БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ХРАМОВАЯ МУЗЫКА, культовая музыка.
ЦИНКА СУЛЬФИД, сернистый цинк, ZnS, белый порошок.
ЧЕРСКОГО ХРЕБЕТ, цепи Черского, горная система на С.-В. СССР.
ЧУВАШСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени И. H. Ульянова.
ТАМОЖНЯ (от тамга), гос. учреждение, контролирующее провоз грузов.
ШТЕТТИНСКИЙ МИР 1570, между Швецией и Данией.
ЭКСПОНОМЕТРИЯ, раздел фотографии, в к-ром определяют условия экспонирования.
ЭССЕ (франц. essai - попытка, проба, очерк, от лат. exagium - взвешивание), прозаич. сочинение.
ТЕАТР ТЕНЕЙ, вид театр, зрелища.
ЕККЕ, текийе, завие (тур. tekke, zaviye), обитель мусульм. дервишей в Турции.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

2197031823552198549321
П. П. Гайденко.

ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ, раздел философии, связанный с интерпретацией ис-торич. процесса и историч. познания. Содержание и проблематика Ф. и. существенно изменялись в ходе историч. развития. Уже в антич. историографии содержатся определ. представления о прошлом и будущем человечества, однако они ещё не складывались в законченную систему взглядов. В ср.-век. христ. Ф. и. (Августин и др.) главной движущей силой истории считалось внеисторич.

божеств. провидение (люди - только актёры драмы, автором к-рой является бог,- см. Провиденциализм). В борьбе с этой концепцией начиная с эпохи Возрождения формировалась светская Ф. и., значит. вклад в к-рую внесли Ж. Боден, англ. материалисты 17 в. (Ф. Бэкон, Т. Гоббс и др.) и особенно Дж. Вико с его теорией историч. круговорота. Термин "Ф.и." впервые употребил Вольтер, имея в виду универсальное историч. обозрение человеческой культуры. И. Г. Гердер впервые рассматривает Ф. и. как специальную дисциплину, изучающую общие проблемы истории и призванную ответить на вопрос: существуют ли положит. и неизменные законы развития человеческих обществ и если да, то каковы эти законы?

Ф. и. 18-1-й пол. 19 вв. была по преимуществу общей теорией историч. развития. Философы стремились сформулировать цель, движущие силы и смысл историч. процесса. Сила, управляющая историей, могла наз. по-разному(божеств. провидение, всеобщий разум), однако во всех случаях эта сила остаётся внеисто-рической: она проявляется в истории, но не создаётся в ней.

Тем не менее классич. Ф. и. выдвинула и разработала ряд важных идей - теорию прогресса (М. Ж. А. Кондорсе), проблему единства историч. процесса и многообразия его форм, историч. закономерности, свободы и необходимости и т. д. Своеобразным итогом и вершиной её была теория Г. Гегеля. Он попытался представить историю как единый закономерный процесс, в к-ром каждая эпоха, будучи неповторимо своеобразной, представляет собой в то же время закономерную ступень в общем развитии человечества. Однако ист. процесс для Гегеля - лишь бесконечное саморазвёртывание разума, идеи. Отсюда - абстрактность гегелевской Ф. и. и её несостоятельность в объяснении конкретного хода истории.

Во 2-й пол. 19 в. традиционная метафи-зич. и онтологич. проблематика, стоявшая в центре внимания Ф. и., в значит. мере отходит к др. обществ. наукам, так что позитивистские теоретики провозгласили даже конец всякой Ф. и. и её замену социологией. Однако социология не смогла вобрать в себя всю философско-историч. проблематику. Кризис позитивистского эволюционизма в кон. 19 - нач. 20 вв. вызвал к жизни новые варианты теории историч. круговорота (О. Шпенглер, А. Тойнби, П. А. Сорокин). Проблема смысла истории остаётся центр. проблемой христ. Ф. и. и отчасти экзистенциализма (К. Ясперс). В бурж. Ф. и. 20 в. глобальные проблемы всемирной истории и совр. цивилизации часто трактуются в духе иррационализма и пессимизма и заострены против марксизма. Широкое распространение приобрела также сложившаяся в кон. 19 в. т. н. критич. Ф. и., в к-рой можно выделить два осн. течения - гносеологическое и логико-методологическое. Гносеологич. теория и критика историч. познания (начало к-рой положил В.

