БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ХРАМОВАЯ МУЗЫКА, культовая музыка.
ЦИНКА СУЛЬФИД, сернистый цинк, ZnS, белый порошок.
ЧЕРСКОГО ХРЕБЕТ, цепи Черского, горная система на С.-В. СССР.
ЧУВАШСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени И. H. Ульянова.
ТАМОЖНЯ (от тамга), гос. учреждение, контролирующее провоз грузов.
ШТЕТТИНСКИЙ МИР 1570, между Швецией и Данией.
ЭКСПОНОМЕТРИЯ, раздел фотографии, в к-ром определяют условия экспонирования.
ЭССЕ (франц. essai - попытка, проба, очерк, от лат. exagium - взвешивание), прозаич. сочинение.
ТЕАТР ТЕНЕЙ, вид театр, зрелища.
ЕККЕ, текийе, завие (тур. tekke, zaviye), обитель мусульм. дервишей в Турции.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

2197031823552198549321рях, в СССР - 5 видов. Используются для произ-ва студнеобразующего вещества каррагинина.

ФИЛЛОХИНОН, витамин К1, 2-метил-3-фитил-1,4-нафтохинон, жирорастворимый витамин. Впервые выделен как индивидуальное вещество в 1939 П. Каррером. Ф.- вязкая светло-жёлтая жидкость, флюоресцирует. В воде нерастворим. Синтезируется в зелёных частях растений и нек-рыми микроорганизмами. У человека и млекопитающих животных образуется микрофлорой кишечника. Ф. участвует в биосинтезе факторов свёртывания крови: протромбина и факторов VII, IX и X. Подобно др. жирорастворимым витаминам входит в состав липид-ной фракции биол. мембран. Недостаточность Ф. у человека и животных чаще связана не с недостатком его в пище, а с нарушением всасывания его стенкой кишечника при заболеваниях жёлчного пузыря и печени (обтурационная желтуха, цирроз печени и т. д.), с передозировкой лекарств. препаратов, угнетающих микрофлору кишечника. Дефицит Ф. в организме приводит к развитию геморрагического диатеза, кровотечений, к нарушению обмена макроэргических соединений, снижению активности ряда ферментов. Антикоагулянты кумарино-вого и индандионового ряда нарушают биосинтез Ф. Ф.- эффективное средство лечения К1-гиповитаминоза. В качестве противогеморрагич. средства применяют аналог витамина K1 - викасол. В пром-сти Ф. синтезируют из 2-метил-1,4-нафтохинона и фитола или изофитола.

Лит.: Лакин К. М., Лекарственная регуляция свертывания крови, М., 1971; Березовский В. М., Химия витаминов, 2 изд., М., 1973; Матусис И. И., Витамины и антивитамины, М., 1975.

Р. П. Евстигнеева.

ФИЛОВ Богдан (28.3.1883, Стара-Загора,-1.2.1945, София), болгарский политич. деятель, акад. Болг. АН (1929). В 1937-44 пред. АН, в 1938-40 мин. просвещения, в 1940-43 глава пр-ва. 1 марта 1941 подписал Венское соглашение о присоединении Болгарии к Берлинскому пакту 1940, в тот же день герм. войска вступили в Болгарию. С сент. 1943 чл. регентского совета. После прихода к власти пр-ва Отечеств. фронта (9 сент. 1944) арестован. Как виновник вовлечения страны во 2-ю мировую войну 1939-45 против союзных держав казнён по приговору нар. суда Болгарии.

