БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ХРАМОВАЯ МУЗЫКА, культовая музыка.
ЦИНКА СУЛЬФИД, сернистый цинк, ZnS, белый порошок.
ЧЕРСКОГО ХРЕБЕТ, цепи Черского, горная система на С.-В. СССР.
ЧУВАШСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени И. H. Ульянова.
ТАМОЖНЯ (от тамга), гос. учреждение, контролирующее провоз грузов.
ШТЕТТИНСКИЙ МИР 1570, между Швецией и Данией.
ЭКСПОНОМЕТРИЯ, раздел фотографии, в к-ром определяют условия экспонирования.
ЭССЕ (франц. essai - попытка, проба, очерк, от лат. exagium - взвешивание), прозаич. сочинение.
ТЕАТР ТЕНЕЙ, вид театр, зрелища.
ЕККЕ, текийе, завие (тур. tekke, zaviye), обитель мусульм. дервишей в Турции.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

2197031823552198549321а также его учеников В. А. Богородицкого и Л. В. Щербы. Большое значение имели работы А. И. Томсона ("Общее языковедение", 1906). В сов. языкознании разрабатываются проблемы общей и практич. фонетики (работы Р. И. Аванесова, Л. Р. Зиндера, М. И. Матусевич, А. А. Реформатского и др.).

Лит.: Матусевич М. И., Введение в общую фонетику, 3 изд., М., 1959; 3индер

Л. Р., Общая фонетика, Л., 1960; Essen О. von, Allgemeine und angewandte Phonetik, 3 Aufl., В., 1962: Aberсrоmbie

D., Elements of general phonetics, Edinburgh, 1967; Manual of phonetics, Amst., 1968; Ma1mberg В., La phonetique, P., 1968. Л. Р. Зиндер.

ФОНИАТРИЯ (от греч. phone - звук, голос и iatreia - лечение), раздел оториноларингологии и вокальной педагогики, изучающий физиологию и патологию голосового аппарата человека, а также профилактику и лечение нарушений голоса.

ФИНИКА (от греч. phone - звук), звуковая организация художеств. речи, а также отрасль поэтики, её изучающая. Звуковой материал, к-рым располагает художеств. речь, задан ей самим языком; он всегда ограничен (напр., в рус. яз. всего 41 фонема), поэтому случайное повторение тех или иных звуковых явлений естественно происходит во всякой речи. Речь художественная упорядочивает эти повторения, используя их для эстетич. воздействия. Упорядоченность частично канонизируется, превращаясь в твёрдые нормы (область стихосложения), частично остаётся более свободной (область Ф. в узком смысле слова- она же эвфония, инструментовка). В разных литературах и в разные эпохи внимание к фонич. организации текста было различно (в рус. поэзии - в 20 в. больше, чем в 19 в.), но всегда в поэзии проявлялось больше, чем в прозе (см. Поэзия и проза).

Осн. элементом Ф. (эвфонии) является, т. о., звуковой повтор. Среди звуковых повторов различаются: а)по характеру звуков - аллитерации (повторы согласных) и ассонансы (повторы гласных); б) по количеству звуков - двойные, тройные и т. д. (А...А... и А...А...А...), простые и сложные (А...А... и ABC...ABC...), полные и неполные (ABC...ABC... и ABC...AC... ВС...); в) по расположению звуков в повторе (АВС...ВСА...АС... и пр.) - терминология не установлена; г) по расположению повторов в словах, в стихах и т. д.- анафора (А...- А...), эпифора (...А -...А), стык (...А -А...), кольцо (А...-...А) и их комбинации. Нек-рые из этих повторов могут быть канонизированы и стать элементом стихосложения (аллитерация в анафоре стиха канонизирована в герм. и тюрк. аллитерационном стихе, сложная аллитерация с ассонансом в эпифоре стиха канонизирована в рифме).

