БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ХРАМОВАЯ МУЗЫКА, культовая музыка.
ЦИНКА СУЛЬФИД, сернистый цинк, ZnS, белый порошок.
ЧЕРСКОГО ХРЕБЕТ, цепи Черского, горная система на С.-В. СССР.
ЧУВАШСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени И. H. Ульянова.
ТАМОЖНЯ (от тамга), гос. учреждение, контролирующее провоз грузов.
ШТЕТТИНСКИЙ МИР 1570, между Швецией и Данией.
ЭКСПОНОМЕТРИЯ, раздел фотографии, в к-ром определяют условия экспонирования.
ЭССЕ (франц. essai - попытка, проба, очерк, от лат. exagium - взвешивание), прозаич. сочинение.
ТЕАТР ТЕНЕЙ, вид театр, зрелища.
ЕККЕ, текийе, завие (тур. tekke, zaviye), обитель мусульм. дервишей в Турции.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

2197031823552198549321али тканые одеяла, покрывала, занавеси на двухъярусной кровати, настенные ковры (клетчатые - реану, орнаментированные-тякяня, ворсовые-рюийю), изделия из меди и железа (котлы, кофейники, подсвечники). Совр. объединения нар. мастеров и проф. художники-при-кладники широко используют наследие фин. крест. культуры. Фин. дизайн опирается на традиции, заложенные в нач. 20 в. его пионерами (А. Галлен-Каллела, А. Финч, Э. Сааринен). Произв. фин. дизайна свойственно стремление к уравновешенности, комфортабельности, конструктивной ясности решений, использование естеств. свойств материала и его формы (посуда - Т. Вирккола, К. Франек, ткани - Р. Брик, Д. Юнг, мебель - А. Аалто, Э. Арно, И. Тапиовара).

Лит.: Выставка финского изобразительного искусства. Каталог, [М.], 1953; Иконников А. В., Новая архитектура Финляндии, [М., 1972]; Okkonen О., Suo-men taiteen historia, osa 1 - 2, Porvoo-Hels., [1945]; Salokorpi A., Modern Architecture in Finland, L., 1970;Nоrdman C. A., Medeltida skulptur i Finland, Hels., 1964; Valkonen O., Maalaustaiteen murros suomessa 1908-1914, Yyvaskyla, 1973.

XV. Музыка

В развитии муз. иск-ва Ф. осн. значение имели традиции нар. музыки. Древнейшие образцы нар. песенной культуры - руны. В 12 в. возникли нар. песни ёйку (бытуют и в совр. нац. муз. фольклоре)- насыщенные альтерациями короткие свободные импровизации речитативного склада с многочисл. повторами (пастушьи напевы, причеты, заклинания), т. н. ёдли и плачи речитативно-мелодич. характера. Среди др. сохранившихся песен - трудовые, обрядовые, шуточные, игровые, танцевальные. Др. нар. мелодии осн. на пентатонике, что связано со строем старинного 5-струнного кантеле. Более позднего происхождения - лирич. нар. песни, отличающиеся мелодич. и ритмич. разнообразием; в них отразилось влияние клас-сич. музыки. В числе нар. инструментов - кантеле с разл. количеством струн (до 36), смычковый инструмент йоухик-ко (хиукантеле, 2-струнный), духовой - туохиторви (род пастушьего рожка из бересты). В 19 в. получили распространение кларнет и скрипка, в нач. 20 в. - гармонь. Интерес к нар. муз. творчеству возник во 2-й пол. 18 в.; карело-фин. руны записал сел. лекарь Э. Лёнрот, опубликовавший "Калевалу" (1835 и 1849) и антологию нар. лирич. песен "Канте-летар" (1840); среди др. муз. фольклористов 19 в.- К. Коллан, Ф. Шанц, И. Крон (издал в 1893 совм. с учениками А. Лаунисом и А. О. Вяйсяненом сборник, содержащий 15000 фин. нар. мелодий). Проф. муз. иск-во начало формироваться в ср. века, когда в Ф. проникла культовая xoр. музыка и игра на органе; григорианский хорал стал вторым (после нар. музыки) источником развития фин. нац. муз. культуры. Имеются записи церк. песнопений 12-16 вв. Обучение пению в ср.-век. Ф. входило в школьные программы; уч-ся и студенты ун-та в Турку пели в церк. хорах. В 16 в. печатались спец. сборники духовных песен с лат. текстами - т. н. канционалы. В нек-рых песнях, привезённых в Ф. фин. студентами, учившимися в др. зап.-европ. странах (гл. обр. в Германии и Швеции), ощутимы иностр. влияния, однако известны и духовные песни, сочинённые в Ф. С распространением в Ф. идей Реформации получил развитие протестантский хорал, появились и нар. духовные мелодии. Ср.-век. церковные фрески с изображением музыкальных инструментов свидетельствуют о существовании в Ф. уже в то время инструм. музыки. В сер. 16 в. в Турку существовал придворный инструм. ансамбль, в 17 в. в городе работали проф. музыканты. Муз. жизнь стала интенсивно развиваться к кон. 18 в., когда Турку стал крупным культурным центром,- возникли муз. об-ва, проводились публич. концерты, установились традиции муж. хорового пения. На рубеже 18-19 вв. выдвинулись первые фин. композиторы - Э. Тулиндберг и Б. X. Круселль (жил в Швеции). Первую фин. оперу "Охота короля Карла" написал в 1852 Ф. Пасиус (по происхождению немец), автор нац. гимна (на патриотич. текст фин. поэта Ю. Рунеберга) и 2 др. опер -"Киприотская принцесса" и "Ло-релея". Первые оперные спектакли ставились любителями с благотворительными целями. Первая оперная труппа входила в 1873-79 в Фин. театр (рук. К. Бергбум).

