БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ХРАМОВАЯ МУЗЫКА, культовая музыка.
ЦИНКА СУЛЬФИД, сернистый цинк, ZnS, белый порошок.
ЧЕРСКОГО ХРЕБЕТ, цепи Черского, горная система на С.-В. СССР.
ЧУВАШСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени И. H. Ульянова.
ТАМОЖНЯ (от тамга), гос. учреждение, контролирующее провоз грузов.
ШТЕТТИНСКИЙ МИР 1570, между Швецией и Данией.
ЭКСПОНОМЕТРИЯ, раздел фотографии, в к-ром определяют условия экспонирования.
ЭССЕ (франц. essai - попытка, проба, очерк, от лат. exagium - взвешивание), прозаич. сочинение.
ТЕАТР ТЕНЕЙ, вид театр, зрелища.
ЕККЕ, текийе, завие (тур. tekke, zaviye), обитель мусульм. дервишей в Турции.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

2197031823552198549321АССР], чувашский советский поэт, нар. поэт Чувашии (1950). Чл. Коммунистич. партии с 1943. Учился в МГУ (1930-33). Участник Великой Отечеств. войны 1941-45. Печатается с 1928. Автор сб-ков "Стихи" (1934), "Книга радости" (1936), "Сельская хроника" (1937); поэм "Золотая книга народов" (1937), "Сказка о счастье" (1940), "Слово об одном полку" (1943-47), "На берегу Влтавы"( 1945-47); лиро-эпич. поэм "Дед Кельбук" (изд. 1951, рус. пер. 1954), "Перевал" (1952), "Земля" (1957- I960) и др. Поэтич. трилогия "Звезда моего детства" удостоена Гос. пр. РСФСР им. М. Горького (1972). У. мастерски использует нар. стих для изображения жизни, борьбы и труда своего народа. Известен также как детский писатель, лит. критик, публицист. Произведения У. переведены на языки народов СССР. Награждён орденом Октябрьской Революции, 3 др. орденами, а также медалями.

Соч. в рус. пер.: Сельбийский родник. Поэмы, М., 1970; Избранное, М., 1973.

Лит.: Иванов И., Яркий и самобытный талант. Поэзия Якова Ухсая, Чебоксары, 1973; Чувашские писатели. Биобиблиогра-фич. справочник, Чебоксары, 1964.

УХТА, река в Коми АССР, лев. приток р. Ижма (басс. Печоры). Дл. 199 км, пл. басс. 4510 км2. Берёт начало с Тиманского кряжа. Питание смешанное, с преобладанием снегового. Половодье с апреля по июнь. Ср. расход воды в 13 км от устья 48,9 м3/сек. Замерзает в кон. октября - ноябре, вскрывается в кон. апреля - мае. Сплавная. На реке - г. Ухта.

УХТА, город республиканского (АССР) подчинения в Коми АССР. Расположен на холмистых берегах р. Ухта и её притока Чибью (басс. Печоры). Ж.-д. станция на линии Котлас - Воркута. 78 тыс. жит. (1976; 3 тыс. в 1939; 36 тыс. в 1959; 63 тыс. в 1970). Возник в 1931 как пос. Чибью, город с 1943. Центр нефте- газовой пром-сти республики. Ведущее предприятие - нефтеперераб. з-д; ме-ханич. и рем.-механич. з-ды, мебельная фабрика, предприятия стройматериалов, пищ. пром-сти. В У.- Печорский н.-и. и проектный ин-т нефти, филиалы всесоюзных н.-и. ин-тов газа и по стр-ву магистральных трубопроводов, индустриальный институт. Техникумы: горноне-фтяной, лесотехнический, ж.-д. транспорта.

Лит.: Круковский В. С., Болдырев А. А., Ухта, Сыктывкар, 1973.

УХТОМСКИЙ Александр Владимирович [1876, с. Поздино Новгородской губ.,- 17(30). 12. 1905, Люберцы, ныне Моск. обл.], участник революц. движения в России, машинист Моск.-Казанской ж. д., эсер. Во время Революции 1905-07 чл. стачечного к-та Моск.-Казанской ж. д., чл. Центр. бюро союза железнодорожников, руководитель боевой дружины. С 7(20) дек. 1905 перевозил вооруж. дружинников, проводивших митинги, разоружавших полицию на жел. дороге. После подавления Декабрьского вооруж. восстания в Москве 14(27) дек. вывел из города поезд с дружинниками, миновав засаду царских войск. Арестован в Люберцах, в числе др. рабочих расстрелян карателями.

