БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ХРАМОВАЯ МУЗЫКА, культовая музыка.
ЦИНКА СУЛЬФИД, сернистый цинк, ZnS, белый порошок.
ЧЕРСКОГО ХРЕБЕТ, цепи Черского, горная система на С.-В. СССР.
ЧУВАШСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени И. H. Ульянова.
ТАМОЖНЯ (от тамга), гос. учреждение, контролирующее провоз грузов.
ШТЕТТИНСКИЙ МИР 1570, между Швецией и Данией.
ЭКСПОНОМЕТРИЯ, раздел фотографии, в к-ром определяют условия экспонирования.
ЭССЕ (франц. essai - попытка, проба, очерк, от лат. exagium - взвешивание), прозаич. сочинение.
ТЕАТР ТЕНЕЙ, вид театр, зрелища.
ЕККЕ, текийе, завие (тур. tekke, zaviye), обитель мусульм. дервишей в Турции.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

2197031823552198549321различных н.-и. пед. учреждениях.

В капиталистич. странах, как правило, подготовка и выпуск У. децентрализованы, по одному и тому же уч. предмету выпускаются неск. параллельных конкурирующих У., что объясняется отсутствием единых школьных уч. программ и др. причинами.

Лит.: Ленин В. И., О воспитании и образовании. [Сб. ст.], 3 изд., М., 1973; Крупская Н. К., Пед. соч. в 10 тт., т. 3, М., 1959, т. 10, М., 1962; Народное образование в СССР. Сб. докумеЕ1Тов. 1917-1973, М., 1974; Проблемы школьного учебника [Сб. ст.], в. 1-4, М., 1974-76; Preparing textbook manuscripts. A guide for authors in developing countries, [P.], UNESCO, 1970.

И. М. Терехов.

УЧЕБНОЕ КИНО, один из видов научного кино, использующийся в качествевспомогат. средства в уч. процессе. Применяется, как правило, в тех случаях, когда уч. материал недоступен для восприятия в обычных условиях занятий. С помощью кинематографа можно замедлить быстрые процессы и благодаря этому сделать их видимыми, проникнуть внутрь явлений, скрытых от глаз, увеличить мельчайший предмет, перенести зрителя в др. страны, сделать зримыми обобщения и абстракции посредством движущегося рисунка (мультипликации). Уч. фильмы классифицируются в зависимости от предмета уч. дисциплины и её частной методики, возраста учащихся, степени науч. подготовленности (если это взрослый зритель) и ди-дактич. назначения. В связи с последним различают: фильмы, выполняющие функцию коротких киносправок; целостные фильмы, задача к-рых объяснить тот или иной вопрос учебной программы; фильмы, помогающие усвоить производств. навыки (для демонстрации на спец. тренировочных стендах); инструктивные фильмы, разъясняющие смысл и значение производств. правил; вводные, или вступительные,- для ознакомления с осн. проблемами уч. дисциплины, её целями и задачами; заключительные (по всей дисциплине или её разделу), - применяющиеся для повторения пройденного материала и касающиеся гл. обр. наиболее трудных для усвоения вопросов. Цикл уч. фильмов (кинокурс) применяется для освещения всех основных вопросов учебной дисциплины. Каждый вид кинопособия отвечает задачам наиболее полного изложения темы при минимальной затрате учебного времени. Уч. фильмы отличаются жанровым разнообразием, к-рое определяется гл. обр. методом ки-нематографич. решения. Деятели сов. У. к. при создании кинолент руководствуются коммунистич. идейной направленностью, стремятся к науч. точности фильма, соответствию его совр. уровню науки, а также требованиям уч. программы.

У. к. стало развиваться сразу после изобретения кинематографа бр. Л. и О. Люмьер (1895). В 1898 во Франции снят первый уч. фильм. Начальный этап становления У. к. характеризовался случайностью тематики и науч. поиска. В 1908 произ-во уч. фильмов началось в США, где Т. А. Эдисон снял киноленты "Домик мухи" и "Лягушка". Новый этап в истории У. к. связан с созданием кинопроекционного аппарата для узкоплёночного кино; в 20-30-е гг. проводились экспериментальные исследования, организовывались специальные центры - Центр. бюро педагогич. картин (Великобритания), "Люче" (Италия) и др. В нач. 20-х гг. в Норвегии, Франции, Венгрии проводились исследования закономерностей восприятия и структуры фильмов; в Йельском ун-те (США) путём массового эксперимента (1922), давшего благоприятные результаты, изучалось воздействие цикла фильмов на знания учащихся. С кон. 40-х гг. уч. фильмы создаются по всем курсам средней и высшей школы, многотысячными тиражами производятся 8-мм киноленты для кассетного кино в США, ФРГ, Чехословакии, ГДР и др.

