БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ХРАМОВАЯ МУЗЫКА, культовая музыка.
ЦИНКА СУЛЬФИД, сернистый цинк, ZnS, белый порошок.
ЧЕРСКОГО ХРЕБЕТ, цепи Черского, горная система на С.-В. СССР.
ЧУВАШСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени И. H. Ульянова.
ТАМОЖНЯ (от тамга), гос. учреждение, контролирующее провоз грузов.
ШТЕТТИНСКИЙ МИР 1570, между Швецией и Данией.
ЭКСПОНОМЕТРИЯ, раздел фотографии, в к-ром определяют условия экспонирования.
ЭССЕ (франц. essai - попытка, проба, очерк, от лат. exagium - взвешивание), прозаич. сочинение.
ТЕАТР ТЕНЕЙ, вид театр, зрелища.
ЕККЕ, текийе, завие (тур. tekke, zaviye), обитель мусульм. дервишей в Турции.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

2197031823552198549321ографич. и топографии, карты СССР и зарубежных гос-в. Издана серия карт по истории отд. государств.

Для выполнения практич. работ по географии и истории выпускаются поклассные комплекты контурных карт.

Лит.: Баранский Н. Н., Очерки по школьной методике экономической географии, 2 изд., М., 1954; Башлавина Г. Н., Особенности составления стенных общегеографических школьных карт, М., 1954; Самойлов И. И., Учебно-наглядные пособия по географии, М., 1975; Никишов М. И., Проектирование и редактирование учебных экономических карт, М., 1976.

Е. Н. Мышецкая.

УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ, в совр. пед. классификации средства обучения, предназначенные для расширения, углубления и лучшего усвоения знаний, предусмотренных учебными программами и изложенных в учебниках. К У. п. относят книги для чтения, хрестоматии, справочники, словари, адаптированные печатные тексты по иностр. языкам, сб-ки задач и упражнений, методич. руководства для самостоят. практич. занятий, тетради на печатной основе и др. (см. Учебная литература).

В широком смысле под У. п. понимают все материальные средства обучения, включая натуральные объекты, приборы, таблицы, карты, диа- и кинофильмы, звукозапись и др., используемые в уч. процессе (см. Учебное оборудование).

УЧЕБНЫЕ СБОРЫ ВОЕННООБЯЗАННЫХ, проводятся в Вооруж. Силах СССР на основе Закона о всеобщей воинской обязанности с целью повышения

воен. подготовки военнообязанных. На У. с. в. периодически призываются лица, состоящие в запасе Вооруж. Сил СССР,- солдаты, матросы, сержанты, старшины, офицеры, генералы, адмиралы. Продолжительность У. с. в. для различных категорий запаса, групп и специальностей офицеров, генералов и адмиралов определяется Мин-вом обороны СССР, исходя из сроков, установленных Законом о всеобщей воинской обязанности.

УЧЕБНЫЙ ГОД, период времени от начала занятий в уч. заведениях до основных каникул. Впервые У. г. стал устанавливаться в школах Зап. Европы и Украины в кон. 16 - нач. 17 вв. по мере введения классно-урочной системы обучения. До кон. 16 в. дети поступали в школы в разное время, занятия велись круглый год, без каникул.

