БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ХРАМОВАЯ МУЗЫКА, культовая музыка.
ЦИНКА СУЛЬФИД, сернистый цинк, ZnS, белый порошок.
ЧЕРСКОГО ХРЕБЕТ, цепи Черского, горная система на С.-В. СССР.
ЧУВАШСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени И. H. Ульянова.
ТАМОЖНЯ (от тамга), гос. учреждение, контролирующее провоз грузов.
ШТЕТТИНСКИЙ МИР 1570, между Швецией и Данией.
ЭКСПОНОМЕТРИЯ, раздел фотографии, в к-ром определяют условия экспонирования.
ЭССЕ (франц. essai - попытка, проба, очерк, от лат. exagium - взвешивание), прозаич. сочинение.
ТЕАТР ТЕНЕЙ, вид театр, зрелища.
ЕККЕ, текийе, завие (тур. tekke, zaviye), обитель мусульм. дервишей в Турции.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

2197031823552198549321тверженный труд в 1970-74 более 4 тыс. студентов награждено орденами и медалями СССР. Свыше тысячи студентов - депутаты Верх. Советов союзных республик и местных Советов депутатов трудящихся. Лит.: Комсомол и высшая школа. Сб. документов и материалов, М., 1968; Комсомол в вузе, М., 1973; Всесоюзный слет студентов, Москва, 1971. Документы и материалы, М., 1972; Студенты-наследники революции. Встреча студентов социалистических стран, М., 1975. В. И. Барсуков, В. М. Орёл.

СТУДИИ МХАТ, театральные студии, созданные при Моск. Художеств, театре для экспериментальной работы, а также для подготовки актёров в духе принципов этого театра. В 1912 К. С. Станиславским и Л. А. Сулержицким образована 1-я Студия МХТ (открыта в 1913) для воспитания молодёжи по системе Станиславского (см. Станиславского система); в 1924 эта студия была реорганизована в Московский Художественный театр второй. 2-я Студия МХТ осн. в 1916 реж. В. Л. Мчеделовым; выросшие здесь актёры (А. К. Тарасова, К. H. Еланская, О. H. Андровская, H. П. Хмелёв, М. М. Яншин и др.) в 1924 влились в труппу МХАТ. В 1920 наименование 3-й Студии МХАТ (открыта в 1921) получила Студия Вахтангова, на основе к-рой создан Театр им. Евг. Вахтангова (см. Вахтангова имени театр). В 1921 из группы актёров МХАТ, руководимой Г. С. Бурджаловым, В. В. Лужским и Е. М. Раевской, создана 4-я Студия МХАТ, преобразованная в 1924 в театр (с 1927 Реалистический театр). В 1919 с целью внедрения реалистич. начал в оперное иск-во, освобождения его от штампов и рутины создана. Муз. студия МХТ под рук. Вл. И. Немировича-Данченко (с 1926 Муз. театр им. Вл. И. Немировича-Данченко). Лабораторный характер носила деятельность Театра-студии на Поварской, открытого в 1905 В. Э. Мейерхольдом по инициативе К. С. Станиславского.

СТУДИЯ ВОЕННЫХ ХУДОЖНИКОВ имени М. Б. Грекова (с 1965-Ордена Красной Звезды Студия военных художников им. М. Б. Г р е к о в а), коллектив советских военных художников. Создана в 1934-35, названа в память М. Б. Грекова. С 1943 в ведении Главного политического управления Советской Армии и Военно-Морского Флота. Первоначально имела уч. характер, объединяя самодеятельных художников для развития красноармейской самодеятельности; с 1940 превратилась в организацию проф. художников. В годы Великой Отечеств, войны 1941-45 многие студийцы выезжали в действующую армию, работали во фронтовой печати, создавая плакаты, боевые листки, листовки, портреты героев, карикатуры. Студия сыграла важную роль в развитии в СССР иск-ва панорам и диорам. В числе ведущих мастеров студии: Е. В. Вучетич, А. А. Горпенко, И. В. Евстигнеев, H. H. Жуков, П. А. Кривоногое, П. Т. Мальцев, М. И. Самсонов. Студия ставит задачи культурного и политич. воспитания воинов, отображения героического боевого пути и совр. жизни Сов. Армии. Илл. см. на вклейке к стр. 32. Лит.: У ш е н и н X. А., Студня военных художников им. Грекова..., М., 1951; В боевом строю. Выставка... Каталог, М., 1974.

