БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ХРАМОВАЯ МУЗЫКА, культовая музыка.
ЦИНКА СУЛЬФИД, сернистый цинк, ZnS, белый порошок.
ЧЕРСКОГО ХРЕБЕТ, цепи Черского, горная система на С.-В. СССР.
ЧУВАШСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени И. H. Ульянова.
ТАМОЖНЯ (от тамга), гос. учреждение, контролирующее провоз грузов.
ШТЕТТИНСКИЙ МИР 1570, между Швецией и Данией.
ЭКСПОНОМЕТРИЯ, раздел фотографии, в к-ром определяют условия экспонирования.
ЭССЕ (франц. essai - попытка, проба, очерк, от лат. exagium - взвешивание), прозаич. сочинение.
ТЕАТР ТЕНЕЙ, вид театр, зрелища.
ЕККЕ, текийе, завие (тур. tekke, zaviye), обитель мусульм. дервишей в Турции.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

2197031823552198549321 регулировать (поддерживать) напряжение в сети, снижать потери электрич. энергии и увеличивать пропускную способность электрич. коммуникаций. Различают регулируемые и нерегулируемые Ф. Регулируемый Ф. позволяет менять характер реактивной мощности в сети (ёмкостный или индуктивный), что обеспечивает возможность поддержания заданного режима работы сети при изменении влияющих на него условий. Регулируемые Ф. бывают вращающиеся и статические. В качестве вращающихся регулируемых Ф. используют компенсаторы синхронные. Статические регулируемые Ф. выполняют на конденсаторах электрических. Регулирующими элементами в таких Ф. служат управлямые выпрямители тока, регулируемые реакторы электрические или трансформаторы электрические. Н е-регулируемые Ф.-обычно статические, конденсаторного типа. В ряде случаев Ф. дополнительно выполняют роль устройств, симметрирующих нагрузку. В сетях с существенно несинусоидальными нагрузками Ф. используют в качестве фильтров гармонич. колебаний. Статич. Ф. находят применение в преобразоват. устройствах с искусств. коммутацией. Выбор типа Ф. определяется технико-экономич. показателями, учитывающими характер нагрузок сети, скорость и диапазон их изменений, режим работы сети и т. д. См. также Компенсирующие устройства.

Лит.: Мамошин Р. Р., Повышение качества энергии на тяговых подстанциях дорог переменного тока, М., 1973.

Р. Р. Мамошин.

ФАЗОМЕТР, прибор для измерения косинуса угла сдвига фаз (или коэфф. мощности) между напряжением и током в электрич. цепях переменного тока пром. частоты или для измерения разности фаз электрич. колебаний. Измерение косинуса угла сдвига фаз на пром. частоте производят электромеханич. Ф. с непосредств. отсчётом, в к-рых измерит. механизмом служит логометр (электродинамический, ферродинамический, электромагнитный или индукционный); отклонение подвижной части логометра зависит от сдвига фаз соотносимых напряжения и тока. В качестве Ф. для широкого диапазона частот применяют электронно-счётные измерители интервалов времени между моментами прохождения соотносимых колебаний через нуль, а также градуированные измерит. фазовращатели в сочетании с индикаторами нулевой разности фаз (напр., с фазовыми детекторами). Погрешности измерения электромеханическими Ф. 1-3°, электронными 0,05-0,1°.

Лит.: ВншенчукИ. М., Котюк А.Ф., Мизюк Л. Я., Электромеханические и электронные фазометры, М.- Л., 1962; Электрические измерения, под ред. Е. Г. Шрам-кова, М., 1972; Кушнир Ф. В., Радиотехнические измерения, З изд., М., 1975.

