БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ХРАМОВАЯ МУЗЫКА, культовая музыка.
ЦИНКА СУЛЬФИД, сернистый цинк, ZnS, белый порошок.
ЧЕРСКОГО ХРЕБЕТ, цепи Черского, горная система на С.-В. СССР.
ЧУВАШСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени И. H. Ульянова.
ТАМОЖНЯ (от тамга), гос. учреждение, контролирующее провоз грузов.
ШТЕТТИНСКИЙ МИР 1570, между Швецией и Данией.
ЭКСПОНОМЕТРИЯ, раздел фотографии, в к-ром определяют условия экспонирования.
ЭССЕ (франц. essai - попытка, проба, очерк, от лат. exagium - взвешивание), прозаич. сочинение.
ТЕАТР ТЕНЕЙ, вид театр, зрелища.
ЕККЕ, текийе, завие (тур. tekke, zaviye), обитель мусульм. дервишей в Турции.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

2197031823552198549321 придатка, расширении вен семенного канатика и др., а также для профилактики травм яичка при спортивных упражнениях и верховой езде.

СУССЕКС, Сассеке (Sussex), Восточный и Западный, два графства в Великобритании, у пролива Ла-Манш. Пл. Вост. С. 2,1 тыс. км2 и нас. 657,7 тыс. чел. (1973). Пл. Зап. С. 1,6 тыс. км2 и нас. 629,9 тыс. чел. (1973). Побережье С.- важный курортный р-н Страны: курорты Брайтон, Истборн, Гастингс и др. Высокотоварное овощеводство и плодоводство. На севере - посевы зерновых, молочное животноводство и птицеводство. Города - Льюис и Чичестер.

СУССЕКС, порода кур мясо-яичного направления продуктивности. Выведена в Великобритании (Суссекс) скрещиванием местных кур с доркингами, корнитами, белыми кохинхинами, орпингтонами и брама. По цвету оперения имеются три разновидности: светлые, жёлто-коричневые и красные. Наиболее распространены светлые С. Окраска оперения у них сцеплена с полом, что позволяет при скрещивании С. с др. породами различать пол суточных цыплят. Взрослые петухи весят 3,3-3,5 кг, куры -2,5-2,7 кг, молодняк мясных линий к 70 сут - 1,3-1,5 кг. Яйценоскость кур 160-170 яиц в год. Разводят С. во мн. европ. странах, в СССР - в небольших кол-вах.

СУСТАВ, подвижное соединение костей, позволяющее им двигаться относительно друг друга. Осн. элементы С.: поверхности сочленяющихся костей, покрытые хрящевой тканью; полость с суставной жидкостью; сумка, изолирующая полость. Нек-рые С. имеют также вспомогат. образования - связки, диски, мениски и синовиальные сумки. В процессе эволюции животных и совершенствования локомоции менялась и форма С. У человека её особенности связаны с вертикальным положением тела, от к-рого зависит число осей вращения и степеней свободы движений. Различают С. простые (образованы 2 костями) и сложные (в образовании их принимают участие неск. костей), По форме суставные поверхности сравнивают с геом. фигурами: шаровидный, эллипсоидный, седловидный, плоский и др. По степени подвижности различают С. свободноподвижные (напр., шаровидный плечевой) и тугоподвижные (напр., между ребром и грудинной костью). Объём движений в С. определяют в градусах углов, образуемых соединяющимися костями. Движения могут осуществляться вокруг одной, двух и трёх осей: одно- (цилиндрич. и блоковидный), двух- (эллипсоидный и седловидный) и многоосевой (шаровидный) С. Движения в норме ограничиваются выступами костей, натяжением связок и сумки С. (См. также статьи Голеностопный сустав, Коленный сустав, Локтевой сустав.) Поражения С. могут быть следствием травм (вывих), врождёнными (артрогрипоз), обменно-деструктивной (артроз) или воспалит, (артрит', см. также Подагра, Туберкулёз) природы. Вследствие различных патологич. про-, цессов возможно развитие ограничения подвижности (см. Контрактура) или полного обездвиживания (см. Анкилоз) в С. Заболевания С., методы их лечения и профилактики изучают ортопедия, травматология и спец. раздел клинич. медицины - артрология.