УХТОМСКИЙ Алексей Алексеевич [13(25).6.1875, с. Вослома, ныне Ярославской обл.,- 31.8.1942, Ленинград], советский физиолог, акад. АН СССР (1935; чл.-корр. 1932). Ученик Н. Е. Введенского. В 1906 окончил Петерб. ун-т и работал там на кафедре физиологии человека и животных, к-рой руководил с 1922 до конца жизни. С 1937 директор электрофизиологич. лаборатории АН СССР. Основываясь на трудах И. М. Сеченова, Н. Е. Введенского и Ч. Шеррингтона, У. открыл один из осн. принципов деятельности нервной системы, назвав его доминантой (см. Доминанта в физиологии). Учение У. о доминанте (изложено в его работе "Доминанта как рабочий принцип нервных центров", 1923) широко используется в медицине, психологии и педагогике. Понятие о доминанте, а также учение У. об усвоении ритма, согласно к-рому режим работы органа соответствует ритму внешних раздражений, позволили У. по-новому осветить природу утомления.

Курс лекций "Очерк физиологии нервной системы" (опубликован посмертно, 1945, Собр. соч., т. 4) представляет большую педагогич. ценность.

В 1919 деп. Петрогр. совета рабочих и красноармейских депутатов. Премия им. В. И. Ленина (1932).

Соч.: Собр. соч., т. 1-6, Л., 1945-62.

Лит.: Меркулов В. Л., А. А. Ухтомский. Очерк жизни и научной деятельности, А. В. Ухтомский. А. А. Ухтомский.

М.-Л., 1960; Айрапетьянц Э. Ш., Алексей Алексеевич Ухтомский, Л., 1969.

Л. С. Битуев,

УХТОМСКИЙ Дмитрий Васильевич [1719, с. Семёновское, ныне Ярославской обл.,- 4(15).10.1774, с. Архангельское-Дубки, ныне Тульской обл.], русский архитектор. Учился в Москве в Школе математических и навигацких наук. Работал под рук. И. Ф. Мичурина (в 1733- 1741) и И. К. Коробова (в 1741-44). Отличающиеся стройностью пропорций работы У. характерны для рус. барокко сер. 18 в. со свойственным этому стилю стремлением к пластич. богатству архит. форм - проектирование и завершение стр-ва колокольни в Троице-Сергиевой лавре; триумфальные Красные ворота (1753-57; не сохранились) и Сенатский дом в Москве (перестроен, 1753-57). Деятельность У., бывшего фактически гл. моск. архитектором, сыграла важную роль в упорядочении планировки и застройки города. Крупный педагог, создатель первой в России архи тектурной школы, где учились М. Ф. Казаков, А. Ф. Кокоринов, И. Е. Старое и др.

Лит.: Михайлов А. И., Архитектор Д. В. Ухтомский и его школа, М., 1954.

УХУ, город в Китае, в провинции Аньхой. 300 тыс. жит. (1971). Торг.-распределит. пункт с.-х. р-на бассейна ниж. течения р. Янцзы. Крупный порт на р. Янцзы и ж.-д. станция. Пищ. (рисо-очистит., муком., маслоб., чаеобр.) и хл.-бум. пром-сть; металлообработка, судостроение, станко- и приборостроение.

"У ЦЗИН" (букв.- пять канонов), конфуцианское пятикнижие, состоящее из древних кит. книг: "И цзин" ("Книга перемен"), "Шуцзин" ("Книга истории"), "Шицзин" ("Книга ,песен"), "Ли цзи" ("Трактат о правилах поведения") и "Чуньцю" ("Вёсны и осени"). Канонизировано в кон. 2- нач. 1 вв. до н. э. С этого времени вплоть до бурж. Синьхайской революции (1911 -13) оно составляло основу конфуцианского воспитания молодёжи Китая, являлось обязат. предметом в системе образования и подготовки чиновников. "У ц." - важный источник для изучения истории Китая, включаю щий древнейшие памятники кит. культуры.

