БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ХРАМОВАЯ МУЗЫКА, культовая музыка.
ЦИНКА СУЛЬФИД, сернистый цинк, ZnS, белый порошок.
ЧЕРСКОГО ХРЕБЕТ, цепи Черского, горная система на С.-В. СССР.
ЧУВАШСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени И. H. Ульянова.
ТАМОЖНЯ (от тамга), гос. учреждение, контролирующее провоз грузов.
ШТЕТТИНСКИЙ МИР 1570, между Швецией и Данией.
ЭКСПОНОМЕТРИЯ, раздел фотографии, в к-ром определяют условия экспонирования.
ЭССЕ (франц. essai - попытка, проба, очерк, от лат. exagium - взвешивание), прозаич. сочинение.
ТЕАТР ТЕНЕЙ, вид театр, зрелища.
ЕККЕ, текийе, завие (тур. tekke, zaviye), обитель мусульм. дервишей в Турции.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

2197031823552198549321мс, 1918; сов. ботаник Л. Г. Рамен-ский, 1924). Последнее назв. получило распространение в СССР и нек-рых странах Европы; в др. странах используются термины фитосоциология и экология растений.

В задачи Ф. входит изучение флористического, экобиоморфного (см. Эко-биоморфа) и ценопопуляционного состава фитоценозов, взаимоотношений между растениями, структуры, экологии, динамики, распространения, классификации и истории возникновения фитоценозов. Развитие Ф. шло в неск. направлениях. Основоположником географич. направления был А. Гумбольдт, установивший в нач. 19 в. осн. закономерности распределения растительности в зависимости от климата; результаты исследований Гумбольдта и его последователей обобщил нем. географ растений А. Гризебах, опубликовавший в 1872 "Растительность Земного шара согласно климатическому её распределению" (рус. перевод 1874- 1877). На развитие этого направления большое влияние оказали работы В. В. Докучаева. Исследования сов. геоботаников Г. Н. Высоцкого, А. Я. Гор-дягина, Б. А. Келлера и др. шли в направлении изучения растительности с учетом почвенных условий. На экологизацию изучения растительности в значит. мере оказал влияние "Учебник экологической географии растений" дат. ботаника Й. Варминга (рус. перевод в 1901 и 1902).

В 19 в. был накоплен значит. материал о структуре (ярусности, мозанчности) фитоценозов (австр. ботаники Й. Лоренц, 1858, и А. Кернер, 1863; финл. ботаник Р. Хульт, 1881, и др.) и начато изучение сукцессии, учение о к-рых особенно развивалось в США (Ф. Клементе). В 20 в. после 3-го Международного ботанического конгресса (1910), на к-ром за элементарную таксономическую единицу приняли ассоциацию, сформировались школы, различавшиеся по методам изучения фитоценозов и выделения ассоциаций. Господствовало представление о сложении растит. покрова из дискретных, хорошо отграниченных друг от друга единиц. Возникло также представление о непрерывности растит. покрова, об отсутствии резких границ между фито-ценозами (если условия произрастания изменяются постепенно). Учение о непрерывности растит. покрова и связанное с ним представление об экологич. индивидуальности видов растений обосновали независимо друг от друга

Раменский (1910, 1924), амер. учёный Г. Глизон (1926), итальянец Г. Негри (1914), франц. учёный Ф. Ленобль (1926). Это направление сначала не получило признания, но начиная с 40-х гг. начало успешно развиваться в США (Дж. Кёртис, Р. Уиттекер и др.), а затем и в др. странах. Сторонники непрерывности растит. покрова обосновали методы ординации - выделения типов фитоценозов на основе их размещения в системе координат, характеризующих изменение определённых условий среды (увлажнения, плодородия почвы и др.). Ординацию успешно используют и сторонники дискретности фитоценозов, напр. В. Н. Сукачёв, к-рый распределил выделенные им группы ассоциаций лесов в эколого-фитоценотич. ряды.

Экологические исследования растительности нашей планеты обобщены в монографии Г. Вальтера "Растительность Земного шара. Эколого-физиологическая характеристика" (рус. перевод 1968- 1975). В СССР, а затем в США возникло представление о возможности использования растительности как индикатора условий произрастания растений (Б. Келлер, 1912, Ф. Клементс, 1920). Впоследствии были разработаны методы составления экологических шкал и использования их для индикации среды по составу растительности (Раменский, 1938; Раменский и др., 1956; Г. Элленберг, 1950, 1952, 1974, и др.). Оказалось также возможным использование растительности как индикатора при геологич. и гидрогеологич. исследованиях (сов. ботаник С. В. Викторов и др.).

