БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ХРАМОВАЯ МУЗЫКА, культовая музыка.
ЦИНКА СУЛЬФИД, сернистый цинк, ZnS, белый порошок.
ЧЕРСКОГО ХРЕБЕТ, цепи Черского, горная система на С.-В. СССР.
ЧУВАШСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени И. H. Ульянова.
ТАМОЖНЯ (от тамга), гос. учреждение, контролирующее провоз грузов.
ШТЕТТИНСКИЙ МИР 1570, между Швецией и Данией.
ЭКСПОНОМЕТРИЯ, раздел фотографии, в к-ром определяют условия экспонирования.
ЭССЕ (франц. essai - попытка, проба, очерк, от лат. exagium - взвешивание), прозаич. сочинение.
ТЕАТР ТЕНЕЙ, вид театр, зрелища.
ЕККЕ, текийе, завие (тур. tekke, zaviye), обитель мусульм. дервишей в Турции.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

2197031823552198549321 духе рококо.

Во Франции в 17 -18 вв. мануфактуры (в Руане, Сен-Клу, Меннесси, Шантийи, Венсенне) изготовляли предметы роскоши (в т. ч. лепные цветы) из мягкого Ф., покрытые легкоплавкой свинцовой глазурью и яркой росписью на белых полях цветных фонов. Твёрдый Ф. здесь начали производить лишь с последней трети 18 в. Особое место заняло произ-во бисквитной скульптуры (по рис. и моделям Э. М. Фальконе, Ф. Буше и др.) на Севрской мануфактуре (см. Севрский фарфор). В Великобритании с сер. 18 в. изготовлялись посуда и скульптура из мягкого Ф. и затем его разновидности-"костяного Ф." с каолином и пережжённой костью (мануфактуры в Боу, Челси, Вустере), покрытые свинцовой глазурью и яркой сочной росписью (часто среди цветного фона). В Италии твёрдый и мягкий Ф. выпускался в 18 в. в Венеции, Дочче близ Флоренции, Неаполе (в основном посуда с кит. мотивами и гротесками и мелкая пластика, рельефные панно для дворцов). В 18-19 вв. мануфактуры по произ-ву твёрдого и мягкого Ф. были созданы также в Дании (Копенгаген), Швеции (Ма-риеберг), Голландии (Beсп, Гаага), Бельгии (Турне), Швейцарии (Цюрих), Чехии (Славков, Клаштерец). На мануфактурах 19 в. (в Бржезове в Чехии; Херенде в Венгрии) применялась надглазурная роспись эмалями в подражание китайской. На протяжении всего 19 в., несмотря на улучшение технологич. процесса, художеств. качество европ. Ф. снижается. Лишь изредка из технич. достижений извлекается художеств. эффект (подгла-зурная роспись блёклыми матовыми красками с мягкими, нежными переходами тонов на з-де в Копенгагене в кон. 19- нач. 20 вв.). В 20 в. в оформлении массовых изделий повсеместно вводятся меха-нич. приёмы (деколькамания, штамп, трафарет, ручная и машинная отводка), увеличивается выпуск технич. Ф., ведутся поиски совр. выразит. форм изделий, применяется скупая, динамичная, часто остроэкспрессивная роспись. Нек-рые з-ды выпускают изделия по старым (в основном 18 в.) формам.