СТУДИЯ ТЕАТРАЛЬНАЯ (итал. studio, от лат. studeo - усердно работаю, занимаюсь), творческий коллектив, сочетающий в своей работе уч., экспериментальные и производств, задачи. Обычно С. т.- коллектив единомышленников, связанных определённым мировоззрением и общими эстетич. задачами. В дореволюц. России С. т. либо возникали при крупных театрах и развивали их творческие принципы, либо организовывались самостоятельно и занимались поисками новых путей и средств сценической выразительности. Большое распространение "студийность" получила в первые годы развития сов. театра. Были созданы: Театр-студия им. Ермоловой, студии под рук. Ю. А. Завадского, Р. H. Симонова, H. П. Хмелёва, А. Д. Дикого в Москве, С. Э. Радлова в Ленинграде и др., ряд нац. студий в Москве и республиках СССР. На основе С. т. часто возникали театры - напр., из Студий МХАТ. В 1956 в Москве была организована Студия молодых актёров (с 1957 театр "Современник").

СТУДНИ, структурированные (твёрдообразные) системы, состоящие из высокомолекулярных веществ и низкомолекулярных жидкостей. Характерные свойства С.- отсутствие текучести, способность сохранять форму, прочность и эластичность (упругость). Эти свойства обусловлены наличием пронизывающей весь объём С. пространств, сетки макромолекул, соединённых в отдельных "узлах" силами межмолекулярного взаимодействия или хим. связями различной природы. Возможны два пути образования С.: застудневание легкоподвижных или вязкотекучих жидкостей и набухание твёрдых полимеров в подходящих жидких средах. Типичные С.- аморфные гомогенные системы (иногда они содержат в узлах структурной сетки мельчайшие кристаллич. области - кристаллиты). Гомогенные С. или неструктурированные растворы полимеров могут расслаиваться на фазы с образованием конденсационных дисперсных структур, их часто наз. гетерогенными С. Студнеобразование широко используется в технологии пластмасс, резин, хим. волокон, пищ. продуктов; оно распространено и в органич. природе. См. также Гели, Синерезис.

Лит.: Воюцкий С. С., Курс коллоидной химии, 2 изд., М., 1975, с. 481; П а пков С. П., Студнеобразное состояние полимеров, М., 1974. Л. А. Шиц.

СТУДНИЧКА (Studnicka) Франтишек Карел (25.11.1870, Прага,-2.8.1955, там же), чешский гистолог и эмбриолог, акад. Чехословацкой АН (1952), чл.-корр. Международной академии истории наук в Париже. Окончил ун-т в Праге (1895). В 1901-19работал (с 1909 проф.) в Чешской высшей технич. школе в Брно. Проф. ун-тов в Брно (с 1919) и в Праге (с 1934). Осн. работы посвящены обоснованию теории экзоплазмы, защищавшей, в противовес господствовавшему в нач. 20 в. представлению, мысль о важной роли межклеточных структур в организме. Особое внимание уделил изучению бесклеточных тканей. Гос. пр. ЧСР (1951).

С о ч.: Die Substrate des Lebens-Erscheimmgen (Protoplasma - Bioplasma), Prag, 1938; Ovod do plasmatologie (biop'lasmatiky), Praha, 1952.

Лит.: Wolf J., Akademik Frantisek Karel Studnicka (25.XL 1870-2. VIII. 1955), "Vest Ceskosl. Akad. ved.", 1955, t. 64, № 7-8 (лит.).

СТУККО (итал. stucco), искусственный мрамор, материал для отделки стен и архит. деталей. С. изготовляют из обожжённого и измельчённого гипса с квасцами и клеем, иногда с добавлением мраморной пудры, наносят в виде теста, многократно шлифуют и полируют до зеркального блеска. С., известный уже в Др. Египте, широко применялся в др.рим. иск-ве, а также в иск-ве Возрождения и нового времени (в России с 18 в.).

