БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ХРАМОВАЯ МУЗЫКА, культовая музыка.
ЦИНКА СУЛЬФИД, сернистый цинк, ZnS, белый порошок.
ЧЕРСКОГО ХРЕБЕТ, цепи Черского, горная система на С.-В. СССР.
ЧУВАШСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени И. H. Ульянова.
ТАМОЖНЯ (от тамга), гос. учреждение, контролирующее провоз грузов.
ШТЕТТИНСКИЙ МИР 1570, между Швецией и Данией.
ЭКСПОНОМЕТРИЯ, раздел фотографии, в к-ром определяют условия экспонирования.
ЭССЕ (франц. essai - попытка, проба, очерк, от лат. exagium - взвешивание), прозаич. сочинение.
ТЕАТР ТЕНЕЙ, вид театр, зрелища.
ЕККЕ, текийе, завие (тур. tekke, zaviye), обитель мусульм. дервишей в Турции.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

2197031823552198549321инадлежностью обоих участников вассального договора к господств. классу - феодалам. Постепенно стало обычным, что бенефициарий являлся вассалом, а вассал получал зем. пожалование. Результатом процесса феодализации явилось, т. о., складывание сен. антагонистич. классов феод. общества. С одной стороны, масса в прошлом свободных общинников-земледельцев, а также рабы, колоны, полусвободные сливались в единый класс феодально-зависимого крестьянства, с другой - складывался воен.-феод. класс, объединённый феод. иерархией. В сфере политич. надстройки для генезиса Ф. характерны внешне централизованные, иногда очень обширные (типа империи Карла Великого), но по существу аморфные и легко распадающиеся гос-ва, лишённые прочных внутренних экономич. и этнич. связей. Процесс феодализации сопровождался острой социальной борьбой как между уже зависимыми слоями населения и их господами, так и между свободными, но втягивавшимися в зависимость общинниками, с одной стороны, и зем. магнатами, а также королев. администрацией - с другой. Эта борьба нередко принимала форму крупных восстаний, участники к-рых выдвигали требование возврата к древним общинным порядкам.

В сфере идеологической процесс феодализации сопровождался распространением христианства, повсеместно пришедшего на смену язычеству. Христ. религия выступала в качестве идеологич. санкции складывавшегося феод. строя и правопорядка. Социальный протест угнетённых приобретал поэтому нередко форму отстаивания язычества, а также еретич. движений.

Генезис Ф. в Зап. Европе имел существенные региональные особенности. В пределах Европ. континента выделяется неск. типов генезиса Ф. Первый - на основе "уравновешенного" синтеза элементов Ф., вызревавших внутри рабовладельч. формации, с протофеод. отношениями, зарождавшимися в разлагавшемся первобытнообщинном строе. Классический эталон этого типа - Франкское гос-во, особенно северофранц. регион. Второй тип - на основе синтеза с явным преобладанием позднеантичных начал (средиземноморский регион - Италия, Юж. Франция, Испания - после завоевания её вестготами; вне Зап, Европы вариант этого типа даёт Византия - старая рабовладельч. основа возникновения Ф. была выражена там особенно отчётливо, в частности, не было разрушено сильное рабовладельч. гос-во, лишь постепенно трансформировавшееся в 7-11 вв. в ранне-феодальное, сохранились города). Третий тип - бессинтезный или с очень не-значит. элементами синтеза. Ф. здесь рождался из разложения родо-племенно-го строя варваров, минуя стадию развитого рабовладельч. общества (Сев.-Зап. Германия, сканд. страны, вне Зап. Европы - терр. вост. и зап. славян, Венгрия). В регионах, где процесс феодализации шёл по этому пути, он затянулся на длит. время.