Биологическое направление изучения фитоценозов обосновал швейц. ботаник О. П. Декандоль (1820, 1832). Оно получило развитие после опубликования Ч. Дарвином "Происхождения видов" (1859). Последователи Декандоля и Дарвина считали, что состав, структура и изменение растительных сообществ определяются не только климатом и почвенными условиями, ной взаимоотношениями между растениями. В 70-80-х гг. 19 в. это направление получило развитие в работах рус. учёных Н. Ф. Леваковского и С. И. Коржинского, а затем (в 20 в.) в работах Г. Ф. Морозова и В. Н. Сукачёва. Для изучения взаимоотношений растений в фитоценозах В. Н. Сукачёв и А. П. Шенников использовали эксперимент; т. о. возникла экспериментальная Ф.

С 40-х гг. 20 в. на основе представления Сукачёва и англ. ботаника А. Тенсли о биогеоценозах (экосистемах) возникло новое направление в изучении фитоценозов как компонентов более сложных биокосных систем. Стали развиваться стационарные комплексные (с участием, помимо ботаников, зоологов, микробиологов, почвоведов, климатологов) исследования, в к-рых изучали кол-во продуцируемого фитоценозом органич. вещества и энергии (первичную продукцию), роль фитоценозов в потоках энергии и превращении веществ., консорции, взаимоотношения автотрофных растений друг с другом и с гетеротрофными организмами и др. В результате этих исследований выявляют видовой состав фитоценозов (включая сосудистые растения, мхи, лишайники, водоросли, грибы, бактерии и актиномицеты), состав ценопопуляций, структуру, динамику, в т. ч. изменения, вызванные деятельностью человека, выясняют условия, обеспечивающие максимальную продукцию фитоценозов, включая создание искусственных высокопродуктивных фитоценозов. В Ф. всё шире применяются математические методы, в т. ч. математическое моделирование, возникло статистико-математиче-ское изучение фитоценозов.

Большой вклад в развитие Ф. внесли сов. ботаники. Они изучали растительность одной шестой части территории Земли, разработали теоретич. проблемы и методы изучения фитоценозов: В. Н. Сукачёв, Г. Ф. Морозов и А. Каяндер - в лесной Ф., Б. Н. Городков, В. Б. Со-чава, В. Н. Андреев, Б. А. Тихомиров - растительности тундр, Л. Г. Раменский и А. П. Шенников - лугов, В. В. Алёхин, Е. М. Лавренко - степей и т. п.

Ф.- теоретическая основа охраны, правильного использования и повышения продуктивности природных и созданных человеком фитоценозов. Результаты фитоценологич. исследований используются для планирования и рационального использования лесных, кормовых и прочих угодий, в геологич. и гидрогеологич. исследованиях и др.

Исследования по Ф. ведут во многих странах в ботанических, экологических, географических, а также специализированных научных учреждениях, в соответствующих вузах. Проблемы Ф. освещаются в ботанических, экологических и общебиологических журналах: в СССР - в "Ботаническом журнале" (с 1916), "Бюллетене Московского общества испытателей природы. Отдел биологический" (с 1829), "Экология" (с 1970), "Лесоведение" (с 1967) и "Журнал общей биологии" (с 1940), а за рубежом - "Journal of Ecology" (L.- Camb., с 1913), "Ecology" (N. Y., с 1920), "Ecological Monographs" (c 1931), "Vegetatio" (The Hague, с 1948), "Folia geobotanica et phytotaxonomica" (Prague, с 1966), "Phytocoenologia" (В., с 1973). В СССР также издаётся серия трудов БИН АН СССР, посвящённая Ф.,- "Геоботаника" (с 1932), "Геоботаническое картирование" (под ред. В. Б. Сочавы, с 1963).