Первую финскую симфонию написал в 1847 А. Г. Ингелиус; в 1860 Ф. Шанц впервые в финской музыке использовал национальные мотивы "Калевалы" (программная симф. увертюра "Куллер-во"). Ценный вклад в развитие фин. музыки в кон. 19 - нач. 20 вв. внесли основатели нац. композиторской школы (в то же время последователи нем. муз. романтизма) М. Вегелиус - композитор, хормейстер, педагог, основатель первого в Ф. муз. уч. заведения - Муз. ин-та (1882; с 1939 - Академия музыки им. Я. Сибе-лиуса в Хельсинки), и сторонник ориентации на нац. муз. фольклор Р. Каянус, композитор, дирижёр, основатель первого в Ф. проф. симф. оркестра, широко использовавший нар. фин. мелодии, а также сюжеты из фин. нац. эпоса (в программных произв.). Вегелиус и Каянус сыграли важную роль в развитии музыкальной жизни (в их концертах звучала новейшая финская и зарубежная музыка). Вокруг них группировались молодые фин. музыканты во главе с Я. Сибелиусом, в творчестве к-рого своеобразие музыки Ф. проявилось наиболее полно. Развив нац. традиции фин. музыки и претворив в своих соч. лучшие достижения зап.-европ. композиторов кон. 19 в. и рус. классиков, Сибелиус поднял музыку Ф. на уровень лучших художеств. достижений совр. европ. иск-ва. Его симфонии, симф. поэмы, в т. ч. легенда "Туонельский лебедь" (1893) и др. оркестровые соч., концерт для скрипки с оркестром, отличающиеся ярким нац. колоритом, завоевали мировую известность. Творчество Сибелиуса оказало определяющее влияние на последующее развитие фин. композиторской школы с её патриотич. устремлениями, опорой на нац. фольклор (поэтич. и муз.), красочностью и повышенной романтич. эмоциональностью. Вслед за Сибелиусом песни "Калевалы" и фольклор р-нов сев.-зап. побережья использовали комп. О. Мериканто, А. Ярнефельт, Э. Мелар-тин, С. Палмгрен, Т. Куула, Л. Мадетоя (фин. нац. опера "Похьялайсия", 1923; 3 симфонии) и И. Кильпинен (романтич. песни). Одновременно с чертами позднего романтизма (оркестровая красочность и др.; сюита У. Клями " Калевала", 1932) в соч. композиторов 20- 30-х гг. наметилась тенденция к использованию приёмов атональной музыки (опера А. Мериканто "Юха", 1922, пост. 1958, и др. соч.).