Стадия развитого Ф. в Европе (11-15 вв.) характеризуется завершением процесса становления феод. строя в базисе и во всех элементах надстройки. К этому времени осн. институты феод. общества (крупная феод. зем. собственность, сеньориальная система и др.) и осн. классы уже сформировались. Вотчина (поместье, сеньория, манор), т. е. территория непосредств. господства сеньора над поземельно и лично зависимыми крестьянами, становится определяющей формой организации с. х-ва, производства и извлечения из крест. х-ва феод. ренты. Формы вотчины сильно варьировались. "Классической" принято считать вотчину, состоявшую из компактной территории, к-рая делилась на две части: господскую землю (домен.) и наделы (держания) крестьян. Обычно под покровом вотчины продолжала существовать подчинённая ей крест. община. Господская земля (лежавшая нередко чересполосно с землёй крестьян) составляла примерно 1/3 всей пахотной площади вотчины. На домене велось собственное господское х-во в основном с помощью барщинного труда зависимых крестьян (работавших на домене своими орудиями труда), отчасти - труда дворовых (работавших орудиями феодала). Вотчинная власть сеньора над личностью земледельца проявлялась в регламентации самых различных сторон жизни крестьянина и его семьи (порядок наследования крест. надела, связь крест. х-ва с рынком, браки, уход за пределы вотчины и т. д.). На этой стадии Ф. значит. часть крестьян находилась в суровых формах зависимости (сервы во Франции и Италии, вилланы в Англии и т. д.). В период развитого Ф. завершилось превращение бенефиция в наследственное привилегированное держание - феод (лен), сохранившее условный и служилый характер, и оформление вассально-ленной иерархич. структуры господств. класса феодалов. Завершение процесса превращения аллодиального землевладения в феодальное сопровождалось в сфере политич. надстройки переходом к феод. раздробленности.

Наиболее важными типологич. признаками агр. и социально-политич. строя зап.-европ. Ф. в целом стали: господство крупного землевладения частновотчинного типа (при отсутствии или относительной слабости землевладения государственного); резкое преобладание в составе класса непосредств. производителей мелких частновладельческих крестьян-держателей, самостоятельных хозяев, находившихся в разной степени и в разных формах сеньориальной зависимости, и, следовательно, преимущественно частновладельческий (сеньориальный) характер эксплуатации крестьянства с помощью частновладельческих же средств вне-экономич. принуждения; связь крупной зем. собственности с теми или иными формами политич. власти, выступавшей как частноправовые отношения (вотчинные суды, полиция, иммунитеты), вас-сально-ленная иерархич. структура господств. класса феодалов, основанная на этой структуре система феод. ополчения (позднее - рыцарских дружин и отрядов) как главная форма военной организации.

Наиболее отчётливо эти черты воплотились в сев.-зап. регионе (Сев. Франция, Зап. Германия, в известной мере также Англия). Здесь, и особенно на терр. Сев.-Вост. Франции, Ф. характеризовался максимальной завершённостью. Поскольку в этом р-не наиболее чётко были выражены юридич. институт, давший название всему строю,- феод, условный характер зем. собственности, вассально-лен-ная система, феод, иерархия и др., многие направления бурж. историографии стали рассматривать именно эти политико-правовые черты как гл. и определяющие признаки Ф. вообще, отрицая наличие Ф. даже в части стран Европ. континента (а тем более за его пределами), где отсутствовали или были слабо выражены эти признаки. В других регионах Европы феод. строй имел ряд особенностей, во многом связанных со спецификой здесь генезиса Ф., а также с геогр. условиями и др. Так, для стран средиземноморского региона была характерна нек-рая незавершённость феод. обществ. структуры (широкое распространение относительно мягких форм эксплуатации крестьян, сохранение значительного слоя крестьян-собственников, сравнительно небольшие размеры феод. вотчины, нечёткость феод. иерархии) в сочетании с ранним и быстрым расцветом городов и гор. жизни. Для североевроп. региона (сканд. страны) были характерны слабое развитие част-новладельч. домениального х-ва и эксплуатации крестьянства в форме барщины, преобладание крест. землевладения лично свободных и сословнополноправных крестьян, длительное сохранение ведущей роли гос. повинностей в системе феод. эксплуатации крестьянства, слабое и позднее развитие городов, живучесть патриархально-общинных связей и др.