В России Ф. был известен со 2-й пол. 16 в.; в 18 в. здесь над способом произ-ва Ф. работали М. В. Ломоносов, моск. керамист И. А. Гребенщиков. В 1744 в Петербурге был основан первый в России фарфоровый з-д (см. Фарфоровый завод имени М. В. Ломоносова в Ленинграде), где ок. 1747 Д. И. Виноградовым был открыт способ произ-ва твёрдого Ф. из отечеств. материалов (простые и изящные по форме сосуды, сервизы, табакерки с декоративными изображениями птиц, животных, пейзажей, кит. сюжетов, портретов, гербов, монограмм, особенно выполненные живописцем А. И. Чёрным, жанровые фигурки). В последней четверти 18 в. на з-де работали выпускники петерб. АХ и иностр. мастера, изготовлявшие серви-зы; вазы, портретные бюсты, скульптуру (серия "Народы Российского государства", 1780-е гг.), в основном в стиле раннего классицизма, а в нач. 19 в., и особенно после Отечеств. войны 1812, в стиле ампир (изделия с живописью воен. сцен, портретами героев 1812, скульптуры по моделям С. С. Пименова). С 1830-х гг. з-д выпускал эклектич. изделия, лишь на рубеже 19-20 вв. с применением кристал-лич. и цветных огнеупорных глазурей и подглазурной росписи, а также с работой на з-де технолога Н. Н. Качалова, художника Е. Е. Лансере, скульптора Н. Я. Данько были созданы отд. значит. произведения. Массовая продукция отличалась стилизацией, обилием слащавых мещанских мотивов, перегруженностью росписей золотом.

В 18-19 вв. были открыты многие частные фарфоровые з-ды: Ф. Я. Гарднера (см. Дмитровский фарфоровый завод) в с. Вербилки Моск. губернии, сочетавший ампирные формы с жанровой трактовкой изобразит. мотивов; князя Н. Б. Юсупова в с. Архангельском, выпускавший изделия по франц. образцам; А. М. Миклашевского в с. Волокитино Черниговской губ., изготовлявший вазы с лепными цветами, статуэтки и даже иконостас. З-д А. Г. Попова в с. Горбуново Моск. губ. выпускал жанровую скульптуру подчёркнуто демократич. характера. К сер. 19 в. были осн. крупные з-ды: Дулёвский фарфоровый завод, з-д около с. Буты Харьковского уезда на Украине, в Риге, к-рые постепенно перешли в руки капиталиста М. С. Кузнецова; продукция этих з-дов, несмотря на высокое качество фарфорового черепка, в целом была эклектичной, отмеченной чертами отвлечённой символики и стилизации.

В сов. время было налажено произ-во технич., бытового, художеств. Ф. целиком из отечеств. материалов, освоена новая сов. тематика в росписи (изделия т. н. сов. агитац. фарфора С. В. Чехонина, А. В. Щекатихиной-Потоцкой и др., сочетавшие изящество исполнения и плакатную броскость изображения с новой сов. эмблематикой и надписями) и скульптуре (обобщённые по форме, актуальные по обществ. звучанию произведения В. В. Кузнецова, Н. Я. Данько и др.). В 1930-е гг. значительно увеличился выпуск массовой продукции, в основном силами Дулёвского и Дмитровского з-дов, на к-рых были организованы художеств. лаборатории, внедрившие в произ-во роспись изделий по эскизам заводских художников (т. н. ситцевые мотивы П. В. Леонова, мотивы рус. нар. орнамента Е. П. Смирнова). Однако общими недостатками Ф. тех лет, особенно массового, были увлечение приёмами станковой живописи, неорганич. связь росписи с формой изделий и затянувшийся процесс обновления этих форм. Поиски практичных, утилитарно-целесообразных форм начались в 50-е гг. (Э. М. Криммер, Н. М. Суетин, С. Е. Яковлева в Ленинграде, Т. Н. Воскресенская в Дулёве и др.). Появились лаконичные, простые по исполнению росписи, подчёркивающие красоту самого материала. Вместе с тем возросло применение механич. способов украшения массового Ф., что существенно повлияло на его художеств. качество. К кон. 1960-х гг. наряду с внедрением в произ-во новых форм и органично связанной с формой росписи, стремящейся подчеркнуть красоту и благородство самого материала, наметился отход от узко понятой утили-таризации в сторону усиления декоративного начала, повышения эмоционального звучания фарфорового изделия в интерьере (В. М. Городецкий, П. В. Леонови др.).

Илл. см на вклейках, табл. XIV, XV (стр. 224-225).