ФИЛОГЕНЕЗ (от греч. phylon - племя, род, вид и ...генез), филогения, историческое развитие организмов. Термин введён нем. эволюционистом Э. Гек-келем в 1866. Процесс Ф. и его закономерности изучает филогенетика. Осн. задачей при изучении Ф. является реконструкция эволюц. преобразований животных, растений, микроорганизмов, установление на этой основе их происхождения и родственных связей между таксонами, к к-рым относятся изученные организмы. Для этой цели Э. Геккельразработал метод "тройного параллелизма", позволяющий путём сопоставления данных трёх наук - морфологии, эмбриологии и палеонтологии - восстановить ход историч. развития изучаемой систематич. группы. Привлечение данных эмбриологии для реконструкции эволюционных преобразований организмов потребовало изучения соотношения между их индивидуальным и историч. развитием (см. Биогенетический закон, Фил-эмбриогенез) и уточнения понятия Ф. Англ. эволюционист У. Гарстанг в 1922 сформулировал представление о Ф. как о последовательности онтогенезов в следующих друг за другом поколениях, связанных соотношением: родители - дети - внуки. Эта идея была развита И. И. Шмальгаузеном, к-рый считал, что Ф. представляет собой "исторический ряд известных (отобранных) онтогенезов". Трактовка Ф. как историч. последовательности онтогенезов, прошедших контроль естеств. отбора, позволяет установить процесс развития любой систематич. группы. Это зависит от выбора признаков, по к-рым устанавливается филогенетич. преемственность форм, от наличия данных палеонтологии и от задач исследования. Изучение историч. изменений признаков, характерных для данной систематич. группы, позволяет реконструировать Ф. этой группы, однако неравномерность темпов эволюции признаков и неизбежность экстраполяции результатов изучения ограниченного числа признаков на Ф. целостного организма, а затем на Ф. таксона, понижает точность реконструкции Ф. и часто ведёт к ошибкам. Поэтому для целей реконструкции Ф. всё шире привлекаются данные целого ряда биологич. наук, напр. молекулярной биологии, биохимии, генетики, биогеографии, экологии и др. Эти данные позволяют компенсировать неполноту палеонтологич. летописи и уточнить реконструкции Ф., полученные классич. методом тройного параллелизма. Особое значение приобретает анализ адаптивного значения филогенетич. преобразований. Такой подход позволяет резко повысить достоверность филогенетич. реконструкций. Изучение Ф. служит основой построения естеств. системы (см. Система органического мира), развития эволюц. теории и более глубокого изучения отдельных таксономич. групп; оно важно для историч. геологии и стратиграфии.

Ф. различных групп животных, растений и микроорганизмов изучен крайне неравномерно. Это обусловлено как различным кол-вом палеонтологич. и эмбрио-логич. данных, так и исторически сложившимся направлением изучения той или иной таксономич. группы. Палеонтологам известно менее 3% от предполагаемого числа совр. видов (ок. 4,5 млн.). Эта неполнота палеонтологич. летописи затрудняет реконструкции Ф. Наиболее полно изучен Ф. позвоночных животных и высших растений, что обусловлено относительной молодостью этих таксонов и наличием палеонтологич. данных. Для нек-рых групп позвоночных, напр. го-минид, хоботных и ряда др., филогенетические связи установлены с точностью до родов и видов. Среди беспозвоночных животных подробно изучен Ф. нек-рых групп моллюсков, плеченогих (брахиоподы) и членистоногих. Однако родственные связи между типами животного царства, так же как филогенетические связи таксонов более низкого ранга, напр. отрядов млекопитающих, во многом дискуссионны. Наименее подробно изучен Ф. низших растений, что обусловлено древностью происхождения этих групп и неполнотой как палеонтологич., так и эмбриологич. данных. Особую задачу филогенетич. исследований представляет изучение происхождения внутривидовых группировок совр. видов, имеющее большое значение для теории видообразования.

Лит.: Северцов А. Н., Морфологические закономерности эволюции, М.- Л., 1939; его же, Главные направления эво~ люционного процесса, 3 изд., М., 1967; Федотов Д. М., Эволюция и филогения беспозвоночных животных, М., 1966; Иванов А. В., Происхождение многоклеточных животных, Л., 1968; Шмальгаузев И. И., Проблемы дарвинизма, 2 изд., Л., 1969; Тахтаджян А. Л., Происхождение и расселение цветковых растений, Л., 1970; Юдин К. А., О понятии "признак" и уровнях развития систематики животных, "Тр. Зоологического ин-та", 1974, т. 53; Рауп Д., Стэнли С., Основы палеонтологии, пер. с англ., М., 1974.

Л. С. Северцов.

ФИЛОГЕНИЯ, 1) процесс историч. развития организмов; то же, что филогенез. 2) Ф., филогенетика, или биогенеалогия,- наука об историч. развитии, или филогенезе, мира организмов, их типов (отделов), классов, отрядов (порядков), семейств, родов, видов, а также отд. органов.

