БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ХРАМОВАЯ МУЗЫКА, культовая музыка.
ЦИНКА СУЛЬФИД, сернистый цинк, ZnS, белый порошок.
ЧЕРСКОГО ХРЕБЕТ, цепи Черского, горная система на С.-В. СССР.
ЧУВАШСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени И. H. Ульянова.
ТАМОЖНЯ (от тамга), гос. учреждение, контролирующее провоз грузов.
ШТЕТТИНСКИЙ МИР 1570, между Швецией и Данией.
ЭКСПОНОМЕТРИЯ, раздел фотографии, в к-ром определяют условия экспонирования.
ЭССЕ (франц. essai - попытка, проба, очерк, от лат. exagium - взвешивание), прозаич. сочинение.
ТЕАТР ТЕНЕЙ, вид театр, зрелища.
ЕККЕ, текийе, завие (тур. tekke, zaviye), обитель мусульм. дервишей в Турции.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

2197031823552198549321ссии, стараясь понять значение Октября. Своё лит. творчество Ф. Б. Т. рассматривал как продолжение политич. деятельности. Он почти не выходил из рамок классич. жанровых форм: послание в стихах "Письмо из-за моря, написанное кровью" (1906); ист. роман-хроника "Искренняя история Чунг Куанга" (1921), поэма "Лекарство для простого люда" (1927). Итоги своего пути писатель подводит в мемуарах "Годы жизни Фан Бой Тяу" (1939). Чтится во Вьетнаме как великий патриот. Лит.: Мхитарян С. А., Рабочий класс и национально-освободительное движение во Вьетнаме, М., 1967; Nha уeu nu oс va nha van Phan Boi Chau, Ha-noi, 1970.

С. А. Мхитарян, Н. И. Никулин.

ФАНГ, пангве, пахуин, группа родств. народов (яунде, булу, бене, беги и др.), живущих на Ю. Камеруна, в Экваториальной Гвинее и сев. р-нах Габона. Общая числ. 1,7 млн. чел. (1975, оценка). Язык относится к сев.-зап. группе языковой семьи банту. Ф. сохраняют традиц. верования (культы сил природы и предков). Занятия: земледелие (просо, маниок, арахис, ямс), работа на плантациях какао, бананов и масличных пальм, на предприятиях г. Яунде по переработке с.-х. продуктов, а также в лесозаготовит., деревообр. и горнодоб. пром-сти.

ФАНГОВАЯ МАШИНА [от нем. fan-gen - ловить (петлю)], ластичная машина, трикотажная машина с 2 игольницами (фонтурами), расположенными под прямым углом. Используется для вязания деталей трикот. изделий или полотна, лицевая и изнаночная стороны к-рых одинаковы (напр., ластик, двухлицевой трикотаж и др.). Осн. рабочие органы Ф. м.: язычковые иглы (см. Трикотажная игла), размещённые в пазах игольницы; замки, к-рые последовательно перемещают иглы по пазам игольницы для выполнения процесса петлеобразования; нитеводитель, прокладывающий нить на иглы; оттяжной механизм для сбрасывания с игл готовых петель. По форме игольниц различают круглые и плоские Ф. м.

Круглые Ф. м. предназначаются для вязания трубчатого трикот. полотна, из к-рого шьют верхние изделия. Диам. игольницы достигает 760 мм, число петлеобразующих систем машины - до 72. Как правило, имеется узорообразую-щий механизм, выполняющий индивидуальный отбор (введение в работу) игл, работающих с нитями заданного по рисунку цвета. Разработаны электронные устройства для отбора игл, позволяющие быстро переходить на вязание трикотажа с новым рисунком. Производительность круглых Ф. м. до 2 млн. петель в 1 мин.

