БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ХРАМОВАЯ МУЗЫКА, культовая музыка.
ЦИНКА СУЛЬФИД, сернистый цинк, ZnS, белый порошок.
ЧЕРСКОГО ХРЕБЕТ, цепи Черского, горная система на С.-В. СССР.
ЧУВАШСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени И. H. Ульянова.
ТАМОЖНЯ (от тамга), гос. учреждение, контролирующее провоз грузов.
ШТЕТТИНСКИЙ МИР 1570, между Швецией и Данией.
ЭКСПОНОМЕТРИЯ, раздел фотографии, в к-ром определяют условия экспонирования.
ЭССЕ (франц. essai - попытка, проба, очерк, от лат. exagium - взвешивание), прозаич. сочинение.
ТЕАТР ТЕНЕЙ, вид театр, зрелища.
ЕККЕ, текийе, завие (тур. tekke, zaviye), обитель мусульм. дервишей в Турции.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

2197031823552198549321призываются лица муж. пола, достигшие 18-летнего возраста. Общая числ. вооруж. сил (кон. 1975) ок. 67 тыс. чел. Сухопутные войска (39 тыс. чел.) имеют 3 лёгкие пех. дивизии, 2 отд. пех. бригады, артиллерийские и др. части. ВВС (14 тыс. чел.) насчитывают св. 50 боевых, 65 трансп. самолётов и 25 вертолётов. ВМС (14 тыс. чел.) включают 46 различных катеров, 4 базовых тральщика, 11 десантных кораблей и 5 батальонов мор. пехоты.

VIII. Медико-географическая характеристика Медико-санитарное состояние и здравоохранение. По данным (1975) Всемирной организации здравоохранения, в 1970-75 на 1 тыс. жит. рождаемость составляла 26,1, смертность - 6,9; детская смертность - 58,9 на 1 тыс. живорождённых. Осн. причины смертности - инфекц. болезни (пневмонии, туберкулёз, желудочно-кишечные заболевания и др.). Распространены брюшной тиф, холера, полиомиелит, проказа; малярия и шистосоматоз в нек-рых р-нах - серьёзная проблема здравоохранения. Возрастает смертность от сердечно-сосудистых и онкологич. болезней (14% всех случаев смерти в 1975).

Мед. службу страны, разделённой на 11 р-нов здравоохранения, возглавляет Мин-во здравоохранения.

В 1969 функционировали 764 больницы на 43,5 тыс. коек (1,2 койки на 1 тыс. жит.), 1,5 тыс. сел. пунктов здравоохранения, 0,7 тыс. детских консультаций, 0,3 тыс. зубоврачебных кабинетов, 36 отделов по борьбе с малярией, 10 диспансеров и т. д. По неполным данным, в 1971 работало 14 тыс. врачей (1 врач на 2,6 тыс. жит.) и 19 тыс. лиц ср. мед. персонала. Врачей готовят 7 мед. школ; значит. часть выпускников выезжает на работу в др. страны. Расходы на здравоохранение (1974) составили 5,9% гос. бюджета. А. А. Розов.

Ветеринарное дело. В Ф. распространены чума свиней, болезнь Ньюкасла, микоплазмоз и кокцидиоз птиц, пастереллёз кр. рог. скота, фасциолёз. Регистрируются анаплазмоз, бабезиоз, трипаносомоз, филяриоз, цистицеркоз, холера и оспа птиц, чума плотоядных, реже бешенство, сиб. язва, эмфизематозный карбункул, бруцеллёз, туберкулёз, сальмонел-лёз, лептоспироз, маститы и ряд др. болезней животных. Вет. служба находится в ведении Мин-ва с. х-ва. В стране 580 вет. врачей (1975). Подготовка вет. врачей осуществляется на вет. ф-тах 2 гос. ун-тов и в частном Вет. ин-те Аранета.

