БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ХРАМОВАЯ МУЗЫКА, культовая музыка.
ЦИНКА СУЛЬФИД, сернистый цинк, ZnS, белый порошок.
ЧЕРСКОГО ХРЕБЕТ, цепи Черского, горная система на С.-В. СССР.
ЧУВАШСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени И. H. Ульянова.
ТАМОЖНЯ (от тамга), гос. учреждение, контролирующее провоз грузов.
ШТЕТТИНСКИЙ МИР 1570, между Швецией и Данией.
ЭКСПОНОМЕТРИЯ, раздел фотографии, в к-ром определяют условия экспонирования.
ЭССЕ (франц. essai - попытка, проба, очерк, от лат. exagium - взвешивание), прозаич. сочинение.
ТЕАТР ТЕНЕЙ, вид театр, зрелища.
ЕККЕ, текийе, завие (тур. tekke, zaviye), обитель мусульм. дервишей в Турции.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

2197031823552198549321с. и обществ.-политич. мысли мн. стран, в т. ч. и России; он явился филос. основой идеологии Великой франц. революции.

С 1-й пол. 19 в. идеологи буржуазии начали активную борьбу против франц. Просвещения и материализма (Ж. де Местр). Началось возрождение идеалистич. философии (А. Деспот де Траси, М. Мен де Биран, П. Руайе-Коллар), появились эклектич. (В. Кузен) и вуль-гарно-материалистич. (П. Кабанис) учения.

С нач. 30-х гг. преобладающую роль начинает играть позитивизм (О. Конт, Э. Литтре). Возникает утопический социализм (А. Сен-Симон, Ш. Фурье), стремившийся теоретически обосновать назревшие задачи преобразования общества.

Для франц. бурж. философии 2-й пол. 19 в. характерно противостояние 2 тенденций: позитивистской и иррационали-стической. Развитие науки обусловило появление позитивистских концепций философии науки (А. Пуанкаре, П. Дюгем). Вместе с тем офиц. университетской философией признаётся спиритуализм (Ф. Равессон-Мольен, Э. Бугру, Л. Брюн-свик, Ш. Ренувье). К кон. 19 в. на смену позитивизму, переживавшему кризис, пришёл интуитивизм - философия А. Бергсона.

В начале 20 в. в обновлённой форме выступила религиозная философия: протестантский (О. Сабатье) и католич. (М. Блондель, Э. Леруа, А. Луази) модернизм, неотомизм (Ж. Маритен, Э. Жильсон), христ. экзистенциализм (Г. Марсель). 20-30-е гг.- период переработки зарубежных филос. течений: неогегельянства (Ж. Валь, Ж. Ипполит, А. Кожев), феноменологии (Ж. П. Сартр, М. Мерло-Понти). Под влиянием зарубежной философии сложился франц. атеистич. экзистенциализм.

Значит, влияние с сер. 20 в. приобрели: экзистенциализм (Сартр, А. Камю, М. Мерло-Понти, С. де Бовуар, Ж. Батай, Ф. Жансон), персонализм (Э. Мунье, Ж. Лакруа, П. Ландсберг, П. Рикёр, М. Недонсель), тейярдизм (П. Тейяр де Шарден), неорационализм (Г. Баш-лар). В 1960-70-х гг. происходит переориентация филос. мысли, связанная с развитием различных форм структурализма (К. Леви-Строс, М. Фуко, Ж. Лакан, Ж. Деррида).

Марксистские филос. идеи начали распространяться во Ф. с 80-х гг. 19 в. Большую роль в пропаганде марксизма сыграли первые франц. марксисты -Ж. Гед, П. Лафарг, Г. Девиль. Новый этап развития марксистской философии во Ф. связан с созданием в 1920 Франц. коммунистич. партии. 20-30-е гг.- период углублённого изучения франц. философами марксизма-ленинизма. Вопросы философии получили освещение в трудах М. Тореза, В. Роше, Ж. Дюкло. В 40-е гг. франц. марксисты (Ж. Полит-цер, Ж. Соломон, Ш. Эншлен) ведут борьбу против фаш. идеологии, антинар. политики реакц. буржуазии. После 2-й мировой войны 1939-45 публикуются работы, направл. против религ. мировоззрения (М. Кашен); ведётся активная борьба с бурж. философией (А. Мужен); создаются труды по истории философии. В сер. 50-х и особенно в 60-х гг. франц. коммунисты ведут борьбу против ревизионизма (в частности, концепций А. Ле-февра и Р. Гароди). В 70-х гг. философы-марксисты исследуют общие методо-логич. и гносеологич. проблемы марксистско-ленинского учения, вопросы ист. материализма, социологич. и социально-политич. проблемы современности. Разрабатываются проблемы теоретич. наследия Маркса (Л. Альтюссер, М. Годелье, Л. Сев) и В. И. Ленина (Ж. Фревиль, Альтюссер, Ж. Коньо, Г. Бесс, М. Симон, Ж. Мило, Д. Лекур); анализируются вопросы религии (Коньо, М. Вер-ре, А. Казанова, Бесс), молодёжи (Роше, Дюкло, Л. Фигер, К. Прево), интеллигенции (С. Лоран, Ж. Тибо); проводятся дискуссии по проблемам эконо-мич. формаций (Годелье, Ж. Шено). Марксистская философия изучается в Новом (б. Рабочем) ун-те в Париже, в Ин-те М. Тореза; науч. исследования ведутся в Центре изучения марксизма, пропагандируются на страницах коммунистической, прогрессивной печати
("Ни-manite", "Cahiers du communisme", "France nouvelle", "La Pensee", "La nouvelle critique").

Социология. Важнейшей вехой в развитии франц. социологич. мысли была система О. Конта (ввёл самый термин "социология"). Во 2-й пол. 19 в. консервативное направление в социологии возглавлял Ф. Ле Пле. А. Гобиновыдвинул реакц. идеи расизма; его последователем был Ж. В. Лапуж. В кон. 19 - нач. 20 вв. складываются 4 осн. направления в социологии. 1-е - школа "социальной науки" (А. Турвиль, Э. Демолен, П. Бюро и др.); группировалась вокоуг журн. "La science sociale" (осн. в 18Йо) и развивала идеи Ле Пле. 2-е направление составляли сотрудники выходившего во Ф. журн. "Revue Internationale de socio-logie" (осн. в 1893) и члены "Междунар. ин-та социологии" (осн. в 1893 Р. Ворм-сом). Среди разнообразных течений, представл. в этой группе, доминировали 2 теоретич. тенденции: органицизм, уподоблявший общество биологич. организму (Вормс, А. Фулье), и психологизм, рассматривавший социальные процессы как разновидность психических, а социологию - как часть психологии (Г. Тард, Г. Ришар, Г. Л. Дюпра и др.). 3-е направление - "католические социологи" (О. Абер, С. Деплуаж, Ж. Легран и др.), приверженцы томизма. 4-е направление - осн. Э. Дюркгеймом франц. "социологич. школа" (М. Мосс, М. Хальбвакс, Ф. Сими-ан, С. Бугле, Ж. Дави, П. Фоконне); группировалась вокруг журн. "L'Annee sociologique" (осн. в 1898) и занимала доминирующее положение в социологии вплоть до 1930-х гг.

После 2-й мировой войны 1939-45 ведущее место во франц. социологии заняли эмпирич. исследования. В 50-70-х гг. проводились исследования в области индустр. социологии и социологии труда (Ж. Фридман, П. Навиль, А. Турен, Ж. Д. Рейно), классов и социальных слоев (К. Дюран, М. Крозье, С. Малле), урбанизации (П. А. Шомбар де Лов, Р. Ледрю), социологии села (А. Мандра), политики (Р. Арон, М. Дюверже, Ж. Мей-но, Ж. Эллюль), организации(М. Крозье), образования (П. Бурдье, Ж. К. Пассерон, В. Изамбер-Жамати), социологии семьи (А. Мишель, А. Жирар), массовых коммуникаций (Ж. Казнев, Э. Морен, Фридман), обществ, мнения (Ж. Стёцель), народонаселения (А. Сови), социального прогнозирования (Ж. Фурастье, Б. де Жувенель), иск-ва и лит-ры (Л. Гольдман, Р. Эскарпи, П. Франкастель, Ж. Дю-виньо), досуга (Ж. Дюмазедье), развивающихся стран (Ж. Баландье, Ф. Пер-ру). В области социологич. методологии работают Бурдье, Пасоерон, Ж. К. Шам-боредон, Р. Б у дон.

Наиболее значит, течения в бурж. социологии 50-60-х гг.: апологетич. концепция "единого индустриального общества" (Арон, Перру и др.), идеалистич. "микросоциология" Ж. Гурвича, техноло-гич. детерминизм (Фурастье). На рубеже 60-70-х гг. возникает концепция "постиндустриального общества" (Турен). В работах представителей "социопсихо-анализа" (Ж. Мандель и др.) разрабатываются нек-рые идеи 3. Фрейда. В качестве общей теоретико-методологич. тенденции, оказывающей подспудное влияние на эмпирич. исследования и частные теории, выступает немарксистский структурно-функциональный анализ.

Психология. Наряду с филос. влиянием (Декарт и др.) психология, мысль во Ф. неизменно испытывала воздействие психиатрии и неврологии (Ф. Пинель, Ж. Шарко), что сказалось уже на трудах первого во Ф. крупного представителя психологии как самостоят, эксперимент, науки Т. Рибо (кон. 19 -нач. 20 вв.). В центре внимания П. Жане находилась проблема личности и её действий, также изучавшаяся на патопси-хологич. материале. Проблемами психич. расстройств и гипноза первоначально занимался также А. Бине, к-рый внёс значит, вклад в разработку совр. методов психодиагностики, изобретя тесты по определению уровней умств. развития школьников (шкала Бине-Симона). Крупными представителями эксперимент, психологии кон. 19 - нач. 20 вв. были Б. Бурдон, изучавший гл. обр. сенсорные процессы, Ж. Дюма, занимавшийся эмоциями, мышлением, волевыми актами, П. Гийом. В области психофизиологии выделяются исследования А. Пьерона и его последователей (А. Фессар и др.), стремившихся трактовать нервно-психич. функции в широком контексте биологич. эволюции организма. Осн. работы П. Фреса посвящены восприятию времени. В укреплении марксистеких идей во франц. психологии важная роль принадлежит Ж. Политцеру, выдвинувшему план разработки "конкретной психологии" на основе марксизма. Диалектико-материалистич. учение о психике оказало также влияние на А. Валлона, крупнейшего представителя детской и генетич. психологии. После 2-й мировой войны с идеями внедрения в психологию принципов историзма выступил И. Мейерсон. Во Ф. успешно разрабатываются различные отрасли психологии - мед., социальная, детская, инженерная.

Филос., социологич. и психологич. об-ва и орг-ции: Нац. центр науч. исследований, секция философии, Франц. филос. об-во, Федерация франц. филос. обществ, Центр социологич. исследований, Нац. ин-т демографич. исследований, Франц. ин-т обществ, мнения, Ин-т социальных наук о труде, Франц. психологич. об-во. Филос., социологич. и психологич. журналы: "Archives de philo-sophie" (с 1923), "Esprit" (с 1932), "Etudes philosophiques" (с 1926), "Revue de metaphysique et de morale" (c 1893), "Revue philosophique de la France et de 1'Etranger" (c 1876), "Temps modernes" (c 1945), "Analyse et prevision" (c 1966), "Annales. Economies. Societes. Civilisations" (c 1929), "L'Annee sociologique" (c 1898); "Archives europeennes de sociolo-gie" (c 1960); "Revue franpaise de sociolo-gie" (c 1960), "L'Annee psychologique" (c 1894), "Journal de psychologic normale et pathologique" (c 1904).

А. Сахарова (философия), А. Б. Гофман (социология), М. Г. Ярошевский (психология).

Историческая наука. Зарождение ист. науки во Ф. относится к раннему средневековью - к периоду, когда франц. терр. входила в состав Франкского гос-ва. Почти во всех монастырях, епископских центрах велись местные анналы. Первыми крупными ист. соч. были всемирные хроники ("История франков" Григория Турского, 6 в., хроника Фредегара, 7 в., и др.). В эпоху Каролингов появилась официозная анналистика (Сен-Бертенские анналы, 8-9 вв.). С 11-12 вв. преобладающей формой ист. повествования стали хроники. Более значит, хроники 11 -12 вв.-"Нантская хроника" (11 в.), Орде-рика Виталия (12 в.), Гвиберта Ножанско-го (12 в.). В процессе централизации гос-ва в ист. сочинениях стала обосновываться необходимость сильной королев, власти (впервые эти взгляды были выражены в 12 в. аббатом Сугерием в биографии короля Людовика VI); в 13-15 вв. был создан королев, летописный свод ("Большие французские хроники"). Определяющим для ср.-век. хроник являлось феод.-церк. мировоззрение, провиденциалист-ский взгляд на историю (см. Провиденциализм). С 13-14 вв. авторами хроник были наряду с монахами рыцари и горожане; в рыцарские и гор. хроники проникли элементы светского мировоззрения (самый яркий пример-"Хроника" Ж. Фруассара, 14 в.). В 14 в. в период значит, нар. волнений появились произв., проникнутые сочувствием к народу, -хроники Жана де Венета и анонимного монаха из Сен-Дени. В 13 в. возник новый жанр ист. сочинений-мемуары [таковыми фактически являлись произв. (на франц. яз.) участников крестовых пояодов Ж. Виллардуэна, Ж. Жуанвиля]. "Мемуары" Ф. де Комина (15 в.) знаменуют переход во Ф. к гуманистич. историографии; в них даны реалистич. портреты гос. деятелей, сделана попытка ист. анализа с выяснением причин и следстии" излагаемые события служат автору материалом для рассуждения о смысле ист. процесса и изучения уроков поли-тич. мудрости. Гуманистич. историография в 16 в. была представлена А. Ла По-пелиньером, О. де Ту. В 16 в., в период Реформации и Религ. войн, значит, часть ист. произведений и католич., и кальвинистских авторов характеризовалась ост-рополитич. направленностью ("Всеобщая история" гугенота д'Обинье; тираноборч. соч. кальвинистов Ф. Дюплесси-Морне, Ф. Отмана, католика Ж. Буше). В защиту формировавшегося королев, абсолютизма выступил Ж. Боден, к-рый ставил своей задачей вскрыть законы ист. процесса (в отличие от гуманистов развивал теорию прогресса), подчёркивал влияние на историю географич. среды. Боден стремился выработать науч. методы изучения истории.

С 16 в. во Ф. начали развиваться вспо-могат. ист. дисциплины: метрология и хронология (Ж. Скалигер); в 17 в. мав-ристами (Ж. Мабильон, Б. Монфокон) было положено начало палеографии, дипломатике; стали издаваться ист. источники и многотомные ист. работы (в т. ч. истории франц. провинций), осн. на источниках. Критикой и публикацией источников занимались и светские эрудиты 17 в. (Л. Ж. Брекиньи, Э. Балюз, Ш. Дюканж). В 17 в. заложены науч. основы византиноведения (Дюканж).

