БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ХРАМОВАЯ МУЗЫКА, культовая музыка.
ЦИНКА СУЛЬФИД, сернистый цинк, ZnS, белый порошок.
ЧЕРСКОГО ХРЕБЕТ, цепи Черского, горная система на С.-В. СССР.
ЧУВАШСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени И. H. Ульянова.
ТАМОЖНЯ (от тамга), гос. учреждение, контролирующее провоз грузов.
ШТЕТТИНСКИЙ МИР 1570, между Швецией и Данией.
ЭКСПОНОМЕТРИЯ, раздел фотографии, в к-ром определяют условия экспонирования.
ЭССЕ (франц. essai - попытка, проба, очерк, от лат. exagium - взвешивание), прозаич. сочинение.
ТЕАТР ТЕНЕЙ, вид театр, зрелища.
ЕККЕ, текийе, завие (тур. tekke, zaviye), обитель мусульм. дервишей в Турции.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

2197031823552198549321..Без личного непосредственного влияния воспитателя на воспитанника истинное воспитание, проникающее в характер, невозможно" (Ушинский К. Д., Собр. соч., т. 2, 1948, с. 64). От личности У., его передовых обществ, убеждений, культуры и образованности, пед. мастерства зависит успех подготовки молодого поколения к жизни - его нравственный облик, мировоззрение, любовь к науке, способность к творч. труду в социалистич. обществе в условиях научно-технич. революции. Специфика проф. деятельности У. заключается в его постоянном воспитат. воздействии на детей, подростков и юношество, что требует самого внимательного отношения к особенностям их возраста, чуткого понимания их запросов, интересов, увлечений, духовного мира и вместе с тем умения целенаправленно управлять процессом развития личности. У. при этом имеет дело как с отдельной личностью, так и с коллективом учащихся, деятельностью к-рого он руководит, используя её в воспитат. целях (см. Классный руководитель). Интерес к работе с детьми, любовь и близость к ним, мудрое терпение, отзывчивость, требовательная доброта, отсутствие фальши во взаимоотношениях с учащимися являются необходимыми качествами личности У. Коммунистич. убеждённость, широта культурного и науч. кругозора, высоконравств. поведение, пед. мастерство служат основой авторитета У.

Система подготовки У. строится на основе специфики пед. деятельности и его обществ. положения. В пед. уч. заведениях (см. Педагогическое образование. Педагогические училища, Педагогические институты) и ун-тах (на историч., филологич. и нек-рых др. факультетах) будущие учителя изучают не только те науки, основы к-рых им предстоит преподавать, но и смежные. Особое внимание при подготовке У. уделяется пед. дисциплинам и пед. практике. Подготовка У. ведётся также в системе вечернего образования и заочного образования. Овладение науч. знаниями, формирование пед. способностей и личности У. продолжается и постоянно совершенствуется в процессе его деятельности. Частью повышения квалификации У. является обмен передовым пед. опытом. Кроме институтов усовершенствования учителей, этим занимаются пед. ин-ты, районные и гор. пед. (методич.) кабинеты, педагогические общества, Академия педагогических наук СССР, с этой целью систематически проводятся педагогические чтения. Для У. издаются педагогические журналы, "Учительская газета" и того же назначения спец. газеты в союзных республиках, пед. и методич. лит-pa, его работа стала предметом науч. исследований.

К нач. 1976/77 уч. года в СССР работало 2700 тыс. учителей (к нач. 1914/15 их было 280 тыс.). Эта огромная армия ком-мунистич. просвещения направляет все усилия на дальнейшее совершенствование процесса обучения, решение задач всеобщего ср. образования в соответствии с задачами социального и науч.-технич. прогресса. Учителя активно участвуют в распространении политич., науч. и пед. знаний среди населения. Многие из них являются депутатами органов Сов. власти. К нач. 1976/77 уч. года среди учителей - 83 Героя Социалистич. Труда, св. 280 тыс. чел. награждены орденами и медалями; 35 тыс. учителей носят звание засл. учителя школы. Мин-во просвещения СССР и мин-ва просвещения (народного образования) союзных республик отмечают лучших учителей знаками отличника, медалями: Н. К. Крупской (Мин-во просвещения СССР), К. Д. Ушинского (РСФСР), А. С. Макаренко (УССР), X. Абовяна (Арм. ССР), Я. С. Гогебашвили (Груз. ССР). В ходе проводящейся с 1975 аттестации учителей наиболее опытным из них присваиваются звания старшего учителя и учителя-методиста. В стране ежегодно в первое воскресенье октября отмечается День учителя. Учителя входят в состав профсоюза работников просвещения, высшей школы и науч. учреждений (см. Профессиональные союзы СССР).