IX. Просвещение

В нач. 1975 более 84% взрослого населения было грамотно. Большинство уч. заведений (в основном нач. школы) принадлежат гос-ву, но единой системы управления просвещением нет. Часть ср. и высших уч. заведений принадлежит католич. церкви. Нач. звено системы образования - детские сады. В 1972 их посещало 57,4 тыс. детей в возрасте от 3 до 7 лет. Следующее звено - нач. школы (бесплатные и обязательные для детей от 7 до 13 лет, 6-летние в городе и 4-летние в сел. р-нах). В среднем по стране уровень образования населения не превышает 4 классов нач. школы. Обучение в нач. школе ведётся на местных языках, на других ступенях - в основном на англ. яз., но используется и тагальский яз. В 1973/74 уч. г. в нач. школах обучалось 7,8 млн. уч-ся. Срок обучения в ср. общеобразоват. школе 4 года (2 + 2). В 1973/74 уч. г. в ср. школах обучалось св. 1,8 млн. уч-ся. Проф. подготовка ведётся на базе нач. школы в с.-х., пром., торг., рыболовных, коммерч. и др. проф. школах (от 2 до 4 лет). В 1972/73 уч. г. в них обучалось 159,8 тыс. уч-ся. Учителей нач. школ готовят пед. колледжи. Самый крупный - Филиппинский нормальный (пед.) колледж в Маниле (осн. в 1901, св. 3,6 тыс. студентов). В стране св. 40 ун-тов и 600 колледжей (1975). Более 90% высших уч. заведений частные, обучение в них платное, срок обучения от 2 до 7 лет. Гос-ву принадлежат 2 ун-та: Ун-т Филиппин в Ке-сон-Сити (осн. в 1908, св. 18 тыс. студентов) и Минданаоский ун-т в Марави-Сити (осн. в 1961, св. 5,8 тыс. студентов), неск. ин-тов и колледжей. Крупнейшие частные ун-ты: Дальневосточный в Маниле (осн. в 1928, св. 66 тыс. студентов), Манильский (осн. в 1913, св. 64 тыс. студентов) и Католич. ун-т Санто-Томас в Маниле (осн. в 1611 испанцами, св. 33 тыс. студентов). В 1973/74 уч. г. в ун-тах и колледжах обучалось св. 810 тыс. студентов.

Крупнейшие библиотеки: Б-ка ун-та Филиппин (св. 722 тыс. тт.), Нац. б-ка в Маниле (св. 360 тыс. тт.), гор. б-ка в Маниле, б-ки при ун-тах и др. Музеи: Нац.. музей Ф. в Маниле (осн. в 1901), Музей Санто-Томас в Маниле (осн. до 1682, реорганизован в 1865; экспозиции по истории, естеств. истории, археологии, художеств. галерея).

В, 3. Клепиков.

X. Научные учреждения

Работают св. 100 н.-и. орг-ций. Гос-во координирует науч. деятельность через Нац. управление развития науки (осн. в 1958) и Нац. совет исследований (1947, ведёт историю с 1934). На н.-и. работы в нач. 70-х гг. расходовалось 0,22% валового нац. продукта. 90% средств идёт на прикладные работы по с.х-ву, пром-сти, медицине, на изучение природных ресурсов и др.; 10% на фундаментальные исследования.

Ведущие науч. учреждения сосредоточены при ун-тах: ун-те Филиппин (26 н.-и. подразделений - Совет коммунального развития, Центр пром. развития, Ин-т рыболовства, Ин-т с.-х. кредита и кооперации, Ин-т планирования, Ин-т экономич. развития и др.), Минданаоском (Ин-т исследований филиппинской культуры) и др. Университетские науч. орг-ции финансируются гос., частными и междунар. фондами.

Среди гос. науч. учреждений - Центр ядерных исследований (при Комиссии по использованию атомной энергии, 1958), Филиппинская академия развития (1973), Филиппинская комиссия по изобретениям, Н.-и. ин-т кокосовой пальмы, Центр по развитию металлургии и пром-сти, Нац. ин-т науки и техники, Центр социологич. исследований (1952). В 1976 учреждена Нац. академия наук. Имеются науч. об-ва: Филиппинское экономич. об-во (1961), Филиппинское социологич. об-во (1953), Ассоциация психологов Ф. (1962), Фонд экономич. развития (1962), Филиппинское отделение (1960) Междунар. ассоциации историков Азии. В Лос-Баньосе находится Междунар. н.-и. ин-т риса (1962), где выведен ряд сортов риса (IRRI-8 и др.), возделываемых и в др. странах Азии. И. В. Подберезский.