Лит.: Селиванов А. В., Фарфор и фаянс Российской империи, Владимир, 1903; его же, Первое прибавление к книге: фарфор и фаянс Российской империи, Владимир, 1904; его же, Второе прибавление..., 2 изд., Владимир, 1914; Императорский фарфоровый завод. 1774-1904, [СПБ, 1907]; Тройницкий С.,

Русский фарфор, Л., 1928; его же, Русские фарфоровые фигуры, Л., 1928; Гурвиц П. А., Фарфор и фаянс. Указатель русской литературы о фарфоре, Хар., 1922; Русский художественный фар-Фор. Сб. ст. под ред. Э. Ф. Голлербаха и М. В. Фармаковского, Л., 1924; Кверфельдт Э. К.,

Фарфор, Л., 1940; Безбородов М.А., Дмитрий Иванович Виноградов-создатель русского фарфора, М. -Л., 1950; Русский художественный фарфор. [Альбом], сост. Б. Н. Эмме и М. Л. Егорова-Котлубай, М. - Л., 1950; Кочетова С. М., Фарфор и бумага в искусстве Китая, М. -Л., 1956; Западноевропейский фарфор XVIII - XIX вв. [Путеводитель по выставке], М., 1956; Андреева Л. В., Советский фарфор, 1920 - 1930 гг., М., 1975; Zimmermann E.,

Chinesisches Porzellan, seine Ge-schichte, Kunst und Technik, Bd 1 - 2, Lpz., 1913; Hannover E., Pottery and porcelain, v. 1 - 3, L., 1925; Penka1a M., European porcelain, Amst., [1947]; Wa1сha O., Porzellan, Lpz., [1963]; Weiss G., Ullstein-Por-zellanbuch. В.- Fr./M.-W., 1964; Jedding H., Europaisches Porzellan, Bd 1 - 2, Munch., 1971; Schnorrv. Carols-feld (K oilman n), Europaisches Porzellan, Bd 1 - 2, Braunschweig, 1974.

В. Д.. Синюков.

ФАРФОРОВЫЙ ЗАВОД ИМЕНИ М. В. ЛОМОНОСОВА в Ленинграде (первоначально - Порцелиновая мануфактура, с 1765 - Императорский фарфоровый завод, с 1917 - Гос. фарфоровый завод), первый в России и один из старейших в Европе фарфоровых заводов, центр сов. произ-ва фарфора. Осн. в 1744. Около 1747 Д. И. Виноградов открыл состав твёрдого фарфора и положил начало произ-ву фарфора в России. Первыми мастерами завода были крепостные и ученики петерб. АХ. В конце 18 в. выпускал чайные, кофейные, столовые сервизы, вазы, портретные бюсты в стиле раннего классицизма, с нач. 19 в.-в стиле ампир (в росписи использовались сюжеты на темы Отечеств. войны 1812). С 30-х гг. 19 в. произ-во художеств. изделий вступает в полосу длительного кризиса, приведшего к усилению черт стилизации, перегруженности декора позолотой.

В сов. время значительно расширен и оснащён новым оборудованием. Помимо традиц. продукции, наладил выпуск технич. и художеств., т. н. агитац., фарфора (живописцы С. В. Чехонин, А. В. Щекатихина-Потоцкая, скульпторы В. В. Кузнецов, Н. Я. Данько и др.). В 1925 заводу было присвоено имя М. В. Ломоносова. В 1920-30-е гг. специализировался на выпуске уникальных образцов. В 50-70-е гг. созданы новые модели жанровой скульптуры, столовых и чайных сервизов, декоративных ваз, бытовой посуды. Значителен вклад лучших художников завода (В. М. Городецкий, Э. М. Криммер, А. А. Лепорская, В. Л. Семёнова, А. А. Яцкевич и др.) в развитие сов. декоративно-прикладного иск-ва. Завод имеет технологич. и художеств. лаборатории, музей художеств. фарфора и спец. библиотеку. Награждён орденом Трудового Красного Знамени (1944). Сведения об истории произ-ва художеств. фарфора на заводе см. в ст. Фарфор.

Лит.: Императорский фарфоровый завод, 1744 - 1904, [СПБ, 1907]; Русский художественный фарфор, М. - Л., 1950; Советский фарфор. Искусство Ленинградского фарфорового завода им. М. В. Ломоносова, Л., 1974.

