БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ХРАМОВАЯ МУЗЫКА, культовая музыка.
ЦИНКА СУЛЬФИД, сернистый цинк, ZnS, белый порошок.
ЧЕРСКОГО ХРЕБЕТ, цепи Черского, горная система на С.-В. СССР.
ЧУВАШСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени И. H. Ульянова.
ТАМОЖНЯ (от тамга), гос. учреждение, контролирующее провоз грузов.
ШТЕТТИНСКИЙ МИР 1570, между Швецией и Данией.
ЭКСПОНОМЕТРИЯ, раздел фотографии, в к-ром определяют условия экспонирования.
ЭССЕ (франц. essai - попытка, проба, очерк, от лат. exagium - взвешивание), прозаич. сочинение.
ТЕАТР ТЕНЕЙ, вид театр, зрелища.
ЕККЕ, текийе, завие (тур. tekke, zaviye), обитель мусульм. дервишей в Турции.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

2197031823552198549321ти" (1917), "Сказки сельвы" (1918), "Анаконда" (1921), "Изгнанники" (1926) показал борьбу человека с враждебной ему тропич. природой. С сер. 20-х гг. под влиянием Окт. революции 1917 в России и растущего революц. и демократич. движения в У. возросла обществ. роль лит-ры. Наряду с поэтами субъективно-лирич. и религ. направленности (Ф. Переда, р. 1900; Э. де Касерес, р. 1903; С. де Ибаньес, р. 1910) выдвинулись поэты, демократич. творчество к-рых содержит критику бурж. общества: X. Ортис Саралеги (1907-59), И. Переда Вальдес (р. 1899), П. Л. Ипуче (р. 1889), Л. Фалько (1906- 1955). Реалистич. направленность заметна в драмах и художеств. хрониках X. Савалы Муньиса (р. 1898). Отчётливее социальные мотивы выражены в прозе Э. Аморима (1900-60), нарисовавшего беспощадную картину социальных противоречий У. в романах "Тангарупа" (1925), "Поселянин Агилар" (1934), "Лошадь и её тень" (1941). Герои его романов "Девять лун над Неукеном" (1946) и "Корраль Абиерто" (1956) - сознательные борцы против капитализма. Теме политич. пробуждения простых тружеников посвящены романы "Границы, открытые ветру" (1951), "От страха к гордости" (1959) А. Гранины (р. 1913). Глубоким психологизмом отмечено творчество X. К. Онетти (р. 1909). В романах М. Бенедетти (р. 1920) "Передышка" (1960) и особенно "Спасибо за огонёк" (1965) исследуются острые социальные проблемы, содержится резкая критика бурж. морали. В поэзии X. Куньи (р. 1910) верность нац. темам сочетается с высоким гуманизмом и философичностью. Социальным пафосом отмечена поэзия А. Беренгера (р. 1922), И. Витале (р. 1924), М. Бианчи (р. 1928), X. Медины Видаля (р. 1930), У. Хиордано (р. 1940) и др.

Лит.: Хесуальдо С., О литературе Уругвая, "Иностранная литература", 1956, № 12; Уругвайские рассказы, М., 1957; Поэзия гаучо, М., 1964; Поэты Уругвая, М., 1974; Zum Fе1de A., Proceso intellectual del Uruguay, Montevideo, 1941;

Pedemоnte H., Nueva poesia uruguaya, Madrid, 1958; Benedetti M., Literatura uruguaya sig-lo XX, Montevideo, [1970]; Вollо S., Literatura uruguaya. 1807 - 1965, t. 1 - 2, Montevideo, 1965; Medina Vidal J., Vision de la poesia uruguaya en el siglo XX, [Montevideo, 1969]; Rela W., Historia del teatro uruguaya. 1808 - 1968, [Montevideo, 1969]; Ramо A., La generacion critica 1939- 1968, Montevideo, 1972. С. П. Мамонтов.