Первые сведения об У. к. в России относятся к 1897, в этом же году в Петербурге показывались уч. киноленты. С 1907 картины, снятые на рус. кинофабриках,- "Электрический телеграф", "Кровообращение", "Глаз" - демонстри ровались на экранах. В фильме "Инфузория" впервые использовалась микрокиносъёмка, в "Опытах с жидким воздухом" - натурная съёмка в науч. лаборатории. После Окт. революции 1917 сов. У. к. развивалось под влиянием идей Н. К. Крупской, А. В. Луначарского. В 30-е гг. было организовано массовое произ-во уч. картин, регулярно выходили сб. "Учебное кино" (1933-36), где публиковались статьи А. М. Гельмонта, М. М. Полонского, Ц. Киселёва, Б. X. Толля и др. о методике применения У. к. Ряд статей Н. И. Жинкина посвящён исследованиям восприятия уч. фильмов. В кон. 30-х гг. в Москве были созданы кинолаборатории "Школфильм" и "Вузфильм", освоившие выпуск монтажных кинолент. С сер. 30-х гг. произ-во уч. фильмов осуществляется в Москве, Ленинграде, Свердловске и Киеве. Уч. кинокартины снимаются также на студиях документальных и научно-популярных фильмов союзных республик. В Мин-ве просвещения СССР создана сеть фильмотек (св. 1500), через к-рые школы получают кинокартины. С 1967 проводится Всесоюзный фестиваль уч. фильмов. Организуются семинары творч. работников и педагогов. В Академии пед. наук СССР и НИИ высшей школы работают научно-исследоват. лаборатории У. к. и телевидения.

Лит.: Корецкий К., Зарубежная учебная кинематография, в сб.; Учебное кино, в. 5, М., 1936; Учебный фильм. Сб. ст., М., 1961; Шахмаев Н. М., Дидактические проблемы применения технических средств обучения в средней школе, М., 1973; Wittiсh W., Sсhu11er C., Audio-visual materials, N. Y., 1957.

Б. А. Альтшулер, Л. П. Прессман.

УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ, материальные средства обучения, используемые в учебном процессе для формирования у учащихся знаний, умений и навыков, управления их познават. деятельностью, общего развития и воспитания.

Различают 3 осн. группы У. о.: натуральные объекты; изображения и отображения предметов и явлений действительности; описания предметов и явлений мира знаками, словами и фразами ес-теств. и искусств. языков.

В состав первой группы (натуральные объекты) входят: предметы и явления объективной действительности для непо-средств. изучения (минералы, горные породы, сырьё, полупродукты и продукты произ-ва, препараты растений и животных и т. д.); натуральные предметы и технич. средства для воспроизведения явлений и последующего демонстрац. и лабораторного изучения их (реактивы, приборы и пр.); материальные и технич. средства для трудовой, изобразит. и экскур-сионно-туристской деятельности учащихся (древесина, металл, пластмассы, стекло и т. п.; измерит., контрольные приборы, монтажные и отделочные инструменты; принадлежности и инструменты для черчения и рисования; машины, станки и технич. устройства; экскурсионное, туристское и экспедиц. оборудование).

Вторая группа У. о. (изображения и отображения предметов и явлений действительности) объединяет: объёмные пособия - макеты, модели, слепки, муляжи, глобусы и т. д.; плоскостные пособия - таблицы, картины, фотографии, карты, схемы, чертежи; аудиовизуальные средства - кинофильмы, кинофрагменты, кинокольцовки, диафильмы, диапозитивы, транспаранты, записи на грампластинках и магнитной ленте, радио-и телепередачи и др. Аудиовизуальные средства, кино, радио и телевидение позволяют знакомить учащихся с совр. достижениями науки, техники, производства и культуры, с явлениями, недоступными непосредств. наблюдению, переноситься в самые отдалённые времена и места земного шара, в космос, проникать в недра вещества (мультисъёмки), внутр. движения в мире волн, элементарных частиц, атомов, молекул, клеток живого вещества; наглядно предъявлять и теоретически разъяснять явления природы и обществ. жизни.