Повторы превращаются в систему: а) подбором присутствующих в тексте звуков (обычно) или отсутствующих (липо-грамматич. стихи, как в др.-инд. поэтике или в стихотворениях Г.Р. Державина, без звука "р"); б) расположением отобранных звуков по сходству (обычно) или по контрасту (в строках А. С. Пушкина "Пора, перо покоя просит, я девять песен написал" центр. слово "девять" контрастно выделяется на фоне аллитерации на "п"); в) сходством располагаемых звуков вполне точным, (аллитерация на "п", ассонанс на "у") или приблизительным (аллитерация на губные согласные, ассонанс на закрытые гласные).

Осмысление получающихся таким образом фонич. систем (связь "звук и смысл") происходит с различной степенью конкретности: а) звукоподражание или ономатопея ("Знакомым шумом шорох их вершин..." - Пушкин); 6) "звуковой символизм" (так, для пушкинских строк "Брожу ли я вдоль улиц шумных..." небезразлично, что по данным психологии звук "у" независимо от смысла слов обычно воспринимается как "тёмный", "тяжёлый", "грустный" и др.); в) звуковые ассоциации (аллитерирующие звуки напоминают о каком-то названном или неназванном "ключевом слове" - такова теория анаграмм, разработанная Ф. де Соссюром). Но и независимо от такого прямого осмысления сам факт наличия звуковых перекличек в стихе обогащает текст внутритекстовыми связями и тем делает его потенциально более выразительным художественно. См. также Звукопись.

Лит.: Артюшков А., Стиховедение. Качественная фоника русского стиха, М., 1927; Брюсов В., Звукопись Пушкина, Избр. соч., т. 2, М., 1955; Брик О., Звуковые повторы, в сб.: Поэтика, П., 1919; Бернштейн

С., Опыт анализа "словесной инструментовки", в. сб.: Поэтика, в. 5, Л., 1929; Шенгели Г., Техника стиха, М., 1960; Гончаров Б. П., Звуковая организация стиха и проблемы рифмы, М., 1973.

М. Л. Распаров.

ФОНОГРАММА (от греч. phone - звук и ...грамма), сигналограмма, полученная в результате звукозаписи. Классификация Ф. производится в основном по след. признакам: физич. явлениям, на основе к-рых осуществляется запись, и характерным особенностям записанной на Ф. информации. Согласно первому признаку, различают Ф. механические (граммофонные пластинки), фотографические и магнитные, полученные, соответственно, посредством механической записи, фотографической записи и магнитной записи. Согласно второму признаку, напр. в зависимости от наличия на Ф. информации о пространств. расположении источников звука, Ф. подразделяют на моно-, стерео-и квадрафонические (см. Монофоническая звукозапись, Стереофоническая звукозапись). Число дорожек на Ф. обычно 1-4; в нек-рых случаях (напр., при записи оркестровой и хоровой музыки) Ф. может содержать до 20 и более дорожек. См. также Запись и воспроизведение информации.

ФОНОГРАФ (от греч. phone - звук и ...граф), прибор для механич. звукозаписи и звуковоспроизведения; изобретён Т. А. Эдисоном в 1877. Звук записывается на цилиндрич. валике, обёрнутом оловянной фольгой (или бумажной лентой, покрытой слоем воска) при помощи иглы (резца), связанной с мембраной; игла вычерчивает на поверхности фольги винтовую канавку переменной глубины. При воспроизведении движущаяся по канавке игла совершает механич. колебания и связанная с ней мембрана излучает звук. В усовершенствованном виде Ф. применялся до 30-х гг. 20 в. преим. как диктофон. На основе Ф. были созданы граммофон и патефон, вытесненные (в 40-50-х гг. 20 в.) электромеханич. и магнитными записывающими и воспроизводящими устройствами (электрофоном, магнитофоном и др.).

