БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ХРАМОВАЯ МУЗЫКА, культовая музыка.
ЦИНКА СУЛЬФИД, сернистый цинк, ZnS, белый порошок.
ЧЕРСКОГО ХРЕБЕТ, цепи Черского, горная система на С.-В. СССР.
ЧУВАШСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени И. H. Ульянова.
ТАМОЖНЯ (от тамга), гос. учреждение, контролирующее провоз грузов.
ШТЕТТИНСКИЙ МИР 1570, между Швецией и Данией.
ЭКСПОНОМЕТРИЯ, раздел фотографии, в к-ром определяют условия экспонирования.
ЭССЕ (франц. essai - попытка, проба, очерк, от лат. exagium - взвешивание), прозаич. сочинение.
ТЕАТР ТЕНЕЙ, вид театр, зрелища.
ЕККЕ, текийе, завие (тур. tekke, zaviye), обитель мусульм. дервишей в Турции.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

2197031823552198549321 т. 36; МатериалыXXIV съезда КПСС, М., 1971; Материалы XXV съезда КПСС, М., 1976; Александров А. М., Вознесенский Э. А., Финансы социализма, М., 1974; Деньги, кредит и финансы в социалистическом обществе, М., 1975. В. В. Деменцев.

ФИНАНСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ, составная часть планирования народного хозяйства при социализме, базируется на показателях нар.-хоз. плана и в свою очередь оказывает активное воздействие на его формирование, устанавливая оптимальные пропорции распределения финанс. ресурсов, сосредоточивая их на наиболее важных и эффективных направлениях. Осн. задачи Ф. п.: определение объёмов и источников формирования фондов ден. средств по финанс. обеспечению затрат на развитие экономики, ускорение научно-технич. прогресса и более полное удовлетворение материальных и культурных потребностей населения; выявление резервов дополнит. роста произ-ва и ден. накоплений; соблюдение экономии в использовании материальных, трудовых и ден. ресурсов; достижение единства всей системы финанс. планов; организация выполнения финанс. планов путём контроля рублём за хоз.-финанс. деятельностью предприятий и орг-ций. Ф. п. направлено на повышение эффективности обществ. произ-ва, совершенствование его структуры и неразрывно связано с финансовым контролем за деятельностью предприятий (объединений) и орг-ций.

Различные звенья финанс. системы разрабатывают свои финанс. планы. К ним относятся: балансы доходов и расходов гос. предприятий, объединений и мин-в; финанс. планы колхозов и др. кооп. организаций, а также обществ. орг-ций; сметы бюджетных учреждений; Гос. бюджет СССР (см. Бюджетное планирование); бюджет гос. социального страхования; финанс. план гос. иму-ществ. и личного страхования; сводный финанс. план нар. х-ва, призванный обеспечить координацию ресурсов всех финанс. планов, способствовать взаимной увязке важнейших подразделений нар.-хоз. плана (см. также Финансовый баланс). Совершенствование Ф. п. осуществляется в направлении более полного учёта в планах обществ. потребностей и их удовлетворения при данных затратах трудовых, материальных и финанс. ресурсов, усиления сбалансированности экономики, повышения научного уровня и развития перспективного Ф. п.

Лит. см. при ст. Финансовый баланс, Финансы, Финансы социалистических предприятий (объединений) и отраслей.

Р. Д. Винокур.

ФИНАНСОВОЕ ПРАВО, в СССР и др. социалистич. странах отрасль права, регулирующая обществ. отношения, к-рые возникают в процессе финанс. деятельности гос-ва. Переход осн. средств произ-ва в собственность гос-ва и осуществление им функций непосредств. управления хоз. и социально-культурным строительством привели к расширению деятельности гос-ва в области финансов. Оно сосредоточивает в своём распоряжении большую долю нац. дохода, св. половины к-рого проходит через гос. бюджет (см. Бюджет государственный). Посредством бюджета и др. ин-тов финанс. системы гос-во обеспечивает плановую аккумуляцию, распределение, перераспределение и использование ден. средств и систематич. финанс. контроль.