СТУЛОВ Иван Андреевич [5(18).9.1904, с. Шамбава, ныне Сокольского р-на Вологодской обл.,-15.2.1964, Москва], один из организаторов партиз. движения в Белоруссии в годы Великой Отечеств, войны 1941-45. Чл. КПСС с 1926. Род. в крест, семье. Окончил Иркутский финансово-экономич. ин-т (1931). С 1920 в Красной Армии, участник боёв на Зап. и Юж. фронтах. С 1925 на комсомольской и пед. работе. В 1938-42 1-й секретарь Витебского обкома КП(б) Белоруссии, Нижнеингашского райкома ВКП(б) Красноярского края. С марта 1942 1-й секретарь Витебского подпольного обкома КП(б)Б, чл. Воен. совета 4-й ударной армии. С окт. 1944 в аппарате ЦК КП(б)Б. С сент. 1945 на сов. и пед. работе в Москве. Деп. Верх. Совета СССР 1-го созыва. Награждён орденом Ленина, орденом Красного Знамени, медалями.

Лит.: Герои подполья, М., 1970; П а x омов H. И., ДорофеенкоН. И.,Дорофеенко H. В., Витебское подполье, [2 изд.], Минск, 1974.

СТУОКА-ГУЦЯВИЧЮС Лауринас [1753, с. Мигонис, ныне Купишкского р-на,-29.11(10.12). 1798, Вильнюс], литовский архитектор. Учился в Вильнюсском ун-те (с 1773) у М. Кнакфуса,вРиме(1776-77) и в Париже (1778-80). В 1793-94 и 1797-98 проф. Гл. школы в Вильнюсе. Участник восстания под рук. Т. Костюшко. Для С.-Г., работавшего в стиле классицизма, характерны строгость композиц. решений и монументальных форм [кафедральный собор (ныне Картинная галерея; 1777-1801, илл. см. т. 14, табл. XXXVI, стр. 544-545) и ратуша (ныне Художеств, музей Литов. ССР; 1786-99) в Вильнюсе; проект дворцового ансамбля в Веркяй под Вильнюсом (после 1780; осуществлён частично)].

Л. Стуока-Гуцявичюс. Бывшая ратуша (ныне Художественный музей Литовской ССР) в Вильнюсе. 1786 - 99.

Лит.: В и о г е i k a E., Lietuvos klasicizmo architekturos kurejas Stuoka-Gucevicius, 1753-1798, Vilnius, 1965.

СТУПА (санскр., осн. значение - макушка, куча земли, камней; первоначально - сооружение на могиле царя или вождя) в буддийской архитектуре, монументальное сооружение для хранения реликвий. Уже наиболее ранние С. (С. № 1 в Санчи, 3-2 вв. до н. э., илл. см. т. 10, вклейка к стр. 225) имели каноническую 3-частную структуру: ступенчатое основание, массивный основной объём, венчающую часть в виде многоярусного зонта. Встречаются С. полусферические (Индия, Шри-Ланка), квадратные ступенчатые (Шри-Ланка, Таиланд), башнеобразные (Вьетнам, Китай), колоколробразные (Бирма, Таиланд, Кампучия, Индонезия), бутылеобразные (Монголия, Китай). Обычная техника сооружения С. - облицовка камнем, оштукатуренным кирпичом с заполнением грунтом, щебёнкой и т. п.; в декоре С. часто применяются раскраска и позолота. Название "С." характерно только для Индии и Непала; в Шри-Ланке применяется название "дагооа", в Бирме -"зёди" и "патб", в Таиланде - "чёди" и "пранн", в Лаосе-"тхат", в Монголии - субурган, в Китае и Вьетнаме -"бао та", пагода и т. д. С. С. Ожегов.

СТУПЕНЧАТОЕ ИСПАРЕНИЕ, метод повышения чистоты пара, вырабатываемого барабанным паровым котлом, путём искусств, распределения солей и иных примесей в котловой воде. Метод С. и. основан на создании повышенной концентрации примесей в той части котла, откуда ведётся продувка, и пониженной - в той части, где вырабатывается осн. кол-во пара и откуда он уходит в пароперегреватель. Водяной объём котла при С. и. разделяется перегородками на неск. отсеков. Питательная вода непрерывно подаётся в отсек 1-й ступени; благодаря наличию разности уровней между смежными отсеками котловая вода 1-й ступени перетекает через отверстия в перегородке в отсеки 2-й ступени, являясь для них цитат, водой, и т. д. Солесодержание котловой воды увеличивается в каждой последующей ступени испарения; непрерывная продувка котла ведётся из последней ступени. Обычно применяется двухступенчатое или трёхступенчатое (рис.) испарение, причем иногда солевые отсеки выполняются в пиде выносных циклонов.