Лит.: Синельников Р. Д., Атлас анатомии человека, т. 1, М., 1963; Астапенко М.Г.. П и x л а к Э. Г., Болезни суставов, М., 1966. В. Ю. Голяховский.

СУСУ, coco, народ, живущий в прибрежных областях Гвинейской Республики (адм. районы Боффа, Фриа, Киндиа, Дубрека, Конакри, Форекарья). Численность ок. 415 тыс. чел. (1970, оценка). Язык С. входит в юж. группу манде языков (манде-фу). С сусу быстро ассимилируются соседние малые народы - бага, ландума, налу, микифоре. Большинство С.- мусульмане. Осн. занятия - земледелие (рис, просо, экспортные культуры - ананасы, бананы) и рыболовство.

СУСУК ГАНГСКИЙ, слепой дельфин, с у з у (Platanista gangetica), водное млекопитающее сем. речных дельфинов подотряда зубатых китов.

СУСУМАН, город, центр Сусуманского р-на Магаданской обл. РСФСР. Расположен на Колымской автотрассе, на р. Берелёх (басе. Колымы). Горнообогатит. комбинат (золото), ремонтно-механич. з-д, автотранспортные предприятия, з-д стройматериалов, мясо-молочный комбинат, овоще-молочный совхоз. Горный техникум.

СУСУНАЙСКИЙ ХРЕБЕТ, горный хребет в юж. части о. Сахалин. Дл. 55 км, вые. 500-1000 м (наибольшая - г. Чехова - 1047 м). Сложен метаморфич. и осадочными породами. На склонах -елово-пихтовая тайга с редкой примесью курильского бамбука и заросли кедрового стланика. У подножия - г. ЮжноСахалинск, для жителей к-рого склоны С. x. служат излюбленными местами отдыха, туризма и зимнего спорта.

СУТАРТИНЕ (литов. sutartine, от sutarti - ладить, быть в согласии), вид старинных литов. многоголосных песен, преим. женских трудовых. Исполнялись во время работы, а также на свадьбах; иногда сопровождали танцы. Стилистич. особенности С.- параллельные секундовые созвучия, синкопы, свободный двухголосный полифонич. склад - используются в нар. инструментальной музыке, а также в симф. и др. произведениях литов. композиторов.

СУТГОФ Александр Николаевич [4(16).12.1801, Киев,- 14(26).8.1872, г. Боржоми], декабрист. Сын ген.-майора. Поручик лейб-гвардии Гренадерского полка. Чл. Северного общества декабристов. Во время восстания 14 дек. 1825 вывел свою роту на Сенатскую площадь. Был приговорён к смертной казни, заменённой 20 годами каторги, к-рую отбывал на Нерчинских рудниках и в Петровском з-де. Заметки С. о 14 дек. 1825 опубликованы в журн. "Былое", 1907, кн. 4

СУТИСКИ, посёлок гор. типа в Тывровском р-не Винницкой обл. УССР, в 10 км от ж.-д. станции Гнивань (на линии Винница - Жмеринка). Завод автоэлектроаппаратуры ; инкубаторно-птицеводческая станция. Маш.-строит, техникум.