ФАРФОРО-ФАЯНСОВАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ, отрасль пром-сти, выпускающая фарфоровые, фаянсовые и др. изделия тонкой керамики. Охватывает произ-ва: хоз. и художеств. фарфора, фаянса, полуфарфора и майолики. Изделия Ф.-ф. п. широко применяются в быту. Начало фарфорового произ-ва в России относится к 18 в. В 1744 в Петербурге был открыт первый фарфоровый завод (ныне Фарфоровый завод им. М. В. Ломоносова), в 50-х гг. 18 в.-Дмитровский, в 1832-Дулёвский фарфоровый заводы. Первый фаянсовый завод в России построен в 1799 под Киевом. К началу 20 в. Ф.-ф. п. в России выросла в крупную отрасль, работающую почти полностью на привозном сырье (в основном из Германии и Великобритании). В 1915 насчитывалось 36 заводов, по объёму произ-ва и качеству продукции не уступавших крупнейшим европ. заводам.

В СССР в годы довоен. пятилеток (1929-40) все предприятия Ф.-ф. п. были модернизированы, построены также новые предприятия по выпуску посуды, расширился её ассортимент. Создана сырьевая база Ф.-ф. п. Гл. поставщиками каолина стали обогатит. фабрики Про-сяновского и Глуховецкого месторождений УССР; полевошпатных материалов - Карелия и Мурманская обл., огнеупорной глины - Донецкая обл.

В годы Великой Отечеств. войны 1941- 1945 ряд предприятий Ф.-ф. п. был разрушен. В 1946-50 началось стр-во новых заводов попроиз-ву бытового и художеств. фарфора. Значит. часть предприятий Ф.-ф. п. построена в 1951-55 в вост. и юго-вост. р-нах страны. За 1959-75 вступило в строй 19 новых заводов; все действующие предприятия Ф.-ф. п. были реконструированы и оснащены совр. оборудованием. В 1975 Ф.-ф. п. насчитывала 47 предприятий, в т. ч. 35 фарфоровых, 5 фаянсовых, 3 майоликовых, 2 опытно-экспериментальных, 1 маш.-строит. и 1 завод по произ-ву керамич. красок. Выпуск продукции на наиболее крупных предприятиях отрасли составил (млн. шт.): на Дулёвском заводе 62,0, Конаковском - 113, 6, Будянском - 78,2, Богдановическом - 22,6, Дружковском - 26,5, Краснодарском -57,3.

В 9-й пятилетке (1971-75) в Ф.-ф. п. осуществлялась специализация по двум направлениям - технологич. принципу и потребит. свойствам продукции. В результате технич. переоснащения уровень механизации в отрасли вырос с 36% (1965) до 68% (1975). Изменилось применяемое топливо. Если в 1960 св. 50% топлива составляли дрова и уголь, то в 1975 они составляли всего 5,8%, а 61,5% - газ. Коренным образом изменился также состав технологич. и тепло-технологич. оборудования, значительно увеличилось число автоматич. линий и туннельных печей для обжига изделий. Производительность труда в Ф.-ф. п. за 1961-75 выросла в 2,4 раза.

В 10-й пятилетке (1976-80) большое внимание уделяется повышению качества выпускаемых изделий, расширению их ассортимента. Выпуск изделий со знаком качества намечено увеличить в 1,5 раза. На всех предприятиях Ф.-ф. п. будет внедрена комплексная программа управления качеством.

Из социалистич. стран Ф.-ф. п. наиболее развита (как по объёму произ-ва, так и по потреблению на душу населения) в ГДР, Польше и ЧССР.

В капиталистич. странах самыми крупными представителями Ф.-ф. п. являются фирмы: "Розенталь" и "Хученрой-тер" в ФРГ, "Бернардо" и "Дюпе" во Франции, "Уэджвуд" в Великобритании, "Норитакэ" в Японии.

Лит.: Технология керамики и огнеупоров, под ред. П. П. Будникова, 3 изд., М., 1962; Технология фарфорового и фаянсового производства, под ред. И. А. Булавина, М., 1975.