ФАЗОРЕГУЛЯТОР, электромеханическое устройство, обычно в виде асинхронной электрической машины с заторможенным фазным ротором (работающей как электрич. трансформатор), позволяющее изменять сдвиг фаз между напряжениями на зажимах источника тока и нагрузки. Обмотку статора (играющую роль первичной обмотки трансформатора) подсоединяют к сети трёхфазного тока, а обмотку ротора (вторичную обмотку) через контактные кольца подсоединяют к нагрузке. Токи в статорной обмотке создают вращающееся магнитное поле, к-рое индуцирует в обмотках статора и ротора эдс. Сдвиг фаз между этими эдс определяется относит. положением статора и ротора Ф. (углом взаимного сдвига электрич. осей фазных обмоток). Поворачивая ротор относительно статора посредством механич. приспособления, напр. при помощи червячного механизма, можно плавно изменять сдвиг фаз между эдс (а следовательно, между первичным и вторичным напряжениями) в пределах от 0° до 360°.

* Изменение плотности с давлением, намагниченности с напряжённостью магнитного поля и др.

При необходимости изменять фазу напряжения в относительно маломощных цепях однофазного переменного тока используют устройства, в к-рых вращающееся магнитное поле создаётся двумя обмотками, магнитный поток одной из к-рых сдвинут по фазе относительно потока второй на четверть периода включением электрич. конденсатора.

В автоматике, телемеханике, преобра-зоват. и измерит. технике для изменения сдвига фаз между напряжениями или токами применяют Ф. на основе четырёхполюсников, состоящих из резисторов, катушек индуктивности и электрич. конденсаторов. Такие Ф. наз. фазосдвигаю-щими цепями и фазовращателями.

Лит.: Электротехнический справочник, 5 изд., т. 1, М., 1974. Г. М. Вотчицев.

ФАЗОРЕНТГЕНОКАРДИОГРАФИЯ, методика исследования функции сердца посредством рентгенографии в различные фазы его деятельности (систола, диастола).

ФАЗОСДВИГАЮЩАЯ ЦЕПЬ, электрическая цепь, на выходе к-рой фазы колебаний отд. гармонич. составляющих спектра распространяющегося по ней сигнала отличаются от фаз соответствующих составляющих на входе. В Ф. ц. с сосредоточенными параметрами сдвиг фаз обусловлен действием реактивных элементов (напр., конденсаторов, катушек индуктивности), а в Ф. ц. с распределёнными параметрами - конечным временем распространения электрич. сигнала от входа цепи до её выхода. Пример простейшей Ф. ц. - Г-образный четырёхполюсник, содержащий реактивный элемент и резистор (рис.) либо 2 разнородных реактивных элемента. Такую Ф. ц. обычно используют для введения фиксированного фазового сдвига в тракт передачи сигнала на пром. частоте и радиочастотах (вплоть до частот метрового диапазона). Ф. ц. имеют большое практич. значение в радиотехнике: их используют для изменения формы входного сигнала (в дифференцирующих устройствах, интегрирующих устройствах), для компенсации фазовых искажений, фазовой модуляции и т. д.

Лит.: 3ернов Н. В., Карпов В. Г., Теория радиотехнических цепей, 2 изд., [Л.], 1972. К. К. Товара.

ФАЗОСДВИГАЮЩЕЕ УСТРОЙСТВО, электрическое устройство в системе управления вентильным преобразователем, предназначенное для создания требуемой задержки во времени (выражаемой обычно в единицах угла сдвига фаз) между моментом естеств. включения (зажигания) вентиля и моментом подачи на него управляющего импульса (см. Преобразовательная техника). Простейшее Ф. у. состоит из дросселя насыщения и резистора (рис.). До момента насыщения дросселя питающее напряжение практически полностью приложено к его обмотке; в момент насыщения падение напряжения на резисторе резко возрастает, и этот скачок напряжения может быть использован непосредственно как управляющий импульс в преобразоват. устройствах с низким быстродействием. В Ф. у. с импульсным трансформатором момент формирования управляющего импульса на выходной обмотке трансформатора можно регулировать, изменяя полярность и силу тока в обмотке управления (подмагничи-вающего тока). Применяют также Ф. у., выполненные на регулируемых резисторах и конденсаторах, и Ф. у. с модуляцией электрич. сигналов и др.

Лит. см. при ст. Преобразовательная техника. Ю. М. Иньков.

ФАЗОТРОН (от фаза и ...трон), циклический резонансный ускоритель тяжёлых заряженных частиц (протонов, дейтронов и др.) с постоянным во времени ведущим магнитным полем и переменной частотой ускоряющего ВЧ электрич. поля. Ф. с азимутально-однородным магнитным полем наз. также синхроциклотроном. См. Ускорители заряженных частиц.

