БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ХРАМОВАЯ МУЗЫКА, культовая музыка.
ЦИНКА СУЛЬФИД, сернистый цинк, ZnS, белый порошок.
ЧЕРСКОГО ХРЕБЕТ, цепи Черского, горная система на С.-В. СССР.
ЧУВАШСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени И. H. Ульянова.
ТАМОЖНЯ (от тамга), гос. учреждение, контролирующее провоз грузов.
ШТЕТТИНСКИЙ МИР 1570, между Швецией и Данией.
ЭКСПОНОМЕТРИЯ, раздел фотографии, в к-ром определяют условия экспонирования.
ЭССЕ (франц. essai - попытка, проба, очерк, от лат. exagium - взвешивание), прозаич. сочинение.
ТЕАТР ТЕНЕЙ, вид театр, зрелища.
ЕККЕ, текийе, завие (тур. tekke, zaviye), обитель мусульм. дервишей в Турции.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

2197031823552198549321они Ф. закладывается в эпидермисе, у бузины, ясеня- в субэпидермальном слое, у смородины и лиственницы - в первичной коре, у винограда-в центр. цилиндре; в корнях хвойных и двудольных - в сохраняющих способность к делению клетках пе-рицикла, расположенного вокруг проводящих тканей. Глубокое заложение Ф. во вторичной флоэме древесных растений и развитие внутренних перидерм - причина образования корки.

ФЕЛЛОДЕРМА (от греч. phellos - пробка и derma - кожа), внутренний слой перидермы растений, возникающий вследствие деления клеток феллогена в тангентальном (параллельном поверхности органа) направлении. По форме клетки Ф. напоминают клетки феллогена, по строению оболочек и содержимому они сходны с паренхимными клетками первичной коры или лубяной паренхимы, но в отличие от них всегда располагаются радиальными рядами. В корнях со вторичным утолщением (напр., у сосны) Ф. часто разрастается, превращаясь в запасающую ткань.

ФЕЛЛОИД (от греч. phellos - пробка и eidos - вид), пробковидные клетки, слои клеток в пробковой ткани растений, оболочки к-рых в той или иной степени одревесневают, но не пропитываются суберином. Внешне сходны с клетками пробки; присутствие Ф. можно обнаружить по фиолетовому окрашиванию после кипячения среза в смеси крепкой азотной к-ты с бертоллетовой солью и последующей обработки хлор-цинкиодом (пробка цвета не изменяет).

ФЕЛНЕР (Fellner) Уильям (р. 31.5. 1905, Будапешт), американский экономист. Получил образование в ун-тах Будапешта, Берлина, в Технологич. ин-те в Цюрихе. Преподаватель и проф. экономики Калифорнийского ун-та (1939-52), проф. Йельского ун-та (с 1952). Был эко-номич. консультантом ряда правительств. учреждений.

Работы в области теории ден. обращения, монополистич. конкуренции, эконо-мич. роста. Применяя положения теории игр к анализу поведения нескольких монополистов на рынке, считал, что ценообразование монополий диктуется стремлением к максимизации совокупной отраслевой прибыли, а затем корректируется конкуренцией. Исследуя структуру монополистич. рынка в отрыве от важнейших факторов (производств., социальных, финанс. и пр.), Ф. тем самым снимал проблему обострения противоречий совр. капитализма. Полагал, что экономич. рост зависит от явлений чисто психологич. характера - совпадения ожидания доходов с планами инвестиционной деятельности предпринимателей, связывал его с эффективным контролем ден. обращения. Концепция Ф. объективно направлена на апологию капитализма.

Кадр из фильма "Восемь с половиной", 1962. Реж. Ф. Феллини.

Соч.: Atreatise on war inflation, Los Ang., 1942; Monetary policies and full employment, Hamden, 1966; Competition among the few, N. Y., 1949; Trends and cycles in economic activity, L., [1956]; Emergence and content of modern economic analysis, N. Y., 1960;Fiscal and debt management policies, N. Y., [1963] (соавтор); Probability and profit, Homewood (III.), 1965. Г. Г. Абрамишвили.

