БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ХРАМОВАЯ МУЗЫКА, культовая музыка.
ЦИНКА СУЛЬФИД, сернистый цинк, ZnS, белый порошок.
ЧЕРСКОГО ХРЕБЕТ, цепи Черского, горная система на С.-В. СССР.
ЧУВАШСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени И. H. Ульянова.
ТАМОЖНЯ (от тамга), гос. учреждение, контролирующее провоз грузов.
ШТЕТТИНСКИЙ МИР 1570, между Швецией и Данией.
ЭКСПОНОМЕТРИЯ, раздел фотографии, в к-ром определяют условия экспонирования.
ЭССЕ (франц. essai - попытка, проба, очерк, от лат. exagium - взвешивание), прозаич. сочинение.
ТЕАТР ТЕНЕЙ, вид театр, зрелища.
ЕККЕ, текийе, завие (тур. tekke, zaviye), обитель мусульм. дервишей в Турции.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

2197031823552198549321сов различия в концентрации населения, распределении потенциала отд. городов, неодинаковость воздействия на природную среду в больших и малых поселениях, а также др. внутр. противоречия и сложности У. (проблемы транспорта, шума, уплотнённость застройки и др.) преодолеваются с помощью нар.-хоз. и социального планирования на основе постоянного углубления взаимовлияния центра и периферии, регулируемого, пропорционального развития всех поселений. Расширяется процесс освоения всеми членами общества, всеми р-нами страны высших материальных и духовных ценностей, накапливаемых в крупнейших экономич. и культурных центрах. Таким образом, становится возможным использовать преимущества У. с одновременной нейтрализацией её негативных последствий.

На совр. этапе У. меняется характер концентрации населения, её "точечная" форма уступает место агломерациям. Вокруг крупнейших городов стремительно развиваются целые системы поселений, вовлекая в орбиту непосредств. влияния гл. центров экономики и культуры страны всё новые р-ны. В СССР число агломераций (по нек-рым оценкам) приближается к 70 (см. табл. 2).

У., "городские отношения" стимулируют культурные процессы, играют огромную роль в формировании личности в развитом социалистич. обществе. На совр. этапе, в эпоху научно-технической революции, с возрастанием роли различной социальной информации важнейшей частью гор. культуры становится гор. образ жизни. Большой выбор социальных контактов, развитие процессов общения в насыщенной гор. среде способствуют социально-культурному сближению различных социальных слоев и групп социалистич. общества, расширению кругозора, повышению уровня информированности, образования, общей культуры и т. д. Гор. культура становится базой преодоления существ. различий между городом и деревней.

Одним из важнейших признаков гор. образа жизни является стремление человека к постоянному обновлению информации и контактов в сферах проф. деятельности, культуры, личностного общения и т. д. Развитие и специализация социальных потребностей, пространственная подвижность населения усиливают "транслокальные" тенденции гор. культуры. Снижается значение местной деятельности в городе, "соседских" контактов. Повышается роль центров крупнейших городов и агломераций, являющихся средоточием социальной активности, центростремительные тенденции становятся одним из осн. факторов интеграции социально-пространств. организма города. К. Маркс писал, что "само существование города как такового отличается от простой множественности независимых домов. Здесь целое не просто сумма своих частей. Это своего рода самостоятельный организм" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 46, ч. 1, с. 470). В условиях со-циалистич. общества реализуется возможность наиболее полного включения человека (наряду с семейными, производств. и др. группами и коллективами) в единое гор. сообщество.



Табл. 1.-Динамика городского населения мира в 1800 - 1970



Год

Всё население мира, млн. чел.

Всего

В т. ч. в городах с населением:

Всего городского населения

населения городов, имеющих:



20 тыс. чел. и более

100 тыс. чел. и более

20 тыс. 100 тыс. чел. и чел. и более более



1800

1850

1900

1950

1970



906 1171 1608 2400 3628


29,3 80,8 224,4 706,4 1399,0


23,5 54,3 151,8 566,7 1169,5


16,6 29,0 90,8 406,0 863,9


3,0 6,4 13,6 28,2 38,6


2,4 1,7 4,3 2,3 9,2 5,5 22,7 16,2 32,2 23,8












Наименование



Площадь, тыс. кмг



Количество городских поселений






всего

городское

сельское
Московская Ленинградская Горьковская Донецкая Харьковская Свердловская


8,4



6,6 3,2

4,1 4,5



4,3



81



55 28 61 46



32



10,6



4,4 1,9 1,8 1,7



1,6



9,7



4,3 1,8 1,7 1,6



1,5



0,9



0,1 0,1 0,1 0,1



0,1



.Особую роль в расширении сферы действия У., гор. культуры играют средства транспорта, связи и массовой коммуникации (печать, радио, телевидение), к-рые приобщают жителей периферийных р-нов, малых гор. и сел. поселений к ценностям больших городов, меняют их куль-турную ориентацию. Возрастают различного рода миграции в р-ны крупных гор. центров, усиливается процесс концентрации населения в агломерациях. При социализме в р-нах крупнейших городов и агломераций создаются предпосылки и для преодоления ограниченно-потребительского отношения к природной среде. Природа становится частью гор. культуры, У. гармонизирует взаимодействие социальных и собственно природных процессов.

Необходимость разрешения возникающих в ходе У. экологич., социально-культурных, градостроит. и др. проблем требует постоянного совершенствования управления этим процессом в социали-стич. обществе. Овладение наиболее существ. закономерностями и механизмами У, повышает эффективность этого управления.

Лит.: Энгельс Ф., Положение рабочего класса в Англии, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 2; Маркс К. и Энгельс Ф., Немецкая идеология, там же, т. 3; Маркс К., Экономические рукописи 1857-1859 годов, там же, т. 46, ч. 1 - 2; его же, Экономическая рукопись 1861 - 1863 годов, там же, т. 47; Ленин В.. И., Аграрный вопрос и "критики Маркса", Полн. собр. соч., 5 изд., т. 5; его же, Развитие капитализма в России, там же, т, 3; его же, Выборы в Учредительное собрание и диктатура пролетариата, там же, т. 40; Вебер А., Рост городов в 19 столетии, пер. с англ., СПБ, 1903; Покшишевский В. В., Гохман В. М., Проблема гиперурбанизации в развитых капиталистических странах и ее географические аспекты, В кн.: Научные проблемы географии населения, М., 1967; Боже-Гарнье Ж., Шабо Ж., Очерки по географии городов, пер. с франц., М., 1967; Научные прогнозы развития и формирования советских городов на базе социального и научно-технического прогресса, в. 1 - 3, М., 1968-69; Ахиезер А. С., Коган Л. Б., Яницкий О. Н., Урбанизация, общество и научно-техническая революция, "Вопросы философии", 1969, № 2; Проблемы урбанизации в СССР. Сб. ст., М., 1971; Урбанизация, научно-техническая революция и рабочий класс, М., 1972; Коган Л. Б., Культура и города, "Архитектура СССР", 1973, № 1; Шаров А., Кочетков А., Листенгурт Ф., Комплексная территориальная организация производства и расселения, "Плановое хозяйство", 1973, № 2; Урбанизация мира, М.,

1974; Пивоваров Ю. Л., Современная урбанизация и тенденции развития форм расселения, "Изв. АН СССР. Серия географическая", 1974, № 6; Xорев Б. С., Проблемы городов, 2 изд., М., 1975; Яницкий О. Н., Урбанизация н социальные противоречия капитализма, М., 1975; Коган Л. Б., Листенгурт Ф. М., Урбанизация и природа, "Природа", 1975, № 3; Староверов В. И., Социально-демографические проблемы деревни, М., 1975; Sities and society, 2 ed., Glencoe, 1957; The study of urbanization, ed. P. H. Hauser and L. F. Schno-re, N. Y., 1965; Dziewоnski K., Jerczyriski M., Baza ekonomiczna i struktura runkcjonalna miast, 2 wyd., Warsz., 1971; Windelband U., Typologisierung stadti-scher Siedlungen, Gotha - Lpz., 1973. CM. также лит. при статьях Город, Город-спутник, Агломерация населённых пунктов.

Л. Б. Коган, В. В. Покшишевский.

УРБАНИЗМ (франц. urbanisme, от лат. urbanus - городской, urbs - город), направление в градостроительстве 20 в., представители к-рого утверждали идею о главенствующей и безусловно позитивной роли городов в совр. цивилизации и в связи с этим уделяли осн. внимание проектной разработке максимально укрупнённых градостроит. структур, рассчитанных на значит. концентрацию населения. Основополагающее значение для становления теории У., особенно интенсивно развивавшейся в 1920-е гг., имела деятельность Ле Корбюзье. В 1920-е гг. идеи У. оказали значит. влияние и на нек-рых сов. зодчих (Н. А. Ладовского и др.). Нередко понятие У. используется и как синоним градостроительства в целом.