ФАЗОУКАЗАТЕЛЬ, прибор электромагнитной или индукционной системы, предназначенный для определения порядка чередования фаз в трёхфазных электрич. цепях. Порядок чередования фаз определяет направления вращения электродвигателей трёхфазного тока; кроме того, от него зависит правильность работы нек-рых измерит. приборов, устройств автоматич. регулирования и т. д. Обычно Ф. выполняют в виде миниатюрного асинхронного электродвигателя, ротором к-рого служит алюминиевый диск, вращающийся под действием магнитного поля, возбуждаемого токами в трёх обмотках при их подключении к проводам контролируемой цепи. На зажимах Ф. обозначена нек-рая последовательность фаз; если диск вращается в направлении изображённой на нём стрелки, то последовательность фаз цепи соответствует той, что указана на зажимах прибора. Существуют также универсальные Ф., с помощью к-рых можно определять коэфф. мощности и сдвиг фаз между напряжением и током.

ФАЗОУСТАНОВИТЕЛЬ телеграфный, регулировочный узел приёмника стартстопного телеграфного аппарата, позволяющий добиться согласованной (синфазной) работы распределителей передающего и принимающего телегр. аппаратов с целью предотвращения искажений при регистрации кодовых комбинаций телегр. сообщения. При помощи Ф. устанавливают оптимальный момент регистрации каждой посылки принимаемой кодовой комбинации, соответствующий середине длительности посылки.

Лит.: Копничев Л. Н., Коган В. С., Телеграфные аппараты и аппаратура передачи данных, М., 1975.

ФАЗОЧАСТОТНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА (ФЧХ), характеристика линейной электрич. цепи, выражающая зависимость сдвига по фазе между гармоническими колебаниями на выходе и входе этой цепи от частоты гармонич. колебаний на входе. ФЧХ используется гл. обр. для оценки фазовых искажений формы сложного сигнала (напр., видеосигнала), вызываемых неодинаковой задержкой во времени его отд. гармонич. составляющих при их прохождении по цепи. Особенно жёсткие требования предъявляют к ФЧХ нек-рых цепей радиотехнич. систем, осн. на фазовых методах обработки сигналов, систем многоканальной связи и измерит. устройств. Для подавляющего большинства цепей (т. н. минимально-фазовые цепи) ФЧХ однозначно связана с амплитудно-частотной характеристикой.

ФАЗЫ ВОСПРОИЗВОДСТВА, см. в ст. Капиталистический цикл.

ФАЗЫ ЛУНЫ, различные формы видимой части Луны. Смена Ф. л. обусловлена переменами в условиях освещения Солнцем тёмного шара Луны при её движении по орбите. С изменением взаимного расположения Земли, Луны и Солнца терминатор, т. е. граница между освещённой и неосвещённой частями диска Луны, перемещается, что и вызывает изменение очертаний видимой части Луны (см. рис.).

ФАЗЫ РАССЕЯНИЯ, вещественные параметры, характеризующие упругое рассеяние частиц; см. Рассеяние микрочастиц.

ФАЗЫ СКЛАДЧАТОСТИ, сравнительно кратковременные явления ускорения длительных и непрерывных в целом текто-нич. движений (в особенности складкообразования), зафиксированные в толщах пород угловым несогласием, благодаря сочетанию с поднятиями и размывом. Понятие о Ф. с. впервые появилось в трудах франц. геологов А. д'Орбиньи и Л. Эли де Бомона. Более полно оно было сформулировано нем. геологом X. Штил-ле (1913, 1924), к-рый рассмотрел распределение складчатости во времени и дал перечень фаз складкообразования, получившие наименование по местам их типичного проявления. По Штилле, Ф. с. относит. кратковременны, повсеместны в планетарном масштабе и разделены эпохами тектонич. покоя. Эти представления подверглись критике со стороны В. И. Попова (1933), Н. С. Шатского (1937), Дж. Гиллули (1949), А. Л. Яншина (1966) и др., к-рые утверждали длительность складкообразования, отсутствие эпох тектонич. покоя и разновременность Ф. с. в разных областях Земли. Выясняется, что наряду с возрастным скольжением Ф. с. даже в пределах отд. складчатых сооружений наблюдается общая тенденция синхронности проявления осн. эпох тектонич. деформаций (не только складчатых) в глобальном масштабе. См. Тектонические эпохи.

