антич. традиции сохранилась в Провансе (портал ц. Сен-Трофим в Арле, ок. 1180-1200).

Условность, плоскостность и линеар-ность и вместе с тем драматич. экспрессивность образов были свойственны живописи этого времени. Энергичной стилизацией, "варварской" пышностью декора отличались ювелирные изделия, лимож-ские эмали, ткани и вышивки этого периода (ковёр из Байё, кон. 11 - нач. 12 вв., Музей, Байё).

В 12 в. в городах Сев. Ф. зародилась готика. В этот период разрастались, перестраивались и укреплялись старые города, возникали новые, возведённые обычно на регулярной основе, с пря-моуг. сеткой улиц, предельно плотной застройкой, соборной и замкнутой рыночной площадями. Гл. обществ, сооружением города стал собор. Типичные франц. готич. соборы - 3-5-нефные базилики с трансептом и полукруговым обходом хора, венцом капелл, высоким и просторным интерьером, 2-башенным зап. фасадом с 3 перспективными порталами и готич. розой в центре. Произв. ранне-готич. зодчества [церковь аббатства Сен-Дени (1137-44), соборы в Сансе

Часовня Сент-Шапель в Париже. 1243-48. Интерьер.

(ок. 1140) и Лане (илл. см. т. 14, стр. 138), Парижской богоматери собор, собор в Шартре (1194-1260)] сохранили нек-рую массивность стен, грузность нервюр, горизонтальность композиц. линий фасадов, тяжёлые 2-пролётные аркбутаны. Подчёркнутый вертикализм, обилие скульптуры и декоративных деталей свойственны грандиозным соборам зрелой готики в Реймсе (илл. см. т. 2, табл. XXVII, стр. 256-257; т. 7, табл. IX, стр. 208, а также стр. 182 и 183), Амьене (илл. см. т. 2, стр. 298), часовне Сент-Шапель в Париже (1243-48). В кон. 13-14 вв. стр-во соборов переживало кризис: ар-хит, членения утрачивали тектонич.смысл, скрываясь за обильным декором; преобладали искривлённые синусоидальные линии т. н. пламенеющего стиля (церковь Сен-Маклу в Руане, 1434-70).

Монастырь Мов-Сен-Мишель. 11 - 15 вв.

"Благовещение" и "Встреча Марии с Елизаветой". Деталь скульптурного убранства собора в Реймсе. Камень. 13 в.

Замки превратились в богато украшенные внутри дворцы (папский дворец в Авиньоне, илл. см. т. 1, стр. 70; замок Пьер-фон, 1390-1420). В 15 в. возник тип богатого гор. дома (отеля) с высокой кровлей, большими окнами, лестницей в особой клетке и элементами ренессансного декора (дом Жака Кёра в Бурже, 1443-1451).

В готич. скульптуре Ф. возродился (на спиритуалистич. основе) интерес к фи-зич. красоте и чувствам человека, к реальным природным формам [рельефы и статуи зап. портала собора Парижской богоматери, ок. 1165-1225; сев. портала собора в Шартре, до 1222; глубоко человечный образ благословляющего Христа на зап. портале собора в Амьене (т. н. "Благой господь", ок. 1230); груп