УЧЕБНЫЙ ОКРУГ, учебно-адм. подразделение территории дореволюц. России, охватывавшее неск. губерний. Учреждены в 1803, когда было установлено 6 У. о. во главе с университетами. В 1835 переданы в ведение Мин-ва нар. просвещения. В нач. 20 в. на терр. России было 12 округов: Московский (11 губерний), Варшавский (10), Петербургский, Кавказский (по 7), Виленский, Казанский (по 6), Киевский, Харьковский (по 5), Одесский (4), Оренбургский, Рижский (по 3), Западно-Сибирский (2). Уч. заведения Иркутской, Енисейской губерний и Якутской обл. находились в ведении Гл. управления гражд. уч. заведений Иркутского генерал-губернаторства; Туркестанского края - Управления по уч. части при туркестанском генерал-губернаторе. У. о. управлялся попечителем; при попечителях состояли попечительские советы и окружные инспекторы, губернские дирекции народных училищ, губернские и уездные училищные советы. В функции попечителей У. о. входил контроль за деятельностью уч. заведений Мин-ва нар. просвещения.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН, документ, определяющий состав уч. дисциплин, изучаемых в данном уч. заведении, их распределение по годам в течение всего срока обучения. У. п., как правило, включает 3 части: график уч. процесса - периоды теоретич. занятий, уч. и производственной практики, экзаменационных (или лабораторно-экзаменационных) сессий, дипломной работы (или дипломного проектирования), каникул и их чередования в течение всего срока обучения; сводные данные по бюджету времени - общая продолжительность каждого периода уч. процесса по годам и за весь срок обучения; план уч. процесса - перечень обязательных, альтернативных и факультативных дисциплин с указанием объёма каждой из них в академич. часах и распределения этих часов по неделям, семестрам, уч. годам, сроки сдачи экзаменов, зачётов и курсовых работ (проектов) и количество часов, отводимых на лекции, семинары, лабораторные работы и упражнения по каждому предмету (в 3-й части У. п. могут быть указаны специализации с соответствующими перечнями изучаемых дисциплин).

В СССР и др. социалистич. странах У. п., как правило, единые для уч. заведений одного типа. Разрешается иметь индивидуальные У. п. только крупным вузам (напр., Московскому, Ленинградскому, Новосибирскому, Киевскому и ряду др. ун-тов, МВТУ им. Н. Э. Баумана), где сложились общепризнанные науч.-пед. школы. Преемственность У. п. общеобразоват., средних специальных и высших школ гарантирует единый объём знаний и равные возможности выпускникам продолжать образование в школе след, ступени. У. п. сов. школы строятся так, чтобы обеспечить коммунистич. воспитание и всестороннее развитие уч-ся, подготовить их к жизни, к труду, развить потребность к продолжению образования в течение всей трудовой деятельности. В У. п. предусматривается необходимое соотношение гуманитарных и естественнонауч. дисциплин, соединение теоретич. обучения с практикой. Последовательность изучения предметов, предусматриваемая У. п., направлена на установление между ними объективно существующих связей и зависимостей. Количество времени, выделяемого на изучение отд. предметов, определяется их значением в системе образования данного уровня, воспитательно-образоват. задачами, объёмом курса, соотношением в нём теоретич. материала и практич. работ; учитываются также объём и характер необходимых умений и навыков. Содержание образования, определяемое У. п., конкретизируется в учебных программах, учебниках, учебных пособиях.

В ряде капиталистич. стран общеобразоват. школа не имеет единых У. п. Отсутствие преемственности в У. п. на различных ступенях обучения, больший объём знаний, даваемых в привилегиров. уч. заведениях (напр., в Великобритании, ФРГ), открывают широкий доступ к высшему образованию лишь детям имущих классов. В США даже в элементарной (обязательной для всех) школе нет единых У. п.- каждый штат разрабатывает их самостоятельно. д. И. Богомолов.

УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС, система организации учебно-воспитат. деятельности, в основе к-рой - органич. единство и взаимосвязь преподавания и учения; направлен на достижение целей обучения и воспитания. Определяется учебными планами, учебными программами, а также планами воспитат. работы соответствующих уч. заведений, включает все виды обязат. уч. занятий (уроки, лекции, семинары, лабораторные занятия, уч. и производственную практику) и внеклассной (внеаудиторной) работы учащихся.

У. п. в ср. общеобразоват. школах, проф.-технич., ср. специальных и высших уч. заведениях имеет специфич. особенности и организуется применительно к их типу и профилю, к форме обучения - дневной, вечерней, заочной и комбинированной (дневной - вечерней), а также к системе обучения - классно-урочной, курсовой, предметно-курсовой и предметной, к-рая устанавливается в зависимости от типа уч. заведения и формы обучения. Напр., в общеобразоват. школе, проф.-технич. уч-щах и ср. специальных уч. заведениях (на дневных и вечерних отделениях) - классно-урочная система, в вузах - курсовая (на заочных отделениях - предметно-курсовая), в ин-тах (ф-тах) повышения квалификации специалистов - курсовая и предметная (см. отд. статьи, напр. Классно-урочная система обучения). См. также статьи Средняя общеобразовательная школа, Профессионально-техническое образование. Среднее специальное образование, Высшее образование. Вечернее образование, Заочное образование и лит.. при них.