Плоские Ф. м. обычно предназначаются для вязания деталей изделия. Рабочая ширина игольницы до 1200 мм; имеются автоматич. устройства для изменения ширины детали, узорообразую-щие механизмы. Плоские Ф. м. снабжены 1 или 2 петлеобразующими системами и характеризуются периодичностью процесса вязания, связанной с переменой направления рабочего хода, что обусловливает невысокую по сравнению с круглыми Ф. м. производительность (до 500 тыс. петель в 1 мин). На базе плоских Ф. м. созданы перчаточные автоматы.

Ручные Ф. м. (плоские), распространённые в мелких мастерских, отличаются универсальностью, но имеют малую производительность (3-6 изделий верхнего трикотажа за 7 ч). На них вяжут также чулки, носки, перчатки и т. п. Лит. см. при ст. Трикотажная машина. И. И. Шалое.

ФАНДАНГО (исп. fandango), испанский нар. танец, сопровождаемый пением. Распространён в Кастилии и Андалусии. Муз. размер 3/4. Темп умеренный. Исполняется парами под аккомпанемент гитары и кастаньет. С кон. 18 в. стал вводиться в балетные спектакли. Муз. обработки имеются у Э. Гранадоса, Э. Ф. Направника и др.

ФАНДАРЬЯ, река в Тадж. ССР, лев. приток р. Зеравшан. Образуется при слиянии pp. Ягноб и Искандердарья. Дл. 24км (от истока Ягноба 140 км), пл. басс. 3230 км2. Пересекает Зеравшанский хр., образуя каньоны и пороги. Питание снеговое и ледниковое. Половодье с мая по нач. сентября. Ср. расход воды 62,6 м3/сек. По долине Ф. проходит автодорога Ташкент - Душанбе.

ФАНДЕРБЕЙЛПАРК, Вандер-бейлпарк (Vanderbijlpark), город в ЮАР, в пров. Трансвааль, у р. Ва-аль, вблизи Ференигинга. 71 тыс. жит. (1969). Возник в 1952 в связи с постройкой металлургического комбината "Ис-кор". ГЭС.

ФАНДИ (Fundy), залив Атлантического ок. у берегов Сев. Америки, сев. часть зал. Мэн. Дл. 300 км, шир. до 90 км, глуб. у входа до 208 м. Приливы полусуточные, величина их до 18 м (макс. для Мирового ок.). Значит. порт - Сент-Джон.

ФАН ДИНЬ ФУНГ (Phan Dinh Phung) (1847, пров. Хатинь, Центр. Вьетнам,- дек. 1895), вьетнамский гос. деятель, один из гл. руководителей вооруж. борьбы вьетнамского народа против франц. колонизаторов в кон. 19 в. (движение "кан выонг"). Был цензором при дворе. В 1885 поднял антифранц. восстание крестьян и чиновников в р-не Хыонгкхе пров. Нгеан, к-рое к 1893 охватило большую часть провинции Нгеан, провинции Хатинь, Куангбинь, Тханьхоа. Восставшие создали армию и наладили произ-во оружия, нанесли ряд поражений франц. войскам. Вскоре после смерти Ф. Д. Ф. восстание было подавлено франц. карателями .

ФАНЕРА (нем. Furnier, от франц. four-nir - снабжать, накладывать), древесный материал, состоящий из склеенных между собой двух или более листов лущёного шпона. Для произ-ва Ф. используют гл. обр. берёзовый шпон, в меньшей степени ольховый, буковый, сосновый и др. пород. Ф. формируют обычно из 3-5 листов шпона при взаимно перпендикулярном расположении волокон древесины в смежных листах. Склеивание осуществляют синтетич. термореактивными клеями (феноло-формальдегидны-ми, карбамидными и др.) или природными клеями (альбуминовыми, казеиновыми и др.). Толщина листов Ф. 1-19 мм (листы толще 12 мм наз. фанерными плитами), длина и ширина 725-2440 мм. К спец. видам Ф. относятся: бакелизи-рованная (повышенной водостойкости), декоративная (облицованная, с покрытием), профилированная (получаемая прессованием в пресс-форме) и др. Ф. характеризуется достаточно высокой ме-ханич. прочностью в продольном и поперечном направлениях, малой ср. плотностью (по объёму), значительно меньшей, чем у природной древесины, анизотропностью. Ф. широко применяют в автомобиле-, вагоно-, судо- и самолётостроении, меб. и тарном произ-ве, в радиопромышленности (для изготовления корпусов радиоприёмников и телевизоров) и др. См. также Деревообрабатывающая промышленность .

