БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ХРАМОВАЯ МУЗЫКА, культовая музыка.
ЦИНКА СУЛЬФИД, сернистый цинк, ZnS, белый порошок.
ЧЕРСКОГО ХРЕБЕТ, цепи Черского, горная система на С.-В. СССР.
ЧУВАШСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени И. H. Ульянова.
ТАМОЖНЯ (от тамга), гос. учреждение, контролирующее провоз грузов.
ШТЕТТИНСКИЙ МИР 1570, между Швецией и Данией.
ЭКСПОНОМЕТРИЯ, раздел фотографии, в к-ром определяют условия экспонирования.
ЭССЕ (франц. essai - попытка, проба, очерк, от лат. exagium - взвешивание), прозаич. сочинение.
ТЕАТР ТЕНЕЙ, вид театр, зрелища.
ЕККЕ, текийе, завие (тур. tekke, zaviye), обитель мусульм. дервишей в Турции.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

2197031823552198549321директивно утверждаемый показатель (в абс. сумме или в виде норматива на рубль продукции, выполняемых работ, услуг). Пятилетние планы по Ф. з. п. утверждаются предприятиям по годам пятилетки.

В отраслях материального произ-ва плановый Ф. з. п. представляет собой сумму ден. средств, необходимых для оплаты труда в процессе выполнения производств. задания за соответств. период времени (месяц, квартал, год). Раздельно рассчитываются Ф. з. п. про-мышленно-производственного и непромышленного персонала по категориям работников. Ф. з. п. планируется в абс. выражении и в процентах к базисному периоду, исходя из трудоёмкости производств. программы, рассчитанной на основе нормативов, потребности в основных и вспомогат. рабочих соответств. профессий и квалификации; действующих форм заработной платы и систем оплаты труда, тарифных ставок, сдельных расценок и норм обслуживания; окладов и штатных расписаний ИТР, служащих и обслуживающего персонала; премиальных положений, а также действующих законодат. актов по регулированию труда и заработной платы. Осн. часть заработной платы (70-90% ) регулируется тарифной системой. Ф. з. п. определяется как произведение планируемой средней заработной платы на численность соответств. категорий работников, а в нек-рых отраслях - по утверждаемым нормативам на единицу объёма работ (рубль продукции). При планировании и анализе фактич. уровня средней заработной платы учитываются премии и единовременные вознаграждения, выплачиваемые из фонда материального поощрения. Как правило, темпы роста производительности труда на предприятиях должны опережать темпы роста средней заработной платы с учётом выплат из фонда материального поощрения. При перевыполнении производств. программы средства на выплату заработной платы сверх утверждённого фонда выдаются Госбанком СССР в соответствии с действующими нормативами, на каждый процент перевыполнения планового задания в зависимости от трудоёмкости произ-ва и структуры Ф. з. п. При этом корректируется не весь Ф. з. п., а только фонд промышленно-производств. персонала. В непроизводственной сфере Ф. з. п. определяется по-разному: в торговле - в процентах к товарообороту с учётом роста производительности труда работников; в органах управления и в бюджетных учреждениях - по штатному расписанию с учётом норм обслуживания (см. Нормирование труда) путём умножения должностных окладов на число штатных единиц (ставок).

В общий Ф. з. п. включается также Ф. з. п. несписочного (нештатного) состава. За счёт него оплачивается труд работников, привлекаемых для выполнения временных и случайных работ, оплата к-рых не предусмотрена по Ф. з. п. списочного состава и к-рые не входят в обязанности штатных работников. Расходование средств из этого фонда осуществляется в соответствии с теми же нормами и расценками, что и для работников списочного состава. Ф. з. п. работников нештатного состава определяется на основе данных об ожидаемом в плановом периоде объёме соответствующих видов работ с учётом фактического расходования средств в базисном периоде.

Размер Ф. з. п. тесно связан со всеми показателями нар.-хоз. плана и прежде всего с планами произ-ва товаров нар. потребления, платных услуг и товарооборота, кассовым планом Госбанка СССР, планом ден. обращения, балансом денежных доходов и расходов населения.