Лит.: Шенников А. П., Географический и биологический методы в геоботанике, "Ботанический журнал", 1948, т. 33, № 1; его же, Введение в геоботанику, Л., 1964; Быков Б. А., Геоботаника, 2 изд., А.-А., 1957; Ярешенко П. Д., Геоботаника, М.- Л., 1961; Александрова В. Д., Классификация растительности, Л., 1969; Лавренко Е. М., Основные закономерности растительных сообществ и пути их изучения, в кн.: Полевая геоботаника, т. 1, М.- Л., 1959; Раменский Л. Г., Проблемы и методы изучения растительного покрова. Избр. работы, Л., 1971; Воронов А. Г., Геоботаника, 2 изд., М., 1973; Сукачев В. Н., Избр. труды, т. 1, 3, Л., 1972-75; Трасс X. X., Геоботаника. История и современные тенденции развития, Л., 1975; Whittaker R. Н., Classification of natural communities, "The Botanical Review", 1962, v. 28, № 1; Braun-Blanquet J., Pflanzensozio-logie, 3 Aufl., W.- N. Y., 1964; Daubenmire R., Plant communities, N. Y., 1968; Kershaw K. A., Quantitative and dynamic plant ecology, 2 ed., [L.], 1974; Mue1ler-Dombois

D., Ellenberg H., Aims and methods of vegetation ecology, N. Y., 1974; Handbook of vegetation science, ed. R. Tuxen, pt 5, 6, 8, The Hague, 1973- 1974; Whittaker R. H., Communities and ecosystems, 2 ed., N. Y.- L., 1975.

Т. А. Работное.

ФИТОЦЕНОТИПЫ, группы видов растений, имеющие различное значение в определении свойств растительных сообществ - фитоценозов. Сначала различали 2 осн. группы видов: преобладающие в фитоценозе, определяющие в основном его свойства (наз. организующими видами, превалидами, компонентами), и второстепенные (случайные, ингредиенты). В. Н. Сукачёв (1928) различал: виды растений - эдифика-торы, создатели, строители растит. сообществ, в т. ч. сообществ, формирующихся без участия человека (автохтонные), и определяющие свойства сообществ, в основном при нарушении их человеком или животными (дигрессивные); ассектаторы, участвующие в построении сообществ и мало влияющие на создание фитосреды; они также подразделяются на автохтонные и адвентивные, т. е. случайно попавшие в сообщество. Л. Г. Раменский строил свою классификацию с учётом различий в приспособлениях растений к совместноному

произрастанию их в фитоценозе. В дальнейшем в более детальных классификациях определились 2 подхода, основанные на положении вида в конкретных фитоценозах и способности вида в целом принимать участие в формировании фитоценозов. В последнем случае под Ф. понимаются группы видов растений со сходным изменением их значения в фитоценозе в зависимости от условий произрастания и особенностей их жизненного цикла.

Лит. см. при ст. Фитоценология.

Т. А. Работное.

ФИТОЦЕЦИДИИ, галлы, вызываемые паразитич. грибами и бактериями и имеющие морфологич. сходство с плодами.

ФИТТИГ (Fittig) Рудольф (6.12.1835, Гамбург,- 19.11.1910, Страсбург), немецкий химик-органик. В 1858 окончил Гёттингенский ун-т. Проф. Тюбингенского (с 1870) и Страсбургского (1876- 1902) ун-тов. Осн. труды по изучению строения и синтезу ароматич. углеводородов; в 1864 предложил способ получения жирно-ароматич. углеводородов, распространив на них Вюрца реакцию. Исследовал фенантрен, флуорантен, лак-тоны; занимался вопросами стереохимии.

Лит.: Fichter F., Rudolph Fittig, "Berichte der Deutschen chemischen Gesell-schaft", В., 1911, Bd 2, S. 1339-1401.

ФИТЧБЕРГ (Fitchburg), город на С.-В. США, в Новой Англии, в шт. Массачусетс. 41 тыс. жит. (1975, с пригородами 100 тыс. жит.). Маш.-строит., металлообр., текст., бум., мебельная пром-сть.

ФИУМЕ (Fiume), итал. название г. Риека в Югославии.

ФИФА (Federation Internationale de Football Association - FIFA), междунар. федерация футбола. Осн. в 1904 в Париже. Штаб-квартира (1976) в Цюрихе (Швейцария). В 1977 объединяла св. 140 нац. федераций. Федерация футбола СССР - член ФИФА с 1946.

ФИФИ (Tringa glareola), птица сем. ржанковых подотряда куликов. Дл. тела 20-25 см. Оперение пёстрое - чёрное с белым. Гнездится Ф. в лесотундре и лесной зоне Европы и Азии, зимует в Африке, Юж. Азии и Австралии. Селится на заболоченных берегах рек н озёр. Гнёзда на земле или на деревьях в старых гнёздах др. птиц. В кладке 4 яйца. Питается насекомыми, пауками, червями и мелкими моллюсками.