ФИЛОДЕНДРОН (Philodendron), род растений сем. ароидных. Лианы, лазящие при помощи воздушных корней, иногда стелющиеся по земле и лесному валежнику, часто эпифиты; немногие виды имеют укороченный стебель. Во всех частях растения содержится млечный сок. Листья овальные или продолговатые, с сердцевидным или стреловидным основанием, цельные, лопастные или пери-сторассечённые. Цветки однополые, без околоцветника, в початках, окружённых белым, желтоватым или красным покрывалом; в основании початка расположены пестичные цветки, над ними - тычиночные, на вершине - недоразвитые стерильные. Плод-ягода. Св. 250 видов, в тропиках Центр. и Юж. Америки. Ф. лазящий (Ph. scandens), Ф. Селло (Ph. selloum) и др. выращивают в оранжереях и комнатах как декоративные растения. Иногда Ф. неправильно наз. монстеру.

ФИЛОКАРТИЯ [от греч. phileo - люблю и лат. carta, charta (греч. chartes) - бумага, исписанный лист, книга], коллекционирование, как правило иллюстрированных, почтовых карточек (открыток). Ф. зародилась в кон. 19 в., когда начался массовый выпуск открыток, получивших междунар. распространение как самый дешёвый вид почтового отправления. Первая открытка выпущена в 1869 в Австро-Венгрии (в России в 1872), первые иллюстрированные - в 1870 в Германии и Франции (в России в 1895), первые советские - в нояб. 1917.

В 1878 на Всемирном почтовом конгрессе в Париже принят междунар. стандарт открытки: 9 X 14 см, в 1925 - 10,5 X 14,8 см; первоначально оборотная сторона предназначалась для адреса (спец. места для письма не предусматривалось), с 1904 её левая половина отведена для письма. Совр. иллюстрированные открытки делятся на художественные (репродукционные и оригинальные) и документальные (фотооткрытки). Открытки, выпускаемые почтовыми ведом ствами, имеют напечатанный знак почтовой оплаты, на открытках художественных и др. изд-в предусмотрено место для его наклейки.

Ф. началась с собирания видовых и эт-нографич. открыток, к-рые были одним из наиболее доступных средств знакомства с природой, бытом и культурой народов мира. Ф. сыграла значит. роль в популяризации произведений изобразит. иск-ва, экспонируемых в музеях и на выставках. Открытки с изображениями современных их выпуску ист., геогр., ар-хит. и др. объектов, памятников материальной культуры и т. п., приобретая со временем характер документ. источников, сблизили Ф. со вспомогат. историч. дисциплинами. В кон. 19 - нач. 20 вв. возникли первые орг-ции филокартистав. Стали издаваться спец. журналы и каталоги (в Германии, Австро-Венгрии, Франции, России, Великобритании, США, Италии, Швейцарии, Испании и др.), состоялись междунар. выставки (в Лейпциге, Петербурге, Ницце, Париже, Флоренции, Нюрнберге, Лондоне и др.), конгрессы коллекционеров и издателей открыток (в Лейпциге - 1896, 1910; Ницце - 1899).

В начале 20 в. Ф. стала одним из популярных видов коллекционирования, чему способствовали массовый выпуск разнообразных по тематике (география, этнография, история, различные виды иск-ва, техника, спорт, портреты и т. д.) и высококачественных по художественному и полиграфич. исполнению почтовых открыток и значительно расширившийся с укреплением междунар. связей почтовый обмен между странами. Только в СССР ежегодно издаётся 7-8 тыс. различных открыток (сюжетов) общим тиражом 2,5-3,5 млрд. экз. (изд-ва: Мин-ва связи СССР, "Изобразительное искусство", "Советский художник", "Планета", "Плакат", "Художник РСФСР", "Аврора", "Мистецтво" и др.). Сов. филокартисты (первые объединения были основаны в 30-е гг. в Москве и Ленинграде) ведут работу в рамках Всесоюзного общества филателистов. Выпускаемые в СССР открытки учитываются "Летописью изоизданий". Коллекции открыток комплектуются и гос. учреждениями (Всесоюзная книжная палата, Гос. б-ка СССР им. В. И. Ленина). Материалы по Ф. публикуются в сб. "Советский коллекционер" и бюллетене "Филателия СССР". В 1967 состоялась междунар. выставка открыток в Брно, в 1970 - в Будапеште. Среди уникальных коллекций - собрания Д. Анджолетти (Италия, 1,5 млн. открыток), А. Коченды (ЧССР, до 1,5 млн.), Н. С. Тагрина (СССР, 650 тыс.), Л. Петраковича (ВНР, 500 тыс.).