Третья группа (письменные описания) включает: научную, справочную, мето-дич. и др. лит-ру для учителя; учебники, сборники задач и упражнений, руководства для наблюдений, лабораторных и трудовых занятий, программированные и др. печатные материалы (см. Учебная литература).

Особую группу У. о. составляют технические средства обучения: информационные (используемые для передачи и восприятия информации, зафиксированной на киноплёнке, грампластинке и т. д.) - киноаппараты, магнитофоны, электропроигрыватели, телевизоры и др.; контролирующие - перфокарты, перфопластинки, различного типа автоматы и т. д.; обучающие - лингафонные устройства, обучающие машины, закрытые телевиз. установки, электронно-вычислительные машины (ЭВМ) и т. д.

К У. о. предъявляются разносторонние функционально-пед., эргономич., эсте-тич., экономич. требования, а также требования техники безопасности и гигиены.

Наибольшая эффективность использования У. о. достигается при кабинетной системе организации уч. занятий.

Теоретич. обоснованием и разработкой различных видов У. о., созданием научно обоснованного оптим. комплекса У. о. для ср. школы занимается НИИ школьного оборудования и технич. средств обучения АПН СССР (осн. в 1965 в Москве).

Лит.: Перечни типовых учебно-наглядных пособий и учебного оборудования для общеобразовательных школ, М.,19 77; Соловьева Е. Е., Экранные пособия на уроках биологии, М., 1971; Оборудование начальных классов, под ред. Н. П. Конобеевского, М., 1971; Технические средства обучения в средней школе, под ред. Л. П. Прессмана, М., 1972; Учебное оборудование по физике в средней школе, под ред. А. А. Покровского, М., 1973; Шахмаев Н. М., Дидактические проблемы применения технических средств обучения в средней школе, М., 1973; Грабецкий А. А., Назарова Т. С., Кабинет химии, М., 1974; Зельманова Л. М., Кабинет русского языка в средней школе, М., 1974; Прессман Л. П., Кабинет литературы в школе, М., 1975; Оборудование кабинета математики, М., 1975; Самойлов И. И., Учебно-наглядные пособия по географии, М., 1975; Использование средств звукозаписи в учебном процессе, М., 1975; Материалы международной научной конференции социалистических стран по проблемам школьного оборудования, М., 1975. См. также лит. при ст. Технические средства обучения.

С. Г. Шаповаленко.

УЧЕБНО - КОНСУЛЬТАЦИОННЫЙ ПУНКТ (УКП), структурное подразделение высших и средних уч. заведений, организуемое для оказания учебной и методич. помощи обучающимся на заочных или вечерних ф-тах (отделениях) по месту их работы и жительства. У.-к. п. создаются в городах и др. населённых пунктах, при крупных пром. предприятиях, совхозах, колхозах, стройках, учреждениях при наличии не менее 150- 200 студентов (уч-ся).

УЧЁБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫЙ САМОЛЁТ, самолёт, предназначающийся для обучения и тренировки лётного состава. У.-т. с. первоначального обучения двухместные; имеют небольшую нагрузку на 1 м2 площади крыла - 600-700 н/м2 (60-70 кгс/м2), хорошую устойчивость и низкую посадочную скорость (до 100 км/ч). К этому типу самолётов относятся, напр., Як-18У (СССР), "Злинтренер" (ЧССР). Для дальнейшего обучения предназначаются самолёты, имеющие повышенные лётные данные, напр. Як-52 (СССР) с поршневым двигателем, Як-30 (СССР), Т-37 (США) с турбореактивными двигателями. Эти самолёты являются переходными вариантами к гражд. и воен. самолётам, находящимся в эксплуатации. В аэроклубах и авиашколах в качестве У.-т. с. часто используют спортивные самолёты.

Лит.: Яковлев А. С., Советские самолеты, 2 изд., М., 1975.

УЧЕБНЫЕ ЗДАНИЯ, здания, предназначенные для различных педагогич. процессов, входящих в систему начального, среднего или высшего образования; часто включают в себя различные бытовые (в т. ч. жилые) помещения для учащихся.