В период развитого Ф. пути его эволюции определялись, помимо прежних, и новыми факторами: уровнем роста производит. сил и производительности крест. труда, развитием городов, товар-но-ден. отношений, особенностями процесса централизации гос-ва.

В период развитого Ф. он как формация реализовал все заложенные в нём возможности ист. прогресса, к-рый был связан в первую очередь с ростом производительности труда в х-ве крестьянина. Рост производит. сил феод. общества проявился на этом этапе прежде всего в значительном расширении культивируемой площади (т. н. внутр. колонизация), в распространении трёхполья, улучшении обработки земли, повышении урожайности, распространении технич. культур, виноделия, садоводства, огородничества и т. д. На базе этого прогресса производит. сил шло дальнейшее развитие обществ. разделения труда - происходило отделение ремесла от земледелия, что привело к быстрому росту в 11 - 12 вв. ср.-век. городов как средоточия ремесла и торговли. Расцвет феод. города внёс важные изменения в структуру ср.-век. общества. Хотя организация гор. ремесла сохраняла феод. характер (мелкое произ-во, цехи с их иерархией, корпоративный строй и др.), отношения собственности в нём существенно отличались от сложившихся в с. х-ве - возникла юридически признанная собственность ремесленника на основные средства его произ-ва (орудия труда, ремесл. мастерская) и произведённую им продукцию. Появился новый обществ. слой - горожане, окончательно консолидировавшийся в ходе освободит. борьбы городов против их феод. сеньоров (см. Коммунальное движение). В ходе этой борьбы система сеньориальной эксплуатации гор. ремесла и торговли была существенно подорвана (местами полностью ликвидирована). Тем самым были обеспечены условия для максимально свободного (в рамках феод. строя) развития простого товарного производства. Гор. ремесло с самого начала было ориентировано на произ-во изделий на рынок. В крест. х-ве по мере роста производительности труда земледельца возрастала масса прибавочного продукта, часть к-рого, не изъятая у крестьянина в виде ренты, присваивалась им самим. Следствием этого в условиях продолжавшегося господства Ф. была постепенная перестройка системы феод. эксплуатации с целью повышения её нормы. Домени-альная система х-ва, а вместе с ней и барщина в Зап. Европе всё более уступали место оброчной системе, ден. ренте (обязательным условием перехода к ден. ренте была продажа крестьянином излишка произведённой им с.-х. продукции на рынке), при этом особенно быстро рос удельный вес платежей, связанных с сеньориальной юрисдикцией, рыночными правами и др. (поскольку размеры оброка были фиксированными). Постепенно исчезали серваж, внлланство, ослаблялась личная зависимость и на первый план выступала поземельная зависимость крестьянина, всё большую роль стали играть элементы экономич. принуждения. В условиях распространения ден. ренты углублялась имуществ. дифференциация крестьянства, в частности рос слой малоземельной сел. бедноты, вынужденной подрабатывать наёмным трудом. Процесс перестройки всей системы феод. эксплуатации, происходивший в Зап. Европе в 14-15 вв., знаменовал разложение и кризис одной стадии Ф.- сеньориальной и переход на более высокую стадию его развития, когда центром производства феод. ренты почти полностью стало крест. х-во, что было косвенным выражением экономического превосходства мелкого парцеллярного крест. х-ва над х-вом домени-альным. 14-15 вв. ознаменовались и новым этапом в классовой борьбе крестьянства, связанным с новой стадией развития Ф. Наряду с повседневными локальными формами проявления крест. протеста, редко выходившими в 11 -13 вв. за пределы отд. вотчин, теперь происходят массовые крест. восстания: Дольчино в Италии в 1304- 1307, Жакерия во Франции в 1358, Уота Тайлера восстание 1381 в Англии, гуситские войны (см. Гуситское революционное движение) в Чехии 1-й пол. 15 в. и др. Ист. значение крест. антифеод. борьбы 14-15 вв. в том, что она способствовала вытеснению домениаль-ного х-ва крестьянским (в Зап. Европе), сделала возможным формирование крест. парцеллярной земельной собственности (хотя обычно она маскировалась различными "феод. вывесками").

