БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ХРАМОВАЯ МУЗЫКА, культовая музыка.
ЦИНКА СУЛЬФИД, сернистый цинк, ZnS, белый порошок.
ЧЕРСКОГО ХРЕБЕТ, цепи Черского, горная система на С.-В. СССР.
ЧУВАШСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени И. H. Ульянова.
ТАМОЖНЯ (от тамга), гос. учреждение, контролирующее провоз грузов.
ШТЕТТИНСКИЙ МИР 1570, между Швецией и Данией.
ЭКСПОНОМЕТРИЯ, раздел фотографии, в к-ром определяют условия экспонирования.
ЭССЕ (франц. essai - попытка, проба, очерк, от лат. exagium - взвешивание), прозаич. сочинение.
ТЕАТР ТЕНЕЙ, вид театр, зрелища.
ЕККЕ, текийе, завие (тур. tekke, zaviye), обитель мусульм. дервишей в Турции.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

2197031823552198549321ozofice" (Buc., 1954-1963, с 1964 назв. "Revista de filozofie"). США: "American Philosophical Quarterly" (Pittsburgh, с 1964); "American Philosophical Society. Yearbook" (Phil., с 1937); "Ethics" (Phil.- Chi., с 1890; до 1938 назв. -"International Journal of Ethics"); "International Philosophical Quarterly" (N. Y., с 196 Ц-"Journal of Aesthetics and Art Criticism" (N. Y., с 1941); "Journal of Existentialism" (N. Y., с 1960); "Journal of Philosophy" (N. Y., с 1904); "Journal of Symbolic Logic" (Menasha, с 1936); "Journal of the History of Ideas" (N. Y., с 1940); "Journal of the History of Philosophy" (Berk., с 1963); "Modern Schoolman" (St. Louis, с 1925); "Personalist" (Los Ang., с 1920); "Philosophical Review" (Ithaca- Boston, с 1892); "Philosophical Studies" (Minneapolis, с 1950); "Philosophy East and West" (Honolulu, с 1951); "Philosophy of Science" (Balt., с 1934); "Philosophy Today" (Carthagena, с 1957); "Review of Metaphysics" (New Haven, с 1947); "Soviet Studies in Philosophy" (N. Y., с 1962); "Thomist" (Bait.-Wash., с 1939); "The New Scholasticism" (Wash., с 1926). Франция: "Archives de philosophie" (P., с 1923); "Bulletin de la societe francaise de philosophie" (P., с 1901); "Esprit" (P., с 1932); "Etudes philosophiques" (P., с 1926); "Nouyelle critique" (P., с 1948); "La Pensee" (P., с 1939); "Revue d'estetique" (P., с 1948); "Revue de metaphysique et de morale" (P., с 1893); "Revue d'histoire et de philosophie religieuses" (Strasbourg, с 1921); "Revue de synthese" (P., с 1931); "Revue philosophique de la France et de 1'Etranger" (P., с 1876);

"Temps mоdernes" (P., с 1945). ФРГ: "Philosophia Naturalis [Archiv fur Natur-philosophie und die philosophischen Grenzgebiete]" (Meisenheim, с 1950); "Philosophische Rundschau" (Tubingen, с 1953); "Philosophischer Literatur-anzeiger" (Meisenheim, с 1949); "Philosophisches Jahrbuch" (Munch., с 1888); "Universitas" (Stuttg., с 1946); "Wissen-schaft und Weisheit" (Dusseldorf, с 1934); "Wort und Wahrheit" (Freiburg, с 1946); "Zeitschrift fur philosophische Forschung" (Meisenheim, с 1946); "Zeitschrift fur ailgemeine Wissenschaftstheorie" (Wiesbaden, с 1969). Чехословакия: "Filosoficky casopis" (Praha, с 1953); "Filosofia" (Bratislava, с 1968). Швейцария: "Dialectica" (Neuchatel, с 1947). Югославия: "Dialectical (Beograd, с 1947); "Filozofija" (Beograd, с 1957).

Междунар. Ф. ж.: "Bibliographic de la philosophic" (P., с 1937); "Bulletin signaletique. Philosophic, sciences humai-nes" (P., с 1961); "Dialectica" (Lausanne, с 1947); " Diogenes" (N.Y., с 1953); "ETC. A review of general semantics" (San Francisco, с 1943); "Foundations of Language" (Dordrecht, с 1965); "Logique et analyse" (Louvain, с 1958); "Philosophia mathematica" (Kingston [III.], с 1964); "Philosophy and Phenomenological Research" (Buffalo- [N. Y.], с 1940);"Revue Internationale de philosophic" (P., с 1938); "Synthese" (Dordrecht, с 1936); "Cultural hermeneutics" (Dordrecht, с 1972).