XI. Печать, радиовещание, телевидение

В 1976 издавалось 16 ежедневных газет и ок. 250 др. периодич. изданий общим тиражом ок. 1 млн. экз. Наиболее влият. ежедневные газеты: "Буллетин тудей" ("The Bulletin Today"), осн. в 1972, тираж 250 тыс. экз., изд. в Маниле; "Филип-пинс дейли экспресс" ("Philippines Daily Express"), осн. в 1972, тираж 190 тыс. экз., изд. в Маниле; "Балита" ("Balita"), осн. в 1972, тираж 115 тыс. экз., изд. в Маниле на тагальском (пилипино) яз.; "Тайме джорнал" ("The Times Journal"), осн. в 1972, тираж 90 тыс. экз., изд. в г. Пасиг; "Бизнес дей" ("Business Day"), экономич., осн. в 1967, тираж 25 тыс. экз., изд. в Кесон-Сити. Правительств. информац. агентство - Филиппинс ньюс эйдженси, осн. в 1973. Ок. 180 радио- и 20 телевиз. станций. Крупнейшие радио- и телевиз. компании -"Ри-паблик бродкастинг систем" - правительственная, "Фар Ист бродкастинг компани" и "Нейшен бродкастинг корпо-рейшен" - коммерческие. Телевидение с 1953. М.А.Шлёнова.

XII. Литература

Лит-pa народов и народностей Ф. развивается на тагальском (филиппинском, или пилипино) и др. местных языках (илоканском, пампанго), а также на исп. и англ. языках. Древнейшие пласты филиппинской лит-ры - фольклор и эпос (сохранилось 26 эпич. произв.) несут следы влияния малайской (см. Малайская литература) и индо-яванской лит. традиций. Большое влияние на лит-ру Ф. оказало исп. колон. господство (16- 19 вв.): население было обращено в католичество, а лит-pa приобрела религ. содержание. Сложились мистериальная поэзия пасьон ("страсти господни") и др. жанры. В 16 в. появились адаптации исп. ср.-век. легенд "Бернардо Кар-пио", а также куридо (лирико-эпич. баллады) и авит (поэмы на героич. сюжеты). В 18 в. популярны стали моро -моро-театральные представления на темы борьбы христиан с мусульманами. Светские жанры на местных языках складываются лишь в 19 в.

Основоположник филиппинской литературы - Ф. Бальтасар (псевд. Балагтас) (1788-1862), автор поэмы "Флоранте и Лаура" (1838). В 1856 вышел роман в письмах "Урбана и Фелиса"М. де Кастро - первый роман на тагальском яз.

Зарождение светской испаноязычной филиппинской лит-ры связано с творчеством X. Рисаля (1861-96), гуманиста и патриота, казнённого колонизаторами. Его романы ("Не прикасайся ко мне", 1887, "Флибустьеры", 1891), стихи и публицистика оказали большое влияние на дальнейшее развитие литературы Ф. Нац.-освободит. революция 1896-98 привела к мощному подъёму нац. самосознания, выразившемуся в расцвете лит-ры на исп. и местных языках. Превращение страны в колонию США и распространение англ. яз. нарушило преемственность в развитии филиппинской лит-ры. Плеяда одарённых испаноязычных поэтов и прозаиков - С. Апостол (1877 - 1938), X. Бальмори (1886- 1948), X. Пальма-и-Веласкес (1876- 1903) и др.- уже не имела широкого читателя, и испаноязычная филиппинская лит-pa постепенно сходила на нет, хотя в сер. 20 в. ещё выходили произв. на исп. яз.