У ЦЗИН-ЦЗЫ (1701, пров. Аньхой,- 1754, Янчжоу), китайский писатель-гуманист. Находился в оппозиции к иноземной маньчжурской династии; отказался от чиновничьей карьеры и в 1734 переехал в Нанкин, где жил в бедности. Автор сатирич. романа "Неофициальная история конфуцианцев" (издан в 1803, рус. пер. 1959), направленного против правящего класса в целом. У Ц.-ц. показывает деградацию стоящих у власти начётчиков-бюрократов, выступает за совершенствование личности в духе возрождённого конфуцианства. Идеал писателя- рационально организованное общество типа просвещённой монархии. Среди положит. героев романа - носители старой конфуцианской морали, представители нового поколения, жаждущие духовной свободы, люди из народа, независимая "новая женщина". Индивидуализированы преим. отрицат. герои, а положительные служат гл. обр. рупором авторских идей. Во многом традиционному по форме роману в то же время свойственны большая многогранность образов, отказ от стихотв. вставок и авторской "морали" и т. д. У Ц.-ц. писал также стихи, произв. "изящной" словесности, комментарии к "Шицзину".

Лит.: Фишман О. Л., Китайский сатирический роман, М., 1966, с. 71-106; Lu Hsun, A brief history of Chinese fiction, Peking, 1959, p. 288-97. И. С. Лисевич.

У ЦЗЭ-ТЯНЬ (624-705), единственная в истории Китая императрица [в 684(690)- 705]. Была фавориткой, а затем женой имп. Гао-цзуна [правил в 649(650)- 683]. После смерти последнего низложила своих сыновей Чжун-цзуна и Жуй-цзуна и провозгласила себя императрицей. В 690 изменила название династии Тан на Чжоу. В последий год её жизни придворные сановники принудили У Ц.-т. отказаться от престола в пользу Чжун-цзуна. Династия вновь получила назв. Тан.

УЦЗЯН, река в Китае, прав. приток р. Янцзы, впадающий в неё ниже г. Чун-цин (в ниж. течении иногда наз. Цянь-цзян). Дл. 1018 км, пл. басе. 88,2 тыс. км2. Летние паводки. Ср. расход воды ок. 1800 м3/сек. Амплитуда колебания уровня воды до 26 м. В устье -г. Фоулин.

УЦМИЙ, усми, наследственный титул правителя Кайтага (ист. область в Дагестане). Точное значение и происхождение титула неизвестны. В источниках титул У. упоминается с 16 в. В 1820 титул У. был ликвидирован ген. А. П. Ермоловым.

УЦУНОМИЯ, город в Японии, в центр. части о. Хонсю, на одном из притоков р. Тоне. Адм. центр префектуры Тотиги. 301 тыс. жит. (1975). Электротехнич. и пищ. пром-сть.

УЧ-АДЖИ, посёлок гор. типа в Байрам-Алийском р-не Марыйской обл. Туркм. ССР. Расположен в Юго-Вост. Каракумах. Ж.-д. станция на линии Мары - Чарджоу. Каракулеводч. совхоз.

УЧАЛЫ, город, центр Учалинского р-на Башк. АССР. Расположен на вост. склоне хребта Уралтау, окружён озёрами; в 6 км от ж.-д. ст. Учалы (на линии Уфа- Челябинск), в 450 км к юго-востоку от Уфы. Горно-обогатительный комбинат (на базе медноколчеданных месторождений), картонно-рубероидный з-д, масло-сырозавод, швейная ф-ка. Муз. уч-ще. Краеведч. музей.

УЧАМИ, река в Красноярском крае РСФСР, лев. приток р. Ниж. Тунгуска (басе. Енисея). Дл. 466 км, пл. басс. 21 000 км2. Течёт по Среднесибирскому плоскогорью в глубокой долине; образует пороги и шиверы. Питание снеговое и дождевое. Замерзает в октябре, вскрывается в мае. Осн. притоки: Бирамба, Вэтэтэ - справа, Тере - слева.

УЧАН, быв. город в Китае. С 1953 - часть города Ухань. У. осн. в 3 в. В 6-13 вв. наз. Цзянся. В период правления династии Юань (13-14 вв.) стал провинц. центром. В 1853 был занят повстанцами-тайпинами.Учанское восстание 1911 явилось началом Синьхайской революции. С окт. 1938 по авг. 1945 находился в руках япон. захватчиков. Освобождён от гоминьда-новцев частями Народно-освободит. армии Китая в мае 1949.

УЧАНСКОЕ ВОССТАНИЕ 1911, вооружённое восстание 10 окт. 1911 в г. Учан (адм. центр пров. Хубэй), положившее начало Синьхайской революции. Было поднято солдатами и сержантами т.н. новых войск (обученных и вооружённых по образцу иностр. бурж. армий) учанского гарнизона при поддержке гражд. населения. Непосредств. организаторами и руководителями У. в. были революц. орг-ции Вэнъсюэшэ и Гунцзиньхой, признававшие программу Тунмэнхоя.