Лит.: Шлее в В. В., Файнштейн Э. Б., Художественные открытки и их собирание, М., 1960; Тагрин Н. С., В поисках необычайного. Из записок коллекционера, Л., 1962; 3абочень М. С., Лениниана

в открытках, М., 1970; Бабинцев С. М. и Тагрин Н. С., Библиография филокартии (1897-1967), "Советский коллекционер", 1970, № 7; Шлеев В., Библиография филокартии (190O-1970), там же, 1971, №9; Забочень М., Библиография филокартии (1897 - 1970), там же, 1974, № 12; Забочень М. С., Филокартия, М., 1973; Файнштейи Э. Б., В миреоткрытки, М., 1976.

М. С. Забочень, Н. С. Тагрин.

ФИЛОКРАТОВ МИР 346 до н.э., заключён в Пелле (Македония) между ма-кед. царём Филиппом II и Афинами после т. н. Священной войны 355-346 до н. э. Назван по имени Филократа (Philokra-tes)- главы афинского посольства, секретаря нар. собрания. По условиям Ф. м. Афины признали завоевания Филиппа II на п-ове Халкидика, лишились всех своих владений во Фракии (за исключением Херсонеса Фракийского) и вступили в союз с Македонией.

ФИЛОКТЕТ, в др.-греч. мифологии участник Троянской войны. По пути в Трою был ужален змеей. Незаживавшая рана Ф. издавала страшное зловоние, поэтому греки оставили его на о. Лемнос. Когда грекам на 10-м году войны было предсказано, что они не возьмут Трою, пока не получат оружие Геракла, Ф. (к-рому умирающий Геракл отдал свой лук и стрелы) доставили под Трою, где его исцелил врач Махаон.

ФИЛОКТЕТ (Philoctete) Рене (р. 1932), гаитянский писатель. Пишет на франц. яз. Преподаватель коллежа. В первой кн. стихов "Время людей" (1960) выражена любовь поэта к демократич. низам, откуда он вышел. В поэме "Барабаны солнца" (1962) образы сказок Гаити, креолизмы, ритмы старых нар. песен, поговорки своеобразно сочетаются с совр. свободным стихом и ритмизованной прозой; за образами фольклора просвечивают политич. подтексты. Поэма "Острова, идущие вперёд" (1969) - страстный гимн родной земле, её чувственной, солнечной красоте, мечта о будущем освобождении Гаити и всех Антильских о-вов.

Соч. в рус. пер.: [Стихи], "Иностранная литература", 1963, № 3; [Поэма и стихи], в сб.: Взорванное молчание. Современная поэзия Гаити. [Послесл. Е. Гальпериной], М., 1968. Е. Л. Гальперина.

ФИЛОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ в СССР, система подготовки специалистов по языкам и литературам - лингвистов, литературоведов, преподавателей и учителей, переводчиков (см. Филология, Литературоведение, Языкознание). Начало Ф. о. на Руси (10 - нач. 13 вв.) связано с введением и упрочением слав. письменности, необходимостью перевода церк. книг и подготовки своих "книжных людей". Крупные монастыри сосредоточили у себя большие библиотеки, перевод книг с греч. яз., их переписку, подготовку духовенства. Дети дружинников, "княжих мужей" и бояр овладевали "книжным учением" в гос. уч-щах, открывавшихся князьями для подготовки образованных слуг гос-ва. Монголо-тат. иго, установившееся на Руси в 13 в., затормозило развитие образования. На терр. Украины и Белоруссии, находившихся под властью Польско-Литовского гос-ва, Ф. о. в 16-17 вв. развивалось в братских школах, где прежде всего изучался старослав. яз., а также греч., белорус. или укр., лат., польск., тривиум и пиитика (стихосложение).

В 17 в. знания языков и риторики давали греко-лат. школы в Москве, готовившие гос. чиновников, переводчиков, преподавателей. С нач. 18 в. для изучения древних и различных зап.-европ. языков открывались т. н. разноязычные школы. Главными же центрами высшего Ф. о. до открытия Московского университета стали Киево-Могилянская академия и Славяно-греко-латинская академия, в к-рой учились В. К. Тредиаков-ский, М. В. Ломоносов и др. деятели рус. культуры. Академии были осн. источниками пополнения кадров филологов и преподавателей.

В существовавших при АН Академическомуниверситете и Академической гимназии в годы руководства ими М. В. Ломоносова (с 1758) рус. яз. (грамматика, риторика, пиитика) впервые наряду с латинским становится основой преподавания. "Письмо о правилах российского стихотворства" (1739), "Краткое руководство к риторике" (1743), "Краткое руководство к красноречию" (1748), "Российская грамматика" (1755), "Предисловие о пользе книг церковных в российском языке" (1758) явились фундаментальными филологии. трудами М. В. Ломоносова по рус. лит. яз., открывавшими новые пути в развитии науч. и уч. лит-ры.