После 1945 мн. композиторы Ф. наряду с приёмами различных течений авангардизма искали средства выражения, отвечавшие их индивидуальности (оставаясь, однако, в рамках нац. иск-ва). Среди совр. композиторов Ф.- Э. Энглунд (4 симфонии, 4-я - памяти Д. Д. Шостаковича, 1976; инструм. концерты с оркестром, балеты и др. соч., отличающиеся экспрессивностью, динамичностью), Э. Бергман, сочетающий оркестровую красочность с техникой серийной музыки и др. новейшими приёмами ("Утренняя серенада" для оркестра и хор "Лебедь", оба соч. 1958; "Ночь" для солиста, хора, духовых и ударных, 1970), И. Кокконен (ведущий проф. Академии музыки им. Я. Сибелиуса, чл. АН Ф.), совмещающий фольклорную основу и клас-сич. традиции с использованием серийной техники (в рамках тональной системы; 4 симфонии, опера "Последние искушения", 1975), Э. Раутавара ("Реквием нашего времени" для духовых и ударных, 1954; опера "Шахта", 1963), А. Саллинен (опера "Всадник", 1974; оркестровые и др. сочинения), Г. Марти-нен, А. Соннинен (балет "Песси и иллюзия"), У. Мериляйнен, П. Хейнинен. Композиторы 1970-х гг.- Э. Салмен-хара, X. О. Доннер, Ю. Линьяма, И. Кусисто, Р. Юркияйнен, П. X. Норд-грен, Л. Сегерстам, К. Кидениус - наряду с традиц. жанрами - оперой, балетом, инструм. соч. крупной формы, хорами и музыкой к драм. спектаклям, теле- и радиопередачам, пишут джазовую и электронную музыку, мьюзиклы, политич. песни. Крупнейший муз. центр Ф.- Хельсинки; здесь работают оперный театр (с 1911; с 1956 наз. Фин. Нац. опера), гор. симф., камерный оркестры, Симф. оркестр фин. радио, камерные ансамбли, хоры, Академия музыки им. Я. Сибелиуса, Нар. консерватория, кафедра музыковедения в ун-тах в Хельсинки, Турку (также в "Абоакадеми"), Ассоциация фин. композиторов (с 1945), Союз музыкантов Ф. (с 1917). Гор. симф. оркестры, оперные товарищества, хоры и муз. уч-ща имеются в Турку, Тампере и др. городах; муз. ин-ты в Лахти, Тампере, Ювяскюля, Куопио. Широкое развитие получила хоровая самодеятельность, к-рой руководят Союз муз. исполнителей и Фин. рабочий муз. союз. Среди исполнителей-дирижёры: Г. Шнефойгт, А. Ярнефельт, Т. Хан-никайнен, Ю. Ялас, М. Симиля, Т. Хапа-нен, Н. Э. Фугстед, Й. Панула, П. Берглунд, Л. Сегерстам; хоровые дирижёры - X. Клеметти, Э. Похьоля, Э. Бергман, X. Андерсон; пианисты - К. Экман, Э. Линко, И. Ханникайнен, Э. Та-вастшерна; скрипачка А. Игнатиус; виолончелисты - О. Фустрём, Э. Валета, А. Норас; певицы - А. Фустрём, И. Экман, А. Акте, X. Гранфельт, М. Ярнефельт, А. Раутавара; певцы - X. Линд-оерг, К. Борг, В. Тюрвяйнен, М. Лех-тинен, М. Талвела. В Ф. ежегодно (с 1951) проводятся муз. фестиваль "Неделя Сибелиуса" и др. фестивали, конкурсы, певческие праздники.

Лит.: Липаев И., Финская музыка, [СПБ], 1906; Мякинен Т. и Нумми С., Финская музыка, Хельсинки, 1965; Мартынов И., Очерки о зарубежной музыке первой половины XX в., М., 1970; Наарапеп Т., Suomen saveltaide, Hels., 1940; Composers of Finland, ed. by T. Kari-la, Porvoo, 1961. М. А. Салъберг-Вачнадзе.