В период развитого Ф. заметны изменения и во внутр. структуре класса феодалов. В 11-13 вв. происходит консолидация и юридич. оформление господств. класса в привилегированные сословия. Складывается наследств. слой рыцарства, а позднее на его основе - сословие дворянства. Высшее и среднее духовенство (часть класса феодалов) составляло другое господств. сословие. Третье сословие, формально включавшее всех "простолюдинов", а фактически представленное в сословно-представит. учреждениях бюргерством, несло на себе печать неполноправия и угнетённости. Огромное большинство этого сословия, т. н. люди сеньории (преимущественно крестьяне, подвластные сеньорам), фактически стояло вне публично признанного сословного строя. Господств. класс феодалов, выступая как единый (по отношению ко всем "простолюдинам"), был внутренне весьма разнороден. Верхушка дворянства - герцоги, графы, а также прелаты церкви (епископы, аббаты крупных монастырей) являлись сюзеренами в отношении большого числа вассалов, сеньорами многих десятков и даже сотен вотчин. На другом полюсе феод. иерархии находилась масса мелких сеньоров, осн. доходы к-рых ограничивались рентой относительно небольшого числа зависимых крестьян, а территория господства - границами мелкой вотчины. Земля по мере втягивания с.-х. произ-ва в рыночный обмен становилась товаром. Происходило дробление феодов, имевшее результатом разрушение системы вас-сально-ленных связей. Поскольку хоз. связи в этот период вышли далеко за пределы не только отдельной сеньории (вотчины, поместья), но и отдельных провинций, началось складывание нац. рынков, появились объективные возможности для политич. централизации феод. гос-в. Централизованное феод. гос-во формировалось как сословная монархия, т. к. без участия сословного представительства нельзя было заставить феод. сословия, прежде всего бюргерство, оплачивать расходы, связанные с функционированием разросшегося аппарата централизованной власти. Возникновение сословной монархии обусловливалось также потребностью господств. класса в централизованных орудиях подавления борьбы угнетённых.

Наконец, на этой стадии Ф. завершилось "достраивание" феод. надстройки и в сфере идеологии и культуры. Като-лич. церковь добилась почти абсолютного идеологич. господства - её учение, разработанное в трудах теологов-схоластов 12-13 вв. (Фома Аквинский и др.), превратилось в высшее и универсальное выражение феод. миропонимания в целом. Вместе с тем появляются элементы будущего преодоления и разрушения идеологич. монополии церкви. Потребности гор. жизни диктовали новые методы познания действительности: опытные - вместо умозрительных, критические и рациональные - вместо слепой веры в авторитеты. Возникают светская школа и университеты, развиваются ра-ционалистич. и пантеистические филос. учения, подрывавшие официальную церк. догму. Рост идейной оппозиции Ф. выражался в распространении ересей, нередко становившихся знаменем антифеод. классовой борьбы нар. масс. В рамках складывавшихся централизованных гос-в происходила окончательная консолидация феод. народностей, превратившихся в дальнейшем в нации, формировались нац. языки и лит-pa на этих языках.