Первые учебные заведения (жреческие школы, школы писцов и др.) в Др. Египте, Вавилоне, Ассирии находились, по-видимому, при храмах, т. к. образование было сосредоточено в руках жрецов. В основных древнегреческих У. з.- палестрах и гимнасиях главной частью и композиц. ядром был прямоугольный замкнутый перистильный двор (см. Перистиль), в к-рый выходило неск. помещений (напр., гимнасий в Милете, 2 в. до н. э.). С развитием образования в ср.-век. Европе и появлением колледжей строились спец. здания. Большинство колледжей (особенно крупных) по своему облику и планировке были близки монастырям: основные (большой уч. зал, капелла) и бытовые (трапезная, кухня, спальни) помещения были сгруппированы вокруг двора, окружённого крытыми галереями (напр., Модлин-колледж в Оксфорде, 1474-1504). Расположение осн. помещений вокруг внутр. двора с крытыми галереями было в Европе традиционным для крупных (прежде всего университетских) зданий вплоть до 17 в. С усложнением уч. процесса возросло количество аудиторий (напр., в Ягеллонском ун-те в Кракове, 15 в.; в Вильнюсском ун-те, 2-я пол. 16 в.), среди к-рых появились и с амфитеатраль-ным расположением мест (колледж "Са-пиенца" в Риме, 1575-1650, арх. Дж, делла Порта, Ф. Борромини). Для большинства общеобразоват. школ строились небольшие одноэтажные здания с неск. классами (школа в Бертон-Лати-мере в Великобритании, 1622). В странах мусульм. Востока осн. У. з. являлось медресе. Развитие типов школьных зданий до нач. 20 в. (несмотря на отд. удачные образцы) шло медленно: школы часто размещались в монастырских зданиях или строились с использованием традиционных для них композиц. решений (напр., в Бельгии).

В России, где до 18 в. уч. заведения в основном располагались в монастырях, особенно интенсивное стр-во У. з. началось со 2-й пол. 18 в. [в т. ч. здание Смольного института благородных девиц (1806-08, арх. Д. Кваренги) в Петербурге, гл. корпус Дерптского (ныне Тартуского) ун-та (1809, арх. Ю. В. Краузе)]. Школьные здания вначале были также преим. одноэтажными, с общим залом, объединявшим неск. классов. Затем возникли одно-двухэтажные У. з. с проходящим по продольной оси коридором, по обеим сторонам к-рого располагались классы. Наиболее развитым типом У. з. была гимназия: обычно монументальное двух-трёхэтажное здание с фасадом, украшенное портиком или пилястрами, вестибюлем и парадной лестницей, по поперечной оси, актовым залом на 2-м этаже и коридорами с двусторонним расположением классов (напр., гимназия в Оренбурге, 1842). Учреждения закрытого типа (ин-ты благородных девиц и т. п.) включали помещения пансионата. Выдающийся образец спец. У. з.- АХ в Ленинграде (1764-88, арх. А. Ф. Коко-ринов, Ж. Б. М. Валлен-Деламот; илл. см. т. 14, табл. XXII, стр. 320-21), планировка к-рой учитывает особенности высшей художеств. школы.

Университеты и институты, построенные во 2-й пол. 18 - 1-й пол. 19 вв., имеют, как правило, характерный для обществ. зданий эпохи классицизма П-об-разный план с обращённым к улице кур-донёром, подчёркнутый портиком центр объём и коридорную планировку (Моск. ун-т, 1786-93, арх. М. Ф. Казаков; илл. см. т. 17, табл. II, стр. 16-17). Подобная композиция У. з. высших уч. заведений иногда применялась и позже (Политехникум в Дрездене, 1872- 1875, арх. Р. Гейн; ун-т в Париже, 1885, арх. П. Нено). Дифференциация наук и специализация обучения, значительно выросшее технич. оснащение уч. процесса привели к возникновению крупных уч. заведений, размещённых в неск. многоэтажных корпусах (корпуса факультетов или кафедр, корпуса адм., аудиторные, лабораторные и пр., напр. Политехнич. ин-т в Петербурге, 1899- 1902, арх. Э. Ф. Виррих). В 20 в. получили распространение два осн. приёма композиции объёмно-пространств. решения здания вуза: единое здание (нередко сложное в плане и состоящее из примыкающих друг к другу блоков) и композиция из неск. отд. корпусов (т. н. павильонная композиция; напр. Илли-нойсский технология, ин-т в Чикаго, 1955, арх. Мис ван дер РОЭ; илл. см. т. 16, табл. XXII, стр. 320-321; университетский городок в Мехико, 1949-54, арх. К. Ласо, М. Пани, Э. дель Мораль; илл. см. т. 16, вклейка к стр. 33), иногда сгруппированных вокруг центрального ядра - площади-форума. Во мн. странах крупные У. з. (университеты, политехнич. ин-ты и др.) располагаются в отд. городках.