Финанс. деятельность - особый вид деятельности по осуществлению гос. власти и гос. управления, к-рая в целом регулируется нормами гос. и адм. права. Выделение из этих отраслей Ф. п. и обособление его в самостоят. отрасль вызвано спецификой предмета регулируемых отношений, масштабами и значимостью финанс. законодательства. В то же время на эти отношения распространяются принципы и общие положения гос. и адм. права. Ф. п. охватывает лишь те финанс. отношения, к-рые носят организационный характер. Финанс. отношения, основанные на договоре, регулируются гражданским правом. Так, напр., Ф. п. включает вопросы организации банковского дела и системы расчётов, но не охватывает отношения между учреждениями банка и получателями кредитов, между клиентами банка, ведущими расчёты, и т. д. Осн. ин-ты Ф. п.- бюджетное право, правовое регулирование гос. доходов и гос. расходов, правовые основы организации кредитования, расчётов и ден. обращения, валютное законодательство.

В капиталистич. странах (в т. ч. в до-революц. России) предпринимались попытки выделения Ф. п. в самостоят. отрасль, однако его обособление произошло далеко не везде. В ряде бурж. гос-в нормы права, относящиеся к финанс. деятельности гос-ва, рассматриваются как нормы гос. (конституционного) права, с одной стороны, и административного - с другой.

Лит.: Ровинский Е. А., Основные вопросы теории советского финансового права, М., 1960; Пискотин М. И., Советское бюджетное право. (Основные проблемы), М., 1971; Советское финансовое право, 2 изд., М., 1974.

ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИНСТИТУТЫ в СССР, готовят экономистов для системы Госбанка и Мин-ва финансов, орг-ций и учреждений финансовой и кредитной работы, финансовых служб предприятий. В 1976 действовало 5 Ф.-э. и.: Всесоюзный заочный (осн. в 1958 в Москве), Казанский им. В. В. Куйбышева (1931), Ленинградский им. Н. А. Вознесенского (1930), Московский финансовый (1946) и Тернопольский (1971). Всесоюзный заочный ин-т имеет 14 филиалов, в т. ч. в Барнауле, Брянске, Волгограде, Воронеже, Горьком, Омске, Оренбурге, Хабаровске и др. В Ф.-э. и. есть дневные (кроме Всесоюзного), вечерние, заочные и подготовительные отделения (ф-ты). Срок обучения - 4 года (в Московском - 5 лет). Во Всесоюзном, Ленинградском и Московском ин-тах организована аспирантура. Ленинградский и Московский ин-ты имеют право принимать к защите кандидатские и докторские диссертации. Подготовка экономистов по финансам и кредиту осуществляется также в экономических институтах, торгово-экономических институтах и ряде ун-тов. См. Экономическое образование.

ФИНАНСОВЫЕ ГРУППЫ, основная организационная форма финансового капитала, высшая ступень частнокапитали-стич. монополизации. Ф. г. начинают формироваться с переходом к империализму на основе процесса концентрации и централизации капитала, развития монополий и гос. монополистич. капитализма; представляют собой сращивание кредит-но-финанс. монополий (банков, страховых компаний) с торг.-пром. и транспортными монополиями. Ф. г. - гигантские союзы монополий, распоряжающиеся огромными капиталами. Так, в США Ф. г. в нач. 70-х гг. контролировали св. 30% активов всех корпораций. На вершине пирамиды каждой Ф. г. находятся одна или несколько богатейших семей -представителей финансовой олигархии, к-рые полностью контролируют деятельность этих групп.

В послевоенные годы произошли существенные изменения в характере и орга-низац. построении Ф. г. Кроме Ф. г., имеющих чётко выраженную структуру во главе с руководящей холдинг-компанией (в этих случаях обычно проводится общая политика среди всех звеньев данной Ф. г. в целях максимизации прибыли), появились Ф. г., в к-рых отсутствует единый координационный центр. Общность интересов здесь достигается с помощью взаимного владения акциями и объединения вокруг крупных кредитно-фи-нанс. учреждений (коммерческих и инвестиционных банков, страховых компаний).