Восставшие свергли в Учане, а затем (11 и 12 окт. 1911) в соседних городах Ханьяне и Ханькоу власть маньчжурской династии Цин, провозгласили независимость пров. Хубэй от пекинского пр-ва и введение респ. формы правления. В течение первой недели после победы восстания Учанское воен.-революц. пр-во создало добровольч. революц. армию, основную солдатскую массу к-рой составляли крестьяне, рабочие, учащиеся. Учан превратился в главную базу революции. Восстание быстро распространилось на всю страну.

Лит.: Белов Е. А., Учанское восстание в Китае, М., 1971. Е. А. Белое.

УЧАСТИЯ СИСТЕМА, в капиталистич. странах система владения акц. компаниями ценными бумагами др. акц. компаний, на основе к-рой возникает многоступенчатая зависимость большого числа предприятий и фирм от финанс. групп или отд. финанс. магнатов. См. Система участия.

УЧЕБНАЯ ЛИТЕРАТУРА, произведения письменности и печати, создаваемые как средство обучения для определ. системы образования или переподготовки кадров, для конкретного уч. заведения или для самообразования.

У. л. группируют по видам изданий: программно-методические - программы (рабочие, стабильные), методич. указания к программам, методич. письма и руководства; обучающие - буквари, учебники, учебные пособия (текстовые), лекции, конспекты лекций, сборники лекций; вспомогательные - хрестоматии, практикумы, сборники практич. заданий, упражнений и задач, планы практич. и семинарских занятий, атласы, сборники чертежей, рабочие тетради, лабораторные журналы; издания для чтения на иностр. языках, содержащие методич. аппарат. Основной вид У. л.- учебник.

У. л. для нач. и ср. общеобразоват. школ, проф.-технич., ср. спец. уч. заведений, вузов, школ партийно-политич. просвещения, системы повышения квалификации специалистов имеет определ. жанровые особенности.

В совр. мировом книгоиздании У. л. занимает важное место. Так, по данным ЮНЕСКО, выпуск школьных учебников колеблется от 3,5% до 39% числа названий, что объясняется особенностями систем образования различных стран. В СССР действует единая система управления народным образованием и изданием У. л. для всех видов учебных заведений. В 1975 У. л. составила свыше 10% книжной продукции СССР по числу названий и более 26% по тиражу. У. л. для общеобразовательной школы издают уч.-педагогические изд-ва союзных республик на нац. языках (в авт. республиках У. л. на нац. языках выпускают соответствующие нац. изд-ва): "Просвещение" (РСФСР) на рус. яз., "Радянська школа" (УССР), "Народная асвета" (БССР), "Укитувчи" (Узб. ССР), "Мектеп" (Казах. ССР), "Ганатлеба" (Груз. ССР), "Маариф" (Азерб. ССР), "Швиеса" (Ли-тов. ССР), "Лумина" (Молд. ССР), "Валгус" (Эст. ССР), "Мектеп" (Кирг. ССР), "Луис" (Арм. ССР). Для вузов и др. спец. уч. заведений У. л. выпускают центр, отраслевые изд-ва ("Колос", "Медицина" и др.), центр. изд-во "Высшая школа" и респ. изд-ва "Вища школа" (УССР), "Вышэйшая школа" (БССР), изд-ва крупных ун-тов, науч. изд-ва союзных республик. У. л. для сети политпросвещения издаёт центр. изд-во Политиздат

Лит.: Печать СССР в 1975 г., М., 1976 Редактирование отдельных видов литературы М., 1973. Б. Г. Тяпкин

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА в системе обучения документ, определяющий содержание и объём знаний, умений, навыков, подлежащих обязат. усвоению по каждой уч. дисциплине, а также содержание разделов и тем с распределением их по годам обучения. У. п. иногда сопровождается объяснит. запиской, в к-рой раскрываются задачи обучения данному предмету, последовательность изучения материала, особенности методов и организац. форм обучения, связь с преподаванием др. предметов и т. д.

Основные принципы построения У. п.: соответствие содержания совр. достижениям науки, техники и культуры, социальным целям воспитания учащихся и развитию их творч. способностей; преемственность между изучаемым и ранее изученным материалами; взаимосвязь между уч. предметами, отражающая естеств. связи между соответств. явлениями объективного мира.

Содержание образования, определяемое У. п., конкретизируется в учебниках, уч. пособиях и методич. указаниях.

В СССР действуют гос. У. п., единые для уч. заведений и специальностей одного типа и профиля.