УРБАНОВИЧ Галина Наполеоновна (р. 5. 9. 1917, Баку), советская гимнастка, засл. мастер спорта (1946), засл. тренер СССР (1963), судья междунар. категории (1966). Чемпионка Олимпийских игр в командном первенстве (1952), 7-кратная абсолютная чемпионка СССР (1943-48, 1950), многократная чемпионка СССР в отдельных видах многоборья (св. 20 раз в 1939-52) по спортивной гимнастике. Награждена орденом Трудового Красного Знамени.

УРБАНСКИЙ Евгений Яковлевич (27.2. 1932, Москва,-5.11.1965), русский советский актёр, засл. арт. РСФСР (1962). Чл. КПСС с 1962. В 1957 окончил Школу-студию МХАТа и вступил в труппу Моск. драматич. театра им. Станиславского (Ричард-"Ученик дьявола" Шоу и др.). Первая роль в кино - Василий Губанов ("Коммунист", 1958). Значит. интерес представляют роли: Инвалид ("Баллада о солдате", 1959), лётчик Астахов ("Чистое небо", 1961), шофёр Пронякин ("Большая руда", 1964). У. погиб во время съёмок фильма "Директор", в к-ром исполнял гл. роль. Памяти актёра посвящён документальный фильм "Евгений Урбанский" (1968).

Лит.: Евгений Урбанский, М., 1968.

УРБЕЛЬ Ида Артуровна [р. 3(16).12. 1900, Вильянди, ныне Эст. ССР], советский балетмейстер и педагог, нар. арт. Эст. ССР (1965). В 1922-29 училась танцу в частных студиях в Таллине. В 1932 окончила экстерном школу танца в Париже. В 1935-57 балетмейстер, а в 1957-73 гл. балетмейстер театра "Ванемуйне" в Тарту. Среди постановок- "Эсмеральда" Пуньи, "Кратть" Тубина, "Ромео и Джульетта" Прокофьева, "Калевипоэг" Э. Каппа, "Шурале" Яруллина, "Тийна" Аустер, "Паганини" на музыку Рахманинова. Ставит также оперы и оперетты ("Кармен" Бизе, "Игрок" Прокофьева, "Весёлая вдова" Легара и др.). Для творческой манеры У. характерно сочетание выразительных средств классич. балета с элементами эст. народных, а также пластич. танцев. В 1929-35 руководила собственной студией (г. Вильянди), в 1935-57 - балетной студией при театре "Ванемуйне". Награждена орденом "Знак Почёта".

Лит.: Тоrmis L., Eesti balletist, Tallinn, 1967; "Vanemuise" ballett, [Tartu, 1969].

УРБИНО (Urbino), город в Центр. Италии, в пров. Пезаро-э-Урбино (обл. Марке). 16,7 тыс. жит. (1968). В У. находится один из важнейших архит. памятников Раннего Возрождения - Палаццо Дукале (ок. 1470-1563, начат арх. Лучано Лаураной; илл. см. т. 7, табл. LII, стр. 545). Нац. галерея Марке (в Палаццо Дукале; итал. ср.-век. и ре-нессансное искусство).

Лит.: MorantiL., Bibliografia urbinate, Firenze, 1959; De Carlo G.. Urbino, la storia di una citta e el piano della sua evoluzione urbanistica, Mil., 1966.

УРБНИСИ, антич. и раннесредневековый город, один из торгово-ремесленных центров Древней Грузии. Городище находится на правом берегу Куры, на территории одноим. села, в Карельском р-не Груз. ССР. По письменным данным, подтверждённым археол. раскопками, У. возник в 4-3 вв. до н. э. (на месте более древних поселений); расцвета достиг в 1-4 вв. н. э., пришёл в упадок в 8 в. В ср. века здесь находилась епископская кафедра. Сохранилась монументальная трёхнефная базилика с надписями времени её строительства (5-6 вв.) и перестроек (10-17 вв.). Раскопки проводились в 1953-66 (руководители Г. А. Ломта-тидзе и Н. А. Бердзенишвили). Изучены: селища эпохи ранней бронзы, погребения эпохи поздней бронзы, остатки языч. храма 3-2 вв. до н.э., баня, жилые и хоз. постройки 1-8 вв., гор. стена с полукруглыми башнями из сырцовых кирпичей 6-7 вв., могильники и др. памятники.