ФЕЛПС (Phelps) Антони (p. 1928, Порто-Пренс), гаитянский поэт. Пишет на франц. яз. Образование получил в Канаде и США. Первые сб-ки Ф. "Лето" (1960), "Присутствие" (1961), "Сияние тишины" (1962) отмечены интеллектуализмом и нек-рой камерностью. Позднее Ф., как и другие передовые поэты Гаити, выразил возмущение прогрессивных сил против террора диктатора Дювалъе, В 1964, после недолгого тюремного заключения, эмигрировал в Канаду. Монреалю посв. поэма "Четыре стороны света" (1964). В сб. "Ты, страна моя" (1968) Ф. создал трагич. и лирич. образ прекрасной страны, задавленной нищетой, но хранящей память о героич. прошлом и надежду на освобождение. Свободный стих Ф. сложен, ритмически многообразен. Автор пьес и романа о совр. Гаити "Минус бесконечность" (1973, рус. пер. 1975).

Соч. в рус. пер.: [Стихи], "Иностранная литература", 1963, № 3; [Две поэмы и стихи], в сб.: Взорванное молчание. Современная поэзия Гаити, [послесл. Е. Гальпериной, М., 1968].

Лит.: Ваксмахер М., Начинается время надежды, "Иностранная литература", 1969, № 11; Гальперина Е., Минус бесконечность - трагедия Гаити, "Иностранная литература", 1974, № 1. Е. Л. Гальперина.

ФЕЛПС (Phelps) Сэмюэл (13.2.1804, Девонпорт,- 6.11.1878, Куперсейл), английский актёр и режиссёр. В 1837 впервые выступил в театре "Хеймаркет" (Лондон), где позднее исполнял заглавные роли в пьесах У. Шекспира -"Венецианский купец", "Гамлет", "Отелло", "Ричард III", "Король Лир", выступал в комедиях этого драматурга - Фальстаф ("Виндзорские проказницы"), Мальво-лио ("Двенадцатая ночь") и др. Игра Ф. отличалась простотой, естественностью, мастерством перевоплощения. В 1844-62 руководил театром "Сэдлерс-Уэллс". Поставил почти все пьесы Шекспира. Ф. был одним из крупнейших англ. режиссёров 19 в. Его творчество имело большое значение для формирования реалистич. принципов в англ. режиссёрском иск-ве, утверждало воспитательную роль театра. Ф. опубликовал под своей редакцией 2-томное издание пьес Шекспира (1852-54).

Лит.: История западноевропейского театра, под ред. С. С. Мокульского, т. 3, М., 1963; Phelps W. М., Forbes-Robertsоn J.,

Life and work of Samuel Phelps, L., 1886; Sprague A. C., Shakespeare and the actors, Cambr. (Mass.), 1945. Ф. М. Крымко.

ФЕЛЬГЕНА РЕАКЦИЯ, способ гисто-химич. выявления дезоксирибонуклеиновой к-ты (ДНК) в клетках животных и растит. организмов, а также у бактерий. Ф. р. предложена в 1924 нем. химиком Р. Фёльгеном (R. Feulgen). Состоит из двух этапов. Сначала проводят кислотный гидролиз (обычно 8-12 мин), в результате к-рого отщепляются азотистые основания и образуются альдегидные группы. Затем препараты помещают в светло-жёлтый реактив Шиффа (фук-синсернистая к-та), связывающий эти группы. По образующемуся при таком взаимодействии красно-фиолетовому продукту реакции судят о наличии ДНК. Ф. р. возможна после применения любого фиксатора (кроме жидкости Буэна, содержащей пикриновую к-ту). Ф. р. используют для количеств. определения ДНК (см. Цитофотометрия). Имеются разные модификации Ф. р. для выявления локализации и структуры ДНК на электронно-микроскопич. уровне.

ФЕЛЬДМАРШАЛ (нем. Feldmarschall), высшее воинское звание в сухопутных войсках нек-рых гос-в. См. Генерал-фельдмаршал .