УЧЕБНИК, книга, в к-рой систематически излагаются основы знаний в определ. области на совр. уровне достижений науки и культуры; основной и ведущий вид уч. лит-ры. Для каждой ступени образования и вида уч. заведений (общеобразоват. школа, проф.-технич., ср. спец. и высшие уч. заведения и др.), а также для самообразования создаются У., отвечающие целям и задачам обучения и воспитания определ. возрастных и социальных групп.

История У. начинается в глубокой древности. Шумерийские глиняные дощечки с уч. текстами насчитывают 4,5 тыс. лет. В антич. мире нек-рые сочинения древних авторов содержали систему науч. знаний и использовались в качестве уч. книг, напр. "Начала" Евклида (ок. 300 до н. э.) служили У. геометрии в течение мн. веков (до кон. 19 в. насчитывалось 2500 печатных изданий "Начал" в разных странах). В ср. века, когда церковь заняла господствующее место в просвещении, для обучения использовались богослужебные книги ("Псалтырь", "Часослов" и др.). В связи с развитием книгопечатания духовенство лишилось монополии на образование (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 7, с. 350-51). В 17 в. чеш. педагог-гуманист Я. А. Каменский обосновал роль и значение У. как массового уч. средства, реализующего осн. принципы дидактики. Созданный им первый иллюстрир. У. "Мир чувственных вещей в картинках" (1658) явился образцом для создателей У. в течение неск. столетий.

Первым рус. печатным У. была азбука (букварь), изданная Иваном Фёдоровым во Львове в 1574. Из четырёх веков существования рус. печатных У. 1-я треть приходится на букварно-грам-матич. У., среди к-рых наиболее значительны грамматика Зизания (1596), грамматика М. Смотрицкого (1619, служила У. более 100 лет до появления "Российской грамматики" М. В. Ломоносова в 1757), букварь Кариона Истомина (1694, полностью гравирован Л. Буниным), носивший светский характер. В 1703 вышла "Арифметика" Л. Магницкого, являвшаяся до кон. 18 в. основным У. арифметики и алгебры. Характерно, что первой книгой гражд. шрифта, введённого Петром I. был У.- "Геометриа славенски землемерие" (1708). В 1760 вышел "Краткий российский летописец с родословием" - первый У. отечеств. истории, написанный Ломоносовым. В кон. 18 - нач. 19 вв. Комиссией об учреждении нар. училищ были выпущены У. по математике, физике, химии, географии, естествознанию, иностр. языкам и др. В сер. 19 в. успехи естеств. наук, подъём обществ.-пед. движения за демократизацию обучения определили новое направление в подходе к составлению У. Образцом этого явилось "Родное слово" (книга для чтения) К. Д. Ушинского (1864, книга имела 146 изданий), осн. идея к-рого состояла в реализации в процессе обучения единства речи и мышления, мышления и чувств. опыта. Вслед за ним вышли У. для нар. школ, написанные последователями идей Ушинского В. И. Водовозовым, Н. А. Корфом и др. В кон. 19 - нач. 20 вв. появляются У. по физике К. Д. Краевича и А. В. Цингера, по алгебре и геометрии А. П. Киселёва и С. П. Рыбкина, по географии А. С. Баркова, А. А. Крубера, С. С. Григорьева и С. В. Чефранова, выдержавшие многократные издания (нек-рые из них в переработанном виде использовались в сов. школе - напр. учебник Киселёва по алгебре имел 42 изд., выходил до 1965, его же У. по геометрии имел 31 издание и выходил до 1970).

В период становления сов. системы нар. образования в центре внимания было создание принципиально новых уч. программ, отвечающих целям и задачам обучения и воспитания подрастающих поколений строителей коммунистич. об щества. Дореволюц. У., особенно по гуманитарным дисциплинам, при новых программах оказались непригодными, а попытки приспособить их к условиям сов. школы не могли дать положит. результатов. Отказ от дореволюц. У. перерос в отрицание необходимости стабильных У. вообще. В 20-х- нач. 30-х гг. получили распространение т. н. рабочие книги, "рассыпные" У., журналы-учебники и даже газеты-учебники. ЦК ВКП(б) в пост. "Об учебниках для начальной и средней школы" (12 февр. 1933) осудил такую практику подготовки У. и обязал Наркомпрос РСФСР и ОГИЗ обеспечить издание стабильных школьных У. С этого времени в СССР ведётся систематич. работа по созданию и выпуску У., рассчитанных на их применение в течение длит. времени. В основе этой работы лежит указание В. И. Ленина о том, что "...главная задача всякого руководства: дать основные понятия по излагаемому предмету и указать, в каком направлении следует изучать его подробнее и почему важно такое изучение" (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 4, с. 40). Огромное значение для формирования теоретич. основ и практики подготовки У. имели многочисл. статьи, рецензии и выступления Н. К. Крупской по этим вопросам.