XVI. Балет

Проф. балет Ф. начал формироваться в 20-е гг. 20 в. под влиянием рус. балета. Первым балетмейстером Фин. Нац. оперы в Хельсинки был Г. Ге, к-рый в 1922 поставил "Лебединое озеро" П. И. Чайковского, затем балеты из репертуара рус. балетного театра (спектакли М. М. Фокина и др.). Первые фин. артисты балета (3. Билль, А. Сакселин, М. Пайчева) учились в Петрограде. До 1935 и в 1954- 1962 труппой руководил Ге, в 1935- 1954 - Сакселин. В репертуаре балеты классич. наследия ("Жизель" А. Адана, балеты Чайковского), пост. западноев-роп. (Н. Березов, Б. Кульберг, С. Ли-фарь, А. Картер) и сов. хореографов (Р. В. Захаров, Л. М. Лавровский). В 1935 Сакселин пост. первый нац. балет "Скарамуш" Я. Сибелиуса; он же автор балетов "Сага" (1938) и "Туонельский лебедь" (1947) -оба на муз. Я. Сибелиуса, балетм. И. Коскинен-"Песси и иллюзия" А. Соннинена (1952) и "Голубая жемчужина" Э. Мелартина (1957). Ведущие танцовщики 30-40-х гг.- Л. Нифонтова, Л. Мартикайнен, И. Коскинен, М. фон Бар, К. Корнакоски; 50-70-х гг.-Д. Лайне, М. Л. Раяла, Л. Такселль, Э. Сильвестерсон, К. Салин, А. Ахонен. В 1971 труппой руководил А. Картер.

XVII. Театр

Традиции нар. театр. иск-ва - основа фин. проф. театра. Его развитие тормозилось многовековым швед. владычеством (до 1809), отсутствием нац. драматургии (фин. яз. был признан государственным в 1863). В 1827 в Хельсинки было построено первое театр. здание (Театр. дом), в к-ром выступали рус., нем., швед. гастрольные труппы, иногда фин. любительские кружки, игравшие на швед. яз. Первый проф. театр в Ф. показал спектакли в Хельсинки в 1860, исполнителями были актёры из Швеции. В 1916 начала работать труппа, сформировавшаяся из шведов-жителей Ф. (позднее Нац. швед. театр в Хельсинки). В 1869 фин. любительским кружком под рук. филолога, критика и драматурга К. Бергбума была пост. одноактная пьеса "Леа" основоположника нац. драматургии А. Киви на библейский сюжет. Спектакль имел большой успех, что стимулировало создание проф. театра на фин. яз. В 1872 открылся фин. театр в Хельсинки. В 1872-1904 его возглавлял Бергбум. Ведущими актёрами были И. Алберг, А. Линдфорс и А. Аксельберг. До 1878 театр имел две труппы - драматич. и оперную, к-рая затем отделилась. С 1902 драматич. труппа начала работать в собственном помещении и получила назв. Фин. Нац. театр. Существование постоянного театра стимулировало развитие драматургии на фин. яз., переводов пьес на фин. яз. Реалистич. направленность была преобладающей в фин. театр. искусстве. Большое влияние на развитие фин. театра оказало творчество драматурга М. Кант, представительницы возникшего в 80-х гг. движения "Молодая Финляндия", целью к-рого было проведение социальных реформ, пробуждение нац. самосознания народа. Её пьесы "Жена рабочего" (1885, Фин. театр), "Дети горькой судьбы" (1888) и др. рассказывали о бесправном положении рабочих, доведённых до крайней нищеты эксплуатацией. Это первая пьеса в фин. драматургии о борьбе пролетариата за свободу и равноправие. В кон. 19 - нач. 20 вв. в фин. театр проникают элементы символизма и др. течений декаданса. Реалистич. традиции сохранялись в драматургии М. Лассила; в пьесах "Молодой мельник" (1912), "Мудрая дева" (ок. 1912-15), инсц. повестей "За спичками" (1910), "Воскресший из мёртвых" (1915) и др. правдиво показаны противоречия совр. жизни Ф. нач. 20 в. В остросоциальных пьесах X. Вуо-лийоки "Министр и коммунист" (1932), "Закон и порядок" (1933), в цикле пьес о Нискавуори отражена жизнь различных слоев фин. общества. Пьесы этого цикла "Женщины Нискавуори" ("Каменное гнездо", 1936),"Хлеб Нискавуори" (1940), "Что же теперь Нискавуори?" (1953) и др., поставлены во мн. театрах страны. В пьесе совр. прогрессивного драматурга Э. Синерво"Мир ещё молод" (1953, Фин. рабочий театр, Хельсинки) тема нового человека связана с темой борьбы за мир. Наряду с общей реалистической направленностью современного фин. театра в нём отчётливо проявляются модернистские тенденции (в нек-рых пьесах К. А. Кивима, М. Валтари и особенно В. Кореля).