СУТКИ, единица измерения времени, равная 24 часам. Различают звёздные С., равные периоду вращения Земли, отсчитываемому относительно точки весеннего равноденствия, и солнечные С.- период вращения Земли относительно Солнца. Звёздные С. равны промежутку времени между двумя последовательными верхними (или нижними) кульминациями точки весеннего равноденствия. Момент верхней кульминации этой точки, принимаемый за начало звёздных С., считается 0 часов звёздного времени. В зависимости от того, какую точку весеннего равноденствия при этом принимают - истинную (рассматривается движение этой точки вследствие прецессии и нутации) или среднюю (только вследствие прецессии), различают истинные и средние звёздные С. Вследствие прецессионного движения точки весеннего равноденствия средние звёздные С. на 0,0084 сек короче действит. периода вращения Земли. Продолжительность истинных звёздных С. непостоянна и непрерывно изменяется вследствие нутации. Звёздные С. неудобны для измерения времени на практике, т. к. они не согласуются с чередованием дня и ночи. Поэтому в обиходе приняты солнечные С., равные промежутку времени между двумя последовательными верхними или нижними кульминациями Солнца, т. е. между двумя последовательными полуднями или полуночами. Вследствие эллиптичности земной орбиты и наклона эклиптики к экватору промежуток времени между двумя кульминациями реального (истинного) Солнца, т. е. продолжительность истинных солнечных С., непостоянен и в течение года меняется от 24 ч 3 мин 36 сек (в середине сентября) до 24 ч 4 мин 27 сек (в конце декабря) звёздного времени. Для устранения такой неравномерности пользуются средней продолжительностью солнечных С. за год, называемой средними солнечными С. и равной 24 ч 3 мин 56,55536 сек звёздного времени. За начало средних солнечных С. принимается средняя полночь, т. е. момент нижней кульминации воображаемой точки небесной сферы, называемой средним Солнцем. Звёздные С., так же как и средние солнечные С., подразделяются на часы, минуты и секунды; между ними существует соотношение: 1 единица (сутки, минута или секунда) звёздного времени равна 0,9972696 соответствующей единицы среднего солнечного времени. То обстоятельство, что год не содержит целого числа средних солнечных С., является основной трудностью в составлении календаря. Лит.: Справочное руководство по небесной механике п астродннамике, под ред. Г. H. Дубошпна. М.,; 1971.

СУТКОВЦЫ, село Ярмолинского р-на Хмельницкой обл. УССР, в к-ром находится кам. Покровская церковь (1467) -характерный образец культовой постройки, приспособленной к обороне. К центр., квадратному в плане, объёму примыкают 4 мощные апсиды в виде башен с бойницами. Массивные стены, скупо прорезанные бойницами, крупные, сильно нависающие машикули придают небольшому сооружению суровую монументальность.

СУТОМО (Sutomo) (30.7.1888-30.5. 1938), деятель индонезийского нац. движения. Род. в аристократия, семье. В 1911 окончил мед. училище в Джакарте, затем был врачом на Яве и Суматре. Один из основателей первой нндонез. нац. орг-ции - "Буди Утомо" (1908). В 1919-1923 учился и занимался мед. практикой в Европе. В 1924 основал в Сурабае индонез. нац. орг-цию - Индонез. исследовательский клуб, в 1931 - Союз индонез. нации (ПБИ). В 1935 в результате слияния ПБИ, "Буди Утомо" и нек-рых др. партий и орг-ций была создана под рук. С. Партия Великой Индонезии (Париндра), выступавшая за предоставление Индонезии самоуправления.

СУТОРА, рыжая сутора (Suthora webbiana), птица семейства толстоклювых синиц отр. воробьиных. Дл. тела ок. 13 см. Оперение ржаво-бурое. Хвост длинный, ступенчатый. Распространена С. в Вост. Азии от Юж. Приморья до Индокитая. Близкие виды живут в Юго-Вост. Азии. Зимой кочуют стайками или живут оседло. Гнездятся на опушках леса или в зарослях кустарников по берегам водоёмов. Гнёзда глубокие, чашевидные, на кустах на высоте до 2 м. В кладке 4-5 яиц. Питаются семенами и насекомыми, к-рых иногда извлекают из стеблей, перекусывая их коротким массивным клювом, как кусачками.