Советское пр-во постоянно заботится об улучшении материально-бытовых условий жизни учителей. Им предоставляется ежегодный оплачиваемый гос-вом отпуск в 48 рабочих дней, систематически повышается зарплата (последнее повышение в 1972), предусмотрены пенсионные льготы, сельские учителя обеспечиваются бесплатной квартирой с отоплением и освещением, зем. участком.

Опыт подготовки, деятельности и повышения квалификации У. в СССР получил распространение (с изменениями, диктуемыми местными условиями) в др. социалистич. странах, используется он и во многих развивающихся гос-вах.

Лит.: Ленин В. И.. О воспитании и образовании, 3 изд., М., 1973; Всесоюзный съезд учителей. 2-4 июля 1968. Стенографич. отчет, М., 1969; Нар. образование в СССР. Общеобразоват. школа. Сб. документов. 1917 - 1973, [сост. А. А. Абакумов и др.], М., 1974; Справочник работника нар. образования. Сб. законодательных, руководящих и инструктивных материалов, М., 1973; Калинин М. И., О воспитании и обучении. Избр. статьи и речи, М., 1957; Крупская Н. К., Об учителе, 2 изд., М., 1960; Макаренко А. С., Соч., [2 изд.], т. 5, М., 1958; Нар. образование в СССР, под ред. М. А. Прокофьева и др., М., 1967; Советский учитель. Очерки об учителях - Героях Социалистического Труда, М., 1975; Гоноболин Ф. Н., Книга об учителе, М., 1965; Кузьмина Н. В., Очерки психологии труда учителя. Л., 1967; её же, Формирование пед. способностей, Л., 1961; Раченко И. П., Научная организация пед. труда, М., 1972; Паначинф. Г., Пед. образование в СССР. Важнейшие этапы истории и совр. состояние, М., 1975.

П. В. Зимин.

"УЧИТЕЛЬ", русский пед. журнал. Издавался в Петербурге в 1861-70, выходил 2 раза в месяц. Основателями и редакторами журнала были представители прогрессивной педагогики 60-х гг. И. И. Паульсон и Н. X. Вессель. Журнал пропагандировал идеи демократической системы нар. образования, общеобразовательной школы на родном языке, дающей научные - гуманитарные и естествоведческие-знания, внимания к личности ребёнка, улучшения общественного и материального положения учителей, их научной и педагогической подготовки. Помещались критико-библиографич. обзоры пед. и детской лит-ры, информация о зарубежной школе, пед. съездах, пед. хроника и др. Среди авторов журнала были П. П. Редкий, В. П. Острогорский, В. И. Водовозов, Ф. Г. Толль и др. видные педагоги.

"УЧИТЕЛЬСКАЯ ГАЗЕТА", орган Мин-ва просвещения СССР и ЦК профсоюза работников просвещения, высшей школы и науч. учреждений. Издаётся в Москве. Выходит 3 раза в неделю. "У. г." осн. 3 окт. 1924 (в 1930-37 наз. "За коммунистическое просвещение"). В создании газеты и её работе непосредственно участвовала Н. К. Крупская, на страницах "У. г." неоднократно выступали А. В. Луначарский, М. И. Калинин и др. видные гос. и парт. деятели. На совр. этапе "У. т." публикует статьи, освещающие вопросы осуществления всеобщего среднего образования, проблемы качества обучения и коммунистич. воспитания, оказывает помощь учителю в повышении его идейной зрелости и проф. мастерства, пропагандирует передовой опыт лучших школ, знакомит читателей с положением нар. образования за рубежом, с борьбой прогрессивного учительства капиталистич. стран за развитие просвещения и свои права. Награждена орденом Ленина (1974). Тираж (1977) 1,5 млн. экз. Н. М. Парфёнова.