УРВАНЦЕВ Николай Николаевич [р. 17(29).1.1893, г. Лукоянов, ныне Горьковской обл.], советский геолог, доктор геолого-минералогич. наук (1935), профессор (1961), засл. деятель науки и техники РСФСР (1974). Окончил Томский технологиx. ин-т (1918). Один из первооткрывателей Норильского рудного района: руководил в 1919-22 геологоразведочными работами, открыл сульфидное медно-никелевое (на г. Рудной) и ряд угольных месторождений. В 1930-32 как науч. руководитель Северо-Земельской экспедиции Всесоюзного арктич. ин-та провёл (совм. с Г. А. Ушаковым) первое географич. и геологич. обследование Сев. Земли. В 1958-67 нач. отдела геологии Ин-та геологии Арктики. Осн. труды по геологии Таймыра, Сев. Земли, севера Сибирской платформы. Автор кн. "На Северной Земле" (1969). Награждён 2 орденами Ленина, медалями, а также золотой медалью им. Пржевальского (1924) и большой золотой медалью Географич. об-ва СССР (1958).

Лит.: Вакар В. А., Николай Николаевич Урванцев, в кн.: Урванцев Н. Н., Норильск, М., 1969.

УРГА, до 1924 название г. Улан-Батор, столицы МНР.

УРГАЛКИН Алексей Константинович [р. 17(30).3.1910, с. Елаур, ныне Сенгилеевского р-на Ульяновской обл.], чувашский советский актёр, нар. арт.

СССР (1976). Окончил студию при магнитогорском ТРАМе (1932). С 1936 актёр Чувашского академия, театра (Чебоксары). Играл ведущие роли нац. репертуара - Сетнер и Михедер ("Нарспи" по Иванову), Айдар и Пичура ("Айдар" Осипова), Вавил ("Кукушка всё кукует" Терентьева), Смолин и Энтип ("Энтип" Ржанова), Шерккей ("Чёрный хлеб" Ильбека и Микушкина). В классич. рус. и сов. драматургии создал образы Жух-рая ("Как закалялась сталь" по Н. А. Островскому), Вершинина ("Бронепоезд 14-69" Вс. Иванова), Любима Торцова, Несчастливцева, Кнурова ("Бедность не порок", "Лес", "Бесприданница" Островского) и др. Деп. Верх. Совета Чуваш. АССР 8-9-го созывов. Награждён орденом "Знак Почёта" и медалями.

УРГЕНЧ древний (Гурганч, Гургандж, Джурджания), столица феод. Хорезма (ныне развалины близ пос. Куня-Ургенч Туркм. ССР). Время возникновения У. не установлено. Первые упоминания в письменных источниках относятся к 10 в., когда он уже был столицей сев. Хорезма и крупным ремесленным и торг. центром. В кон. 10 в., после присоединения юж. Хорезма к северному, У. стал столицей объединённого Хорезмского гос-ва. В 1221 город был взят и разрушен монголами. В 1224 вошёл во владения Джучи и вскоре восстановлен. С сер. 13 в.- в составе Золотой Орды, сохранил значение торгово-ремес-ленного и адм. центра. В сер. 14в. Хорезм освободился от власти Золотой Орды, а

У. снова стал его столицей. В 1388 был уничтожен Тимуром. В 1391 частично восстановлен, но значительного развития не получил. В 17 в. прекратил существование.

В У. сохранились: т. н. мавзолей Фах-рад-дин-Рази (2-я пол. 12 в.; кубовидный объём с шатровым 12-гранным куполом на 12-гранном барабане; гл. фасад украшен резной терракотой), мавзолей Текеша (кон. 12-нач. 13 вв.; прямоугольный в плане, с шатрово-конич. куполом на "гофрированном" барабане), минарет Кут-луг-Тимура (между 1321 и 1333; с конически сужающимся высоким стволом, украшенным поясами узорной кирпичной кладки и лентой надписи), ханака с мавзолеем Наджмеддина Кубра (1-я треть 14 в.; трёхкупольное портальное сооружение; надгробия были покрыты многоцветными глазурованными плитками с богатым цветочно-растит. орнаментом и каллигра-фич. вязью), портал караван-сарая 14 в. с поливными многоцветными облицовками, мавзолей династии Суфи, т. н. Тюрабек-ханым [1360-е гг.; сложный по композиции, с порталом и высоким тройным куполом на барабане с мозаичным плафоном (цветочно-геометрич. узор)]. Раскопки в У. производились в 1929 под рук. А. Ю. Якубовского, в 1952 - С. П. Толстова. Получены материалы по культуре Хорезма и истории феод. города Ср. Азии.