Дильтей) не ограничивается рамками собственно историографии, но анализирует историч. сознание в широком смысле слова. Так, у Б. Кроне теория историографии -лишь одно из проявлений "философии духа". Неокантианская Ф. и. (В. Виндельбанд, Г. Риккерт) тесно связана с учением о ценностях. Осн. пафос этих концепций - в утверждении предметной и гносеологич. специфичности истории, её отличия от естествознания н "натурализованных" обществ. наук, особенно от социологии. Ведущую роль в этом течении Ф. и. играет феноменология.

"Аналитическая" Ф. и., связанная с позитивистской традицией, занимается преим. логико-методологич. исследованием историч. науки, считая, что задача философии не предписывать правила историч. метода, а описывать и анализировать исследоват. процедуру и объяснит. приёмы историка, прежде всего - особенности логики историч. познания (Э. Нагель, К. Гемпель, П. Гардинер, У. Дрей и др.). Усложнение задач и методов историч. науки стимулирует рост интереса к Ф. и. и у историков. С 1960 в США выходит междунар. журн. по Ф. и. "History and Theory".

Подлинно науч. Ф. и. представляет собой материалистич. понимание истории, к-рое устраняет из неё всё сверхъестественное, внеисторическое. К. Маркс показал, что люди сами творят историю, будучи одновременно и актёрами, и авторами своей всемирно-историч. драмы. Однако люди творят свою историю не по произволу, а на основе существующих объективных условий. Результаты деятельности предшествующих человеческих поколений, будучи объективированы в определ. уровне развития производит. сил, в производств. отношениях, предстают перед каждым новым поколением как нечто данное, от его собств. воли не зависящее, как объективные условия его деятельности. В этом смысле развитие общества есть естественноисторич. закономерный процесс. Но этот процесс не является автоматическим. Назревшие потребности материальной жизни общества преломляются в интересах его осн. классов и реализуются в антагонистич. обществе посредством классовой борьбы. Важный вклад в разработку историч. материализма был внесён В. И. Лениным (теория субъективного фактора, диалектика обществ. бытия и обществ. сознания, характеристика закономерностей обществ. прогресса в совр. эпоху и т. д.).

Возникновение материалистич. понимания истории означало радикальное преодоление спекулятивной Ф.и. Философия не претендует больше на то, чтобы рисовать априорную схему всемирно-историч. развития. Хотя изучение прошлого, как и настоящего, не может обойтись без определ. теоретич. предпосылок, "...эти абстракции отнюдь не дают рецепта или схемы, под которые можно подогнать исторические эпохи. Наоборот, трудности только тогда и начинаются, когда приступают к рассмотрению и упорядочению материала - относится ли он к минувшей эпохе или к современности,- когда принимаются за его действительное изображение" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 3, с. 26).

В системе совр. марксистской науки Ф. и. не образует самостоят. отрасли. Соответств. проблематика разрабатывается преим. в рамках историч. материализма, к-рый, собственно, и есть марксистская Ф. и., а также в рамках логики науч. исследования (логич. специфика историч. метода, виды и формы историч. описания, структура историч. объяснения и т. п.) и в рамках самого исто-рич. исследования (принципы периодизации всемирной истории, анализ конкретно-историч. понятий и т. п.). В центре внимания сов. исследователей стоят общие закономерности и диалектика исто-рич. процесса, теория обществ.-экономич. формаций, глобальные проблемы цивилизации и особенности обществ. развития в совр. эпоху, а также взаимосвязь истории с др. обществ. и естеств. науками. См. также статьи Исторический материализм, История.

Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Немецкая идеология, Соч., 2 изд., т. 3; их ж е, Манифест Коммунистической партии, там же, т. 4; Маркс К., Предисловие ["К критике политической экономии"], там же, т. 13; Ленин В. И., Что такое "друзья народа" и как они воюют против социал-демократов?, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 1; Асмус В. Ф., Маркс и буржуазный историзм, М.- Л., 1933; Кон И. С., Философский идеализм и кризис буржуазной исторической мысли, М., 1959; Францов Г. П., Исторические пути социальной мысли, М., 1965; Философские проблемы исторической науки, М., 1969; Исторический материализм как теория социального познания и деятельности, М., 1972; Конрад Н. И., Запад и Восток, [2 изд.], М., 1972; Маркарян Э. С., О генезисе человеческой деятельности и культуры, Ер., 1973; Гулыга А. В., Эстетика истории, М., 1974; Федосеев П. Н., Диалектика современной эпохи, 2 изд., М., 1975; Скворцов Л. В., Диалектика объективного и субъективного в философии истории, М., 1975; Философия и методология истории, М., 1976; Аrоn R., La philosophic critique de 1'histoire, 3 ed., P., 1964; Drау W. H., Philosophy of history, Englewood Cliffs (N. Y.), 1964; Danto A. C., Analytical philosophy of history, Camb., 1965.