В 20 в. продолжается развитие лит-ры на местных языках, прежде всего на тагальском. Появились бытописательные романы Л. К. Сан-тоса (1879-1963), в к-рых проповедовались идеи социализма, А. Толентино (1867-1915). В нач. 20 в. под влиянием амер. лит-ры сложился жанр рассказа, достигший расцвета к 40-м гг. Совр. поэзия на местных языках пользуется наибольшей популярностью, что связано с её близостью к синкретич. комплексу, всё ещё живому в художеств. сознании филиппинцев. Классиком тагальской лит-ры является А. В. Эрнандес (1903- 1970), автор социально насыщенных произведений. В 30-е гг. группа поэтов "бунтарей" во главе с А. Абадильей ввела в поэзию "простого человека", выступила против жёстких канонов, отказалась от традиц. восьми- и двенадцати-сложника, перейдя на верлибр (см. Свободный стих). Продолжателями "бунта" Абадильи являются писатели Р. С. Тинио (р. 1937), В. Альмарио (р. 1945) и др. С кон. 60-х гг. наметился новый подъём лит-ры на местных языках, что проявилось и в увеличении публикаций, и в переходе ряда англоязычных писателей на местные языки.

Англоязычная филиппинская лит-pa прошла (согласно периодизации филиппинского литературоведения) периоды "подражательности" (амер. лит-ре; 1900-24), "экспериментирования и самоутверждения" (1924-35) и с 1935 "самостоятельности". В 30-х гг. выступила группа англоязычных писателей (М. Ар-гилья, К. Булосан и др.), обратившихся в своих произв. к жизни низов. У филиппинских англоязычных писателей отчётливо проявляется творческая индивидуальность, для них характерны тщательный анализ социальной действительности, умелая передача местного колорита. Филиппинская и зарубежная критика выделяет трёх крупнейших писателей англоязычной филиппинской лит-ры: X. Г. Вилью (р. 1911), Н. Хоакина (р. 1917) и Н. В. М. Гонсалеса (р. 1915), стихи и проза к-рых широко известны за пределами Филиппин. Англоязычная лит-pa считается наиболее зрелой, хотя тенденция к её вытеснению лит-рой на тагальском яз. (и уже не только количественному) обозначилась достаточно чётко. В целом для филиппинской лит-ры характерны гипертрофированное дидактич. начало и сентиментальность, а со времён Рисаля - обострённое внимание к политич. и социальным проблемам, что вносит в лит-ру сильную публи-цистич. струю.

Лит.: Сантос А., Филиппинская литература, М., 1965; Castillо у Тuаzon Т., Medina В. S. Jr., Philippine literature from ancient times to the present, Quezon City, [1966]; Galdon J. A., [ed.j, Philippine fiction, Quezon City, 1972; Cruz A. C., Contemporary Philippine literature: Themes and Trends, "Fookien Times Yearbook", Manila, 1973, p. 244-47, 263; Yabes L. Y., Philippine literature and its place in world literature, "Solidarity", 1974, v. 8, № 7, p. 25-32. И. В. Подберезский.

XIII. Архитектура и изобразительное искусство

К позднему неолиту (2-1-е тыс. до н. э.) относятся древнейшие памятники искусства на Ф.- орнаментированная керамика (в т. ч. урны с лепной "ладьёй мёртвых"). Разнообразно нар. иск-во: резьба по дереву и бамбуку аборигенов аэта; резьба и ткачество горных малайских народов со стилизованными изображениями божеств и сил природы; искусная обработка дерева и металла, роспись и ткани мусульман-моро с мифологич. мотивами, растит. и геом. узорами; вышивка, плетение, резьба, ювелирное дело, изготовление масок и костюмов для мистерий, лубков, фигур святых и т. д. у христианизированных равнинных народов. Традиц. жилище Ф.- свайный дом, крытый пальмовыми листьями. В колон. период появились города, укрепления, церкви, монастыри, дворцы в стилях барокко и классицизма. Типичные для исп. зодчества архит. формы сочетаются с нац. мотивами декора (церковь Миаг-ао в Илоило, о. Панай). Во 2-й пол. 19 - 1-й пол. 20 вв. Манила застраивалась в духе зап.-европ. и амер. архитектуры; появились патриотич. живопись X. де Луны, Ф. Идальго, скульптура Г. Толентино. С 1930-х гг. выдвинулись архитекторы-филиппинцы (П. Антонио, С. Консьо, Л. В. Локсин, А. Накпиль), соединяющие методы совр. архитектуры с декорат. элементами нац. стиля (Культурный центр Ф. в Маниле, 1969, арх. Л. В. Локсин), в 1950-х гг. начали строиться фешенебельные кварталы Манилы, Макати, Кесон-Сити, контрастирующие с обширными трущобными р-нами городов. В живописи Ф. Аморсоло возглавил школу, основывающуюся на реалистич. традициях иск-ва 19 в. В совр. иск-ве Ф. влияние амер. модернизма встречает сопротивление художников, стремящихся развивать и обновлять нац. традиции. Крупный живописец-монументалист К. Франсиско, живописцы В. Эдадес, А. Магсайсай-Хо, Г. Окампо, В. Манансала, скульпторы Н. Абуэва, Э. Каст-рильо создали яркие, эмоциональные произв., посвящённые трудовому народу Ф., истории, быту и природе страны. Илл. см. на вклейке, табл. XX (стр. 336-337).