Лит.: Кириллов А. Н., Карасев Е. И., Производство клееной фанеры, М., 1968. И. К. Черкасов.

ФАНЕРОВАНИЕ, облицовка деталей и узлов столярных изделий лущёным или строганым шпоном; улучшает внешний вид, снижает формоизменяемость и повышает механическую прочность изделий. Для Ф. лицевых поверхностей и кромок изделий, к отделке к-рых предъявляются повышенные требования, применяют шпон из древесины дуба, ореха, ясеня, красного дерева и др. ценных пород; полосы шпона подбирают по цвету и текстуре древесины. Для Ф. прочих поверхностей используют шпон из древесины рядовых пород (напр., берёзы, ольхи, лиственницы) без спец. подбора. Поверхность изделий, предназначенная для Ф., должна быть ровной и гладкой, без задиров, выщербин, засмолков и др. дефектов. При Ф. вручную (впритирку) шпон накладывают на основание, смазанное клеем, разглаживают и притирают подогретым молотком. Машинное Ф. поверхностей (наиболее распространено) осуществляется в горячих гидравлич. прессах. Ф. широко используется в произ-ве мебели, деталей внутр. отделки зданий, пасс. вагонов, судовых кают и др. интерьеров и предметов обихода. Вместо Ф. часто применяется имитационная отделка древесины (методом печати) под ценные древесные породы.

Лит.: Бугла й Б. М., Технология столярно-мебельного производства, М., 1967.

И. К. Черкасов.

ФАНЕРОГАМЫ (от греч. phaneros - явный, открытый и gamos - брак), растения, имеющие цветки; то же, что явнобрачные растения.

ФАНЕРОЗОЙСКИЙ ЭОН, фанерозой (от греч. phaneros - явный, открытый и zoe - жизнь, образ жизни), крупнейший отрезок времени (эон), охватывающий палеозойскую, мезозойскую и кайнозойскую эры геологической истории Земли общей длительностью 570 млн. лет. Выделен амер. геологом Дж. Чедвиком (1930), разделившим всю геол. историю Земли на криптозойский зон и Ф. э.

ФАНЕРОФИТЫ (от греч. phaneros - видимый, явный, открытый и phyton - растение), жизненная форма растений, почки возобновления к-рых открыты (расположены высоко над поверхностью почвы). К ним относятся деревья, кустарники и деревянистые лианы. По высоте Ф. подразделяются на микрофанерофиты (выс. от 2 до 8 м), мезофанерофиты (выс. от 8 до 30 м) и мегафанерофиты (выс. св. 30 м).

ФАНЗА (от кит. фан-цзы), китайское жилище, каменное или саманное, на каркасе из деревянных столбов. В плане прямоугольное. Крыша двускатная, крытая соломой, черепицей, камышом. Ф. состоит обычно из трёх-пяти комнат. Входная дверь ведёт в кухню с очагами, к-рыми с помощью дымоходов отапливают комнатные каны (тёплые широкие нары, на к-рых сидят за низенькими столами или спят). Иногда каны отапливаются спец. топкой снаружи дома. Такой тип конструкции, характерный для сельского, отчасти гор. населения в Сев.-Вост. Китае, выработался в 7-10 вв. и в основных чертах сохранился до наших дней.

ФАНСИПАН (Fan Si Pan), горный массив на С.-З. Вьетнама; см. Фаншипан.