И. С. Кон,

ФИЛОСОФИЯ КУЛЬТУРЫ, культурфилософия (нем. Kulturphi-losophie), раздел философии, исследующий сущность и значение культуры. Термин введён в нач. 19 в. нем. романтиком А. Мюллером. Ф. к. следует отличать как от философии истории, ибо процесс культурного творчества человечества в своих ритмах не совпадает с фазами ист. эволюции, так и от социологии культуры, к-рая рассматривает культуру с точки зрения её функционирования в данной системе обществ. отношений. Проблематика Ф. к. впервые осознаётся софистами, сформулировавшими антиномию природного и нравственного (отождествляемого с культурой): так, согласно Гиппию, человеческие установления (обычаи, законы) " ...насилуют нас часто вопреки природе" (цит. по кн.: Гомперц Т., Греческие мыслители, т. 1, СПБ, 1913, с. 346). Киники (Антисфен, Диоген Синопский) развили это противопоставление до вывода о необходимости возврата к природе, к простоте перво-бытночеловеческого существования, выступив т. о. одними из первых критиков культуры. Кинич. критика искусственности и испорченности обществ. состояния, воспринятая в ослабленном виде стоицизмом, составила неотъемлемый элемент той духовной атмосферы, в к-рой развивалась обществ. мысль раннего христианства и его "теология культуры". В новое время проблематика философии и критики культуры получает особое развитие у Дж. Вико, Ж. Ж.Руссо, Ф.Шиллера (учение о "наивной" и "сентиментальной" поэзии как двух фазах в развитии культуры), И. Г. Гердера и йенских романтиков (идея индивидуального своеобразия нац. культур и отдельных ист. ступеней культурного развития). От Ф. Ницше и отчасти от рус. славянофилов можно датировать существование Ф. к. в узком смысле - как филос. осмысления разных стадий эволюции человеческой культуры. Центр тяжести сосредоточивается теперь на противопоставлении культуры как органич. целостности - цивилизации как проявлению механич. и утилитарного отношения к жизни (Г. Зиммелъ, О. Шпетлер, Л. Клагес, Г. Кайзерлинг, X. Ортега-и-Гасет и др. представители философии жизни, в России - К. Н. Леонтьев, Н. Я. Данилевский, Н. А. Бердяев и др.). У Данилевского и Шпенглера эта идея сочетается с постулатом об абс. замкнутости и взаимной непроницаемости различных (нац. или ист.) культур, что сопровождалось отрицанием общечеловеческого значения культуры. Стремление избавиться от релятивизма и скептицизма в осмыслении культуры привело А. Тойнби к возрождению религ.-филос. идей Августина. С. Л. Франк попытался представить культуру и цивилизацию в качестве различных, одновременно присутствующих необходимых уровней в развитии культуры.

Марксизм рассматривает все проблемы, связанные с осмыслением культуры (взаимоотношение общества и природы, преемственность в развитии форм обществ. сознания, соотношение между развитием духовного и материального производства и др.), в составе исторического материализма, понимая культуру как исторически определённый уровень развития общества и человека, как явление общечеловеческое и классовое, обусловленное обществ.-экономич. формациями, со сменой к-рых происходит изменение типов культуры; при этом новая культура усваивает и перерабатывает достижения предшествующей. См. Культура и лит. при этой статье.

Ю. Н. Давыдов.

ФИЛОСОФИЯ ПРАВА, наука о наиболее общих теоретико-мировоззренч. проблемах правоведения и государство-ведения. Длительное время выступала как составная часть философских систем. В античной философии (Сократ, Платон, Аристотель) обсуждались такие проблемы, как соотношение права и справедливости, права и закона, права и силы, о месте права в иерархии социальных ценностей и др. Значит. место Ф. п. занимала в философии Просвещения (напр., доктрина естественного права) и в немецкой классич. философии (напр., "Философия права" Гегеля).