Лит.: Concepcion L., Architecture in the Philippines, [Manila], 1967; Du1du1ао М. D., Contemporary Philippine art, Manila, 1972.

XIV. Музыка Муз. культура Ф. неоднородна. В песенно-танц. иск-ве народов различных островов отразились этнич. н религ. различия. В наибольшей чистоте сохранились песни и танцы горных и мусульм. народностей. Существуют древние ритуальные (воен., свадебные и др.), трудоФилиппинское традиционное народное жилище из бамбука и пальмовых листьев.

1. Фигура символической птицы "сари-манок" (искусство мусульман-моро). Дерево. 2. Керамический сосуд из пещеры Манунггуль (о. Палаван). 9-8 вв. до н. э. Оба - Национальный музей. Манила.

вые и др. нар. песни и танцы. У жителей гор - танцы быстрые, с прихотливыми, переменными ритмами, распространены также пантомимы-импровизации. У народов, принявших христианство (16 - нач. 18 вв.) и подвергшихся исп. влиянию,- трансформированные исп. танцы: хота, хабанера и др., а также испано-филиппинский панданго са илау (фанданго, к-рый танцор исполняет со свечой в стакане на голове), сохранились также древние ритуальные (воен., свадебные и др.) танцы. Нац. муз. инструменты - бамбуковые и деревянные носовые флейты и др. духовые, металлические гонги, в т. ч. кулинтанг (8 расположенных горизонтально в ряд гонгов), кудьяпи (вид гитары), скрипки гит-гит и бандуррьи, нац. разновидность мандолы (инструмент конструкции проф. X. Силосса, филиппинского музыканта-исполнителя, педагога и музыковеда). Популярен струнный нац. оркестр, т. н. рондалья.