Лит.: Ulrich's international periodicals directory, v. 2, N. Y., 1971, p. 1278-1289.

А. П. Огурцов.

ФИЛОСОФСКИЕ КОНГРЕССЫ международные. 1-й междунар. Ф. к. (авг. 1900, Париж), организованный по инициативе франц. философов-идеалистов - Э. Бутру (президент конгресса), А. Бергсона, Л. Кутюра, Э. Леруа и др., был приурочен к Всемирной выставке. Работа конгресса проходила по 4 секциям - логики и истории науки (преобладали доклады позитивистского направления), общей философии и метафизики, этики, истории философии [доклады П. Таннери (Франция) "Принципы естествознания у Аристотеля", Ж. Льона (Франция) "Инструктивная логика в эпикурейской школе", А. Делакруа (Франция)"Д. Юм и критич. философия" и др.]. От России в работе конгресса участвовали логик Н. А. Васильев (вице-президент конгресса), В. Н. Ивановский, Б. Н. Чичерин. На 2-м конгрессе (1904, Женева, Швейцария) наряду с перечисленными секциями работала секция истории науки. На 3-м конгрессе (1908, Гейдельберг, Германия, президент конгресса - В. Виндельбанд) доминировали неокантианское и отчасти неогегельянское направления (Б. Кроче, Италия, и др.); обсуждалась проблема синтеза абс. идеализма с прагматизмом [доклады Дж. Ройса (США), Ф. К. С. Шиллера (Великобритания), Г. Куваки (Япония)]. Из России на конгрессе присутствовали А. В. Васильев, Н. А. Васильев, П. Э. Лейкфельд. На 3-м конгрессе была выработана семисекционная структура (секции истории философии, общей философии, психологии, логики и теории познания, этики, эстетики, философии религии), характерная и для следующих пяти Ф. к. (4-й состоялся в 1911, в Болонье, Италия; 5-й - в 1924, в Неаполе, Италия; 6-й - в 1926, в Кембридже, США; 7-й - в 1930, в Оксфорде, Великобритания; 8-й - в 1934, в Праге, Чехословакия). Значит. событием был 9-й Ф. к. (1937, Париж) - т. н. Декартовский конгресс, посвящённый 300-летию выхода соч. Р. Декарта "Рассуждение о методе" и "Геометрия". Специальная секция конгресса обсуждала осн. идеи картезианской философии; работали подсекции истории картезианских идей, влияния картезианства, методологич. и математич. аспектов учения Декарта и др. Были рассмотрены проблемы соотношения идей Декарта с философией франц. материалистов 18 в. (доклад X. Влесхаувера, Нидерланды), Г.Галилея(доклад А.Койре, Франция); обсуждался вопрос о влиянии Декарта на развитие философии и науки в Англии (А. Р. Андерсон), Германии (Э. Бергман), Венгрии (Й. Халаши-Надь), Чехословакии (И. Тирди), Японии (Г. Куваки). В докладах И. Бенеша (Венгрия), С. Браун, К. Левита (Германия), Ж. Маритена (Франция) с идеалистич. позиций были рассмотрены проблемы онтологии и гносеологии Декарта. На секции логики и философии математики 9-го Ф. к. обсуждались антиномии и парадоксы логики и теории множеств, логико-математич. анализ проблемы бесконечного (доклады X. Перельмана, Ж. Тюммера и А. Френкеля) и проблемы формальной структуры математич. объектов. Специальные секции были посвящены филос. вопросам физики и биологии; обсуждались принципы детерминизма и неопределённости (Л. де Бройль, П. Феврие, Франция, А. Теста, Италия, Э. Юинг, Великобритания). На секции филос. вопросов биологии дискуссия развернулась вокруг выдвинутого Л. Берталанфи "ор-ганицистского подхода" к биологич. закономерностям; работала также секция анализа рефлексии и трансцендентности, на к-рой доминировали неото-мисты, и секция "ценности - нормы и действительность".