Лит.: Труды Хорезмской археолого-этнографической экспедиции, т. 2, М., 1958; Пилявский В. И., Куня-Ургенч, 2 изд., Л., 1974.

УРГЕНЧ (до 1929 - Новоургенч), город, центр Хорезмской обл. Узб. ССР. Расположен в долине Амударьи, на канале Шават. Ж.-д. станция на линии Чарджоу - Кунград. 91 тыс. жит. (1976; 5 тыс. в 1926, 22 тыс. в 1939, 44 тыс. в 1959, 76 тыс. в 1970). Хлопкоочистит., ремонтный, стройматериалов з-ды, мебельная, швейная и шёлкомотальная ф-ки; пищ. пром-сть. Пед. ин-т, гидромелиоративный и строит. техникумы, дошкольное пед. и муз. уч-ща. Муз.-драматич. театр.

УРГУТ, город (с 1973), центр Ургутского р-на Самаркандской обл. Узб. ССР. Расположен в предгорьях Зеравшанского хр., в 44 км к Ю.-В. от Самарканда. Ткацкая ф-ка. Народный театр.

УРГУЧАН, бальнеологич. курорт в Читинской обл. РСФСР, в 24 км к Ю.-В. от ж.-д. ст. Приисковая и в 42 км от Нерчинска. Лето тёплое (ср. темп-pa июля 18 °С), зима холодная (ср. темп-pa января -27 °С), осадков 325 мм в год. Леч. средства: минеральные источники, углекислые радоновые [22 нкюри/л (60 ед. Махе)] гидрокарбонатные кальциево-магниевые воды к-рых используют для питья и ванн. Лечение заболеваний органов движения и опоры, периферич. нервной системы. Санаторий, ванное здание.

УРДОМА, посёлок гор. типа в Ленском р-не Архангельской обл. РСФСР. Расположен на р. Верхняя Лупья (приток Вычегды). Ж.-д. станция на линии Кот-лас - Микунь. Лесозаготовки.

УРДУ, официальный язык Пакистана, один из ряда совр. лит. языков Индии. Одна из двух лит. форм межнац. языка (lingua franca) хиндустани, насчитывающего св. 150 млн. носителей (1971, оценка). Распространён гл. обр. среди гор. населения, преим. среди мусульман (Карачи, Лахор - в Пакистане; Дели, Лакхнау, Бомбей, Хайдарабад и др.- в Индии). Относится к индоарийской группе индоевроп. семьи языков. Обрёл статус лит. яз. в кон. 17 в. на основе лит. традиции языка дакхни, или "юж. хиндустани" (поэзия Вали). Формировался на базе сев. хиндустани и его основы - диалекта кхариболи. Классический период развития - творчество поэтов-мусульман Сев. Индии (18 - 1-я пол. 19 вв.). Звуковой состав характеризуется типичными чертами новоиндоарийских языков: краткие и долгие гласные, носовые гласные, дифтонги, придыхательные (глухие и звонкие), какуминальные согласные. Специфические фонетические черты - увулярные (к, г, х), переднеязычные (ш, з) и губной (ф) в лит. произношении заимствованных слов.

Грамматич. строй - аналитический (см. Хинди). В "высоком стиле" используются перс. конструкция с изафетом (-э), араб, конструкция с определённым членом (ал-), перс. и араб. формы мн. ч. В лексике много книжных перс. и араб. заимствований (до 80%). Часто словом "У." обозначают народно-разговорную форму языка (хиндустани). Язык стал называться У. с нач. 19 в. Старое название - "рехта". Письменность на основе араб. алфавита.

Лит.: Баранников А. П., Хиндустани (хинди и урду), М., 1934; 3ограф Г. А., Хиндустани на рубеже 18-19 вв., М., 1961; Урду-Русский словарь, М.. 1964.

А. С. Бархударов.

УРДУ ЛИТЕРАТУРА, одна из основных литературных общностей народов Индии и Пакистана на языке урду. Сведения о первых памятниках У. л., развивавшейся под влиянием перс, классики, относятся к 11-12 вв. Основоположник поэтич. традиции - Амир Хосров Дехлеви (1253-1325). В 15-17 вв. У. л. развивалась в основном в мусульманских княжествах Декана (Биджапур, Голконда, Вид-жаянагар и др.) на яз. дакхни (т. н. юж. хиндустани) как религиозно-мистическая (суфийская и бхакти) и светская поэзия. Веротерпимость правителей княжеств способствовала широкому использованию в У. л. мусульм. и индусской тематики. В деканский период в У. л. были представлены все осн. поэтич. формы, заимствованные из перс. поэзии,- месневи, газель, рубай, марсие, касыда.