УЧЕБНЫЙ ЧАС, 1) отрезок времени продолжительностью 45-50 мин для занятий в уч. заведениях. 2) Мера объёма материала, намечаемого к изучению в течение У. ч. Уч. планы и программы уч. заведений исчисляются в У. ч. Планирование уч. материала, учёт пройденного по плану, а также учёт работы нек-рых категорий преподавателей проводятся в У. ч.

УЧЕНИЕ, 1) деятельность человека, заключающаяся в усвоении знаний и овладении умениями и навыками, одна из сторон процесса обучения. 2) Совокупность теоретич. положений о к.-л. области явлений действительности; система воззрений учёного, мыслителя.

УЧЕНИЯ ВОЕННЫЕ, одна из осн. форм подготовки войск (сил флота), командиров и штабов соединений и частей различных видов вооруж. сил, родов войск, а также органов тыла и специальных войск к ведению военных действий. У. в. имеют целью решение различных задач на местности в условиях, наиболее приближённых к боевой обстановке. По масштабу У. в. бывают стратегическими, оперативными и тактическими; по форме проведения - войсковыми (авиационными, морскими), командными, командно-штабными, штабными, тыловыми, специальными, опытными и др. По числу участвующих в У. в. командных инстанций они могут быть одностепенными, двухстепенными или многостепенными, по числу сторон - двусторонними или односторонними. В войсковых стра-тегич. и оперативных У. в. могут участвовать соединения различных войск (сил флота) одного или неск. гос-в. К крупным У. в., проведённым в 1970-х гг. в Вооруж. Силах СССР, относятся учения под кодовыми назв. "Днепр" (1967), "Двина" (1970), "Океан" (1970); в войсках Объединённых Вооруж. Сил стран Варшавского договора - "Влтава" (1960), "Октябрьский штурм" (1965), "Братство по оружию" (1970). В объединённых вооруж. силах НАТО систематически (через 1-2 года) проводятся крупные У. в. типа "Уинтер", "Экспр_есс", "Рефорджер" и др. См. также Манёвры.

"УЧЁНЫЕ ЗАПИСКИ", сборники науч. статей, выпускаемые университетами, уч. и н.-и. ин-тами обычно один раз в год. Авторами "У. з." являются преподаватели, аспиранты, науч. сотрудники. Состав выпуска "У. з." утверждается на кафедре, учёном совете.