ФЕЛЬДСВЯЗЬ, фельдъегерская связь, один из способов связи, заключающийся в пересылке важных, преим. секретных, документов через спец. воен. курьеров (фельдъегерей). Ф. сначала была введена в армиях (в России с кон. 18 в.), а затем стала применяться и в гражд. органах управления.

ФЕЛЬДФЕБЕЛЬ (нем. Feldwebel), в русской и нек-рых иностр. армиях звание старшего из унтер-офицеров (кроме кавалерии), являвшегося непосредственным пом. командира роты (батареи) по адм. и хоз. вопросам и его заместителем в отсутствие офицеров.

ФЕЛЬДШЕР [нем. Feldscher, от Feldscherer, первонач.- полевой цирюльник, хирург, от Feld - поле (боя) и Sche-rer - цирюльник], медицинский работник со средним образованием. В СССР в гор. и районных лечебно-профилактич. учреждениях Ф.- помощник врача и работает под его руководством. В сел. местности (на фельдшерско-акушерском пункте) Ф. самостоятельно оказывает мед. доврачебную (стационарную и амбулаторную) помощь, ведёт профилактич. и сан.-противоэпидемич. работу. Подготовка Ф. проводится в мед. уч-щах.

"ФЕЛЬДШЕР И АКУШЕРКА", ежемесячный научно-практич. мед. журнал; орган Мин-ва здравоохранения СССР и Мин-ва здравоохранения РСФСР. Издаётся с 1936. Предназначен для повышения квалификации фельдшеров и акушерок, преим. самостоятельно работающих в сел. местности. Тираж (1976) св. 280 тыс. экз.

ФЕЛЬДШЕРСКО-АКУШЕРСКИЙ ПУНКТ, мед. учреждение, являющееся первичным (доврачебным) звеном здравоохранения в сел. местности. Входит в состав сел. врачебного участка и осуществляет под руководством сел. участковой больницы лечебно-профилактич. и сан.-противоэпидемич. мероприятия на определённой территории. В штат входят фельдшер (заведующий), акушерка и санитарка. Ф.-а. п. находится на бюджете сельсовета.

ФЕЛЬДШПАТИДЫ (от нем. Feldspat - полевой шпат и греч. eidos - вид), группа щелочных породообразующих минералов (алюмосиликатов), недосыщенных по сравнению с полевыми шпатами кремнекислотой. Для Ф. характерно вхождение в структуру добавочных анионов (С1-, СО32-, SО42-, S2-, иногда Н2О). В щелочных и нек-рых основных горных породах играют роль заместителей полевых шпатов. Гл. минералы: нефелин, лейцит, содалит, нозеан, гаюин, канкри-нит, анальцим и др.

ФЕЛЬДЪЕГЕРЬ (нем. Feldjager), военный или правительственный курьер для доставки важных, преим. секретных, документов.

ФЕЛЬЕТОН (франц. feuilleton, от feuil1е - лист, листок), жанр художественно-публицистической литературы; ему присуще критическое, нередко комическое, в т. ч. сатирическое, начало. Общие приметы - актуальность и подвижность предмета сообщения или рассуждения, видимая "бесплановость", лёгкость, непринуждённость композиции, пародийное использование художеств. и внехудожеств. жанров и стилей. Своеобразие Ф. связано преим. с тем, что он относится к "смешанному" художеств.-публицистич. жанру по методам обработки фактов и по отношению к факту, по целям. Контуры жанра, его содержание и функции исторически изменчивы.

Рождение Ф. относят к 28 янв. 1800, когда в парижскую газ. "Журналь де деба" ("Journal des Debats") был впервые вложен дополнит. листок (feuilleton), в к-ром стали печататься объявления, театр. и муз. рецензии, сообщения о модах, шарады,словом, не политич., не офиц. материалы. Точнее, это было рождение рубрики, а не жанра. С увеличением формата газеты Ф. стали называть её "подвал". Под рубрикой Ф. печатались даже романы ("Парижские тайны" Э. Сю, "Три мушкетёра" А. Дюма), давшие начало "роману-фельетону", ориентированному на вкусы массового читателя. Материалы под рубрикой Ф. нарушали офиц. серьёзность, шаблонность и абстрактность казённого стиля, хотя нередко тяготели к развлекат. нравоописательности.