В Ф. существуют гор., рабочие театры и театры, ставящие пьесы на швед. яз. Рабочими и швед. руководят Центр. объединение театр. орг-ций Ф. и Центр. объединение театров на швед. яз. Деятельность многочисл. любительских трупп координируется Центр. объединением любительских и Объединением рабочих театров. Проф. театр пополняется за счёт театр. школ, высших театр. уч. заведений, самодеятельности. Из 34 проф. театров, частично получающих гос. субсидии, большинство содержится за счёт обществ, членами к-рых являются меценаты, рабочие орг-ций, торг. фирмы и др. Ок. 10 театров созданы и содержатся муниципалитетами. Среди ведущих театров: Фин. Нац., Нац. швед., Фин. рабочий, Интимный театр, Зелёный театр - все в Хельсинки; рабочий театр в Тампере, театры в городах Лахти, Турку, Куопио и др. В репертуаре театров классич. зап.-европ. драматургия, пьесы фин., рус., сов. драматургов. Фин. Нац. театр имеет две сцены, одна из к-рых предназначена для экспериментальных постановок (в 1917-50 худ. рук. и директор Э. Калима, пропагандист системы К. С. Станиславского, в 1950-74 - К. А. Кивима). Среди режиссёров - Д. Витикка (много работал на экспериментальной сцене), В. Ильмари и др.; актёры - Э. К. Воланен, Э. Эронен, Т. Пало, Т. И. Ринне, А. Корхонен и др. Нар. рабочий театр организован ок. 1914 драматургом М. Йотуни (в 1965 гастролировал в СССР). Среди ведущих актёров Ф., помимо названных, А. Линд-форс, А. Леппанен, А. М. Млангус, Р. Снельман, У. Сомерсалми, Э. Юркка и др.

Лит.: Koskimies R., Suomen kansal-listeatteri 1902-1917, Hels., 1953; Suomen kansallisteatteri, toim. R. Heikkila, Porvoo, 1962; Finnish Theatre today, Hels., 1971.

XVIII. Кино

С 1904 в Ф. началась съёмка хроникальных фильмов. В 1906 создана производств. фирма "Аполло". В 1907 выпущен короткометражный художеств. фильм "Тайные перегонщики" (реж. Т. Спарре и Т. Пуро) с участием актёров Фин. Нац. театра, в т. ч. Т. Пуро, ставшим одним из наиболее известных деятелей фин. кино "немого" периода. В 1913 поставлен полнометражный художеств. фильм "Сюльви" (по пьесе М. Кант, реж. Пуро). В 1919 основана новая производств. фирма. В 1920-е гг. были экранизированы произв. нац. лит-ры: "Анна Лийса" (по комедии Кант, 1922, реж. Пуро и Ю. Снельман), "Старый барон из Раутакюла" (по новелле Ц. Топелиуса, 1923, реж. Фагер), "Сапожники Нумми" (по комедии А. Киви, 1923, реж. Э. Кару). В 1920-е гг. созданы новые фирмы "Комедия-фильм", "Фенника-фильм" и "Акила-Суоми-компания". В 1930-е гг. кинопроиз-во расширилось. В 1933 Э. Кару основал самую крупную в стране фирму "Суоменфильмитеолисус". Среди лучших фильмов 30 - нач. 40-х гг.- "Юха" (1937), "Путь человека" (1940), поставленные реж. Н. Тапиовара. В 50-е гг. междунар. признание завоевали кинокартины "Белый олень" (1953, реж. Э. Блом-берг), "Молочница Хилья" (1953, реж. Т. Сярккя), "Неизвестный солдат" (по роману В. Линны, 1955, реж. Э. Лайне), "Иосэппи из Рюсаранта" (1955, реж. Р. Хельстрём; в сов. прокате "Сухой закон"), "Красная линия" (1959, реж. М. Кассила). В 60 - нач. 70-х гг. вышли отмеченные социально-критич. направленностью фильмы молодых режиссёров - Р. Ярвы ("Дневник рабочего", 1967, "Бензин в жилах", 1970), М. Кур-квара ("Война крыс", 1968), М. Нис-канен ("Восемь смертельных пуль", 1972), Э. Кивикоски ("Неукротимые братья", 1969. в сов. прокате "Братья": "Выстрел на заводе", 1973) и др. Ряд экранизаций осуществлён реж. Э. Лайне (по произведениям В. Линны - "Здесь, под северной звездой...", 1968, "Аксели и Элина", 1970. и др.). В 1952 организован Союз киноработников. Вопросы кино освещаются в журнале "Кинолехти" ("Kino-lehti", с 1931). В 1976 создан совм. сов.-фин. фильм "Доверие". Ежегодно в стране выпускается 4-8 художественных фильмов. В 1973 работало 308 кинотеатров.