После перерыва, связанного со 2-й мировой войной 1939-45, была сделана попытка собрать 10-й Ф. к. в 1946 в Риме; однако этот конгресс не был достаточно представителен и обычно не включается в общую нумерацию Ф. к. (как и междунар. конгресс по философии в Барселоне, 1949). Поэтому 10-м считается Ф. к., состоявшийся в 1948 в Амстердаме (Нидерланды); начиная с него Ф. к. организуются Междунар. федерацией филос. об-в под эгидой ЮНЕСКО. Тема 10-го Ф. к.-"Человек, человечество и гуманность". На 17 секциях (в т. ч. и новых - философии права, философии языка, философии истории) было заслушано более 400 докладов, в проблематике к-рых важную роль играла антифашистская тема. 11-й конгресс (1952, Брюссель, Бельгия) прошёл под знаком господства феноменологич. школы (доклады А. Бейера, Л. Ландгребе, ФРГ, А. Сильва-Таруки, Австрия) и неопозитивизма (А. Айер, К. Поппер, Великобритания). На конгрессе было принято решение проводить Ф. к. регулярно раз в 5 лет.

Крупнейшей вехой в истории Ф. к. явился 12-й конгресс (сент. 1958, Венеция и Падуя, Италия, более 1300 делегатов), на к-ром впервые присутствовали делегация СССР (в составе 28 чел.), а также представители Болгарии, Венгрии, ГДР, Польши, Румынии, Чехословакии. В докладах сов. делегации, вызвавших большой интерес со стороны участников конгресса, было дано марксистское освещение темы 12-го Ф. к.- "Человек и природах Две другие ведущие проблемы - "Свобода и ценности" и "Логика, язык и общение"; в дискуссиях вокруг этих проблем сов. делегация последовательно отстаивала принципы марксистско-ленинской философии, выступала против идеалистич. истолкования достижений совр. науки и попыток "опровержения" диалектич. материализма. С материали-стич. позиций выступал также ряд философов Италии, США, Франции. Среди представителей бурж. философии численно преобладали неотомисты и логич. позитивисты. На 13-м Ф. к. (1963, Мехико, Мексика, ок. 1500 участников) также присутствовали делегации СССР (18 чел.) и др. социалистич. стран, сделавшие в общей сложности более 70 докладов и сообщений, в к-рых был изложен марксистский подход к гл. темам конгресса ("Проблема человека" и "Критика нашей эпохи"). В докладах представителей СССР, Кубы (X. А. Портуондо) и ряда др. стран рассматривались идеологич. вопросы нац.-освободит. борьбы против империализма и неоколониализма. Отпор со стороны делегатов из социалистич. и развивающихся стран получила выдвинутая в докладах Ф. Ларройо (Мексика) и Р. Савады (Япония) идея "мирового правительства". Полемика между представителями материалистич. идеалистич. воззрений развернулась на заседаниях конгресса, посвящённых филос. вопросам естествознания, оценке философии Э. Гуссерля (симпозиум), общей семантике, соотношению европ. и вост. филос. традиций. Важное значение для развития взаимопонимания между философами СССР и США имела встреча делегаций этих стран, организованная под председательством Дж. Сомервилла (США) и посвящённая теме "Философия и проблемы мира на земле". На 14-м Ф. к. (1968, Вена, Австрия, ок. 3000 делегатов, в т. ч. 150 из социалистич. стран) члены сов. делегации (41 чел.), принимавшие активное участие почти во всех пленарных и секционных заседаниях, дали марксистский анализ осн. тем конгресса ("Дух, мир и история", "Свобода: ответственность и решение", "Язык: семантика и герменевтика", "Философия и идеология", "Философия и наука"). На конгрессе рассматривались осн. проблемы современности: вопросы обществ. -политич., нац.-освободит. и идеологич. борьбы, социальные последствия научно-технич. революции, ответственность и роль учёного, кризис бурж. культуры, характер и значение гуманизма в совр. эпоху. Конгресс показал рост всемирного влияния идей марксистско-ленинской философии. По случаю 150-летия со дня рождения К. Маркса в рамках конгресса был проведён коллоквиум "Карл Маркс и философия современности"; как дополнение к нему по инициативе сов. и амер. марксистов был организован коллоквиум "Природа человека и проблема мира". 15-й Ф. к. состоялся в сент. 1973 (Варна, НРБ, ок. 3500 участников). В порядке подготовки к конгрессу в СССР, Болгарии и др. социалистич. странах был проведён ряд конференций (в частности, Всесоюзная теоретич. конференция "Человек и научно-технич. прогресс", март 1973), были опубликованы доклады и др. материалы, в т. ч. совместный сов.-болг. труд "Ленинская теория отражения и современная наука" (т. 1-3, София, 1973). Одной из наиболее многочисленных была делегация СССР (270 чел.); значительно шире, чем на предыдущих конгрессах, были представлены философы развивающихся стран Азии и Африки. Тема Конгресса "Наука, техника, человек" была глубоко рассмотрена в докладах философов-марксистов в свете диалектич. материализма и марксистской методологии науки. На конгрессе развернулись острые дискуссии между представителями марксистской и бурж. философии, затрагивающие практически все актуальные вопросы совр. философии и обществ. развития.