ФАНСКИЕ ГОРЫ, наиболее приподнятая центр. часть Зеравшанского хребта, расположенная между pp. Арчамайдан на 3. и Фандарья на В., на С.-З. Тадж. ССР. Выс. св. 5000 м (наибольшая- 5489 м, г. Чимтарга). Сложены гл. обр. палеозойскими известняками. Причудливые формы рельефа; остроконечные вершины. Имеются ледники. Реки (басс. Зеравшана) выработали узкие и глубокие ущелья. Много живописных высокогорных озёр (Искандеркуль, Ку-ликалон и др.). В долинах рек встречаются тополь, клён, берёза, нек-рые виды фруктовых деревьев, боярышник и др.; по склонам до выс. 3000 м растёт арча. Р-н туризма.

Лит.: Мухин А. С., Гусев В. Ф., Фанские горы, М., 1949.

ФАНТАЗИЯ, то же, что воображение.

ФАНТАЗИЯ (от греч. phantasi'a - воображение), инструментальная муз. пьеса, в к-рой важное значение приобретает импровизац. начало, свободное развёртывание муз. мысли. В 16 в. Ф. для гитары, лютни и клавишных инструментов создавались как полифонич. пьесы, близкие к ричеркару и токкате. В 17 в. Ф. испытывала влияние концерта, симфонии, увертюры, сонаты, рондо. В 17- 18 вв. она часто использовалась в качестве вступления к др. пьесе, напр. к фуге, порой и к сонате (Фантазия и соната c-moll Моцарта). В 19 в. Ф. сближается с сонатой (2 сонаты для фп. "quasi una fantasia" Бетховена, в т. ч. "Лунная"). Ф. зачастую создаются как свободные варианты сонатной формы (Ф. для фп. Шумана, Шопена), порой по структуре близкие к симф. поэме (Ф. для фп. "Скиталец" Шуберта). Одновременно получила распространение Ф. как виртуозная пьеса, осн. на разработке (б. ч. вариационной) тем из опер, балетов (Ф. для фп. Листа на темы из оперы "Дон Жуан" Моцарта и др.), мелодий нар. песен ("Фантазия на темы русских народных песен" для скрипки с оркестром Рим-ского-Корсакова и др.).

ФАНТАСТИКА (от греч. phantastike- искусство воображать), разновидность художеств. лит-ры; её исходной идейно-эстетич. установкой является диктат воображения над реальностью, порождающий картину "чудесного мира", противопоставленного обыденной действительности и привычным, бытовым представлениям о правдоподобии. Истоки Ф.- в мифотворческом народно-поэтич. сознании, выразившемся в волшебной сказке и героич. эпосе. Ф. в существе своём предопределена многовековой деятельностью коллективного воображения и представляет собой продолжение этой деятельности, используя и обновляя постоянные мифич. (см. Мифология) и сказочные (см. Сказка) образы, мотивы, сюжеты в сочетании с жизненным материалом истории и современности. Т. о. возникает предуказанный . ("архетипи-ческий") принцип фантастического правдо- и жизнеподобия, сообразного нравств. и эстетич. закономерностям воображаемого сказочно-мифо-логич. мироздания и составляющего разрастающееся мозаичное целое. Ф. эволюционирует вместе с развитием лит-ры, свободно сочетаясь с различными методами (в т. ч. с реалистическим) изображения идей, страстей и событий. Особенно плодотворным, однако, оказалось сочетание Ф. с романтизмом.

Ф. выделяется как особый вид художеств. творчества по мере отдаления фольклорных форм от практич. задач мифологич. осмысления действительности и ритуально-магич. воздействия на неё. Первобытное миропонимание становится исторически несостоятельным и тем самым - фантастическим, т. е. не соответствующим новым представлениям о действительности. Характерным признаком возникновения Ф. служит разработка эстетики чудесного, несвойственной первобытному фольклору. Происходит расслоение: богатырская сказка и сказания о культурном герое трансформируются в героич. эпос (нар иносказание и обобщение истории), в к-ром элементы чудесного являются подсобными и несущественными; сказочно-волшебная стихия осознаётся как таковая и служит естеств. средой для рассказа о путешествиях и приключениях, вынесенного за ист. рамки. Так, "Илиада" Гомера представляет собой по сути дела реали-стич. описание эпизода Троянской войны (чему не мешает участие в действии героев-небожителей); гомеровская же "Одиссея" - прежде всего фантастич. повествование о всевозможных и невероятных приключениях, не связанных с эпич. сюжетом, одного из героев той же войны. Сюжет, образы и происшествия "Одиссеи" - начало всей лит. зап.-европ. Ф. Примерно так же, как "Илиада" и "Одиссея", соотносятся ирл. героич. саги и "Плавание Брана, сына Фебала" (7 в. н. э.). Прообразом мн. будущих фантастич. путешествий послужила пародийная "Правдивая история" Лукиана, где автор для усиления комич. эффекта стремился нагромоздить как можно больше невероятного и несуразного и обогатил при этом флору и фауну "чудесной страны" мн. живучими выдумками.