Лит.: Uusitalo К., Suomalaisen elokuvan vuosikymment, Hels., 1965; его ж е, Elaviksi syntyneet kuvat, Hels., 1972; eго же, Lavean tien sankarit. Suomalainen elokuva 1931 - 1939, Hels., 1975; Тоiviainen S., Uusi suomalainen elokuva, Hels., 1975; Cinema in Finland, L., 1975.

В. А. Тынсо.

ФИНЛЯНДСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ 1918, рабочая революция в Финляндии в янв.- мае. Началась в условиях подъёма рево-люц. движения в стране, развернувшегося в кон. 1917 под влиянием Окт. революции в России. В ночь на 28 янв. в Хельсинки отряды Красной Гвардии (создана летом 1917), в ответ на террористич. выступления белогвардейских частей (см. Шюцкор), заняли здание сената и др. центр. учреждений. Вслед за рабочими Хельсинки выступили рабочие Турку, Тампере, Пори, Котки, Лахти, Выборга и др. городов, в основном юж. части страны, наиболее развитой в пром. отношении. Север и б. ч. центр. Финляндии, куда бежали из Хельсинки нек-рые чл. бурж. сената, остались под контролем реакц. сил. 28 янв. в Хельсинки было сформировано революц. пр-во - Совет народных уполномоченных (СНУ) в составе с.-д. К. Маннера (пред.), Ю. Сиролы, О. Куусинена и др.; учреждался верх. орган власти - Гл. рабочий совет из 35 чел. (10 от Парт. совета С.-д. партии Финляндии, СДПФ; 10 - от профсоюзов, 10 - от Красной Гвардии, 5 - от сейма рабочих орг-ций, созданного в Хельсинки в марте 1917). 29 янв. СНУ опубл. программу, носившую демократич. характер и призывавшую двигаться по пути к социалистич. революции. Создавались пром. к-ты; сеймы рабочих орг-ций (осн. в марте 1917 как представительства рабочих орг-ций, отстаивавшие экономич. интересы трудящихся) фактич. стали органами диктатуры пролетариата. 31 янв. СНУ принял Закон о провозглашении крестьян-арендаторов (торпарей и бобылей) независимыми от землевладельцев, закреплявший за торпарями и бобылями арендованные ими земли. 1 февр. СНУ взял в своё ведение Финл. банк, принял врем. Закон о революц. судах. 12 февр. под гос. контроль были поставлены функционировавшие частные банки. В руки гос-ва перешли мн. пром. предприятия. Значит. помощь в продовольств. снабжении оказала Сов. Россия, предоставившая СНУ возможность направить в Сибирь для закупки хлеба и доставки его в страну сформированные в Финляндии эшелоны. 23 февр. был опубл. проект демократич. конституции, провозглашавший Финляндию республикой, в к-рой вся власть принадлежит народу. 1 марта заключён Договор об укреплении дружбы и братства между РСФСР и Финл. социалистич. рабочей республикой (названа так в тексте договора по предложению В. И. Ленина), закреплявший самостоятельность Финляндии.