УЧЁНЫЕ ЗВАНИЯ И СТЕПЕНИ, присваиваются специалистам с высшим образованием, определяют их науч. квалификацию, достижения в развитии науки, техники и культуры, в подготовке кадров высшей квалификации. В разных странах имеются особенности в аттестации науч. и научно-педагогич. работников, исторически сложившиеся терминология и номенклатура учёных званий (У. з.) и учёных степеней (У. с.). В С С С Р установлены: учёные степени - доктор наук, кандидат наук; учёные звания - профессор, доцент, старший науч. сотрудник, ассистент и младший науч. сотрудник. У. с. могут присуждаться лицам, к-рые имеют глубокие проф. знания и науч. достижения в определённой отрасли науки, широкий науч. и культурный кругозор, владеют марксистско-ленинской теорией, положительно проявили себя в научной, производств. и обществ. работе. У. з. профессора, доцента и старшего науч. сотрудника присваиваются, как правило, лицам, имеющим учёные степени и проявившим достаточную квалификацию в процессе выполнения пед. или н.-и. работы в вузе или н.-и. учреждении (научно-производств. объединении); У. з. ассистента и младшего науч. сотрудника присваиваются лицам, имеющим высшее образование. Порядок присуждения У. с. и присвоения У. з. регламентируется "Положением о порядке присуждения учёных степеней и присвоения учёных званий" (1975). В других социалистич. странах системы аттестации науч. работников и перечень У. с. несколько отличаются от принятых в СССР. Напр., в Венгрии первая У. с.- доктор ун-та (присваивается выпускникам ун-та, сдавшим 2-3 спец. экзамена и защитившим диссертацию в комиссии ун-та), вторая - кандидат наук, третья - доктор наук (присуждается академией наук). Доктор ун-та может занимать должности ассистента и адъюнкта, кандидат наук - доцента и заведующего кафедрой (утверждение в должности профессора и заведующего кафедрой осуществляется пост. Совета Министров). В ГДР две У. с.- доктор соответствующей отрасли науки (степень, эквивалентная кандидату наук в СССР) и доктор-хабиль (в СССР - доктор наук). Наличие У. с. доктора наук (или большого опыта работы) позволяет занять в вузе должность ассистента, старшего ассистента, степень доктор-хабиль - должности доцента и профессора. В Польше приняты У. с. доктора (эквивалентная кандидату наук в СССР) и доцента по соответствующей отрасли науки или науч. дисциплине и научно-пед. должности в вузах - ассистент, старший ассистент, адъюнкт, доцент, профессор (экстраординарный и ординарный). Науч. работников в должности профессора утверждает Гос. совет (с этого момента они считаются имеющими звание профессора). В капиталистич. странах осн. системами аттестации науч. кадров являются англо-американская и французская. Однако они не унифицированы, и, как правило, в каждом высшем уч. заведении применяется своя система присуждения У. с. В США У. с. наз. академич. степенями. Лица, окончившие англ. и амер. ун-ты и др. высшие уч. заведения, получают У. с. бакалавра наук (или иск-в), к-рая присваивается после сдачи спец. экзаменов, а иногда и защиты небольшой по объёму реферативной диссертации. Диплом бакалавра, как правило, эквивалентен диплому о высшем образовании, выдаваемому выпускникам сов. вузов с 4-летним сроком обучения, сдавшим гос. экзамены. Вторая У. с. в англо-амер. системе - магистр наук (или иск-в). Для получения этой степени надо иметь У. с. бакалавра и пройти дополнит. курс обучения в течение 1-2 лет; в нек-рых ун-тах, кроме того, требуется защитить и диссертацию. Науч. квалификация магистра примерно та же, что и выпускников сов. вузов с 5-летним сроком обучения, защитивших дипломную работу или дипломный проект в гос. экзаменационной комиссии. Следующая У. с.- доктор философии и в нек-рых университетах - доктор наук (математич., физич. и др.). Право присуждения степени доктора философии (эквивалентна степени кандидата наук в СССР) имеют все ун-ты. Во Франции академич. степень бакалавра свидетельствует об успешном окончании ср. школы. Первой У. с. следует считать степень лиценциата (математики, физики, химии и др.), для получения к-рой надо сдать в течение 2-3-го, а иногда и 4-го года обучения в высшей школе 3-4 экзамена и выполнить курсовую работу, или доктора-инженера. Степень лиценциата даёт право работать учителем в ср. школе 1-й ступени. У. с. агреже или доктора 3-го цикла присваиваются по окончании ун-та, сдачи дополнит, экзаменов и защиты диссертации. Степень агреже даёт право быть преподавателем лицея, а степень доктора (напр., доктора-инженера) - занять достаточно высокую должность в пром-сти или к.-л. учреждении. У. с. гос. доктора эквивалентна степени кандидата наук в СССР.

У. з. профессора в капиталистич. странах, как правило, присваивается лицам, занимающим должности профессора - заведующего кафедрой (должность профессора кафедры учреждается в высшей школе в порядке исключения, в ряде стран для замещения её не обязательно иметь высшую учёную, или академическую, степень).

Во мн. странах оканчивающим высшую школу с 4-6-летним сроком обучения без защиты дипломных работ присваивается степень бакалавра наук или иск-в с отличием и без отличия (Бирма, Индия, Иран и др.), в Иране по окончании ун-та - степень лисансье. В Тунисе степень лиценциата присуждается по окончании подготовительного (один год) и т. н. 2-го цикла ун-та; в Мексике - по окончании гуманитарного ф-та, вторая У. с.- магистра, как правило, после дополнит. подготовки в течение 1,5 лет на базе высшего образования, сдачи экзаменов и выполнения диссертации. Степень доктора философии имеется во мн. странах (напр., в Австрии, Аргентине, Дании, Индии, Иране, Канаде, Мексике, Турции и др.).