Гл. содержание стадии позднего Ф. составляет процесс разложения феод. формации и зарождения в её недрах ка-питалистич. способа произ-ва. В странах Зап. Европы распространение (уже на стадии развитого Ф.) простого товарного произ-ва и связанные с этим глубокие изменения во всех сферах произ-ва, в формах феод. эксплуатации и зависимости создали нек-рые благоприятные предпосылки для зарождения элементов новой, капиталистич. формации. В результате перестройки феод. агр. отношений и освобождения в 14-15 вв. крестьян от личной зависимости возникла одна из важных предпосылок капиталистич. произ-ва - личная свобода труженика. В ходе т. н. первоначального накопления капитала возникла вторая необходимая предпосылка - произошёл отрыв традиционных держателей-крестьян от земли, их экспроприация (хотя этот процесс нигде, кроме Англии, не достиг завершения). Развитие городов и гор. ремесла, торговли и ростовщичества способствовало накоплению крупных капиталов в руках верхушки бюргерства и разорению части ремесленников. Появились и нек-рые технологич. предпосылки крупного произ-ва. Всё это способствовало зарождению в недрах Ф. ранних форм капиталистич. произ-ва, прежде всего в пром-сти (см. Капитализм, Мануфактура). В сел. хоз-ве эти же процессы приводили ко всё большему подчинению произ-ва требованиям рынка, к замене отношений, регулируемых обычаем, отношениями рыночными, коммерческими, к развитию переходных форм аренды земли, распространению наёмного труда и к зарождению капиталистич. зем. ренты. Хотя Ф. ещё продолжал господствовать, он всё более видоизменялся. Сеньориальные формы феод. ренты, обесценившиеся в ходе т. н. "революции цен", постепенно уступали место в эксплуатации (прежде всего крестьянства) централизованным формам ренты (гос. налоги). Утрата дворянством воен. монополии,сокращение сеньориальных доходов и др. имели своим результатом распад феод. иерархии, "перегруппировку" дворянства в условиях централизованного гос-ва, когда королев. служба превращалась в один из важнейших источников "благородного существования". Политич. господство феод. класса в период разложения Ф. принимало (за редким исключением) форму абсолютной монархии (см. Абсолютизм). Формы абсолютизма весьма различались в отд. странах. Однако его возникновение само по себе было, с одной стороны, симптомом разложения Ф. и резкого усиления на этой почве борьбы классов, а с другой - свидетельством того, что феод. отношения эксплуатации оставались всё же господствующими, поскольку за феод. классом сохранялось политич. господство.

Столь же противоречивым было развитие в период позднего Ф. духовной жизни. Безраздельному господству католицизма был нанесён удар Реформацией. Высвобождение духовной жизни из-под религ. влияния нашло выражение в светской культуре Возрождения и гуманистической идеологии. Развитие производит. сил дало толчок новым формам не только произ-ва, но и мышления - возникает наука, основанная на опытном знании. В то же время в контрнаступление переходил католицизм (контрреформация), а идеологич. атмосфера, созданная поздним абсолютизмом, была враждебна и гуманизму, и иным проявлениям возникавшей раннебурж. идеологии. Поздний Ф.- период острейшей классовой борьбы, к-рая значительно усложнилась благодаря появлению в обществ. структуре двух зарождавшихся новых классов - буржуазии и пролетариата. В странах, где рано зародились и необратимо развивались капиталистич. отношения, разрушая феод. структуру, произошло раннее крушение феод. формации в ходе ранних победоносных буржуазных революций 16-18 вв. (Нидерланды, Англия, Франция). В части европ. стран (Италия, Испания, зап.-герм. княжества) рано начавшийся процесс становления капиталистич. отношений в условиях развернувшейся здесь сеньориальной реакции замедлился и даже приостановился, оказался (в пределах 16-18 вв.) частично "обратимым".

Длительная феод. реакция, принявшая юридическую форму "второго издания крепостничества", восторжествовала в период позднего Ф. в странах Центр. и Вост. Европы. Политич. выражением феод. реакции стала развившаяся система безраздельной дворянской диктатуры (политич. засилье магнатства и шляхты в Речи Посполитой, царское самодержавие в России). В странах "второго издания крепостничества" Ф. принял застойный характер, лишь постепенно уступая дорогу зародышевым формам капиталистич. отношений. Их развитие под покровом Ф. шло путём мучительной для крестьянства перестройки помещичьего х-ва на основе кабальных, полукрепостнич. форм наёмного труда, олицетворявших т. н. прусский путь развития капитализма в земледелии; в пром-сти применение наёмного труда долго сочеталось с использованием труда принудительного (см., напр., Вотчинная промышленность). Стадия позднего Ф. продолжалась в этом регионе до середины и даже во 2-й пол. 19 в., а после этого сохранялись значит. феод. пере житки (особенно в агр. отношениях, в политич. надстройке).