В условиях совр. гос. монополистич. капитализма усиливается универсализация ведущих Ф. г., что способствует более высокой степени монополизации экономики в руках совр. плутократии. Большая часть Ф. г. утратила отраслевую специализацию. Так, Рокфеллеры, господствовавшие до 2-й мировой войны 1939-45 гл. обр. в нефтяной пром-сти, проникли в машиностроение, произ-во оружия, транспорт и кредитно-финанс. сферу. Морганы, державшие монополию в банковской сфере, распространили влияние на компании нефтяной, газовой и электротехнич. пром-сти. Аналогичные изменения произошли также в странах Зап. Европы и Японии, где Ф. г. значительно диверсифицировали свою деятельность и создали многоотраслевую структуру подчинённых предприятий и компаний. Большинство Ф. г. контролируют крупнейшие компании в машиностроении, электронике и кредитно-финанс. сфере. Однако наряду с ними сохранились Ф. г. с ярко выраженной специализацией - это группы, созданные благодаря усиленной эксплуатации природных и людских ресурсов бывших колоний (особенно характерно для Ф. г. Великобритании, Бельгии и Нидерландов). Так, значит. часть активов таких групп, как англ. Ротшильды, франц. "Банк де л'Эндошин" (в 70-е гг. поглощена Ф. г. "Суэц"), белы. "Сосьете женераль" и ряда др., долгое время обеспечивалась деятельностью этих компаний в бывших колониальных странах. Интересы Ф. г., как правило, сосредоточивались в горнодобывающей пром-сти, торговле и сфере обслуживания. По мере становления экономики развивающихся стран эти группы стараются распространить своё влияние на новые отрасли пром-сти.

Важная особенность развития Ф. г. в период общего кризиса капитализма (особенно в условиях научно-технич. революции) - рост их влияния в совр. отраслях пром-сти и в связи с этим падение удельного веса старых Ф. г., напр. в США групп Нью-Йорка, и возрастание роли относительно новых, связанных с электротехнич., химич., воен. и др. отраслями пром-сти [в США региональных (провинциальных) групп, во Франции "Суэц" и т. д.]. Универсальный характер деятельности ведущих Ф. г. затрудняет развитие новых монополистич. группировок, поэтому решающее положение в экономике США, Зап. Европы и Японии по-прежнему занимают неск. десятков Ф. г. В сер. 70-х гг. их насчитывалось в США ок. 30, в Великобритании, во Франции, ФРГ и Японии по 15-20. В малых высокоразвитых странах Зап. Европы (Швеции, Нидерландах, Швейцарии, Бельгии) господствуют три-четыре Ф. г. Ведущее место среди Ф. г. мира занимают американские. Однако несмотря на относит. устойчивость осн. финанс. группировок совр. капиталистич. мира, в 60-70-е гг. существенно преобразился характер Ф. г.: на смену господствовавшим прежде отд. олигархич. семьям пришли союзы финанс. магнатов, объединённых не только по семейным, но и по деловым связям. Между различными Ф. г. идёт ожесточённая борьба за контроль над экономич. ресурсами, политич. организациями, гос. аппаратом. Усилилась тенденция взаимного проникновения и переплетения Ф. г.: крупнейшие торгово-пром. корпорации одной Ф. г. устанавливают кредитные связи с банками и страховыми компаниями другой. Напр., монополистич. группы Калифорнии и Техаса (США) часто обращаются за кредитами в банки Уолл-стрита.

Широкое развитие получил процесс интернационализации Ф. г., при к-ром значит. часть активов Ф. г. оседает за границей, а внутри страны эти группы активно сотрудничают с иностр. монополиями. Это характерно для амер. Ф. г.,

а также для Ф. г. Зап. Европы (особенно в рамках "Общего рынка"), Японии. Интеграция экономики гл. капита-листич. стран породила новый тип меж-дунар. монополистич. коалиций финанс. капитала - многонац. пром. корпорации, междунар. банковские объединения, включающие в свою орбиту крупные нац. банки ряда стран. В сер. 70-х гг. к их числу относились междунар. кредитные учреждения ряда ведущих зап.-европ. банков (нем. "Дойче банк", голл. Амстердамско-Рот-тердамский банк), к-рые специализировались на финансировании междунар. деятельности ведущих европ. электротехнических концернов ("Сименс", "Филипс" и ряд др.).