Истоки Ф., пронизанного социальными и политич. мотивами, относятся к журналистике Великой франц. революции (памфлеты, статьи К. Демулена, Лустало, Ж. П. Марата). Развитие жанра политич. Ф. на Западе в 19 в. связано с именами Л. Берне, Г. Гейне, В. А. Рошфора, Г. Веерта, Ф. Фрейлшрата.

В России само звание фельетониста долго имело уничижит. оттенок, воспринималось как синоним нечистоплотного газетного подёнщика. Рубрика Ф. "русифицировалась" в 20-е гг. 19 в. в газ. "Северная пчела" Ф. В. Булгарина, Ф. к-рого свойственны охранит. и полицейские тенденции, педантичная нравоучительность. Фельетоны Барона Брамбеуса (О. И. Сенковского) в журн. "Библиотека для чтения" высмеивали бездарность и пошлость в лит-ре; вместе с тем нередко им были присущи художеств. консерватизм и беспринципность.

Лучшие образцы фельетонной лит-ры 1-й пол. 19 в. представлены сатирически заострёнными лит.-критич. статьями А. А. Бестужева и блестящими, безупречного вкуса и слога статьями А. С. Пушкина (под псевд. Феофилакт Косичкин).

В сер. 19 в. этапным явлением в развитии жанра стали Ф. писателей натуральной школы, В. Г. Белинского, Н. А. Добролюбова, Н. А. Некрасова, И. И. Панаева, М. Е. Салтыкова-Щедрина (воспринявших опыт сатирич. журналов кон. 18 в. Н. И. Новикова и И. А. Крылова); питаясь фактами из лит-ры и периодики, они вели к глубоким социально-политич. обобщениям, в то же время разоблачая конкретных виновников злоупотреблений и преступлений. Политич. Ф. стал одним из ведущих жанров в демократич. изд. 2-й пол. 19 в. ("Искра", "Гудок", "Будильник"), где печатались Д. Д. Минаев, Н. С. Курочкин, Г. И. Успенский и др. На развитие стиля рус. Ф. повлияло творчество Салтыкова-Щедрина и А. И. Герцена (заметки, памфлеты в ч Колоколе"). В традициях революцион-но-демократич. журналистики вёл поли-тич. Ф. в 1895-96 на страницах "Самарской газеты" М. Горький (под псевд. Иегудиил Хламида). Политич. остротой и идейной чёткостью отмечены Ф. критиков-марксистов В. В. Воровского и М. С. Ольминского (1900-10-е гг.).

Видные фельетонисты кон. 19 - нач. 20 вв.- А. А. Яблоновский, А. Р. Кугель, А. В. Амфитеатров и особенно В. М. Дорошевич, придававший Ф., близкому к юмористич. рассказу, актуальное публицистич. звучание. Существенно для развития рус. Ф. творчество сотрудников "Сатирикона" и "Нового Сатирикона" - А. Т. Аверченко, Н. А. Тэффи, Саши Чёрного. В "Новом Сатириконе" были напечатаны фельетонные стихи В. В. Маяковского (чГимн судье", "Гимн взятке" и др.), к-рый вместе с Д. Бедным сыграл важную роль в становлении сов. Ф.

Сов. Ф. 20 - нач. 30-х гг. развивал лучшие традиции передовой рус. фельетонной лит-ры (Ю. К. Олеша, М. А. Булгаков, М. М. Зощенко, В. П. Катаев, И. Ильф и Е. Петров, А. Зорич, О. Вишня, Я. Судрабкалн). В 30-е гг. выделялись проблемно-публицистич. фельетоны М. Е. Кольцова. В 40-50-е гг. обрели широкую известность имена фельетонистов Г. Е. Рыклина, Л. С. Ленча, Д. И. Заславского, С. Д. Нариньяни, С. И. Олейника. В 60-70-е гг. выделяются фельетоны Н. И. Ильиной, Л. И. Лиходеева, И. М. Шатуновского; появляются романы-фельетоны. Своеобразной разновидностью является (начиная с 20-х гг.) сов. обличительно-тенденциозный Ф. на междунар. политич. темы (Маяковский, Заславский, Я. Галан). Став достоянием дореволюц. большевистской прессы (газ. "Правда"), Ф. остаётся живым и актуальным жанром сов. печати.