Н. А. Петров,

ФАРХАДСКОЕ ВОДОХРАНИЛИЩЕ, образовано в 1947 плотиной Фархадской ГЭС на р. Сырдарья, на терр. Тадж ССР и Узб. ССР. Пл. 48 км3, объём 350 млн. м3, дл. 46 км, наибольшая шир. 3,1 км, ср. глуб. 7 м. Уровень водохранилища колеблется в пределах 1 л; оно осуществляет недельное и суточное регулирование стока. Ф. в. создало надёжный водозабор из р. Сырдарья для орошения крупных массивов земель в Голодной и Дальверзинской степях. В зоне выклинивания подпора - г. Ленинабад.

ФАС (англ. fas - первые буквы слов free alongside ship - свободно вдоль борта судна), вид сделки купли-продажи при мор. перевозке товаров. Условия Ф. означают, что продавец обязан доставить товар к месту погрузки, указанному покупателем; в цену товара включается стоимость его доставки к борту судна; расходы по погрузке на борт несёт покупатель. Риск случайной гибели товара или его повреждения возлагается, как правило, на продавца - до момента размещения товара вдоль борта судна и на покупателя - с момента размещения.

ФАС (от франц. face - лицо), 1) лицевая сторона чего-либо. 2) В фортификации - сторона долговременного или деревоземляного огневого сооружения, обращённая к противнику. Ф. наз. также прямолинейные участки проволочных заграждений и противотанк. рвов.

ФАСАД (франц. facade, от итал. fac-ciata, от faccia - лицо), наружная сторона здания или сооружения. Различаются главный Ф., боковые, уличный, дворовый и др. Пропорции, членения, декор Ф. обычно обусловлены назначением сооружения, особенностями его стили-стич., пространственного и конструктивного решения. В современном, особенно в массовом индустр. стр-ве, где здания окружены обширными пространствами, все Ф. здания имеют одинаково важное значение.

ФАСЕТОЧНЫЕ ГЛАЗА, сложные глаза, основной парный орган зрения насекомых, ракообразных и нек-рых др. беспозвоночных; образованы особыми структурными единицами - оммати-диями, роговичная линза к-рых имеет вид выпуклого шестигранника - фасетки (франц. facette - грань; отсюда назв.). Ф. г. насекомых неподвижны, расположены по бокам головы и могут занимать почти всю её поверхность (у стрекоз, мух, пчёл). У ракообразных иногда сидят на подвижных выростах. Наиболее изучены Ф. г. взрослых насекомых и их личинок с неполным превращением, у к-рых они сложены сотнями и даже тысячами омматидиев. В зависимости от анатомич. особенностей омматидиев и их оптич. свойств различают 3 типа Ф. г. В аппозиционных Ф. г., свойственных обычно дневным насекомым, смежные омматидии постоянно изолированы друг от друга непрозрачным пигментом и рецепторы воспринимают только свет, направление к-рого совпадает с осью данного омматидия (рис. 1). В оптикосуперпозиционных Ф. г., характерных для ночных и сумеречных насекомых и мн. ракообразных, изоляция омматидиев переменная (вследствие способности пигмента перемещаться), и при недостатке света происходит наложение (суперпозиция) падающих под косым углом лучей, прошедших не сквозь одну, а сквозь несколько фасеток. Т. о., при слабом освещении увеличивается чувствительность глаза. Для нейросуперпозиционных Ф. г. характерна суммация сигналов от зрительных клеток, находящихся в разных омматидиях, но получающих свет из одной и той же точки пространства. У нек-рых насекомых (богомолы, подёнки) одна часть глаза может быть построена по аппозиционному типу, а другая - по суперпозиционному (рис. 2).

В Ф. г. всех типов собственно светочувствительным элементом служат рабдомеры зрительных клеток, содержащие фотопигмент (обычно подобный родопсину). Поглощение фотопигментом квантов света - первое звено в цепи процессов, в результате к-рых зрительная клетка генерирует нервный сигнал.