В бурж. обществе Ф. п. по преимуществу составная часть широко развившейся юрид. науки; нередко термин "Ф. п." употребляется как синоним общей теории (общего учения) о праве. Однако с кон. 19 в. Ф. п. чаще понимается более узко, как автономная дисциплина, отличная от общей теории и социологии права, призванная изучать не само действующее право, а идеальные, духовные начала, лежащие якобы в основе права. Основным понятием понимаемой т. о. бурж. Ф. п. становится "идея права" в её неокантианском (Р. Штаммлер, Г. Радбрух, Б. А. Кистяковский и др.) или неогегельянском (Ю. Биндер, К. Лоренц и др.) истолковании.

В сер. 20 в. доминирующую роль в бурж. Ф. п. играют течения, основанные на гуссерлианстве (см. Феноменологическая школа права), неореализме, экзистенциализме, а также неотомизме. На ряду с апологией капиталистич. права и правопорядка в бурж. Ф. п. имеются критич. реформистские течения, считающие необходимой "модернизацию" капитализма с помощью права.

С возникновением марксизма Ф. п. была впервые поставлена на материали-стич. основу. Марксизм сочетает философский, социологич. и собственно юридический подходы к изучению права, а не противопоставляет их, как бурж. юриспруденция. В этом плане Ф. п. выступает как один из аспектов общетеоретической правовой дисциплины - теории гос-ва и права. В юрид. лит-ре термин "Ф. п." употребляется также применительно к совокупности тех проблем теории права, решение к-рых требует философского подхода, в особенности методологического и гносеологического.

Лит.: Философские проблемы государства и права, Л., 1970; Керимов Д. А., Философские проблемы права, М., 1972; Реsсhka V.,

Grundprobleme der modernen Rechts-philosophie, [Bdpst], 1974.

ФИЛОСОФОВА (урожд. Дягилева) Анна Павловна [5(17).8.1837, Петербург,- 17(30). 3.1912, там же], деятельница женского движения в России. Из богатой дворянской семьи. Получила домашнее образование. Вместе с Н. В. Стасовой и М. В. Трубниковой организовала женский кружок, по инициативе к-рого в 1870 в Петербурге были созданы первые общеобразовательные женские курсы, а в 1878 - высшие женские Бесту-жевские курсы (см. Высшие женские курсы). С 1859 возглавляла ряд благотворит. об-в. Участвовала в междунар. женском движении, с 1899 вице-пред. Междунар. совета женщин. Во время Революции 1905-07 примыкала к кадетам, выступала против участия женщин в революц. движении. В 1908 пред. 1-го Всеросс. женского съезда (см. Женское движение в России и СССР).

Лит.: Сборник памяти А. П. Философовой, т. 1-2, П., 1915.

ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ, в широком смысле - учение о природе (сущности) человека (см. Человек); в узком - течение в зап.-европ., преим. нем., философии 1-й пол. 20 в., исходившее из идей идеалистич. философии жизни (В. Дилътей), феноменологии Э. Гуссерля и др. и стремившееся к воссозданию целостного понятия о человеке путём использования и истолкования данных различных наук - биологии, психологии, этнологии, социологии и т. д. Начало Ф. а. связано с появлением работ М. Шелера "Положение человека в космосе" (1928) и X. Плеснера "Ступени органического и человек" (1928), в центре внимания к-рых - специфич. отличие в способе существования человека и животных. Это отличие Шелер видит в способности человека отрешиться от давления биологич. потребностей, в "дистанции" его по отношению к окружающей среде. Принципом существования человека Шелер считает внежизненный "дух", тормозящий и сублимирующий органические влечения. Плеснер определяет специфику человека как "эксцентричность", постоянный выход его из непосредственности существования, при этом "эксцентрическое" положение человека определяет не к.-л. один высший "слой" его существа, а всю его организацию, начиная от низших вегетативных уровней.