Ф. з. п. существенно влияет на показатели себестоимости продукции, рентабельность, финанс. состояние предприятий и отраслей. Поэтому очень важен контроль за его расходованием, к-рый осуществляется органами управления соответств. отраслей, финанс. органами, а также Госбанком СССР. Научно обоснованное определение размера Ф. з. п., его экономное расходование - важное условие роста обществ. произ-ва и повышения благосостояния трудящихся.

Лит.: Методические указания к разработке государственных планов развития народного хозяйства СССР, М., 1974; Труд и заработная плата в СССР. Сб. ст., 2 изд., М., 1974; Экономика труда в промышленности, М., 1970; Маслова Н. С., Вопросы экономической эффективности новой системы материального стимулирования в промышленности СССР, М., 1971; Гурьянов С. X., Костин Л. А., Труд и заработная плата на предприятии, 2 изд., М., 1973.

Б. Е. Пеньков.

ФОНД МАТЕРИАЛЬНОГО ПООЩРЕНИЯ в СССР, один из фондов экономического стимулирования; предназначен для премирования работников предприятий (объединений) и организаций пром-сти и др. отраслей нар. х-ва, а также для оказания им материальной помощи. Источник образования Ф. м. п.- прибыль предприятий (объединений). Кроме того, в нём учитываются суммы премий, выплачиваемые рабочим по фонду заработной платы. В пром-сти сумма Ф. м. п. исчисляется по стабильным нормативам отчислений от прибыли, устанавливаемым за каждый процент (пункт) роста (снижения): объёма реализации (или произ-ва) продукции, уровня общей рентабельности, производительности труда, удельного веса продукции высшей категории качества в общем её выпуске. Эти нормативы устанавливают в процентах к плановой сумме Ф. м. п. в году, предшествующем пятилетке. Система образования Ф. м. п. стимулирует принятие и выполнение предприятиями (объединениями) напряжённых планов, а также дополнительных (встречных) плановых обязательств сверх годовых планов, конкретизирующих пятилетние плановые задания.

Из Ф. м. п. осуществляется премирование рабочих, инженерно-технич. работников, служащих и др. категорий трудящихся за выполнение и перевыполнение производств. планов по выпуску и реализации продукции, рост производительности труда, применение технически обоснованных норм выработки, повышение качества выпускаемой продукции, экономию сырья, материалов и инструментов и т. п. Из Ф.м.п. осуществляется текущее (чаще всего квартальное) премирование в соответствии с установленными премиальными системами; единовременное поощрение работников, отличившихся при выполнении особо важных производств. заданий; выплачиваются премии по итогам внутризаводского социалистич. соревнования, за общие результаты работы по итогам года, производится оказание единоврем. помощи. Вознаграждения по итогам года дифференцируются в зависимости от стажа работы на данном предприятии.

Между ростом производительности труда и средней заработной платы, в состав к-рой входят суммы Ф. м. п., должно быть правильное соотношение. В случае, если рост средней заработной платы опережает рост производительности труда, соответствующая часть Ф. м. п. зачисляется в резерв для использования её в следующем году в целях стимулирования роста производительности труда и эффективности произ-ва или направляется в текущем году в фонд социально-культурных мероприятий и жилищного строительства.

Мин-ва (ведомства) в пределах утверждённых для них сумм устанавливают предприятиям (объединениям) плановые размеры Ф. м. п. на пятилетний период с разбивкой по годам и образуют центра-лизов. резервы в размере до 10% общей суммы фонда. Преимущества создаются тем предприятиям, к-рые лучше используют основные и оборотные фонды, быстрее осваивают новую технику, достигают более высоких темпов роста производительности труда и качества продукции. Изменение Ф. м. п., утверждённого в пятилетнем плане, может производиться при уточнении годовых планов в зависимости от увеличения (уменьшения) фондообразующих показателей по сравнению с заданиями пятилетнего плана на соответствующий год.

Тщательное экономич. обоснование системы образования и использования Ф. м. п. играет важную роль в общей системе материального и морального стимулирования.