ФАЗЫЛ ХЮСНЮ ДАГЛАРДЖА (Fazil Husnu Daglarca) (p. 1914, Стамбул), турецкий поэт. В 1935 окончил воен. школу. Издавал ежемесячник "Тюркче" ("Turkce", 1960-64). Первые сб-ки стихов "Мир, прочерченный в воздухе" (1935) и "Ребёнок и бог" (1940) принесли поэту известность. Обновление поэтич. форм, частое обращение к непривычным ассоциациям, реалистич. картины анатолийской деревни (сб. стихов "Земля Родная", 1950), глубокие и тонкие размышления о "вечных" проблемах бытия (сб. "Асу", 1955) определили место Ф. X. Д. как одного из самых выдающихся поэтов совр. Турции.

Соч.: Tas devri, 1st., 1945; Uc sehitler destani, 1st., 1956; AC yazi, 1st., 1959; Turk olmak, 1st., 1963; Disardan gazel, 1st., 1965; Viyetnam savasimiz, 1st., 1966; Haydi, 1st., 1968; в рус. пер. - Стихи, в кн.: Из современной турецкой поэзии, М.. 1975.

Лит.: Кabahli A., Turk edebiyati, с. 3, 1st., 1965; Sureуа С., Daglarca siirinde ilk donem, "Turk Edebiyati, 1967", 1st., 1967.

Г. Д. Меликов.

ФАЗЫЛ ЮЛДАШ-ОГЛЫ (1872, кишлак Лойка, ныне Булунгурского р-на Самаркандской обл.,-17.3.1955, там же), узбекский советский нар. поэт-сказитель. Чл. КПСС с 1940. Сын и ученик талантливого булунгурского сказителя Юлдаш-шаира. В репертуаре Ф. Ю. было более 40 дастанов: героич.-"Алпамыш", "Рустам-хан", цикл "Гороглы", "Юсуф и Ахмед"; романич.- "Ширин и Шакар", "Зевархон"; нар. варианты поэм "Юсуф и Зулейха" Дурбека, "Лейли и Медж-нун", "Фархад и Ширин" Навои, "Сейпул-Малик" Маджлиси, "Рустам, сын Зала" Фирдоуси и др. Ф. Ю. создавал дастаны на совр. темы: о нар. восстании 1916 ("Джизакское восстание"), о войне с басмачами ("Ачилдёв") и др. Он - автор мн. песен о Ленине, о Великой Окт. социалистич. революции, о Великой Отечеств. войне 1941-45. Награждён орденом Ленина.

Соч.: Гулшан бог. Зулфизар. Балхувон, Тошкент, 1969; Зевархон, Тошкент, 1970; в рус. пер. - Алпамыш. Узбекский народный эпос. По варианту фазила Юлдаша, М.,

Лит.: Жирмунский В. М., 3арифов X. Т., Узбекский народный героический эпос, М., 1947; Фозил шоир, Тошкент, 1973. Х.Г.Короглы.

ФАЗЫЛОВА Туфа Фазыловна (р. 25.4. 1917, Канибадам), таджикская советская актриса и певица (сопрано), нар. арт. СССР (1957). Чл. КПСС с 1941. В 1930 начала работать в Канибадам-ском муз.-драматич. театре как певица. В 1934-40 выступала в Тадж. муз. театре, в 1940-48 в Тадж. театре оперы и балета им. Айни, с 1948 в Драматич. театре им. Лахути (все в Душанбе). Исполнила партии: Гулизор, Нушофарин ("Восстание Восе", "Кузнец Кова" Баласаня-на), Татьяна ("Евгений Онегин" Чайковского), Зухра ("Тахир и Зухра" Ленского), Марфа ("Царская невеста" Рим-ского-Корсакова) и др. Драматич. роли: Гули ("Алишер Навои" Уйгуна и Султано-ва), Гульнор ("Дохунда" Икрами), Го-нерилья ("Король Лир" Шекспира). Выступает на эстраде как певица. Снималась в кино. Награждена орденом Ленина, 2 др; орденами, а также медалями.