Феодализм в странах Востока. На

Востоке можно выделить три основные группы стран, различавшиеся по формам и темпам феодализации: древнейшие очаги цивилизации - Египет, Двуречье, Иран, Индия, Китай; другие земледельческие цивилизации, вступившие на путь формирования классов и гос-ва с первых веков н. э., - Корея, Япония, страны Юго-Вост. Азии, Эфиопия; нек-рые, преим. кочевые народы, долго жившие в условиях первобытнообщинного строя и лишь во 2-й пол. 1-го - нач. 2-го тыс. н. э. достигшие стадии классового общества (нек-рые араб., тюркские, монг. племена). В то время как в странах первой группы феод. строй пришёл на смену уже развитому класеовому обществу, у тех народов (земледельч. и кочевых), к-рые вступили в стадию классового общества сравнительно поздно, рабовла-дельч. тенденция развития в довольно короткий срок уступила место феодальной. Тем не менее для всего Востока характерно длит. существование в рамках феод. общества сильного рабовладельч. уклада.

Зарождение феод. отношений, прежде всего формирование крупного землевладения, широкое распространение зем. аренды, началось в таких странах, как Китай, Индия, по-видимому, раньше, чем в Европе. Однако процесс феодализации растянулся здесь на длит. период - примерно с первых веков н. э. (иногда даже с первых веков до н. э.) до кон. 1-го - нач. 2-го тыс. н. э. Изменения в экономике, свидетельствующие о переходе от рабовладельч. формации к феодальной, совпадали (и в Китае, и в Индии) с "варварскими" нашествиями, сопровождались крупнейшими идеологич. сдвигами (распространение буддизма, серьёзные изменения в традиц. идеологич. системах - индуизме, конфуцианстве, даосизме). Переломным этапом, к-рым, очевидно, следует датировать начало феод. формации на Бл. Востоке, являются возникновение ислама и арабские завоевания (7-8 вв.).

Для раннефеод. периода в странах Востока типично существование сильных централизованных монархий. При сохранении здесь общины господств. класс в раннефеод. империях Востока (Арабский халифат, Танская империя в Китае и др.) первое время ещё не окреп настолько, чтобы превратить осн. часть обрабатываемых земель в своё наследств. владение, поставить крестьян в прямую частную зависимость. В этот период велика роль коллективной формы эксплуатации крестьянства через гос. аппарат, посредством ренты-налога. Рост частной собственности на землю и острая классовая борьба в раннефеод. вост. обществах привели к кон. 1-го тыс. к победе частно-феод. начал и к торжеству (иногда кратковременному - Китай 9 в., иногда более длительному - Бл. Восток, Индия) политич. раздробленности над раннефеод. централизацией.

В тех странах Востока, к-рые перешли от первобытнообщинного строя непосредственно к феодальному, этот переход облегчался экономич., культурным и особенно религ.-идеологич. влиянием более развитых стран. Несмотря на недостаточную изученность проблемы, есть основания предполагать, что нек-рые из указанных стран начали с возникновениярабовладельческих отношений и лишь спустя какое-то время рабовладельческая тенденция сменилась феодальной в качестве господствующей (Япония нарского периода, ранний Аксум, нек-рые кочевые империи Центр. Азии).

Стадии развитого Ф. ведущие страны Азии и Сев. Африки достигли почти одновременно с Европой (т. е. примерно в первые века 2-го тыс. н. э.). Об этом свидетельствуют факты общего подъёма то-варно-ден. отношений, роста городов в Китае, Индии, на Бл. Востоке; расширение частной феод. зем. собственности за счёт т. н. государственной (т. е. увеличение земель феодалов как за счёт крест. общин, так и благодаря превращению условных, временных форм феод. держаний в наследственные); завершение строительства идеологич. надстройки феод. общества. Вместе с тем даже в наиболее развитых странах Азии и Сев. Африки не были изжиты нек-рые явления, свойственные раннему Ф. Через всё вост.средневековье проходит борьба двух тенденций, связанных: одна - с усилением государственной, другая - частной феод. собственности на землю. При всех исто-рич. коле