Лит.: Шкурко С. И., Материальное стимулирование в новых условиях хозяйствования, М., 1970; Морейнис Я. И., Фонды экономического стимулирования в промышленности, М., 1974; Милюков А. И., Поощрительные фонды на предприятии (Проблемы образования и использования), М., 1974. Б. Е. Пеньков.

ФОНД МИРА в СССР. Начал складываться в 60-х гг. из средств, передаваемых трудящимися для поддержки борьбы за мир, нац. освобождение народов, против империалистич. политики войны. Был образован 27 апр. 1961. Учредители: Советский к-т защиты мира, Союз советских обществ дружбы и культурной связи с зарубежными странами, Советский к-т солидарности стран Азии и Африки, К-т молодёжных орг-ций СССР, К-т советских женщин, Советский к-т ветеранов войны, Ассоциация содействия ООН в СССР, Исполком Союза обществ Красного Креста и Красного Полумесяца СССР. В 1963 был принят устав. Пред. Правления Ф. м.- Б. Н. Полевой. В работе Ф. м. участвуют коллективы трудящихся; на предприятиях, в колхозах и совхозах, учреждениях, научных и учебных заведениях, в творческих союзах, кооп. орг-циях и жилищно-эксплуатационных конторах созданы комиссии содействия фонду. Средства Ф. м. идут на помощь народам, выступающим за мир, против империализма, за свободу, независимость и социальный прогресс. Помощь, оказываемая Фондом мира, тесно связана с др. мероприятиями сов. обществ. орг-ций по поддержке нац.-освободительной, антиимпериалистич. борьбы народов.

ФОНД НАКОПЛЕНИЯ, часть национального дохода, используемая на расширение процесса воспроизводства: прирост осн. фондов, материальных оборотных средств и резервов. Источником Ф. н. является прибавочный продукт. Материально Ф. н. реализуется в приросте национального богатства. По нату-рально-веществ. содержанию Ф. н. представляет собой: средства произ-ва (здания, сооружения, машины, оборудование, материалы, сырьё, топливо), используемые на производств. накопление; предметы потребительского назначения, обеспечивающие прирост осн. фондов в непроизводств. сфере (жильё, школы, больницы, стадионы) и накопление запасов жизненных средств, необходимых для обеспечения потребления вновь вовлекаемых в произ-во работников; прирост резервных и страховых фондов, состоящих из средств произ-ва и предметов потребления, предназначенных для предотвращения перебоев процесса воспроиз-ва. При капитализме Ф. н. выступает источником накопления капитала и служит материальной основой расширения капиталистич. форм и методов эксплуатации, трудящихся. В условиях социалистич. экономики Ф. н. является базой роста и совершенствования произ-ва, укрепления и развития социалистич. производств. отношений. По стоимостной форме ок. 60% Ф. н. в СССР реализуется в приросте основных производств. и непроизводств. фондов посредством капитальных вложений. Объём капитальных вложений (включая восстановление изношенной части фондов) в 9-й пятилетке (1971-75) составил 500 млрд. руб. Прирост материальных оборотных средств осуществляется за счёт чистого дохода предприятий, бюджетных и кредитных ресурсов, увеличение резервов и запасов - в основном за счёт средств гос. бюджета, а также чистого дохода кооперативных х-в и личных доходов населения (постройка жилого дома, выращивание скота и т. д.).

Ф. н. в нац. доходе СССР составляет ок. 1/4. В условиях социализма достигается оптимальное сочетание высоких норм накопления с высокими темпами роста фонда потребления. См. также статьи Социалистическое накопление, Социалистического накопления закон.

П. В. Талъмина.