ФАИ (Federation Aeronautique Internationale - FAI), международная авиац. федерация (спортивная). Осн. в 1905 в Париже, штаб-квартира (1976) там же. В 1976 объединяла авиац. орг-ции св. 60 стран. СССР - член ФАИ с 1935 (вначале был представлен Центральным аэроклубом. СССР, ныне - Федерацией авиац. спорта СССР). Среди почётных президентов ФАИ - сов. лётчик В. К. Коккинаки.

ФАИЗ, Файз, Ахмад Фаиз (р. 13.2.1911, Сиалкот), пакистанский поэт, критик, обществ. деятель. Пишет на урду и панджаби. Учился в колледжах Сиалкота в 1917-29 и Лахора в 1929- 1934. В 1947-51 и в 1955-58 ред. прогрессивной газ. "Пакистан тайме" ("Pakistan times"), а в 1948-51 и 1955-58 ред. газ. "Имроз" ("Imros"). Один из организаторов и руководителей Движения сторонников мира в Пакистане. В 1950 стал чл. Всемирного Совета Мира. Участник 1-й Конференции писателей стран Азии в Дели (1956), конференций писателей стран Азии и Африки в Ташкенте (1958) и Алма-Ате (1973). В 1951-55 находился в заключении по обвинению в участии в т. н. деле об "антиправительственном заговоре в Равалпинди". Пред. Нац. совета иск-в Пакистана с 1972. Для лирики Ф. характерны гражданственность, политич. проблематика. Излюбленные поэтич. жанры Ф.-газель, касыда, марсийа. Насыщая традиц. систему образов новым содержанием, Ф. обогатил её революц. символикой. Автор сб-ков "Печальные узоры" (1941), "Руки ветра" (1952, рус. пер. I960), "Тюремные стихи" (1957), "Рука, придавленная камнем" (1963), "Долина Синая" (1971), сб. лит.-критич. статей "Весы" (1962), сб. писем "Кресты на моём окошке" (1971). Междунар. Ленинская пр. "За укрепление мира между народами" (1962). Афро-азиатская лит. пр. "Лотос" (1975).

Соч. в рус. пер.: Многообразие и жизненная сила, "Иностранная литература", 1964, № 4; Письма на волю, там же, 1965, № 10; Роль художника в развивающейся стране, там же, 1970, № 10; [Стихи], там же, 1976, № 2; Избранное, Душ., 1976.

Лит.: Глебов Н. В., Фаиз Ахмад Фаиз. К 60-летию со дня рождения, "Народы Азии и Африки", _1971, № 3; Салганик М., Связь времён, "Иностранная литература", 1976, № 2. М. Л. Салганик.

ФАЙ (Faye) Эрве (1.10.1814, Сен-Бенуа-дю-Со,-4.7.1902, Париж), французский астроном, чл. Парижской АН (1847). Учился до 1836 в Политехнической школе. С 1876-президент Бюро долгот в Париже. Ф. принадлежат работы, посвящённые исследованию физ. строения Солнца, природы комет и др. вопросам. В 1843 открыл комету (оказавшуюся периодической), названную его именем, и вычислил её орбиту. Ф. занимался также вопросами усовершенствования астроно-мич. инструментов, одним из первых применил фотографию для наблюдения звёзд.

Соч.: Cours d'astronomie de 1'Ecole poly-technique, v. 1 - 2, P., 1881 - 83; Une nouvelle theorie du Soleil, "L'Astronomie", 1882, [t.J 1, p. 332 - 35; Sur 1'origine du monde, theories cosmogoniques des anciens et des modernes, 4 ed., P., 1907; Taches et protuberances solaires, "L'Astronomie", 1888, [t.] 7, p. 89 - 93.