Новые формы капиталистич. разделения труда создали предпосылки для возникновения междунар. объединений Ф. г., общность интересов к-рых формируется на основе профессиональных связей и охватывает как производств. сферу (внутриотраслевую специализацию), так и область научно-технич. исследований, управление произ-вом, сбыт продукции и обслуживание покупателей (маркетинг) ("Ампэн"- "Вестингауз"; "Креди Лионне" - Коммерческий банк).

В послевоенные годы усиливается процесс сращивания Ф. г. с бурж. гос-вом.

Особенно он проявился в странах Зап. Европы (Франции, Италии, Швеции), где гос. банки выступают осн. кредиторами Ф. г. Как правило, сращивание гос. аппарата и Ф. г. происходит путём объединения собственности в производств, или кредитно-финанс. сфере, а также использования монополиями поддержки и помощи гос-ва для внешнеэкономич. экспансии, завоевания мировых рынков. Господство Ф. г. в экономич., политич. н общественной жизни капиталистич. стран бурж. экономисты и социологи пытаются маскировать с помощью различных теорий: "народного капитализма* теории, "демократизации" капитала, "диффузии собственности" и др. Продажа акций населению, развитие самофинансирования, известные законодат. ограничения в кредитно-финанс. сфере, нацио-аализация крупнейших банков и страховых компаний в ряде стран Зап. Европы выдаются ими как доказательство подрыва мощи финанс. капитала и Ф. г. Однако анализ деятельности монополистич. групп показывает, что, несмотря на нек-рые изменения в их формах и характере деятельности, обусловленные процессами развития совр. капиталистич. общества, Ф. г. по-прежнему остаются его господствующим звеном.

Лит.: Ленин В. И., Империализм, как высшая стадия капитализма, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 27; Аникин А. В., Кре.дитная система современного капитализма, М., 1964; Меньшиков С. М., Миллионеры и менеджеры, М., 1965; его же, Современный капитализм, 1974; Черников Г. П., Финансовая олигархия Франции, М., 1966; Жуков Е. Ф., Страховые монополии в экономике США, М., 1971; Политическая экономия современного монополистического капитализма, М., 1975, т. 1, тл. 9. Е. Ф. Жуков.

ФИНАНСОВЫЕ РЕФОРМЫ 1860-х гг. в России, бурж. реформы, цель к-рых - приспособить финанс. систему страны к развитию капитализма. Подготовка и проведение крестьянской реформы 186I вызвали необходимость учреждения Госбанка (1860) и образования в Мин-ве финансов Гл. выкупного учреждения для проведения выкупной операции (1862). Инициатором большинства реформ, проводившихся при мин. финансов М. X. Рейтерне (1862-78), был В. А. Татаринов (1863-71 - гос. контролёр). 22 мая 1862 были введены "Правила о составлении, рассмотрении и исполнении гос. росписи и финанс. смет мин-в и гл. управлений". Все ведомства должны были ежегодно составлять сметы по установленной форме и с подробными указаниями отд. статей и параграфов расходов. Общая роспись бюджета гос-ва составлялась Мин-вом финансов, затем утверждалась Гос. советом и императором, после чего становилась законом. С 1862 гос. роспись стала публиковаться. В 1864-68 все гос. доходы были сосредоточены в кассах Гос. казначейства Мин-ва финансов. Из них в соответствии с бюджетными сметами и кассовыми расписаниями производились расходы. Возросло значение финанс. гос. контроля, к-рый ежегодно проверял законность проекта росписи доходов и расходов до его рассмотрения в Гос. совете и представлял Гос. совету отчёт об исполнении финанс. сметы за прошлый год. В 1865 были созданы местные органы гос. контроля - контрольные палаты. В нач. 60-х гг. винные откупа были заменены акцизным сбором на произ-во спиртных напитков, а с 1866 - на табак. Для взимания акциза были созданы губернские и окружные акцизные управления. Департамент разных податей и сборов Мин-ва финансов был разделён в 1863 на департаменты неокладных сборов (косвенные налоги) и окладных сборов (прямые налоги).

Как все проводившиеся царизмом в 60-е гг. бурж. реформы, Ф. р. были непоследовательны. В системе прямых налогов сохранился осн. налог рус. феод. гос-ва - подушная подать; ревизия гос. контроля распространялась не на все ведомства и т. д. Не была реализована ден. реформа 1862. Предусмотренный ею размен бум. денег на золото и серебро пришлось прекратить из-за недостатка металлич. фонда. Созданная Ф. р. система сохранялась с нек-рыми изменениями в 80-90-х гг. (см. Денежная реформа 1895-97) до 1917.