ФОНД ОБОРОНЫ в СССР, денежные средства и материальные ценности, добровольно собиравшиеся населением СССР в годы Великой Отечеств. войны 1941-45 для нужд фронта. Движение за создание Ф. о. зародилось стихийно, в нём участвовали все народы Сов. Союза. Оно получило поддержку ЦК Коммунистич. партии и местных парт. органов. Рабочие мн. предприятий отчисляли в Ф. о. ежемесячно однодневный заработок, колхозники засевали сверхплановые "гектары обороны", устраивались воскресники. С дек. 1942 начался массовый взнос средств в фонд Красной Армии на строительство танк. колонн, авиаэскадрилей и др. боевой техники. Для сбора средств были созданы спец. комиссии. Сведения о поступлениях в Ф. о. систематически публиковались в печати. В Ф. о. и фонд Красной Армии поступило св. 16 млрд. руб., 13 кг платины, 131 кг золота, 9519 кг серебра, на 1,8 млрд. руб. драгоценностей, св. 4,5 млрд. руб. облигаций гос. займов, св. 0,5 млрд. руб. вкладов в сберегат. кассы (в ценах 1941). На эти средства было построено св. 2,5 тыс. боевых самолётов, неск. тысяч танков, 8 подводных лодок, 16 различных воен. катеров и мн. др.

Лит.: Синицын А. М., Всенародная помощь фронту, в кн.: Советский тыл в Великой Отечественной войне, кн. 1, М., 1974, с. 182-89; Народное хозяйство СССР в годы Великой Отечественной войны (июнь 1941 - май 1945 гг.). Библиографич. указатель, М., 1971, с. 20-24. Н. А. Петрова.

ФОНД ОСВОЕНИЯ НОВОЙ ТЕХНИКИ в СССР, отраслевой централизованный фонд финанс. ресурсов; предназначен для покрытия дополнит. затрат в процессе освоения новой техники, технологии и новых видов продукции, а также повышения качества выпускаемых изделий; важный рычаг ускорения научно-технич. прогресса.

Ф. о. н. т. создаётся в мин-вах (ведомствах), пром. объединениях. Источником служат отчисления, включаемые в себестоимость продукции предприятий данной отрасли. Размер фонда зависит от объёма планируемых затрат по подготовке и освоению произ-ва новых видов продукции и новой технологии, устанавливается в процентах к плановой производств. себестоимости товарной продукции. Предприятия машиностроения и металлообработки, напр., отчисляют средства в размере от 1,5% доЗ% плановой себестоимости, чёрной металлургии - 0,3%, нефтехимич. и нефтеперерабатывающей пром-сти - 1% и т. п. Ф. о. н. т. создаётся также в капитальном стр-ве. Отчисления производятся строительно-монтажными трестами - от 0,2% до 0,3% к сметной стоимости работ, выполняемых собственными силами, и включаются в накладные расходы строит. орг-ций.

Размеры дифференцированных по отраслям отчислений в фонд определяет Госплан СССР совместно с Мин-вом финансов и Гос. к-том по науке и технике, а утверждает Сов. Мин. СССР. При этом учитывается специфика развития и значение отрасли. Средства, отчисляемые предприятиями и орг-циями в Ф. о. н. т., предусматриваются в планах по себестоимости продукции (работ). Мин-ва (ведомства) утверждают каждому предприятию (объединению) норматив и сумму отчислений, а если предприятию выделяются средства,- размер ассигнований.

Из Ф. о. н. т. финансируют: затраты по проектированию и подготовке произ-ва новых, технически более совершенных изделий, разработке новейших тех-нологич. процессов, созданию инструментальной оснастки, изготовлению и испытанию первых образцов и т. п.; расходы на премирование работников за создание и внедрение новой техники с целью стимулирования выпуска технически более совершенных изделий; еди-новрем. затраты, связанные с повышением качества, долговечности и надёжности продукции, а также повыш. затраты первого года, а в отд. случаях - второго года массового произ-ва новых видов изделий. Средства фонда имеют строго целевое назначение. Финансирование затрат осуществляется по каждому виду новой продукции или технологич. процессу в соответствии со сметами расходов, утверждаемых предприятиям вышестоящими орг-циями. Сумма перерасхода предприятию не компенсируется, а неиспользованный остаток возвращается в централизов. фонд или, с разрешения вышестоящей орг-ции, может быть направлен на освоение производства др. изделий.