А. Гелен, развивая ряд идей Шелера, усматривает отличие человека от животных уже в элементарных комбинациях восприятия и движения. Источник человеческой деятельности Гелен видит в биологич. "недостаточности" человека (несовершенство его органов сравнительно с высокоспециализир. органами животных, редукция инстинктов, вообще конституционная неопределённость человека как предпосылка его пластичности). В отличие от животных, человек открыт восприятиям, не имеющим врождённой сигнальной функции. Эта большая свобода и связанная с ней переполненность человеческого восприятия неспецифич. раздражениями требует их "разгрузки", достигаемой путём их символич. переработки, к-рая завершается в языке. Освобождение человека от давления инстинктов основывается на разрыве между действием и побуждением; человек, по Гелену, это "культивируемое" существо. Близка идеям Гелена концепция "культурной антропологии" Э. Ротхаккера: человек рассматривается представителями этого направления Ф. а. как существо, определяемое культурой, как "создатель и создание культуры" (М. Ландман). Если Шелер и его ученики (X. Хенгстенберг, Ф. И. фон Ринтелен) сохраняют в истолковании человека понятия традиц. идеалистич. метафизики (дух, вечность), то др. представители Ф. а., в значит. мере под влиянием феноменологии Гуссерля, склоняются к беспредпосылочному, по существу позитивистскому, описанию специфики человека.

В целом для развития Ф. а. после 2-й мировой войны 1939-45 характерно сложное взаимодействие её с экзистенциализмом, прагматизмом, глубинной психологией, структурализмом. Имеются также попытки эклектического сочетания антропологического подхода с принципами марксизма (Ж. П. Сартр и др.), ревизионистской интерпретации марксизма в духе антропологизма.

Лит.: Корнеев П. В., Современная философская антропология, [М.], 1967; Буржуазная философия XX века, М., 1974.

ФИЛОСОФСКИЕ ЖУРНАЛЫ. Как специфич. форма науч. лит-ры возникли в кон. 17 в. Науч. журналы ["Journal des Scavans" (P., 1665-1792); "Philosophical Transactions" (L., с 1665); "Acta eru-ditorum" (Lipsiae, 1682-1731)] печатали наряду с естеств.-науч. статьями фи-лос. статьи, сообщали о новостях филос. жизни, рецензировали книги по философии. В 18 в. возникли собственно Ф. ж.- первоначально в Германии: "Acta philo-sophorum" (Halle, 1715-26); "Philoso-phisches Journal einer Gesellschaft deu-tscher Gelehrten"(Jena-Lpz., 1795-1800); "Kritisches Journal der Philosophie" (Tubingen, 1802-03). Первые Ф. ж. нередко содержали статьи по широкому кругу проблем - педагогике, политике, праву, теологии ["Revue philosophique, litteraire et politique" (P., 1794-1807); "Zeitschrift fur Philosophie und Padagogik" (Langensalza, 1894-1914)].

К сер. 19 в. новые Ф. ж. были созданы в Германии ["Zeitschrift fur Philosophie und philosophische Kritik" (Lpz., 1837- 1918)], Франции ["Revue philosophique et religieuse" (P., 1855-58)]. С 1850 no 1900 был основан 31 Ф. ж.: в США, Италии, России, Польше. Начали издаваться также первые междунар. журналы [США - "The Monist. An International Journal of General Philosophical Inquiry" (Chi., 1890-1936)]; первые библиографич. периодич. издания ["Repertoire bibliographique de la philosophie" (Louvain, с 1894)]; появились специализированные - по этике, социальной философии - Ф. ж.

Во 2-й пол. 19 в. представители различных филос. течений организовали свои журналы: неокантианцы -"Kant-Stu-dien" (Hamb.-Lpz., с 1896); неотомисты- "Philosophisches Jahrbuch" (Munch., с 1888); "Revue thomiste" (P., с 1893); "Revue de Philosophie" (P., 1900-39); представители неокритицизма - "L'an-nee philosophique" (P., 1867-1913); в 1900-14 было создано 19 новых Ф. ж., в т. ч. в Чехословакии, Испании, Италии, Польше, Ирландии; появились специализированные Ф. ж. по эстетике, философии культуры и философии истории, создаётся междунар. журн. "Logos. Internationale Zeitschrift fur Philosophie der Kultur" (Tubingen, 1910-33). К нач. 1-й мировой войны 1914-18 в мире выходило более 40 Ф. ж.; в период войны издание многих Ф. ж. прервалось, нек-рые перестали выходить. В 1919-39 возникло 57 новых Ф. ж. в Германии, Италии, Франции, США, они начали издаваться в Китае, Австралии, Индии; появились специализированные Ф. ж. по логике и методологии науки ["Erkenn-tnis" (Lpz., 1930-40); "Philosophy of Science" (Bait., с 1934); "Theoria" (Goteborg, с 1935)].