Интенсивная разработка различных типов школьного здания, учитывающего как функциональные требования, так и требования школьной гигиены, началась гл. обр. с 1920-х гг. Функциональная дифференциация объёмов становится важным фактором, определяющим рациональные планировочные решения. Наряду со школами, в к-рых в одном 2-4-этажном блоке объединены различные по назначению помещения (классы, кабинеты-лаборатории, спортивный зал и пр.), строятся школы с размещением этих помещений в неск. блоках, объединённых в одно здание (школа на 3 тыс. уч-ся в Нёйкёльне близ Берлина, 1928, арх. Б. Таут), или в отд. павильонах (иногда с разделением по возрастным группам), расположенных по периметру двора или в линию и объединённых крытыми переходами (школа в Нова-Хуте в ПНР, нач. 1960-х гг., арх. Ю. Голомб). В 1950- 1960-х гг. значит. вклад в развитие архитектуры школ внесли зодчие европ. со-циалистич. стран. В ПНР, ЧССР, СФРЮ распространена павильонная планировка, для ГДР, ВНР, НРБ, СРР характерны компактные композиц. решения.

В С С С Р массовое стр-во У. з. (преим. школ) началось со 2-й пол. 1920-х гг. Для школ 2-й пол. 1920-х - нач. 1930-х гг. характерны рациональность, нередко асимметричность планировки, чёткость деления на функциональные блоки и корпуса, расположение уч. помещений по одной стороне широких светлых коридоров (школа на проспекте Стачек в Ленинграде, 1927, арх. А. С. Никольский). Огромный размах стр-ва общеобразоват. школ в 1930-х гг. потребовал перехода к их типовому проектированию. Было разработано неск. типовых проектов 2-4-этажных, компактных по композиции школ с односторонним расположением классов вдоль коридора. Принципы типизации и дифференциации У. з. по профилю и числу учащихся получили дальнейшее развитие во 2-й пол. 1950- 1970-х гг. Вузы малые (до 2 тыс. студентов; мед., физ., культурные, художеств. и др.) и средние (на 2-5 тыс. студентов; технич., с.-х., педагогич. и др.) строят обычно по типовым проектам, предусматривающим протяжённые "линейные" корпуса (типовой проект уч. корпуса на 2500 студентов, 1964, арх. А. М. Кривущенко), квадратный в плане корпус с внутр. двором (Хореографич. уч-ще Большого театра в Москве, 1967, арх. В. В. Лебедев, А. Д. Ларин) или систему примыкающих друг к другу компактных блоков (Моск. ин-т электронной техники, 1971, арх. Ф. А. Новиков и др.). Крупные (на 5-10 тыс. студентов) и крупнейшие вузы (св. 10 тыс. студентов; университеты, нек-рые технич. вузы) строятся обычно по индивидуальным проектам, представляя собой комплекс дифференцированных по назначению зданий (корпуса кафедр, факультетов, лабораторий, аудиторные, спортивные и др.).

Иногда осн. У. з. объединяются в единый пространственно-развитой корпус (напр., гл. здание Моск. ун-та на Ленинских горах, 1949-53, арх. Л. В. Руднев и др.; илл. см. т. 17, стр. 44) или образуют обширную пространственную композицию зданий-павильонов вокруг центрального ядра (комплекс ун-та в Ташкенте, 1970, арх. Е. Е. Калашникова). Крупные мед., технич. вузы, ун-ты располагаются на периферии городов или в пригородных зонах, что облегчает их кооперацию с клиниками, больницами, научно-исследовательскими институтами, а с.-х. ин-тов - с совхозами. Для техникумов и профтехучилищ проектируются унифицированные У. з., включающие учебный, общественно-бытовой, универсальных мастерских блоки (напр., типовой проект техникума на 1920 уч-ся, арх. Л. М. Кривущенко и др.). Типовые общеобразоват. школы являются важнейшей составной частью застройки жилых микрорайонов. Небольшие школы чаще состоят из одного блока, чётко членящегося на осн. функциональные группы: классных помещений с рекреациями (и помещениями продлённого дня для младшего возраста), кабинетов и лабораторий, помещений для трудового обучения (мастерские и др.). Для крупных школ прогрессивным планировочным решением является здание из неск. (обычно двух-трёх) примыкающих друг к другу блоков - для младших классов и старших (напр., школа на 2032 учащихся в Новых Кузьминках в Москве, 1964, арх. И. Н. Кастель и др.).