Схема ступенчатого испарения котла: а - внутрибарабанного двухступенчатого;б - трёхступенчатого с выносным циклоном; 1 - чистый отсек (1-я ступень испарения); 2 - переток котловой воды; 3 - солевой отсек (2-я ступень испарения); 4 - циклон (3-я ступень испарения).

Метод С. и. предложен в 1937 в СССР проф. Э. И. Роммом. Длит, эксплуатация котлов, оборудованных устройствами С. и., показала значит, повышениекачесгва пара. И. H. Розенгауз.

СТУПЕНЬ в музыке, любой из тонов (звуков) звукоряда (гаммы, лада, строя). В европ. музыке 17 -19 вв., базирующейся на 12-ступенном строе, господствовали диатонич. в своей основе (см. Диатоника) лады - мажор и минор, допускавшие, однако, хроматизм. 12 ступеней лада подразделялись на 7 основных (в до мажоре соответствуют белым клавишам рояля) и 5 производных (альтерированных; соответствуют чёрным клавишам). В музыке 20 в. зачастую все 12 С. используются как основные (натуральная хроматика). Встречаются также иные системы - пентатоника (5 С.), микрохроматика (24, 36 С.) и др.

СТУПЕНЬ УСИЛЕНИЯ, малоупотребительное наименование каскада усиления.

СТУПИН Александр Васильевич [13(24). 2.1776,- 31.7(12.8).1861, Арзамас], русский живописец-педагог. Учился в петерб. АХ (1800-02) у И. А. Акимова. Организатор и руководитель арзамасской школы живописи (1802-61). В 1809 за труды по школе С. было присвоено звание академика. Из собств. произв. С. сохранились гл. обр. учебные рисунки, выполненные в строгой академич. манере (в Рус. музее в Ленинграде и в Горьковском художеств, музее).

Лит.: Корнилов П. Е., А. В. Ступин, в кн.: Русское искусство. Очерки о жизни и творчестве художников. Первая половина девятнадцатого века, М., 1954.

СТУПИНО, город (до 1938 - посёлок) областного подчинения, центр Ступинского р-на Московской обл. РСФСР. Ж.-д. станция в 99 км к Ю. от Москвы и в 9 км от Каширы. 63 тыс. жит. (1975). Металлургич. комбинат, з-ды стеклопластика и ячеистого бетона, картонная ф-ка. Филиал Моск. авиационного технологич. ин-та, мед. училище.

СТУПИЦА, центральная часть вращающейся детали (маховика, шкива, зубчатого колеса и т. д.), имеющая отверстие для посадки на вал или ось. Отверстие С. обычно имеет шпоночный паз (см. Шпоночное соединение) или шлицевый профиль (см. Зубчатое соединение) для передачи крутящего момента. Если же деталь свободно вращается на оси, то в отверстие С. запрессовывают втулки или устанавливают подшипники качения. Для обеспечения прочности наружный диаметр С. принимают равным 1,5-1,8 диаметра отверстия, для предотвращения перекоса детали на валу длина С. должна быть не менее диаметра отверстия.

СТУПОР (от лат. stupor - оцепенелость, неподвижность), состояние обездвиженности и молчания; симптом психических болезней. Больной не реагирует ни на происходящее вокруг, ни на боль, не отвечает на вопросы, отказывается от еды, застывает в одной позе. С. чаще всего наблюдается при кататонии, реже - при депрессии и др. формах психич. расстройств.

СТУРА-ШЁФАЛЛЕТ (Stora Sjofallet), водопад на С. Швеции в верх, течении р. Стура-Луле-Эльв (осн. составляющей р. Луле-Эльв). Состоит из неск. водоскатов с общим падением ок. 40 м. После постройки ГЭС (1967) сток С.-Ш. зарегулирован. Объект туризма.