Стимулирование внедрения новой техники, технологии и повышения качества продукции постоянно совершенствуется. В ряде отраслей пром-сти за счёт прибылей создаётся единый фонд развития науки и техники. Из него осуществляется финансирование затрат на н.-и., опытно-конструкторские, технологич. и др. работы по новой технике, повышению качества и освоению новых видов продукции.

В зарубежных социалистич. странах затраты, связанные с внедрением новой техники и повышением качества продукции, финансируют из фондов технич. развития. Они создаются на предприятиях и используются также для финансирования н.-и. работ. Источник образования этих фондов- начисления на себестоимость продукции, а в нек-рых странах (напр., в ЧССР) - прибыль. Осн. часть средств концентрируется, как правило, в объединениях и комбинатах, на к-рые возлагается ответственность за технич. развитие.

Лит.: Гаретовский Н. В., Финансовые методы стимулирования интенсификации производства, М., 1972; Литуновская М. К., Финансово-кредитные источники научно-технического процесса. М., 1973; Бутаков Д. Д., Финансовые проблемы хозяйственных реформ в странах - членах СЭВ, М., 1973; Маргулис Ю. Я., Финансирование изобретательства и рационализации, М., 1975. Б. Е. Пеньков.

ФОНД ПОТРЕБЛЕНИЯ, часть национального дохода, используемая для индивидуального и общественного (непроизводственного) потребления. Источником создания Ф. п. являются необходимый продукт и часть прибавочного продукта. По натурально-веществ. содержанию Ф. п. воплощается в предметах потребления. В СССР Ф. п. составляет ок. 3/4 нац. дохода. В 1975 личное потребление составило более 86,9% Ф. п., материальные затраты в учреждениях, обслуживающих население, 9,1%, научных и управленческих - 4% . По способу образования и использования Ф. п. делится на фонд оплаты по труду работников материального произ-ва, общественные фонды потребления и фонд содержания аппарата управления. В период развёрнутого строительства коммунизма в СССР неуклонно растёт оплата по труду при стабильных розничных ценах и снижении цен на товары по мере накопления товарных ресурсов, а также в результате постепенной отмены налогов; опережающими темпами возрастают выплаты и льготы из обществ. фондов потребления. За 1965-75 Ф. п. увеличился в 1,9 раза и составил 266,6 млрд. руб. в 1975, обществ. фонды потребления возросли до 90 млрд. руб. в 1975, или более чем в 2 раза. Увеличение Ф. п.- материальная основа высоких и устойчивых темпов роста реальных доходов населения. По сравнению с довоен. уровнем (1940) в расчёте на душу населения в 1975 они возросли в 4,9 раза, за 9-ю пятилетку (1971-75) - на 24%. В зарубежных социалистич. странах Ф. п. в использованном нац. доходе в 1975 составил (в% ): в НРБ 67,5, в ВНР 70,3, в ГДР 78,1, в МНР 62,4, в ПНР 62,8, в ЧССР 70,7. В капиталистич. странах долянац. дохода, идущая на потребление трудящихся, систематически уменьшается, возрастает та его часть, которая идёт на потребление эксплуататорских классов, содержание гос. аппарата, воен. расходы и т. д.

Лит.: Макарова М. Ф., Общественное производство и народное потребление при социализме, М., 1973; Мочалов Б. М., Потребности развитого социалистического общества, М., 1975; Пропорции воспроизводства в период развитого социализма, под ред. А. И. Ноткина, М., 1976. П. В. Тальмина.

ФОНД ПРЕДПРИЯТИЯ в СССР, целевой фонд финанс. ресурсов, к-рый создавался на хозрасчётных предприятиях для повышения материальной заинтересованности работников в результатах труда. Введён в авг. 1955.

Ф. п. образовывался по нормативам от 1 до 6% плановой и 30-60% сверхплановой прибыли, дифференцированным в зависимости от уровня рентабельности. Расходовался по согласованию с фаб.-зав. к-том профсоюза след. образом: до 40% - на улучшение культурно-бытового обслуживания работников, индивидуальное премирование, приобретение путёвок для трудящихся в дома отдыха и санатории, а также оказание единоврем. помощи; не менее 20% - на расширение произ-ва, внедрение новой техники и модернизацию оборудования; не менее 40% - на жилищное и культурно-бытовое стр-во и на ремонт жилого фонда.