Эквивалентность дипломов об образовании или науч. квалификации определяется спец. межправительственными конвенциями. В 1967 в Вене и в 1973 в Бухаресте на конференциях министров образования европ. стран - членов ЮНЕСКО было принято решение продолжить работу по вопросам сравнения и определения равноценности дипломов об образовании и науч.. квалификации специалистов в разных странах.

В СССР и др. странах существуют почётные У. з. и с.- почётный доктор определённой отрасли науки (знания), почётный профессор того или иного высшего уч. заведения, к-рые присваиваются, как правило, иностр. учёным за выдающиеся достижения в науке, технике и культуре. Б. С. Розов,

УЧЁНЫЙ СОВЕТ, традиционное название Совета по присуждению учёных степеней и присвоению учёных званий в сов. вузах и н.-и. учреждениях (см. в ст. Совет вуза и научного учреждения).

УЧЁТ БУХГАЛТЕРСКИЙ, см. Бухгалтерск ий учёт.

УЧЁТ ВЕКСЕЛЕЙ, дисконт, в капиталистич. странах кредитная операция, заключающаяся в покупке банком векселей до наступления срока платежа по ним (см. Кредит вексельный). Банк взимает за авансирование денег предъявителю векселя плату в виде учётного процента, уменьшая соответственно выплачиваемую сумму. По истечении срока действия векселя его номинальная сумма взимается банком с лица, выдавшего вексель. У. в. расширяет границы коммерч. кредита и ускоряет кругооборот капитала. В то же время У. в. коммерческих, и особенно финансовых, способствует развитию спекуляции, усилению анархии и назреванию экономич. кризисов.

В эпоху общего кризиса капитализма в активах банков возрастает удельный вес долгосрочных ссуд и инвестиций в различного рода ценные бумаги и уменьшается удельный вес У. в. Вместе с тем происходит изменение в его структуре за счёт повышения доли учёта казначейских векселей, к-рые используются для финансирования гос. расходов на военные цели, покрытие бюджетных дефицитов

УЧЁТ ГОТОВОЙ ПРОДУКЦИИ, учёт движения готовой продукции на заводских складах, её выпуска, отгрузки и реализации. У. г. п. в СССР служит для контроля за выполнением договорных обязательств предприятия перед потребителями продукции, за своевременностью расчётов с покупателями, соблюдением норм запасов готовой продукции и сметы расходов по сбыту. Готовой считается продукция, соответствующая утверждённым стандартам или технич. условиям и принятая отделом технич. контроля. В текущем учёте в бухгалтерии она отражается по оптовым ценам или по плановой себестоимости с обособленным учётом разницы между этими ценами и фак-тич. себестоимостью. В балансе её остатки показываются по фактич. себестоимости. Готовая продукция, поступающая на склад, оформляется приёмо-сдаточны-ми накладными. При этом дебетуется счёт Готовой продукции и кредитуется счёт Основного производства(в течение месяца по учётным ценам, а по окончании при составлении калькуляции они доводятся по расчёту до фактич. себестоимости). На складах готовая продукция учитывается материально ответственными лицами только по количеству на карточках сортового учёта.

На основании договоров оформляются документы на отгрузку (приказ на отпуск, счета-фактуры и др.). Моментом реализации считается поступление денег от покупателя на расчётный счёт. До оплаты же отгруженная продукция относится на счёт Товаров отгруженных. Различают товары, отгруженные в пределах сроков оплаты, не оплаченные в срок и на ответственном хранении у покупателя. При поступлении платежа дебетуется счёт Расчётного счёта и кредитуется счёт Реализации по отпускным ценам (сумма выручки). На счёте Реализации отражается производственная себестоимость реализованной продукции (с кредита счёта Готовой продукции), внепро-изводственные расходы (расходы по сбыту со счёта Внепроизводственных расходов). Здесь же учитывается налог с оборота (с кредита счёта Расчётов с бюджетом). Т. о., дебетовый оборот счёта Реализации отражает полную себестоимость реализованной продукции и налог с оборота (если предприятие - его плательщик), а кредитовый - отпускную стоимость той же продукции. Разность между этими оборотами даёт финанс. результат - прибыль или убыток, к-рый по окончании месяца списывается на счёт Прибылей и убытков (прибыль - на кредит, убыток - на дебет). С помощью счёта Реализации контролируется выполнение плана по важнейшему показателю хоз. деятельности - объёму реализованной продукции. А. Н. Кашаев.