Нервная проекция сетчатки на оп-тич. ганглии мозга и, отчасти, особенности оптики Ф. г. таковы, что они обеспечивают анализ внеш. мира с точностью до растра омматидиев, а не отдельных зрительных клеток. Низкая угловая плотность омматидиев (их оптич. оси расходятся под углами 1-6°) препятствует различению мелких деталей, однако малая инерционность в сочетании с высокой контрастной чувствительностью (1-5%) Ф. г. позволяет нек-рым насекомым различать мелькания (мигания) света с частотой вплоть до 250-300 гц (для человека предельная частота ок. 50 гц). Ф. г. обеспечивают мн. беспозвоночным цветовое зрение с восприятием ультрафиолетовых лучей, а также анализ направления плоскости линейно-поляризованного света.

Лит.: Мазохин-Поршняков Г. А., Зрение насекомых, М., 1965; Проссер Л., Браун Ф., Сравнительная физиология животных, пер. с англ., М., 1967, гл.12. Г. А. Мазохин-Поршняков.

ФАСИ, аль-Фасси, род, давший многих марокканских учёных, политич. и обществ. деятелей. Наиболее известны: Мухаммед Алляль аль-Ф. (1910-74), один из руководителей нац.-освободит. движения в Марокко, лидер партии "Истиклялъ". Автор работ по истории нац.-освободит. движения в Сев. Африке, в т. ч. в Марокко. Мухаммед аль - Ф. (р. 1908), востоковед и политич. деятель. В 1942-44 и 1946-52 ректор ун-та Карауин в Фесе. Активный деятель нац.-освободит. движения. В 1955-56 мин. просвещения. В 1958-68 ректор ун-та в Рабате; в 1969-71 министр культуры. Автор статей по источниковедению, лит-ре, музыке Марокко. Абд аль-Ка-бираль - Ф. (р. 1920), политич. деятель, дипломат. С 1960 член Исполкома "Истикляль". Маликааль -Ф. (р. 1919), писательница и обществ. деятель.

ФАСИС, Фазис (Phasis), 1) др.-греч. название р. Риони, главной реки Колхиды. В древнем мире Ф. и Колхида воспринимались нередко как одно понятие.

2) Антич. город и порт у одноим. реки (совр. р. Риони в Груз. ССР). Осн. в 6 в. до н. э. выходцами из Милета в начале пути, идущего от моря по судоходной реке к Сурамскому перевалу, оттуда - в вост. р-ны Закавказья. В рим. и визант. время Ф.- крепость с постоянным гарнизоном, с 11 в.- резиденция митрополита Лазики. Несмотря на указание Стра-бона и свидетельства путешественников 18-19 вв., местоположение Ф. точно не локализовано.

Лит.: Ельницкий Л. А., Из исторической географии древней Колхиды, "Вестник древней истории", 1938, № 2.

ФАСМЕР (Vasmer) Макс (28.2.1886, Петербург,- 30.11.1962, Зап. Берлин), немецкий филолог, славист и балка-нист. Окончил Петерб. ун-т. Преподавал в ун-тах Петербурга (с 1909), Саратова (1917), Тарту (1918-21), Лейпцига (1921-24), Берлина (1925-47), Стокгольма (1947-49). Осн. труды посвящены исследованию слав. языков (языковые контакты славян с др. народами: греками, иранцами, тюрками, финно-уг-рами и др.), истории расселения слав., балт., иран., финно-угорских народов в Вост. Европе, изучению восточноевроп. антропонимии и топонимии, влияния слав. языков на албанский и др. Итогом его многолетних исследований явился эти-мологич. словарь рус. языка (т. 1-3, 1950-58) - самый большой по охвату материала и надёжный в лингвистич. отношении труд по этимологии рус. языка. Основал и возглавлял журн. "Цайтшрифт фюр славише филологие" ("Zeitschrirt fur slavische Philologie", 1925), руководил изданием одного из первых обратных словарей рус. языка, редактировал "Словарь русских водных названий", а также свод всех известных рус. географич. названий. Иностранный чл.-корр. АН СССР (1928). Выпускал серию монографий по филологии и культуре славянских народов (т. 1-10, 1925-33).