ФОНОКАРДИОГРАФИЯ (от греч. phone - звук и кардиография), диагно-стич. метод графич. регистрации сердечных тонов и сердечных шумов. Применяется в дополнение к аускультации (выслушиванию), позволяет объективно оценить интенсивность и продолжительность тонов и шумов, их характер и происхождение, записать неслышимые при аускультации, 3-й и 4-й тоны. Синхронная запись фонокардиограммы (ФКГ), электрокардиограммы и сфигмограммы (см. Сфигмография) центр. пульса - поликардиография - позволяет определить длительность фаз сердечного цикла, т. е. получить косвенные данные о сократит. способности миокарда. Спец. аппарат для Ф. - фонокардиограф - состоит из микрофона, усилителя элек-трич. колебаний, системы частотных фильтров и регистрирующего устройства. Микрофон прикладывают к разным точкам грудной клетки над областью сердца. После усиления и фильтрации электрич. колебания поступают на различные каналы регистрации, что позволяет избирательно фиксировать низкие; средние и высокие частоты. Запись ФКГ производят в звукоизолированном помещении при задержке дыхания на выдохе (при необходимости - на высоте вдоха) в положении лёжа, после отдыха исследуемого в течение 5 мин. На ФКГ прямая (изоакустическая) линия отражает сис-толич. и диастолич. паузы. Нормальный 1-й тон (см. рис.) состоит из 3 групп осцилляции: начальной (низкочастотной), обусловленной сокращением мышц желудочков; центральной (большей амплитуды), обусловленной закрытием митрального и трикуспидального клапанов; конечной (малой амплитуды), связанной с открытием клапанов аорты и лёгочной артерии и колебаниями стенок крупных сосудов.

2-й тон состоит из 2 групп осцилляции: первая (большая по амплитуде) обусловлена закрытием аортальных клапанов, вторая связана с закрытием клапанов лёгочной артерии. Нормальные 3-й (связан с мышечными колебаниями при быстром наполнении желудочков) и 4-й (встречается реже, обусловлен сокращением предсердий) тоны определяются преим. у детей и у спортсменов. Характерные изменения ФКГ (ослабление, усиление или расщепление 1-го и 2-го тонов, появление патологических 3-го и 4-го тонов, систолич. и диастолич. шумов) помогают распознавать пороки сердца и нек-рые др. заболевания.

Лит.: Фитилева Л. М., Клиническая фонокардиография, 2 изд., М., 1968 (лит.); Кельман И. М., Электрокардиография н фонокардиография, 2 изд., М., 1974.

ФОНОЛИТ (от греч. phone - звук и lithos - камень; букв.- звенящий камень), эффузивный аналог нефелиновых сиенитов, состоящий из фельдшпато-идов (нефелина и др.), санидина, цветных минералов (щелочного пироксена и амфибола). Часто содержит вкрапленники гаюина илинозеана, иногда - плагиоклаз. Обычна порфировая структура. Ф. обладает пластинчатой отдельностью; отд. пластинки породы при ударе молотка сильно звенят (отсюда назв.). Используются в качестве щебня для мощения дорог и как заполнитель бетона.

ФОНОЛОГИЯ (от греч. phone - звук и ...логия), раздел языкознания, наука о звуковом строе языка, изучающая строение и функционирование мельчайших незначимых единиц языка (слогов, фонем). Ф. отличается от фонетики тем, что в центре её внимания находятся не сами звуки как физич. данность, а та роль (функция), к-рую они выполняют в речи как компоненты более сложных значимых единиц - морфем, слов. Поэтому Ф. иногда называют функцией, фонетикой. Соотношение Ф. и фонетики, по определению Н. С. Трубецкого, сводится к тому, что начало любого фонологич. описания состоит в выявлении смыслоразличит. звуковых противоположений; фонетич. описание принимается в качестве исходного пункта и материальной базы. Осн. единицей Ф. является фонема, осн. объектом исследования - противопоставления (оппозиции) фонем, образующие в совокупности фонологич. систему языка (фонологич. парадигматику). Описание системы фонем предполагает использование терминов различит. признаков (РП), служащих основанием противопоставления фонем. РП формулируются как обобщение артикуляц. и акустич. свойств звуков, реализующих ту или иную фонему (глухость - звонкость, открытость - закрытость и т. п.). Важнейшим понятием Ф. является понятие позиции (см. Позиция фонологическая), к-рое позволяет описать фонологич. синтагматику, т. е. правила реализации фонем в различных условиях их встречаемости в речевой последовательности и, в частности, правила нейтрализации фонемных противопоставлений и позиционной вариативности фонем.

В соответствии с тезисом об уровневой организации языка (см. Уровни языка) в Ф. различаются сегментный (фонемный) и суперсегментный (просодический) уровни; последний имеет свои единицы, параллельные фонемам сегментного уровня - просодемы, тонемы и др.

(см. Суперсегментные единицы языка), к-рые также поддаются описанию в терминах особых РП (напр., признаки регистра и контура при описании тоновых оппозиций). Как сегментные, так и суперсегментные единицы Ф. могут выполнять смыслоразличит. функцию (способствовать опознаванию и различению значимых единиц языка), к-рая является для них основной. Кроме того, Ф. изучает делимитативную (разграничительную) функцию звуковых единиц, состоящую в сигнализации границ слов и морфем в потоке речи, в связи с чем говорят о фонологич. пограничных сигналах (напр., фиксированное ударение в чеш. яз. указывает начало слова; фонемы [h] и [n] в нем. яз. возможны - соответственно - только в начале и в конце слова, при этом они являются показателями его границ). Наконец, третья функция фонологич. единиц, гл. обр. суперсегментных (длительность, высота тона и т. д.),- экспрессивная (выражение эмоцион. состояния говорящего и его отношения к сообщаемому).

Наряду с синхронич. Ф. (см. Синхрония), изучающей фонологич. систему языка в определённый историч. период, существует диахронич. Ф. (см. Диахрония), дающая фонологич. объяснение звуковых изменений в истории языка путём описания процессов фо-нологизации, дефонологизации и рефоно-логизации звуковых различий, т. е., напр., превращения позиционных вариантов одной фонемы в самостоят. фонемы или, наоборот, исчезновения определённой фонемной оппозиции, или же, наконец, смены основания фонемного противопоставления .

В 70-х гг. 20 в. развивается порождающая Ф. как часть общей теории порождающей грамматики (см. Математическая лингвистика). Она строится как система правил расстановки ударений и правил развёртывания абстрактных символов морфем в конкретные звуковые цепочки. В порождающей Ф. центр. единицей становится уже не фонема, а РП, т. к. именно в терминах РП и позиций формулируются все фонологич. правила. Идеи порождающей Ф. применяются как в синхронической, так и в диахронич. Ф.

Ф. как самостоятельная лингвистич. дисциплина в её совр. понимании сложилась в 20-30-е гг. 20 в.; создателями её были Н. С. Трубецкой, Р. Якобсон, С. О. Карцевский, изложившие осн. идеи Ф. на 1-м Междунар. конгрессе лингвистов (Гаага, 1928). Важнейшей вехой в развитии Ф. была книга Трубецкого "Основы фонологии" (1-е нем. изд.- 1939) - первое систематич. изложение задач, принципов и методов Ф. Однако предпосылки к созданию Ф. сложились ещё в кон. 19 в. благодаря трудам нем. учёного И. Винтелера и англ. учёного Г. Суита; существенное общетеоретич. влияние на возникновение Ф. оказали труды Ф. де Соссюра и К. Бюлера. Особенно же велик вклад в подготовку почвы для развития фонологии И. А. Бодуэна де Куртенэ. Его труды впервые дают разработку идеи фонемы и её признаков, хотя с течением времени эта концепция изменялась. На базе исследований Бодуэна де Куртенэ сложились две отечеств. фонологич. школы - ленинградская (Л. В. Щерба, Л. Р. Зиндер, М. И. Матусевич, Л. В. Бондарко и др.) и московская (В. Н. Сидоров, Р. И. Аванесов, П. С. Кузнецов, А. А. Реформатский, А. М. Сухотин, М. В. Панов и др.)- и оригинальная концепция С. И. Берн-штейна. Осн. различие между этими школами состоит в понимании фонемы и степени автономности Ф. по отношению к морфологии (роли морфологич. критерия при определении тождества фонем). В европ. лингвистике проблемы Ф. разрабатывались в трудах членов Пражского лингвистического кружка - главного фонологич. центра в Европе - и Лондонской фонологич. школы (родоначальник - Д. Джонс; с 40-х гг. наз. Лондонской лингвистич. школой); особенно значителен вклад последней в развитие суперсегментной Ф. (труды Дж. Ферса, У. Аллена, Ф. Палмера, Р. Робинса и др.) в 40-60-е гг. 20 в. В меньшей мере Ф. разрабатывалась в рамках копенгагенской лингвистич. школы (см. Глоссематика). На развитие Ф. оказали заметное влияние труды нек-рых учёных, формально не принадлежавших к к.-л. школе, но идейно наиболее близких к концепции Пражского лингвистич. кружка- А. Мартине, Е. Куриловича, Б. Мальмберга, А. Соммерфельта. Значит. развитие Ф. получила в амер. дескриптивной лингвистике (труды Л. Блумфилда, Э. Сепира и их учеников - М. Сваде-ша и У. Тводделла). Важное достижение амер. Ф. (Ч. Хоккет, Г. Глигон, Б. Блок, Дж. Трейджер, К. Пайк и др.) - разработка метода дистрибутивного анализа (см. Дистрибуция).

Лит.: Трубецкой Н. С., Основы фонологии, пер. с нем., М., I960; Мартине А., Принцип экономии в фонетических изменениях (Проблемы диахронической фонологии), пер. с франц., М., 1960; Зиндер Л. Р., Общая фонетика, Л., 1960; Бернштейн

С. И., Основные понятия фонологии, "Вопросы языкознания", 1962, № 5; Якобсон Р., ХаллеМ., Фонология и ее отношение к фонетике, в сб.: Новое в лингвистике, в. 2, М., 1962; Бодуэн де КуртенэИ. А., Избранные труды по общему языкознанию, т. 1 - 2, М., 1963 Основные направления структурализма, М. 1964; Пражский лингвистический кружок Сб. ст., М., 1967; Реформатский А. А. Из истории отечественной фонологии. Очерк Хрестоматия, М., 1970; Щерба Л. В., Языковая система и речевая деятельность, Л., 1974; Martinet A., Phonology as functional phonetics, L., 1949; Hoenigswald H. M., Language change and linguistic reconstruction, Chi., 1960; Jakobson R., Selected writings, v. 1, 's-Gravenhage, 1962; Chomsky N., Halle M., The sound pattern of English, N. Y., 1968; см. также лит. при ст. Фонема, В. А. Виноградов.
ФОТОЭФФЕКТ ВНЕШНИЙ, то же, что фотоэлектронная эмиссия
ФОТОЭФФЕКТ ВНЕШНИЙ, то же, что фотоэлектронная эмиссия.

ФОТОЭФФЕКТ ВНУТРЕННИЙ, перераспределение электронов по энергетическим состояниям в конденсированной среде, происходящее при поглощении электромагнитного излучения. В неме-таллич. телах (полупроводниках и диэлектриках) Ф. в. проявляется в изменении электропроводности (см. Фотопроводимость), диэлектрической проницаемости среды (см. Фотодиэлектрический эффект) или в возникновении на её границах электродвижущей силы (см. Фотоэдс). В металлах из-за их высокой электропроводности Ф. в. неощутим. Ф. в. используется для изучения электрич. свойств веществ и неравновесных электронных процессов в них. Исследование Ф. в. позволяет определять ширину запрещённой зоны веществ, времена жизни электронов проводимости и дырок, механизмы и параметры процессов рекомбинации неравновесных носителей заряда, свойства примесей и др. Ф. в. используется в фотоэлектронных приборах (см. Фоторезистор, Фотоэлемент, Фотодиод, Фототранзистор) и в устройствах для преобразования солнечной энергии в электрическую (см. Солнечная батарея).