УЧИТЕЛЬСКИЕ ИНСТИТУТЫ, уч. заведения для подготовки учителей средних классов общеобразоват. школ. В России первый У. и. открыт в 1817 при Главном педагогическом институте в Петербурге, готовил учителей уездных училищ и приходских училищ, с перерывом в 1822- 1838 ин-т существовал до 1846. Студентами были преим. дети учителей и низшего духовенства. В 1872 учреждены У. и. закрытого типа для подготовки учителей городских училищ. После Революции 1905-07 У. и. стали открытыми уч. заведениями, принимавшими лиц муж. пола всех званий и состояний. Число учащихся значительно увеличилось, среди них нар. учителя, окончившие учительские семинарии, выпускники городских, позже и высших нач. уч-щ. Срок обучения 3 года. У. и. давали хорошую пед. подготовку: изучались психология, педагогика, история педагогики, методика уч. предмета, большое внимание уделялось пед. практике. Окончившие У. и. преподавали в городских и высших начальных училищах. В 1917 в России было 58 У. и. (ок. 4 тыс. учащихся).

После Окт. революции 1917 У. и. были преобразованы в пед. ин-ты или ин-ты нар. образования. В 1934-35 с введением всеобщего обязат. 7-летнего обучения и ростом числа школ-семилеток создана широкая сеть У. и. с 2-летним сроком обучения для подготовки учителей 5-7-х классов (только в РСФСР в 1940 работало 130 У. и.); в 1945 в СССР насчитывалось 187 У. и., в 1950-51 - 236. У. и. имели в своём составе отделения: физико-математич., естественно-географич., ис-торич., языка и лит-ры, а нек-рые - и фи-зич. воспитания. В У. и. принимались лица со средним общим или пед. образованием. Учебно-воспитат. работа в основном строилась по типу педагогических институтов.

В 50-е гг. в связи с развитием школ полного среднего образования и необходимостью увеличения подготовки учителей с высшим педагогическим образованием крупнейшие У. и. реорганизованы в пед. ин-ты, частью в пед. уч-ща и др. уч. заведения.

УЧИТЕЛЬСКИЕ СЕМИНАРИИ, пед. уч. заведения для подготовки учителей начальной школы. Первые уч. заведения типа У. с. появились в Германии в 17 в., в России - в 1779 при Московском ун-те и в 1786 в Петербурге. Большое развитие получили с 60-х гг. 19 в. земские У. с. (открываемые земствами), к-рые строили свою деятельность на основе "Проекта учительской семинарии", разработанного К. Д. Ушинским. Правительство всячески тормозило их открытие. В 1870 оно издало "Положение об учительских семинариях", предусматривающее создание правительств. У. с., в 1875 "Инструкцию для учительских семинарий Мин-ва нар. просвещения", действовавшую до 1917. В У. с. принимались лица с 16 лет всех сословий православного исповедания, представившие отзыв о "благонравном поведении" и выдержавшие приёмные испытания в объёме программы 2-классных начальных училищ Мин-ва нар. просвещения с 5-6-летним сроком обучения. Нуждающимся воспитанникам в У. с. выдавались стипендии, получение к-рых обязывало их проработать учителями начальных школ не менее 4 лет. Воспитанники жили в интернате, в их составе преобладали дети крестьян. Срок обучения 3-4-летний (в нек-рых - 5 лет). В У. с. преподавались: закон божий, рус. яз., церковнославянский яз., арифметика, геометрия, русская и всеобщая история, география, естествознание, чистописание и рисование, основы педагогики, гимнастика, пение. Хорошо была организована пед. практика в опытных школах при У. с., а затем и в массовых школах. Школы. У. с. были методич. центрами для учителей своего района. Среди преподавателей У. с. были более прогрессивные люди, их воспитанники вели просветительскую работу среди населения.

В 1917 в России была 171 мужская и женская У. с. (ок. 20 тыс. уч-ся). После Окт. революции 1917 У. с. были преобразованы в 3-летние пед. курсы, затем в пед. техникумы. См. Педагогическое образование.

УЧКУДУК, посёлок гор. типа в Бухарской обл. Узб. ССР, подчинён Зарафшан-скому горсовету. Расположен в пустыне Кызылкум, в 12 км от ж.-д. ст. Учкудук.

УЧКУРГАН, город (с 1969) областного подчинения, центр Учкурганского р-на Наманганской обл. Узб. ССР. Расположен на р. Нарын (басс. Сырдарьи). Ж.-д. станция на линии Коканд - Наманган - Андижан; от У.- ветка (33 км) на Таш-Кумыр. Маслоэкстракционный, хлопкоочистит., кирпичный и пивобезалкогольный заводы. Планово-экономический техникум.

УЧРЕДИТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ в России, парламентское учреждение, заседание к-рого проходило 5(18) янв. 1918 в Таврическом дворце в Петрограде. В России впервые требование созыва У. с. (Великого собора) выдвинули декабристы; идея У. с. (Земского собора) пропагандировалась чл. "Земли и воли" 1860-х гг., вошла в программные документы "Народной воли". Лозунг созыва У. с. был включён в 1903 в программу РСДРП. Широкое распространение получил он в период первой русской Революции 1905-07. После победы Февральской революции 1917 идея У. с. была популярна среди широких, гл. обр. мелкобурж., масс. Мелкобурж. и бурж. партии использовали её для отвлечения масс от революц. борьбы, утверждая, что У. с. законодательно решит все экономич. и политич. проблемы. Однако Врем. пр-во под давлением буржуазии препятствовало созыву его из-за боязни, что У. с. "...в современной России даст большинство крестьянам более левым, чем эсеры" (Ленин В. И., Полн, собр. соч., 5 изд., т. 34, с. 35). Большевики не отвергали идею У. с., но призывали массы к революц. борьбе, указывали, что в условиях перерастания бурж.-демократич. революции в социалистическую "жизнь и революция отводят Учредительное собрание на задний план"(там же, т. 31, с. 110). В. И. Ленин подчёркивал, что республика Советов является более высокой формой демократии, чем бурж.-демократич. республика с У. с. 9(22) авг. 1917 бурж. Врем. пр-во назначило на 12(25) нояб. выборы в У. с. Положение о выборах предусматривало всеобщее избират. право.

После победы Окт. революции 1917 партия большевиков стремилась помочь мелкобурж. массам на собств. опыте, путём сравнения У. с. с Советами, избавиться от бурж. конституц. иллюзий. По словам Ленина, большевики, чтобы "...разрушить буржуазный парламент в России, сперва должны были созвать Учредительное собрание даже после нашей победы" (там же, т. 41, с. 257). СНК подтвердил дату выборов, к-рые состоялись в нояб.- дек., а в нек-рых отдалённых местах в янв. 1918. В голосовании из-за плохой подготовки выборов, саботажа контрреволюционеров и фактически начавшейся Гражд. войны участвовало около половины избирателей, из них 23,9% голосовали за большевиков, 40% за эсеров, 2,3% за меньшевиков, 4,7% за кадетов, остальные - за др. мелкобурж. и бурж. партии и группы. Итоги выборов не отражали реального соотношения политич. сил в стране, т. к. рабочий класс и партия большевиков воздействовали на непролетарские массы "...несравненно больше во внепарламентской борьбе, чем в борьбе парламентской" (там же, т. 34, с. 219). Но и формальные итоги выборов свидетельствовали о закономерности победы Окт. революции. Большевики добились успеха на выборах в Петрограде (45% всех голосов), Москве (48% ), на Сев. (56,% ) и Зап. (67% ) фронтах, на Балт. флоте (58,2% ), в 20 округах Северо-Западных и Центральнопром. р-нов (53,1%). За большевиками шло большинство пролетариата и почти половина солдат.

Контрреволюция вела борьбу против Сов. власти под лозунгом "Вся власть Учредительному собранию!". Она создала "Союз защиты Учредительного собрания". 5(18) янв. открылось заседание У. с. Из 715 депутатов присутствовало ок. 410. Преобладали эсеры-центристы во главе с В. М. Черновым. Большевистских депутатов было ок. 120. Контрреволюц. большинство У. с. отказалось обсуждать предложенную от имени ВЦИК Я. М. Свердловым Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа, не признало декреты Сов. власти, принятые на Втором Всероссийском съезде Советов рабочих и солдатских депутатов. Большевистская фракция покинула заседание. Затем ушли левые эсеры и представители нек-рых др. партий. Заседание У. с. было закрыто в 5-м часу утра 6(19) янв. по требованию караула. В ночь с 6(19) на 7(20) янв. ВЦИК по докладу Ленина принял декрет о роспуске У. с., одобренный нар. массами и делегатами Третьего Всероссийского съезда Советов.

Источи.: Всероссийское Учредительное собрание (1917 г. в документах и материалах), М.-Л., 1930.

Лит.: Ленин В. И., Тезисы об Учредительном собрании, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 35; его же, Выборы в Учредительное собрание и диктатура пролетариата, там же, т. 40; Рубинштейн Н. Л., К истории Учредительного собрания, М. - Л., 1931; История КПСС, т. 3, кн. 1, 1967, с. 488-99; Знаменский О. Н., В. И. Ленин об Учредительном собрании, в сб.: В. И. Ленин в Октябре и в первые годы Советской власти, Л., 1970. О. Н. Знаменский.