XIV. Архитектура и изобразительное искусство

В У. от иск-ва индейцев чарруа сохранились антропоморфные и зооморфные камни, керамика; архитектура колон, периода представлена укреплениями, церквами, гор. зданиями с деталями в стиле барокко и классицизма. Своеобразны кожаные и серебряные изделия гаучо. Среди невысокой однообразной застройки городов в сер. 19 в. появились вычурные здания в духе европ. эклектики, а в нач. 20 в.- в стиле "модерн". В 1-й пол. 19 в. X. М. Беснес зарисовывал природу и быт страны, во 2-й пол. 19 в. основатель нац. реалистич. школы живописи X. М. Бланес создавал поэтичные картины, посвящённые жизни гаучо, освободит. борьбе народа. В кон. 19 - нач. 20 вв. реалистич. живопись стала более разнообразной и свободной (пейзажи П. Бланеса Виале, портреты К. Ф. Саэса, жанрово-пейзажные композиции П. Фигари); в монументальной, жанровой, портретной скульптуре (X. М. Феррари, X. Л. Соррилья де Сан-Мартин, X. Бельони, Б. Мичелена) подчёркнутая реалистич. достоверность образов сочеталась с романтич. пафосом.

В 1930-х гг. арх. X. Виламахо положил начало совр. архитектуре У.: в сер. и 3-й четв. 20 в. преобразился облик Монтевидео, где построены высотные здания, микрорайоны; роскошь совр. застройки центра и курортного побережья контрастирует с растущими трущобами. Живописцы Р. Перес Баррадас и X. Кунео Перинетти принесли в У. принципы кубизма и экспрессионизма, а X. Торрес Гарсиа стал активным пропагандистом абстрактного иск-ва. Одновременно сложилось движение социального реализма (живописцы и графики Л. Массей, Н. Бердия, X. Эчаве, К. Гонсалес, скульптор А. Гонсалес). С сер. 20 в. "Клуб гравюры" (Г. Родригес, А. Эр-нандес, Л. Гонсалес) повёл борьбу за отражение в иск-ве нар. жизни и её дра-матич. социальных аспектов.

Илл. см. на вклейке, табл. IV (стр. 128-129).

Лит.: Полевой В. М., Искусство стран Латинской Америки, М., 1967; Giuria J., La arquitectura en el Uruguay, t. 1-4, Montevideo, 1955-58; Arg и 1 J. P.,Lasartes plas-ticas del Uruguay, Montevideo, [1966].

A. M. Кантор.

XV. Музыка

Уругв. музыка формировалась под влиянием гл. обр. креольской. Муз. иск-во коренного населения У.- индейцев постепенно вытеснялось. Хранителями нац. фольклора были странствующие певцы - паядоры, исполнявшие романтич. баллады и любовные песни под аккомпанемент гитары. Распространённые песенные жанры - эстило (небольшая рондообразная баллада, в к-рой чередуются быстрые и медленные чаоти), видалита, кифра, тристе - родственны аналогичным жанрам соседних аргент. провинций. Своеобразны песни сатирич. содержания - контрапунто (импровизации в виде вокального диалога, своего рода соревнование двух певцов) и хороводный танец перикон (его фигуры сочетаются с декламацией четверостиший двумя солистами). В 1-й пол. 19 в. возникли патриотич. песни, вызванные к жизни борьбой за независимость У. До сер. 19 в. в нар. быту были популярны праздничные интермедии - кандомбе (афр. происхождения), впоследствии их сменили более развитые карнавальные формы. Песни и танцы исполнялись в сопровождении гитар, аккордеонов, ци-линдрич. барабана - тамоуориля (широко используется во время нар. празднеств и карнавалов и в 20 в.).

Проф. музыка, в значит. степени связанная с музыкой Италии и Испании, начала развиваться сравнительно поздно.