СТУРДЗА (Sturdza) Михаил (1795-8.5. 1884, Париж), гос. деятель Молдовы. В 1829 мин. финансов в рус. гражд. администрации в Дунайских княжествах, возглавлявшейся графом П. Д. Киселёвым. В 1834-49 господарь Молдовы. Выражал интересы верхушки боярства, сосредоточившей в своих руках управление княжеством. Жестоко подавлял крест, выступления, оппозиц. движение либеральных кругов боярства (особенно усилившееся в 1848).

СТУРДЗА-БУЛАНДРА (Sturdza-Bulandra) Лючия (25.8.1873, Бухарест,-19.9.1961, там же), румынская актриса, театральный деятель, нар. арт. СРР (1951). В 1898 дебютировала на сцене Нац. театра в Бухаресте. В 1914 совм. с Т. Буландрой организовала труппу, впоследствии ставшую художественно значимым театром (была актрисой, директором и режиссёром). Здесь ставилась нац. драматургия, воспитывались лучшие рум. актёры. В 1941 труппа распалась из-за отсутствия помещения, С.-Б. перешла в Муниципальный театр в Бухаресте (в 1947 также его директор; в 1961 театру присвоено имя Лючии С.-Б.). Роли: Мария Стюарт ("Мария Стюарт" Шиллера), Васса Железнова ("Васса Железнова" Горького), Динеску ("Разрушенная цитадель" Ловинеску) и др. В 1930-61 проф. Бухарестской консерватории; в 1957-61 пред. рум. Ассоциации деятелей театра и музыки. Гос. пр. СРР (1952).

Соч.; Actorul 51 arta dramatica, Buc., 1912; Amintiri... ammtiri, Вис., 1956.

Л. Стурдза-Буландра в роли Динеску ("Разрушенная цитадель" X.Ловинеску).

СТУРЕ (Sture), шведский дворянский род (дат. происхождения), регенты (правители) Швеции во 2-й пол. 15 - нач. 16 вв. Проводили политику, направленную на централизацию страны, на окончат, расторжение Калъмарской унии и восстановление швед. нац. государственности. Стен С. Старший (Sten Sture den aldre) (ок. 1440-14.12. 1503, Йёнчёпинг), регент в 1471-97, 1501-03. 10 окт. 1471 руководимое им ополчение разбило при Брункеберге (близ Стокгольма) наёмную армию дат. короля Кристиана I. Стен С. Младший (Sten Sture den yngre) (ок. 1492-февр. 1520, оз. Осунден, юго-зап. Швеция), регент в 1512-20. Погиб в сражении с войсками дат. короля Кристиана П, стремившегося силой восстановить унию.

СТУРУА Георгий Фёдорович [6(18).6. 1884, с. Кулаши, ныне Набакеви Самтредского р-на Груз. ССР, -1.4.1956, Тбилиси], советский гос. и парт, деятель. Чл. КПСС с 1901. Род. в крест, семье. С 1903 работал в большевистских нелегальных типографиях в Баку, Москве. Неоднократно подвергался арестам, в 1914 сослан в Нарымский край; в 1916 бежал, вёл работу в Баку. В 1917-18 чл. Кавк. краевого к-та РСДРП(б), чл. Бакинского совета; в период Бакинской коммуны 1918 комиссар фронта Баку-Петровск. В кон. 1918-нач. 1919 зам. наркома внутр. дел Терской сов. республики. В окт.- нояб. 1919 один из организаторов восстания против меньшевистского пр-ва Грузии; в 1920 арестован, выслан в Азербайджан. После установления Сов. власти в Грузии (1921) на парт, и сов. работе. В 1925-27 секретарь Абх. обкома КП(б) Грузии; 1929-31 нарком юстиции Груз. ССР, затем ЗСФСР; 1931-33, 1934-37, 1953 пред. Совета профсоюзов Грузии; 1938-41 1-й зам. пред. СНК Груз. ССР; 1942-48 пред. Президиума Верх. Совета Груз. ССР и в 1946-48 зам. пред. Верх. Совета СССР. В 1954 -1956 директор Тбилисского филиала Музея В. И. Ленина. Избирался чл. ЦИК Груз. ССР, ЗСФСР и СССР, деп. Верх. Совета СССР 2-го созыва и Груз. ССР. Делегат 13, 15, 17, 18-го съездов ВКП(б). Был чл. ЦК КП Грузии. Награждён 2 орденами Ленина, 2 др. орденами, а также медалями.