УЧРЕДИТЕЛЬСКАЯ ПРИБЫЛЬ, прибыль, присваиваемая учредителями капиталистич. акционерных обществ в виде разницы между суммой от продажи выпущенных акций (при основании акц. об-ва или дополнит. выпуска при его расширении) и капиталом, действительно вложенным ими в акц. предприятие. Возможность получения У. п. связана с тем, что курсовая стоимость акции на рынке обычно значительно превышает их номинальную, т. е. размеры реально вложенного капитала. У. п. присваивается учредителями акц. об-в при разводнении капитала - выпуске акций на сумму, существенно превышающую размеры действительно вложенного в предприятие капитала (даже если акции будут продаваться на ден. рынке по их номиналу). Источником У. п. выступает в первом случае прибавочная стоимость, созданная на данном предприятии, во втором - совокупная прибавочная стоимость, ранее созданная рабочим классом и воплощённая в накапливаемых ден. капиталах, к-рые переходят от рядовых акционеров предприятия к их учредителям при покупке у них акций. Присвоение У. п.- один из способов обогащения финансовой олигархии.

Г. А. Ковалёв, А. Н. Дергачёв.

УЧРЕДИТЕЛЬСТВО, см. Грюндерство.

УЧРЕЖДЕНИЕ, организация, образуемая для осуществления определённого рода деятельности. В СССР имеются У. гос. и общественные. Действуют на основании устава или положения и, как правило, пользуются правами юридич. лица. Гос. У. являются, напр., министерства, а также орг-ции, выполняющие функции, не связанные с материальным производством (школа, больница, театр, библиотека и т. п.).

УЧРЕЖДЕНИЕ О ГУБЕРНИЯХ 1775, "Учреждения для управления губерний Всероссийския импери и", указ от 7(18).11. 1775 о реформе местного управления в России, в ходе к-рой проводилась частичная децентрализация управления и отделение суда от исполнит. органов. Создавались губернии (с нас. 300-400 тыс. чел. каждая) и уезды (20-30 тыс. чел.). Адм.-полицейская власть в уезде принадлежала нижнему земскому суду под председательством исправника, в городах - городничему, в губерниях - губ. правлению, состоявшему из губернатора и двух советников. 2-3 губернии объединялись под властью ген.-губернаторов или наместников. Органы суда имели трёхстепенную организацию. Две нижние ступени строились по сословно-выборному принципу отдельно для дворян, горожан и крестьян. Суды третьей инстанции (палаты уголовных и гражд. дел) были коронными и всесословными. При судах создавались дворянские опеки, при городовых магистратах - городовые сиротские суды. Приказы обществ. призрения в губерниях ведали школами, больницами и пр. Финанс. управление осуществлялось уездными казначеями и казёнными палатами. Поводом к реформе послужил развал местного управления в районах Крест. войны 1773-75. При подготовке закона Екатериной II и её сподвижниками (Я. Е. Сиверсом, Г.-Р. фон Ульрихом и др.) были учтены требования дворянства, высказанные в проектах и наказах депутатам ч Комиссии об уложении" 1767. Реформа укрепила позиции самодержавия на местах и крепостнич. отношения в стране.

Лит.: Готье Ю. В., История областного управления России от Петра I до Екатерины II, т. 2, М., 1941; Павлова-Сильванская М. П., Социальная сущность областной реформы Екатерины II, в сб.: Абсолютизм в России, М., 1964.

М. П. Павлова-Сильванская.

"УЧРЕЖДЕНИЕ ОБ ИМПЕРАТОРСКОЙ ФАМИЛИИ" в России (5 апр. 1797 и 2 июля 1886), законодат. акты о правах и обязанностях лиц имп. фамилии. Определяли состав имп. фамилии и иерархич. старшинство её членов, устанавливали гербы, титулы, размеры содержания, включали пункты о браке, наследстве и др. Для заведования землями и крестьянами, принадлежавшими имп. фамилии, было создано спец. ведомство - Департамент уделов. По Учреждению 1797 в состав царской фамилии включались дети, братья, внуки, правнуки и праправнуки императора с титулами великих князей (княжон), имп. высочеств. Наследник престола, кроме того, получал титул цесаревича. В нач. 19 в. состав имп. фамилии ограничивался детьми Павла I (9). В связи с увеличением числа лиц имп. фамилии (к 1885 было 24 вел. князя) по Учреждению 1886 правнуки императора, их старшие сыновья и их потомки по муж. линии с соответствующими изменениями в содержании получали титулы: высочеств, князей (княжон) крови императорской, младшие дети правнуков и их потомки по муж. линии - титулы: светлости, князей (княжон) крови императорской.