Т. о., ещё в античности наметились осн. направления Ф.-фантастич. блуждания-похождения и фантастич. поиск-паломничество (характерный сюжет - сошествие в ад). Овидий в "Метаморфозах" направил в русло Ф. исконно-ми-фологич. сюжеты превращений и положил начало фантастико-символич. аллегории - жанру скорее дидактическому, чем приключенческому: "поучению в чудесах". Фантастич. превращения становятся формой осознания превратности и ненадёжности человеческой судьбы в мире, подвластном лишь произволу случая или загадочной вышней воле.

Богатый свод литературно обработанной сказочной Ф. дают сказки "Тысячи и одной ночи"; влияние их экзотич. образности сказалось в европ. предроман-тике и романтизме. Фантастич. сюжеты "Тысячи и одной ночи" отличаются своеобразной нац. и религ. замкнутостью. Фантастич. образами и отзвуками "Ма-хабхараты" и "Рамаяны" насыщена инд. лит-pa от Калидасы до Р. Тагора. Своеобразный лит. переплав нар. сказаний, легенд и поверий представляют собой мн. произв. японской (напр., жанр "рассказа о страшном и необычайном" - "Кондзя-ку-моногатари") и кит. Ф. ("Рассказы о чудесах из кабинета Ляо" Пу Сунлина).

Фантастич. воображение под знаком "эстетики чудесного" было основой ср.-век. рыцарского эпоса - от "Беовульфа" (8 в.) до "Персеваля" (ок. 1182) Кретьена де Труа и "Смерти Артура" (1469) Т. Мэ-лори. Обрамлением фантастич. сюжетов стала легенда о дворе короля Артура, наложенная впоследствии на расцвеченную воображением хронику крестовых походов. С ней скрещивалась более исторически обоснованная легенда о дворе Карла Великого. Дальнейшую трансформацию этих сюжетов являют монументально-фантастические, почти совсем утратившие историко-эпич. подоснову ренессанс-ные поэмы "Влюблённый Роланд" Бояр-до, "Неистовый Роланд" Л. Ариосто, "Освобождённый Иерусалим" Т. Тассо, "Королева фей" Э. Спенсера. Вместе с многочисл. рыцарскими романами 14- 16 вв. они составляют особую эпоху в развитии Ф. Вехой в развитии фантастич. аллегории, созданной Овидием, был "Роман о Розе" 13 в. Гильома де Лорриса и Жана де Мена.

Развитие Ф. в период Ренессанса завершают "Дон Кихот" М. Сервантеса - пародия на Ф. рыцарских похождений и одновременно начало реалистич. романа, и "Гаргантюа и Пантагрюэль" Ф. Рабле - комич. эпопея на фантастич. основе, одновременно традиционной и произвольно переоформленной и переосмысленной. У Рабле же находим (гл. "Телем-ское аббатство") один из первых примеров фантастич. разработки утопич. жанра, хотя и исконно нехарактерной: ведь у зачинателей жанра Т. Мора (1516) и Ф. Кампанеллы (1602) утопия тяготеет к дидактическому трактату и лишь в "Новой Атлантиде" Ф. Бэкона являет собой научно-фантастич. игру воображения. Пример более традиц. сочетания Ф. с мечтой о сказочном царстве справедливости-"Буря" У. Шекспира.