ФИХРИСТ (перс.- опись, индекс), в араб. и перс. филологии - жанр биоби-блиографич. характера. Название ему дал труд багдадского книготорговца Ибн ан-Надима, законченный в 988; он разбит на 10 глав, ставших каноническими для построения последующих работ, и является важным источником по истории араб. ср.-век. лит-ры. Ф. как науч. соч. включает материал по философии, филологии, теологии, праву, алхимии, истории, генеалогии, а также предания, легенды, поэтич. образцы. Арабизованный вариант Ф.- фахраса - обозначение биографич. жанра, снабжённого списками-каталогами ("Фахраса" Абу Бакра ибн Хайра, 12 в.). Из более поздних Ф. известен труд тур. учёного 17 в. Кятиба Челеби (Хаджи Халифа)"Раскрытие ошибок в названиях книг и отраслей наук" (на араб, яз.), в к-ром дан библиографич. анализ 1450 книг.

Изд.: Ибн ан-Надим, аль-фих-рист, Бейрут, [1970]; ан-Надим, Китаб аль-фихрист, Тегеран, [1972]; в англ, пер.: а1 - Nadim. The Fihrist of al-Nadim, a tenth century survey of Muslim culture, ed. B. Dodge, v. 1 - 2, N. Y.- L., 1970.

Лит.: Pell at С h., Fahrasa, в кн.: Encyclopaedia of Islam, v1 2, Leiden, 1965; Fuсk J. W., Ibn al-Nadim, там же, v. 3, Leiden, 1968. С. А. Шуйский.

ФИХТЕ (Fichte) Иоганн Готлиб (19.5. 1762, Рамменау,- 29. 1. 1814, Берлин), немецкий философ и обществ. деятель, представитель нем. классич. идеализма. Род. в крест. семье. Учился в ун-тах Йены и Лейпцига. Написанный под влиянием И. Канта "Опыт критики всяческого откровения" (изд. анонимно в 1792) был принят за работу Канта и получил высокую оценку. Под влиянием событий Великой франц. революции Ф. написал работу, посвящённую защите свободы мысли. Проф. Йенского ун-та (1794-99), Ф. был вынужден оставить его из-за обвинений в проповеди атеизма. С 1800- в Берлине; проф. (с 1810) и ректор (1810-12) Берлинского ун-та.

Вслед за Кантом Ф. считал, что философия должна быть фундаментом всех наук - "учением о науке" (гл. соч. "Нау-коучение", 1794, многократно перерабатывалось на протяжении всей жизни Ф.). Наука систематична, она должна исходить из единого основоположения, достоверного само по себе и тем обусловливающего достоверность всей системы. В этом Ф. близок классич. рационализму 17 в. Следуя Канту, Ф. противопоставляет свою философию как критическую предшествующим системам как догматическим: если догматизм, по Ф., исходит из вещи, субстанции, пытаясь вывести из неё всё сущее, в т. ч. и сознание, то критицизм исходит из сознания и выводит из него мир со всеми его определениями. Таков исходный принцип учения Ф., "...классического представителя субъективного идеализ-м а..." (Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 18, с. 64-65).