Будучи не в силах подавить революцию, финл. буржуазия, развязавшая в стране гражд. войну, обратилась за помощью к герм. империалистам. 7 марта 1918 в Берлине был заключён договор между представителями контрреволюц. пр-ва П. Свинхувуда (находилось в г. Ва-са) и герм. пр-вом, ставивший Финляндию в полную политич. и экономич. зависимость от Германии. Ещё 5 марта первый герм. отряд высадился на Аландских о-вах, 3 апр. т. н. Балт. дивизия (12 тыс. чел.) Р. фон дер Гольца высадилась в тылу красногвардейцев в г. Ханко, 7 апр. отряд в 3 тыс. чел.-ок. г. Ловисы. Несмотря на героич. сопротивление Красной Гвардии (80 тыс. чел.), получившей по просьбе СНУ помощь вооружением и снаряжением из Сов. России, 6 апр. белофин. войска под командованием ген. К. Г. Маннергейма одержали решающую победу под г. Таммерфорсом и заняли его; 14 апр. нем. войска захватили Хельсинки, 29 апр.- Выборг. Подавив в нач. мая революцию, финл. буржуазия жестоко расправилась с её участниками и их семьями: до 90 тыс. чел. было заключено в тюрьмы и концлагеря, св. 8 тыс. чел. казнено (цифры - по новейшим фин. исследованиям). Части красногвардейцев удалось перейти на территорию РСФСР. Учитывая опыт революции и причины её поражения, одной из к-рых являлось отсутствие в стране подлинно революц. массовой марксистско-ленинской партии, руководители финл. рабочего движения приступили к созданию Коммунистич. партии Финляндии, учредительный съезд к-рой состоялся 29 авг. 1918.

Лит.: Ленин В. И., Письмо финским товарищам, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 35; его же, Доклад о ратификации мирного договора [14 марта 1918 г.], там же, т. 36; Куусинен О. В., Революция в Финляндии. (Самокритика), П., 1919; С ю-кияйнен И. И., Революционные события 1917-1918 гг. в Финляндии, Петрозаводск, 1962 (лит. с. 301-10); Холодковский В. М., Революция 1918 года в Финляндии и германская интервенция, М., 1967 (лит. с. 359-77); Рaavо1ainеn S., Polittiset vakivaltaisundet Suomessa 1918, osa 1 - 2, Hels., 1967.

И. И. Сюкияйнен.

ФИНЛЯНДСКИЙ БАНК (Suomen Pankki - Finlands Bank), гос. центральный эмиссионный банк Финляндии, банк банков и банкир пр-ва. Учреждён в 1811 под назв. ч Обменная, ссудная и депозитная контора". С 1868 банк действует на основе гарантии и под контролем парламента. С нач. 20 в. Ф. б. выполняет все осн. функции центрального банка (ден. эмиссия, регулирование общего объёма кредита в стране, кассовое обслуживание казначейства, хранение золото-валютных резервов страны и поддержка курса марки). В отличие от большинства центральных банков Ф. б. осуществляет переучёт векселей и выдаёт ссуды не только банкам, но и др. клиентуре (хотя она невелика). Владеет капиталом Ипотечного банка (осн. в 1956), предоставляющего кредиты на капиталовложения. Имеет 12 отделений в стране. Общая сумма баланса Ф. б. на кон. 1976 составила (в млрд. марок) 10,0, капитал и резервы 1,9, ден. эмиссия 2,9, вклады и текущие счета 2,6, учёт векселей и ссуды 6,1, золото и иностр. валюта 1,8.

ФИНН (псевд.; наст. фам. Финн-Хальфин) Константин Яковлевич [19.5(1.6).1904, Москва,-3.1.1975, там же], русский советский писатель. Чл. КПСС с 1961. Участник Гражд. войны 1918-20. Учился на Высших лит. курсах (1926-29). Печатался с 1926: сб. рассказов "Мой друг", роман "Третья скорость" (оба 1930), повесть "Большие дни" (1933). В повести "Окраина" (1932, одноим. фильм, 1933) показана жизнь дореволюц. гор. бедноты. В годы Великой Отечеств. войны 1941-45 Ф.- воен. корреспондент "Известий". Автор более 40 пьес, в т. ч. "Честность" (пост. 1950), "Ошибка Анны" (пост. 1955), "Начало жизни" (пост. 1958), "Дневник женщины" (пост. 1962), "Тревожное счастье" (пост. 1964), "Ночная Москва" (пост. 1967), "Женщина без возраста" (пост. 1969), в к-рых затронуты актуальные проблемы обществ. жизни и морали. Награждён орденом "Знак Почёта" и медалями.

Соч.: