БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ХРАМОВАЯ МУЗЫКА, культовая музыка.
ЦИНКА СУЛЬФИД, сернистый цинк, ZnS, белый порошок.
ЧЕРСКОГО ХРЕБЕТ, цепи Черского, горная система на С.-В. СССР.
ЧУВАШСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени И. H. Ульянова.
ТАМОЖНЯ (от тамга), гос. учреждение, контролирующее провоз грузов.
ШТЕТТИНСКИЙ МИР 1570, между Швецией и Данией.
ЭКСПОНОМЕТРИЯ, раздел фотографии, в к-ром определяют условия экспонирования.
ЭССЕ (франц. essai - попытка, проба, очерк, от лат. exagium - взвешивание), прозаич. сочинение.
ТЕАТР ТЕНЕЙ, вид театр, зрелища.
ЕККЕ, текийе, завие (тур. tekke, zaviye), обитель мусульм. дервишей в Турции.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

2197031823552198549321 русле эпич. Ф., романы и драмы Кобо Абэ, произв. исп. и латино-амер. писателей (А. Састре, X. Кортасар). Для современности характерно отмеченное выше контекстное использование Ф., когда внешне реалистич. повествование имеет символико-иносказат. оттенок и даёт более или менее зашифрованную отсылку к к.-л. мифологич. сюжету (напр., "Улисс" Дж. Джойса, "Кентавр" Дж. Апдайка, "Корабль дураков" К. А. Портер). Сочетание различных возможностей Ф. являет собой роман М. Булгакова "Мастер и Маргарита". Фантастико-аллегорич. жанр представлен в советской литературе циклом "натурфилософских" псзм Н. А. Заболоцкого ("Торжество земледелия" и др.), народно-сказочная Ф.- творчеством П. П. Бажова, литературно-сказочная - пьесами Е. Шварца.

Жанровые формы Ф.- фантасмагория и феерия - стали традиц. вспомогат. средством рус. и сов. сатиры: от М. Е. Салтыкова-Щедрина ("История одного города") до В. В. Маяковского ("Клоп" и "Баня").

Ф. 2-й пол. 20 в. остаётся живой и плодоносной ветвью различных направлений художеств. лит-ры.

Лит.: Мелет и некий Е. М., Герой волшебной сказки, М., 1958; его же, "Эдда" и ранние формы эпоса, М., 1968; Ильенков Э. В., Об эстетической природе фантазии, в сб.: Вопросы эстетики, в. 6, М., 1964; Кагарлицкий Ю., Что такое фантастика?, М., 1974; Бахтин М., Вопросы литературы и эстетики, М., 1975; Gould S. В., Curious myths of the Middle Ages, L., 1901-Felix-Faure-Goyau L., La vie et la mort des fees, P., 1910; Frуе N., Fables of identity, N. Y. - Birmingam, 1963; Тоdorоv Т z., Introduction a la litterature fantas-tique, P., 1970; Campbell J., The flight of the Wild Gander, Chi., 1972; Кennard J. E., Number and nightmare. Forms of fantasy in contemporary fiction, Hamden (Conn.), 1975. В. С. Муравьёв.

ФАНТАСТРОН, релаксационный генератор линейно изменяющегося напряжения с малым коэфф. нелинейности, работающий в ждущем или автоколебат. режимах. Ф. с большим перепадом изменяющегося напряжения (десятки и сотни в) выполняют на электронных лампах (обычно пентодах и пентагридах), с меньшим перепадом напряжения - на биполярных или униполярных полевых транзисторах. На рис. представлен один из вариантов схемы Ф. на транзисторах. Полный цикл работы Ф. подразделяется на стадии ожидания (покоя), запуска, рабочую и восстановления. В стадии покоя T1 насыщен, Т3 находится на грани насыщения, а Т2 - заперт. Запуск такого Ф. осуществляется отрицат. импульсом напряжения, к-рый через С3, Д и С поступает на базу Т3 и переводит транзистор Тз в активный режим работы; при этом T1 запирается, а Т2отпирается. В рабочей стадии происходит почти линейный разряд конденсатора С. Рабочая стадия заканчивается в тот момент, когда потенциал на коллекторе Т2 достигнет нек-рого критич. значения (1-2в); при этом Т1отпирается и в результате возникшего регенеративного процесса насыщается, а Т2 запирается. В стадии восстановления С заряжается от источника питания через R3 и базу Т3; продолжительность стадии восстановления тВ =3 • R3 • С. Продолжительность рабочей стадии Ф. (т. е. длительность генерируемых импульсов) в зависимости от параметров схемы лежит в пределах от неск. мксек до неск. десятков сек и может регулироваться плавно - потенциометром П и скачкообразно-конденсатором С. Применяется Ф. для точного регулирования временной задержки, в качестве генератора пилообразного напряжения, генератора прямоугольных импульсов большой длительности в радиотехнич. устройствах. Разновидность Ф.- санатрон, или санацированный Ф.

Лит.: Важенина 3. П., Фантастрон-ные генераторы. Теория, проектирование, расчет, М., 1965; Справочник по импульсной технике, под ред. В. Н. Яковлева, 4 изд., К., 1973; Ицхоки Я. С., Овчинников Н. И., Импульсные и цифровые устройства М., 1972. Я. С. Ицхоки.

ФАНТЕН-ЛАТУР (Fantin-Latour) Анри (14.1.1836, Гренобль,-25.8.1904, Бюре, Нормандия), французский живописец и график. В 1850-е гг. учился в Париже. Был другом Э. Мане; испытал влияние Г. Курбе и Дж. М. Уистлера. Приверженец новых идей в живописи и музыке, в собственном творчестве Ф.-Л. во многом опирался на традиции голл. живописи 17 в. Живописные произв. Ф.-Л. отличаются сдержанным колоритом, статич. уравновешенностью композиц. решений. Создавал натюрморты (в т. ч. цветочные), групповые портреты художников и писателей, близкие к символизму полотна и литографии, образно интерпретирующие музыку Р. Вагнера и др. композиторов 19 в. Лит.: Kahn G., Fantin-Latour, P.,

ФАНТИ, народ в Гане, входящий в группу народов акан.

ФАНТОМ (франц. fantome, от греч. phantasma - видение, призрак), 1) причудливое явление, призрак, привидение. 2) Модель человеческого тела или его части в натуральную величину, служащая наглядным пособием.

ФАНТОМНАЯ ЦЕПЬ в проводной связи, электрическая цепь, формируемая с целью соединения к.-л. источника сигналов с их приёмником на базе цепей, соединяющих др. источники и приёмники сигналов (и наз. основными цепями связи), посредством включения в эти цепи электрич. трансформаторов со ср. точкой во вторичной обмотке. Образование Ф. ц.- наиболее простой способ получения дополнит. путей связи по имеющимся физ. цепям. Сигналы, передаваемые от источников по осн. цепям и Ф. ц., поступают только на "свои" приёмники, не складываясь друг с другом. Электрич. разделение Ф. ц. и осн. цепей основано на свойствах уравновешенной мостовой цепи. Различают Ф. ц. несимметричные относительно земли (рис., а) и симметричные (рис., 6). Ф. ц. используются для линии связи уплотнения (нередко в составе других, более совершенных систем многоканальной связи); при построении цепей дистанционного питания необслуживаемых усилит. пунктов на кабельных линиях связи и цепей служебной связи, формируемых на базе магистральных линий дальней связи; в местной телефонной и (реже) телеграфной связи.

Лит.: Многоканальная связь, под ред И. А. Аболица, М., 1971. В. С. Ромбро.

А. Фантен-Латур. Натюрморт. 1866. Национальная галерея. Вашингтон.

ФАНТОМНЫЕ ОЩУЩЕНИЯ, фантомные боли, см. в ст. Культя.

ФАН ТЮ ЧИНЬ (Phan Chu Trinh) (1872, пров. Куангнам, -24.3.1926, Сайгон), вьетнамский политич. деятель. В авг. 1906 опубликовал открытое письмо ген.-губернатору Индокитая с критикой политики колон. властей. Его пропаганда в пользу реформ способствовала подъёму крест. антиналоговых выступлений. Ф. Т. Ч. был приговорён в 1908 к смертной казни, к-рая потом была заменена пожизненной каторгой. В 1910 под давлением общественности был помилован. В 1911-25 жил во Франции. В 1925 активно участвовал в кампании вьетнамской Конституц. партии по выработке программы демократич. требований. Вернувшись на родину, выступал с лекциями о монархизме и демократии. Ф. Т. Ч. боролся за отмену феод. институтов, за достижение независимости Вьетнама путём ненасильственных действий. В 20-х гг. защищал идею парламентарной республики. Его похороны сопровождались массовыми патриотич. демонстрациями. Ф. Т. Ч. чтится вьетнамским народом как великий патриот наряду с Фан Бой Тяу. Лит.: Мхитарян С. А., Рабочий класс и национально-освободительное движение во Вьетнаме (1885 - 1930), М., 1967; Тоn Quang Phiet, Phan Boi Chau va Phan Chu Trinh, Ha-noi, 1956.

ФАНФАНИ (Fanfani) Аминторе (р. 6.2. 1908, Пьеве-Санто-Стефано, пров. Арец-цо), итальянский гос. и политич. деятель, один из лидеров Христианско-демократич. партии (ХДП). Доктор экономич. наук, автор трудов по истории экономич. учений. С 1946 депутат парламента. В 1947- 1950 мин. труда и социального обеспечения, в 1951-53 мин. сел. и лесного х-ва, в 1953 мин. внутр. дел, в 1965-68 мин. иностр. дел. В 1954, 1958-59, 1960- 1963 премьер-министр. В 1968-73 пред. сената. Ф.- чл. нац. руководства ХДП с 1946, в 1954-59 и 1973-75 политич. секретарь ХДП. Ф.- лидер течения, выступающего за политич. гегемонию ХДП в итал. обществе. В 60-х гг. был одним из инициаторов поворота ХДП к левоцент-ризму и выдвинул программу проведения нек-рых экономич. и социальных реформ. В нач. 70-х гг. выступил глашатаем сдвига политич. линии ХДП вправо, к открытому антикоммунизму. В 1976 избран пред. Нац. совета ХДП.

ФАНФАРА (итал. fanfara, от франц. fanfare), 1) медный духовой сигнальный муз. инструмент; удлинённая труба без вентилей. 2) Трубный сигнал торжественного или воинственного характера. Обычно Ф. состоят из звуков мажорного трезвучия. Используются и в симф., оперной музыке ("Фиделио", а также увертюры "Леонора" № 2 и № 3 Бетховена, "Аида" Верди, где предусмотрено исполнение их на спец. инструментах - Ф., "Итальянское каприччио" Чайковского и др.). В 2-голосных Ф. широко применяются т. н. валторновые ходы. Встречаются Ф. и в виде небольших пьес для труб и литавр, труб, валторн и тромбонов и др.

ФАН ЧЖИ-МИНЬ (1900, у. Иян, пров. Цзянси,- июль 1935, г. Наньчан), деятель Коммунистич. партии Китая (КПК). Чл. КПК с 1922, чл. ЦК КПК с 1928. Участник Нанъчанского восстания 1927, затем организатор и руководитель пар-тиз. борьбы в ряде уездов пров. Цзянси. Основал здесь революц. опорную базу, границы к-рой вскоре распространились на более чем 20 уездов пров. Цзянси, Фуцзянь, Аньхой и Чжэцзян. В 1931 назначен комиссаром 10-го корпуса кит. Красной армии, а в 1932 команд. этого корпуса. В 1934 назначен команд. авангардной колонны Красной армии, к-рая выступила из Цзянси на С. для борьбы с япон. захватчиками. В янв. 1935 войска Ф. Ч.-м. попали в окружение превосходящих сил гоминьдановской армии в юж. части пров. Аньхой. При прорыве окружения Ф. Ч.-м. попал в плен и был казнён.

Соч. в рус. пер.: Тюремные записки, М., 1959.

ФАНШИПАН (Fan Si Pan), Фанши, Фансипан, горный массив на С.-З. Вьетнама, в составе хр. Хоангльеншон. Выс. до 3143 м. Сложен преим. кварцитами, гранитами, гнейсами. Крутые, глубоко расчленённые ущельями склоны, острые гребни. На склонах вечнозелёные и (выше 1700-1800 м) листопадные и хвойные леса.

ФАНЬ ВЭНЬ-ЛАНЬ (1893, у. Шаосин, пров. Чжэцзян,-29.7.1969, Пекин), китайский историк. В 1940-45 зам. директора Центр. исследовательского ин-та Коммунистич. партии Китая (КПК), в 1945-49 ректор Сев. и проректор Сев.-кит. ун-тов в Освобождённых районах Китая, в 1950-60 директор 3-го Ин-та истории, с 1960 директор Ин-та новой истории Академии наук Китая. Кандидат в чл. ЦК КПК (с 1956), чл. ЦК КПК (с 1969). Ф. В.-л.- гл. редактор и осн. автор "Краткой истории Китая", завершённой в 1941 в г. Яньань (впоследствии Ф. В.-л., переработав этот труд, стал издавать его частями, одна из к-рых переведена на рус. язык под назв. "Древняя история Китая", 1958). Автор "Новой истории Китая" (в рус. пер., ч. 1, 1955), завершённой им в 1947 и выдержавшей неск. изданий. Один из гл. авторов концепции, относящей начало феодализма в Китае к 11 в. до н. э.

ФАНЬЕЗ (Fagniez) Гюстав (6.10.1842, Париж, -18.6.1927, Мёдон), французский историк. Чл. Академии моральных и политич. наук (1901). Один из основателей Об-ва истории Парижа (1874) и создателей журн. "Revue historique". Работы гл. обр. по соц.-экономич. истории Франции 13-17 вв., основаны на архивных материалах. Большую ценность представляет публ. Ф. документов по истории ремесла и торговли средневековой Франции.

Публ.: Documents relatifs a 1'histoire de 1'industrie et du commerce en France, v. 1-2, P., 1898-1900.

Соч.: Etudes sur 1'industrie et la classe in-dustriellea Paris au XIII et au XIV siecle, P., 1877; L'economie sociale de la France sous Hen-ri IV, P., 1897; Le pere Joseph et Richelieu, t. 1 - 2, P., 1894; La femme et la societe fran-caise dans la premiere moitie du XVII siecle, P., 1929.

ФАНЬ ЧЖЭНЬ (ок. 450 - 515), китайский философ-материалист. Автор трактата "Шэнь ме лунь" ("Об уничтожении души"), направленного против учения махаяны о загробной жизни. Трактат написан в форме диалога и рассматривает взаимоотношение души и тела. Ф. Ч. считает, что душа - функция тела и уничтожается с его смертью; все части тела - одновременно части души. В отрицании бессмертия души Ф. Ч. видит важное средство освобождения людей от страха перед муками ада и надежды на загробное воздаяние.

Лит.: Чжунго сысян тунши (История китайской идеологии), т. 3, Пекин, 1957, с. 373 - 403; Ва1azs E., The first Chinese materialist, в его кн.: Chinese civilization and bureaucracy, New Haven, 1966, p. 255 - 76.

ФАНЬЯНО (Fagnano), Ками (Cami), озеро тектонико-ледникового происхождения на о. Огненная Земля в Аргентине и Чили (зап. окраина). Пл. 593 км2. Назв. в честь открывшего его в 1886 итал. исследователя Дж. Фаньяно.

ФАО, порт в Ираке, в устье р. Шатт-эль-Араб. Вывоз нефти, поступающей по нефтепроводу с месторождений Эз-Зубайр и Эр-Румайла. Грузооборот (вместе с портом Хор-эль-Амая) 34,8 млн. т в 1972.

ФАО (Food and Agricultural Organization), см. Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН.

ФАОЛИТ, композиционный материал, состоящий из наполнителя, обязательным компонентом к-рого является асбест, и связующего - водноэмульсионной ре-зольной феноло-формальдегидной смолы (см. Феноло-алъдегидиые смолы). Обычно используют хризотиловый асбест в смеси с антофиллитовым, с графитом (для повышения теплопроводности) или с речным песком (для увеличения теплостойкости). Ф. получают смешением смолы с наполнителем в лопастном смесителе с последующим вальцеванием. Сырая фаолитовая масса в зависимости от назначения поступает на каландрование (т. н. листовая масса предназначена для изготовления крупногабаритных изделий), экструзию (для изготовления труб), прессование (для произ-ва фиттингов). Сформованные изделия подвергают термообработке при 150 °С (см. Отверждение полимеров). Ф. характеризуется высокой стойкостью к действию кислот (кроме кислот-окислителей). Изделия из Ф. вдвое легче кислотоупорной керамики и в 4-6 раз прочнее её. Ф. используют для замены свинца, бронзы, нержавеющей стали как конструкционный и футеровочный материал при изготовлении хим. аппаратуры и деталей. См. также Асбопластики. Г. М. Цейтлин.

ФАРА (франц. phare, первонач.- маяк, огонь маяка, от греч. Pharos - Фарос, о-в близ Александрии, известный в древности своим маяком), электрич. прибор трансп. средства или самоходной рабочей машины, предназначенный для освещения дороги, места произ-ва работ и т. д. Осн. части Ф.- оптич. элементы и штампованный корпус. Соврем. Ф. имеют полуразборный оптич. элемент, состоящий из стального отражателя, покрытого тонким слоем алюминия, источника света в виде одно- или чаще 2-нитевой лампы накаливания и рифлёного стекла - рас-сеивателя света. Нить большой мощности, расположенная в фокусе отражателя, даёт дальний свет, направленный вдоль полотна дороги; нить малой мощности смещена от фокуса вверх налево и даёт световой пучок, направленный вниз и вправо,- ближний свет. Такое асимметричное распределение света снижает опасность ослепления водителей встречных трансп. средств и улучшает освещённость прав. стороны дороги. Широкое применение находят йодные лампы фар. В колбах таких ламп заключён разрежённый газ, содержащий пары иода. При одинаковой мощности с лампами обычного типа йодные лампы дают в 2 раза большую освещённость дороги и имеют больший срок службы. Каждое трансп. средство должно иметь не менее одной пары Ф. Обе Ф. должны располагаться симметрично относительно продольной оси трансп. средства. Мн. автомобили снабжены двумя дополнит. противотуманными Ф., рассеиватель и отражатель к-рых обеспечивает распространение света в горизонтальном направлении ближе к плоскости дороги (верх. пучок света срезается при помощи металлич. экрана). На спец. автомобилях (пожарных, санитарных) допускается установка Ф.-искателей, к-рые могут поворачиваться в различных направлениях посредством шарнирного устройства. Иногда Ф. устанавливают и сзади (напр., на тракторах для наблюдения за прицепными машинами и орудиями).

Лит.: Ильин Н. М., Электрооборудование автомобилей, 4 изд., М., 1975.

ФАРАБ, посёлок гор. типа, центр Фа-рабского р-на Чарджоуской обл. Туркм. ССР. Расположен на правобережье Амударьи, в 8 км от Чарджоу. Железнодорожная станция на линии Чарджоу - Бухара.

ФАРАБИ, аль-Фараби Абу Наср Мухаммед ибн Тархан (870, Фараб,-950, Дамаск), философ и учёный-энциклопедист Востока, крупнейший представитель вост. аристотелизма. Филос. и естеств.-науч. образование получил в Халебе (Алеппо) и Багдаде. В основе философии Ф.- сочетание аристотелизма с неопла-тонич. учением об эманации: божество ("необходимо-сущее само по себе") производит в вечности мир ("необходимо-сущее благодаря другому") через последо-ват. ряд истечений (эманации), начинающийся космич. "интеллектами", каждый из к-рых соответствует определённой небесной сфере; цепь этих "интеллектов" замыкается "активным интеллектом", к-рый управляет процессами, происходящими в подлунном мире - мире возникновения и уничтожения; соединение с "активным интеллектом" - предельная цель человеческого знания.

В социально-этич. трактатах Ф. развивал учение о "добродетельном городе", руководимом правителем-философом, выступающим одновременно и как имам, предводитель религ. общины, передающий широкой публике в образно-симво-лич. форме получаемые им от "активного интеллекта" истины. Идеальному соци-ально-политич. устройству Ф. противопоставлял "невежественные города", воплощающие отрицат. нравств. качества. Ф.- автор комментариев к соч. Аристотеля (отсюда его почётное прозвище "Второй учитель") и Платона. "Большой трактат о музыке" Ф.- важнейший источник сведений о музыке Востока и др.-греч. муз. системе. Ф. оказал влияние на Ибн Сыну, Ибн Баджу, Ибн Туфайля, Ибн Рушда, а также на философию и науку ср.-век. Зап. Европы.

Соч. в рус. пер.: Философские трактаты, А.-А., 1970; Математические трактаты, А.-А., 1972; Социально-этические трактаты, А.-А., 1973; Логические трактаты, А.-А., 1975; О разуме и науке, А.-А., 1975.

Лит.: Гафуров Б. Г., Касымжанов А. X., Ал-фараби в истории культуры, М., 1975; Хайруллаев М. М., Фараби, эпоха и учение, Таш., 1975 (лит.); Madkour J., La place d'al-Farabi dans 1'ecole philosophique musulmane, P., 1934.

А. В. Сагадеев.

ФАРАДА, единица электрич. ёмкости в Международной системе единиц и в МКСА системе единиц. Названа в честь М. Фарадея. Обозначения: рус. ф, междунар. F. 1 Ф.- ёмкость конденсатора, при к-рой заряд в 1 кулон создаёт на обкладках конденсатора разность потенциалов 1 вольт. Единица ёмкости системы

СГСЭ 1 см=(109/с2)ф=1,113*10-12ф

(с - числовое значение скорости света в вакууме, выраженное в см/сек). В практике чаще применяются дольные от Ф. единицы: микрофарада (мкф, мF), 1 мкф = 10-6 ф, и пикофарада (пф, pF), 1 пф = 10-12ф.

ФАРАДЕЙ (Faraday) Майкл (22.9.1791, Лондон,-25.8.1867, там же), английский физик, химик и физико-химик, основоположник учения об электромагнитном поле, чл. Лондонского королевского общества (1824). Родился в семье кузнеца. Учился в начальной школе. В возрасте 14 лет поступил в обучение к владельцу книжной лавки и переплётной мастерской. Занимался самообразованием, посещал публичные лекции, в частности лекции Г. Дэви в Королевском ин-те, которые сыграли большую роль в решении Ф. посвятить себя науке. Ф. обратился к Дэви с просьбой принять его на работу в Королевский ин-т, и в 1813 его желание исполнилось. В 1813-15, путешествуя вместе с Дэви по Европе, Ф. посетил лаборатории Франции и Италии. Науч. деятельность Ф. в дальнейшем протекала в стенах Королевского ин-та, где он сначала помогал Дэви в хим. экспериментах, затем начал самостоятельные исследования по химии. К важнейшим из них относятся получение бензола (1825), сжижение хлора (1823) и нек-рых др. газов. Имя Ф. получило известность в науч. кругах, в 1825 он стал директором лаборатории, в 1827 проф. Королевского института.

Талантливый экспериментатор, наделённый науч. интуицией, Ф. поставил ряд опытов, в к-рых были открыты фундаментальные физич. законы и явления. Ознакомившись с работой X. Эрстеда об отклонении магнитной стрелки вблизи проводника с током (1820), Ф. занялся исследованием связи между электрич. и магнитными явлениями и в 1821 впервые обнаружил вращение магнита вокруг проводника с током и вращение проводника с током вокруг магнита. В течение последующих 10 лет Ф. пытался "превратить магнетизм в электричество"; его исследования завершились в 1831 открытием индукции электромагнитной. Он детально изучил явление электромагнитной индукции, вывел её основной закон, выяснил зависимость индукционного тока от магнитных свойств среды, исследовал явление самоиндукции и экстратоки замыкания и размыкания. Открытие явления электромагнитной индукции сразу же приобрело огромное науч. и практич. значение; оно легло в основу электротехники.

Ф. высказал новые, оправдавшиеся в дальнейшем идеи о природе тока и магнетизма, о механизме проводимости в различных средах и др. Он доказал тождество различных видов электричества: полученного от трения, "животного", "магнитного" и др. Стремясь установить количеств. соотношения между различными видами электричества, Ф. начал исследования по электролизу, открыл его законы (1833-34, см. Фарадея законы) и ввёл сохранившуюся доныне терминологию в этой области. Законы электролиза явились веским доводом в пользу дискретности вещества и электричества. В 1840, ещё до открытия закона сохранения энергии, Ф. высказал мысль о единстве "сил" природы (различных видов энергии) и их взаимном превращении. Он ввёл представления о силовых линиях, к-рые считал физически существующими. Идеи Ф. об электрич. и магнитном полях оказали большое влияние на развитие всей физики. В 1832 Ф. высказал мысль о том, что распространение электромагнитных взаимодействий есть волновой процесс, происходящий с конечной скоростью.

В 1845, исследуя магнитные свойства различных материалов, Ф. открыл явления парамагнетизма и диамагнетизма. В 1845 он установил вращение плоскости поляризации света в магнитном поле (Фарадея эффект); это было первое наблюдение связи между магнитными и оптическими явлениями, к-рая позднее явилась подтверждением электромагнитной теории света Дж. Максвелла. Ф. изучал также электрич. разряды в газах, пытаясь выяснить природу электричества.

Открытия Ф. завоевали признание во всём науч. мире. Впервые идеи Ф. "перевёл" на общепринятый математич. язык Максвелл. В предисловии к своему "Трактату по электричеству и магнетизму" (1873) он писал: "По мере того, как я подвигался вперед в изучении Фарадея, я убедился, что его способ понимания явлений также имеет математический характер, хотя он и не предстает нам облеченным в одежду общепринятых математических формул" (Избр. труды по теории электромагнитного поля, М., 1954, с. 349). Именем Ф. впоследствии были названы законы, явления, единицы физич. величин и т. д. (фарада, фарадеи, Фарадея число, цилиндр Фарадея и др.).

Ф. Энгельс оценивал Ф. как величайшего исследователя в области электричества. Значение Ф. в развитии науки отмечал А. Г. Столетов: "Никогда со времен Галилея свет не видал стольких поразительных и разнообразных открытий, вышедших из одной головы" (Собр. соч., т. 2, 1941, с. 145).

Соч.: Experimental researches in chemistry and physics, L., 1859; Faraday's Diary..., v. 1 - 7, L., 1932-36; в рус. пер.- Экспериментальные исследования по электричеству, т. 1-3, [М.], 1947 - 59 (лит.).

Лит.: Радовский М. И., Михаил Фарадей. Биографический очерк, М. - Л., 1946. Я.М.Гелъфер.

ФАРАДЕЙ, внесистемная единица кол-ва электричества, применяется в электрохимии; названа в ч