В основе философии Ф. лежит убеждение в том, что практически-деятельное отношение к предмету предшествует теоретически-созерцательному отношению к нему, и это отличает его в трактовке самосознания как первого самодостоверного начала знания от Декарта: сознание, у Ф., не дано, а задано, порождает себя; очевидность его покоится не на созерца-лии, а на действии, она не усматривается интеллектом, а утверждается волей. Сознай своё Я, создай его актом этого осознания - таково требование Ф. Этим актом индивид рождает свой дух, свою свободу. "От природы" индивид есть нечто непостоянное: его чувственные склонности, побуждения, настроения всегда меняются и зависят от чего-то другого. От этих внешних определений он освобождается в акте самосознания: его самотождественность - "Я есмь Я" - результат свободного действия Я. Самоопределение предстаёт как требование, задача, к решению к-рой субъекту суждено вечно стремиться. Налицо противоречие: самосознание, полагаемое в качестве начала системы, является в то же время бесконечно отодвигающейся целью Я, тем, что должно быть ещё обретено. Ф. сознательно принимает это противоречие за отправное начало своей системы, и последовательное развёртывание его и есть построение системы с помощью диалектич. метода. Система Ф. имеет структуру круга: начало уже содержит в себе конец; движение к завершению есть в то же время возвращение к истоку. Кантовский принцип автономии воли, согласно к-рому практич. разум сам даёт себе закон, превращается у Ф. в универсальное начало всей системы. Тем самым Ф. преодолевает дуализм кантовского учения и ставит своей задачей вывести из принципа практич. разума - свободы - также и теоретич. разум - природу. Познание составляет у Ф. лишь подчинённый момент единого практи-чески-нравств. действия. Всякая реальность, согласно Ф., есть продукт деятельности Я, и задача наукоучения - показать, как и почему деятельность с необходимостью принимает форму предмета. Не допуская существования независимой от сознания вещи в себе, Ф. вынужден ввести по существу два различных Я: одно из них тождественно индивидуальному сознанию, другое - не тождественно ему (Ф. наз. его абсолютным Я). Хотя в нек-рых отношениях это различение совпадает у Ф. с кантовским различением эмпирич. и трансцендентального сознания, однако в целом абс. Я, у Ф., далеко выходит за рамки трансцендентального сознания Канта, принимая на себя зачастую функции абсолюта. Индивидуальное и абсолютное Я у Ф. то полностью совпадают, то совершенно распадаются; эта "пульсация" совпадений и распадений - ядро диалектики Ф. как движущего принципа мышления. Вместе с самосознанием ("Я есмь") полагается и его противоположность - не-Я. Сосуществование этих противоположностей в одном Я возможно только путём ограничения ими друг друга, т. е. частичного взаимоуничтожения: Я и не-Я могут мыслиться лишь в отношении друг к другу. Если Я определяется через не-Я, то субъект выступает как теоретический; если наоборот - как практический. Соответственно наукоуче-ние делится на теоретическое и практическое.

Гл. задача теоретич. наукоучения - объяснить факт наличия не-Я, а затем показать все формы теоретич. Я (ощущение, созерцание, рассудок и др.), выведя их из единого принципа. Эту задачу Ф. решает путём допущения бессознат. деятельности Я, выполняемой продуктивной способностью воображения, к-рая и порождает у Ф. всё содержание теоретич. сознания. Всё, что для сознания выступает как сфера независимых от него вещей, есть, по Ф., продукт бессознат. деятельности воображения, полагаемых ею ограничений, к-рые предстают сознанию как ощущение, созерцание, представление, рассудок, разум и т. д. вплоть до времени, пространства и всей системы категорий теоретич. Я. Полагание этих ограничений, как и теоретич. Я вообще, необходимо для того, чтобы существовало практич. Я, ставящее цели и реализующее их: для деятельного Я нужны содержание деятельности, задачи и препятствия, к-рые оно могло бы преодолевать. Т. о., деятельность Я, у Ф., абсолютна; она сама обеспечивает себя задачами, делая это, впрочем, бессознательно. То Я, к-рое ставит "препятствия", и то, к-рое их преодолевает, ничего не знают друг о друге. Мир, порождаемый бессознат. деятельностью абсолютного Я, не есть нечто самостоятельное: природа только объект, материал, препятствие для преодоления; у неё нет независимого существования и самостоят. ценности. Преодолевая одно за другим препятствия, практич. субъект, сам того вначале не сознавая, всё более приближается к тождеству с собой. Идеал всего движения и развития общества, у Ф.,- совпадение индивидуального и абс. Я, а тем самым осознание того, что вся предметная сфера человека есть лишь продукт собств. деятельности Я, отчуждённый от него и выступающий в качестве внешней ему действительности. Однако полное достижение этого идеала невозможно, ибо привело бы к прекращению деятельности, к-рая, по Ф., абсолютна; вся человеческая история - лишь бесконечное приближение к идеалу.

В последний период жизни (со 2-й пол. 1800-х гг.) Ф. внёс существенные изменения в свою теорию деятельности, лишая её прежнего универсального значения. Если до этого он отождествлял нравственность и деятельность, а активизм - в соответствии с протестантской этикой - был для него важнейшим определением добра, то теперь он склонен разделить нравств. начало и деятельность. Оказались переосмысленными содержание абс. Я и его связь с конечным индивидом. Раньше абс. Я выступало как недостижимая цель деятельности индивидуального субъекта, как потенциальная бесконечность самой этой деятельности, которая была по существу единств. реальным бытием. Теперь абсолют стал актуальным бытием, деятельность же конечного Я оказалась его образом, к-рый сам по себе, вне абсолюта, лишён реальности. Т. о., добро и деятельность распались в результате филос. эволюции Ф., к-рый настойчиво стремился их объединить.