В меньшей степени, чем древнейшая мифология и фольклор, стимулировали Ф. религ.-мифологич. образы Библии. Крупнейшие произв. христ. Ф.- "Потерянный рай" и "Возвращённый рай" Дж. Мильтона - основаны на апокрифах. Это, однако, не умаляет того факта, что произв. европ. Ф. средневековья и Возрождения, как правило, имеют вторичную, этич. христ. окраску или представляют игру фантастич. образов в духе христ. апокрифич. демонологии. Вне Ф. стоят жития святых, где чудеса принципиально выделены как экстраординарные происшествия. Тем не менее христ.-мифологич. сознание способствует расцвету особого жанра - Ф. видений. Начиная с апокалипсиса Иоанна Богослова "видения" или "откровения" становятся полноправным лит. жанром: разные аспекты его представляют "Видение о Петре Пахаре" (1362) У. Ленгленда и "Божественная комедия" Данте. Идея "откровения", в отличие от жития,- противопоставление земной действительности иного, сверхъестественного плана существования.

Поэтика религ. "откровения" определяет визионерскую фантастику У. Блей-ка: его грандиозные "пророческие" образы - последняя вершина жанра.

К кон. 17 в. маньеризм и барокко, для к-рых Ф. была постоянным фоном, дополнит. художеств. планом (при этом происходила эстетизация восприятия Ф., утрата живого ощущения чудесного), сменил классицизм, по своей сути чуждый Ф.: его обращение к мифу полностью рационалистично. В романах 17-18 вв. мотивы и образы Ф. походя используются для осложнения интриги. Фантастич. поиск трактуется как эротич. похождения ("фейные сказки", напр. "Акажу и Зирфила", 1744, Ш. Дюкло). Ф., не имея самостоят. значения, оказывается подспорьем плутовского романа ("Хромой бес" А. Р. Лесажа, "Влюблённый дьявол" Ж. Казота), филос. трактата ("Микроме-гае" Вольтера) и т. д. В "Путешествиях Гулливера" Дж. Свифта Ф. в духе Рабле и Сирано де Бержерака поставлена на службу идеологич. сатире. Реакция на засилье просветит. рационализма наступила во 2-й пол. 18 в.; англичанин Р. Хёрд призывает к прочувствованному изучению Ф. ("Письма о рыцарстве и средневековых романах", 1762); в "Приключениях графа Фердинанда Фэтома" Т. Смоллетт предваряет ставший началом развития Ф. 19-20 в. "готический роман" X. Уолпола, А. Радклиф, М. Льюиса,

У. Бекфорда. Поставляя аксессуары романтич. сюжетов, Ф. остаётся на подсобной роли: с её помощью двойственность образов и событий становится изобразит. принципом предромантизма.

У романтиков двойственность оборачивается раздвоением личности, ведущим к поэтически благотворному "священному безумию". "Прибежища в царстве фанта-зии"(Ю. А. Кернер) искали все романтики: у "иенцев" фантазирование, т. е. устремлённость воображения в запредельный мир мифов и легенд, выдвигалось как приобщение к высшему прозрению, как жизненная программа - сравнительно благополучная (за счёт романтич. иронии) у Л. Тика, патетичная и трагическая у Новалиса, чей "Генрих фон Офтердинген" являет образец обновлённой фантастич. аллегории, осмысленной в духе поисков недостижимого и непостижимого идеально-духовного мира. Гейдельбергская школа использовала Ф. как источник сюжетов, придающих дополнит. интерес земным событиям (так, "Изабелла Египетская" Л. А. Арнима представляет собой фантастич. аранжировку любовного эпизода из жизни Карла V). Такой прагматич. подход к Ф. оказался особенно перспективным.