В 1793 был открыт Дом комедии, где ставились небольшие мелодрамы и комедийные пьесы с песнями и музыкой в духе исп. тонадилий. В 19 в. начинается более интенсивное развитие муз. культуры. Однако главенствующая роль в муз. жизни страны принадлежала иностранцам (с 1830 проходили спектакли итал. оперной труппы). Большое место в гор. быту занимали церк. музыка, а также салонное музицирование (исполнение на гитаре, фп., арфе менуэтов, гавотов, паспье и др.). Возник нац. вариант менуэта: мужчины танцевали в стиле сапатеадо, женщины пользовались кастаньетами. К кон. 19 в. салонные танцы вытесняются танго. Среди композиторов 1-й пол. 19 в.- X. X. де Состоа, Ф. X. Де-бали (венгр по национальности; автор нац. гимна), К. Луна, X. Фарриоль. Многих композиторов, работавших в области фп. музыки, воспитал австр. пианист 3. Тальберг, в их числе - Д. Коста, О. Пфейфер, П. Фагет. Первую уругв. оперу создал Т. Хирибальди ("Парижанка", 1878), первые симфонии - Л. Сам-бусети, возглавлявший нац. симф. оркестр. К нач. 20 в. складывается нац. композиторская школа, основоположником к-рой был Э. Ф. Фабини. Наиболее яркие её представители - А. Брокуа, Л. Клюзо Морте, Р. Сокас, С. Кортинас, В. Асконе. Культурная жизнь У. сосредоточивалась гл. обр. в Монтевидео. К нач. 20 в. здесь было 15 театров, в большинстве ставились муз. спектакли (часто исп. сарсуэлы), неск. консерваторий (типа училищ); в 1907 осн. муниципальный духовой оркестр, в 1913- Нац. ассоциация камерной музыки, в 1920 - Нац. ассоциация симф. оркестров. Поднятию муз. культуры способствовало создание в Монтевидео в 20-х гг. Гос. службы радиопередач и публичных концертов (совр. Гос. служба радиовещания и телевидения), включающей солистов, симф. оркестр, хор, танц. группу, камерные ансамбли и др. В 30-50-х гг. большое внимание уделялось хорам: возникли многочисл. коллективы - хоры "Монтевидео", "Гуарда и Паса" и др.; проводятся нац. хоровые фестивали (с 1953). Улучшается муз. образование; создана система гор. муз. школ, открыта Нац. консерватория в Монтевидео (1954; при Респ. ун-те). Среди совр. музыкантов - композитор и дирижёр Э. Тосар (с 1969 возглавляет симф. оркестр), комп. А. Мастроджованни, дирижёр X. Протаси, пианисты У. Бальцо и Н. Мариньо, певица В. Кастро, гитарист X. М. Оянгурен. Известность получили труды музыковеда Л. Айестарана. Лит.: Ayestaran L., Musica en el Uruguay, Montevideo, 1953; Sa1gadо S., Breve historia de la musica culta en el Uruguay, Montevideo, 1971. Дж. К. Михайлов.

XVI. Драматический театр

Первые театр. постановки в Монтевидео осуществлены в кон. 18 в. В 1793 здесь был открыт Дом комедии, где эпизодически устраивались театр. представления. Среди видных драматургов 19 в. - Б. Идальго, Э. Фахардо, Ф. X. де Ача. В 1856 в Монтевидео построено здание театра "Солис". Расцвет нац. театра связан с творчеством драматургов Ф. Санчеса и Э. Эрреры, в реалистич. произведениях к-рых правдивое воссоздание нац. действительности сочетается с острой критикой бурж. общества. В 1920-е гг. в сценич. иск-ве

П. Фигари. "Полевые цветы". Собрание М. Фигари дель Фахет.

Р. А. Сичеро Буре. Жилой комплекс Рамбла-и-Гуайяки в Монтевидео. 1952.

и драматургии получили распространение модернистские течения; театры стали по преимуществу коммерч. предприятиями. В 30-40-х гг. возникло движение "независимых театров", ставившее своей задачей повышение художеств. уровня спектаклей, обращение к лучшим образцам нац. и мировой драматургии, борьбу с развлекательным коммерч. театром. Это движение, традиции к-рого в дальнейшем продолжали такие труппы, как "Эль Гальпон", "Театро университариб", "Городской театр Монтевидео", способствовало подъёму уругв. театра. Высокий проф. уровень отличает постановки гос. труппы " Комедия насьональ" (осн. в 1947). В числе др. театр. коллективов- "Групо 68", "Театро уно", "Театро дель сур". Ставятся пьесы М. Бенедетти, К. Магги, И. Кортинаса. Среди наиболее видных деятелей: С. Корриери, X. Сава-ла Муньис, А. дель Чьопо, Э. Шинка, X. Ортис, X. Эструч, Ф. Вольф, А. Ларрета. Большое значение для формирования театр. кадров имеет школа дра-матич. иск-ва, созданная актрисой М. Ксиргу (в 1949) и руководимая X. Эстручем.