Лит.: Полное собрание законов Российской империи, 2 изд., т. 37, СПБ, 1865, № 38309; Погребинский А. П., Финансовая реформа начала 60-х гг. XIX в. в России, "Вопросы истории", 1951, № 10.

Н. П. Ерошкин.

ФИНАНСОВЫЕ СИСТЕМЫ, 1) в широком смысле - совокупность различных сфер (звеньев) финанс. отношений, посредством к-рых в рамках той или иной социально-экономич. формации осуществляется образование и использование фондов ден. средств (см. Финансы). 2) В узком смысле - система финанс. учреждений страны, осуществляющих мобилизацию ден. средств и их распределение в процессе финансирования и кредитования, а также финансовый контроль. Иногда к Ф. с. социалистич. стран относят также кредит банковский.

Ф. с. капиталистич. стран включают: гос. бюджет, местные бюджеты, фонды страхования, различного рода автономные сметы и внебюджетные фонды и счета, а также финансы гос. предприятий. Для Ф. с. бурж. гос-в характерны разобщённость отд. звеньев, усиление зависимости финансов местных органов от центра, всё более широкое использование гос. средств монополистич. буржуазией. В развивающихся странах перестройка Ф. с. подчинена задачам осуществления экономич. и социальных преобразований на пути становления независимой нац. экономики.

В социалистич. странах Ф. с. строятся на принципах демократич. централизма, ленинской нац. политики, что позволяет наилучшим образом сочетать централизованное плановое руководство с развитием хоз. самостоятельности и инициативы предприятий и орг-ций, обеспечивает проведение единой финансовой политики в масштабе всей страны. Ф. с. социалистич. гос-в включают: гос. бюджет, финансы социалистич. предприятий, орг-ций и отраслей х-ва, бюджет гос. социального страхования, гос. имущественного и личного страхования, гос. кредит.

В условиях развитого социализма значительно возрастает рол-ь Ф. с. в обеспечении стабильных и высоких темпов расширенного социалистич. воспроиз-ва и повышения эффективности всей экономики в интересах неуклонного подъёма жизненного уровня народа (см. также Бюджетная система).

Лит. см. при ст. Финансы.

Р. Д. Винокур.

ФИНАНСОВЫЙ БАЛАНС, сводный финансовый план, сос-ставная часть баланса народного хозяйства СССР; обеспечивает балансовую увязку доходов и расходов гос-ва, выражая в сводном виде потребности экономики в ден. средствах, источники их формирования, методы и формы их аккумуляции. Ф. б. используется как эффективный инструмент сводного планирования при определении осн. направлений развития экономики, установлении нар.-хоз. пропорций на предстоящий плановый период, обеспечивает разработку и сбалансирование финанс. программы гос-ва в самом общем её виде. На первой стадии планирования составление Ф. б. способствует установлению необходимого соотношения между доходами и расходами гос-ва, выбору оптимального варианта проекта нар.-хоз. плана, отвечающего поставленным целям и задачам и обеспечивающего сбалансированное развитие экономики страны в предстоящем периоде. На последующей стадии, когда формируется система финанс. планов, гл. орудием координации финанс. связей выступает Гос. бюджет СССР, посредством к-рого гос-во увязывает отд. финанс. планы в целостную систему, определяет место каждого из них в проведении финанс. политики, устанавливает в нар. х-ве финанс. и бюджетные взаимоотношения, обусловленные конкретными адресными заданиями нар.-хоз. плана.

Ф. б. состоит из двух взаимно сбалансированных частей (разделов): доходы гос-ва и расходы гос-ва.

Доходы государства: ден. накопления (прибыль гос. предприятий и орг-ций, налог с оборота, взносы в фонд социального страхования); амортизационные отчисления; доходы гос. бюджета от колхозов, потребительской кооперации и обществ. орг-ций (в основном подоходный налог); доходы от внешнеэкономич. операций; поступления от населения (в основном гос. налоги, поступления по свободно обращающимся займам и денежно-вещевым лотереям, добровольные взносы); средства банков на прирост фондов кредитования; пр. доходы.