СУТОЧНЫЕ РИТМЫ, циклич. повторение (усиление, ослабление) с интервалом в сутки к.-л. биологических явлений или процессов. Различают солнечные С. р. (24 часа) и лунные, или приливные, С. р. (24,8 часа). С. р., характеризующие образ жизни обитателей Земли, - одни из наиболее чётко выраженных биологических ритмов. С. р. складываются из реакций организма на суточные изменения внеш. условий и спонтанных физиологических ритмов. Под влиянием постоянных условий спонтанные С. р. могут менять свой период, превращаясь в околосуточные, или циркадные ритмы. Спонтанные С. р. обнаружены у отдельных клеток, в т. ч. у клеток, искусственно лишённых ядра. У человека отмечено неск. десятков физиологич. функций, проявляющих С. р. Практич. значение имеют суточные изменения чувствительности животных и растений к химич. и физич. воздействиям (лекарствам, ядам, радиации и т. д.). При нарушении естеств. ритма внеш. условий возникает десинхронизация С. р. разных физиологич. функций, что в дальнейшем приводит к заболеваниям. Явления такого рода наблюдаются при разведении животных и растений в искусств, условиях, а также при изоляции человека от естеств. среды (напр., в космич. полёте). См. также "Биологические часы".

Лит.: Биологические ритмы в механизмах компенсации нарушенных функций, М., 1973; У орд Р., Живые часы, пер. с англ., М., 1974. В. Б. Чернышёв.

СУТОЧНЫЙ ПАРАЛЛАКС, угол с вершиной в центре небесного светила и со сторонами, направленными к центру Земли и к точке наблюдения на земной поверхности. См. Параллакс.

СУТРЫ (санскр. сутра - правило или изречение, букв.- нить), древнеиндийские трактаты по философии, морали, политике, праву, грамматике и пр., составленные в назидат. форме сборники изречений. Появились в сер. 1-го тыс. до н. э. Философские С. в той форме, в какой они до нас дошли, возникли, как полагают, в 5 в. н. э., а Джар масутры -сборники, излагавшие право,- в 1-3 вв. н. э. Языком С. написан и известный памятник инд. лит-ры -"Артхашастра".

СУТУНКА, плоская стальная заготовка толщиной 4-22 мм и шириной ок. 150-730 мм, получаемая на сортопрокатных и заготовочных станах, предназначенная для горячей штучной прокатки тонких листов толщиной 0,18-3,0мм. С. используется для получения жести, динамной, трансформаторной, кровельной и тонколистовой стали, а также штрипсов для сварных труб. С. прокатывается в горячем состоянии в двухвалковых клетях (иногда пакетным способом) или на сутуно-заготоврчных станах. Длину С. выбирают с учётом ширины листа или максимально возможной длины заготовки при нагреве в методич. печи под дальнейшую прокатку на штрипсовом стане.

СУУК-СУ, С у у к с у, ср.-век. могильник 6-10 вв. на юж. берегу Крыма, между Гурзуфом и зап. склоном горы Аюдаг; частично - на терр. пионерского лагеря Артек (б. имение Суук-Су). Большая часть раскопана H. И. Репниковым в нач. 20 в. Погребения в склепах и подбойных могилах 6-7 вв. содержат фибулы, поясные наборы и пряжки, серьги, янтарные и сердоликовые бусы и др. вещи. Плитовые могилы 8-10 вв. почти не содержат инвентаря, что связано с распространением в Таврике христианства. Этнич. принадлежность могильника спорна, одни учёные связывают его с крымскими готами, другие - с огреченным сармато-аланским населением Таврики. Лит.: Репников H. И., Некоторые могильники области крымских готов, в сб.: Изв. императорской археологической комиссии, в. 19, СПБ, 1906; К р о п о т к и н В. В., Могильник Суук-Су н его историко-археологическое значение, "Советская археология", 1959, № 1; Якобсон А. Л., Средневековый Крым, М.- Л., 1964.