Лит.: Рела В., Заметки об уругвайском театре, "Латинская Америка", 1973, № 2; Teatro uruguayo contemporaneo, 2 ed., Madrid, 1966. В. Б. Оводов.

УРУГВАЙЦЫ, основное население Уругвая. Общая числ. св. 3 млн. чел. (1974, оценка). Язык испанский. Преобладающая религия - католичество. Антропологически У. выделяются среди народов Юж. Америки резким преобладанием европеоидного типа. У. - потомки гл. обр. исп. колонистов 16-18 вв. В последующее время заселение Уругвая шло медленно. С сер. 19 в. началась иммиграция из Европы, преим. испанцев, итальянцев и французов; большая часть немногочисл. коренного населения- индейцев чарруа и др. - была истреблена к нач. 19 в. На С. страны, в пограничных с Аргентиной и Бразилией р-нах, живёт небольшое число метисов, в т. ч. потомков гаучо. В нек-рых департаментах живут негры и мулаты - потомки рабов, завезённых в страну в 30-х гг. 19 в., и беглых рабов из Бразилии.

УРУЙМАГОВА Езетхан Алимарзаевна [12 (25). 12. 1905, с. Христиановское, ныне г. Дигора Сев.-Осет. АССР, - 15. 5. 1955, Орджоникидзе], осетинская советская писательница. Писала на рус. яз. Чл. КПСС с 1942. В 1929-32 училась в Горском пед. ин-те. Была учительницей. Автор рассказов, очерков. Осн. тема романа "Осетины" (кн. 1-я, 1948; 2-я ред. 1951, под назв. "Навстречу жизни")- историч. судьба осет. народа, становление его революц. сознания; во 2-й книге неоконченной трилогии "Навстречу жизни" (изд. в 1956) прослежены дальнейшие судьбы героев в период 1907-12.

Соч.: Седьмой сын. Рассказы, очерки, статьи, Орджоникидзе, 1965.

Лит.: Гиреев Д., Езетхан Уруймагова. Критико-биографический очерк, Орджоникидзе, 1959.

УРУК, 1) археол. культура эпохи энеолита, распространённая в 4-м тыс. до н. э. в Юж. Месопотамии. Названа по характерным находкам в XIV-IV слоях раскопок древнего города Урук (см. ниже). Ей предшествует эль-обейдская культура, представленная в У. более ранними слоями (XVIII-XV). Культура У. характеризуется красной и серой керамикой, сделанной на гончарном круге, и развитой металлургией. В это время появляются цилиндрич. печати (слой X), древнейшие шумерийские пик-тографич. документы на глиняных табличках (слой IV), возводятся монументальные здания из сырцового кирпича - открытые раскопками в центре города У. "Красное здание" (возможно, место нар. собраний) и "Белый храм". Носители культуры У. занимались земледелием и скотоводством. Происходило разложение первобытнообщинных отношений и возникали элементы классовых, получивших дальнейшее развитие на след. этапе (кон. 4-го тыс. до н. э.), к-рый характеризуется находками (в III слое У. и др. местах) типа Джемдет-Наср.

В.М. Массой.

2) Древний город-государство в Шумере (шумерск. Унуг, библейск. Эрех, греч. Орхоя). В 28-27 вв. до н. э. (при полулегендарных правителях Эн-меркаре, Лугальбанде, Гилъгамеше, о к-рых сохранились эпич. сказания) под гегемонией У. были объединены города-государства Юж. Двуречья (I династия Урука). В 24 в. до н. э. при Лугалъзаггиси У, был столицей Шумера. После завоевания Сарганом Древним (24 в.) У. вошёл в состав его державы. В кон. 22 в. царь У. Утухегаль создал в Двуречье объединённое "царство Шумера и Аккада", после его смерти власть перешла к Ур-Намму - основателю III династии Ура. У. оставался важным городом до кон. 1-го тыс. до н. э. В 8-2 вв. до н. э. - автономный храмовой город в составе вавилонского, затем ахеменид-ского и селевкидского царств. В 3 в. н. э. разрушен Сасанидами. На месте У. ныне находится посёлок Варка (в 65 км к С.-З. от г. Насирия). Систематич. раскопки У. ведутся с нач. 20 в. нем. экспедицией под рук. сначала Ю. Иордана, затем А. Нельдеке, X. Ленцена (ФРГ).

Лит.: Тюменев А. И., Государственное хозяйство древнего Шумера, М. -Л., 1956; Дьяконов И. М., Общественный и государственный строй древнего Двуречья. Шумер, М., 1959; Vorlaufiger Bericht uber die von der deutschen Forschungsgemeinschaft in Uruk-Warka unternommenen Ausgrabungen, [Bd] 1-20, В., 1930-64. И. М. Дьяконов.

УРУКАГИНА (правильнее Уруинимгина), царь Лагаша (2-я пол. 24 в. до н. э.). Провёл реформы с целью пресечения злоупотреблений царских чиновников, судей, уменьшения поборов и повинностей с храмового персонала, защиты храмовых владений от посягательств со стороны царской администрации, а также уменьшения и упорядочения оплат за обряды. На 7-м году правления потерпел поражение от Лугалъзаггиси, часть поселений Лагаша была разрушена. От времени У. дошёл хозяйственный архив из храма богини Бау (рус. пер. В. В. Струве в "Хрестоматии по истории Древнего Востока", М., 1963, с. 177-83, и И. М. Дьяконова в статье "Реформы Урукагины в Лагаше", "Вестник древней истории", 1951, №1).

Лит.: ТюменевА. И., Государственное хозяйство древнего Шумера, М. - Л., 1956.

УРУМЧИ (кит. назв. - Дихуа), город в Сев.-Зап. Китае, у сев. подножия Тянь-Шаня, на р. Урумчи (Улумуцихэ). Адм. и основной пром. центр Сяньцзян-Уйгурского авт. р-на. Св. 400 тыс. жит. (1959). Узел шосс. дорог, конечный пункт Ланьсиньской ж. д. В У. и его окрестностях - угледобыча (Людаовань-ские разработки), нефтепереработка (нефть поступает с промыслов Карамай- Урхэй и Душаньцзы-Усу), чёрная и цветная металлургия, машиностроение, хим. пром-сть; цем., стек., бум., пищ. и текст. предприятия. Суммарная мощность электростанций ок. 100 тыс. квт. Ун-т.

УРУНГУ (монг. - Булган-Гол), река в МНР и Китае. Дл. ок. 700 км, пл. басс. ок. 50 тыс. км2. Берёт начало в горах Монгольского Алтая; по терр. МНР протекает преим. в узкой, глубокой долине, в Китае - по Джунгарской равнине; в низовьях русло мигрирует, и У. попеременно впадает то в оз. Улюн-гур, то в оз. Бага-Нур. Летнее половодье, ср. расход воды в ниж. течении 45 м3/сек, зимой замерзает. Используется для орошения. В верховьях У. водятся бобры.

УРУНХОДЖАЕВ Саидходжа (1901, сел. Шайхбурхан, ныне Ходжентского р-на Ленинабадской обл. Тадж. ССР, - 14. 9. 1967, Ленинабадский р-н той же обл.), новатор колхозного произ-ва. Дважды Герой Социалистич. Труда (1948, 1957), мастер хлопководства Тадж. ССР (1948). Чл. КПСС с 1929. В 1936-51 пред. ряда колхозов Ле-нинабадского р-на Ленинабадской обл.; в 1952-67 пред. колхоза "Москва" (ныне им. Урун-ходжаева, в том же р-не и области), одного из лучших хлопководческих х-в страны. Сбор хлопка-сырца в колхозе (ц с 1 га) 26,9 (на площади 1419,5 га) в 1963; 26,7 (1692 га) в 1965; 24,4 (2042 га) в 1967; урожай тонковолокнистого хлопчатника соответственно: 34,6 (593 га), 33 (680 га), 32,3 (682 га). Деп. Верховного Совета СССР 5-7-го созывов. Делегат 21-23-го съездов КПСС. Награждён 3 орденами Ленина, 5 др. орденами, а также медалями.