До 16 в. музыка Ф. развивалась гл. обр. под малайским и инд. влиянием. С приходом исп. колонизаторов распространилась исп. культовая католич. музыка, а также светская, в т. ч. танцевальная. В числе композиторов 17-18 вв.- М. де Сан-Агустин, X. де Альфаро. С 19 в. стала развиваться проф. музыка. Церк. музыку писал М. Адонай. До нач. 20 в. филиппинские музыканты получали образование в странах Зап. Европы, позднее в США. В 1916 открылась консерватория при Ун-те Ф., позднее - муз. колледжи и школы в др. городах. В Маниле и Кесон-Сити возникли муз. учреждения и коллективы. С нач. 20 в. наряду с зап.-европ. стало проникать амер. влияние. Филиппинские композиторы сер. 20 в. в поисках путей развития нац. музыки обратились к древней, неиспа-низированной муз. культуре, занимаются обработкой мелодий танцев различных народов, создают вокальные соч. на стихи нац. поэтов. Наиболее значит. композиторы пишут музыку и крупных форм, среди них X. Силос, X. Эстелья, А. Молина (муз. драмы, оркестровые и камерно-инструментальные соч.), Ф. Буэнка-мина (концерт для фп. с оркестром "Майон", фп. пьесы, песни), Ф. де Леон (опера "Не прикасайся ко мне" по роману X. Рисаля), X. Маседа ("Угма-Угма", "Музыка" и др. экспериментальные соч., в к-рых он сочетает совр. технику письма с элементами традиц. нац. музыки народов Юго-Вост. Азии); в 70-е гг. выдвинулся комп. Дж. А. Дадап. Центр муз. жизни Ф.- Манила, её гл. муз. орг-ция- Нац. филармонии. об-во (руководитель - дирижёр Р. Ромеро, неоднократно гастролировавший в СССР), к-рое ведёт работу по возрождению нац. муз. традиций и приобщению филиппинцев к зарубежной муз. культуре, в т. ч. русской (знакомит с классич. и сов. музыкой). В нек-рых др. городах имеются также муз. об-ва, муз. театры, симф., камерные и нац. оркестры, исполняющие классич. и совр. европ. и амер. музыку, а также соч. местных композиторов. Наиболее популярны песенно-танц. ансамбли "Баянихан" (с 1956; в 1968, 1971 и 1977 гастролировал в СССР), "Филиппинескас" (с 1958; рук. Л. О. Гоквингко, также гастролировал в СССР) и камерный хор Ун-та Ф. "Мадригал". В Маниле работают Ма-нильский симф. оркестр (рук. X. Ре-далядо), Оркестр культурного центра Ф. (рук. Л. Валенсия), Концертный (филармонич.) оркестр (рук. Э. Просперо), включающие в программы рус. и сов. произв. С 60-х гг. получила распространение лёгкая музыка (под влиянием муз. иск-ва США), рокмузыка. Функционируют Нац. муз. совет, Об-во композиторов, авторов и издателей, Комиссия по народным песням и танцам, Об-во муз. педагогов (его видные деятели - С. Бримо и Э. Дисон, Л. Касилаг). Кроме консерватории, работают колледжи музыки и изящных иск-в Женского ун-та Филиппин, муз. ф-ты Силлиманского, Дальневосточного ун-тов и ун-та Санто-Томас в Маниле, ун-тов Кесон-Сити и др. городов.

Лит.: Banas у Castillo R., The music and theatre of the Filipino people, Manila, 1924; Santiago F., The development of music in the Philippine islands, Quezon City, 1957; Мо1ina A. J., Music of the Philippines, Manila, 1967. Дж. К. Михайлов.