В 18 в. в ходе идеологач. подготовки Великой франц. революции идейная борьба между буржуазией и реакц. дворянством проявилась в историографии в полемике между романистами (Ж. Дюбо) и германистами (А. Буленвилье) по вопросу о происхождении общественно-поли-тич. строя Ф. В ист. науке 18 в. доминировали идеи Просвещения: подход к проблемам истории с позиций рационализма, отказ от теологич. объяснения ист. процесса. Просветители выдвинули идею расширения геогр. рамок истории, воссоздания всемирной истории (одним из первых, вышедших за рамки европоцент-ризма, был Вольтер), теорию ист. прогресса (Ж. Кондорсе и др.), учение о влиянии на обществ, развитие естеств.-геогр. среды (Монтескье). Примыкая к просветителям, Ж. Ж. Руссо, однако, отказался считать ист. прогресс абсолютным благом, ибо видел его внутр. противоречивость в условиях антагони-стич. общества.

Великая франц. революция оказала глубокое воздействие на развитие франц. ист. мысли и историографии. На непо-средств. опыте революции базировалась проникнутая историзмом концепция А. Барнава, к-рый связывал политич. изменения и революции в Европе 16-18 вв. с изменением форм собственности. Идеологи утопич. коммунизма Г. Бабёф и бабувисты увидели в истории непрерыв-Лую борьбу угнетателей и угнетённых, г. е. борьбу классов. Выдающееся достижение ист. мысли 1-й пол. 19 в.- филос.-ист. концепция социалиста-утописта А. Сен-Симона, согласно к-рой развитие человечества - закономерная и прогрессивная смена обществ, систем, завершающаяся установлением общества без эксплуатации. Оставаясь идеалистом в понимании истории, Сен-Симон придавал, однако, большое значение в ист. процессе формам произ-ва, собственности и классовой борьбе.

В 1-й пол. 19 в. во франц. историографии преобладало романтич. направление. Представители реакц. романтизма (Ж. де Местр, Л. Бональд, Ф. Шатобри-ан, Ж. Мишо, Ж. Монлозье) противопоставили идеям Просвещения провиденциализм, апологию средневековья и католицизма. Но ведущие позиции занимали либерально-бурж. историки. Ими была создана бурж. теория классов и классовой борьбы и под этим углом зрения рассмотрена история ср. веков (О. Тьерри, Ф. Гизо), история англ. (Гизо) и франц. (Ф. Минье, А. Тьер) бурж. революций. В 30-е гг. возникло мелкобурж.-демократич. течение во франц. романтизме; его крупнейшим представителем был Ж. Мишле (считавший гл. силой франц. истории не буржуазию, а простой народ). В 30-60-е гг. изучали историю Вел. франц. революции с позиций мелкобурж. социализма -Ф. Бюше, Л. Блан, утопич. коммунизма - Э. Кабе, Г. Тридон, с радикально-демократич. позиций - Ж. Авенель. Революция 1848 побудила бурж. историков к пересмотру наиболее радик. концепций, выдвинутых в пору борьбы буржуазии с дворянством. На дальнейшем развитии бурж. историографии сказались взгляды А. Токвиля, пытавшегося доказать ненужность Великой франц. революции. Непосредств. реакцией на Парижскую Коммуну 1871 был пересмотр с реакц. позиций истории Великой франц. революции И. Тэном и его последователями. В кон. 19 - нач. 20 вв. в бурж. ист. науке превалировал позитивизм. Сильными сторонами позитивистской историографии во Ф. были убеждение в познават. возможностях истории как науки, выработка приёмов критич. изучения источников. Науч. и классовая ограниченность бурж. историков-позитивистов проявлялась во враждебности к социализму и революц. концепциям ист. развития, в их приверженности к эволюционизму и плюрализму (см. Факторов теория)', для многих из них был характерен отказ от широких синтетич. обобщений. В этот период расширялось историческое образование, совершенствовалась организация ист. науки (учреждение новых кафедр истории в ун-тах, ист. об-в, ист. журналов и др.)- Большую роль в перестройке ист. науки играл Г. Моно, основавший в 1876 1-й общеист. журн. "Revue historique". В области древней истории прославился работами по раннему христианству Ж. Э. Ренан. Значит, развитие получила медиевистика. Бурж. историки-позитивисты отказались от нек-рых завоеваний франц. историографии нач. 19 в., прежде всего от её понимания классовой борьбы как движущей силы истории в ср. века. Преим. внимание уделялось истории ср.-век. социальных учреждений, в особенности гос-ва и права (Моно, Э. Ла-висе, А. Жири, А. Люшер, Ш. Ланглуа, Ш. Сеньобос). Начало специальному изучению агр. отношений раннего средневековья положил Н. Д. Фюстель де Куланж, выдвинувший концепцию кон-тин у итета (непрерывности) при переходе от античности к средневековью (в чём отразилась его враждебность к революции). С критикой выводов Фюстель де Куланжа выступили сторонники общинной теории Э. Глассон, П. Виолле, Ж. Флак. Историко-экономич. направление в медиевистике представляли Г. Фаньез, Э. Левассёр, А. Се (два последних изучали также экономич. историю нового времени). В кон. 19 - нач. 20 вв. выделилась спец. отрасль ист. науки, исследующая историю Великой франц. революции; ведущую роль в этой отрасли играло бурж.-респ. направление (А. Олар, Ф. Саньяк и др.). Реваншистские настроения франц. господств, классов после поражения Ф. во франко-прус. войне 1870-71 сказались в усиленном внимании к истории наполеоновских войн и внеш. политики Наполеона I. Этой проблематикой занимались с националистич. позиций преим. праволиберальные и консервативные историки т. н. "академич. школы" (в своём большинстве - члены Франц. академии): А. Сорель, А. Ван-даль, Ф. Массой, Л. Мадлен. Значительно активизировалось также изучение истории др. стран Европы (России -А. Рамбо, Германии - Лависс, Великобритании- Э. Галеви, П. Манту). Проявлением начавшегося на рубеже 19-20 вв. кризиса бурж. ист. мысли явилось "критическое направление" в медиевистике. Оно подвергло пересмотру с реакц. методологич. позиций позитивистские бурж.-либеральные ист. концепции 2-й пол. 19 в.; однако оно не заняло господств, положения во франц. историографии (заметнее всего "критич. направление" прослеживается в области истории ср.-век. гос-ва - в работах Ш. Пти-Дю-тайи). Позитивисты (Олар, Саньяк, Ж. Па-жес и др.) продолжали сохранять преобладающие позиции в ист. науке.

В 80-е гг. 19 в. во франц. историографии зародилось марксистское направление. Теоретич. проблемами материалистич. понимания истории, критикой бурж. методологии истории много занимался П. Ла-фарг, создавший также ряд ценных трудов, посвящённых Ф. кон. 19 - нач. 20 вв. Под определённым влиянием марксизма развивалась окрепшая в нач. 20 в. социалистич. историография (Ж. Жорес, Ж. Ренар, П. Луи, А. Зе-ваэс и др.), хотя ей были присущи реформистские и эклектические тенденции, отразившиеся, в частности, в коллективной "Социалистической истории" (руководитель и автор лучших её томов - Жорес). Влияние марксизма усилилось после Окт. революции 1917 в России, образования в 1920 ФКП. Руководители ФКП М. Торез, М. Кашен, Ж. Дюкло придавали большое значение изучению истории, обращались в своих работах к осмыслению революц. традиций франц. народа. В 30-х гг. сформировалось первое поколение проф. историков-марксистов (Ж. Брюа, О. Корню, А. Собуль и др.). Наметились значит, изменения и во франц. бурж. историографии. Выявилась слабость позитивистской (преим. описательной) историографии, её неспособность выработать синтетич. концепцию ист. процесса и противостоять росту влияния марксизма-ленинизма. Развитие естеств. наук также стимулировало пересмотр познават. методов ист. науки. Появились школы, пытавшиеся модернизировать бурж. ист. науку, искавшие новые пути в ист. исследовании. Большое влияние на эти поиски оказали идеи франц. социологич. школы Э. Дюркгейма, теория "культурно-ист, синтеза" А. Бера, географич. школа (Видаль де ла Блаш), изучавшая воздействие на общество природного окружения и демографич. процессов. В 30-е гг. 20 в. складывается т.н. школа "Анналов" вокруг нового журн. "Аппа-les d'histoire ecoaomique et sociale" (осн. в 1929 М. Блоком и Л. Февром, в 1946 переим. на "Annales. Economies, societes, civilisations"). Критикуя историко-политич. описат. историографию и отвергая вместе с тем ист. материализм как целостную теорию ист. процесса, эта школа настаивала на создании "глобальной" истории на основе исследования экономия, и социальных явлений, а также "коллек-тивной психологии", выдвигала идею развития тесных связей ист. науки с др. "науками о человеке". В 30-е гг. в изучении социально-экономич. истории нового времени возникло направление (особую роль в нём играл историк-социалист Э. Ла-брус), выдвинувшее на первый план стати-стич. исследование циклич. движений цен и доходов, рассматривавшихся как ключ к объяснению ист. процесса. В отображении истории Вел. франц. революции на смену бурж.-либер. школе Олара пришло радикально-демократич. направление А. Матьеза (развернувшего исследование нар. движения и социальной политики якобинской диктатуры), с 1932 возглавленное прогрессивным историком, испытавшим воздействие марксизма, Ж.Лефев-ром (изучал революцию "снизу", т. е. положение и роль в ней нар. масс, прежде всего крестьянства). Лаорус и Лефевр оказали большое влияние на франц. ист. науку периода после 2-й мировой войны 1939-45.

Между 1-й и 2-й мировыми войнами внимание мн. историков привлекли проблемы подготовки и истории 1-й мировой войны 1914-18. В основном бурж. историки оправдывали внеш. политику Ф. (П. Ренувен и др.). Усилился интерес к т. н. "колониальной истории" (А. Мар-тино, Г. Аното и др.); в работах обосновывался тезис о якобы "цивилизаторской" миссии франц. колониализма. Победа Окт. революции 1917 способствовала нек-рому оживлению интереса к истории Парижской Коммуны 1871, ей был посвящён ряд работ и реакц. (Ж. Ларонз) и либе-рально-бурж. (Сеньобос) историков; с социал-реформистских позиций Коммуна рассматриваюсь в работах Ж. Бурже-на. Историю рабочего и социалистич. движения по-прежнему изучали гл. обр. историки социал-реформистского (Зева-эс, Э. Доллеан) и анархо-синдикалист-ского (П. Луи) толка.

После 2-й мировой войны развитие мирового революц. процесса, научно-технич. революция, рост влияния марксизма обусловили существ, перестройку бурж. историографии. В отличие от западногерм. и англо-саксонской, во франц. ист. науке не получили значит, распространения неокантианские идеи (среди видных историков их сторонником был лишь А. Марру). Увлечение нек-рых историков (М. Фуко) структурализмом, воспринятым из этнологии (К. Леви-Строс), также не нашло широкого отражения в конкретных ист. исследованиях. В 50-60-х гг. наиболее влият. течением была школа "Анналов". Крупнейший историк этого направления - Ф. Бродель (фактически возглавлявший его до кон. 60-х гг.). В послевоен. годы в практику исследований вошли количеств, методы обработки массовых ("серийных") источников, с 60-х гг.- с применением совр. вычислит, техники. Большое место в проблематике заняла история материальной жизни общества; были созданы (и создаются) работы по социально-экономич. (особенно агр.) истории ср. веков и начала нового времени, по 18 в. включительно (Ж. Дюби, П. Губер, П. де Сен-Жакоб, Э. Ле Руа Ладю-ри), по истории "экономич. конъюнктур" (Р. Берель), торг, обмена (П. Шоню); ведутся региональные и отраслевые исследования по истории пром-сти и транспорта в новое время (П. Леон, Ф. Карон, М. Жилле), банков (Ж. Бувье, Б. Ж