Социально-политич. взгляды Ф. претерпели существенную эволюцию: от увлечения идеалами Великой франц. бурж. революции в ранний период до разработки идеи национальности как коллективной личности, имеющей своё особое призвание. Эта идея была развита Ф. в период борьбы с Наполеоном и нашла своё выражение в "Речах к немецкой нации" (1808), в к-рых Ф. призывал соотечественников к объединению; средством обрести политич. самостоятельность он считал укрепление нравств. убеждений и реформу образования. В нации, по Ф., должно быть воспитано сознание своего назначения и долга. Идея назначения отд. наций завершается в философии истории Ф. История человечества, по Ф., есть процесс развития от состояния первонач. невинности (бессознательного господства разума) через всеобщее падение и глубокую испорченность, характерные для совр. ему эпохи, к сознат. царству разума. Важнейшую роль при этом Ф. отводил философии, к-рая только и может обеспечить сознат. подчинение индивида нравств. законам.

Философия Ф. оказала большое влияние на развитие нем. классич. идеализма - раннего Ф. В. Шеллинга и отчасти Г. Гегеля, а также на формирование филос.-эстетич. идей йенских романтиков (см. Романтизм). В дальнейшем Шеллинг и Гегель, преодолевая субъективный идеализм Ф., подвергли его философию разносторонней критике. Критич. оценка философии Ф. была дана классиками марксизма, к-рые показали, что учение Ф. о субъекте есть "... метафизически переряженный д у х в его оторванности от природы... " (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 2, с. 154).

Соч.: Samtliche Werke, Bd 1-8, В., 1845- 1846; Werke, Bd 1-6, Lpz., 1908-12; Brief-wechsel, Bd 1 - 2, Lpz., 1925; в рус. пер.- Назначение человека, СПБ, 1905; Основные черты современной эпохи, СПБ, 1906; Избр. соч., т. 1, [М.], 1916; Замкнутое торговое государство, М., 1923; О назначении ученого, М., 1935; Ясное, как солнце, сообщение широкой публике о подлинной сущности новейшей философии, М., 1937.

Лит.: Фишер К., История новой философии, т. 6, СПБ, 1909; "Вопросы философии и психологии", 1914, кн. 122(2); Вышеславцев Б., Этика Фихте, М., 1914; Ойзерман Т. И., Философия Фихте, М., 1962; Lask E., Fichtes Idealismus und die Geschichte, Tubingen, 1914; Lеоn X., Fichte et son temps, t. 1 - 2, P., 1922-27; Mediсus F., Fichtes Leben, 2 Aufl., Lpz., 1922; Heimsoeth H., Fichte, Munch., 1923; Ritze1 W., Fichte's Religionsphilo-sophie, Stuttg., 1956; Willms В., Die totale Freiheit. Fichte's politische Philosophic, Koln, 1967; Sсhu1te G., Die Wis-senschaftslehre des spaten Fichte, Fr./M., 1971; Schurr A., Philosophie als System bei Fichte, Schelling und Hegel, Stuttg.- Bad-Canstadt, 1974. П. П. Гайденко.

ФИХТЕЛЬ, Фихтельгебиргe (Fichtelgebirge), горный массив в ФРГ, зап. оконечность Чешского массива. Дл. св. 50 км. Осн. часть массива сложена преим. сланцами, образующими выполо-женную поверхность выс. ок. 600 м, над к-рой возвышаются скалистые гранитные и гнейсовые вершины, выс. до 1053 м (г. Шнеберг). На склонах - каменные россыпи. Пихтовые леса, луга. Пастбища, посевы ржи и картофеля. Туризм; зимний спорт.

ФИЦДЖЕРАЛД, Фицджеральд (Fitzgerald) Эдуард (15.10.1763, Картон-хаус, Килдэр,- 4.6.1798, Ньюгейт), ирландский буржуазный революционер. В 1783 избран чл. ирл. парламента. В 90-е гг.- один из руководителей об-ва "Объединённые ирландцы". Выступал за освобождение Ирландии от англ. господства и за демократич. преобразования в стране. Был в числе гл. руководителей подготовки вооруж. восстания 1798. Незадолго до начала восстания (19 мая) арестован, при аресте был смерт