Новый этап Ф. о. в России связан с открытием в 1755 Моск. ун-та и в течение 19 в. др. росс. университетов. На филос. ф-те Моск. ун-та курсы словесности и риторики читались на рус. яз. В учреждённых при нём Моск. и Казанской гимназиях обучение начиналось на рус. яз. (грамматика, риторика, стихосложение), изучались древние и зап.-европ. яз. Словесность и языки были осн. дисциплинами в Благородном пансионе, открытом для детей дворян в 1779 при Моск. ун-те (с 1791 самостоят. заведение), воспитанниками к-рого были В. А. Жуковский, А. С. Грибоедов, М. Ю. Лермонтов и др. Филологич. (Переводческая) семинария, открытая при ун-те в 1779 как Учительская и одним из создателей к-рой был Н. И. Новиков, на гуманитар-но-филологич. основе готовила до 1784 лит.-издат. работников, переводчиков, учителей.

Согласно Уставу 1804, в ун-тах на отделениях словесных наук филос. ф-тов преподавались греч. и рим. словесности с древностями, росс. словесность с историей, зап.-европ. языки и словесности. Подготовка преподавателей- филологов высших и учителей ср. школ в 1-й пол. 19 в. велась в открывавшихся с 1804 3-годичных пед. ин-тах при ун-тах (Моск., Казанском, Харьковском и др.), в Петерб. пед. ин-те (1804-16), на отделении историч. и словесных наук Главного педагогического института в Петербурге. В 1815 основан Лазаревский институт восточных языков в Москве. Араб., перс., тур. и др. вост. языки преподавались в Казанском и Петерб. ун-тах. В 1854 при Петерб. ун-те создан ф-т вост. языков, одним из организаторов и первым деканом к-рого был М. Казембек.

С 30-х гг. 19 в. почти во всех ун-тах существовали кафедры славяноведения, в Моск., Казанском, Петерб., Харьковском ун-тах открыты кафедры истории и лит-ры слав. наречий, в Петерб. и Моск.- также кафедры всеобщей лит-ры; с 1884 в Петерб. и в нач. 20 в. в Моск., Киевском, Харьковском - романо -герм.отделения. Авторами науч. трудов по филологии в 19 в. были Ф. И. Буслаев, А. X. Востоков, И. И. Срезневский, Н. С. Тихонравов, А. А. Шахматов. Огромное значение в развитии Ф. о. имели труды революц. демократов. В Моск. ун-те сложилась лингвистич. школа Ф. Ф. Фортунатова, в Харьковском - А. А. Потебни, в Казанском и Петерб.- И. А. Бодуэна де Куртенэ. Ф. о. в лицеях - Александровском в Петербурге (до 1844 Царскосельский лицей), Николаевском в Москве, Демидовском в Ярославле являлось одной из основ гуманитарного образования и велось наряду с правовым. Учителей древних и зап.-европ. яз., рус.яз. и словесности готовили также Петерб. (осн. в 1867) и Нежинский (1875) ист.-фи-лологич. ин-ты, высшие женские курсы, словесно-историч. отделение Жен. пед. ин-та в Петербурге (осн. в 1903). Большой вклад в Ф. о. сделал В. И. Даль, опубликовав "Пословицы русского народа" (1861-62) и создав "Толковый словарь живого великорусского языка" (1863- 1866, т. 1-4).

В муж. гимназии - главном типе средней общеобразовательной школы доре-волюц. России в 19 - нач. 20 вв. преподавание основ Ф. о. приняло одностороннюю направленность в связи с насаждавшимся в ней царским пр-вом формаль-но-грамматич. классическим образованием в ущерб другим уч. предметам. Под давлением прогрессивной общественности классицизм в школе сдавал свои позиции. В нач. 20 в. число часов на латынь было сокращено, а греч. яз. как обязат. предмет в большинстве гимназий снят. С нач. 19 в. в гимназиях всё более значит. место занимают теория словесности и краткая история рус. лит-ры.