Лит.: Фельетон. Сб. статей, Л., 1927; Фельетоны сороковых годов, М.-Л., 1930; 3аславский Д., Истоки и пути фельетона, [М.], 1931; его же, Фельетон, в сб.: Газетные жанры, М., 1955; Русский фельетон, М., 1958; Советский фельетон, М., 1959; Кольцов М. Е., Писатель в газете, М., 1961; Журбина Е. И., Теория и практика художественно-публицистических жанров, М., 1969. И. А. Дедков.

ФЕЛЬЗЕНШТЕЙН (Felsenstein) Вальтер (30.5.1901, Вена,-8.10.1975, Берлин), режиссёр и актёр. По национальности австриец. Работал в театрах Германии как актёр и режиссёр (с 1923). В 1927-32 и 1938-40 - в Швейцарии. Большой успех имела его постановка оперетты "Летучая мышь" И. Штрауса (Франк-фурт-на-Майне). Поставил в Цюрихе ряд спектаклей, в т. ч. оперу "Саломея" Р. Штрауса под управлением автора. С 1947 руководил основанной им в Берлине "Комише опер" (ГДР), где создал свыше 25 спектаклей. Ф.- крупнейший новатор оперного театра, стремившийся к органич. слиянию музыки и сценич. действия. Реалистич. реформаторские устремления Ф. близки принципам оперной режиссуры К. С. Станиславского. Широкое признание получили его спектакли "Кармен" Бизе (в 1969 также в моск. Театре им. Станиславского и Немировича-Данченко),"Волшебная флейта" Моцарта, "Лисичка-плутовка" Яначека, "Сказки Гофмана" Оффенбаха, "Проданная невеста" Сметаны , " Любовь к трем апельсинам"

Прокофьева, "Отелло" Верди. Чл. нем. Академии иск-в в Берлине (1951, с 1956 её вице-президент), почётный доктор ун-та им. Гумбольдта (Берлин, 1961) и Пражского ун-та (1962). Неоднократно приезжал в СССР вместе с труппой "Комише опер". Нац. пр. ГДР (1950, 1951, 1956, 1960, 1970).

Лит.: Сабинина М., Вальтер Фель-эенштейн и его театр, "Музыкальная жизнь", 1965, № 10. О. Т. Леонтъева.

ФЕЛЬЗИТ (нем. Felsit), мелкозернистая основная масса кислых эффузивных пород, состоящая из калиевого полевого шпата (ортоклаза) и кварца, иногда кислого плагиоклаза и темноцветных минералов (пироксена, биотита и др.). Ф.- продукт перекристаллизации вулканического стекла в процессе диагенеза и начального метаморфизма. Ф. характерен для палеотипных пород: кварцевых пор-фиров, кератофиров, ортофиров. Иногда термин "Ф." подчёркивается в названии породы (напр., фельзодацит, фельзофир).

ФЕЛЬЗИТОВАЯ СТРУКТУРА, микрокристаллическая структура основной массы кислых эффузивов, состоящей из мельчайших кристаллич. образований (зёрен, волокон и т. д.) и тонкораспределённого стекловатого материала. Наиболее часто встречается в кварцевых порфирах и кварцевых порфиритах.