УЧТУРФАН, Няоши, город на С.-З. Китая, в Сяньцзян-Уйгурском авт. р-не. Центр земледельческого оазиса в долине р. Тушкандарья (Тошиганьхэ). Кустарные предприятия по переработке с.-х. сырья. В районе кам.-yr. шахты, вольфрамовый рудник.

УЧУМ, бальнеогрязевой курорт в Ужур-ском р-не Красноярского края РСФСР. Расположен в 10 км от разъезда Учум-Ачинск и в 380 км к Ю.-З. от Красноярска, на берегу оз. Учум. Лето умеренно тёплое (ср. темп-pa июля 17 °С), зима холодная (ср. темп-pa янв. -20 °С); осадков 350 мм в год. Леч. средства: иловая грязь и рапа оз. Учум, минеральные источники, сульфатно-гидрокарбонатно-натриевые магниево-кальциевые воды к-рых используют для питья. Лечение заболеваний органов движения и опоры, гинекологических, периферич. нервной системы, сопутствующих болезней органов пищеварения. Санаторий, водогря-зелечебница.

УЧУР, река в Хабаровском крае и Якут. АССР, прав. приток р. Алдан (басс. Лены). Дл. 812 км, пл. басс. 113 тыс. км2. Берёт начало в вост. оконечности Станового хр., течёт по вост. окраине Алданского нагорья. Питание преим. дождевое. Половодье с мая по сентябрь. Ср. расход воды 1345 м3/сек; наибольший (в 154 км от устья) 21 600 м3/сек, наименьший 40 м3/сек. Замерзает в ниж. течении в ноябре, вскрывается в мае; на участках выхода термальных вод всю зиму полыньи. Осн. притоки слева: Уян, Тыркан, Гонам, Гыным.

УЧЧЕЛЛО (Uccello) (собств. ди Доно, di Dono) Паоло (1397, Флоренция, -10. 12.1475, там же), итальянский живописец. Представитель флорентинской школы кватроченто. Испытал влияние Донателло, Ф. Брунеллески, Мазаччо и Л. Гиберти (в мастерской к-poro обучался в 1407-14). Помимо Флоренции, работал в Венеции (1425-30), Падуе (ок. 1447) и Урбино (1465-68). Приверженность к готич. формам причудливо сочеталась в творчестве У. со страстным увлечением проблемами нового, реалистич. иск-ва. Стремясь к органич. соединению художеств. образов с науч. данными, У. изучал растения, зверей, птиц, строил пространство по законам матем. перспективы. Среди произв. У.- героич. портреты современников [кондотьера Дж. Аку-то (фреска в соборе во Флоренции, 1436)], 3 динамич., звучные по цвету картины с эпизодами битвы при Сан-Романо, находящиеся у истоков батального жанра в европ. иск-ве нового времени (сер. 1450-х гг., Нац. гал., Лондон, и др. собр., илл. см. т. 3, вклейка к стр. 41), сказочно-поэтич. "Охота" (кон. 1460-х гг., Музей Ашмола, Оксфорд).

Илл. см. также на вклейках - к стр. 49 и табл. VI (стр. 128-129).

Лит.: Sindоna E., Paolo Uccello, Mil., [1957].

У ЧЭН-ЭНЬ (1500, пров. Цзянсу, -1582), китайский писатель. На основе фольклорного сказания о путешествии монаха Сюань-Цзана и его чудесных помощников в Индию создал сатирико-фантастич. роман "Путешествие на Запад" (опубл. 1592, рус. пер. т. 1-4, 1959). У Ч.-э. порицал "неправедных правителей", лихоимство чиновников, отстаивал буддийскую концепцию равенства людей. Фан-тастич. ситуации романа имеют прямые аналогии в реальной действительности и маскируют обличит. смысл книги. Роман проникнут идеями буддизма, однако образ "праведника" Сюань-Цзана сух и статичен. Написанные ярче образы царя обезьян, волшебника Сунь У-куна и благочестивого борова Чжу Ба-цзе (носителя комического начала) были знакомы каждому китайцу. Сюжеты романа использовались в традиц. театре, нар. лубке, песенно-повествова