После Окт. социалистич. революции 1917 в содержании и организации Ф. о. произошли коренные изменения. В СССР созданы письменности народов, к-рые их не имели, родной яз. внедрён в практику обучения, получили развитие прежние и сложились новые лит. языки и новые социалистич. лит-ры народов СССР. Рус. яз. стал для всех народов СССР языком межнац. общения. Возросла обществ. роль художеств. лит-ры, лит. критики. Сов. литературоведение, развиваясь в тесной связи с культурными запросами нового общества, всесторонне изучает художеств. лит-ру, её происхождение и социальные связи, закономерности ист.-лит. процесса, средства художеств. выразительности. Языкознание превратилось в многоотраслевую науку, основанную на марксист. понимании языка как средства общения людей. В создании теории формирования и развития лит. языков, в постановке Ф. о. большое место заняли труды Р. И. Аванесова, С. Г. Бархударова, В. В. Виноградова, С. И. Ожегова, А. М. Пешковского, Д. Н. Ушакова, Л. В. Щербы и мн. др. Литературоведческие и лингвистич. проблемы разрабатываются учёными во всех нац. республиках.

Ф. о. дают высшие учебные заведения-университеты и пед. ин-ты. В ун-тах оно представлено изучением языков и лит-р: рус., родных (нерус. народов СССР), слав., вост., романо-герм., классических. Ин-т стран Азии и Африки при МГУ готовит филологов по языкам и лит-рам этих стран. Ряд ун-тов имеют отд. ф-ты романо-герм. филологии (Воронежский, Ивановский, Киевский и др.), ф-ты иностр. языков (Башкирский, Киргизский, Латвийский и др.); Азербайджанский и Тбилисский - ф-ты востоковедения; Дальневосточный, Ленинградский, Таджикский, Ташкентский - вост. ф-ты; Самаркандский - отд. ф-ты по узб. и тадж., рус., романо-герм. филологии. Пед. ин-ты ведут подготовку преподавателей и учителей рус. и родных языков и лит-р, иностранных языков. Пед. ин-ты иностр. языков готовят преподавателей для высших и учителей для ср. уч. заведений, а также переводчиков (см. Иностранных языков педагогические институты, Московский педагогический институт иностранных языков им. Мориса Тореза).

Ф. о. в вузах включает все разделы языкознания и литературоведения. Студенты изучают общее языкознание, фонетику языка, лексикологию, грамматику, стилистику, диалектологию, структурную к прикладную лингвистику, математич. лингвистику, историю и теорию лит-ры и др., а также методики преподавания языков и лит-ры, проходят пед. практику. Большое внимание уделяется теории и практике перевода. Образование студента-филолога в ун-тах завершается защитой дипломной работы на избранную тему, а в пед. ин-тах - гос. экзаменом. Ф. о. дают также вечерние и заочные отделения ун-тов и пед. ин-тов. Подготовка науч. кадров по филологии продолжается в аспирантуре. Ф. о. является основой подготовки журналистов (см. Журналистское образование), литературных (см. Литературный институт им. А. М. Горького), библиотечных (см. Библиотечно-библиографическое образование, Культуры институты) и др. работников. Иностр. яз. изучаются во всех вузах страны.

Наряду с кафедрами вузов большую роль в повышении уровня Ф. о. играют ин-ты АН СССР: мировой литературы им. А. М. Горького, славяноведения и балканистики, русского языка, языкознания, Африки, востоковедения (все в Москве), русской литературы (Пушкинский дом, в Ленинграде) и др.

Основы филологич. знаний, изучаемых в курсах литератур и языков в общеобразоват. школах, ср. спец. уч. заведениях и в тех из проф.-технич. уч. заведений, к-рые наряду с рабочей специальностью дают общеобразоват. подготовку в объёме ср. школы, являются частью общегуманитарного образования, духовной культуры и гармонич. развития человека. В то же время они служат фундаментом для получения высшего образования. На занятиях рус. и родным яз. учащиеся усваивают осн. сведения о совр. лит. языке, его важнейших фонетич. особенностях, словарном составе и грамматич. строе, овладевают культурой устной и письм. речи. Главным содержанием уроков лит-ры в школе является изучение лучших произведений дореволюц. русской, советской (включая лит-ры народов СССР) и зап.-европ. лит-ры; одновременно учащиеся получают знания по истории и теории лит-ры. Изучение иностр. языков в школе (англ., нем., франц., исп.) направлено на овладение навыками чтения, разговорной и письм. речи. С 1947 в крупных городах созданы ср. общеобразоват. школы с углублённым изучением иностр. языков, в к-рых ряд уч. предметов преподаётся на этих яз. В нек-рых школах и школах-интернатах Москвы, Ленинграда, Казани, республик Ср. Азии, Казахской, Азербайджанско