УЧЁТ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ, один из разделов бухгалтерского учёта на социалистич. предприятиях, в учреждениях и орг-циях. Осн. задачи У. д. с. в СССР-обеспечение их сохранности, а также контроль за соблюдением кассовой и финанс. дисциплины. Последний означает, во-первых, контроль за наличием и движением ден. средств в кассе, на расчётном (текущем) и др. счетах в Госбанке СССР; во-вторых, соблюдение установленных правил использования ден. средств по назначению в соответствии с выделенными лимитами, сметами, фондами; в-третьих, своеврем. отражение в учётных регистрах и на счетах всех операций, связанных с движением ден. средств.

В процессе материально-технич. снабжения, произ-ва продукции и её реализации возникают различные ден. расчёты. Для их проведения и хранения ден. средств социалистич. предприятия (объединения), учреждения и орг-ции открывают расчётные (текущие) и др. счета в учреждениях Госбанка и лишь небольшие суммы наличных денег для текущих расходов (в пределах установленного лимита) хранят в своей кассе. В эту кассу с расчётного и др. счетов предприятия, учреждения и орг-ции получают по чекам наличные деньги для выдачи заработной платы рабочим и служащим и на хоз. расходы. Ден. средства приходуются по дебету счёта Касса, а по кредиту этого счёта отражается их расход: на выдачу заработной платы по расчётно-платёжным ведомостям, расходным кассовым ордерам и др. первичным документам.

Операции по безналичным расчётам учитываются на синтетич. счетах Госбанка: Расчётный счёт, Прочие счета в банках и Прочие денежные средства. Ежедневно учреждения Госбанка выдают своим контрагентам выписки по указанным счетам, в к-рых указывают обороты по дебету (приход) и по кредиту (расход) за день и сальдо (остаток) на начало и конец операционного дня.

Г. А. Ковалёв, А. Н. Дергачёв.

УЧЁТ ЗАТРАТ НА ПРОИЗВОДСТВО, ведётся на основе группировки затрат, входящих в себестоимость продукции, по калькуляционным статьям (см. Калькуляция). Обеспечивает полное и своевременное выявление всех затрат на произ-во; контроль за выполнением заданий по снижению себестоимости, за соблюдением норм расхода сырья, материалов, топлива, энергии и т. д.; выявление резервов снижения себестоимости продукции и работ; содействует проведению режима экономии и укреплению хозрасчёта на социалистич. предприятиях. В СССР производств. затраты отражаются на счетах Основного производства и Вспомогательных производств. В анали-тич. учёте эти счета в свою очередь подразделяются по цехам, стадиям обработки, заказам и т. д. Затраты на произ-во подразделяются на прямые и косвенные. Прямые затраты относятся непосредственно на себестоимость изделий и учитываются по дебету счёта Основного производства (с кредита счетов Сырья и материалов, Расчётов с рабочими и служащими и др.). Косвенные расходы включаются в себестоимость путём условного распределения и сначала отражаются на дебете собирательно-распределит. счетов Расходов по содержанию оборудования, Общецеховых и Общезаводских расходов (амортизация, текущий ремонт оборудования и т. п.; содержание цехового персонала, зданий цехов, потери от простоев, охрана труда и др.; содержание аппарата управления предприятия, общезаводских складов и их персонала и т. д.). По окончании месяца эти расходы включаются в себестоимость. По изделиям косвенные расходы распределяются пропорционально заработной плате производств. рабочих, затратам на обработку, времени работы оборудования, весу сырья, сметным ставкам и т. д. По кредиту счёта Основного производства отражается выпуск готовой продукции по фактич. себестоимости. Дебетовое сальдо счёта Основного производства показывает незавершённое произ-во, к-рое определяется периодически путём инвентаризации материалов в цехах (на рабочих местах). Потери от брака учитываются на