ФАЙДА (позднелат. faida, от древне-верхненем. fehida, от fehan - ненавидеть), по герм. варварским правдам - вражда между родами или группами сородичей, а также часть композиции (возмещения), уплачивавшейся семье (или сородичам) пострадавшего и прекращавшей вражду. В ср. века в странах Зап. Европы - частная феод. война, начатая пострадавшей стороной для отмщения обиды. С централизацией гос. власти начала ограничиваться, окончательно запрещена с установлением абсолютизма.

ФАЙЕР Юрий Фёдорович [5(17).1.1890, Киев,-3.8.1971, Москва], советский дирижёр, нар. арт. СССР (1951). Чл. КПСС с 1941. В 1919 окончил Моск. консерваторию. С 1906 солист-скрипач и концертмейстер различных оркестров. С 1916 солист оркестра, в 1923-63 дирижёр балета Большого театра. Репертуар Ф. насчитывал св. 50 балетов. Участвовал в пост. балетов - "Красный мак" Глиэра (1927, с 1957 под назв. "Красный цветок"), "Пламя Парижа" (1933), "Бахчисарайский фонтан" (1936) Асафьева, "Дон Кихот" (1940) Минкуса, "Золушка" (1945), "Ромео и Джульетта" (1946) Прокофьева, "Гаянэ" (1957), "Спартак" (1958) Хачатуряна. Автор кн. "О себе, о музыке, о балете" (1970). Гос. пр. СССР (1941, 1946, 1947, 1950). Награждён орденом Ленина, 2 др. орденами; а также медалями.

ФАЙЗАБАД, город на С.-В. Афганистана, в оазисе, на р. Кокча, адм. центр пров. Бадахшан. 60 тыс. жит. (1966). Автодорогой соединён с гл. кольцевой автотрассой Кабул - Кандагар - Герат - Мазари-Шариф - Кабул. Обработка кожи и шерсти. Мельницы. Торг. центр.

ФАЙЗИ (псевд.; наст. фам.-Файзуллин) Ахмед Сафиевич [26.2(11.3). 1903, Уфа, -11.8.1958, Казань], татарский советский писатель, засл. деят. иск-в РСФСР (1957). Учился в Оренбургском вост. ин-те (1921). Участник Великой Отечеств. войны 1941-45. Печатался с 1918. Отдал дань формалистич. увлечениям, но с сер. 1920-х стал писать в реалистич. манере. Поэма "Флейты" (1933) - о духовных исканиях интеллигенции; баллады "Пустыня н человек" (1936) - о нравств. стойкости сов. человека, "Почему молчит чёрный камень" (1940) посв. В. И. Ленину. Поэт-лирик, автор мн. сб-ков стихов. Изучал жизнь и творчество Г. Тукая, написал драму "Тукай" (1938), опубл. 1-ю ч. романа о поэте (1952), создал либретто первого тат. балета "Шурале" (1955) по мотивам поэтич. сказок Тукая; либретто оперы о М. Джалиле (музыка Н. Жиганова); его драматургия - крупное явление тат. сов. лит-ры.

Соч.: Эсэрлэр, т. 1-3, Казан, 1965-66; Сайланма эсэрлэр, Казан, 1970; в рус. пер.- Тукай. Роман, М., 1966.

Лит.: История татарской советской литературы, М., 1965; Гиниятуллина А., Писатели Советского Татарстана. Биобиблиография, справочник, Каз., 1970.

ФАЙЗИ (псевд.; наст. фам.- Файзуллин) Мирхайдар Мустафович [19 (31). 10.1891, дер. Кукшелово, ныне Оренбургской обл.,-9.7.1928, Баймак Башк. АССР], татарский советский драматург. Один из зачинателей тат. сов. лит-ры. Учился в медресе. В 1918-26 вёл культ.-просветит. работу в тат. и башк. деревне. Писать начал в 1905. Первый сб. "Мои стихи" опубл. в 1912. Комедии "Два Ха-сана" (1909), "Молодёжь не даст обмануть себя" (1911, пост. 1913); социально-кри-тич. пьесы "Жалкая" (1913), "На реке Урал" (1917-18, опубл. 1919), "Белый колпак" (1922-23) и др. Особое влияние на развитие тат. драматургии оказала реалистич. драма "Галиябану" (1916, пост. 1917, опубл. 1922, рус. пер. 1958) о дореволюц. тат. деревне. Пьеса "Красная звезда" (1921-23)-о рождении новых человеческих отношений в сов. время. Ф. изучал и собирал фольклор, составил сб. нар. песен.