Стремясь обогатить ресурсы Ф., нем. романтики обратились к её первоисточникам - собрали и обработали волшебные сказки и легенды ("Народные сказки Петера Лебрехта", 1797, в обработке Тика, "Детские и семейные сказки", 1812-14, и "Немецкие предания", 1816- 1818, бр. Я. и В. Гримм). Это способствовало становлению жанра лит. сказки во всех европ. лит-pax, остающегося и поныне ведущим в детской Ф. Классич. его образец - сказки X. К. Андерсена.

Романтич. Ф. синтезирует творчество Э. Т. А. Гофмана: здесь и готич. роман ("Эликсир дьявола"), и лит. сказка ("Повелитель блох", "Щелкунчик и мышиный король"), и феерич. фантасмагория ("Принцесса Брамбилла"), и реалистич. повесть с фантастич. подоплёкой ("Выбор невесты", "Золотой горшок").

Попытку оздоровить влечение к Ф. как к "пропасти потустороннего" представляет "Фауст" Гёте; используя традиц.-фантастич. мотив продажи души дьяволу, поэт обнаруживает тщету блужданий духа в сферах фантастического и в качестве окончат. ценности утверждает земную жизнедеятельность, преобразующую мир (т. е. утопич. идеал исключается из области Ф. и проецируется в будущее).

В России романтич. Ф. представлена в творчестве В. А. Жуковского, В. Ф. Одоевского, А. Погорельского, А. Ф. Вельтмана. К Ф. обращался А. С. Пушкин ("Руслан и Людмила", где особенно важен былинно-сказочный колорит фантазии) и Н. В. Гоголь, фантастич. образы к-рого органично влиты в народно-поэтич. идеальную картину Украины ("Страшная месть", "Вий"). Его петерб. Ф. ("Нос", "Портрет", "Невский проспект"), крайне экономная и "выморочная", по-иному обусловлена общей картиной действительности, сгущённое изображение к-рой естественно порождает фантастич. образы (как и в "Пиковой даме" Пушкина или в "Двойнике" Ф. М. Достоевского).

С утверждением критич. реализма Ф. опять оказалась на периферии лит-ры, хотя нередко привлекалась как своеобразный контекст повествования, придающий символич. характер реальным образам (напр., у Ш. Бронхе, Н. Хоторна, А. Стриндберга). Готич. традицию Ф. развивает Э. По, рисующий или подразумевающий запредельный, потусторонний мир как царство призраков и кошмаров, властвующих над земными судьбами людей. Однако он же предвосхитил ("Ис-тория Артура Гордона Пима", ч Низвержение в Мальстрем") появление новой отрасли Ф.- научной фантастики, к-рая в творчестве Ж. Верна и Г. Уэллса принципиально обособляется от обще-фантастич. традиции; она рисует реальный мир, преображаемый наукой (к худу или к добру) и по-новому открывающийся взгляду исследователя. (Правда, развитие космич. Ф. приводит к открытию новых миров, по неизбежности как-то соотносящихся с традиционно-сказочным, но это момент привходящий.)

Интерес к Ф. как таковой возрождается к кон. 19 в. у неоромантиков (Р. Л. Стивенсон), декадентов (М. Швоб, Ф. Сологуб), символистов (М. Метер-линк, А. Блок), экспрессионистов (Г. Мейринк), сюрреалистов (Г. Казак, Э. Крёйдер). Развитие детской лит-ры порождает новый облик фантастич. мира - мир игрушечный: у Л. Кэрролла, К. Коллоди, А. Милна; в сов. лит-ре - у А. Н. Толстого ("Золотой ключик"), Н. Носова, К. Чуковского. Воображаемый, отчасти сказочный мир создаёт с привлечением мотивов и образов западной приключенч. лит-ры А. Грин.

В зап. лит-ре 20 в. богато представлена неоготич. Ф. (У. Де ла Map, X. П. Лав-крафт, Дж. Кольер). Хотя во 2-й пол. 20 в. фантастич. импульс находит себе выход в основном в области научной фантастики, однако иногда он вызывает качественно новые художеств. явления, напр. трилогия англичанина Дж. Р. Р. Толкина "Властелин колец" (1954-55), написанная в