СТУРУА Иван (Вано) Фёдорович [18(30). 12.1870, с. Кулаши, ныне Набакеви Самтредского р-на Груз. ССР,-13.4.1931, Тбилиси], советский парт, и гос. деятель. Чл. Коммунистич. партии с 1896. Род. в крест, семье. С 1889 рабочий тбилисских ж.-д. мастерских. Один из организаторов с.-д. орг-ции в Тбилиси, чл. к-та РСДРП. В 1900 чл. Бакинского к-та РСДРП. Работал в нелегальных типографиях ЦК РСДРП в Баку (1902-05), Петербурге (1906), Выборге (1907). Неоднократно подвергался арестам и ссылкам. В 1917 пред. Кулашского волсовета. После Окт. революции 1917 руководил Самтредской большевистской орг-цией. В 1918-19, после захвата власти в Грузии меньшевиками, на подпольной работе; был чл. Кутаисского укома и губкома РСДРП(б), к-та Зап. Закавказья. В 1920-21 чл. ЦК КП(б) Грузии. В 1921-31 пред. Партколлегии Закавк. краевой контрольной комиссии ВКП(б), одновременно в 1922-24 нарком земледелия Груз. ССР. На 13-16-м съездах ВКП(б) избирался чл. ЦКК. Был чл. ЦИК Груз. ССР,ЗСФСР и СССР.

СТУР-ФЬОРД (Storfjorden), залив Норвежского м. у зап. берега Норвегии. Дл. 93 км, глуб. до 442 м. Берега скалистые, отвесные (вые. от 300 до 1200м). В С.-ф.- порт Олесунн.

СТУРЦО (Sturzo) Луиджи (26.11.1871, Кальтаджироне, Катания,-8.8.1959, Рим), итальянский священник, один из лидеров католич. движения, социолог. В 1896-1905 участник "Христианской демократии" - левого течения католич. движения, организатор католич. ассоциаций рабочих, арендаторов, студентов; в 1905-20 зам. мэра г. Кальтаджироне (Сицилия), в 1912-24 вице-президент Ассоциации итал. коммун, в 1915-17 секретарь Джунты (руководящего к-та) "Католического действия". С.- один из гл. организаторов (1919) Народной партии ("Лополяри"), первой массовой католич. партии Италии, в 1919-23 её политич. секретарь. В 1924-46 С. в эмиграции (Париж, Лондон, Нью-Йорк), где вёл антифаш. деятельность. В 1940 основал междунар. Христианско-демократич. союз (после 2-й мировой войны 1939-45 С. был вице-пред, этого союза). После возвращения на родину избран сенатором (пожизненно).

Соч.: Opera omnia, ser. 1 - 2, Bologna, 1954-68.

СТУРШЁН (Storsjon), озеро в Швеции. Пл. 456 км2, глуб. 75 м. Расположено с ледниково-тектонич. котловине на вые. 292 м. Берега облесённые, крутые, сильно изрезанные, много островов. Замерзает с ноября по май. Через С. протекает р. Индальс-Эльвен. Судоходство, рыболовство. На вост. берегу - г. Эстерсунд.

СТУЧЕНКО Андрей Трофимович [17(30).10.1904, Киев, -18.11.1972, Москва], советский военачальник, ген. армии (1964). Чл. КПСС с 1929. Род. в семье рабочего. В Сов. Армии с 1921. Окончил кав. курсы (1923), кав. школу (1926), Воен. академию им. М. В. Фрунзе (1939), высш. академич. курсы при Воен. академии Генштаба (1952). Во время Великой Отечеств, войны 1941-45 командовал кав. полком, кав. и стрелк. дивизиями, с авг. 1944 командир 19-го гвард. стрелк. корпуса. Участвовал в боях на Зап., 2-м Прибалт. и Ленингр. фронтах. После войны командовал войсками Сев. (1956-60), Приволжского (1960-1961), Закавк. (1961-68) воен. округов. В 1968-69 нач. Воен. академии им. Фрунзе. С марта 1969 воен. инспектор-советник Группы ген. инспекторов. Деп. Верх. Совета СССР 6-7-го созывов. Канд. в чл. ЦК КПСС (1961-71)

А. Т. Стученко,

Награждён 2 орденами Ленина, 4 орденами Красного Знамени, орденами Суворова и Кутузова 2-й степени, Отечественной войны 1-й степени и медалями.