XV. Театр

Театр и драматургия Ф., отражая сложную историч. эволюцию культуры народа, в разное время использовали тагальский и родственные ему языки Филиппинского архипелага, а также исп. и англ. яз. Театр вобрал в себя традиции кит., инд., индонез. театральных культур, позднее - исп. и американской. Древне-филиппинские театрализов. действа состояли из коллективных анимистич. заклинаний и заговоров, сопровождались ритуальными плясками в масках. Наиболее изучена театр. форма карагатан - шуточные стихотворные диалоги, повествующие о брошенном женщиной в море колечке, к-рое после сложных приключений находит молодой человек. В театрализов. представлениях используется изображение вокально-танц. средствами различных видов трудовой деятельности, разыгрываются эпизоды из инд. эпоса "Рамаяна". В годы исп. колонизации сформировался популярный и поныне жанр приключенч. комедии моро-моро - о сражениях исп. и филиппинских христиан с воинственными мусульманами (в 1637 была пост. первая пьеса "Пиратская война на Филиппинах" X. Переса - подобие комедии "плаща и шпаги" с танцами). В кон. 18 - нач. 19 вв. появились моро-моро на региональных языках. Разыгрывались и весёлые поэмы из филиппинской жизни - авит, и лирико-эпич. и героич. баллады на библейские и светские сюжеты - куридо, или корридо, создававшиеся авторами моро-моро, среди к-рых основоположник совр. тагальской поэзии Ф. Балагатас, П. Орадал, О. де Вера, Хусенг Сисио (X. де ла Крус), С. Рейес. В это же время формируются карильо - лирические пьесы теневого театра, близкого кит. и японскому; представления устраивались преим. по окончании уборки урожая, часто при лунном освещении. С сер. 19 в. распространилась сарсуэла, ставшая основой репертуара первых филиппинских любительских театров, созд. в сер. 19 в. в Маниле: трупп Эскосура (с 1848), Лопеса Ариса (с 1852), игравших исп. пьесы. Первые филиппинские сарсуэлы были написаны X. Рисалем, Рейесом. В нач. 20 в. сарсуэла приобрела откровенно антиамер. характер - "Любовь к родной земле" П. Поблете, "Свободный" Т. Ремихио, "Золотая цепь" X. Абада, "Не ранен" Рейеса, "Вчера, сегодня и завтра" А. То-лентино, написанные на тагальском и пам-панганском яз., сыграли важную роль в освободительной борьбе филиппинцев. Многочисл. и продолжительные (до неск. дней) религиозные праздники - фиесты (сохраняются и в 20 в.) сопровождались разнообразными театрализов. представлениями на библейские сюжеты, в которых участвовали прихожане. Несмотря на то, что на Ф. часто гастролировали исп. актёры, театр на исп. яз. не получил развития. До начала 2-й мировой войны 1939-45 просуществовала лишь небольшая любительская труппа Сценич. кружок. В тагальской драматургии, сформировавшейся к нач. 20 в. на базе моро-моро и сарсуэл, были преим. одноактные пьесы. Первый любительский театр на англ. яз. "Литл тиэтр" возник в Маниле в 1914. Круг актёров и зрителей был весьма узок - студенты и преподаватели столичного Ун-та Ф. В годы япон. оккупации (1942-45) тагальский театр получил значит. развитие благодаря поддержке властей. После достижения независимости в 1946 большинство пьес создавалось на тагальском яз., на этот же язык переведены и ставившиеся на Ф. пьесы европ. классиков, в т. ч. А. П. Чехова. На Ф. работают любительские, учебные и полупрофессиональные театральные труппы - Театр. гильдия Барангай в помещении "Литл тиэтр" (осн. в 1939, реж. Л. Авельяна и Д. Онтиверос-Авель-яна), Филиппинская актёрская лаборатория (осн. в 1959 амер. актёром Дж. Форстером), Театр Мералько, Театр Раджи Солимана и др.

Совр. филиппинский полупрофессиональный театр тесно связан с традиц. нац. театр. представлениями (моро-моро, сарсуэла и др.) и лучшими традициями мирового театр. иск-ва. С 1972 в Маниле и др. городах выступает небольшой детский передвижной театр "Бата-Батута" (под рук. А. Кабигтинга и К. Атайде).

Лит.: Макаренко В. А., Основные черты послевоенной филиппинской литературы, в сб.: Литературы зарубежной Азии в современную эпоху, М., 1975, с. 171-201; Brandon James R., Theatre in Southeast Asia, Camb. (Mass.), 1967 (лит.).

В. А. Макаренко.

XVI. Кино

Постоянный выпуск фильмов начался после создания в 1919 режиссёром и актёром X. Непомусено нац. кинофирмы. Первый художеств. фильм на тагальском яз.- "Деревенская девушка" (экранизация одноим. сарсуэлы Э. Илагана), в к-ром успешно выступили актриса и певица А. де ла Рама, а также М. Ила-ган, "звёзды" сарсуэлы. Один из лучших немых фильмов тех лет - "Три хвастуна" (1926), многосерийная комедия с Л. Туасоном и Э. Купер в заглавных ролях. Англоязычные фильмы начали создаваться в 1924 фирмой, возглавлявшейся В. Салумбидесом. Он же выпустил первую полудокументальную ленту "Сберегающий душу". Со звуковым кино филиппинцы познакомились в 1932- тагалоязычные фильмы "Асуванг" ("Оборотень") Дж. П. Муссера и"3олотой кинжал" Непомусено. Кинопроизводство на исп. яз. развития не получило. Наиболее массового зрителя обрело тагальское кино. В предвоен. годы тагальские фильмы выпускали 2 сравнительно крупных и стабильных кинообъединения: "Сампа-гита" (осн. в 1937) и "ЛВН" (начальные бук