Кроме общих Ф. к., регулярно проводился и проводится ряд др. между нар. конгрессов по отд. областям и направлениям философии: Междунар. конгрессы по логике, методологии и философии науки (проводятся с 1960; 5-й состоялся в 1975), Междунар. конгрессы по эстетике (проводятся с 1913; 7-й состоялся в 1972), Междунар. гегелевские конгрессы (проводятся с 1956; 11-й состоялся в 1976), Междунар. лейбницевские конгрессы (проводятся с 1966; 2-й состоялся в 1972).

Лит.: Копнин П. В., XII Международный философский конгресс. Заметки участника, "Философские науки", 1959, Mi> 1; Юлина Н. С., Михаленко Ю. П., Садовский В. Н., Некоторые проблемы современной философии. Критический обзор материалов XII Международного философского конгресса. Венеция, 1958, М., 1960; Скирдо М. П., Борьба идей на XV Всемирном философском конгрессе, М., 1974. Б. А. Старостин.

"ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ", науч. журнал, орган Мин-ва высшего и ср. спец. образования СССР, выходит в Москве в серии "Научные доклады высшей школы", с 1958- 4 раза, с 1962 - 6 раз в год. Гл. редакторы: с 1958 - М. Т. Иовчук, с 1971 - В. С. Готт. Публикует статьи по диалектич. и историч. материализму, истории философии, этике, эстетике, атеизму, логике, методоло-П1ч. вопросам естеств. и обществ. наук, филос. проблемам культуры и комму-нистич. воспитания, критике совр. бурж. философии и социологии. Имеются отделы "В помощь преподавателям марксистско-ленинской философии", "Научная жизнь", "Критика и библиография". В журнале сотрудничают как сов., так и зарубежные авторы. Тираж (1975) ок. 10 тыс. экз.

ФИЛОСОФСКИЕ ОБЩЕСТВА И ОРГАНИЗАЦИИ. Первые формы филос. организаций - филос. школы в Др. Греции (Ликей, Академия платоновская) и филос. ф-ты ср.-век. ун-тов. В эпоху Возрождения из различных кружков гуманистов формировались академии (напр., Флорентийская платоновская академия). В новое и новейшее время наряду с нац. академиями, в к-рых были отделения философии, в ходе междунар. связей учёных возникли различные филос. школы, а также появились спец. Ф. о. и о.

В России существовало Филос. об-во при Петербургском ун-те.

Международные организации: Междунар. совет по философии и гуманитарным исследованиям (Париж); Междунар. ин-т философии (Париж); Междунар. гегелевское об-во (Зальцбург, Австрия); Междунар. объединение по истории и философии (Лондон); Междунар центр междисциплинарных исследований (Париж); Междунар. ассоциация философии, искусств и наук (Болонья, Италия).

Австралия: Филос. ассоциация; Академия гуманитарных наук, секция философии. Австрия: Отделение философии и истории АН Австрии; Ака-демич. об-во философии, психологии и психотерапии; Об-во этич. культуры. Аргентина: Нац. академия права и социальных наук. Бельгия: Бельг. филос. об-во; Филос. об-во в Лувене; Бельг. об-во логики и философии науки; Ин-т философии при католич. ун-те в Лувене; Об-во П. Тейяра де Шардена. Бразилия: Филос. об-во; Неопифагорейский ин-т. Великобритания: Брит. академия, секция философии; Брит. об-во эстетики; Филос. об-во; Королевский ин-т философии; Веруламский ин-т; Брит, об-во философии науки. Дания: Королевская академия наук и лит-ры, отделение философии и истории. Индия: Ин-т философии; Ин-т йоги. Испания: Королевская академия моральных и политич. наук. Италия: Отделение филос. наук при Нац. академии; Итал. филос. об-во; Ин-т филос. исследований при ун-те в Риме; Центр изучения логики и науки. Канада: Филос. ассоциация; Королевское об-во с отделением гуманитарных и социальных наук (франц. и англ.). Мексика: Ин-т филос. исследований при Нац. независимом ун-те (Мехико). Нидерланды: Отделение истории и философии Королевской академии наук и искусств; Филос. об-во. США: Амер. филос. ассоциация; Амер. католич. филос. ассоциация; Центр по философии науки; Ин-т общей семантики; Ин-т филос. исследований; Ин-т философии науки; Амер. об-во по эстетике; Ассоциация символич. логики; Об-во Ч. Пирса; Ассоциация философии науки; Об-во по изучению философии диалектич. материализма; Амер. филос. об-во. ФРГ: Отделение философии и социальных наук Академии наук и литературы; Филос. об-во Германии; Кантовское об-во; Шопенгауэровское об-во; Об-во по изучению истории идей; Об-во Лейбница. Франция: Академия моральных и политич. наук, секция философии; Франц. об-во философии; Центр гуманитарных наук при Нац. центре научных исследований; Центр марксистских исследований. Швейцария: Философское об-во; Об-во гуманитарных наук.

Социалистические страны. Болгария: Ин-т философии БАН. Венгрия: Ин-т философии АН ВНР. ГДР: Ин-т философии АН ГДР. Польша: Ин-т философии и социологии ПАН; Польское филос. об-во. Румыния: Ин-т философии АН СРР. СССР: Ин-т философии АН СССР; Академия обществ. наук при ЦК КПСС; Ин-т философии АН УССР; ин-ты философии и права АН БССР, АН Каз. ССР, АН Узб. ССР; Ин-т философии АН Груз. ССР; ин-ты философии и права АН Азерб. ССР, АН Арм. ССР, АН Кирг. ССР; Отделы философии и права АН Литов. ССР, АН Тадж. ССР, АН Молд. ССР; секторы философии АН Латв. ССР, АН Туркм. ССР, АН Эст. ССР; Ин-т истории естествознания и техники АН СССР; Философское об-во СССР. Чехословакия: Ин-т философии и социологии АН ЧССР; Ин-т философии и социологии Словацкой АН

(Братислава). Югославия: Югосл. филос. об-во; Сербское и Хорватское филос. об-ва. А. П. Огурцов.

"ФИЛОСОФСКИЕ ТЕТРАДИ", произведение В. И. Ленина, в к-ром разработан ряд принципиальных положений о диалектике как логике и теории познания марксизма, а также о категориях как основном содержании теории диалектики.

"Ф. т." - это десять тетрадей конспектов и выписок из книг (К. Маркса и Ф. Энгельса, Г. Гегеля, Л. Фейербаха, Аристотеля, Ф. Лассаля и др.), сделанных Лениным в период 1914-16, а также отд. набросков, наиболее развёрнутым и важным из к-рых является фрагмент "К вопросу о диалектике". Впервые опубл. в 1929-30. "Ф. т." в целом представляют собой подготовит. материал для задуманной Лениным работы по теории материалистич. диалектики. Идеи "Ф. т." составили методологич. основу теории империализма, использованы Лениным в статьях по экономике и политике, напр. "Крах II Интернационала", "Русские зюдекумы", "Детская болезнь „левизны" в коммунизме", "Ещё раз о профсоюзах...", "О значении воинствующего материализма" и др.

Работа Ленина над "Ф. т." была вызвана необходимостью дальнейшей разработки философии марксизма в условиях, когда теоретики 2-го Интернационала отрицали наличие в марксизме собств. филос. системы, в особенности теории познания, и настаивали на соединении эко-номич. учения Маркса с кантианством.

Изучая труды Гегеля, Ленин подмечает непоследовательность гегелевской диалектики и вместе с тем подчёркивает, что без её критич. освоения нельзя проникнуть в существо марксистского метода мышления. Именно Гегелю первому удалось угадать "...в смене, взаимозависимости всех понятий, в тождестве их противоположностей, в переходах одного понятия в другое, в вечной смене, движении понятий, именно такое отношение вещей, природы" (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 29, с. 179). Вместе с тем мистицизм гегелевской позиции заключается в обожествлении "логической идеи", мышления. Отсекая эти черты идей Гегеля, Ленин применяет учение о развитии к процессу познания. Диалектика неполна без выражения движения в логике понятий, т. е. она имеет подлинный смысл как логика и теория познания. В этой связи приобретает особенное значение категория практики, к-рую в идеалистич. виде начал вводить в логику Гегель. Предметная деятельность рассматривается Лениным как основа для формирования категориального, логич. строя мышления, в к-ром воспроизводится диалектика объективного мира. Поэтому диалектика как философская наука есть одновременно и онтология (учение о бытии), и гносеология (теория познания), есть содержательная логика, к-рая ни в коей мере не может быть сведена к общей схеме, иллюстрируемой "суммой примеров" (см. там же, с. 316). "Согласие" с принципом развития, не распространённое на логику и гносеологию, Ленин квалифицирует как вульгаризацию и опошление диалектики. Особенный смысл поэтому приобретает закон единства и борьбы противоположностей, позволяющий выразить самодвижение в системе понятий. Для определения характера связи противоположностей внутри единого целого Ленин употребляет различные термины (единство, совпадение, тождество, равнодействие), к-рые раскрывают взаимопроникновение, взаимопереход противоположностей. "Диалектика есть учение о том, как могут быть и как бывают (как становятся) тождественными противоположности,- при каких условиях они бывают тождественны, превращаясь друг в друга,- почему ум человека не должен брать эти противоположности за мертвые, застывшие, а за живые, условные, подвижные, превращающиеся одна в другую" (там же, с. 98). Ленин обращает внимание на необходимость использования для изучения и изложения диалектики вообще логики "Капитала", в к-ром Маркс дал образец диалектико-материалистич. анализа реальности .

Большое методологич. значение имеет ленинское положение о том, что теория диалектики должна быть сгустком, итогом, обобщением всей истории познания, включая историю умственного развития человеческого рода и индивидуума, историю языка, физиологию органов чувств, историю философии, историю всех отд. отраслей знания. Ленин высоко оценивает гегелевскую идею о том, что историко-филос. развитие, освобождённое от случайностей историч. формы, должно составить существенное содержание науч. философии. В понимании процесса становления и применения логич. категорий в истории познания и философии Ленин подчёркивает удачность гегелевского образа "круга кругов", к-рый в противоположность простой хронологии и эмпи-рич. констатации раскрывает противоречивость, сложность, многосторонность, спиралевидность процесса познания. Анализируя план диалектики (логики) Гегеля, Ленин отмечает, что в последовательности изложения категорий должен найти отражение общий ход движения человеческого познания. Ленин требует показать основополагающее значение понятия материи и углубить его, выделяя те моменты, шаги, ступени, узловые пункты в процессе познания, к-рые "...направляются от субъекта к объекту, проверяясь практикой и приходя через эту проверку к истине..." (там же, с. 301). "С одной стороны, надо углубить познание материи до познания (до понятия) субстанции, чтобы найти причины явлений. С другой стороны, действительное познание причины есть углубление познания от внешности явлений к субстанции" (там же, с. 142-43). Ленин подчёркивает активность сознания, находящую выражение в преобразовании человеком природной и социальной действительности, в созидании культуры на основе познания объективных законов мира. "Сознание человека не только отражает объективный мир. но и творит его" (там же, с. 194).

Прослеживая развитие диалектики, Ленин проводит линию воинствующего материализма, разоблачая суеверие и мистику, свойственные идеализму, критикуя Гегеля за фальсификацию им истории философии. Он формулирует принципы диалектико-материалистич. критики идеализма, отмечая недостатки критики и оценки Плехановым и нек-рыми др. марксистами кантианства, махизма и т. д. "Марксисты критиковали (в начале XX века) кантианцев и юмистов более по-фейербаховски (и по-бюхнеровски), чем по-гегелевски" (там же, с. 161).

Конспектируя "Святое семейство" Маркса и Энгельса, Ленин прослеживает процесс перехода их на позиции науч. социализма и выделяет гл. моменты этого процесса: 1) подход "к идее общественных отношений производства"; 2) критика филантропич. теорий социализма и осознание революц. роли пролетариата; 3) анализ того направления франц. материализма, к-рое подводит к социализму. В "Ф. т." Ленина изложена программа филос. исследований, включающая задачи разработки диалектики как цельной филос. науки, глубокого освоения классич. филос. наследия и острой, принципиальной критики бурж. философии. Они сыграли громадную роль в развитии марксистско-ленинской философии, определили направление исследований философов-марксистов.

Лит.: О "Философских тетрадях" В. И. Ленина, М., 1959; Суворов Я. Н., Вопросы диалектики в "Философских тетрадях" В. И. Ленина, М., 1960; Касымжанов А. X., Как читать и изучать "Философские тетр