Лит.: Рывкин С. М., Фотоэлектрические явления в полупроводниках, М., 1963; Бьюб Р., Фотопроводимость твердых тел, пер. с англ., М., 1962; Фотопроводимость. Сб. ст., пер. с англ., М., 1967.

Т. М. Лифшиц.

ФОТОЯДЕРНЫЕ РЕАКЦИИ, ядерный фотоэффект, поглощение атомными ядрами у-квантов с испусканием протонов р, нейтронов n или более сложных частиц. Наиболее изучены Ф. р. (у, р) и (у, n), известны также реакции (у, d), (у, рn), (у, d) и др. Для вырывания из атомного ядра протона или нейтрона (нуклонов) энергия у-кванта eY должна превышать энергию связи нуклона в ядре. Сумма эффективных поперечных сечений всевозможных Ф. р. называется сечением поглощения у-кванта ядром. Для всех ядер (за исключением очень лёгких) сечение cY при малых и больших энергиях у-кванта мало, а в середине имеется высокий широкий максимум, наз. гигантским резонансом (рис. 1).

Положение гигантского резонанса монотонно уменьшается с ростом массового числа А ядер от 20-25 Мэв в лёгких ядрах до 13 Мэв в тяжёлых. Зависимость энергии Ет, соответствующей вершине резонанса, от А описывается формулой: Em = 34 А-1/6. Ширина резонанса Г~4-8 Мэв; она минимальна у магических ядер- Г (208Рb) = 3,9 Мэв, и максимальна у деформированных ядер - Г (165Но) = = 7 Мэв. В области гигантского резонанса кривая поглощения не является монотонной, а имеет определённую структуру. У деформированных ядер это двугорбая кривая (рис. 2, а). У лёгких и средних ядер и у нек-рых тяжёлых ядер наблюдается неск. максимумов шириной в сотни кэв (рис. 2, б). Распределение фотенейтронов по энергии в области резонанса близко к максвелловскому (см. Максвелла распределение). Вместе с тем есть отклонения: большим оказывается число нейтронов в высокоэнергетич. области спектра. Распределение фотопротонов в большинстве случаев не является максвелловским.

Гигантский резонанс связывают с возбуждением у-квантами собственных колебаний протонов относительно нейтронов(дипольные колебания). Нуклоны могут покидать ядро непосредственно в процессе дипольных колебаний, но могут испускаться и после их затухания. Упорядоченные колебания нуклонов постепенно переходят в весьма сложное "тепловое" движение. В результате образуется возбуждённое составное ядро, из к-рого "испаряются" протоны или нейтроны. Ширина Г гигантского резонанса определяется "временем жизни" дипольных колебаний. При энергии у-квантов, превышающей энергию гигантского резонанса, поглощающие 7-квант нуклоны, как правило, быстро покидают ядро, дипольные колебания не возникают (ядро не успевает "раскачаться") и механизм Ф. р. является "прямым" (см. Прямые ядерные реакции; напр., при eY, >= 70 Мэв механизм поглощения y-квантов становится двухнуклонным). Наряду с дипольными колебаниями в ядре могут возбуждаться квадрупольные, октупольные и др. типы колебаний, но их роль в Ф. р. не существенна. Иногда Ф. р. наз. процессы, в к-рых у-кванты высокой энергии (~1,5*10-8 эв), поглощаясь ядрами или отдельными нуклонами, вызывают рождение пи-мезонов (напр., у + р->n + п-;у + р->p+п°) и др. элементарных частиц.