Илл. см. на вклейке, табл. V. (стр. 128-129).

Лит.: Алёшин П. Ф., Маринченко А. И., Колесников В. В., Архитектура школьных зданий, К., 1952; Наумов С.Ф., Новые типы зданий профтехучилищ, техникумов и учебных комбинатов для массового строительства, М., 1973; Архаров И. М., Наумов С. Ф., Проектирование зданий техникумов и вузов, М., 1973; Цытович Г. Н., Университеты, М., 1973; его же. Политехнические институты, М., 1974; Lin de H., Hochschulplanung. Beitrage zur Struk-tur und Bauplanung, Bd 1-3, Dusseldorf, 1969- 1970. Г. Н. Цытович, Д. Г. Олтаршевский.

УЧЕБНЫЕ КАРТЫ, спец. карты, предназначенные для использования в уч. заведениях в качестве наглядных пособий и самостоятельных источников при изучении географии, истории и др. дисциплин.

В СССР работы в области уч. картографии ведутся с первых лет Сов. власти. В 1921 по инициативе В. И. Ленина начал составляться первый уч. атлас России. Большое значение для развития уч. картографии имели постановления партии и правительства (1931, 1932, 1934) об улучшении преподавания географии и истории на разных ступенях школьного обучения. Становлению сов. уч. картографии в значит. степени способствовали работы по созданию 10 наиболее необходимых школе карт, выполненных в 1938. В разработке У. к. принимали участие географы В. Г. Эрдели, В. П. Буданов, А. А. Борзов, Н. Н. Баранский и др.

Выделяют: по назначению - У. к. для общеобразоват. и высшей школы; по способу использования - стенные (демонстрационные) и настольные (карты в атласах и учебниках). У. к. выпускаются сериями, к-рые объединены общим требованием, согласованы по объёму содержания и характеру оформления. Наибольшую группу У. к. составляют школьные карты; их содержание согласуется с учебной программой и учебниками. В СССР издаётся ок. 500 наименований школьных ис-торич. и географич. карт и атласов. Для иллюстрации начальных понятий по географии мира выпускают упрощённые по содержанию и оформлению карты полушарий - физические, политические и природных зон. Для изучения курсов физич. и экономич. географии СССР периодически издаются карты территории страны в масштабе 1 : 5 000 000 (физич., тектонич., геологич., климатич., политико-адм., населения, отд. отраслей пром-сти, с. х-ва и Др.), а также общегеографич. и экономии, карты отд. р-нов. Большую группу составляют У. к. отд. областей, республик и краёв (физические со сведениями по краеведению и экономические). При изучении географии материков используется серия карт материков в масштабе 1 : 8 000 000 (физич., по-литич., климатические, природных зон, народов) и карта мира (масштаб 1 : 20 000 000). Кроме физич. и экономич. карт для терр. зарубежных гос-в, выпускаются также карты отраслей пром-сти, с. х-ва и населения. Для каждого класса издаются также географич. атласы и карты-вкладки (к учебникам), содержание к-рых согласовано с текстом учебника; помимо этих атласов, для школы выпущен "Учебный атлас мира" (1968 и 1975), содержание к-рого значительно превышает требования школьной программы по географии и рассчитано на самостоятельную подготовку учащихся. Разрабатывается серия У. к. по географии мирового х-ва.

Издаётся ок. 70 наименований стенных карт и атласов для изучения школьного курса по истории древнего мира, ср. веков, истории СССР, новой и новейшей истории. Большая часть У. к. по истории СССР издаётся в масштабах 1 : 3 000 000 - 1 : 5 000 000, по другим курсам истории - в различных масштабах. Карты для высшей школы по детальности приближаются к справочным, но в то же время не теряют демонстрационных свойств У. к. Типы вузовских карт разрабатываются с учётом программ со-ответств. курсов географии, геологии, истории и др. наук. Карты для высшей школы отличаются детальностью содержания, их размеры и масштабы крупнее (от 1:4 000 000 до 1 : 15 000 000), чем у карт для средней школы. Для вузов выпускают тематические, общеге