ФЕЛЬТЕН Юрий Матвеевич (1730 или 1732, Петербург,- 1801, там же), русский архитектор. Учился в Петербурге при АН (1740-45), в Тюбингене, а также в Штутгарте и Берлине (1745- 1750), затем вновь в Петербурге у арх. И. Я. Шумахера. С 1754 работал у В. В. Растрелли (с 1760 - один из его гл. помощников, в т. ч. по постройке Зимнего дворца в Петербурге). С 1762 гл. архитектор "Канцелярии от строений". Проф. петерб. АХ (с 1772; в 1789-94 - директор). Чл.-корр. Королевской академии архитектуры в Париже (с 1783). В собств. работах выступал как представитель раннего рус. классицизма [б. Александровский ин-т (1765-75), церкви Екатерины (1768- 1771) и Анны (1775-79), Старый Эрмитаж (1771-87), перестройка интерьеров Большого дворца в Петергофе (ныне Пет-родворец; 1770-е гг.. в т. ч. Тронного зала, илл. см. т. 19, табл. XXXII, стр. 512- 513). В нек-рых постройках Ф. проявилось увлечение готикой (Чесменский дворец, 1774-77, с церковью, 1777-80, в Петербурге). Проектировал набережные (с 1760-х гг.) и решётку Летнего сада (совм. с арх. П. Е. Егоровым, 1771- 1784) в Петербурге.

ФЕЛЬЯНЫ, вернее фейяны (франц. feuillants), члены политич. клуба в Париже, осн. в июле 1791, во время Великой франц. революции. Назв. получили по месту своих заседаний - в помещении, ранее принадлежавшем монашескому ордену фельянов (полное наименование клуба - "Общество друзей конституции, заседающее у фельянов"). Клуб Ф. образовали представители крупной конститу-ционно-монархич. буржуазии и либерального дворянства, вышедшие из состава Якобинского клуба после принятия им 16 июля 1791 петиции с требованием низложения короля. Руководящую роль среди Ф. играли А. Барнав, А. Ламет, А. Дюпор. В открытом 1 окт. 1791 Законодат. собрании Ф., составившие его иравое крыло, заняли господствующее положение. Представляя интересы крупной буржуазии, они выступали против республики, за упрочение конституц. монархии в рамках цензовой конституции 1791. После свержения 10 авг. 1792 монархии Клуб Ф. прекратил своё существование. В литературе часто Ф. называют также группировку монархистов-конституционалистов 1789-91, когда Клуб Ф. ещё не существовал.

ФЕЛЮГА (итал. feluca, от араб. фулу-ка - лодка), небольшое парусное судно прибрежного плавания; используется в Средиземном, Чёрном, Азовском, Каспийском и Аральском морях для перевозки грузов или рыбного промысла. Оснащена косым четырёхугольным парусом, а часто и двигателем.

ФЕМАРН (Fehmarn), острова зап. части Балтийского м., между Кильской и Мек-ленбургской бухтами. Принадлежит ФРГ. Пл. 185 км2, нас. 13,3 тыс. чел. (1969). Выс. до 27 м. Отделён от материка проливом Фемарнзунд (шир. ок. 1 км), через к-рый переброшен мост. Соединён ж.-д. паромом с о. Лолланн (Дания). Вдоль побережий - обширные песчаные пляжи. Посевы зерновых, сах. свёклы, овцеводство, рыболовство. Летние мор. курорты.

ФЕМИДА, в др.-греч. мифологии богиня, супруга Зевса, первоначально - олицетворение обычного права, нормы поведения, позднее - богиня правосудия. Изображалась с повязкой на глазах (символ беспристрастия) и весами в руках. Иносказательно Ф.- правосудие, жрецы Ф.- слуги закона.