Во время 2-й мировой войны 1939-45 21 Ф. ж. перестал издаваться. Новые Ф. ж. создавались преим. в США. В послевоенные годы число Ф. ж. растёт: в 1945-50 было создано 37 новых Ф. ж., в 1950 - ок. 50, в 1951-60 также ок. 50, в 1960-66 стало выходить ок. 40 новых Ф. ж. В этот период появились Ф. ж. в ряде стран Лат. Америки (Аргентине, Чили, Бразилии, Мексике, Экуадо-ре), Пакистане, Индии; произошла дальнейшая специализация Ф. ж. по истории философии, эстетике, методологич. проблемам социальных наук, этике, логике, были созданы реферативные Ф. ж., новые междунар. Ф. ж. Основная тенденция в развитии Ф. ж.- удвоение общего их числа за 15-20 лет (в 1850-4, 1870- 9, 1890-19, 1910-38, 1930-58, 1950- 97, 1970- ок. 200).

Ф. ж. в России: "Философский трёх-месячник" (с 1885); "Вопросы философии и психологии" (1889-1918); "Логос" (1910-14); "Новые идеи в философии" (1912-14); "Вера и разум" (1884-1916). Филос. статьи печатались также в журн. "Научное обозрение" (1894-1903), "Журнале Министерства народного просвещения" (1834-94).

В СССР издавались журналы: "Под знаменем марксизма" (1922-44), "Проблемы марксизма" (1928-34). Статьи по философии печатали: "Летописи марксизма" (1926-30), "Вестник Коммунистической Академии" (1922-35), "Мысль" (П., 1922), "Фшософська думка" (1927- 1937). Выходят журналы: "Вопросы философии" (с 1947), "Философские науки" (с 1958), "Вестник МГУ. Философия" (с 1966), "Вестник ЛГУ. Философия" (с 1956), "Фiлософська думка" (К., с 1969), реферативные журналы - "Общественные науки в СССР. Сер. 3. Философские науки" (с 1973) и "Общественные науки за рубежом. Сер. 3. Философия и социология" (с 1973).

Ф. ж. за рубежом. Австралия: "Australian Journal of Philosophy" (Sydney, с 1923). Австрия: "Wiener Zeitschrift fur Philosophie, Psychologic und Padagogik" (W., с 1947). Бельгия: "Logique et Analyse" (Louvain, с 1958); "Revue philosophique de Louvain" (Louvain, с 1894); "Tijdschrift voor philosophie" (Leuven, с 1939). Болгария: "Философска мисъл" (София, с 1945). Бразилия: "Revista brasileira de filosofia" (Sao Paulo, с 1951). Великобритания: "The British Journal of Aesthetics" (L., с 1960); "British Journal for the Philosophy of Science" (Edinburg, с 1950); "Mind" (L., с 1876); "Studies in History and Philosophy of Science" (L., с 1970); "Metaphilosophy" (Oxf., с 1970); "Nous" (Bloomington, с 1967). Венгрия: "Magyar filozofiai szemle" (Bdpst, с 1957). ГДР: "Deutsche Zeitschrift fur Philosophie" (В., с 1953). Испания: "Revista de filosofia" (Madrid, с 1942). Италия: "Archivio di filosofia" (Roma, с 1931); "Filosofia" (Torino, с 1950); "Giornale di metafisica" (Torino, с 1946); "Giornale critico della filosofia italiana" (Messina - Firenze, с 1920); "II pensiero" (Mil., с 1956); "Rivista critica di storia della filosofia" (Mil., с 1946); "Rivista di estetica" (Padua, с 1956); "Rivista di filosofia "(Modena-Torino, с 1909); "Rivista di filosofia neoscolastica" (Mil., с 1909); "Sophia" (Roma, с 1933); "Sapienza" (Bologna, с 1948). Канада: "Dialogue. Revue canadienne de Philosophie" (c 1962). Нидерланды: "Idealistic studies" (The Hague, с 1971); "Theory and Decision" (Dordrecht, с 1970). Норвегия: "Inquiry" (Oslo, с 1958). Польша: "Studia filozoficzne" (Warsz., с 1957); "Studia logica" (Poznan-Warsz., с 1953); "Studia estetyczne" (Warsz., с 1964). Румыния: "Cercetari fil