Соч.: Beitrage zur historischen Volkerkunde Osteuropas, Bd 1 - 4, В., 1932 - 36; Studien zur albanesischen Wortforschung, Dorpat, 1921-; Russisches geographisches Namenbuch, Bd 1 - 7, Wiesbaden, 1962-75; в рус. пер.-Греко-славянские этюды, т. 1 - 3, СПБ, 1906-09; Этимологический словарь русского языка, с доп. О. Н. Трубачева, т. 1 - 4, М., 1964 - 73. А. А. Королёв.

ФАСОЛЕВАЯ ЗЕРНОВКА (Acanthoscelides obtectus), жук сем. зерновок, вредитель зернобобовых культур. Тело овальной формы, дл. 2-5 мм, медно-бу-рой окраски, брюшко и кончики надкрылий жёлто-красные. Жуки появляются в период окончания цветения и начала созревания бобов. Размножаются в поле и хранилищах при темп-ре 13-31 °С. Яйца (в среднем 45 шт.) самка откладывает группами в трещины высохших бобов, на семена, между ними и т. д. Личинки в течение 4 сут свободно передвигаются, а затем внедряются в семена, где развиваются, окукливаются и превращаются в жуков. В зависимости от темп-ры цикл развития Ф. з. 34-60 сут. В природных условиях на Ю. даёт 3- 4 поколения. Вредитель, распространён в Зап. Европе; в СССР - преимущественно в Закавказье, Краснодарском крае, УССР. Повреждает гл. обр. фасоль, в меньшей мере нут, чину, горох, чечевицу, конские бобы и сою. У повреждённых семян снижаются пищевые и посевные качества. Меры борьбы: посев здоровыми семенами, химич. обработка посевов во время созревания бобов, послеуборочная вспашка, обеззараживание складов, фумигация продовольств. и семенной фасоли пестицидами, охлаждение и промораживание заражённой фасоли или нагревание семян при темп-ре 18 °С в течение 20 мин.

Лит.: Брудная А. А., Борьба с вредителями семян зернобобовых культур, М., 1963; Закладной Г. А., Ратанова В. Ф., Вредители хлебных запасов и меры борьбы с ними, М., 1973. А. А. Брудная.

ФАСОЛЕУБОРОЧНАЯ МАШИНА, навесная машина для раздельной уборки кустовых сортов фасоли, посеянной с междурядьями 45 или 60 см. Агрегатируют с трактором класса 0,6 тс. Теребильная часть Ф. м. (рис.), навешиваемая на трактор сзади, выдёргивает (теребит) фасоль с 4 рядков одновременно, подбирающая часть машины, монтируемая на тракторе спереди, подбирает вытеребленные стебли н укладывает в валок. Производительность до 0,9 га/ч. Обслуживает агрегат тракторист.

ФАСОЛЬ (Phaseolus), род однолетних и многолетних растений сем. бобовых. Лианы и полукустарники с тройчатыми листьями, стебель обвивает опору слева направо, у лодочки цветка спирально закрученный клюв. Св. 150 видов, произрастающих в тропиках Америки, Азии и Африки. В культуре ок. 20 видов: Ф. обыкновенная (Ph. vulgaris), выращивается на всех континентах; Ф. лимская, или луновидная лима (Ph. lunatus),- в тропич. Азии, Сев. Америке (на Ю.), Юж. Африке, Европе; маш; Ф. многоцветковая, или огненно-красная, турецкие бобы (Ph. coc-cineus) - в Сев. и Юж. Америке, Азии, Европе; Ф. остролистная, или тепари (Ph. acutifolius),- в Мексике, США, Бирме, Юж. Африке; Ф. угловатая, или адзуки (Ph. angularis),- в Японии, Корее, Китае, Индии, США, Аргентине; Ф. рисовая (Ph. calca-ratus) - в Китае, Японии, Вост. Африке, Юж. Америке, США; у р д (Ph. mungo) - в Афганистане, Индии и др.

Ф. обыкновенная - яровое однолетнее травянистое растение. Стебель кустовых форм выс. 20-45 см, вьющихся - до 2,5 м. Листья тройчатые. Цветки (белые, розовые, фиолетовые) в пазушных кистевидных соцветиях. Самоопылитель (перекрёстное опыление очень ре