Соч.: Сайланма эсэрлар, т. 1 - 2, Казан, 1937; Галиябану. Пьесалар, Казан, 1962; в рус. пер.-Драмы, М., 1961.

Лит.: История татарской советской литературы, М., 1965; Нуруллии И., XX йоз башы татар здэбияты, Казан, 1966.

ФАЙЗИЕВ Латиф Абидович (р. 2.1. 1929, Ташкент), советский кинорежиссёр, засл. деят.иск-в Узб. ССР (1964). Учился и одновременно был актёром в Ташкентском театре юного зрителя (1941-45). В 1951 окончил ВГИК. С этого же года работает на киностудии "Узбекфильм". Поставил: "Крушение эмирата" (1955, совм. с В. П. Басовым), "Священная кровь" (1957), "По путёвке Ленина" (1958), "Птичка-невеличка" (1961), "Звезда Улугбека" (1965),"Родившийся в грозу" (1966), "Сыны Отечества" (1968); фильмы-балеты - "Легенда старой крепости" (1970), "Ожившие миниатюры" (1971) и др. На киностудии "Таджикфильм" в 1975 совм. с инд. кинематографистами поставил фильм "Восход над Гангом". В 1958-67 первый секретарь Союза кинематографистов Узб. ССР. Награждён орденом "Знак Почёта" и медалями.

ФАЙКО Алексей Михайлович (р. 7(19). 9.1893, Москва], русский советский драматург. Окончил ист.-филологич. ф-т МГУ (1917). Дебютировал в 1921 (комедия "Дилемма"). Мелодрама "Озеро Люль" (пост. 1923), комедия "Учитель Бубус" (пост. 1925), драма "Евграф, искатель приключений" (пост. 1926) сочетают условное начало с бытовым, реальным. Драма "Человек с портфелем" (1928, пост. Моск. театра Революции), ознаменовавшая переход к строго реалистич. манере,-одна из первых сов. пьес, глубоко и принципиально решавших проблему "интеллигенция и революция". Ф. принадлежат также пьесы "Концерт" (1936), "Капитан Костров" (1946), "Не сотвори себе кумира" (1956; пост. Ленингр. театра Комедии). Переводит пьесы драматургов народов СССР. Награждён 3 орденами.

Соч.: Пьесы, М., 1935; Драмы и комедии, М., 1958; Театр. Пьесы. Воспоминания. (Послесл. Н. Р. Войткевич), М., 1971.

Лит.: Алперс Б., Крушение индивидуализма. Творческий портрет А. Файко, "Театр и драматургия", 1935, № 12; Сурков Е., Удар по человеку с портфелем, "Театр", 1957, № 6; Войткевич Н., Мастер комедии. К 80-летию со дня рождения Файко, там же, 1973, № 11. Б. Яранцев.

ФАЙНЦИММЕР Александр Михайлович [р.31.12.1905 (13.1.1906), Екатеринослав, ныне Днепропетровск], советский кинорежиссёр, засл. деят. иск-в БССР (1935) и Литов. ССР (1954). В 1928 окончил режиссёрский ф-т Гос. техникума кинематографии. Получил известность острогротесковой комедией "Поручик Киже" (1934). Значит. место в творчестве Ф. занимают фильмы о сов. флоте -"Балтийцы" (1938), "Танкер „Дербент"" (1941), "За тех, кто в море!" (1948). Ряд лучших работ посвящён Гражданской войне и Великой Отечеств. войне, партиз. движению-"Котовский" (1943), "Константин Заслонов" (1949, совм. с В. В. Корш-Саблиным), "У них есть Родина" (1950). Поставил совм. с литов. кинематографистами фильм "Над Неманом рассвет" (1953). В 1955 экранизировал роман Войнич "Овод". Обращался к муз. комедии-"Девушка с гита