Расходы государства: гос. капитальные вложения; капитальный ремонт; прирост нормативов собственных оборотных средств; отчисления в фонды экономического стимулирования; гос. дотация; расходы на социально-культурные мероприятия и науку, управление, оборону страны; расходы по внешнеэкономич. операциям; прирост фондов кредитования банков; средства на образование гос. материальных и финанс. резервов; операционные и пр. расходы.

Ф. б. играет важную роль в планировании финансов на перспективу. Разработанный на пять или более лет, Ф. о. выражает долговременную финанс. программу гос-ва, служит основой для определения направлений финансовой политики на долгосрочный период.

Лит.: Ляндо А. М., Вопросы финансового баланса народного хозяйства, М., 1963; Волуйский Н. М., Сводный финансовый план, М., 1970; Аллахвердян Д. А., Финансы и социалистическое воспроизводство, М., 1971; Курченко Л. Ф., Балансовый метод в финансовом планировании, М., 1973; Гаретовский Н. В., Некоторые проблемы финансового планирования, "Плановое хозяйство", 1974, № 8; Государственный бюджет СССР, под ред. В. В. Лаврова и К. Н. Плотникова, М., 1975; Волков А. М., Проблемы перспективного планирования финансовых ресурсов, "Плановое хозяйство", 1975, № 2; Шеховцов Г. К., Сводное бюджетное планирование, М., 1976. Г. К. Шеховцов.

ФИНАНСОВЫЙ КАПИТАЛ, капитал, образовавшийся в результате слияния пром. и банковских монополий. Его возникновение - один из осн. признаков империализма. Критикуя концепцию Р. Гилъфердинга, сводившего понятие Ф. к. к подчинению пром. капитала банковским, В. И. Ленин так определил сущность Ф. к.: "Концентрация производства; монополии, вырастающие из нее; слияние или сращивание банков с промышленностью - вот история возникновения финансового капитала и содержание этого понятия" (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 27, с. 344). Сращивание банковских и пром. монополий происходит в различных формах, что связано с новыми операциями банков в эпоху империализма: ведение текущих счетов, осуществление расчётов и платежей клиентов, краткосрочного и долгосрочного кредитования, трастового дела, взаимного участия в акц. капитале (см. Система участия) и личной унии. Наиболее тесные связи пром. и банковских монополий осуществляются через совместное владение ценными бумагами (см. Фиктивный капитал).

После 2-й мировой войны 1939-45 в условиях научно-технич. революции усилилось сращивание банков и пром. монополий в связи с ростом масштабов кредитных, расчётных и платёжных операций. Анализ балансов пром. концернов капиталистич. стран показывает, что практически нет предприятий, не использующих заёмный капитал. Увеличение во всех капиталистич. странах значения самофинансирования предприятий не снизило роли банковского кредита. Произошла специализация на рынке ссудных капиталов, быстрое развитие получили новые кредитно-финанс. ин-ты: страховые учреждения, пенсионные фонды, инвестиционные компании, ссу до-сберегательные ассоциации и др. специализированные учреждения, что оказывает влияние на структуру Ф. к. Однако большинство из этих ин-тов либо непосредственно подчинено монополистич. банкам, либо теснейшим образом с ними срослось. Монополистич. коммерческие банки остаются гл. силой на рынке ссудных капиталов. То же относится и к пром. монополиям, к-рые не утратили своих ведущих позиций, несмотря на сокращение доли пром-сти в совокупном обществ. продукте в ряде капиталистич. стран. Т. о., костяк Ф. к. по-прежнему составляют сросшиеся пром. и банковские монополии.

Формой сращивания банковских и пром. монополий остаётся личная уния. В. И. Ленин привёл данные кануна 1-й мировой войны 1914-18, когда "шесть крупнейших берлинских банков были представлены через своих директоров в 344 промышленных обществах ... С другой стороны, в наблюдательных советах тех же шести банков был (в 1910 г.) 51 крупнейший промышленник..." (там же, с. 337). В 1970 директора трёх гросс-банков ФРГ имели 650 мандатов членов наблюдательных советов пром. и др.