Лит.: Айзенберг И. М., Грайнер В., Механизмы возбуждения ядра, пер. с англ., М., 1973; Широков Ю. М., Юдин Н. П., Ядерная физика, М., 1972; Левинджер Д ж., Фотоядерные реакции, пер. с англ., М., 1962. Н. П. Юдин.

ФОФАНОВ Аникита Фёдорович (г. рожд. неизв., Псков,- после 1618, Москва), русский печатный мастер. Работал в Москве в 1606-18. Изготовил т. н. никитинский шрифт, интенсивно использовавшийся на протяжении всей 1-й пол. 17 в. Первое известное издание Ф.-"Минея общая" (1609). В годы польской и шведской интервенции Ф. вывез свою "печатную избу" в Нижний Новгород. В 1613 здесь был напечатан т. н. Памятник нижегородской печати, повествующий о событиях нач. 17 в., о "смутном времени". В 1615 в Москве напечатал "Псалтирь", в 1618 -"Октоих".

Лит.: Киселев Н. П., Немировский Е. Л., Книгопечатание в Москве XVII в., в кн.: 400 лет русского книгопечатания, [т. 1], М., 1964.

ФОФАНОВ Константин Михайлович [18 (30). 5. 1862, Петербург,- 17 (30). 5.1911, там же], русский поэт. Обучался в частных пансионах. Выступил в печати в 1881. Первый сб.-"Стихотворения" (1887). Наиболее полно поэтич. своеобразие Ф. выявлено в третьем сб.-"Тени и тайны" (1892). Для поэзии Ф. характерно романтич. противопоставление идеала миру низкой действительности, в изображении к-рой обнаруживаются подчас реалистич. тенденции; уход от трагичности реальной жизни был вызван у Ф. гл. обр. не эстетич., а социальными побужде ниями. Пассивность демократии. позиции, декларативность, штампы, дилетантская неточность слова соседствовали у Ф. с искренностью, живописной выразительностью, тонким психологизмом. Им-прессионистич. приёмы в изображении города, внимание к больным состояниям души делали поэзию Ф. явлением переходным от традиц. форм к модернизму.

Соч.: Стихотворения и поэмы. [Вступ. ст. Г. Цуриковой], М.-Л., 1962.

Лит.: Венгеров С. А., Очерки по истории русской литературы, СПБ, 1907; Брюсов В., Далекие и близкие, М., 1912; Тагер Е. Б., Возникновение модернизма, в кн.: Русская литература конца XIX - начала XX в., М., 1968. Ю. И. Шведова.

ФОФАНОВА Маргарита Васильевна [20.9 (2.10). 1883, с. Зырянка, ныне Соликамского р-на Пермской обл.,- 29.3.1976, Москва], участница росс. революц. движения с 1902. Чл. КПСС с апреля 1917. Род. в семье служащего. Революц. работу вела в Перми, Архангельске, Симферополе, Уфе; с 1910 - в Петербурге, училась на Высших жен. с.-х. курсах. В 1917 деп. Петрогр. совета. На квартире Ф. [Сердобольская ул., д. 1/92, кв. 41 (ныне проспект К. Маркса, д. 106, кв. 20)] нек-рое время после июльских дней 1917 и в октябре партия укрывала В. И. Ленина (с 1938 в квартире - мемориальный музей В. И. Ленина); Ф. была одним из связных между Лениным и ЦК РСДРП(б). После Октябрьской революции 1917 чл. коллегии Нар-комзема, с 1922 на адм.-хоз. работе. С 1934 персональный пенсионер. Делегат 25-го съезда КПСС. Автор воспоминаний о Ленине. Награждена орденом Ленина, орденом Октябрьской Революции и медалями.

Лит.: Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд. (см. Справочный т., ч. 2, с. 481).

ФОХТ Александр Богданови