Сов. школьные У. являются средством осуществления уч.-воспитат. задач, стоящих перед школой: систематич., прочного и сознат. усвоения знаний, формирования у школьников марксистско-ленинского мировоззрения и коммунистич.

нравственности. Общий уровень подготовки по основам наук, воспитат. эффект обучения находятся в прямой зависимости от качества школьного У. Ещё Ушинский писал: "...При хорошем учебнике и благоразумной методе и посредственный преподаватель может быть хорошим, а без того и другого и лучший преподаватель... долго, а может быть, и никогда не выйдет на настоящую дорогу" (Собр. соч., т. 11, 1952, с. 48). Высокое качество У.- это воплощение передовых методич. идей, одна из основ эффективности учительского труда.

В практике подготовки и издания сов. У. сложились определ. принципы как по их содержанию, так и по методич. построению, требования к языку, худож. оформлению, полиграфич. исполнению и гигиене издания. Содержание сов. У. определяется уч. программой. Основные требования, предъявляемые к школьному У.: знания должны раскрывать основы данной науки, всемерно содействовать воспитанию учащихся, формировать науч. мировоззрение и готовить к практич. деятельности, знания должны быть вполне доступны для учащихся данных возрастных групп.

В У. знания подаются в определ. методич. обработке и методич. построении, к-рые обусловливают приёмы усвоения учащимися знаний и содействуют развитию их мышления и эмоций. Правильное методич. построение У. (соотношение его компонентов - текстов, иллюстраций, аппарата и т. д.) делает его содержание соответствующим целям и процессу усвоения знаний учащимися. Характерной чертой совр. сов. У. является то, что он создаётся и используется как составная часть уч. комплекса (учебник - сборник задач и упражнений-книги для чтения и хрестоматии - справочники и словари - материалы для организации самостоят работы учащихся). Разработка уч. комплексов, превращение их в функциональное единство элементов (систему) создаёт новое качество, а сами элементы комплекса, прежде всего У., приобретают новые системные свойства. У. всё активнее выступает в роли интегрирующего и организующего средства.

Начавшееся в сер. 60-х гг. введение в сов. общеобразоват. школе новых программ обусловило создание У., призванных привести уровень образования учащихся в соответствие с новыми задачами коммунистич. строительства, с требованиями науч.-технич. прогресса. Над проблемами школьного У. работают мно-гочисл. н.-и. пед. центры, уч.-пед. изд-ва, к составлению У. привлечены видные учёные, писатели, художники. Наряду с развитием и совершенствованием тео-ретич. основ и методики традиц, У. появился новый вид уч. книги - программированный учебник.

Уч. лит-ру, предназначенную для проф. подготовки и системы повышения квалификации, в том смысле, как это принято для ср. общеобразоват. школы, У. назвать нельзя, т. к. в большинстве случаев - это руководства, приближающиеся к производств. лит-ре и отвечающие практич. задачам подготовки квалифицированного работника.

У. для высшей школы в отличие от школьных, как правило, излагают не основы, а самую науку. У. для вузов готовятся как по общенауч. дисциплинам, так и по многочисл. специальностям. Дифференциация наук, появление новых направлений приводят к относительно быстрому старению вузовских У. по специальностям, в дополнение к ним выпускаются различного рода уч. издания (лекции, семинары, избранные главы по той или иной науч. теме и др.).

Подготовка и издание У. в СССР - дело большой гос. важности. Об этом свидетельствуют постановления ЦК партии, Сов. правительства по вопросам подготовки, издания и распространения У. У. - самая массовая и доступная книга в СССР. В 1975 только для ср. общеобразоват. школ было издано ок. 2400 названий У. на 52 языках, тиражом св. 300 млн. экз. Учреждены ежегодные Гос. премии за У.; в 1970-76 Гос. премиями отмечено св. 20 У. для ср. общеобразоват. школы, ср. спец. и высших уч. заведений.

Больших успехов в подготовке и издании У. достигли и др. социалистич. страны. Развивается содружество уч.-пед. изд-в СССР с изд-вами ГДР, ПНР и др., активно исследуются пути совершенствования совр. У. в