СУУРЕ-ЯАНИ, город в Вильяндиском р-не Эст. ССР. Расположен в 5 км от ж.-д. станции Олуствере (на линии Тюри-Мыйзакюла) и в 126 км к Ю.-В. от Таллина. Цех Вильяндиского молочного комбината. Мемориальный музей композиторов А. И. Каппа и Э. А. Каппа.

СУФАНУВОНГ (р. 13.7.1909, Луангпрабанг), лаосский политич. деятель, принц. Образование получил во Франции (инженер-строитель). Активно участвовал в антиколон, движении Лао Иссара. В 1945-49 был командующим нац. армии Лао Иссара. В 1950 возглавил Единый нац. фронт Лаоса (Нео Лао Итсала), а с 1956 - Патриотический фронт Лаоса (Нео Лао Хаксат). Входил в состав двух коалиционных пр-в, сформированных Суванна Фу мой в 1957 (функционировало до конца 1958) и 1962. Во второй коалиции (пр-ве нац. единства, коалиция раскололась в 1963-64) занимал посты заместителя премьер-министра и министра экономики и планирования. Сыграл важную роль в подписании Вьентьянского соглашения о Лаосе (21 февр. 1973) и протокола к нему (14 сент. 1973). С апреля 1974 до дек. 1975 возглавлял Нац. политич. коалиционный совет. С дек. 1975 президент Лаосской Народно-Демократич. Республики (ЛНДР) и пред. Верховного нац. собрания ЛНДР. Неоднократно бывал с офиц. визитами в СССР.

Суфанувэнг.

СУФИЗМ [от араб, суфи, букв.- носящий шерстяные одежды (суф - шерсть, грубая шерстяная ткань, отсюда - власяница как атрибут аскета); по мнению Бируни, от греч. sophos - мудрец (вероятно, искусств, этимология)], мистическое течение в исламе (как шиизме, так и суннизме), зародившееся в 8 в. на территории совр. Ирака и Сирии. В разные эпохи С. был распространён от сев.-зап. Африки до сев. окраин Китая и Индонезии. В целом для С. характерны след, черты: сочетание идеалистнч. метафизики (ирфан) с особой аскетич. практикой; учение о постепенном приближении прозелита (мурид) через мистич. любовь к познанию бога и конечному слиянию с ним; значит, роль старца-наставника (муршид, пир), ведущего прозелита по мистич. пути (тарикат) до момента слияния с богом. Отсюда стремление суфиев к интуитивному познанию, "озарениям", экстазу, достигаемому путём особых танцев или бесконечного повторения молитвенных формул, "умерщвление плоти" мурида по указаниям старца.