УРУП, остров в юго-зап. части Курильских о-вов, между прол. Уруп и Фриза. Пл. 1430 км2, дл. 120 км, выс. до 1426 м (г. Высокая). Цепь вулканич. хребтов (Криштофовича, Петра Шмидта, Шокальского, Компанейский), каждый состоит из ряда вулканов, слившихся подножиями; из 25 вулканов 2 действующих.



УРУП, река на Сев. Кавказе, лев. приток р. Кубань. Дл. 231 км, пл. басс. 3220 км2. Берёт начало на склонах г. Уруп (Б. Кавказ). В верховьях горная река, в низовьях выходит на равнину. Питание смешанное, с преобладанием дождевого; дождевые паводки. Ср. расход воды 16,5 м3/сек. Ледостав неустойчив (с декабря по февраль). Используется для орошения. При впадении У. в р. Кубань - г. Армавир.

УРУП, посёлок гор. типа в Урупском р-не Карачаево-Черкесской АО. Расположен на сев. склоне Б. Кавказа, на р. Уруп (приток Кубани), в 120 км к Ю.-З. от г. Черкесска. Медный горно-обогатит. комбинат.

УРУСЕВСКИЙ Сергей Павлович [10 (23). 12. 1908, Петербург, - 12. 11. 1974, Москва], советский кинооператор и режиссёр, засл. деят. искусств РСФСР (1951). Чл. КПСС с 1942. В 1935 окончил Ленингр. ин-т изобразит. искусств (быв. Вхутеин, мастерская В. А. Фаворского). С 1935 работал в кино. С 1937 оператор киностудии "Союздетфильм". В Великую Отечеств. войну 1941-45 был фронтовым кинооператором. Наиболее значит. работа У. после войны - "Сельская учительница" (1947). С 1950 - на студии "Мосфильм". Снимал цветные фильмы режиссёров В. И. Пудовкина ("Возвращение Василия Бортникова", 1953), Ю. Я. Райзмана ("Кавалер „Золотой Звезды"", 1951, "Урок жизни", 1955), Г. Н. Чухрая ("Сорок первый", 1956). Крупнейшие работы У. созданы в творческом содружестве с реж. М. К. Калатозовым: "Первый эшелон" (1956), "Неотправленное письмо" (1960), "Я - Куба" (1964) и лучший из фильмов "Летят журавли" (1957), отличающийся новаторством операторского решения (Гран при на 11-м Междунар. кинофестивале в Канне и др.). В 60-е гг. поставил художеств. фильмы (был также оператором) "Бег иноходца" (1969, по повести "Прощай, Гюльсары" Айтматова) и "Пой песню, поэт" (1972). Динамичный, живописный поэтич. стиль У. заметно обогатил сов. операторское искусство. Гос. пр. СССР (1948, 1952). Награждён 2 орденами, а также медалями.

О. В.Якубович.

УРУССУ, посёлок гор. типа в Бавлин-ском р-не Тат. АССР. Ж.-д. станция на линии Ульяновск - Уфа. ГРЭС, предприятия стройматериалов, деревообр. комбинат и др.

УРУС-ХАН (г. рожд. неизв. - ум. во 2-й пол. 70-х гг. 14 в.), хан Белой Орды. Стремился объединить под своей властью и Золотую Орду. В сер. 70-х гг. У.-х. захватил Аджнтархан (Астрахань), г. Сарай-Берке и Болгарию Волжско-Камскую.

УРУТЬ, мириофиллюм, водоперица, перистолистник (Myriophyllum), род травянистых водных и болотных растений сем. сланоягод-никовых. Листья б. ч. мутовчатые, обычно гребенчато- или перисторассечённые на узкие дольки. Цветки мелкие, невзрачные, в колосовидных соцветиях, поднимающихся над водой. Ок. 20 (по др. данным, до 50) видов, по всему земному шару. В СССР 5 видов; наиболее известны У. колосистая (М. spicatum) и У. мутовчатая (М. verticillatum). Нек-рые виды У. разводят в аквариумах.

УРУХ (в верховье - Харвес), река на Сев. Кавказе, лев. приток р. Терек. Дл. 104 км, пл. басс. 1280 км2. Берёт начало из ледников Главного, или Водораздельного, хр. Б. Кавказа. В верховьях течёт в ущельях, в низовьях - по холмистой равнине. Питается гл. обр. ледниковыми и снеговыми водами. Половодье в тёплую часть года, зимой межень. Ср. расход воды в 47 км от устья 20,2 м3/сек. Ледостав с декабря по март. Используется для лесосплава и орошения (Дигорский оросит. канал).