ФЕМИНИЗАЦИЯ (франц. feminisation, от лат. femina - женщина, самка), развитие у особи мужского пола женских вторичных половых признаков. Ф. может наблюдаться у самцов рыб, земноводных, птиц и млекопитающих животных, а также у человека. Экспериментально Ф. может быть вызвана у кастрированных самцов пересадкой яичника или инъекциями жен. половых гормонов (эстрогенов). Пример экспериментальной Ф.- результаты осуществлённой М. М. Завидовским в 20-е гг. 20 в. пересадки яичника кастрированным петухам, у к-рых после приживления жен. полевой железы появляются характерные для курицы оперение, головной убср и половой инстинкт. У кастрированных самцов млекопитающих (мор. свинки, крысы и др.) под влиянием трансплантированного яичника или инъекции эстрогенов наблюдается развитие молочных желез и сосков, проявляется женский половой инстинкт. У мужчин Ф. наступает после кастрации, проведённой с леч. целью при нек-рых заболеваниях; удаление семенников в раннем возрасте ведёт к развитию голоса и пропорциям скелета, характерным для женщин. Противоположное явление - маскулинизация (от лат. masculinus - мужской, мужского пола), развитие у особи жен. пола муж. вторичных половых признаков. У птиц маскулинизация наступает в результате секреции муж. половых гормонов гипертрофирующимся (в норме зачаточным) правым яичником после удаления левого. Маскулинизация может быть вызвана у кастрированных самок инъекцией муж. половых гормонов. О маскулинизации у человека см. Вирилизм.

ФЕМИНИЗМ (франц. feminisme, от лат. femina - женщина), женское движение за уравнение женщин в правах с мужчинами в рамках бурж. строя. Возникло в 18 в., первоначально в Сев. Америке - в период Войны за независимость 1775- 1783 и во Франции - во время Великой франц. революции. Во 2-й пол. 19 - нач. 20 вв. появились феминистские орг-ции в ряде стран; в 1888 был создан Между-нар. совет женщин, в 1904 - Междунар. альянс за избират. права женщин (совр. назв.- Междунар. альянс женщин - сторонниц равных прав и обязанностей), к к-рому присоединился Всероссийский союз равноправия женщин (осн. в 1905). В период 1-й мировой войны 1914-18 феминистки повсюду прекратили свою деятельность, возобновив её после войны. В 1925 был создан Объединённый постоянный к-т междунар. женских орг-ций (с 1934 - К-т связи междунар. женских орг-ций). Движение за женское равноправие развернулось в 1920-х гг. и в ряде стран Азии (Турция, Китай и др.). Во время 2-й мировой войны 1939-45 многие феминистские орг-ции снова прекратили своё существование и стали восстанавливаться лишь в 1946. После войны нац. орг-ции возникли также в Африке.

Феминистские орг-ции обычно не касаются актуальных проблем современности, ограничиваясь лишь вопросами эмансипации женщин. Вместе с тем после 2-й мировой войны всё большее внимание уделяется ими проведению в жизнь избират. и др. политич. прав женщин, признанных в законодат. порядке, устранению существующей дискриминации. Нек-рые феминистские группы выдвигают и общие социальные требования. Международная демократическая федерация женщин и её нац. секции стремятся наладить сотрудничество со всеми женскими орг-циями, в т. ч. и феминистскими, к-рые в той или иной мере ведут борьбу в защиту прав женщин и детей, против опасности войны, фашизма и реакции. (См. статьи Женское движение, Женское движение в России и СССР, Женский вопрос.)

ФЕМИСТОКЛ (Themistokles) (ок. 525- ок. 460 до н. э.), афинский гос. деятель и полководец периода греко-персидских войн (500-449). С 493/492 неоднократно занимал высшие должности - архонта и стратега. Его политич. реформы (487-486) способствовали дальнейшей демократизации афин. гос. строя (ввёл выборы архонтов по жребию, предоставил возможность всадникам занимать эту должность, освободил коллегию стратегов от контроля ареопага). Будучи вождём т. н. морской партии, отражавшей интересы торгово-ремесленных слоев и бедноты, Ф. стремился превратить Афины в мор. державу (укрепил гавань Пирей, создал воен. флот в 200триэр). Был инициатором создания в 478/477 Делосского союза, сыграл решающую роль в организации общегреч. сил сопротивления персам, одержал ряд побед над ними (в т. ч. при Саламине в 480). В 471 в результате происков афин. аристократии Ф. был подвергнут остракизму; позднее обвинён в дружбе с персами, в тайной связи со спартанским полководцем Павсанием и осуждён по общему решению греч. гос-в. После долгих скитаний бежал к перс. царю Артаксерксу I, получил в управление