По мере перевода предприятий на новую систему планирования и экономич. стимулирования Ф. п. заменялся системой трёх целевых фондов экономического стимулирования: фондом материального поощрения; фондом социально-культурных мероприятий и жилищного строительства и фондом развития производства. Б. Е. Пеньков.

ФОНД РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ, планируемое время работы одного рабочего в течение определённого календарного периода (года, квартала, месяца). Рассчитывается для определения необходимой численности рабочих, а также для выявления показателей использования трудовых ресурсов на действующих предприятиях. В качестве единиц измерения принимаются человеко-час, человеко-день.

Номинальный (максимально возможный или табельный) годовой фонд времени работы одного рабочего определяется вычитанием из полного календарного фонда времени за год нерабочих (выходных и праздничных) дней и часов. Он представляет собой максимально возможное время, в течение к-рого могла бы производиться работа при установленном режиме, если бы не было никаких потерь рабочего времени. Для установления необходимой численности рабочих при планировании произ-ва и проектировании предприятий рассчитывается полезный или действит. Ф. р. в., получаемый вычитанием из номинального Ф. р. в. планируемых неявок рабочих и внутрисменных сокращений рабочего дня. Сопоставление отчётного баланса рабочего времени действующих цехов с плановым Ф. р. в. позволяет определять уровень использования трудовых ресурсов на предприятии. Б. Ф. Никонов.

ФОНД РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОДСТВА в СССР, один из фондов экономического стимулирования; предназначается для финансирования капитальных вложений на внедрение новейших достижений науки и техники в произ-во, расширение, совершенствование произ-ва и повышение его эффективности; важный внутрихозяйств. источник финансирования нецентрализованных капитальных вложений предприятий (объединений) в обновление основных фондов с целью снижения себестоимости и повышения качества продукции, улучшения организации труда и роста его производительности. Из Ф. р. п. предприятия могут погашать ссуды банка, полученные на тех-нич. оснащение и совершенствование произ-ва, а также на увеличение выпуска и повышение качества товаров нар. потребления.

Ф. р. п. образуется за счёт отчислений из прибыли, части амортизац. отчислений, предназначенных для полного восстановления осн. фондов и выручки от реализации выбывшего или излишнего имущества. Нормативы (проценты) отчислений в Ф. р. п. по группам предприятий или отраслям утверждаются мин-вам (ведомствам) на пятилетку с разбивкой по годам. По предприятиям (объединениям) вышестоящие органы устанавливают дифференциров. нормативы в зависимости от удельного веса машин и оборудования в осн. фондах и их технич. состояния. В вышестоящих органах может создаваться резерв в размере до 10% сумм фонда, направляемый на общеотраслевые цели.

Особое значение приобретает Ф. р. п. в связи с созданием производственных объединений, в к-рых централизация его сумм позволяет систематически осуществлять комплексные мероприятия по технич. совершенствованию и повышению эффективности произ-ва.

Ф. р. п. расходуется по смете, утверждаемой руководителем предприятия и профсоюзной орг-цией. Б. Е. Пеньков.

ФОНД СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ И ЖИЛИЩНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА в СССР, один из фондов экономического стимулирования; создаётся на предприятиях (объединениях), в орг-циях за счёт отчислений из прибыли с целью стимулирования заинтересованности производственных коллективов в повышении эффективности произ-ва. Размер фонда зависит от уровня планируемых и фактически достигнутых производств. показателей. Плановую (а также фактическую) величину фонда по мин-ву (ведомству) в целом по предприятиям (объединениям) в пятилетнем и годовых планах определяют на основе установленных нормативов в процентах к соответств. сумме фонда материального поощрения.

Средства фонда используются прежде всего на удовлетворение первоочередных социально-бытовых нужд производств. коллектива: не менее 60% направляется на строительство и ремонт жилых домов, детских дошкольных учреждений, профилакториев, столовых, до