СТУЧКА Пётр Иванович [14(26).7.1865, Кокнесская вол., ныне Стучкинский р-н Латв. ССР,-25.1.1932, Москва], советский гос. и парт, деятель, один из основателей Коммунистич. партии Латвии. Чл. Коммунистич. партии с 1895. Род. в крест, семье. Окончил юрид. ф-т Петерб. ун-та (1888). В революц. движении с кон. 80-х гг. Один из редакторов газ. "Диенас лапа" ("Ежедневный листок") -центра движения демократич. латыш, интеллигенции. Подвергался арестам и ссылкам. В 1904 один из руководителей 1-го съезда Латыш, с.-д. рабочей партии, в 1906 - 1-го съезда С.-д. Латыш, края; с 1904 чл. ЦК. Участвовал в работе Штутгартского конгресса 2-го Интернационала (1907). С 1907 в Петербурге; сотрудничал в латыш, с.-д. изданиях, в газ. "Звезда", "Правда", в журн. "Просвещением, "Вопросы страхования". После Февр. революции 1917 чл. Петерб. к-та РСДРП(б) и исполкома Петрогр. совета. Делегат 7-й (Апрельской) Всеросс. конференции и 6-го съезда РСДРП(б). Участник Окт. вооруж. восстания 1917 в Петрограде, делегат 2-го Всеросс. съезда Советов. В нояб. 1917-18 нарком юстиции РСФСР (в марте - авг. 1918 зам. наркома юстиции), чл. Коллегии НКИД. В дек. 1918-20 пред. Сов. пр-ва Латвии; одновременно в 1919-21 зам. наркома юстиции РСФСР. В 1923-32 пред. Верх. суда РСФСР. Делегат 7, 9, 10, 14-16-го съездов ВКП(б), на 7, 9-м съездах избирался канд. в чл. ЦК, на 8-м - чл. ЦК. В 1920-32 пред. Заграничного бюро ЦК КП Латвии, представитель КП Латвии в Коминтерне, чл. ИККИ, в 1924-32 пред. Интернац. контрольной комиссии Коминтерна. Был чл. ВЦИК и ЦИК СССР. Награждён орденом Трудового Красного Знамени. Похоронен на Красной площади у Кремлёвской стены. Именем С. названы Латв. гос. ун-т, город Стучка; в Риге открыт памятник С. (1962, скульптор Э. Мелдерис, арх. Г. Мелдерис).

П. И. Стучка.

С.- автор значит, числа работ по вопросам теории гос-ва и права и гражд. права. Хотя в его теоретич. положениях содержался ряд неточностей, подвергавшихся критике в сов. юрид. лит-ре, С.-один из первых сов. юристов, критиковавших с марксистских позиций бурж. юрид. науку, утверждавших революц. роль сов. права в борьбе за построение социализма. С. был одним из создателей и директором (с 1931) Ин-та сов. права; проф. МГУ и зав. кафедрой гражд. права; под его руководством была издана "Энциклопедия государства и права" (т. 1-3, 1925-27; 2 изд., 1929-30).

Соч.: Курс советского гражданского права, т. 1 - 3, М., 1927 - 31; В борьбе за Октябрь. Сб. ст., Рига, 1960; За Советскую власть в Латвии. (1918 - 1920). Сб. ст., Рига, 1964; Избр. произв. по марксистско-ленинской теории права, Рига, 1964.

Лит.: Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд. (см. Справочный том, ч. 2, с. 475); П. Стучка - революционер, мыслитель и государственный деятель, Рига, 1965; О теоретическом наследии П. И. Стучки в советской правовой науке. Сб. ст., Рига, 1965; Абрамов А., У Кремлевской стены, М., 1974; D a u g e P. G., Stuckas dzive un darbs, Riga, 1958.

СТУЧКА, город (до 1967 - посёлок), центр Ст