Мухаммад Кули Кутб-шах (1568?- 1611) -автор первого дивана на урду и произведений, отражающих реальную жизнь Декана. Ибрахим Адиль-шах, (1580-1627) создал музыкально-поэтич. сб. "Девять мелодий". Месневи писали Нусрати (ум. 1674; "Цветник любви"), Гавваси ("Сейф-ул-Мулук и Бади-ул-Джамал"), Ибн-е Нишати (кон. 17 - нач. 18 вв.; "Цветник"), Ваджахи (1625- не позже 1672; "Кутб и Муштари"). создавший также одно из первых в У. л. прозаич. произв. (аллегорич. повесть "Все чувства"). Высшее достижение деканской поэзии - творчество Вали Аурангабади (ок. 1668 - 1744). С потерей деканскими княжествами независимости центр У. л. переместился на север (Дели, Лакхнау, Рампур и др.). Видные поэты 18 в.- Фаиз Делийский (нач. 18 в.), Мазмун (ум. 1747), Шах Мубарак Абру (ум. 1750), Арзу (1689-1756), Хатим (1699- 1791) и др.

В кон. 18 в. утвердилась прозаич. традиция. Появились нар. книги - даста-ны - сказочно-фантастич. характера, в основном переделки санскр. и перс. произведений. С основанием колледжей Форт-Уильям (Калькутта, 1800) и Делийского (1827) переводы-переделки с вост. и зап. языков становятся регулярными. В 40-е гг. зародилась просветит. публицистика (Рам Чандар и др.), Гума-нистич. содержание характерно для поэзии Мир Хаки Мира (1724-1810), На-зира Акбарабади (1740-1830), Мирзы Асадуллы Галиба (1797-1869); стихи Галиоа полны ожидания социальных перемен. Мн. поэты вслед за Мир Дардом (1721-85) писали в русле мистич. суфий-ской поэзии, в к-рой сказался упадок традиц. мусульм. общества. В Лакхнау сложилась школа изысканно-формальной эротич. поэзии (Рангин, 1755- 1834; Джан Сахиб и др.). Совершенствуется стихотворная техника, вводятся новые размеры (мухаммас). Достиг расцвета жанр марсии: Мир Анис (1802- 1874), Мирза Дабир (1803-75); в религиозно-исторических сюжетах их произведений отразилась индийская действительность.

Последняя треть 19 в. представляет собой в истории У. л. этап развитого просветительства. На первый план выдвинулся роман - морально-дидактический (Назир Ахмад, 1836-1912), авантюрно-приключенческий (Р. Саршар, 1846 или 1847-1903), исторический (Абдул Ха-лим Шарар, 1860-1926) и социальный (Мирза Русва, 1858-1931). Просветит. идеями пронизана патриотич. поэзия Мухаммада Хусейна Азада (1829-1910), Хали (1837-1914) и Мухаммада Шибли Нумани (1857-1914), а также их лит.-критич. работы.

Крупнейший поэт нач. 20 в.- Мухаммад Икбал (1877-1938). В его стихах философски осмысляются осн. проблемы бытия. В У. л. 20-30-х гг. усилилось социальное звучание; в романах и рассказах Премчанда (1880-1936) утвердился метод критич. реализма. В 1936 была создана Ассоциация прогрессивных писателей Индии, в к-рую вошли активные участники антиколониальной борьбы, писатели социалистической ориентации. Среди них - революц. романтик Джош Малихабади (р. 1898), писатели Саджад Захир (1905-73), Кришан Чандар (р. 1913), Ходжа Ахмад Аббас (р. 1914), Раджендар Сингх Беди (р. 1915). Поэты Фаиз Ахмад Фаиз (р. 1911), Махдум Мохиуддин (1908-69), Али Сардар Джафри (р. 1913), Ахмад Надим Касми (р. 1916) реформируют традиц. стих, наполняют его новым социальным содержанием. Формируется марксистская критика: Эхтишам Хусейн (1912-72), Саджад Захир, Мумтаз Хусейн (р. 1919) и др. В 30-е гг. зародилось и формалистич. направление в поэзии - Мираджи (1910-49), Hyp Мухаммад Рашид (р. 1910) и др.

После достижения Индией независимости и раздела её (1947) У. л. развивается в Индии и Пакистане на основе общих традиций. В то же время формируются и специфические черты, вызванные особенностями историч. развития этих стран.

В числе совр. инд. прозаиков, пишущих н