Основы учения С. заложены в 9 в. египтянином Зу-н-Нуном аль-Мисри и багдадцем Абу Абдаллахом аль-Мухасиби, создателем теории самонаблюдения над соотношением поступков человека и его сокровенных намерений с целью установления высшей искренности перед богом (противопоставлялось лицемерию и показному благочестию духовенства). Мухасиби приписывают учение о "хал" -мгновенном озарении, экстатич. состоянии суфия на пути к богу. Школа маламатийа (Нишапур, 9 в.) создала учение о сочетании внутр. очищения с умышленным показным неблагочестием (напр., питьё вина), вызывающим упрёки посторонних, что должно смирить гордыню. Представитель багдадской школы Джунайд (ум. 909) создал учение о "фана" -мистич. растворении суфия в боге, ведущем к "сверхбытию" ("бака") - вечности в абсолюте. Джунайд предложил считать первым этапом мистич. пути "шариат" -общемусульм. религ. закон, вторым -суфийский путь "тарикат" и третьим -"хакикат" - мистич. постижение истины в боге. Для Джунайда одна из основ ислама "таухид" - не словесное доказательство единственности бога, как в богословии, а сама аскетич. жизнь суфия в трансцендентном единении с богом. Др. основоположник С. Абу Язид (ум. 874) создал учение о тройной градации сознания бытия (Я, Ты, Он-самость). Абу Абдаллах Хусейн ибн Мансур альХалладж утверждал возможность реального единения духа суфия с богом и в моменты экстаза восклицал: "Я есть Истинный" (т. е. бог); за это он был признан еретиком и казнён в 922. В 10-11 вв. суфийское учение о "тарикате" приобретает законченную форму, появляются положения о "стоянках" на мистич. пути, о тройной градации "истинного знания", завершающейся слиянием познающего и познаваемого (бога). Складывается организация суфийских "орденов", или сект, объединённых цепочками старцев, передающих посвящение от основателя. Создаются своеобразные суфийские обители типа монастырей (ханаках). С. теряет первоначальные еретич. черты. В результате реформаторской деятельности Газали С. получает известное признание со стороны ортодоксального мусульм. духовенства, к-рое до 11 -12 вв. преследовало С. (хотя спор о "допустимости" С. в исламе продолжается и в 20 в.). Суфийские мыслители Ахмед Газали (ум. 1126), Айн аль-Кузат Хамадани (ум. 1132) и Ибн аль-Араби (ум. 1240) развивают учение о "вахдат аль-вуджуд" -"единстве бытия", использованное для метафизич. обоснования аскетизма и веротерпимости. Согласно этому учению, вещь не имеет истинного бытия (к-рым обладает только её форма, идея), а проходит через становление и исчезновение, разделённые цепью мгновений. Дух суфия должен "сбросить цепи множественности", присущей материи, и вернуться через аскетизм к единственности божества, прийти к единению с абсолютом.

На протяжении 12 столетий существования С. различные стороны его учений и его организационные формы использовались разными классовыми группировками. Суфии участвовали в "войнах против неверных" (джихад), в нар. восстаниях сербедаров (14 в.), создали воен. формирования, приведшие к власти династию Сефевидов в Иране (нач. 16 в.). Суфиями считались мюриды Шамиля в 19 в. Многие феод, правители преследовали суфиев, связанных с ремесл. кругами. Нек-рые су финские старцы сами становились крупными феодалами и пользовались политич. влиянием. В кон. 19 - нач. 20 вв. бурж. реформаторы в странах Востока и модернизаторы ислама повели борьбу с суфийскими орденами, связанными с феод, реакцией. В Турции в 1920-х гг. в ходе бурж. реформ были запрещены все су финские ордена; в Иране Реза-шах боролся с влиянием суфиев. В СССР суфийские ордена прекратили своё существование в 20-х гг. 20 в. В совр. условиях С. на Востоке продолжает играть довольно значит, роль; постоянную борьбу с ним ведут прогрессивные деятели в странах Востока.

Лит.: Бертельс Е. Э., Суфизм и суфийская литература, М., 1965 (лит.); П е трушевский И. П., Ислам в Иране в 7 - 15 вв., Л., 1966, с. 310 - 50; История персидской и таджикской литературы, пер. с чешек., М., 1970, с. 219 - 36; Религия и общественная мысль стран Востока, М., 1974, с. 320-35 (лит.); R i t t е r H., Das Meer der Seele, Leiden, 1955; Corbin H., Histoire de la philosophie islamique, P., 1964, p. 262 -268; G r a m 1 i c h R., Die schiitischen Der wischorden Persiens, Bd 1, Wiesbaden, 1965 (лит.); Trimingham J. S., The Sufi orders in Islam, Oxf., 1971. А, Е. Бертельс.

СУФИЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА, совокупность разноязычных произведений, выражающих и проповедующих идеи суфизма. Последний оказал большое влияние на ср.-век. лит-ру, особенно поэзию, на араб., перс., тур., урду и др. языках Бл. и Ср. Востока. Суфийские учения и организации давали больший простор художеств, творчеству, чем придворная поэзия феод, периода. Суфии использовали в своей лит-ре элементы фольклора. Творчество Низами, Навои, Хафиза, Джами в той или иной мере связано с суфизмом. Произведения таких суфийских поэтов, как Санаи (ум. ок. 1140), Аттар (р. ок. 1119), Руми (1207-1273), содержат протест против феод, гнёта (с позиций "божеств, справедливости"), осуждение дурных правителей, жадности и лицемерия ортодоксального мусульм. духовенства, религ. фанатизма. Поэтич. ф°рмы, применявшиеся этими поэтами, тяготеют к нар. песне, притче, волшебной сказке. Расцвет суфийской поэзии на фарси относится к 12-15 вв. Однако и последующие эпохи выдвигают крупных поэтов, связанных с суфизмом (Хатиф Исфахани -17 в., Бедиль - 18 в.). Отд. поэты-суфии есть в Иране, Пакистане.

Лит. см. при ст. Суфизм.

СУФЛЁР (франц. souffleur, от souffler - дышать, дуть, подсказывать), работник театра, следящий за ходом репетиций и спектакля по выверенному тексту пьесы (суфлёрский экземпляр) и подсказывающий актёрам, в случае необходимости, текст роли.В муз. театре С. следит за спектаклем по клавиру. С. находится в суфлёрской будке, расположенной у линии занавеса (или в одной из боковых кулис) и скрытой от зрителей.

СУФЛО (Soufflot) Жак Жермен (22.7. 1713, Иранси, близ г. Осер,-29.8.1780, Париж), французский архитектор. Один из ведущих представителей классицизма 18 в. Учился в Риме (1734-37). В 1730-е гг. посетил Малую Азию, в 1750 изучал и обмерял антич. памятники Сицилии и Пестума. Лрактич. деятельность начал в Лионе, где по его проектам были сооружены отель Дьё (больница, 1741 -1742) и др. здания. С 1755 работал в Париже. Осн. произв. С.- церковь СентЖеневьев в Париже (1758-90, илл. см. т. 19, табл. XI, стр. 208-209), в 1791 превращённая в Пантеон. Здание церкви - крупный объём, увенчанный куполом; вход подчёркивается классич. портиком; сооружение отличается ясностью крупных членений, строгой монументальностью форм, смелостью конструктивного решения (купол большого пролёта покоится на 4 лёгких 3-гранных опорах).

Соч.: CEuvres, v. 1-2, P., 1767.

Лит.: Monval J. В. М., Soufflot..., P., 1918; P e t z e t М., Soufflots SainteGenevieve und der franzosische Kirchenbau des 18. Jahrhunderts, В., 1961.

СУФЛЯР (франц. soufflard, от souffler - дуть), усиленное выделение газа из массива горных пород или угольных пластов по трещинам. В СССР к С. принято относить газовыделение, превышающее 1 м31мин на участке выработки меньше 20 м. В угольных пихтах суфлярные газы состоят в основном из метана, в рудных месторождениях известны С. углеводородных смесей, углекислого газа и азота. Для устранения опасности заполнения выработок газом осуществляют его каптаж и усиленное проветривание.

СУ-ФОЛС (Sioux Falls), город в США, на р. Биг-Су (приток Миссури), в штате Юж. Дакота. 72,5 тыс. жит. (1970). Торговый центр животноводческого и зернового района. Пром-сть по переработке с.-х. продукции (55% всех занятых в пром-сти). Произ-во с.-х. машин, минеральных удобрений.

СУФРАЖИСТКИ (от англ, suffrage -избирательное право), участницы женского движения за предоставление женщинам избират. прав. Движение получило распространение во 2-й пол. 19 -нач. 20 вв. в Великобритании, США, Германии и нек-рых др. странах. С. широко применяли (особенно в Великобритании) тактику обструкций, устраивали шумные манифестации. В 1904 была основана междунар. орг-ция С.-Междунар. альянс за избират. права