УРУША, посёлок гор. типа в Сковоро-динском р-не Амурской обл. РСФСР. Расположен на левом берегу р. Уруша (приток Амура). Ж.-д. станция на Транссибирской магистрали. Предприятия ж.-д. транспорта и лесной пром-сти.

УРФА (Urfa), город на Ю.-В. Турции, адм. ц. вилайета Урфа. 133 тыс. жит. (1975). Узел шосс. дорог, аэропорт. Торг. центр с.-х. р-на (пшеница, чечевица, шерсть). Пищ., таб., резиновая пром-сть.

УРЦЕКИ, развалины раннесредневекового города (отождествляется с г. Варачан письм. источников) близ с. Уллу-бии (Ленинского р-на Даг. АССР). Раскопками 1960-64 под рук. В. Г. Кото-вича исследовались цитадель, окружённая кам. стеной с 11 башнями, городские кварталы с кам. жилыми и культовыми постройками, городской некрополь с грунтовыми погребениями и кам. склепами. Открыты следы дорог, к-рые вели в город со всех сторон, в т. ч. со стороны Дербента. К городищу (пл. ок. 40 га) примыкала с.-х. территория (200 га), также обведённая кам. стенами. Поселение возникло здесь ещё в эпоху раннего железа (7-4 вв. до н. э.), позднее (в 4-8 вв. н. э.) оно превратилось в крупный торг., политич. и ремесл. центр на прикаспийском пути. В 8 в. город погиб, вероятно при нашествии арабов. Лит.: Котович В. Г., О местоположении раннесредневековых городов Варачана, Бе-ленджера и Таргу, в сб.: Древности Дагестана, Махачкала, 1974. Р. М. Мунчаев.

УРШАК, река в Башк. АССР, лев. приток р. Белая (басс. Камы). Дл. 193 км, пл. басс. 4230 км2. Питание преим. снеговое. Ср. расход воды 13,5 м3/сек. Замерзает в ноябре, вскрывается в конце апреля - начале мая.

УРШЕЛЬСКИЙ, посёлок гор. типа в Гусь-Хрустальном р-не Владимирской области РСФСР. Расположен в 20 км к С.-В. от ж.-д. станции Черусти (на линии Куровская - Муром). Стекольный завод.

УРЫСОН Павел Самуилович [22.1(3.2). 1898, Одесса, - 17. 8. 1924, Ба, Бретань, Франция], советский математик. Окончил Московский ун-т в 1919. Был сотрудником Ин-та математики и механики Моск. ун-та и проф. 2-го Моск. ун-та (ныне Моск. гос. педагогический ин-т им. В. И. Ленина). Погиб от несчастного случая во время купания. У. - один из крупнейших специалистов в области топологии, создавший новое направление - теорию размерности, доказавший важные т. н. метризационные теоремы о топологич. пространствах. Ему принадлежат также работы по нелинейным дифференциальным уравнениям, геометрии и др. В 1921-22 в Моск. ун-те он прочитал впервые в нашей стране курс топологии.

Соч.: Труды по топологии и другим областям математики. Прим. и вступит. статья П. С. Александрова, т. 1-2, М. -Л., 1951.

УРЮК (тюрк.), сушёные целые плоды абрикоса с косточками. Производится с предварительным окуриванием плодов серой или без окуривания. Плоды для У. используются целые, здоровые, без привкуса, от светло-оранжевого до красновато-бурого цвета (окуренные) и от светло-бурого до тёмно-бурого (неокуренные). Влажность У. 16-18%. Содержание SO2 в окуренном У. должно быть не более 0,01%. Выход У. - 20% от массы свежих плодов. м. В. Антонов.

УРЮПИНСК, город (с 1929) областного подчинения, центр Урюпинского р-на Волгоградской обл. РСФСР. Ж.-д. веткой (36 км) соединён со станцией Алексиково (на линии Поворино - Волгоград). З-ды крановый, "Сельхоззап-часть", ламинир